АксКерБорж Опубликовано 9 февраля, 2020 Поделиться Опубликовано 9 февраля, 2020 16 часов назад, Steppe Man сказал: У древних тюрков это тоже результат заимствования чужих, незнакомых слов в разных вариантах? Мой ответ на ваши 2 скана из ДТС очень простой. К сожалению, ДТС составлял не великий Махмуд Кашгари и не авторы древнетюркских рунических эпитафий, а советские тюркологи, которые рассуждали наверно как вы с маньчжуроведом Enhd'ом и которые, опять же к сожалению, не учли тюркского правила стяжения гласных. Ув. Samtat привел выше прекрасное объяснение от самого Махмуда Кашгари про это фонетическое правило стяжения гласных в разных тюркских наречиях! Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 9 февраля, 2020 Поделиться Опубликовано 9 февраля, 2020 19 часов назад, АксКерБорж сказал: Обращаюсь к ув. Азбаяру как к топикстартеру. Если вы не согласны с моими аргументами, то сможете ли привести хоть один пример из халха-монгольского языка стяжения гласных как это принято в тюркских языках? Поэтому мое предложение к вам, ув. Азбаяр, как к автору этой темы, остается актуальным. Потому что вы не ответили на него до сих пор. Ждем-с и челом бьем. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
башгирд Опубликовано 9 февраля, 2020 Поделиться Опубликовано 9 февраля, 2020 17 часов назад, АксКерБорж сказал: Башгирд, башкир, башкурт Эти слова возникли в разное время и имеют несколько разную основу. Только в настоящее время это равноценные понятия. 17 часов назад, АксКерБорж сказал: Каган (хакан), каан, (кан) хан Также несколько различные, хотя бы количеством букв. Только в настоящее время это равноценные понятия, для некоторых штатских (может штатовских))). Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 9 февраля, 2020 Поделиться Опубликовано 9 февраля, 2020 03.01.2020 в 16:59, Steppe Man сказал: хаан-ᠬᠠᠭᠠᠨ Хаган в монгольском верховный правитель,царь государства хан-ᠬᠠᠨ Хан в монгольских правитель,повелитель,вождь племени или аймака как в ДТ. Чуть не забыл озвучить еще один свой аргумент. Я рассуждаю так, если бы вы и авторы ДТС были бы правы про существование якобы двух разных значений одного и того же древнетюркского титула, то и по другим аналогичным созвучным огласовкам и примерам (в том же русле тюркского правила стяжения гласных) мы имели бы тоже разные значения. Есть ли такие в тюркских и монгольских языках? Например, в словах: Багатур/бахадур/богатырь - Баатар, батыр, батур? Мол, монгольское "баатар" это герой, богатырь, а русское "богатырь" это герой в квадрате? Но, увы, такого нет и быть не может, потому что это одни и те же слова, но в разных произношениях в разных тюркских наречиях Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 9 февраля, 2020 Поделиться Опубликовано 9 февраля, 2020 Примеров в пользу моего объяснения очень много. Например, средневековый татарский (монгольский) этноним дуглат, который в казахском произношении предстает дулатом. Или тюркское имя хана средневекового татарского (монгольского) племени керей (керейт) - Тугрул, которое монголоязычные народы по правилам своей фонетики произносят Тоорил. Не уж то Тугрул - это царь государства, а Тоорил - вождь одного аймака? Вы же сами объясняли, что в монгольском языке якобы "Хаган" - царь государства, а "Хан" - вождь аймака. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
