asan-kaygy Опубликовано 1 апреля, 2020 Поделиться Опубликовано 1 апреля, 2020 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
asan-kaygy Опубликовано 30 июня, 2020 Автор Поделиться Опубликовано 30 июня, 2020 https://e-history.kz/media/upload/76/2013/08/17/171bfab692eb20d8dfc45305b857f166.pdf?fbclid=IwAR1aVYGOmPHzo86XLD0vduJcb84PhERUoHDOmCEHTP8jeIwzpZzymzkEhAU Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
asan-kaygy Опубликовано 17 октября, 2020 Автор Поделиться Опубликовано 17 октября, 2020 https://24.kz/ru/news/culture/item/429963-arkheologi-nashli-mesto-zakhoroneniya-kasym-khana?fbclid=IwAR1tWV4MpNLy_12Le5PsYvEkRDFm6NqiSCWTp4GrjrUMHAUuto2FKpCmxwY Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
asan-kaygy Опубликовано 9 декабря, 2020 Автор Поделиться Опубликовано 9 декабря, 2020 https://ainews.kz/culture/kak-vyglyadeli-kochevniki-epohi-hana-kasyma-i-pochemu-kara-zhorga-devushka-s-berkutom-v-lisem-tymake-eto-ne-nastoyashaya-kazahskaya-kultura--2287602 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
asan-kaygy Опубликовано 3 января, 2021 Автор Поделиться Опубликовано 3 января, 2021 https://azattyq-ruhy.kz/culture/18038-akan-sataev-azhyrasyp-ketken-ieline-tarikhi-tulga-turaly-film-stsenariin-zhazdyryp-zhatyr?fbclid=IwAR3r1fdo8GtWot3DxoC1xnwKkznacXNdzNYK23Phe0nNbyMwH2LLNSQtAcQ Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
asan-kaygy Опубликовано 3 января, 2021 Автор Поделиться Опубликовано 3 января, 2021 https://qamshy.kz/article/3314-zhanibek-khan-qalay-az-atandy?fbclid=IwAR0b2dEj6ctNX1m9xx-urbGymskbF2e754Sy7-2UObQNgGh17ZxsOyZRsYI Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
asan-kaygy Опубликовано 22 ноября, 2021 Автор Поделиться Опубликовано 22 ноября, 2021 РУКОПИСЬ ЖЕНЫ КАСЫМ ХАНА (начало XVI в) Трактат по мусульманскому богословию на тюркском языке (кыпчакском диалекте), без начала и конца; этот трактат разделен на семьдесят одну главу, и заключение; каждый из них посвящен объяснению отрывков из священного Корана и иллюстрирован одним или несколькими рассказами, относящимися к священным персонажам Ислама. Дата написания: 1501-1515 годы Язык написания: тюркский (староказахский) Формат: Насталик, начало XVI в. 193 листа. 21 × 14 сантиметров. – «Бухарский переплет». Описание: Это произведение посвящено (лицевая сторона 2-го листа) Айше Султан Ханым (Бегим), дочери султана Хусейна Мирзы, (Хусейна Байкары) тимуридского правителя, которая вышла замуж за узбек-казахского султана Касыма Джахангира (Касым хана) в конце XV века, последние дни ее прошли в Индии, в империи Великих Моголов; эта рукопись, по всей видимости из частной личной ее библиотеки. Книга вероятно после прихода шибанидов в Мавераннахре, через бежавших из Средней Азии тимуридов попала в Индию, затем в XIX веке книга была приобретена национальной библиотекой Франции. Источник: Национальная библиотека Франции. Отдел рукописей. https://www.facebook.com/story.php?story_fbid=1008812286341343&id=100016377433352 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Bir bala Опубликовано 26 декабря, 2021 Поделиться Опубликовано 26 декабря, 2021 Кто нибудь из исследовавших или работавших с рукописями в курсе что обозначают разноцветные чернила? Красные, синие и желтые? Отрывок из рукописи "Таварих Гузида Нусрат Наме": Транслитерация: Барак ханнын уч огланлары ерды. Атлары: Мыр Сайыд, Мыр Касым, Абу Сайыд, тагы Джаныбек хан турур. Мунун огланларынын аты бу турур: Иранджи, Махмуд, Касим, Атик, Джаныш, Канбар, Таныш, Усак, Джадык турур. Перевод: У Барак хана было три сына, имена их: Мир Сайид, Мир Касим, Абу Сайид, и еще Джанибек хан был. Имена сыновей этого хана изложены ниже: Иранджи, Махмуд, Касим, Атик, Джаныш, Канбар, Таныш, Усак, Джадик. Три сына Джанибек хана украшены синим [Иранджи, Канбар, Джадик], другие три сына красным [Касим, Джаныш, Таныш] и еще три сына желтыми цветами [Махмуд, Атик, Усак]. Может быть есть какая то связь или это просто для красоты сделано. 