Перейти к содержанию
Гость Artak

Казахи

Рекомендуемые сообщения

насчет столкновений с казахами, и их значительности, каскыр мне кажется уже довольно ясно все обозначил. насчет упоминаний в моем обзоре, ну так что встретил то и привел.

про продолжение обзора - скоро будет, просто щас дргими делами занят.

я даж рустаму пообещал. причем уже больше 2-х недель прошло извиняюсь.

но точно будет.

а насчет ссылок и источников, когда найду тогда и продолжим про плевако и корнилова, хотя аксакл опять в своем амплуа, одно и то ж талдычит. а щас для меня это не так важно..

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

насчет столкновений с казахами, и их значительности, каскыр мне кажется уже довольно ясно все обозначил. насчет упоминаний в моем обзоре, ну так что встретил то и привел.

в принципе согласен, но это относится к началу-середине 18 века, до этого периода и в самом конце истории Джунгарского ханства столкновения с казахами играют очень важную роль ;)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

интересно уважаемые Бауырсак!

Вы из рода Адай?

с чего ты взял? там же выше не мои слова были ;)

я вообще себя ни к одному роду или жузу полностью не отношу :)

у меня все жузы намешаны

см. тут

;)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Scut да в царской России вобще всех тюрков называли татарами. Стали бы они казахов с киргизами различать. Подумали подумали и дааай запишем всех киргизами.

--------------

А ведь в казахском языке нет монголоизмов. значит монгольский ген.вклад был не такой уж значимый. Монголоиды стали появлятся раньше. (если кто читал "САКИ" авт. не помню)

Ну и конечно без калмычек тут не обошлось. Ну сейчас конечно калмычек давно никто не берет Сейчас у каждого 10 го казаха жена если не татарка так русская. Возвращаемся к истокам B) тк скать

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Кстати в надписях под фотками написали "киргизъ". Т.е. на фотках киргизы?

Или просто казахи раньше (в 19 в.) были киргизами?

казахи ни в 19 ни в 20 веке не были киргизами. Так их называли русские, чтобы не путать со своими казаками(самоназвание казахов "къазакъ", где твёрдые знаки обозначают гортанные звуки). Впрочем называть казахов киргизами они начали с 18 века, до этого в официальных документах были "казачьей орды люди" или кассаки.

В общем у Бартольда с Радловым почитайте.

ЗЫ

Вместо того, чтобы показывать своё бескультурье в теме "Якуты" следовало этот вопрос задать раньше.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Давайте вспомним последний большой поход кочевников на Мавераннахр в 1598 г. Речь идёт о походе казахов во главе с ханом Тауекелем. Разгромив войско бухарцев, он начал планомерный захват страны, в чём изрядно преуспел захватив почти все города(включая Самарканд и Ташкент) кроме Бухары.

В связи с этим возникает вопрос, по какому направлению шла экспансия кочевников, какие города были захвачены в первую очередь, какие из присырдарьинских городов уже принадлежали казахам в то время?

Какова была численность войска Тауекеля? Средневековые авторы оценивают его в 100 тысяч человек, однако мне кажется, что это слишком много, да и мусульманские историки всегда любили круглые цифры :) , к тому же такая масса людей и коней просто разорила бы весь Мавераннахр. :)

В общем интересует всё, что касается этого события. Кажется оно было обойдено вниманием исследователей,

возможно, следующих советской конъюнктуре.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Акназар, вот довольно полно написано о Тауекел-хане и походе в Мавераннахр. :)

Т. Султанов. «История Казахского ханства». А, 2003

… Лишь сын Шигай-хана Т а в а к к у л (Тауекел), вступивший на престол после 1583 года и правивший до 1598 года, сумел не только покончить с «бухарским протекторатом», но и возродить былую силу Казахского ханства.

Путь Таваккул-султана к вершине власти был тернист. В начале 80-х годов XVI века он со своей дружиной состоял при свите бухарского хана Абдуллы (Абдаллах) и принимал активное участие в его борьбе с непокорными Шибанидами. Летом 1583 года Таваккул заподозрил Абдуллу в недоброжелательстве, покинул его и удалился к себе «в Дешт-и Кипчак».

Бог весть какие превратности судьбы испытал Таваккул в родных степях, прежде чем сделался ханом. Когда именно и как это все произошло, мы не знаем.

Таваккул вступил на ханство в трудные времена. Казахские султаны покинули Шибанида Абдуллу и вместо сильного союзника и патрона приобрели грозного недруга. Напряженными продолжали оставаться отношения казахов и с могольскими владетелями — правителями Яркендского ханства.

Но Таваккул показал, что он не только знаток войны, но и умелый политик. Ему удалось не просто упрочить свою власть в Степи, но также расширить пределы владений казахов и поднять значение Казахского ханства в международных делах. Всего этого Таваккул достиг удачными военными походами и искусной дипломатией.

Борьба Таваккул-хана с ханом Абдуллой за присырдарьинские области по сути никогда не прекращалась. Как передает придворный историограф Абдуллы Хафиз-и Таныш, Таваккул, удалившись в 1583 году из Мавераннахра в Степь, сделался врагом Абдуллы и отныне не упускал случая, чтобы напасть на его владения.

В частности, в 1586 году, когда основная часть войска Абдуллы была оттянута на юг, Таваккул вторгся во владения бухарского хана, угрожая овладеть вилайетом Туркестан, Ташкентом и даже Самаркандом. В Ташкенте наспех собрали ополчение. Оба войска сошлись в Шарабхане, в Ташкентском округе. Казахи были плохо вооружены: «шубы и ергаки служили им вместо панцирей и куйаков». Увидев такое зрелище, ташкентцы бросились на дештцев без всякой предосторожности, но были смяты и разбиты наголову. Из Ташкента немедленно дали знать об опасности в Самарканд, правителю этого города Ибадулле-султану, брату Абдуллы. Ибадулла наскоро созвал войско со всей Самаркандской земли, перешел Сырдарью и явился в Ташкентский округ. Таваккул стоял тогда около Сайрама. Услышав о приближении противника, он не стал испытывать судьбу второй раз и вернулся в Кипчак.

Однако в достижении главной цели своей внешней политики — овладеть присырдарьинскими городами — казахский хан проявил исключительную настойчивость. Благоприятная обстановка сложилась для этого лишь в 1006 году хиджры/1597—1598. Династия Шибанидов в Мавераннахре вступила в это время в полосу острого политического кризиса: при поддержке группы племенных вождей-биев против хана Абдуллы выступил его единственный сын и наследник Абд ал-Мумин. Раздоры внутри самой ханской семьи послужили казахам сигналом к началу похода на Мавераннахр.

Когда известие о ссоре и вражде между отцом и сыном распространилось в Туркестане, пишет историк начала XVII века Искандер Мунши, то казахские султаны во главе с Таваккулом подступили к Ташкенту с многочисленным войском. Абдулла, не придав большого значения этому нападению, выслал против Таваккула сравнительно небольшие силы. Противники сошлись на дороге между Ташкентом и Самаркандом. Войска бухарского хана потерпели жестокое поражение: большая часть эмиров и военачальников и несколько султанов погибли; те же из воинов, которые остались в живых, бежали в Бухару в самом жалком виде.

Встревоженный этим событием, Абдулла мобилизовал все свое наличное воинство и, встав во главе его, двинулся к Самарканду. Но прибыв туда, он заболел и в марте 1598 года скончался. На престол вступил его сын Абд ал-Мумин. Однако правление его было недолгим: летом 1598 года он был убит мятежными эмирами. Тогда в различных частях обширного государства Абдуллы появились разные властители.

Таваккул решил воспользоваться благоприятной ситуацией для повторного вторжения во владения Шибанидов Мавераннахра. Получив весть о гибели Абд ал-Мумина и видя, что в Мавераннахре нет сильного государя, Таваккул-хан собрал многочисленное войско и вместе с Ишим-султаном, Бахадур-султаном и другими казахскими султанами в начале осени 1598 года вступил на путь покорения среднеазиатских городов.

В короткий срок он овладел Сайрамом, Ташкентом, Ясой (город Туркестан), Ахси, Андижаном, Самаркандом и, оставив своего брата Ишима с двадцатью тысячами человек в Самарканде, направился с 70-80 тысячами человек в сторону Бухары. Однако стремительное движение кочевников Великой Степи в глубинные оазисы Средней Азии было приостановлено под стенами древней Бухары. Незначительный по численности гарнизон этого города выдержал одиннадцатидневный натиск неприятеля, а на двенадцатый произвел удачную вылазку и нанес казахам поражение. Под покровом ночи Таваккул отступил. Но война продолжалась. В одном из очередных сражений казахский хан был тяжело ранен, отошел к Ташкенту и там через сорок дней умер в том же 1598 году.

Через некоторое время при посредстве шейхов братства Накшбендийа был достигнут мир. Казахи отказались от Самарканда, но сохранили за собой Ташкент, Сайрам, город Туркестан и некоторые другие крепости. Эти города по большей части оставались в их власти на протяжении полутора столетий, и в XVII — первой половине XVIII века Ташкент и город Туркестан попеременно становились политическими центрами ханства, в которых пребывал казахский хан.

Кляшторный, Султанов. «Казахстан: Летопись трех тысячелетий». А, 1992

Таваккул (Тевеккель, Тевкель, Тауке, Тукай, Букай) — сын Шигай-хана. Его матерью была Яхшим-биким из Джа-гата. Он выделялся своим «красивым станом» и славился в Дешт-и Кипчаке храбростью, смелостью и мужеством. Так пишет о нем Хафиз-и Таныш. В 1581-1582 гг. со своим личным отрядом состоял при свите узбекского Абдаллах-хана, от которого в августе 1582 г. получил в удел Афаринкентский вилайет. Но вскоре он заподозрил Абдаллах-хана в недобро-желетельстве и в начале 1583 г. вернулся в Дешт-и Кипчак. Год начала его правления источниками точно не определяется. Посол Таваккул-хана, Кул-Мухаммад, прибывший в Москву в январе 1594 г., в своей беседе с царевичем Ураз-Мухаммадом, между прочим, говорил ему: «Ныне дядя твой Тевкель-царевич царь учинился на Казатцкой орде». По сообщению Искандара Мунши, Таваккул «присвоил себе титул хана». Подробности узурпации им ханской власти неизвестны.

Как Таваккул-хан правил страной? Ответ на этот вопрос следует искать в личностных чертах характера Таваккул-хана и в тех политических реалиях Казахского ханства, в которых характер предводителя казахов проявлялся.

Будучи весьма энергичным, честолюбивым и предприимчивым, Таваккул не мог питать надежды стать независимым правителем своего народа, оставаясь под покровительством Абдаллаха. С другой стороны, с завершением победоносной войны с Баба-султаном уже не существовало более общей цели: близлежащие к кочевьям казахов районы окончательно признали власть Бухары, и вместе с этим отпала и необходимость в поддержке казахских владетелей, которых Абдаллах рассматривал лишь как полезных союзников; в свою очередь казахи, издавна стремившиеся к обладанию туркестанскими городами и Ташкентом, видели теперь в лице Абдаллаха не покровителя, а соперника.

Чувствуя себя, таким образом, при дворе узбекского хана бесправным, Таваккул ищет новых путей и в начале 1583 г. навсегда покидает своего бухарского сюзерена для того, чтобы собрав силы повести борьбу против Шибанидов.

С этого времени казахские владетели получают возможность ставить перед собой и решать самостоятельные задачи и не упускают отныне благоприятного случая, чтобы попытать счастья на поприще войны, причем войны, направленной против прежнего повелителя. Так, в 1586 г., когда основная часть войска Абдаллах-хана была оттянута на юг, Таваккул вторгся во владения узбеков Средней Азии, угрожая овладеть г. Туркестаном, Ташкентом и даже Самаркандом. Наскоро собранное ташкентское ополчение было довольно легко смято и разбито кочевниками, и угроза военной опасности нависла над другими подвластными Шибанидам городами. Но положение было спасено тем, что вовремя успели подойти крупные силы из Самарканда; казахский хан, стоявший тогда около Сайрама, не решился принять бой и удалился в степи.

Неудача не обескуражила, однако, Таваккуля. Он, кажется, на время избрал другой путь. Во всяком случае, мы имеем прямые сообщения источников — «Шараф-наме-йи шахи» Хафиз-и Таныша и «Зафар-наме» Мукими — о мятеже, вспыхнувшем в 1588 г. в Ташкентском вилайете и направленном против Абдаллаха и его наместника. Восставшие жители окрестностей Ташкента, Шахрухии и Ходжента, отказавшись от двоюродного брата Абдаллаха, провозгласили правителем этих областей одного из казахских ханов по имени Джан-Али, Причем казахские султаны, в их числе и два сына хана Хакк-Назара, принимали самое деятельное участие в мятеже, из чего можно заключить, что длившаяся несколько месяцев смута в Ташкентском вилайете является делом рук предводителя казахов Таваккуля. Однако восстание было подавлено, и мятежные жители Ташкентского вилайета вынуждены были признать власть Бухары, чтобы затем, спустя несколько лет, вновь оказаться поданными казахских султанов.

Это случилось в 1598 г. Впрочем, наступление на владения Шибанидов началось еще раньше. Уже давно зорко следивший за прежним своим повелителем — Абдаллахом, казахский хан не преминул воспользоваться раздорами, возникшими между царственным отцом и его честолюбивым сыном, и в начале 1598 г. двинул свои многочисленные отряды к Ташкенту. Однако несмотря на то, что посланное из Бухары войско было разбито наголову в кровопролитном сражении, происшедшим между Ташкентом и Самаркандом, Таваккул-хану не удалось сделать территориальных приобретений. Между тем умер Абдаллах-хан, а летом этого же 1598 г. погиб от руки мятежных эмиров сын и преемник его Абд ал-Мумун, и во владениях Шибанидов наступили смутные времена. Монархия Абдаллаха окончательно развалилась; на различных концах прежнего обширного государства — в Бухаре, Герате, Балхе, Хиве — явились разные самостоятельные государи. Этой же полосой острого политического кризиса и воспользовался для своего повторного вторжения во владения Шибанидов Таваккул-хан.

Описание этого похода Таваккул-хана находим в нескольких сочинениях, написанных в разные периоды. Автор «Тарих-и Кипчаки» сообщает об этом походе просто и кратко; также кратко, но с добавлением некоторых деталей излагается это событие в «Зийа ал-кулуб», «Мунтахаб ат-таварих» анонимного автора и «Мусаххир ал-билад». Наиболее подробное описание похода казахских султанов во главе с Таваккул-ханом и их сражения с узбеками содержится у Искандара Мунши и Махмуда б. Вали.

Не останавливаясь на деталях этого похода, отметим лишь основные моменты. Получив весть об убиении Абд ал-Муми-на и видя, что в Мавераннахре нет достаточно сильного государя, Таваккул-хан собрал многочисленное войско и вместе с Бахадур-султаном, Ишим-султаном и другими казахским султанами вступил на путь покорения среднеазиатских городов. В короткий срок он овладел Сайрамом, Ташкентом, г. Туркестаном, Самаркандом и, назначив правителем последнего своего брата Ишим-султана (по «Бахр ал-асрар» — Ишим-джалаира), направился с войском в сторону Бухары. Однако стремительное движение кочевников в глубинные оазисы Средней Азии было приостановлено под стенами Бухары; незначительный по численности гарнизон этого города выдержал одиннадцатидневный натиск неприятеля, а на двенадцатый произвел удачную вылазку и нанес казахам поражение. Таваккул-хан, пользуясь покровом ночи, отступил. Но война продолжалась. В одном из очередных сражений казахский хан был тяжело ранен, отошел к Ташкенту и там умер в том же 1598 г. Через некоторое время при посредстве шейхов ордена «накшбендия» был достигнут мир: казахи отказались от Самарканда, но сохранили за собой Ташкент, Сайрам, Туркестан.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вместо того, чтобы показывать своё бескультурье в теме "Якуты" следовало этот вопрос задать раньше.

;) ... все еще обижаетесь за то что я назвал кого то "киргиз-кайсаками" (я тогда просто сказал что так официально назывались казахи до 1930-х гг.)? Так не я придумал это название... Или это для вас оскорбительно?

Тогда прошу прощения :rolleyes:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Scut

Официальное название никого не интересует, главное самоназвание этноса.

Разумеется такое наименование оскорбительно, особенно в контексте ваших слов в том постинге, неудивительно, что в ответ пошли оскорбления.

Кстати вам приятно когда вас называют чукчей?

b]BAUYR$AK[/b]

Спасибо, Ерден. Но все эти сведения мне были известны.

Именно поэтому я и задал здесь вопросы касательно деталей похода,

которых нет у Султанова. :)

К тому же неясен ход военных действий при осаде Бухары.

По Мунши получается, что небольшой гарнизон и видимо народное ополчение Бухары совершил вылазку и в ходе сражения, длившегося целый день добился успеха. Однако тут получается совсем неправдоподобная картина:

якобы одержав победу узбеки вернулись в город, а казахи зажгли в лагере огни и отошли. Такие действия совсем непонятны, если гарнизон возвратился в крепость, не прогнав предварительно осаждающих, то о какой победе может идти речь. Мне кажется сражение под Бухарой окончилось либо "вничью" либо победой казахов, а снять осаду они вынуждены были из-за подхода основных войск Бухары, с которыми после нескольких стычек у них и произошло генеральное сражение, в котором был ранен Тевеккель. Кстати тот же Мунши пишет о нём приблизительно так:

"несмотря на то, что в сражении были убиты(перечисляются имена бухарских военачальников), Тевеккель успеха не добился никакого и отступил".

Т.е. видимо бой Тевеккеля с Баки-Мухаммедом не имел решительных последствий(в смысле разгрома какой-либо противоборствующей стороны), но бухарцы сохранили за собой поле боя.

Опят же остались неясными численность войск, этнический состав(где-то читал, что кроме казахов там были киргизы и даже калмыки), ход осады крупных городов и пр.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Официальное название никого не интересует, главное самоназвание этноса
согласен

но только наверное не в случае с дунганами ;)

насчет деталей - действительно интересно, жаль у меня на руках ничего более подробного нет :(

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Геродот писал что адыгские девушки самые красивые. А что говорили монгольские историки тех времен?

считали ли они их сказочными красавицами, или наоборот безобразными женщинами? Очень интересно было бы узнать.

Китайцы описавая европейцев прежде всего отмечали, что они похожи на обезьян.
однозначно безобразными.  японцы встречая первых португальцов (включая женщин ) описывали их всякими нехорошими словами.

у каждой расы свои представления о красоте..

Насчет адыгов не знаю, а вот как воспринимали ойраты русских в 17 в., нашел интересную информацию. Мне дали на оппонирование одну калмыцкую диссертацию, и там сказано (правда, без ссылки на источник <_< ), что первыми впечатлениями были такие. - Русским нельзя доверять, т.к. у них глаза голубого цвета, и поэтому они в состоянии обманывать других, не пряча глаз :ph34r: А русские женщины бесстыдницы, потому что не носят штанов :lol:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

европеоидность это не эталон красоты

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Сейчас у каждого 10 го казаха жена если не татарка так русская. Возвращаемся к истокам  тк скать

что за бред! :)

истоки казахов - татары и русские ?! :D

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Сейчас у каждого 10 го казаха жена если не татарка так русская. Возвращаемся к истокам  тк скать

что за бред! :)

истоки казахов - татары и русские ?! :D

нет. просто я имел в виду европеоидность.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

эээ, тохтоон эрэ,

биhиги тююрдэр былыргаттан, монгол керюннэхпит. онтон быhа кердеххэ уруустар да татаардар олох атын омук эбиттэр.

Тююр биир Ил бюдюнэ

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Дьиннээх былыргы туурдэр "монгол" тастаах буолбатах этилэр. Биллэн турар чыыстай европеец да тастаах буолбатахтара. Туох эрэ европеиднай уонна монголоиднай расалар икки ардыларынан буолуо. Мин инньэ дии саныыбын.

Онтон аhара тар5анан хааланнар туурдэр бары атын-атын сирэйдэммиттэр. :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ытыктаах Скат, мин саныырбынан тююрдэр монголоиднайдар этэ буолуо. Биhиги улуу эбюгэбит Кюль - Тыгын тебете монголоиднай этэ.

Тююр диэн улахан ахтабыл. Бу тююр - диэн араас атын омуктар биир тойоннго тэриллибит дьон, белеге буолуо, орда диэххэ сеп.

Чэ уруй айхал саха аймагым! :D

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

kypchak,

в каждом жузе были свои влиятельные, сильные племена и рода. (знатные - дурацкое понятие)

сейчас это совсем не актуально.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

(знатные - дурацкое понятие)

сейчас это совсем не актуально.

Знатные - дурацкое понятие . ну ты и скажешь!! комментарий жок.

причем здесь актуальность??? мы о истории говорим.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Гость
Эта тема закрыта для публикации ответов.



×
×
  • Создать...