башгирд Опубликовано 9 февраля, 2020 Поделиться Опубликовано 9 февраля, 2020 3 минуты назад, АксКерБорж сказал: Чуть не забыл озвучить еще один свой аргумент. Я рассуждаю так, если бы вы и авторы ДТС были бы правы про существование якобы двух разных значений одного и того же древнетюркского титула, то и по другим аналогичным созвучным огласовкам и примерам (в том же русле тюркского правила стяжения гласных) мы имели бы тоже разные значения. Есть ли такие в тюркских и монгольских языках? Например, в словах: Багатур/бахадур/богатырь - Баатар, батыр, батур? Мол, монгольское "баатар" это герой, богатырь, а русское "богатырь" это герой в квадрате? Но, увы, такого нет и быть не может., потому что это одни и те же слова, но в разных произношениях в разных тюркских наречиях Мдаааа. Семь верст до небес и все лесом. 9 минут назад, башгирд сказал: Каган (хакан), каан, (кан) хан Если эти термины равны, то почему чингизиды именовались только ханами? И никаких каан и каган среди них не было ,Кроме Угэдэя и пары преемников, которых избирали(!). Почему Потрясатель Вселенной скромно именовался эмир? 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 9 февраля, 2020 Поделиться Опубликовано 9 февраля, 2020 15 минут назад, башгирд сказал: Мдаааа. Семь верст до небес и все лесом. Семь верст до небес и все лесом. Если эти термины равны, то почему чингизиды именовались только ханами? И никаких каан и каган среди них не было ,Кроме Угэдэя и пары преемников, которых избирали(!). Почему Потрясатель Вселенной скромно именовался эмир? Монгольским юзерам простительно, они пытаются объяснить титул из-за не знакомства с фонетическим правилом стяжения гласных в тюркских языках. Но вам как башкиру не простительно делать такие фантастические объяснения. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
башгирд Опубликовано 9 февраля, 2020 Поделиться Опубликовано 9 февраля, 2020 9 минут назад, АксКерБорж сказал: Монгольским юзерам простительно, они пытаются объяснить титул из-за не знакомства с фонетическим правилом стяжения гласных в тюркских языках. Но вам как башкиру не простительно делать такие фантастические объяснения. почему чингизиды именовались только ханами? И никаких каан и каган среди них не было ,Кроме Угэдэя и пары преемников, которых избирали(!). Почему Потрясатель Вселенной скромно именовался эмир? Где фантастика, укажите, плиз. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 9 февраля, 2020 Поделиться Опубликовано 9 февраля, 2020 20 минут назад, башгирд сказал: Где фантастика, укажите, плиз. Вы фантазируете не впервой. Знаю я вас давно и очень хорошо. 20 минут назад, башгирд сказал: почему чингизиды именовались только ханами? И никаких каан и каган среди них не было Я могу задать вам такие же беспочвенные вопросы. Написание в летописях Богурчи - это стольник шеф-повар, заведующий ханскими ресторанами? А написание Боурчи/Баурчи - это рядовой стольник, официант на побегушках из аймака? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
башгирд Опубликовано 9 февраля, 2020 Поделиться Опубликовано 9 февраля, 2020 10 минут назад, АксКерБорж сказал: Вы фантазируете не впервой. Знаю я вас давно и очень хорошо. Я могу задать вам такие же беспочвенные вопросы. Написание в летописях Богурчи - это стольник шеф-повар, заведующий ханскими ресторанами? А написание Боурчи/Баурчи - это рядовой стольник, официант на побегушках из аймака? Это называется уход от темы или флуд. Кстати, Боурчи/Баурчи тоже созвучные с Богурчи, поэтому никакой разницы, что шеф-повар и официант, согласно с фонетическим правилом стяжения гласных в тюркских языках. )))) Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 9 февраля, 2020 Поделиться Опубликовано 9 февраля, 2020 14 минут назад, башгирд сказал: Кстати, Боурчи/Баурчи тоже созвучные с Богурчи, поэтому никакой разницы, что шеф-повар и официант, согласно с фонетическим правилом стяжения гласных в тюркских языках. )))) Все верно. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Bas1 Опубликовано 9 февраля, 2020 Поделиться Опубликовано 9 февраля, 2020 Изначальный вариант слова ХАКАН сохранился только у эвенков. В тюркском и монгольском этого слова нет. У обоих заимствованное. Есть китайские источники, которые его переводят с китайского хегань - опора. Но это не китайское слово, поскольку они его слышали у сяньбийцев. Связанное с божественным проявлением. Жужани - татары первыми ввели это слово в императорскую титулатуру. Хакан это рожденный от божественного семени, луча, частички света. Ниже перевод с эвенкийско-русского. Цитата ха̄ка̄н частичка, кусочек, капелька; электрическайду лампочкатыкинду дылача хаканин ӈэридерэн в каждой электрической лампочке светит капелька солнца История происхождения Огуз хана и потомков золотого семени у нирун также отражает процесс их рождения от Луча. Татары происходят от алагчинов при сопоставлении китайских источников, Рашид ад дина и Абулгази. И что характерно у алагчинов вождь племени назывался сыгином, почти также как у эвенков. Цитата сагдагӣ I старший сагдагӣ II старшина, староста и далее все что связано со старшим возрастом. Также у них СА это знание, а САКАЛ борода. Поэтому дорогим тюркам и монголам нужно отложить их концепцию дуальности, из-за которой столько копий сломано, и принять третью составляющую, которая и дала импульс обоим народам. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Bas1 Опубликовано 9 февраля, 2020 Поделиться Опубликовано 9 февраля, 2020 Саг у шумер как глава, Сак как царский скиф, Шах уже у персов несло значение предводителей. Также как и у пра-алтайских народов. Кстати тюркское слово СЫГУ также несет значение активного начала. Может поэтому на балбалах изображали мужские достоинства вождей. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
башгирд Опубликовано 9 февраля, 2020 Поделиться Опубликовано 9 февраля, 2020 4 минуты назад, Bas1 сказал: концепцию дуальности, из-за которой столько копий сломано Вообще-то Каган -Ка +ган. Ка -усиливающая частица, ган - священный волк (Вожак). См. культ волка у тюрков. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Bas1 Опубликовано 9 февраля, 2020 Поделиться Опубликовано 9 февраля, 2020 42 минуты назад, башгирд сказал: Вообще-то Каган -Ка +ган. Ка -усиливающая частица, ган - священный волк (Вожак). См. культ волка у тюрков. Вообще-то это лингвоигры. Может Ка это питон из мультфильма Маугли, а ган это пистолет. Нужно искать аналогии из существующих языков. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Bas1 Опубликовано 9 февраля, 2020 Поделиться Опубликовано 9 февраля, 2020 44 минуты назад, башгирд сказал: Вообще-то Каган -Ка +ган. Ка -усиливающая частица, ган - священный волк (Вожак). См. культ волка у тюрков. И речь не о тюрках, а о жужанях. Тюркуты за ними использовали эту титулатуру Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
башгирд Опубликовано 9 февраля, 2020 Поделиться Опубликовано 9 февраля, 2020 3 минуты назад, Bas1 сказал: Вообще-то это лингвоигры. Может Ка это питон из мультфильма Маугли, а ган это пистолет. Нужно искать аналогии из существующих языков. аналогии из существующих языков? А какой язык за пару тыщ лет не изменился? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
башгирд Опубликовано 9 февраля, 2020 Поделиться Опубликовано 9 февраля, 2020 2 минуты назад, Bas1 сказал: И речь не о тюрках, а о жужанях. Тюркуты за ними использовали эту титулатуру Вот с жужанского и надо начинать, тюрки могли приспособить слово под себя, залегендировать. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Bas1 Опубликовано 9 февраля, 2020 Поделиться Опубликовано 9 февраля, 2020 31 минуту назад, башгирд сказал: Вот с жужанского и надо начинать, тюрки могли приспособить слово под себя, залегендировать. Читайте выше. Жужане происходят из алагчинов у которых также имелись эвенкийские слова. И Хакан тоже в эвенкийском остался. И по смыслу как частица света. Хакан это не тотем, а имеющий божественное происхождение. Цитата Доисламские представления об Огуз-хане найдены в уйгурской рукописи XV века «Огуз-наме». Согласно легенде, Огуз-хан был зачат своей матерью от световых лучей. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
башгирд Опубликовано 9 февраля, 2020 Поделиться Опубликовано 9 февраля, 2020 Т. С. Жумаганбетов Власть кагана в древнетюркской государственной организации А що, у жужаней пистолеты были? Цитата Первоначальное применение титула «каган» зафиксировано в государстве сянби1, также как у их современников – тугухунов2, еще в IV–V вв. н. э. Однако турецкий исследователь А. Tasagil считает, что титул «каган», в форме «Эль каган», использовался еще правителями Хуннской империи и «берет свое начало от правителя, которого звали Ch`an-yu»3Т. С. Жумаганбетов Власть кагана в древнетюркской государственной организации Цитата Имя türk встает прочно в раскрытый семантический комплекс, тесно связываясь с его компонентами (так же, как и имя dоl-gап- перебойная разновидность того же долганского kos-un ←→ ko-hun -+ *kos-hun). Вышеизложенное позволяет наметить следующие ступени его семантической эволюции: исходную (мы оставляем в стороне более древние связи, уводящие нас в круг первобытных тотемических представлений), в форме *tür-kün (tar-qan), со значением - «возрастной класс молодых не женатых воинов», с параллельной спирантизованной формой *qoš-un (qar-γan), в дальнейшем целиком принимающей на себя семантическую нагрузку значения «войско». Этот же комплекс несет значение имени-«военного вождя», «предводителя вооруженной молодежи», соответствующего «старшему kohuun'y» долган; впоследствии в процессе семантической дифференциации термин дифференцируется и фонетически, сохраняя огласовку u, ü, о для термина в его общем значении, а огласовку а и некоторые дополнительные фонетические изменения (утрата в спирантном варианте исходного плавного первого элемента) - во втором значении, образуя параллельные формы tar-qan и qa-γan (xa-qan) со значением «верховный вождь, хотя и сохраняя форму tar-xan со значением коллективного имени военной аристократии, сменяющей на данном этапе архаическую, основанную на возрастном делении, военную организацию племени. С. П. Толстов К истории древнетюркской социальной терминологии//ВДИ 1938. № 1(2), с. 80/ каган, буквально - войско волка (сакрального, прародителя тюрок), он же вожак, руководитель. каган – войско-руководитель – командующий. Цитата Например, название Гурган объясняется так: «горг «волк» + кан «земля». Итак, Гурган — «страна, где живут волки»? Но «кан» — близко и к слову «хан». А волк — общеизвестно, тотемное животное тюркских народов… Хусаинов Н. Н. Словарь тюркских основ русского языка Цитата «… верховный konig тюркских племен носит название fou-li, которое китайцы переводят lang (волк). St. Julien по этому поводу пишет: «Comme lis sont dune louve its ne vculent pas oubhe leur ancienne origine» (стр. 383). Сохранение тотемических переживаний связано здесь с сохранением и родового строя, на основе которого была возможна организация тюркских племен. (По St. Julienу стр. 331)». А. Бернштам Восточно-тюркский каганат и кыргызы с. 174, прим. 3. Цитата С тюрко-монгольским зоонимом бјре аналогичны по значению и сходны по звучанию этрусское мури (84, 234), хотано-сакское бирга (1, 90), осетинское бирэг, русское бирюк, согдийское вырк (50, 130), староосетинское wдrx, древнеиндийское vrka, авестийское wэhrka (42, 315), ингушское борз, марийское пури. Столь широкий ареал распространения слов єорт и бјре одни объясняют заимствованием другими народами этих терминов от индоевропейцев (42, 315; 50, 130), другие, наоборот, видят в этом влияние на языки и мифологии европейских народов тюрко-монгольского этнического мир а (140, 158). Третьи солидаризуются с В.И. Абаевым, который объясняет вытеснение из употребления старинного названия волка вархаг в осетинском языке под влиянием словесного запрета слово мбироег, заимствованным от ираноязычных саков (1, 90). Как нам представляется, по такой же схеме и в древнетюркском языке произошла замена старого названия волка єорт новым словом бјре, взятым из того же сакского языка (62, 91). Но не всегда у тюрко-монгольских и индоевропейских народов старинное название волка заменялось словом бјре. У башкир и казахов иносказательным обозначением волка было єашєар. Такой же характер носило слово тукмак у чувашей (46, 27), чоро у киргизов и алтайцев (87, 129), джандар у узбеков (115, 142), міжек у туркмен, чоно//шоно у монгольских народов, серый у русских, lupus у древних латинян, lukos у древних греков (1, 92, 94) и т.д. Забвение большинством тюркских народов старого названия єорт и появление нового бјре исследователи объясняют длительным существованием табу на обозначение тотема. При этом небезынтересно отметить, что, во-первых, зоонимы єорт и бјре встречаются не только у тюркских и монгольских народов, во-вторых, у тюрко-монгольских народов не всегда настоящее название волка заменялось только словом бјре, в третьих, это явление было характерно и для народов других языковых семей. Илимбетова А. Культ волка у башкир.//Общественно-политический, научно-популярный и художественный журнал "Ватандаш". http://turkportal.ru...ir.html?start=1 Цитата Существует и другое объяснение названия тюркского правящего рода Ашина: от монгольского слова «ШОнО»— ВОЛК Ю. С. Худяков Золотая волчья голова на боевых знаменах; Оружие и войны древних тюрок в степях Евразии с. 15, 19 Цитата Имя Ашина означает благородный волк. Над ставкой Ашины всегда развевалось знамя с золотой волчьей головой. В память о праматери, тюрки называют себя вскормленными молоком волчицы. А в знак уважения к ворону, который не дал прародителю тюрков погибнуть в болоте, золотой род Ашина стали называть родом золотой птицы или золотого красного ворона. А.К. Бисенбаев Мифы древних тюрков Цитата Согласно этногенетической легенде, донесенной китайскими источниками, племя Ашина — прародители тюрков — было истреблено врагами, уцелел лишь мальчик, которому отрубили руки и ноги (характерный автохтонный миф — лишенный конечностей был прикован к «своей» земле). Мальчика выкормила волчица, ставшая его женой и бежавшая после его гибели в горы Восточного Туркестана, где родила десять сыновей — предков тюрков-ашина [Бичурин 1950, т. 1, 220 и сл.]. Волк был символом-тотемом многих тюркских народов, вплоть до половцев-кипчаков, хан которых выл по-волчьи перед битвой — ему откликалась волчья стая (по описанию русской летописи). В. Я. Петрухин, Д. С. Раевский Очерки истории народов России в древности и раннем средневековье. с. 184 А луч света - красивая сказка, как остальные легенды, придуманные для легитимизации власти, ее обожествлении. Реально же было попроще. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Admin Rust Опубликовано 10 февраля, 2020 Admin Поделиться Опубликовано 10 февраля, 2020 21 час назад, АксКерБорж сказал: Мой ответ на ваши 2 скана из ДТС очень простой. К сожалению, ДТС составлял не великий Махмуд Кашгари и не авторы древнетюркских рунических эпитафий, а советские тюркологи, которые рассуждали наверно как вы с маньчжуроведом Enhd'ом и которые, опять же к сожалению, не учли тюркского правила стяжения гласных. Ув. Samtat привел выше прекрасное объяснение от самого Махмуда Кашгари про это фонетическое правило стяжения гласных в разных тюркских наречиях! Так вы посмотрите казахский перевод. А потом и английский, если вам покажется, что советские тюркологи заставили казахских изменить текст. Можете посмотреть немецкий и французский, есть и турецкий. Наверное все изменили перевод в угоду советским тюркологам? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Admin Rust Опубликовано 10 февраля, 2020 Admin Поделиться Опубликовано 10 февраля, 2020 Нашел статью, однако без библиографии: Цитата По поводу происхождения слова хан существует несколько версий. По мнению Г.Й. Рамстедта, тюркский титул хан является заимствованием из китайского: ke «великий» + kuan «правитель» [19, с. 62]. Такого же мнения придерживаются М.Р. Фасмер [17] и Н.А. Баскаков [4]. Д. Ельдесов считает, что в основе титула цаган «верховный правитель» лежит слово цан «хан, правитель» от древнетюркского цан – «отец» [13]. Поскольку древнетюркские памятники [ДТС] не отразили слово цан в значении «отец», а в современных тюркских языках данная лексема в значении «отец» встречается исключительно редко, с данной версией трудно согласиться. Трудно согласиться и с мнением О. Рерига, который связывает происхождение слов хан и каган со словом wakan из языка американских индейцев сиу [14, с. 7]. Есть и сторонники еврейского происхождения слова каган, которые связывают его с происхождением фамилий Каган, Каганович и возводят к древнееврейскому коэн – «так назывались рядовые служители иерусалимского Храма, священники-левиты». Однако, как известно, «своих правителей евреи никогда (ни до, ни после Хазарии) каганами не называли» [16, с. 266]. Скорее всего, тюркское и еврейское каган это омонимы. По мнению Т. Досанова, первая часть термина цаган (цац + цан) состоит из цац «точный, центральный», а вторая часть слова цан соответствует значению «хан». Ввиду того, что тюрки избегали удвоенных согласных, два звука [к] были превращены в [г]. То есть слово хакан, по мнению автора, означает «истинный хан» [11, с. 280–287]. Некоторые тюркологи считают, что слово хан произошло от укорачивания слова кахан. З. Валиди отвергает данное предположение на том основании, что в империи Чингизхана оба слова – кахан и хан – использовались самостоятельно [6, с. 92]. По этому поводу Г.У. Алеева пишет, что «слово хан по своему статусу было ниже, чем кахан, и, исходя от этого, ханлыц также обозначал лишь одну из частей каханства, и назывался улусом» [1, с. 65], затем ханства превратились в самостоятельные государственные образования [8, с. 12–13]. Заки Велиди Тоган был прав - употребление обеих терминов в монгольских источниках говорит о том, что это разные термины. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Bas1 Опубликовано 10 февраля, 2020 Поделиться Опубликовано 10 февраля, 2020 Когда много версий, то значит они все смотрят не туда. Насчет титула у сяньби, то кехань было переведено с китайского. И там мальчик также имел чудесное происхождение. И был не родным своему отцу. То же самое мы видим у огузов и нирунов. Вариант перевода от эвенкийского слова Хакан лучше всех дает этимологию. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Admin Rust Опубликовано 10 февраля, 2020 Admin Поделиться Опубликовано 10 февраля, 2020 ИМХО эвенки тут вообще ни при чем... Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Steppe Man Опубликовано 10 февраля, 2020 Автор Поделиться Опубликовано 10 февраля, 2020 Quote § 123. Altan, Qučar, Sača-beki bulun eyetulduĵu, Temuĵin-e uķulerun: “Čima-i qan bolğaya!” Temuĵin-i qan boluasu, ba — Olon dain-tur alğinči haulĵu,Oŋķe sainOkin qatun,Ordo ķer qari irķeno Qačar ğoa qatun oki,Qarğan sain aqta Qataraulĵu ačiraĵu oksu ba! * * Edui uķe baralduĵu, ein aman-aldaĵu, Temuĵin-i Čiŋķis-qağan keen nereitču, qan bolğaba. Так они высказались, такую присягу приняли. Темучжина же нарекли Чингисхаганом и поставили ханом над собою. Темуджину дали прозвище Чингис хаган и поставили ханам. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться