Перейти к содержанию
Гость Artak

Казахи

Рекомендуемые сообщения

"О Монкэ бии"

Во-вторых, доподлинно и достоверно известно, что у монголов не было института биев, как и не существовало самого понятия «би». В этом хронологическом ракурсе институт биев – относительно поздний продукт, возникший в ногайлинскую эпоху. Касаясь генезиса тюрко-мусульманских терминов политического лидерства, следовало бы уточнить, что би – это название высшего должностного лица в ногайлинском государстве, эмир – повелителя в государстве Хромого Тимура и тимуридов, халиф – царя у арабов, султан – верховного владыки в государстве Турков-Сельджуков, а затем в Османской империи. К тому же для тех, кого у казахов называли биями, у монголов существовал синонимичный, но не тождественный термин сэчэн (в собственно казахской фонетической форме шешен, напр., Жиренше-шешен). К слову, в социальной иерархии монгольского общества статусы хана и сэчэна разнились, что называется, как небо и земля.

На счёт бий – этот термин существовал у монголов и тюрков довольно раньше. Это и есть монгольский «бэхи» и тюркский «бэг» или «бек». Во времена Чингис хаана ойратами владел Хутуга бэхи – можно сделать слегка стяжив Хутуга бии.

А монгольский «сэчэн» это не какой нибудь титул, а звание дополняющий имя всякого человека либо хаан либо простой харачу. Например Хубилай великого хаана звали Хубилай сэчэн хаан, т.е. мудрый каан Хубилай.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Многочисленный пласт составляют у тюркских народов имена , как правило, заканчивающиеся титулами: хан, кан, бий, бек, тегин, тархан, шад, джабагу. Иногда титул ставился перед именем, но по сути, это не имело значения. Исключение составляет слово , по мнению современных исследователей , 'бек' (Бык) . Когда оно пишется в начале слова, то имеет значение 'крепкий' (Бекболат, Бекташ), а в конце имени , как правило, означает титул. Но понятие "крепкий " отражает лишь одно из основных для слова бек-бык .

Титул 'бий' часто встречается в усеченной форме 'би', обратите внимание на имена древних уйгуров 'Биага', 'Бижан', 'Бисуд' . "Би"- пчела равноправное божественное понятие , логично вытекающее из слова и содержащееся в нем как его конструкция , Бык - Би-Ка . По древним представлениям пчелы рождались из быков , но еще более древние указывают на первородство Пчелы-Богини перд Богом-быком . В качестве примера приведем карачаево-балкарские имена: Бияка, Биаслан, Бика.

http://rabbat23.boxmail.biz/cgi-bin/guide....d_article=67346

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Происхождение казахов и узбеков.

Автор - ВАЛИДОВ (ВАЛИДИ) Ахметзаки Ахметшахович [(в эмиграции - Ахмет Заки Валиди Тоган)

http://www.ku.edu/carrie/cec/ozkaz.shtml

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Происхождение казахов и узбеков.

Автор - ВАЛИДОВ (ВАЛИДИ) Ахметзаки Ахметшахович [(в эмиграции - Ахмет Заки Валиди Тоган)

http://www.ku.edu/carrie/cec/ozkaz.shtml

Допущена ошибка в родовом делении казахов. Пишется, якобы кереи делятся на два. Абак керей и кара керей. Кара керей принадлежат найману, а не керею. И все перечисленные от кара керея роды тоже.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

По немецкому телевидению показывали фильм про амазонок.

Профессор Давис-Кампбелл из Америки доказала, что амазонки были казашками,

по ДНА все совпало. Показали еще одну девченку из района, где стыкуются границы Казахстана, России, Монголии и Китая - блондинку, по имени Майрамгуль, казашку. Ее ДНА и ДНА ее матери совпали с ДНА найденной между Волгой и Каспием амазонки. Программа называется ZDF Expedition

Даны ссылки

http://www.zdf.de/ZDFde/inhalt/3/0,1872,2132483,00.html

http://www.zdf.de/ZDFde/inhalt/5/0,1872,2133061,00.html

http://www.zdf.de/ZDFde/inhalt/16/0,1872,2133072,00.html.

Прошу владеющих немецким языком, а также всех кого эта тема заинтересовала высказаться.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Фотография знаменитой Майрамгуль, генетической наследницы амозонок.

meiramgul.jpg

P.S. В субфоруме Антропология была специально открыта Хакназаром тема Амазонки. Там сиё открытие уже обсуждалось.

http://www.kyrgyz.ru/forum/index.php?showtopic=802

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

На счёт бий – этот термин существовал у монголов и тюрков довольно раньше. Это и есть монгольский «бэхи» и тюркский «бэг» или «бек».

"би" и "бек" - разные слова.

был у нас такой мудрец в 18 веке Казыбек би.

в казахском языке "билеу" - властвовать.

а на ближнем востоке "би" похоже транформировалось в "бей".

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

"би" и "бек" - разные слова.

был у нас такой мудрец в 18 веке Казыбек би.

в казахском языке "билеу" - властвовать.

а на ближнем востоке "би" похоже транформировалось в "бей".

"бий" и "бек" одно слово в разных диалектах (т.е. в некоторых языках первоначальное слово "бек, бэхи" изменен как "би").

А вот "би билеу" -действително другое слово т.е. "танцевать".

На ойратском говорят "би билэх" - то же самое "би билеу".

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

QUOTE (BAUYR$AK @ 9.12.2004 - 05:40)

"би" и "бек" - разные слова.

был у нас такой мудрец в 18 веке Казыбек би.

в казахском языке "билеу" - властвовать.

а на ближнем востоке "би" похоже транформировалось в "бей". 

enhd:

"бий" и "бек" одно слово в разных диалектах (т.е. в некоторых языках первоначальное слово "бек, бэхи" изменен как "би").

Долгое время я считал так же, как ув. enhd, да и давно сложилось общее мнение, что основной термин - бек, бег, а бий и бей - его поздние модификации. Но вот как-то посмотрел "Кодекс Куманикус" [это итальянский латино-персо-тюркский (и монгольский) словарь кон.13 - 1 пол. 14 в.]. Так там слова бег и бей не только разные по написанию, но даже по значению:

бег - лат. princeps - перс. pser ul patia (видимо пэсар ал-падишах, царевич)

бей - лат. baron - перс. amir.

(здесь например: http://www.unesco.kz/qypchaq/The%20Codex%2...B_%20Golden.htm )

Т.е. бей получается "ниже" бега. Так что дело с беком-беем оказалось сложнее, надо думать дальше.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А вот "би билеу" -действително другое слово т.е. "танцевать".

при чем тут танцевать ? :) "би билеу" и "билеу" - разные слова.

Тетон, оч. интересно.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

был у нас такой мудрец в 18 веке Казыбек би.

Этот пример интересен как раз одновременным использованием бека и бия. Би у Казыбека, очевидно, не часть имени, а восточнокипчакский титул бий, сохраненный казахской родовой аристократией. У бека здесь скорее всего не одно из прямых значений (князь, господин, господь), а одно из переносных (храбрый, отважный, крепкий). А вообще на форуме есть коллега Ар, он наверное лучше может тут разобраться :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Би у Казыбека, очевидно, не часть имени, а восточнокипчакский титул бий

безусловно.

его имя Казыбек (гази бек). би - титул.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Насчет слов БЕК и БЕЙ. Вообщем есть мнение, что у этих слов общее происхождение, хотя , конечно, в конце концов их значения могли разойтись , например, так что титулы БЕК, БИЙ, БЕЙ , БЕГ означли отнюдь не одно и то же. Вполне возможно, что и титул яБГУ находится в родственных отношениях с этими словами. Впрочем, есть и другие мнения. (на форуме было сообщение про БЕКа и ЯБГУ в связи со статьей Акишева про сакский митраизм)

Про родство БЕГ=БЕК и БЕЙ. означающих "правитель, господин" , а также в переносном смысле "господь" (кстати еще ведь еще одно слово с теми же первоначально значениями - БАЙ, которое недалеко ушло по звучанию от БЕЙ ;), а также слово БА(Й)ЯТ = "бог, господь" ), написано у А.Гафурова в книге "Имя и История".

Можно также привести сравнительную этимологию тюркского слова БЕК = "крепкий, твердый , постоянный" (у монгол родственное "jeke" = "большой" ) по Старостину:

***

Altaic etymology :

Record number: 1736

Protoform: *pe>\k`i

Meaning: big, solid, firm

Turkic protoform: *bek

Mongolian protoform: *hike

Tungus protoform: *pegdi

Korean protoform: *ph@k ( < *p@kh) / *pak

Comments: SKE 62 (Mong.-Tung., incorrectly criticized in TMN 1, 554), 213. Turk. > WMong. beki, beku" > Evk. beki (see Doerfer TMN 1, 238, MT 101). Low tone and shortness reconstructed because of Mong. *h-. Cf. also *p`i_a\ka 'mighty' (the two roots could interfere because of similarity).

--------------------------------------------------------------------------------

Turkic etymology :

Record number: 1155

Protoform: *bek

Meaning: firm, solid, stable

Old Turkic: bek (OUygh.)

Karakhanid: bek (MK)

Middle Turkic: bek, pek (Pav. C.)

Turkish: pek

Gagauz: pek

Turkmen: bek

Sary-Yughur: poq, pyq

Tatar: bik

Kirghiz: bek

Kazakh: bek

Noghai: bek

Balkar: bek

Kumyk: bek

Karakalpak: bek

Bashkir: bik

Khakassian: pik

Altai: bek, pek

Shor: pek

Chuvash: pak 'suddenly, abruptly'

Yakut: bige

Dolgan: bige

Comments: EDT 323, VEWT 68, ЭСТЯ 2, 117-120, Stachowski 60. Closed -i- in Yak. is probably secondary.

--------------------------------------------------------------------------------

Mongolian etymology :

Record number: 6

Protoform: *hike

Meaning: big

Written Mongolian: jeke (L 431)

Middle Mongolian: jeke (HY 52, SH), ike, ika" (IM), jika"> (MA)

Khalkha: ix

Buriat: jexe

Kalmuck: ik@

Ordos: ix|e

Dongxian: fugie

Baoan: hgo, fgo, (MGCD) fguo

Shary-Yoghur: s^ge, (MGCD) s^ige

Monguor: s^ge (SM 378)

Dagur: xige, xig (Тод. Даг. 176), s^ige (Тод. Даг. 183), s^ihe (MD 215)

Comments: KW 205-206, MGCD 415, TMN 1, 553. Initial *h- here is quite certain, but is rendered as j- in MMong. because of early palatalization (*hike > *hjeke > jeke). Mong. > Manchu jeken|ge 'noble, grand' (see Rozycki 224).

--------------------------------------------------------------------------------

Tungus etymology :

Record number: 794

Protoform: *pegdi

Meaning: 1 big, large 2 important

Evenki: hegdi 1

Manzhu: fuz^|un 2

Comments: ТМС 2, 302, 359

--------------------------------------------------------------------------------

Korean etymology :

Record number: 809

Protoform: *p@kh / *pak

Meaning: 1 very 2 vigorously

Modern Korean: ph@k 1, pak 2

Middle Korean: ph@k

Comments: Liu 723, KED 710, 1743.

****

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ар, откуда вы берете эти данные? кто такой Старостин и где найти его труды?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вполне возможно, что и  титул яБГУ находится в родственных отношениях с этими словами.

А вот про это я впервые узнаю :rolleyes: Как-то привык считать происхождение ябгу от кушанского yavuga (по Габен, Бейли и др.). Ув. Ар, это ваша догадка ("вполне возможно") или чья-то обоснованная этимология?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ар, откуда вы берете эти данные? кто такой Старостин и где найти его труды?

Я уже давал как-то ссылки.

Сайт Старостина (страница с ссылками на этимологические базы данных):

http://starling.rinet.ru/Intrabru.htm

Страница базы данных сравнительной этимологии Алтайских языков:

http://starling.rinet.ru/cgi-bin/query.cgi...;alt\altet

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Как-то привык считать происхождение ябгу от кушанского yavuga (по Габен, Бейли и др.). Ув. Ар, это ваша догадка ("вполне возможно") или чья-то обоснованная этимология?

Ну, пусть будет моя догадка ;) .

Вообще-то цепочка наблюдений приводит к происхождению слова , обозначающего некоего верховного правителя. В пределе - БОГА.

Да, да - и слово БОГ тоже ;) Как впрочем и пресловутый БАУРСАК :D .

Примерно цепочка выглядит так.

Вот цитата из Акишева , где он упоминает КУШАНСКОЕ

слово "yavuga" как оригинал ЯБГУ.

***

http://www.samal.kz/tamyr2000/5.html

В личной беседе выдающийся китаист Ю.А.Зуев высказал интересную идею о возможности наш этимологии "куньми" на тюрко-иранской основе. Как известно, генеалогические мифы усуней и тюрков тугю (ашина) в общих чертах сходны. Он считает, что слово отражает двусоставное qun - baga - "солнце - господин" или "солнце - бог". Следовательно, термин можно сопоставить с такими титулами как ябгу (впервые в форме yavuga - у кушанов, затем - у многих тюркских народов), бага-чи - у монголов и т.п.

Эта этимология куньми перспективна.

***

Т.е. здесь Акишев "сопоставляет" слова БАГА, ЯБГУи БАГА-ЧИ, БОГ. Конечно, в явном виде он не говорит, что это родственные, хоть в какой-то степени , слова, но ЧТО тогда он хочет этим сказать? ;)

Идем дальше. Известно, что у тюрок слово ЯБГУ нередко трансформировалось в БАЙГУ. Вот получаем слово, звучащее как БАЙ или БАЙЯТ. Первое дает значение "господин" и от него внимание переходит к искомому БЕЙ, БИЙ, БЕК.

Второе же, в оном из значений , просто означает название БОГА.

*****

Turkic etymology :

Record number: 651

Protoform: *baj ( ~ -n/)

Meaning: 1 holy 2 God 3 true, reliable, honest

Karakhanid: bajat 2 (MK - Argu, KB), bajyq (MK Oghuz, IM) 3

Middle Turkic: bajat 2 (Abush., Sangl.)

Turkish: bajat 2, bajyq (dial.) 3

Kirghiz: baj terek 'protection, advocacy'

Altai: baj-lu 1, maj- 'first part in a number of theonyms', baj terek 'world tree'

Yakut: bajanaj 'name of a God'

Comments: EDT 385. See VEWT 56-57 (for derivatives), TMN 2, 379. The root should be probably distinguished from *ba:j 'rich' (v. sub *be:z^|u). An unattested Tuva source > Russ. dial. (Tuva) bajba/ 'spirit of hunting luck', see Аникин 109. Yak. > Russ. (Yak.) bajanaj, see Аникин 125-126.

*******

На самом деле смысловая цепочка гораздо разветвленнее и может включать в себя такие слова из разных языков как БОГ, БОГГИ =БОГГАРТЫ (кельтские приведения), БЫК, БУКАШКА, БОГАТЫРЬ, БОГАТСТВО, БОГДО, БОГДЫХАН, и т.д. и т.п.

Основная первоначальная идея конечно заключена в БОГАТСТВЕ, "наделе, участи", т.е. материальном воплощении превосходства "правителя". Это богатство могло воплощаться как в скоте (БЫК) , так и в ЗЕРНЕ, ХЛЕБЕ (пресловутый "хлеб в зерне", который у поляков звучит как "zboz`e" - статья Фасмера про БОГАТСТВО, а у тюрок как БОГУР - отсюда БАУРСАКИ, ЧЕБУРЕКИ и т.д. - см. тему про баурсаки).

Вот Фасмер про БОГАТСТВО и ЭЕРНОВОЙ ХЛЕБ - ЗБОЖЬЕ

***

Запись номер: 1074

Слово: бога/тый,

Ближайшая этимология: укр. бага/тий (из *богатий), ст.-слав. богатъ, болг. бога/т, сербохорв. бо\гат, словен. boga\t, чеш. bohaty/, польск. bogaty, в.-луж. bohaty, н.-луж. bogaty.

Дальнейшая этимология: От *bogъ "бог" или *bogъ "достояние, доля" в *sъboz^ьje "хлеб в зерне", укр. збi/жжя, польск. zboz`e "хлеб в зерне", раньше "богатство", чеш. zboz^i/ "состояние"; ср. еще убо/гий. Согласно В. Шульце (KZ 45, 190 = Kl. Schriften 469), образовано аналогично лат. fortuna:tus, т. е. "хранимый богами". Он ссылается на лат. di:ves "богатый" (образовано, как pedes, eques). Ср. др.-инд. bha/gas "достояние, счастье, доля; наделяющий, господин", авест. bag|a- "господин, бог", алб. bage'ti/, гег. bakti/ "скот, тягловые животные" и т. д.; см. В. Шульце, там же; Бернекер 1, 67; Брюкнер 84; Траутман, BSW 23; Иокль, Stud. 5 и сл. Лит. bago/tas, лтш. baga^ts "богатый", заимств. из слав. (М. -- Э. 1, 249), вопреки Траутману (там же), который предполагает здесь родство.

Страницы: 1,182

*****

*****

Запись номер: 4295

Слово: збо/жье

Ближайшая этимология: "добро, достаток, богатство, зерновой хлеб", зап. (Даль), укр. збi/жжя ср. р., блр. збо/жже, польск. zboz`e, чеш. zboz^i/, слвц. zboz^i/e, в.-луж. zbоz^е, н.-луж. zbo/z^o.

Дальнейшая этимология: Первонач. *sъbоz^ь^jе; ср. др.-инд. subha/gas "счастливый, приносящий счастье", авест. hubag|a- "счастливый", др.-инд. bha/gas "благосостояние, счастье", su- "хороший"; см. Гуйер, LF 46, 183 и сл.; Френкель, Мe/l. Реdеrsеn 443.

Страницы: 2,84-85

*****

Вот он же про слово БОГ - связь с ХЛЕБОМ выше через BHA/GAS:

***

*****

Слово: бог

Ближайшая этимология: I. укр. бiг, род. п. бо/га, ст.-слав. богъ, болг. бог, сербохорв. бо?г, род. бо?га, словен. bo`?g, чеш. bu%h, род. п. boha, польск. bo/g, род. п. boga, в.-луж. bo/h, н.-луж. bog. Наряду с ним: боги/ня, ст.-слав. богыни (Супр.), чеш. bohyne^ "богиня".

Дальнейшая этимология: Родственно др.-инд. bha/gas "одаряющий, господин, эпитет Савитара и второго из Адитья", др.-перс. baga-, авест. bag|a "господь", "бог" от др.-инд. bha/jati, bha/jate: "наделяет, делит", авест. bax|s^aiti "участвует", греч. "есть, пожирать". Первонач. "наделяющий"; ср. др.- инд. bha/gas "достояние, счастье", авест. bag|a-, baga- "доля, участь"; см. Бернекер 1, 67; Траутман, BSW 23; Розвадовский, RO 1, 102; Брюкнер и Ягич, AfslPh 37, 501; Младенов 36; RES 4, 192; Мейе, RS 2, 66; Dial. Ideur. 127; RES 6, 168. Наряду с этим постоянно предпринимались попытки доказать заимств. из ир., но фонетический аргумент (спирант g| в русск. бог) не представляется убедительным, вопреки Коршу (Сб. Сумцову 53), Микколе (РФВ 48, 278), поскольку это g| можно также объяснить укр. влиянием в московском церк. произношении. Совпадение знач. в слав. и ир. также не доказывает заимств. ввиду наличия еще и др. соответствий (ра/ди, свято/й), вопреки Сольмсену (KZ 34, 49), Хирту (Indogerm. 589), Фасмеру (RS 6, 173), Мсерианцу (РФВ 65, 171), Бернекеру (Kuhn-Festschr. 177 и сл.), Гуйеру (LF 46, 185 и сл.; 47, 52), Коржинку (LF 67, 289) и др. Ср., однако, достоверное ир. заимств. в морд. pavas, paz "бог"; см. Паасонен, FUF 8, 73; Фасмер, RS 4, 161.

Комментарии Трубачева: [См. еще Вайан, Gram. compare/e, 1, 16; Графенауэр, Slovenski etnograf, 5, 1952, 237 и сл.; Мошинский, Zasia,g, 92. -- Т.]

Страницы: 1,181-182

****

А вот и тюркский хлеб - БОГУР

****

****

Алтайская этимология :

Запись номер: 1328

Праформа: *mi_urgu

Значение: wheat

Тунгусская праформа: *murgi

Корейская праформа: *mi/rh

Японская праформа: *mu\nki/

Комментарии: Martin 251, АПиПЯЯ 69. An Eastern isogloss; but cf. also Turk. *bogu- ( < *borgu- ?) in *bogu-daj > *bugdaj (ЭСТЯ 2, 232-234, Лексика 461, Chuv. pъw|ri 'полба'; borrowed in Mong. bug|udaj, see Щербак 1997, 110, Hung. bu/za 'wheat', see MNTESz 398; not < Chin., despite Joki 1963, 106, Menges 1984, 285), *bogur/ 'хлеб в зерне', *bogur-sak > Mong. Kh. bo:rcog 'вид печенья'. Cf. also Bur. mura: 'flour'.

****

Вот у Фасмера про "БОГАТОГО" БОГАТЫРЯ:

****

******

Запись номер: 1075

Слово: богаты/рь,

Ближайшая этимология: укр. богати/р, др.-русск. богатырь (Ипатьевск. и др.), польск. bohater, bohatyr, стар. bohaterz (в грам.). Вторично образовано укр. багати/р, блр. багаты/р "богатей, богач" от бога/тый; см. Брандт, РФВ 21, 210. Заимств. из др.-тюрк. *bag|atur (откуда и венг. ba/tor "смелый"), дунайско-булг. , тур., чагат. batur "смелый, военачальник", шор. pag|attyr "герой", монг. bagatur, калм. ba:tr&; см. Гомбоц 41; Рамстедт, KWb. 38; Бернекер 1, 66; Маркварт, Chronol. 40; Банг, KSz 18, 119; Mi. TEl. 1, 254, Доп. 1, 9; 2, 80. Объяснение вост. слов из ир. *bag|aput|ra- (Локоч 15) весьма сомнительно.

Страницы: 1,183

*****

Ну и напоследок АЛТАЙСКОЕ слово со значением "святой, маг, колдун" , от которого происходит монгольское БОГДА и тюркское БОГУ, а также наименование Сына Неба,т.е. Бога - , еще одного правителя "ЯБГУ" ;) - БОГДЫХАНА:

**********

Запись номер: 1079

Слово: богдыха/н

Ближайшая этимология: -- титул китайского императора, устар. Первая часть -- монг. bogda, калм. bogdo "величество, небесный, святой, император" (Рамстедт, KWb. 49), вторая часть - x|an.

Страницы: 1,183

*************

************

Алтайская этимология :

Запись номер: 166

Праформа: *bo\ge/

Значение: wizard, holy

Тюркская праформа: *bo"gu"

Монгольская праформа: *bogda

Тунгусская праформа: *bugu-c^a

Японская праформа: *b@\nka/m-

Комментарии: One of common Altaic religious terms.

--------------------------------------------------------------------------------

Тюркская этимология :

Запись номер: 1048

Праформа: *bo"gu"

Значение: wizard

Древнетюркский: bo"gu" (Orkh., OUygh.)

Караханидский: bo"gu" (MK)

Среднетюркский: bu"gu" (Pav. C.)

Турецкий: bo"ju"

Гагаузский: bu":

Комментарии: EDT 324, VEWT 83, ЭСТЯ 2, 293-294. Turk. > Mong. bo"g|e id., see TMN 1, 234. Turk. > Hung. bu? 'witchcraft' (< *bu"g|u"), see Gombocz 1912.

--------------------------------------------------------------------------------

Монгольская этимология :

Запись номер: 315

Праформа: *bogda

Значение: holy, sacred

Письменно-монгольский: bog|da (L 111)

Халха: bogd

Бурятский: bogdo

Калмыцкий: bogd@

Ордосский: bogdo (Тод. ЯМВМ 122)

Комментарии: KW 49.

--------------------------------------------------------------------------------

Тунгусо-маньчжурская этимология :

Запись номер: 2382

Праформа: *bugu-c^a

Значение: idol

Нанайский: bugz^|e~, bukc^e~

Ульчский: bo:c^o

Орочский: bo:c^o

Комментарии: ТМС 1, 97.

--------------------------------------------------------------------------------

Японская этимология :

Запись номер: 1077

Праформа: *b@\nka/m-

Значение: to worship, bow in obeisance

Древнеяпонский: wogam-

Токио: oga/m-

Киото: o/ga/m-

Кагосима: oga/m-

Комментарии: JLTT 740. Accent in Kyoto is irregular (pointing to *b@\(n)ka\m-).

*****

Все это конечно может быть простым совпадением, но согласитесь, такое сопадения ЗВУЧАНИЯ и СМЫСЛА, выглядит красиво. Так, что сопоставление понятий БОГ-ПАСТЫРЬ=ПАСТУХ и БАГУ = ПАСТИ (тюрк.) уже не выглядит забавным совпадением. ;)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Понятно :) Совпадения конечно интересные, но вот насколько закономерные, судить не могу. В общем, пока не факт, что понятия БеГ и яБГу - родственики. Вот придумал предложение:

уБоГий таБГач в БиГудях БеГает с БаГром за БуГристым БеГемотом

В каждом слове сакральное сочетание БГ и моя дурацкая фраза превращается в заклинание :P

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

О казахах и ногайцах

Вот что пишет Вадим Трепавлов (автор фундаментальной книги "История Ногайской Орды"):

"В отношении участия ногаев в формировании Младшего жуза (казахов) мне сведений не попадалось.

В целом схема мне представляется такая. Ногаи попадали под власть казахских ханов - это несомненно. Во-первых, во время всяких своих внутренних смут в течение 16 века многие ногайские улусы откочевывали в другие владения, в том числе казахские. (Но кстати многие потом возвращались.) Во-вторых, в ходе двух больших военных кампаний 1510-х и 1560-х гг. (при Касиме и Хакк-Назаре) ногайское население оказывалось в составе расширившегося Казахского ханства. Но удачливые ханы умирали - и ногайско-казахская граница снова откатывалась на юго-восток, к Сырдарье и Сарысу.

А в начале 17 в. Западный Казахстан заняли калмыки. Большинство ногаев перебралось ближе к Волге (под защиту астраханских воевод) или еще дальше, в крымские и османские владения. Не успели уйти и оказались в подчинении у калмыков 40000 чел. Большой Ногайской Орды и несколько сотен Алтыулов. Вот это тюркское население и влилось в состав казахов, когда после ухода калмыков за Волгу во 2 половине 17 в. они (казахи) в очередной раз и уже навсегда заняли степи Западного Казахстана.

Но считать ногаев предками казахов Младшего жуза, видимо, неточно. И у казахов, и у ногаев были найманы, кереи, джалаиры и десятки других единокровных племен. Кто кому предок? Вернее было бы говорить о ногайском компоненте в формировании казахов Младшего жуза, но не о ногаях-предках. Тем более что оба народа были современниками"

Казахский историк Мухтар Магауин в своей книге "Кобыз и копье" пишет:

"Казахский народ сложился из ряда родственных тюркских родов, входивших в различные племенные союзы и улусы. Часть близких по языку, обычаям и традициям родов из состава Ногайской Орды присоединились к казахам.

Когда создавалось Казахское ханство, его западный сосед, Ногайский союз, уже начал распадаться. С самого начала XVI века ногайцы кочевали, разделенные на три улуса. Однако довольно сильная Ногайская Орда могла просуществовать еще некоторое время. Ногайцы кочевали в степях Северного Кавказа, по берегам Едиля, Жаика, а казахи пользовались левым берегом Едиля на всем его протяжении в среднем и нижнем течении. "Казахи летом два-три месяца кочуют в бескрайних степях на берегах Едиля", - пишет Рузбихан.

В памятнике русской культуры XVII века - "Книге Большому Чертежу" - приведены сведения о кочевьях и границах владений казахов и ногайцев: "А промеж озера Акбашлы и реки Саук и озера Акколь и по обе стороны реки Кендерлика и реки Сарсы и песков Каракум, на тех местах, на 600 верстах, кочевье Казацкие Орды. А от верху реки Бузувлука на полях и до Синего моря, кочевье все Больших Ногаев... А промеж Хвалинского (Каспийского) моря и Астрахани Казацкие Орды кочевье и от верху Яика к Волге кочевье Больших Ногаев".

Это были, конечно, лишь условные границы. Ногайцы и казахи кочевали вперемежку, некоторые аулы кочевали вместе, часто казахские ханы и ногайские бии женили своих детей. Хотя иногда вспыхивали схватки из-за жайлау, из-за пастбищ, казахи и ногайцы, в основном, жили мирно. Казахский ученый Чокан Валиханов пишет, что время, когда все родственные орды ногайцев и казахов кочевали вместе, воспевается в казахском эпосе как золотой век, век, когда "жаворонок вил гнездо на спине овцы".

Зачастую казахи и ногайцы выступали вместе в походах на общего врага. Так, среднеазиатский историк Абдаллах бен Мухаммед бен Али Насруллах пишет, что войско казахского хана Касыма состояло из казахов и мангытов, то есть ногайцев. Был одинаков и этнический состав двух братских народов (общие для них роды: найман, аргын, конырат, кипчак, алшын, китай, канглы, алаш, тама, керей, картказак), почти не было различий в языке и обычаях. Поэтому род, которому не нравился его правитель, часто переходил из одной орды в другую. Этот поток, в основном, шел от ногайцев к казахам, а не наоборот. В 50-е годы XVI века наблюдается наблюдается массовый переход тюркских родов из Ногайской Орды в Казахское ханство.

Долголетняя борьба между главой антирусской партии улубием (великим князем) Юсуфом (в казахском эпосе Орак) и главой партии русской ориентации бием (князем) Исмаилом закончилась в 1555 году смертью Юсуфа. Во время смуты, рожденной этим событием, подавляющее большинство сторонников Юсуфа, его брата Мамая и племянника Жанбыршы, которой владел Астраханью, перешли к казахам.

В 1557 году Исмаил, уже улубий, сообщил Ивану Грозному: "Большинство Ногайской Орды, моих родичей и соплеменников, ушли к казахам и сейчас враждуют со мной". Видимо, перешло очень большое количество аулов.

Еще одно массовое вхождение тюркских родов Ногайской Орды в состав казахского народа относится к середине XVII века. Когда на Волгу пришли калмыки-торгауты, многие ногайские роды попали в зависимость от них, и часть из них бежала к казахам, а основная масса ногайцев ушла в Крым. Через несколько лет почти все ногайские роды, оставшиеся под властью калмыков, перешли к казахам.

Разумеется, это лишь крупнейшие, зафиксированные в исторической литературе события. А переход отдельных людей и даже родов из одной родственной орды или улуса в другую орду был естественным и повседневным явлением. Это хорошо показано в эпосе "Ер Таргын". Вначале Таргын, убив одного бека "своего хана", бежит в Крым. Далее, покинув Крым, он живет в Поволжье, ханстве Ханзады-хана, и теперь родным краем называет уже Крым. Когда он лежит раненный, то вспоминает своих друзей и Крым и говорит: "Раненым я потому лежу, Что родной мой город далеко". Выздоровев, он едет на поиски покинутых им родичей и считает теперь своей родиной уже Поволжье. То есть для Таргына все разделенные ханства состaвляют один народ, одну родину, одно целое.

Поэтому, касаясь вхождения родов Ногайского союза в Казахское ханство, нельзя говорить о какой-то их насильной ассимиляции, поглощении казахами.

Казахи и ногайцы долгое время были вместе в составе Золотой Орды и не порывали единства до середины XVII века.

Глубинные истоки нашей культуры, нашего фольклора, нашей литературы являются общими."

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

... по Старостину ...

Вот Старостинские выводы конечно не единственное правильное как аксиом, ну там например что Дарвинские теории не подтверждены и не приняты всеми.

Вот например:

“бэг, бэхи” он сопоставляет с монгольским “йеке”.

“тvк, тvг, тvгел” с монгольским “дэлэгэ”

такие вещи что то меня не устраивает.

Чувствуется что там центром он перебрал слова из тюркского и искал подобные слова в других языках и объяснял так по случаю.

Вот например слово “богда или богды хан” это термин приходящий с принятием религии буддизма поэтому корень слова в санскритском наверное?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Уважаемый Ар.

У меня к Вам несколько вопросов.

В казахском языке есть слово "улт" (нация-нициональность). В остальные тюркоязычные соседи и не соседи применяют слово миллет. Можете ли обяснить происхождение слова "улт"?

Есть слова "аке и шеше" - отец и мать. Хотя они вместе обозначаются словосочетанием "ата-ана", по отельности аке и шеше. Опять же в других языках не встречаемые. можно ли обяснить их происхождение?

И последнее. Может быть вопрос не к Вам. Обращение казахов к старшему или уважаемому с окончанием -еке. Например Ареке, Басеке. Как можно их обяснить. Связано ли это с "аке". Опять же этого нет у других.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В казахском языке есть слово "улт" (нация-нициональность). В остальные тюркоязычные соседи и не соседи применяют слово миллет. Можете ли обяснить происхождение слова "улт"?

Точного ответа на этот вопрос я не знаю. В доступных мне словарях я его тоже не нашел. Могу лишь предложить свою версию, впрочем, полагаю, довольно очевидную, из разряда тех, что сразу приходят в голову.

Например, есть алтайское слово ЕЛ , обозначающее одновременно такие понятия как НАРОД, СТРАНА, МИР. Причем первоначальное значение, по Старостину, было МИР в смысле МИРНЫЙ, СПОКОЙНЫЙ, а затем слово развилось в понятия МИР как страна , МИР как община, и НАРОД:

****

Алтайская этимология :

Праформа: *e:/lV

Значение: peace

Тюркская праформа: *e:l

Монгольская праформа: *el

Тунгусская праформа: *elke

Комментарии: EAS 145, KW 118, Poppe 76, ОСНЯ 1, 268, Rozycki 68. A Western isogloss (in fact, basically Turk.-Tung., since Mong. may be < Turk., see TMN 2, 200; Clark 1980, 43 on Mong. elc^i < Turk. e:l-c^i).

---------------------------------------

Тюркская этимология :

Праформа: *e:l

Значение: 1 peace 2 people, country

Древнетюркский: el 2 (Orkh., OUygh.)

....

....

....

Комментарии: EDT 121-122, VEWT 39, TMN 2, 194, ЭСТЯ 1, 339-343, Егоров 352, Лексика 316. The meaning "peace" attested in MK is probably the most archaic (cf. the external parallels; typologically cf. also Slavic *mirъ 'peace' > 'world'), suggesting a development *'peace' > 'peaceful people, realm, country'.

-------------------------------------------------------

Монгольская этимология :

Праформа: *el

Значение: 1 peaceful 2 relatives

....

....

--------------------------------------------------------------------------------

Тунгусо-маньчжурская этимология :

Праформа: *elke

Значение: peaceful, silent

......

******************************

Отсюда ВЕРСИЯ: А что если слово УЛТ как НАЦИЯ, НАРОДНОСТЬ, т.е. понятие для отличия одного народа от другого, и, в принципе, тоже означающее понятие НАРОД , произошло по тому же сценарию? Тем более , что для этого имеются подходящие по ЗВУЧАНИЮ и СМЫСЛУ слова.

Первый пример - это слово УЛУС, как СТРАНА, ВЛАДЕНИЕ, ИМУЩЕСТВО:

****

Алтайская этимология :

Праформа: *p`ulu (?-o) (?)

Значение: possessions, estate

Тюркская праформа: *ulu-l/

Корейская праформа: *pu\ry\r

Комментарии: A Turk.-Kor. isogloss; dubious because the Kor. word is very sparsely attested.

--------------------------------------------------------------------------------

Тюркская этимология :

Праформа: *ulu-l/

Значение: country, city

Древнетюркский: ulus^ (Orkh., OUygh.)

Караханидский: ulus^ (MK)

Комментарии: EDT 152-153, Лексика 317, 494. Turk. > Mong. ulus (see TMN 1, 177, Clark 1980, 41, Щербак 1997, 161), whence again modern Turkm., Oyr. etc. ulus (ЭСТЯ 1, 592).

--------------------------------------------------------------------------------

Корейская этимология :

Праформа: *pu\ry\r

Значение: possessions, estate

Среднекорейский: pu\ry\r

Комментарии: HMCH 352.

****

Здесь алтайская РЕКОНСТРУИРУЕМАЯ праформа " *p`ulu (?-o) (?)", тюркская "*ulu-l/".

Второй пример вполне может быть связан с первым, причем у казахов это слово - УЛТАН, звучит в первой своей части абсолютно также как УЛТ.

Значение слова - ОСНОВАНИЕ, ОСНОВА, перешедшее в бытовую форму - ПОДОШВА, ПОДМЕТКА, ПОДКЛАДКА. При желании можно связать понятие ОСНОВЫ, ОСНОВАНИЯ в общем смысле и с ВЛАДЕНИЕМ и со СТРАНОЙ. ;)

Да и праформы подходят ;) :

***************

Алтайская этимология :

Праформа: *u>la

Значение: sole, footwear

Тюркская праформа: *ul

Монгольская праформа: *ula

Тунгусская праформа: *ola:-c^i

Комментарии: A Western isogloss. Despite Щербак 1997, 161, Mong. cannot be < Turkic (final -a stays unexplained). The Turkic form, because of a merger of *p`- and *0-, can also reflect PA *p`u>/li q.v.

---------------------------------------------------------------------------------------------

Тюркская этимология :

Праформа: *ul

Значение: 1 foundation 2 sole

Древнетюркский: ultan| 2 (OUygh.)

.....

Казахский: u>ltan

.......

*****

Монгольская этимология :

Праформа: *ula

Значение: sole of foot or footwear; basis, foundation

......

......

---------------------------------------------------------------------------------------

Тунгусо-маньчжурская этимология :

Праформа: *ola:-c^i

Значение: short boots

.....

.....

*********************************

Есть еще один вариант, по аналогии с примером словообразования в индо-европейских языках. Я уже упоминал на форуме про "куст" индоверопейских слов с такими , вроде бы разными значениями, как НАРОД, ТОЛПА, РАЗБУХАТЬ , ВСКИПАТЬ, НАРЫВ , происходящими от родственных корней. От них производят слова для названия народов, такие как ТАУТ, ТЕВТОН, ЧУДЬ и т.д. Понятно, что общее в этих словах понятия БОЛЬШОЙ, УВЕЛИЧЕНИЕ (т.е. НАРОД - просто БОЛЬШОЕ количество людей).

Вот кусок статьи из словаря Покорны:

http://ehl.santafe.edu/cgi-bin/response.cg...tring&sort=root

****

Pokorny's dictionary :

Root: te:u-, t@u-, teu_@-, tu_o:-, tu:>-

English meaning: to swell; crowd, folk; fat; strong; boil, abscess

German meaning: `schwellen'

General comments: erweitert mit bh, g, k, l, m, n, r, s, t

Derivatives: teuta:- `Menge Volkes'; t(e)uko- `Fett', tu:>bha: `Erho"hung', tu:>lo- `Wulst', tumo- `dick', tu:>ro- `stark, geschwollen'; tuska:- `Geschwulst'

Material: Ai. tavi:ti `ist stark, hat Macht', Perf. tu:ta:va; dazu tava/s- `stark, kraftig', als Subst. Akk. tava/sam, Instr. tava/sa: `Kraft, Sta"rke'; ta/vyas- ta/vi:yas- `sta"rker', ta/vasvant- `kra"ftig', ta/vis.mant- `stark, ma"chtig', tavis.a/- `stark', ta/vis.i: f. `Kraft, Macht'; ablaut. tuvi- inKompositis `sehr, ma"chtig', tuvis.t.ama- `der sta"rkste': tu:ya- `stark, geschwind';

....................

9. t-Ableitung teuta: `(Menge) Volk, Land'; teutono-s `Landesherr':

Illyr. PN Τέυτα, Teutana, Teuticus, Τεύταρος; messap. PN t|eotoria, Gen. t|eotorras; thrak. PN Tauto-medes; osk. τωτο, touto, umbr. Akk. totam `civitas'; gall. GN Teutates (*teuto-tatis `Landesvater' zu tata, oben S. 1056), ju"nger Toutates, To:tates, Tu:tates, PN Teutio:, Toutius, Tu:tius, Toutonos;

air. tu:ath `Volk, Stamm, Land', cymr. tu:d `Land', corn. tus, mbret. tut, nbret. tud `die Leute';

got. Þiuda, ahd. diot(a) `Volk', as. thiod(a), ags. ðe/od, aisl. Þjo:ð `Volk, Leute', wovon ahd. diutisc, nhd. deutsch (urspru"nglich `zum eigenem Stamm oder Volk geho"rig', Weissgerber Deutsch als Volksname 1953, 261) und ahd. diuten `versta"ndlich machen (gleichsam verdeutschen), erkla"ren, deuten', ags. geÞi:edan `u"bersetzen', aisl. Þy:ða `ausdeuten, bedeuten'; germ. VN *Theu-dano:z, keltisiert Teutoni:, Toutoni:, zum da"n. ON Thyte-sysæl; got. Þiudans `Ko"nig' (*teutonos), aisl.Þjo:ðann, ags. ðe/oden, as. thiodan ds. (illyr. PN Teutana, gall. Toutonos);

lett. ta\uta `Volk', apr. tauto `Land', lit. Tauta\ `Oberland, Deutschland', altlit. (Dauks^a) tauta\ `Volk';

hitt. tuzzi- `Herr, Heerlager' (*tut-ti-?).

........................

***************************

Если предположить, что словообразование идет по схожим путям в разных языках, семьях (а может и не разных ;) ), то для слова УЛТ у тюрков просто имеется еще одно подходящее слово со значением БОЛЬШОЙ, ВЕЛИКИЙ - УЛЫ, УЛКЕН, и вполне возможно, что УЛТ развилось по той же схеме , что и вышеупомянутые индоевропейские слова. Причем Старостин в статье про УЛЫ(УЛУГ, УЛКЕН) упоминает о попытке связать это слово со словом УЛ - ОСНОВА, ОСНОВАНИЕ, которое упоминалось выше:

****

Altaic etymology :

Protoform: *ulu ( ~ -o)

Meaning: big, many; good

Turkic protoform: *ulug

Mongolian protoform: *olon

Tungus protoform: *ule-

Korean protoform: *o:r-

Comments: ОСНЯ 2, 110, АПиПЯЯ 286, Дыбо 12.

--------------------------------------------------------------------------------

Turkic etymology :

Protoform: *ulug

Meaning: 1 big 2 great 3 grown-up, great

Old Turkic: ulug| 1 (Orkh., OUygh.)

.......

Kirghiz: uluu 2

Kazakh: ulken 1

.......

Comments: VEWT 513, 520, TMN 2, 117-118, EDT 136, ЭСТЯ 1, 593-594, 630, Stachowski 242, 243. Turkic languages reveal two variants (*ulug and *u"lken, the latter being represented only in modern languages), probably interrelated. Despite Bang TB X and TMN 2, 118 it is hard to see any relationship between *ulug (hardly *ullug: some modern forms must have secondary gemination here) and *ul 'foundation'.

-------------------------------------------------------------------------------

Mongolian etymology :

Protoform: *olon

Meaning: many

...

Khalkha: olon

...

Kalmuck: oln.

...

--------------------------------------------------------------------------------

Tungus etymology :

Protoform: *ule-

Meaning: good

Manzhu: ulin 'goods'

...

--------------------------------------------------------------------------------

Korean etymology :

Protoform: *o:r-

Meaning: completely, wholly

Modern Korean: oro-z^|i

...

***********************

Добавка.

Скорее всего производным от УЛЫ являются и такие слова как УЛГАЙТУ-"расширить, увеличить", УЛГАЙЮ-"расшириться, увеличиться", УЛГАЙМАЛЫ -"расширенный, уеличенный", кооторые неплохо вписываются в схему происхождения слова УЛТ по аналогии с ТАУТ, ТЕВТОН и т.д. от корня TEU со значением РАСШИРЯТЬСЯ, ВСПУХАТЬ.

А ведь еще есть и такие тюркские слово как ТУУ, ТУУС - "рождаться, родственник", про которые заметил Тахир в теме про слово ТУКУМ, котрое считается родственным все тем же И-Е словам от корня TEU. Может этот корень не только индоевропейский ;)

От слов со значением РОДСТВЕННИК происходит, например, такое название народа как ГЕРМАНЦЫ, так как первоначальное значение слова ГЕРМАН - просто РОДСТВЕННИК.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Не очень удовлетворяет. Ул (сын) - улт могут быть связаны?

Про аке-шеше и ата-ана не ответили. И по Басеке и Асеке тоже. Вопрос в принципе, не принципиально к Вам.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Не очень удовлетворяет. Ул (сын) - улт могут быть связаны?

Про аке-шеше и ата-ана не ответили. И по Басеке и Асеке тоже. Вопрос в принципе, не принципиально к Вам.

Ул – сын? думаю что оно не связан с “улт”.

Слово “ул - сын” не казахское (имел виду диалект что-ли, я не лигвист поэтому так не точно сформулировал) слово, а слово восточных тюрков которое имеет вид как “огул, оол, уул”.

Например алтайцы говорят “уул”, поскольку у казахов (обобщенно у западных тюрков, кипчаков?) не имеется “долгих гласных” то они говорят как “ул”.

***

Насчёт “улт” я имею один вариант:

это слово происходит от слова “эл, ула-“ (улус).

Вот например от слова “эл, ула-“ с добавлением суффикса множ. числа “-с” образуется слово “улус, улс”, которое означает народ, государство, народность и т.п.

А если этим словам “эл, ула-“ добавить другой суффикс множ. числа “-д” то будет слово “улад” или далее “улт”. (суффиксы множ. числа "-с, -д" эти из монгольских языков)

Вообще-то в казахском языке обнаруживается монголизмы которые не встречаются в других тюркских языках, например:

На казахском глаз – “кєз”, но смотреть это “карау”, в других тюркских языках вроде “кєр-“.

В монгольском языке смотреть – “хара(х)”.

*****

Насчёт “шеше” казахском так зовут свою мать, лично я думаю что это имеет связь с монгольским слово мать “эжэ” (ээж) может в каких то диалектах имеется вариант “jeeje”.

Ну в более грубом представлении когда какой-то плачущий младенец кричит “эжээжээ” то слышно будет как “жээжээ” (когда поют песню “Калинка”, всегда слышу “какалин” потом воображаю что это "калинка" :) ).

Басеке, Асеке – это считаю что просто “ака” уважение старшему, современем произношение смягчился чтоб было приятно для ухи.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Гость
Эта тема закрыта для публикации ответов.



×
×
  • Создать...