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Admin Rust Опубликовано 27 декабря, 2021 Admin Поделиться Опубликовано 27 декабря, 2021 Может матери разные? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Bir bala Опубликовано 27 декабря, 2021 Поделиться Опубликовано 27 декабря, 2021 @Rust У меня были такие размышления, но у Кадырали Жалаири указано, что Канбар и Касым единоутробные братья, а тут у них разные цвета. 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Bir bala Опубликовано 21 марта, 2023 Поделиться Опубликовано 21 марта, 2023 Вот же напридумают. Откуда то взяли, что Жанибек хан умер в 1480 году. На карте почему то отметили, что Мангытский Юрт и Ногайская Орда отдельные народы. Опять псевдо сына Касыма Абулхаира пихают. Ассинхронные даты событий и т.д. Самое печальное, что люди лайкают эту дрянь. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Zerek Опубликовано 21 марта, 2023 Поделиться Опубликовано 21 марта, 2023 Абу-л-Хайр таки явно сын Касыма. Если он псевдо, то почему Мамаш-хан не псевдосын? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Bir bala Опубликовано 22 марта, 2023 Поделиться Опубликовано 22 марта, 2023 @Zerekпотому что Мамаш назван сыном Касыма в нескольких независимых источниках, а Абулхаир в одном единственном, при этом даже не назван с этнонимом казак. Сефевидские рукописи полны неточностей... Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Bir bala Опубликовано 22 марта, 2023 Поделиться Опубликовано 22 марта, 2023 @Zerek Поэтому чтобы доказать, что у Касыма действительно был сын по имени Абулхаир, нужно его упоминание в других независящих рукописях. Пока что это другой Абулхаир. По википедии звучит правдивее: По другой версии, Абулхаир был сыном шибанида Хамза султана, он погиб в этом же году[57]. Последняя версия кажется более достоверной так как Абулхаир султан был похоронен на кладбище, рядом с Шейбани-ханом Вики Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Zerek Опубликовано 22 марта, 2023 Поделиться Опубликовано 22 марта, 2023 4 часа назад, Bir bala сказал: По другой версии, Абулхаир был сыном шибанида Хамза султана, он погиб в этом же году[57]. Последняя версия кажется более достоверной так как Абулхаир султан был похоронен на кладбище, рядом с Шейбани-ханом Вики Мягко говоря сомнительный аргумент. Хамза-султан не был ханом келаном и войско огромное прислать не мог. То, что у него был сын по имени Абулхаир не доказывает, что именно он участвовал в битве с сефевидами. Статья про Шейбани на вики написана не сказать, чтоб качественно. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Bir bala Опубликовано 22 марта, 2023 Поделиться Опубликовано 22 марта, 2023 @Zerek Вы читаете между строк. Вот аргументы против 1. Абулхаир не подтверждается другими источниками 2. Посылать войско просто ради того, чтобы при чеканке упоминали имя Касым хана не имеет смысла. 