Перейти к содержанию
Гость Artak

Казахи

Рекомендуемые сообщения

  • Модераторы

Вот спросил у Рубурука, а тот мне ответил:

...и это украшение круглое и большое, насколько можно охватить его двумя руками; длиною оно в локоть и более, а вверху четырехугольное, как капитель колонны. Эту бокку они покрывают драгоценной шелковой тканью; внутри бокка пустая, а в середине над капителью, или над упомянутым четырехугольником, они ставят прутик из стебельков, перьев или из тонких тростинок длиною также в локоть и больше. И этот прутик они украшают сверху павлиньими перьями и вдоль кругом перышками из хвоста селезня, а также драгоценными [99] камнями. Богатые госпожи полагают это украшение на верх головы, крепко стягивая его меховой шапкой (almuccia), имеющей в вертушке приспособленное для того отверстие. Сюда они прячут свои волосы, которые собирают сзади к верху головы, как бы в один узел, и полагают в упомянутую бокку, которую потом крепко завязывают под подбородком. Отсюда когда много госпож едет вместе, то, если смотреть на них издали, они кажутся солдатами, имеющими на головах шлемы с поднятыми копьями. Именно бокка кажется шлемом, а прутик наверху — копьем.

Вот это имперский стиль, манифестация власти и престижа, а не "легкие шапочки".

Можете в интернете также найти автореферат Доде о костюме народов Северного Кавказа в описываемый период, а интересующимся интересны будут вот эти исследования:

  • Юрченко А.Г. Власть и женская мода в Монгольской империи // IX Международный конгресс монголоведов (Улан-Батор, 8–12 августа 2006 г.): Доклады российских ученых. – М., 2006
  • Горелик М.В. Монгольский женский костюм X–XIV вв. // Город и степь в контактной Евро-Азиатской зоне // III Международная научная конференция, посвященная 75-летию со дня рождения Г.А. Федорова-Давыдова (1931–2000): Тез. докл. – М., 2006. – С. 125–126

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вот спросил у Рубурука, а тот мне ответил:

"Кроме того, они носят украшение на голове, именуемое бокка, устраиваемое из древесной коры или из другого материала, который они могут найти, как более легкий...". Г.Рубрук.

В общем, Стас, Ваше противостояние здравому смыслу для меня из области сюрреализма, поэтому оставляю Вас в вашем надуманном мировосприятии.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Модераторы

Ну, как хотите. А то пришлось бы пояснить, с чего бы вместо легких материалов не делать тяжелые самолеты из чугуна. :osman6ue:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

"Богатые госпожи полагают это украшение на верх головы, крепко стягивая его меховой шапкой (almuccia), имеющей в верхушке приспособленное для того отверстие". Г.Рубурук.

А здесь Рубруком приведено точное описание уже этой разновидности бокки:

kazahs10.jpg

kazakh21.jpg

823ea411.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Модераторы

Воот, это уже значительно ближе к теме. Увеличить объем раза в три надо до имперского стандарта.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

уважаемый Кутузов, а как называются эти головные уборы вами выложенные?

По-казахски - борик, по-карачаево-балкарски - бокка.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

По-казахский борик, по-карачаево-балкарский бокка.

это не бөрік,это фантазии современных модельеров,которые на мой взгляд не достаточно изучают казахскую одежду.Сравнить их с фото или рисунками XIX века,то мало чего общего с казахской одеждой.И согласитесь бөрік ведь не бокко.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

это не бөрік,это фантазии современных модельеров,которые на мой взгляд не достаточно изучают казахскую одежду.Сравнить их с фото или рисунками XIX века,то мало чего общего с казахской одеждой.И согласитесь бөрік ведь не бокко.

Всё полностью в соответствии с реальной этнографией. А название бокка из всех народов только у карачаево-балкарцев сохранилось.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Всё полностью в соответствии с реальной этнографией.

ну ну розовые узоры на пол камзола непонятные перья вместо укi,вообщем извращение современных модельеров.

Вот,что говорит относительно казахской одежды историк Ирина Ерофеева в статье "Казахский костюм нуждается в серьезных исследованиях" за 01.08.2003 в info-tses( http://www.info-tses.kz/red/article.php?article=8612):

В иллюстрациях, книгах и на плакатах в основном тиражируются костюмы, которые мало соответствуют тем реальным историческим описаниям, которые есть в архивах. Попросту говоря, постоянно фигурирующие однообразные кафтаны и шапки, отороченные мехами самых разных животных, в которых чаще всего изображается казахская правящая элита, - это "изобретение" современных художников, а главное, показатель того, что история костюмов разных социальных групп казахов изучена очень слабо.

Знакомясь с документальными источниками XVIII-XIX веков, мы, историки, встречаем очень интересные сведения о казахской одежде. Это, во-первых, разнообразие носимых чапанов - их фасонов, цветов, элементов декора и орнамента. Важно также и то, что, в отличие от одежды простых степняков, одеяния казахской знати, как и всех привилегированных сословий других народов Евразии, отличались определенным космополитизмом, то есть набором разных стилей и образцов. Кроме того, одежда казахской знати от одежды простых степняков отличалась более утонченным изящным орнаментом. Большей частью он был выполнен в древовидной многовариантной форме. То, что на чапанах, которые в настоящее время продаются в магазинах, орнамент представлен в укрупненных громоздких размерах, - это результат влияния театральных костюмов, которые шились так, чтобы зритель на большом расстоянии мог различать элементы орнамента, но в дальнейшем это получило не совсем вдумчивое воплощение в художественных изобретениях, в печатной продукции и массовом тиражировании национальной одежды. На то, что казахский орнамент был более богатым и разнообразным, указывают и те головные уборы казахских султанов первой половины ХIХ века, которые сохранились в Российском этнографическом музее, и отдельные рисунки, сделанные в XVIII-XIX веках.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

ну ну розовые узоры на пол камзола непонятные перья вместо укi,вообщем извращение современных модельеров.

Вот,что говорит относительно казахской одежды историк Ирина Ерофеева в статье "Казахский костюм нуждается в серьезных исследованиях" за 01.08.2003 в info-tses( http://www.info-tses.kz/red/article.php?article=8612):

В иллюстрациях, книгах и на плакатах в основном тиражируются костюмы, которые мало соответствуют тем реальным историческим описаниям, которые есть в архивах. Попросту говоря, постоянно фигурирующие однообразные кафтаны и шапки, отороченные мехами самых разных животных, в которых чаще всего изображается казахская правящая элита, - это "изобретение" современных художников, а главное, показатель того, что история костюмов разных социальных групп казахов изучена очень слабо.

Знакомясь с документальными источниками XVIII-XIX веков, мы, историки, встречаем очень интересные сведения о казахской одежде. Это, во-первых, разнообразие носимых чапанов - их фасонов, цветов, элементов декора и орнамента. Важно также и то, что, в отличие от одежды простых степняков, одеяния казахской знати, как и всех привилегированных сословий других народов Евразии, отличались определенным космополитизмом, то есть набором разных стилей и образцов. Кроме того, одежда казахской знати от одежды простых степняков отличалась более утонченным изящным орнаментом. Большей частью он был выполнен в древовидной многовариантной форме. То, что на чапанах, которые в настоящее время продаются в магазинах, орнамент представлен в укрупненных громоздких размерах, - это результат влияния театральных костюмов, которые шились так, чтобы зритель на большом расстоянии мог различать элементы орнамента, но в дальнейшем это получило не совсем вдумчивое воплощение в художественных изобретениях, в печатной продукции и массовом тиражировании национальной одежды. На то, что казахский орнамент был более богатым и разнообразным, указывают и те головные уборы казахских султанов первой половины ХIХ века, которые сохранились в Российском этнографическом музее, и отдельные рисунки, сделанные в XVIII-XIX веках.

Главное, что в основе всё правильно.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Как ваш пример "казахских бокко"?

А что Вам не нравится?

И какое "бокко"? Бокка! Хотя бы слово правильно запомнили.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

77759 ваши сообщения скрыты, как не относящиеся к теме ветки. просьба воздержаться от постов исключительно личной направленности.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Как стена могла мешать монголам, если они правили по обе ее стороны. Везде свои.:ozbek:

А сейчас часть Великой Монголии, так сказать, АРВМ в составе КНР, ну и что?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А что Вам не нравится, или решили поглупить?

И какое "бокко"? Бокка! Хотя бы одно слово правильно запоминали.

вот наконец то нашел И.В.Захаров, Р.Д.Ходжаева

КАЗАХСКАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ ОДЕЖДА: XIX - НАЧАЛО XX ВЕКА. стр 108-109 там про бөрік,почитайте.

То что Вы пытаетесь представить саукеле и бөрік как иной формы средневековую бокка выглядит как притягивания за уши.

стр 108

http://lib.kazsu.kz/Books/bk046/Pages/108.gif

стр 109

http://lib.kazsu.kz/Books/bk046/Pages/109.gif

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

вот наконец то нашел И.В.Захаров, Р.Д.Ходжаева

КАЗАХСКАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ ОДЕЖДА: XIX - НАЧАЛО XX ВЕКА. стр 108-109 там про бөрік,почитайте.

То что Вы пытаетесь представить саукеле и бөрік как иной формы средневековую бокка выглядит как притягивания за уши.

стр 108

http://lib.kazsu.kz/Books/bk046/Pages/108.gif

стр 109

http://lib.kazsu.kz/Books/bk046/Pages/109.gif

Erbayan, можно любые работы найти, имеющие недостаток, который Вы хотите найти.

А вот, например, здесь борик: http://www.ethnomuseum.ru/gallery1403/1414/2331_2324.htm

""Борик" - девичий головной убор в виде шапочки на войлочной основе с меховым околышем, имевшей форму высокого конуса, вершина которого украшалась перьями хищных птиц, являвшимися как оберегом, так и знаком символического стремления девичества вверх".

И вообще, я не пойму, что какую мысль Вы здесь пытаетесь провести? Все приведённые мною образцы головных уборов, связаны с реальными этнографическими данными.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Erbayan, можно любые работы найти, имеющий недостаток, который Вы хотите найти.

А вот, например, здесь борик: http://www.ethnomuse...4/2331_2324.htm

"Борик" - девичий головной убор в виде шапочки на войлочной основе с меховым околышем, имевшей форму высокого конуса, вершина которого украшалась перьями хищных птиц, являвшимися как оберегом, так и знаком символического стремления девичества вверх.

Честно даже не представлял,что и такие бөріки имелись

И вообще, я не пойму, что какую мысль Вы здесь пытаетесь провести? Все приведённые мною образцы головных уборов, связаны с реальными этнографическими данными.

Я к тому что ,если бөрік и саукеле имели отношение к средневековому головному убору бокка то так наверное и писали бы?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Я к тому что ,если бөрік и саукеле имели отношение к средневековому головному убору бокка то так наверное и писали бы?

Вообще изучение древней истории тюркских народов, в приложении к ним же самим, нормально стало развиваться только в последние два десятилетия, соответственно и её различные аспекты только начинают детально рассматриваться. А приведённые мной образцы на фото - это и есть прямые "потомки", описанных Г.Рубруком головных уборов - бокка. Но уточнение названий, соответствующую терминологию надо выяснять у знатоков казахского фольклора, у специалистов по головным уборам, у старожилов.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Модераторы

Даже если согласиться с тем, что 200 лет казахов "нормально" не изучали (хотя Вы как раз привели собранную именно в тот период российским музее коллекцию), и стали "нормально" изучать в последние 20 лет, то вся процитированная мной выше археологическая и этнографическая литература создана в обсуждаемый период. :ozbek:

Как раз в последние 20 лет и показано влияние монгольского имперского костюма на костюм народов Севреного Кавказа и Казахстана.

Именно в последнее 20-летие доказано, что у кыпчаков не было ничего похожего на бокка.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Бокка, борик, монгольское или казахское, я особо в этом не разбираюсь, но то что описано у Рубрука и то что пытается подогнать Стас под Рубрука, говоря про "монгольский стиль" это как говорится две большие разницы!

Элементарно, со стороны, где перья?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Модераторы

Рубрук пишет, что перья и пр. мишура могли украшать "прутик" сверху.

Например, как султанчики на известных изображениях бокк.

3ab8b607e367.jpg

Археологи находят берестяные и деревянные бокки везде от Кавказа до Китая, даже под Томском.

http://new.hist.asu.ru/biblio/borod4/part1-p156-162.pdf

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Уважаемый Стас!

Все эти формы одежды были у китайцев, а затем куплены/скопрированы/завоеваны монголами.

Ничего самобытного нет. Побывав в Китае можно накупить недорого всякой одежды, что в

древности и делали. Другое дело в Туркестане, где были свои города и свои мастера...

они могли конкурировать с другими центрами моды. При этом как и сейчас (Луи-витон в Китае),

так и тогда шло интенсивное заимствование моды. Русские в средние века одевались как татары,

сапоги с загнутым носком, шапки борики, малахаи и т.д. Части одежды сохранялись достаточно долго...

Европейцы тоже выглядели на восточный манер в средние века... Теперь азиаты выглядет на европейский манер...

Только арабы еще одеваются по своему и то не все.

Если пойти дальше, то еда не является национальной. Пельмени привез Ермак в Россию от татаров. Плов есть у китайцев (толи узбеки скопировали, то ли китайцы - не поймешь) и даже бешбармак есть у китайцев (лапшой называется) и у кочевников древней страны Петра... причем один к одному - та же голова барана сверху, тоже порядок употребления...

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Как раз в последние 20 лет и показано влияние монгольского имперского костюма на костюм народов Севреного Кавказа и Казахстана.

Ничего общего у народов Кавказа нет с халха-монголами. Народы Кавказа имеют хороший вкус, самую красивую национальную одежду, музыку и танцы. И на странные наряды халха-монголов, не иначе, как с сочувствием северокавказцы и не посмотрели бы. Что же касается реального влияния на одежду народов Северного Кавказа, то для любого умственно полноценного человека, имеющего представление о предмете разговора, очевидно, что это тюркское влияние. Многое в элементах одежды: орнамент, материал, покрой - тесно связано с элементами одежды тюркских народов.

Именно в последнее 20-летие доказано, что у кыпчаков не было ничего похожего на бокка.

Не стоит говорить отсебятину. У халха-монголов точно нет ничего общего, даже слова такого нет. А есть у тюркских народов, что и было здесь продемонстрировано. Вы даже те статьи, на которые сами же ссылку даёте не умеете внимательно прочитывать, а то возможно не писали бы разные домыслы. Читаем внимательно:

22_0610.png

22_06_16.png

ftp://lib.herzen.spb.ru/text/yamilova_12_89_118_124.pdf

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Гость
Эта тема закрыта для публикации ответов.



×
×
  • Создать...