Перейти к содержанию
Гость Artak

Казахи

Рекомендуемые сообщения

Криг, Шамиль

Попробуйте написать непосредственно в издательство, может быть вам помогут заказать эту книгу.

daikpress@inbox.ru

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

третий по значимости титул в Тюрк.каганате после кагана и улыка

Баурсак, что за улык? :huh: как по древнетюркски - илиг, что ли? Вообще-то обычно считается, что джабгу следовал сразу после кагана и был начальником правого крыла.

да, я тоже так думал. :)

но в Казахской Энциклопедии упоминается какой то улык ("великий") после кагана и перед жабгу. короче, надо уточнить. :)

зы. по др.тюркски должно быть "улуг"

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Я по отцу Джабай, мне сказали так именно род звучит.

Баурсак, ты как то здесь приводил таблицу - тамги казахских родов. Какие еще роды туда не вошли? Наверняка таблица не полная.

А Джабаев я нашел здесь - http://www.balkaria.narod.ru/kultura/kudae...ka/family-d.htm

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Криг, Шамиль Попробуйте написать непосредственно в издательство, может быть вам помогут заказать эту книгу. daikpress@inbox.ru

Понял, спасибо, будем трепыхаться :):):)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Криг, Шамиль Попробуйте написать непосредственно в издательство, может быть вам помогут заказать эту книгу. daikpress@inbox.ru

Понял, спасибо, будем трепыхаться :):):)

Заказал книгу в магазине. Обещали выполнить в течение месяца.

Двухтомник.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Он конечно же был величайшим сыном своего народа

Кенесары хан, лидер национал-освободительного восстания 1837-47 годов, охватившее весь Казахстан, "казахский Шамиль" как его называли русские современники, внук любимца казахов Абылай хана, был действительно одной из величайших фигур казахской истории 19 века.

kenesary.jpg

Хан Кене продолжил борьбу своего отца, Касым-султана, против царской колонизации, строительства русских крепостей, притеснения казахского населения.

Борьба Кенесары усложнилась тем, что русское правительство действуя из принципа "разделяй и властвуй" ввело в подконтрольных территориях царскую должность ага-султанов. Так, царское правительство дав власть в руки определенной кучке подчинявшимся им людей, стравила их с Кенесары, который кроме независимости Казахстана от России, так же боролся за восстановление ханской власти.

В течении семи лет Кенесары боролся против регулярных русских войск и казахской знати, вставших на русскую сторону после того как те дали им власть. Первая половина восстания была ознаменована множеством побед, в том числе блестящее взятие Акмолинской крепости (ныне столица Астана). Часть восстание Кенесары в Младшем жузе чуть было не сомкнулось с восстанием Исатая и Махамбета, которое вовсю пылало на западных рубежах Младшего жуза. Кенесары контролировал буквально весь Казахстан, и в 1941 году на курултае всех казахских жузов был избран ханом. Восемь лет Кенесары на родных землях успешно воевал не только с Российской империей, а также с южным врагом - Кокандским ханством. Почти полностью воссоздавал некогда огромное ханство своего деда Абылая, укреплял свое влияние. Русские войска, в том числе казаки уже не могли безнаказанно измываться над казахским населением. Кене для многих стал опорой. В те дни его войско насчитывало 20 тысяч воинов, почти все были вооружены огнестрельным оружием, имелись пушки.

В 1845 году русское правительство, боясь размаха движения Кенесары и желая вытеснить его из пределов Младшего и Среднего жузов, срочно построили крепости Иргиз и

Тургай. В 1846 г Кенесары пришлось откочевать на юг, в пределы Старшего жуза. Предвидя это туда был направлен крупный отряд артиллерии. Под напором превосходящих сил, оставив половину своих подчиненных в Сары-Арке, сам с 10 тысячью войсками перешел на правый берег Или и подошел к кыргызским владениям.

Кенесары призвал кыргызских манапов объединится с ним, чтобы вместе противостоять русским и кокандцам. Но манапы, будучи в тайной переписке с русскими, не подчинились Кенесары.

Последний бой последнего хана казахов Кенесары был в долине Алмалы, близ Токмака против кыргызских манапов. В этом бою Кенесары попал в плен, и был мучительно убит.

После этого произошло то, что надолго вбило большой клин меж двух народов: кыргызские манапы вручили русскому губернатору Западной Сибири Горчакову отрубленную голову Хана Кенесары, в качестве подарка.

Сунулся Кене завоевывать кыргызов и получил справедливый отпор. То что он сам вырезал множество уйшунов или тех же джалаиров Старшего жуза - это забывается.
насчет "справедливого отпора" никто не спорит.

а насчет "множества" (!) уйсунов и жалайров - первый раз слышу. можно поподробней?

да, если бы Кенесары убили сами казахи - шум был бы не таким. вон Махамбета ведь тоже убили казахи (его враг, Баймагамбет султан).

тем более в Кз тогда сложилась мощная группировка ага-султанов, которые были на стороне русских, и воевали против Кене.

а тут убили кыргызы - что в принципе справедливо, никто не спорит.

но самое унизительное - такого у казахов не было никогда - подарили голову Кене русскому царю, как подарок.

а те голову Кенесары еще больше века у себя в Петербургском Эрмитаже показывали всем. там еще надпись была "Степной бунтарь Кенесара"..

я думаю если бы не алчные и продажные кыргызские манапы, сами кыргызы никогда бы не подарили голову хана казахов кафирам (немуслимы, без обид) как какой то подарок - это просто невообразимо. они бы наверняка дали казахам похоронить его как это и подобает человеку.

и теперь мы до сих пор не можем вернуть и похоронить Кенесары, чей череп, а также куча личных вещей (шлем, боевое знамя) изза дурацких законов с Россией все еще продолжает пылится в грязных хранилищах Эрмитажа.

конечно, все это в прошлом, но этот неприятный факт все время всплывает наружу.

я не виню в этом кыргызов - это было бы глупо. но ведь с кыргызской стороны постоянно выскакивают недоумки, гордящимися этим, а потом и некоторые неумные казахи начинают в ответ оскорблять..

такие вещи оч сложно выжить из народной памяти и всегда нужен такт и здравый смысл чтобы не раздувать такие межнац сколки.

П.С.

Казахстанцы любят ездить на Иссык-куль. обычно автобус из Алматы до Чолпон-Аты едет через Бишкек и Токмак. не доезжая немного до Токмака раскинулась равнина Караконыс. там же и находится Алмалы сай, где и погиб Кенесары.

П.С.С.

кстати, малоизвестный факт:

Хан Кенесары – образ, который вдохновил знаменитого Жюль Верна и который послужил прототипом персонажа Феофар хана в романе Верна "Курьер царя".

еще фильм такой есть французский "Эмиссар царя".

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Rust:

Почитал посты Бури, он кстати начинал очень корректно, а на него обрушили просто грязь - вроде куда суешься со своими кыргызами.
уважаемый Рустам, неужели вы действительно считаете "очень корректным" этот первый пост Бури:
Ха! не смешите меня!

Грош цена такой карте нарисованной недалеким шовинистом! В таком случае кыргызы в праве претендовать на весь Казахстан, т.к в этногенезе казахов активный компонент - КЫРГЫЗЫ. Т.е. кыргызы явились фундаментом для возникновения этноса казах. На территории современного Казахстана кочевали кыргызы. Так что нужно срочно пересмотреть и забирать свои территории.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Шалкииз жырау

1465–1560

Шалкииз Тиленшиулы 1465 жыл шамасында Жайыктын шыгыс бетинде дуниеге келеди. Жыраудынг акеси, сиря, сакара феодалдарынынг бири болса керек, ал шешеси кейин Киши жуздинг уйткысы болгана, орыс деректеринде Сырткы (Заяицкая) Ордасынынг амири Муса бидинг кызы. Жырау 3 айлыгында анасынан айырыладыда нагашы ажесининг колына бериледы....

Бес Гасырлар Жырлайды. Институт Литературы и Культуры им. М.О.Ауэзова. АН Каз. ССР. Том. 1.

Что такое Сакара? Я так и не смог найти.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Джон Кэстль –

«Дневник путешествия в году 1736-м из Оренбурга к Абулхаиру, хану Киргиз-Кайсацкой Орды»

Жители этих краев среднего роста и имеют хорошую талию. По цвету кожи они похожи на европейцев. У всех мужчин черные волосы, но их стригут наголо, лишь иногда оставляют сзади косу. Уши не прилегают к голове, как у европейцев, а оттопыриваются, но против этого ничего не предпринимается. Поэтому казахи слышат на расстоянии лучше, чем мы, европейцы, ведь торчащие уши ловят звук лучше. Мне кажется, что мы, европейцы, портим севе слух тем, что детям, которые рождаются с оттопыренными ушами, надеваем в раннем возрасте туго сидящие шапки, чтобы уши не торчали. Мы, таким образом, вмешиваемся в законы природы, и себе во вред. Глаза у казахов невероятно остры и дальнозорки, они способны увидеть что-нибудь вдалеке раньше, чем мы, даже с помощью подзорной трубы. Я приписываю это тому обстоятельству, что они с малых лет тренируются в обнаружении на большом расстоянии дичи или какой-либо добычи. О глазах нужно еще заметить, что они довольно большие у детей, если казах женится на женщине своего народа. Но если он захватил калмыцкую девушку и, чтобы не отдавать за невесту очень много кобыл, женится на ней. то у их детей обычно маленькие калмыцкие глаза, широкие лица и кривые ноги. Зубы у казахов — что самая красивая слоновая кость, и нужны они им только для того, чтобы с их помощью можно было говорить. Они ведь не жуют; хлеба у них нет, мясо они режут на очень маленькие кусочки, которые можно, взяв в рот, сразу глотать, не жуя. Бороду они оставляют только на подбородке: все волосы на лице и теле выщипывают специальными щипчиками.

По своему телосложению казахи крепкие и выносливые мужчины. После большого напряжения, когда они потеют или им жарко, они ни за что не станут пить, а подождут, пока не остынут. И в самую большую жару они стараются держать грудь в тепле.

По своему характеру казахи очень хитры, подозрительны и грубы, при этом они разбойники и так просто никому не доверяют, если к ним не относиться по-особому. Мне однако, показалось, что они могут быть и искренними и не такими жестокими, как их описывают, если войти к ним в доверие и относиться честно.

Одежда знатных мужчин состоит из полотна и ситца, а у простолюдинов — из овечьих и лошадиных шкур, а также из войлока или верблюжьей шерсти. Их накидки и шапки — войлочные, но носят они главным образом вышеупомянутые шкуры. Они не в состоянии долго идти, потому что их с молодых лет учат ездить только верхом. Женщины у них носят сапоги, штаны и почти такую же одежду, что и мужчины, если не считать головной убор. Незамужние женщины носят на голове длинную шапку, которая выглядит как кораблик и торчит в обе стороны. Есть у них и другие виды головных уборов — все они украшены серебряными нитями и перьями. В ушах женщины носят различные подвески. Незамужние казахские девушки, как и русские, заплетают волосы в косы, а одежду шьют из бухарского бархата, шелка, тафты, а также полосатого и цветастого ситца. Сапоги у мужчин и женщин цветные — я видел желтые, черные, зеленые, синие и красные, но все они из отличнейшей шагрени.

Когда казахи встречаются и при этом здороваются, то обеими руками берут за руки друг друга, делают несколько движений. Будто пилят дрова, отпускают руки и складывают их крестообразно на груди; первый говорит: «Эссало малекум!» (Assalo maleikum!), а второй ему отвечает: «Алекум салам!» (Alekum salam!) Женщины выражают вежливость по отношению к мужчинам и ближайшим родственникам, опускаясь перед ними на левое колено, а на правом складывают обе руки; при этом они говорят вышеприведенные слова.

Казахи позволяют себе удовольствие взять в жены трех, четырех, пятерых женщин и больше — за сколько они в состоянии платить. Среди жен казахов главное место занимает та, которая рожает первого сына. Она должна взять на себя ответственность за домашнее хозяйство. Здесь я не могу не упомянуть, что большинство детей бегает голыми — девочки до 5, а мальчики — до 6 лет. Последним с самого раннего детства бреют ножом голову и только на макушке оставляют пучок волос.

Когда родители перекочевывают от одной стоянки к другой, детей своих везут так: сажают их в большие корзины, которые для равновесия навьючивают с обеих сторон на спину верблюда. На корзины натягивают сетки, чтобы дети не могли выпасть или выкарабкаться во время движения. обычно верхом на этом верблюде едет еще девочка лет десяти-двенадцати, которая следит за маленькими детьми и дает им время от времени мясо и овечье молоко. Такой караван со стороны выглядит, конечно, очень курьезно: каждая семья составляет его по-своему, определяет свой порядок следования на новую стоянку, но обычно он таков: впереди всех на лучшем коне едет самая красивая дочь. Одета она во все дорогое: на голове у нее — остроконечная шапка, украшенная серебряными нитями, пером какого-то особого красного гуся и маленьким бубенчиком. Повод идущего следом верблюда, прикреплен к ее лошади, так же и все остальные затем следуют цепочкой друг за другом. Этот верблюд несет домашний скарб вместе с коврами. коврами. За ним идет тот, что с детьми в корзинах, а дальше верблюды, груженные юртой и другими вещами. Замыкают караван лошади и овцы, которых погоняют мальчики. Один из них едет обычно верхом, а остальные идут пешком и минными палками направляют овец то на правую, то на левую сторону каравана. Сидящий на лошади подгоняет обратно к каравану тот скот, который отвивается в сторону и для мальчиков с палками становится недосягаемым. Если на караван из нескольких семейств посмотреть со стороны, то это выглядит очень забавно. Люди поют или играют на флейтах, а молодые мужчины на конях кружат вокруг каравана и высматривают возможных врагов, готовые отразить любое нападение.

Когда они добираются до места, где достаточно корма, то сгружают вещи с верблюдов, развивают лагерь, сооружают юрты, словом, устраиваются так, будто давно здесь живут, хотя из-за корма скота они не могут находиться на одном месте дольше 2-4 дней. Юрта сооружается довольно быстро из деревянных решеток, которые легко соединяются и так же легко разбираются. Нижнюю часть юрты обтягивают циновками, а стены и крышу накрывают красивым войлоком.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

(продолженние)

Джон Кэстль –

«Дневник путешествия в году 1736-м из Оренбурга к Абулхаиру, хану Киргиз-Кайсацкой Орды»

...........

Казахи постоянно должны быть гостеприимны. Когда голодный человек увидит поднимающийся из юрты дым, то он — и с ним все остальные, не успевшие приготовить пищу, — обязательно идут в эту юрту. А хозяин юрты, даже если у него всего один фунт мяса, делит его в соответствии с количеством гостей на части, чтобы каждому достался кусочек — пусть даже маленький. После того как руки помыты и прочитана благодарственная молитва, отваренное без соли и всяких специй и мелко нарезанное мясо в большой миске перелается самому знатному из присутствующих, а тот должен кормить других знатных. Он кладет тем, кто рангом ниже, соответствующие порции в маленькие деревянные миски. Все это происходит очень быстро, за какие-нибудь четыре минуты они съедают целую лошадь. В качестве второго Блюда пьют из своих деревянных мисок шурпу (Schurpa), или суп. А когда обедают высокопоставленные и знатные люди, то в заключение подается еще и кумыс, или кобылье молоко, и они порядком наливаются. Все это сопровождается игрой на флейтах. Песни рассказывают о подвигах их героев: какие те совершали набеги и нападения, как погибали; мелодии в большинстве своем — меланхоличные. Что касается кумыса, то он производится из кобыльего молока. По вкусу этот кумыс лучше, чем кислое молоко у нас в Европе, но он имеет крепость вина и то превосходство, что после него нет похмелья, т.е. не болит на следующий день голова. Кроме того, кумыс утоляет голод, и от трапезы от него можно порядком прибавить в весе. Оно и видно ло казахам, которые зимой, когда у них очень мало кумыса, худеют, а летом -толстеют. Из кобыльего молока приготовляют еще и своеобразную водку, которую называют арак (Arack). Наряду с кумысом есть другой налиток из кислого овечьего сыра который они называют айран (Ayran). Его пьют и дома, и в дороге, так как воду употребляют для утоления жажды только в крайних случаях. Когда они устраивают совместные обеды, то также курят табак, получаемый из Бухарии.

Их религия, или вера, состоит вкратце в том, что они пять раз в день совершают омовения, опускаются на колени и с покрытой головой молятся. Почитание своего Бога подтверждают и тем, что по мусульманскому обычаю подвергают своих детей обрезанию.

Все, необходимое из одежды и что шьется из полотна, ситца, бархата и шелка, а также шагреневые сапоги, железную и медную посуду, конскую сбрую, ножи и другие необходимые вещи они выменивают у Бухарцев, весьма прилежных и искусных ремесленников (обязанных — как уже сказано — платить казахам дань), на овец, лошадей и разные меха. Я выше уже писал об их телосложении и отмечал, что они здоровые, сильные и выносливые люди; здесь я должен добавить, что среди них я не встречал калек.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Eta tema udivlyaet menya vse bolshe :huh: Tak kazahi v te vremena chto byli evropoidny i v rezultate "zahvatyvaniya kalmytskih devushek" stali na 70% mongoloidami chto li? Eto iz-za zahvachennyh kalmytskih devushek u vas malenkie glaza i krivye nogi? :blink:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Гость Эльтебер

Chono пишет:

.......Eto iz-za zahvachennyh kalmytskih devushek u vas malenkie glaza i krivye nogi?

Так графически наверное не стоит рисовать другие народы, хотя есть в этом элемент юмора. Все же воздержитесь в будущем от таких описаний.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Бауырсак а ты еще говоришь аватор у меня не казахский :D

А Султан Бейбарс? А страна Миср? А мамлюки, среднеазиатские кипчаки которые правили Египтом?

сначала думай потом говоры. щютка :D

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Eta tema udivlyaet menya vse bolshe :huh: Tak kazahi v te vremena chto byli evropoidny i v rezultate "zahvatyvaniya kalmytskih devushek" stali na 70% mongoloidami chto li? Eto iz-za zahvachennyh kalmytskih devushek u vas malenkie glaza i krivye nogi? :blink:

Ну не у всех казахов кривые ноги и маленькие глаза.

Но калмыцкий вклад в современный облик казахов мог быть существенным.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А что тут удивительного. Жагалбайлы меним нагашым. А где жагалбайлы -- там и до башкир недалеко. :)

А татар -- меним кайын журтым. Кстати родом из Башкортостана.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

У казахов как я считаю в генах преобладающие монголидные черты ихнего генотипа. Если чистый тюрк это монголоидный человек. Вот к примеру остаток статую Куль тегина, т.е. голова.!

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Каждый этнос имеет три этногенических корня: язык, культура и биологическое происхождение. Естественно, в каждом народе бывают инъекции, которые приносят пришельцы. Но такие струйки мало размывают биологический тип и вклад их почти незаметен. Статистика показывает, что 60% тюркского этноса-представители большой европеоидной расы, 30%-туранской переходной, и только 10% приближаются к южносибирскому типу большой монголоидной расы. Территория степей от Монголии до Дуная усеяна каменными монументами, свыше 1000 из которых не позволяют говорить о монголоидности вообще, а лишь о её налёте, сближающем половецкие лица с современными русскими или турецкими типами. Многие лица статуй напоминают изображения персидских миниатюр. Часто изображены типичные европеоиды-с большими глазами, носами с горбинкой, длинными усами. Следовательно, можно полагать, что в целом антропологический тип тюрок характеризовался преобладанием европеоидных признаков при весьма слабой примеси монголоидности («миндалевидный прищеп глаз»). Подобный признак был у египетских фараонов, обратите внимание на золотую маску Тутанхамона. В этом нет ничего удивительного, китайская хроника Тан-шу описывает гуннов с возвышенными носами, бородатых. В 350 году в Китае было предпринято истребление гуннов, попутно было убито много китайцев «с возвышенными носами и бородами».

Более того, внешний облик тюрков, так непохожих на них, китайский писатель VII в. Ши Гу описывает так: «Усуньцы обликом весьма отличаются от других иностранцев Западного края. Ныне тюрки с голубыми глазами и рыжими бородами похожи на обезьян, суть потомки их». (Бартольд, т. 11, ч. 1, стр. 26)

В другом месте тюрков описывают так: «Жители вообще рослые, с рыжими волосами, с румяным лицом и с голубыми глазами», далее пишется: «Чёрные волосы считались нехорошим признаком». Известны случаи, когда вся краниологическая серия из половецких погребений характеризуется только европеоидными признаками. Да и вряд ли стали бы русские летописцы с таким удивлением описывать внешность самих монголов, если бы прежние их соседи были бы такими же. Вообще в антропологии встречаются странные явления: к примеру, шведы и латыши блондины-индоевропейцы, синегалы и бенгальцы тоже индоевропейцы, но чернокожие и это почему-то никого не удивляет. Древние тюрки были представителями европеоидной расы, что же касается монголоидной примеси, то это результат многовекового соседства с китайцами и монголами. Сорокотысячная армия половцев, осевших в Восточной Грузии, не оставила в облике обитателей этой местности никаких монголоидных признаков, хотя бы атавистического характера. Орда хана Аспаруха не изменила антропологический облик славян, гунны насквозь прошли Европу, но почему-то ни один народ не стал монголоидным. Авары, печенеги, болгары растворились среди Балканских народов. Может, здесь кроется ответ на вопрос: почему народы Балканского полуострова самые широколицые народы Европы, антропологически имеют родство только с народами Кавказа, широколицыми кавкасионами, включены в один тип. Очень близки к нему татары-мишари, говорящие на цокающем диалекте тюркского языка, аналогичном черекскому диалекту балкарского языка. Я ещё раз хочу повторить: процесс сложения народов-ровесник истории человеческого общества. На огромной территории Евразии, чтобы один этнос целиком и полностью сменил другой, пришельцы должны стоять на неизмеримо более высоком производственном и культурном уровне, чем местное население, а этого не было

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

У казахов как я считаю в генах преобладающие монголидные черты ихнего генотипа. Если чистый тюрк это монголоидный человек. Вот к примеру остаток статую Куль тегина, т.е. голова.!

Миллион раз обсуждалось уже то, что во-первых сам Культегин никак не может быть показателем тюркскости, ибо жил 6-7 веках, тем более вождь не может быть показателем, т.к. знать всегда смешивается с другими народами.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Все посты касательно последнего инцидента удалены. Вопрос исчерпан. Все кто будут инициировать разборки будут штрафоваться.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Джон Кэстль –

«Дневник путешествия в году 1736-м из Оренбурга к Абулхаиру, хану Киргиз-Кайсацкой Орды»

Жители этих краев среднего роста и имеют хорошую талию. По цвету кожи они похожи на европейцев. У всех мужчин черные волосы, но их стригут наголо, лишь иногда оставляют сзади косу.

.....................................................

РИСУНКИ КЭСТЛЯ:

Казахи здороваются

castle_amandas.jpg

Кудер-батыр , телохранитель Ералы-султана, сына Абулхаир-хана, при полном вооружении.

castle_kuderbatyr.jpg

Абулхаир , хан Младшего жуза казахов, главнокомандующий казахским войском при решающей битве с джунгарами при Аныракае 1930 года.

после разгрома джунгар между ханами возникла ссора, и Абулхаир со своим войском откочевал в свои земли, и на следующий год принял русское подданство.

castle_abulhair.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Гость
Эта тема закрыта для публикации ответов.



×
×
  • Создать...