3. Сефевидские источники настолько слабые в достоверности, что родословная Касым хана по ним выглядит неправильным образом. Жанибек>Сейдак>Касым Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Zerek Опубликовано 22 марта, 2023 Поделиться Опубликовано 22 марта, 2023 Просто вы для аргументации против отождествления Касыма и Абулхаира ссылаетесь на еще более слабые аргументы из вики. А по этим пунктам 1. Другие источники слабо осведомлены о семейных обстоятельствах Касым-хана. 2.Упоминание имени при чеканке это же признание сюзеренитета Касыма над шибанидами. 3. Принимается но с оговоркой. С кем сражались сефевиды то знать они были должны. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Bir bala Опубликовано 22 марта, 2023 Поделиться Опубликовано 22 марта, 2023 @Zerek Почему дальний источник, где даже родословную правильно не могут записать должен быть авторитетнее более близких источников? 9 минут назад, Zerek сказал: Другие источники слабо осведомлены о семейных обстоятельствах Касым-хана. Для кочевого правителя, который жил в Сарайшике это незначительный престиж. 11 минут назад, Zerek сказал: Упоминание имени при чеканке это же признание сюзеренитета Касыма над шибанидами. Недостоверные рукописи надо изучать на ошибки, а не принимать их на веру, а потом простому люди разглагольствовать, что казахи нападали на иранцев, которого никогда не было. 12 минут назад, Zerek сказал: Принимается но с оговоркой. С кем сражались сефевиды то знать они были должны. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Zerek Опубликовано 22 марта, 2023 Поделиться Опубликовано 22 марта, 2023 31 минуту назад, Bir bala сказал: Почему дальний источник, где даже родословную правильно не могут записать должен быть авторитетнее более близких источников? Ну, ясно, что дальний источник может иметь ошибки в родословной иноземного правителя. Однако тут ведь идет речь о боестолкновении и в этом смысле сефевиды должны были знать с кем воюют, хотя бы из данных разведки, от захваченных пленных и т.д. 32 минуты назад, Bir bala сказал: Для кочевого правителя, который жил в Сарайшике это незначительный престиж. Иметь в подчинении Мавераннахр это не престиж? 33 минуты назад, Bir bala сказал: Недостоверные рукописи надо изучать на ошибки, а не принимать их на веру, а потом простому люди разглагольствовать, что казахи нападали на иранцев, которого никогда не было. Ну, казахи и на индийцев нападали. Скажете этого никогда не было? 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Bir bala Опубликовано 22 марта, 2023 Поделиться Опубликовано 22 марта, 2023 @Zerek Узбеки могли с легкостью ввести их в заблуждение, чтобы умножить устрашение. Информаторы вряд ли были из числа казахов из за отдаленности региона. 1 минуту назад, Zerek сказал: сефевиды должны были знать с кем воюют, хотя бы из данных разведки, от захваченных пленных и т.д. Для кочевых правителей признаком подчинения была дань. Ни Бурундуку, Ни Касыму никто дань не платил. Что из близких стран, что из дальних. 2 минуты назад, Zerek сказал: Иметь в подчинении Мавераннахр это не престиж? 3 минуты назад, Zerek сказал: Ну, казахи и на индийцев нападали. Скажете этого никогда не было? Можно ссылку? Или это байка на вроде того, что казахи с французами сражались. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Zerek Опубликовано 22 марта, 2023 Поделиться Опубликовано 22 марта, 2023 3 минуты назад, Bir bala сказал: Узбеки могли с легкостью ввести их в заблуждение, чтобы умножить устрашение. Информаторы вряд ли были из числа казахов из за отдаленности региона. Cлишком много если, не находите? В общем лично я считаю этот факт убедительным однако не полностью доказанным. 4 минуты назад, Bir bala сказал: Для кочевых правителей признаком подчинения была дань. Ни Бурундуку, Ни Касыму никто дань не платил. Что из близких стран, что из дальних. Пообещали видимо (не факт что потом сдержали бы обещание). 4 минуты назад, Bir bala сказал: Можно ссылку? Или это байка на вроде того, что казахи с французами сражались. И после де того вскоре пришла к ним, Абдул-Азизу царю и к Ялантешу князю, из Бухар весть, что идет де на Бухарскую их землю войною от Ташкени города Казачьи орды Янгирь царь со многими ратными людьми. И бухарский де Абдул-Азиз царь ратных своих людей, которые стояли с ними под Балхом, розделил на двое: одну половину ратных людей оставил под Балхом з ближним своим (л. 36) человеком, с Ялантешом князем, а з другою половиною с ратными своими людьми пошол ис-под Балха в Бухарскую землю навстречю Казачьи орды к Янгирю царю. И после де того вскоре под Балхом у индейских людей з бухарским с Ялантешом князем и з бухарскими ратными людьми были бои большие по неделю день и ночь, и на тех де боях индейские ратные люди многих бухарских людей побили. И бухарской де Ялантеш князь посылал ис-под Балха в Бухары к бухарскому Абдул-Азизу царю с вестью, что ему, Ялантешу князю, и бухарским ратным людем индейские ратные люди, которые сидят в Балхе, стали не в силу, и он бы де, Абдул-Азиз царь, сшедчися с Янгирем царем, бою с ним не чинил и с ним помирился, а помирясь с ним, шол со всеми своими бухарскими ратными людьми к нему под Балх на помочь. И бухарской де Абдул-Азиз царь по присылке к себе Ялантеша князя, сшедчися Казачьи орды с Янгирем царем, бою с ним не чинил, помирясь и соединачась с ним, Янгирем царем, и со всеми своими бухарскими и Казачьи орды с ратными людьми, пришли под Балх всход к Ялантешу князю. Да к нему ж де, Абдул-Азизу царю бухарскому, прислал на помочь под Балх из Юргенч юргенской Абул-Газы царь юргенских своих ратных людей тысечи з две. И бухарской де Абдул-Азиз царь и Казачей орды Янгирь царь, пришед под Балх со всеми своими ратными людьми, стали выше города Балха на реке Дарье и в летнюю пору в жаркие дни мно[гую] животину: лошеди и коровы и верблюды (л. 37) и овцы и собаки — побивали и, привязав, метали в реку Дарью, и от того де стерва учинился в Балхе большой дух, и от духу и от воды многие индейские люди оцынжали и перемерли. И после де того вскоре были у бухарского Абдул-Азиза царя и у Янгиря царя и у Ялантеша князя с-ындейскими ратными людьми, которые сидели в Балхе, бои большие по неделю день и ночь. И на тех де боях бухарские ратные люди многих индейских людей побили. И после де тех боев индейским ратным людем бухарские ратные люди учинились не в силу. И учал у индейских людей в Балхе быти голод большой, покупали хлеба печеного шахов батман по 7 рублев, а в шахове батмане руских по 14 гривенок, да и добыть де было купити хлеба в Балхе не уметь. И индейские де ратные люди присылали из Балха к бухарскому к Абдул-Азизу царю и Казачьи орды к Янгирю царю и к Ялантешу князю говорити об миру, чтоб они, Абдул-Азиз царь и Янгирь царь и Ялантеш князь, с ними, индейскими людьми, помирились и боев не чинили и людей не теряли, потому что взяли они, индейские люди, Балх у Недыр-Магаметя царя не за боем, так же де они, индейцы, и ныне тот Балх отдадут Недыр-Магаметю царю без бою, только б де они, Абдул-Азиз царь и Янгирь царь и Ялантеш князь, дали им, индейским людем, сроку до тех мест, покаместо они пошлют от себя из Балха о том с вестью в-Ындею к индейскому шах Джигану царю гонца своего. (л. 38) И бухарской де Абдул-Азиз царь и Казачьи орды Янгирь царь и Ялантеш князь дали им, индейским людем, в том сроку до тех мест, покаместа гонец их, индейских людей, из Балха в-Ындею к индейскому шах Джигану царю съездит и назад к ним в Балх приедет. [78] И после де того вскоре гонец их, индейских людей, из Индейские земли в Балх к ним приехал, и индейские де ратные люди, покиня Балх, пошли все в-Ындейскую землю, и в том де отходе бухарской Абдул-Азиз царь и Казачьи орды Янгирь царь и Ялантеш князь з бухарскими своими ратными людьми многих индейских людей побили, по смете тысеч с полтораста, и живых многих поймали, а утекло де индейских людей, кои сидели в Балхе, по смете всего тысечи с 3 и мало больши. И ныне де в Бухарской земле бухарцы меж себя продают и покупают индейской полон дешевою ценою, рублев в 5 и в 6 и меньши. И как де индейские люди из Балха вышли, и Недыр-Магамедь де царь балхинской из шахова украинного города Марыджана пришел в Балх и сел в Балхе по-прежнему на царстве. А сын его Абдул-Азиз царь бухарской и Казачьи орды Янгирь царь и Ялантеш князь со всеми своими ратными людьми пошли ис-под Балха в Бухарскую землю, и на том де отходе, отстав от бухарского Абдул-Азиза царя, кочевные его ратные люди аламанчеи и взяли шахов украинной мешедцкой пригородок, а взяв его, засели сами. (л. 39) А Абдул-Азиз где царь бухарской, пришед в Бухары, сел по-прежнему на царстве в Бухарах, а Казачьи орды Янгирь царь со всеми своими ратными людьми пошел из Бухар к себе в Казачью орду в Ташкенть. https://drevlit.ru/docs/india/XVII/1600-1620/Russ_ind_17/21-40/324653.php Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Bir bala Опубликовано 15 мая, 2023 Поделиться Опубликовано 15 мая, 2023 Вот еще один момент путаницы с сыновьями Касым хана. М.Х.Абусеитова отождествляет двух разных Хакназаров. Хакнзара оглана правителя Чечекту с казахским Хакназаром. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Jagalbay Опубликовано 16 мая, 2023 Поделиться Опубликовано 16 мая, 2023 Атыгаев писал Исходя из этого, считаем неприемлемым отождествление Хакк-Назар-оглана с Хакк-Назаром, сыном Касыма. На наш взгляд, Хакк-Назар-оглан, который сражался под Пул-и Хатун в 1548 г., по всей вероятности, был тем самым Хакк-Назар-огланом, который был убит в 50-х гг. XVI века по приказу правителя Бухары Бурхан-султана, внука Убайдаллах-хана. Сведения «Мусахир ал-билад», об убийстве Бурхан-султаном ряда видных узбекских царевичей и эмиров, среди которых фигурирует Хакназар-оглан, приводит Б. А. Ахмедов Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
asan-kaygy Опубликовано 25 мая, 2023 Автор Поделиться Опубликовано 25 мая, 2023 Казахское ханство: очерки внешнеполитической истории XV-XVII веков (eurasian-research.org) Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
asan-kaygy Опубликовано 18 октября, 2023 Автор Поделиться Опубликовано 18 октября, 2023 Темиргалиев Р.Д., КАЗАХСКО-ШИБАНИДСКОЕ ПРОТИВОСТОЯНИЕ В НАЧАЛЕ XVI В. https://www.academia.edu/108266822/Қ_Ж_К_ТОҚАЕВТЫҢ_ТӘУЕЛСІЗДІК_БӘРІНЕН_ҚЫМБАТ_МАҚАЛАСЫН_ІС_ЖҮЗІНДЕ_ЖҮЗЕГЕ_АСЫРУ_АЯСЫНДА_ШЕТЕЛДІК_АУДИТОРИЯ_ҮШІН_ҚАЗАҚСТАННЫҢ_ҚЫСҚАША_ТАРИХЫН_ӘЗІРЛЕУДІҢ_НЕГІЗГІ_НӘТИЖЕЛЕРІ_атты_Халықаралық_ғылыми_практикалық_конференция_материалдарының_жинағы Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться