Перейти к содержанию
Гость Rasul

Каракалпаки

Рекомендуемые сообщения

On 15.12.2016 at 11:40 AM, Kamal said:

Часть Навоийской области раньше была в составе ККАССР, а так и в Зарафшане в 17-18 веках проживало большая группа каракалпаков.

В истории образования Навоийской области РУз не говорится, что раньше половина будущей области была территорией ККАССР. На карте ККАССР от 1939 года, ККАССР занимала больше половины территории РУз, с образованием Навоийской области Учкудукский район и части Канимехского и Тамдинского районов вошли в состав Навоийской обл. Каракалпакское население, проживавшее здесь к настоящему времени также в большей степени утратило свое каракалпакское самосознание, но к счастью, корни свои пока помнят.

1237afdd1100.jpg

 

1249509429_a4e76a.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

8 часов назад, Kamal сказал:

В истории образования Навоийской области РУз не говорится, что раньше половина будущей области была территорией ККАССР. На карте ККАССР от 1939 года, ККАССР занимала больше половины территории РУз, с образованием Навоийской области Учкудукский район и части Канимехского и Тамдинского районов вошли в состав Навоийской обл. Каракалпакское население, проживавшее здесь к настоящему времени также в большей степени утратило свое каракалпакское самосознание, но к счастью, корни свои пока помнят.

странно. казахи-алшыны из рода Алимулы там казахскую самоидентификацию и не теряли. да и странно это было б: районы то малонаселенные и лишь недавно вошли в состав Узбекистана, соответственно контактов и ассимиляции не могло быть

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

28 minutes ago, кылышбай said:

странно. казахи-алшыны и рода Алимулы там казахскую самоидентификацию и не теряли. да и странно это было б: районы то малонаселенные и лишь недавно вошли в состав Узбекистана, соответственно контактов и ассимиляции не могло быть

После вхождения ККАССР в состав УзССР в 1936 году, каракалпаки проживавшие в других регионах Узбекистана утратили всякую поддержку развития национальной самоидентификации (язык, культура, искусство и т.д.) вплоть до того, что оставаться каракалпаком означало ставить крест на всю свою перспективу. Дети уже учились в узбекских школах и пошел процесс. Такую же участь испытали и навоийские каракалпаки. В отличие от КазССР, которая хоть как-то поддерживала своих соотечественников за пределами республики, ККАССР была в подчинении УзССР и не могла пойти против всякого проявления великоузбекского шовинизма.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

2 часа назад, Kamal сказал:

После вхождения ККАССР в состав УзССР в 1936 году, каракалпаки проживавшие в других регионах Узбекистана утратили всякую поддержку развития национальной самоидентификации (язык, культура, искусство и т.д.) вплоть до того, что оставаться каракалпаком означало ставить крест на всю свою перспективу. Дети уже учились в узбекских школах и пошел процесс. Такую же участь испытали и навоийские каракалпаки. В отличие от КазССР, которая хоть как-то поддерживала своих соотечественников за пределами республики, ККАССР была в подчинении УзССР и не могла пойти против всякого проявления великоузбекского шовинизма.

не знаю что именно вы подразумеваете под "поддержкой соотечественников", но например я учился и в сельской и в городской школе и там и там все учебники в казахских школах были казахстанские (в том числе история Казахстана, адебиет и т.д.), активно в культурно-массовой деятельности участвовала телепередача "Дидар", в аулах были свои местные казахские ансамбли и муз. коллективы. допустим учебников у каракалпаков не было, но что мешало сохранению языка и культуры? неужто насаждение всего узбекского реально имело место?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

2 minutes ago, кылышбай said:

не знаю что именно вы подразумеваете под "поддержкой соотечественников", но например я учился и в сельской и в городской школе и там и там все учебники в казахских школах были казахстанские (в том числе история Казахстана, адебиет и т.д.), активно в культурно-массовой деятельности участвовала телепередача "Дидар", в аулах были свои местные казахские ансамбли и муз. коллективы. допустим учебников у каракалпаков не было, но что мешало сохранению языка и культуры? неужто насаждение всего узбекского реально имело место?

У нас в Нукусе казахских школ было полно плюс фактически все школы в Республике были смешанными - русские, казахские и каракалпакские классы в одной школе, а узбекских классов не было, не говоря о специализированных узбекских школах. Может быть это был ответный ход против решения узбекских властей по упразднению каракалпакского просвещения в других областях УзССР, точно не знаю. До сих пор помню казахскую передачу "Замандас", казахские журналы "Казахстан айелдери", "Балдырган", казахские газеты разные, казахские библиотеки, казахские театры..., словом, казахи жили жизнью своих казахстанских соотечественников, часто казахи занимали ответственные посты в Республике, а Салыков Хакимбек даже был первым секретарем ККАССР (1984-89 гг), но при нем меня не было - учился и работал в РСФСР.

Язык и культуру могли сохранить старшее поколение, а молодежь уже бесповоротно включилась всему узбекскому. Вот так и утрачивается все святое.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

16 hours ago, кылышбай said:

не знаю что именно вы подразумеваете под "поддержкой соотечественников", но например я учился и в сельской и в городской школе и там и там все учебники в казахских школах были казахстанские (в том числе история Казахстана, адебиет и т.д.), активно в культурно-массовой деятельности участвовала телепередача "Дидар", в аулах были свои местные казахские ансамбли и муз. коллективы. допустим учебников у каракалпаков не было, но что мешало сохранению языка и культуры? неужто насаждение всего узбекского реально имело место?

Раньше была книга "Этнический атлас Узбекистана" (сейчас запрещена, скрыта и удалена из страниц интернета). В этой книге было указано, сколько каракалпакских групп и сообществ проживало в других областях РУз, порядка двадцати крупных и более мелких, называлась примерная численность каракалпаков, указывалось, что не только общеобразовательные учебные заведения, но и судопроизводство велось на каракалпакском языке, словом, были представлены все ресурсы для развития языка и культуры отдельно взятого народа. Но с вхождением в состав УзССР все это было отменено. Как это называть, если не предвзятостью к новоявленным "подданным"?! 

Наши лидеры в лице А. Досназарова с соратниками, в 1925 году пошли по правильному пути, как ККАО каракалпаки никак не могли существовать отдельно, поэтому было принято решение войти в состав КазАССР в составе РСФСР. Но казахи сами сплоховали, не смогли удержать ККАО в своем составе, в 1930 году ККАО вошла в состав непосредственно РСФСР, там же получила статус ККАССР. Но в 1935 году, А. Досназаров и соратники были репрессированы и сразу же, в связи с многочисленными обращениями Ташкента Москве, ККАССР перешла в состав УзССР. И началось...  

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 час назад, Kamal сказал:

Наши лидеры в лице А. Досназарова с соратниками, в 1925 году пошли по правильному пути, как ККАО каракалпаки никак не могли существовать отдельно, поэтому было принято решение войти в состав КазАССР в составе РСФСР. Но казахи сами сплоховали, не смогли удержать ККАО в своем составе, в 1930 году ККАО вошла в состав непосредственно РСФСР, там же получила статус ККАССР. Но в 1935 году, А. Досназаров и соратники были репрессированы и сразу же, в связи с многочисленными обращениями Ташкента Москве, ККАССР перешла в состав УзССР. И началось...  

каждый раз когда вижу политическую карту Средней Азии и выступающие "куски" Бостандыкского района, окрестностей Ташкента, Джиззака, Тамдынский и др. районы Навоийской области - меня одолевают очень неприятные чувства, схожие с разочарованием, обидой, злостью вместе взятыми, как будто миллионы тех казахов, которые там остались "за чертой" - их предали. это ведь не Баян-Улгий, не Илийский край, или Кош-Агач, куда казахи эммигрировали, а автохтонные земли, за которые воевали в прошлом ханы и где казахи обитали с зари своей государственности. это конечно все эмоции, но то, что политическое руководство советского Казахстана в те годы проиграла почти все эти территориальные споры с Узбекистаном, показав свою безвольность - факт. конечно свою роль сыграли решения, не зависящие от Кызыл-Орды и Алма-Аты, а шедшие из Москвы, но дипломатические и политические действия Ташкента думаю тоже в этом поучаствовали и показали себя с самой лучшей стороны. что же касается Каракалпакстана - символичным примером того, что республику оставили на периферии экономических и политических реформ и решений является судьба Арала, которая потеряв приток от Сыра и Амударьи, погибла, но в то же время те реки дали жизнь (пусть и несколько экстенсивно) пустынным регионам, кормившим милиионы туркменов, узбеков, казахов, таджиков и др., но никак не каракалпаков

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

6 hours ago, кылышбай said:

что же касается Каракалпакстана - символичным примером того, что республику оставили на периферии экономических и политических реформ и решений является судьба Арала, которая потеряв приток от Сыра и Амударьи, погибла, но в то же время те реки дали жизнь (пусть и несколько экстенсивно) пустынным регионам, кормившим милиионы туркменов, узбеков, казахов, таджиков и др., но никак не каракалпаков

Ничто меня не скорбит как Арал. Видел его, купался, рыбачил, плавал на пассажирских судах, а волны, шум прибоя, вечерний закат у моря..., прямо сердце болит при одном только воспоминаний. 

Никуда воды Арала не делись, главная река - Амударья просто-напросто течет в другом направлении через искусственное русло - Каракумский канал. И все это у нас на глазах, умирает море. Незнаю, когда же туркмены повернутся лицом к природе, ведь в конечном счете гибель Арала и для них аукнется катастрофой, и не только для них, вся Средняя Азия окажется без воды. Многие ошибочно думают, что Узбекистан держит и варварски расходует воды Амударьи, но это не так. Каракумский канал официально отбирает 45% воды Амударьи, но на самом деле намного больше. Длина Каракумского канала больше чем длина Амударьи, средняя ширина на 50 м шире, а сам канал всегда полноводен, то есть, Каракумский канал фактически вторая Амударья и даже превосходит её, а вода через этот канал в Аральское море не поступает. Вот почему Арал гибнет. А через миллионы гектаров узбекских полей, Амударья все же доводит свои воды до конечного пункта, то есть, до того места, где когда-то начиналось море. В дельте образовались многочисленные водоемы, где жители Муйнака (самые стойкие) рыбачат, пашут пашни и живут. Неоткуда им ждать помощи, а в Нукусе и так образовались многочисленные трущобы, обитатели которых тоже ждут помощи.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Аскер1.

А был ли геноцид?

Каракалпаки в течение 19 века боролись против хивинского произвола. Кроме стихийных восстаний местного значения есть еще три крупных организованных восстаний. Это не от хорошей жизни и не чьи-то личные амбиции. Если даже считать восстание Айдос бия 1827 года его личными амбициями, то последующие уже всенародная ненависть к произволу. Произведения классиков насыщены темой борьбы против произвола из-за чего были сами привлечены гонениям со стороны хивинских властей. Это разве не геноцид? 

А действия Абулхаира? Тоже не геноцид? Простому народу ничего не оставалось как броситься в пустыню и умирать от жажды и голода. Война войной - там гибли воины с обеих сторон, но гибель простого народа (детей, женщин, стариков) в пустыне это большая трагедия нашего народа. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Помнится, как-то с Полатом, по имеющимся хивинским документам никак не могли "сосчитать" всех хивинских каракалпаков на момент 1873 года, как-то не выходило. Потому что, только в Амударьинском отделе к 1897 году насчитывалось около 100 тысяч каракалпаков, а по документам всего числилось около 40 тысяч к 1873 году, из них 2000 нукеров (воинов). 

Кажется нашлась вторая половина хивинских каракалпаков. Здесь как раз около 50 тысяч человек, из них 2000 нукеров. Значит, на самом деле каракалпаки выставляли 4000 нукеров против общепринятого 2000. К тому же в данном списке нет Кенегесов и Мангытов, а некоторые их рода стоят в составе Китайского племени, да и Кипчаки с Конратами не в полном составе.

http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/M.Asien/XIX/1860-1880/Spiski_karakaplakov/text.htm

Quote

Эти материалы, на наш взгляд, отличались как по своему содержанию, так и по почерку от других записей, имевшихся в тетради. Здесь содержатся интересные сведения о каракалпаках, которые отсутствуют в известных нам исследованиях по истории каракалпакского народа. Мы считаем, что они были дописаны на свободных листах тетради № 7 участниками Хивинского похода 1873 г. Каракалпакские старшины обратились тогда к генералу К. П. Кауфману с просьбой принять их в русское подданство 2. Тогда-то по заданию К. П. Кауфмана и были составлены записи 3, обнаруженные нами в тетради № 7 архива хивинских ханов. Здесь приводятся данные о количестве биев, числе хозяйств численности нукеров, выставляемых каждым родом и коленом.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В данном списке нет Конратов, зато племя Китай более или менее разделено по родам.

Quote

 

Док. № 11 (1859 г.) содержит только сведения о поступлении салгута от биев арыса он-торт уру; в отличие от рассмотренных выше документов здесь прямо указано, что суммы [34] записаны в малых тилля. Итоги в реестре не указаны; при, подсчете выясняется, что всего с арыса он-торт уру было-получено 3397 малых тилля 2 теньга. Интересная картина получается при сопоставлении сумм налога с отдельных родов, и племен с суммами, записанными в док. № 10.

 

Таблица 1

Племя и род         Сумма в малых тилля                    док. № 10               док. № 11

хытай:

анна                                                                                  173 3/4                           115

куйын                                                                                 234 и 6 теньга       145

боклы-хытай                                                                      431 78                            284 и 2 теньга 79

манджули, кырк, черучи, ай-теке                                     173 3/4                           115 и 5 теньга

аралбай                                                                             259 и 6 теньга       173 и 3 теньга

беш-сары                                                                           259 и 6 теньга       173

кайчилы                                                                             259 и 6 теньга       159 и 3 теньга

еки-шейх                                                                           180                         120

казаяклы                                                                            259 и 7 теньга       173

всего хытай                                                                     2232                       1458 и 4 теньга

канглы                                                                                375                         247 и 2 теньга

кыпчак                                                                                745                         496 и 8 теньга

кенегес                                                                               740                         495 и 3 теньга

мангыт                                                                                1125                       699 и 3 теньга

всего он-торт уру                                                            5217                       3397 и 2 теньга

 

На протяжении 1855-1859 годов (1855-56 Ерназар Алакоз, 1858-59 Мухаммед Фена) шли вооруженные столкновения племен Арыса Конрат с хивинскими войсками, поэтому они и вовсе могли не платить налоги, соответственно о них нет сведений. Племена Арыса Онторт уру в конце 1856 года, во главе с Ерназаром Кенегесом отстранились от войны (что привело к гибели Ерназара Алакоза и подавлению восстания) и находились в тесном контакте с Хивой, уже обрели Автономию и могли удостоиться привилегий и льгот, соответственно вместо планового 5217 платить 3397 тилля. Тут в правдивости данного сведения в общем-то сомнений нет. 

Сведения 1873 года разные, скорее всего в одних списках указаны каракалпаки подвластные Хиве, в других - России. Амударьинский отдел РИ насчитывал почти 100 тысяч каракалпаков (перепись 1897 года) без учета хивинских и если половина каракалпаков 1873 года оставалась в хивинской стороне, то их тоже могло быть примерно такого порядка. Стало быть, на момент 1926 года, уже объединенных каракалпаков ККАО должно было быть не меньше 200 тыс, а не неизменно быть 100 с лишним тысяч. Неужели октябрская революция и борьба с басмачами унесли столько жизней?! Конечно не миллионы, но всеравно половина народа все-таки. Короче, в хивинских архивах очень тяжело разбираться, особенно по каракалпакам. До сих пор нет полной картины каракалпакской хивинской истории, все как будто зашифровано, сведения не полные, локальные. Все выводы историков относительно хивинской истории исходят из более или менее расшифрованных документов. А отрывочные сведения в виде списков на клочке бумаги и локальные представления разных путешественников о каракалпаках, дают лишь повод на спекуляцию фактами в пользу тех, кому это выгодно. Не раз мне подсовывали "достоверную информацию" с 10 тысячами боязливых каракалпаков всего хивинского ханства.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

8 hours ago, Tama said:

Ув. Kamal

14 ру - племя нукус ветвь алип. Есть такие?

Нукусы (алип) водят в племя Кенегес. Если говорить о кенегесах,  то они исторически фиксируются чуть ли не 16 веком в Хиве, но это только исторические факты. По словам моего земляка Полата, а также по летописям Муниса и Агехи, и еще свежее - Баяни, Кенегеси обитали на юге нынешнего Каракалпакстана и управлялись каракалпакскими биями. Но Полат из племени Мангыт из военного сословия (по его словам) были теми каракалпакаами, что управляли городом Ходжейли. По летописям Н.Н. Каразина, основным населением Ходжейли были каракалпаки - "Среднеазиатская Венеция". Я лично, сейчас не могу дать конкретный ответ по этому поводу, но могу сказать нынешнее положение Ходжейли - 90 % каракалпаки.

Я лишь не могу понять, куда делись те многочисленные "аральские узбеки" якобы боровшиеся на стороне Ерназар Алакоза?! К слову, Ерназар Алакоз предводитель восстания 1855-1856 годов. Его признали национальным героем каракалпакского народа еще в 2006 году на уровне президента Каримова, но поднявшим на восстание аральских узбеков.  Вот и задаюсь вопросом, где те аральские узбеки?! К сожалению, исторических очерков об Ерназаре Алакозе немного, но все сведения, имеющиеся о нем, говорят, что он каракалпак и внук Айдос бия. А сам факт, что он национальный герой каракалпаков, но происходит из" узбеков" меня озадачивает до такой степени, что я сам лично прямой потомок Айдоса, а следовательно Ерназара Алакоза. Черт его поймет - кто я? Но ведь я прекрасно знаю что я каракалпак. 

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

П.С. Выше были мои хитросплетения, но если разобраться честно, то никаких аральских узбеков в 19 веке не было. Каракалпаки попали в невыносимые условия из-за неправильных действий наших предков, главным образом Айдос бия. Ерназар Алакоз, внук Айдос бия, решился исправить это положение и поднял восстание. Если углубиться об этом восстаний, то общая структура такая - Ерназар А. объединил все каракалпакские племена на борьбу с хивинским ханом, создал независимое государство, поставил хана из казахских торе (Зарлык), на его сторону перешли все каракалпакские воины хивинского ханства и падение Хивы было делом времени. Но, туркменские наемники подвели его в самом ответственном сражении, что привело к перемирию с Хивой, а на переговорах с Хивой, главный соратник Ерназар Алакоза - глава Арыса Онторт уру Ерназар из племени Кенегес перешел на сторону Хивы и борьба захлебнулась. Но главным в этом восстаний было то, что Хива признала самоуправляемость каракалпаков, по этой причине мы нынче и существуем. 

В последнем куплете Бердах отметил всю каракалпакскую реальность, как и прошла вся его жизнь. А ведь он был великим поэтом своего времени.

НЕ БЫЛО 
Царей, что справедливо правят, 
С начала мирозданья не было. 
С тех пор, как мир поэты славят, 
Правдивого писанья не было. 

Инаков, знатных беков дети 
Владели всем, что есть на свете, 
У них, помимо лжи и плети, 
Иного дарованья не было. 

С тех пор, как зваться стал народом 
Каракалпак, он год за годом 
По жизни шел нелегким ходом, 
А равенства сиянья не было. 

Везде осмеянный, гонимый, 
Блуждал он, голодом губимый, 
Кляня сей мир неумолимый, 
Где людям состраданья не было. 

Терзаем нищетой и страхом, 
Он выжил, не сравнялся с прахом. 
Как стал Бердимурат Бердахом? 
Грустней именованья не было!

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

13 часов назад, Kamal сказал:

Я лишь не могу понять, куда делись те многочисленные "аральские узбеки" якобы боровшиеся на стороне Ерназар Алакоза?! К слову, Ерназар Алакоз предводитель восстания 1855-1856 годов. Его признали национальным героем каракалпакского народа еще в 2006 году на уровне президента Каримова, но поднявшим на восстание аральских узбеков.  Вот и задаюсь вопросом, где те аральские узбеки?! К сожалению, исторических очерков об Ерназаре Алакозе немного, но все сведения, имеющиеся о нем, говорят, что он каракалпак и внук Айдос бия. А сам факт, что он национальный герой каракалпаков, но происходит из" узбеков" меня озадачивает до такой степени, что я сам лично прямой потомок Айдоса, а следовательно Ерназара Алакоза. Черт его поймет - кто я? Но ведь я прекрасно знаю что я каракалпак. 

вы потомок Айдоса? какой род и из какого союза?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В Tuesday, September 13, 2016 в 18:45, кылышбай сказал:

т.е. по сути современные огузоязычные узбеки хивы, ургенча - это потомки аральцев. просто часть аральцев инкорпорировалась в состав пришедших (может вернувшихся) каракалпаков с сырдарьи, а часть, которая жила в городах и поселениях, осевшие, официально были включены в состав современной узбекской нации и ныне проживают в хорезмской области?

Аральские узбеки (которые и жили ближе к море) оскольки Золотой орды. Север Хорезма входил в состав Золотой орды, вот там и появились аральские узбеки. Чуть позже туда переселились каракалпаки и объединились с  этой частицей Золотой орды. Иначе говоря, аральские узбеки не являлись потомками древних жителей Хорезма, соответственно они не могут связывать каракалпаков с древними обитателями древнего Хорезма.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В Wednesday, September 14, 2016 в 13:07, кылышбай сказал:

у хивинцев больше в культуре и языке огузского (туркменского) нежели даштикипчакского узбекского...

 

Туркменский сильно отличается от огузского наречия узбекского языка. Просто туркмены Дашагуза и Хорезма говорят на хорезмском диалекте узбекского, а не на туркменском языке. Если бы туркмены говорили на своем настоящем туркменском, то узбеки Хорезма не поняли бы их.

 

Бывшие кочевые узбеки обитают на севере Хорезма и в Каракалпакии, например, в узбекском городе Мангыт, который благодаря большевикам находится на территории автономии. Их говор кипчакский и кипчако-огузский. А на юге Хорезма ближе к Туркмении обитали огузоязычные узбеки. Огузский говор узбекского языка по-видимому унаследован от хорезмшахов. И он близок к азербайджанскому/турецкому и на слух сильно отличается от туркменского.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Г.П.Снесарев. 

ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К « КАРТЕ РАССЕЛЕНИЯ УЗБЕКОВ НА ТЕРРИТОРИИ ХОРЕЗМСКОЙ ОБЛАСТИ

(конец XIX – начало XX в.)»

 

Выяснения подлинной картины расселения в прошлом разных групп узбеков на территории Хорезмской области требует сплошного этнографического обследования, как это было сделано для других мест Узбекистана.

 

Предлагаемую нами карту расселения узбекских групп на территории Хорезма следует рассматривать как сугубо предварительное обобщение различных по всей значимости данных, полученных из разных источников.   

 
317e1da6fbff.jpg
 
 
  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Продолжение:

 

За основу картографирования была взята территория Хорезмской области, однако в ряде случаев мы вышли за ее пределы, захватив некоторые соседние области Каракалпакской АССР (часть побережья Амударьи, а также район Кипчака и Мангита).

 

В 1967 г. из печати вышла монография Фаттаха Абдуллаева «Фонетика хорезмских говоров». Опыт монографического описания огузского и кипчакского наречий узбекского языка» (Ташкент). Эта работа обобщила полевые лингвистические материалы исследований автора, собранные им на территории Хорезмской области. На основе исследований Ф.Абдуллаев составил диалектологическую карту, явившуюся отправной точкой, с которой мы начали этнографическое картографирование.

 

Ф. Абдуллаев на карте Хорезмской области (с захватом части Каракалпакии на севере) выделяет две основные языковые зоны: северную – соответствующую кипчакскому наречию хорезмско-узбекского языка, и южную – соответствующую огузскому его наречию. В пределах зон автором отмечены территории смешанных говоров – кипчако-огузских и огузо-кипчакских, а также выделены особые говоры одного и того же наречия. (см. карту).

 

При внимательном знакомстве с его диалектологической картой мы убедились в том, что собранные нами данные о расселении узбекских родоплеменных групп в ряде случаев поразительно соответствуют локализации на карте Ф.Абдуллаева тех или иных наречий и говоров хорезмских узбеков.

 

Зона распространения огузского наречия, по нашим данным, действительна была заселена главным образом узбеками, не помнившими родовых делений.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Исторические сведения о заселении территории Хорезма даштикипчакскими узбеками крайне скудны. Абульгази даже не упоминает название племен, которые в XVI в. переселились в Хорезм вместе с внуками Ядигера – Ильбарсом и Бильбарсом. Столь же ничтожны сведения об их дальнейших судьбах; об этом, а также о путях расселения этих племен на территории оазиса можно судить лишь по косвенным свидетельствам. Однако совершенно очевидно, что при освоении оазиса эти племена держались направления  с северо-запада на юго-восток, от района Куня-Ургенча – Вазира, где впервые обосновались чингизиды, призванные из Дешти-Кипчака. Вряд ли случайно, что северо-запад – это зона преимущественного расселения узбекских племен даштикипчакского происхождения, что видно даже на карте Ф.Абдуллаева, хотя она не охватывает самых северных районов Хорезма.

 

По северной границе зоны огузского наречия (севернее Ургенча) тянется полоса, заселенная узбеками со смешанными кипчакско-огузскими говорами (преобладают кипчакские элементы). По нашим данным, именно здесь, начиная с прибрежной полосы восточнее Ургенча и далее вдоль границы зоны, жили кипчаки, уйшуны, уйгуры и дурмены, некогда переселившееся с севера и смешавшиеся с огузским населением. 

 

Далее, в Кош-Купырском районе, вдоль его северо-восточной границы с Шаватским и Ургенчским районами, Ф.Абдуллаев выделяет население со смешанным кипчакско-огузском говором и с кипчакским наречием особого «экающего» говора. Именно здесь, по нашим данным, проживали катаганы и кенегесы. 

 

Интересен также большой массив населения со смешанным кипчакско-огузском говором, проживающего в центре южной части оазиса на границе Янгиарыкского, Ханкинского, Багатского и Хазараспского районов. К сожалению, и здесь Абдуллаев никак не стремится связать его с родоплеменным делением. Наши данные, с этой точки зрения, вносят более дробные и определенные градации в этот массив: в этой местности (ее старое название – Бешарык) жили найманы, нукусы, кунграды, тама, ассы, куланы и несколько к югу – хтаи, т.е. носители кипчакского наречия (различных говоров), также переселившиеся в зону огузского населения. 

 

 

Весьма показательно на этой карте то, что в самом юго-восточном углу оазиса (район Пятнака) очень четко в языковом отношении были разграничены канглы с кипчакским наречием и саяты – с огузским.

 

Далее, на этой же карте к северо-западу от Хивы Абдуллаев выделяет изолированный островок населения с кипчакско-огузским говором. Нами установлено, что это – место довольно позднего расселения уйгуров, выселенных в свое время с их исконных земель к северу от Ургенча, т.е. с границы двух зон – кипчакского и огузского наречий.

 

К северу-западу от Шавата Абдуллаевым выделено население с «экающим» говором кипчакского наречия. По нашим данным, среди этого населения было много вкраплений: канглы, алчин, мангит, бурлак, кипчак, катаган и др. 

 

Обращает на себя внимание и зона (северная) сплошного населения с кипчакским наречием, которая также является весьма показательной. Здесь проживали представители почти всех основных узбекских племен, после переселения из Дешти-Кипчака постепенно передвигавшихся по территории оазиса с севра на юг. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Продолжение:

 

Потомков найманов мы встречали в Куня-Ургенче, в Ходжейли и южнее – на территории туркменов, в окрестностях Гурлена, Бий-Базара, Бируни, в районе Ургенча, вплоть до Багата, где они образовали довольно значительный массив. Уйгуры жили в Куня-Ургенче и севернее Ургенча, где, видимо, были расположены земли их древнейшего расселения; уже в качестве уйгуров-биватан (т.е. отколовшихся, высланных) они поселились в Ташаузе, северо-западнее Хивы, южнее Янгиарыка и небольшими вкраплениями около Гурлена, а также в районе Бируни. Дурмены при Ходжа Мухаммед-хане были вероятно поселены к северу и северу-западу от Ургенча на землях, ранее принадлежавших уйгурам, выселенным с этих мест в результате репрессий хивинских властей. Потомки дурменов, теперь ничем не отличающиеся от окружающих их исконных земледельцев, и поныне проживают в этом районе вдоль канала, носящего их племенное название. Мангиты проникли в Хорезм вероятно уже после других племен. Обосновавшись в дельте на протоке Карабайли, где они имели свою крепость, мангиты в 90-ых годах XVII в., после неудачных попыток отложиться от Хивы, были переселены оттуда и образовали довольно плотный массив в районе современного Мангита. Более мелкие ответвления этого племени жили в окрестностях Янгиарыка, Ханки и Пятнака. Потомки алчинов были обнаружены нам в районе Ханки и на противоположном берегу около Турткуля. Жили алчины и в районе Ташауза. Учитывая близость алчинов к тама и куланам, можно предполагать, что они тоже более поздние обитатели оазиса и расселение их шло с севера на юг. Кунграты расселились вблизи Ургенча, Янгиарыка, Багата, Ханки. Кияты неизменно сопутствуют кунгратам.  

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Что касается тех узбеков, которые на юге уже давно утеряли всякое представление о своей родоплеменной принадлежности, то всю зону их распространения мы отмечаем в целом, намечая ее границы, совпадающие с границами зоны огузского наречия. Это территория издавна заселенная населением, образовавшимся на ранних этапах смешения тюркоязычных пришельцев с аборигенным населением края. Последние теряли свой исконный язык, а пришельцы, оседая, утрачивали родоплеменную специфику и подвергались влиянию местной культуры – материальной и духовной. 

 

В составе хорезмских узбеков имеется особая группа родоплеменных подразделений: хизрэли, саят, баят, алаулик, чандып, алили, а также некоторые другие племена. Исследователи предполагают, что все эти племена в своей основе туркмены, подвергшиеся узбекизации. Наши информаторы в Хорезме также утверждали, что такие подразделения, как хизрэли, баят и другие, – «асл туркмен», т.е. в основе туркмены, ссылаясь при этом на некоторые их языковые особенности. Некоторые интересующие нас подразделения несомненно являются потомками тех групп, которые откололись от собственно туркменских племен и их союзов. Действительно, южная окраина ханства, районы Янгиарыка и Багата были местом, где периодически селились туркменские племена. Однако трудно предположить, что баяты, саяты, кармыши и др. – остатки этих туркменских поселенцев. Ни информаторы, ни диалектологи ничем не выделяют баятов и саятов из основной массы узбеков без родовых делений. Ф.Абдуллаев также не выделяет их из окружающих носителей огузского наречия. В составе иомутов, теке и имрели таких подразделений нет. Островки населенные баятами могли некогда образоваться при передвижении баятов-огузов в Хорасан, где в XIII-XIV вв. находилась их основная масса. Саяты несомненно сыграли значительную роль в этногенезе узбекского населения данной части оазиса и, видимо, на довольно ранних его этапах.   

 

Если мы отвлечемся от всех позднейших кипчакских, т.е. северо-хорезмских, племенных вкраплений в этой зоне, то обнаружим, что именно в ней были сосредоточены те племенные подразделения, которые мы условно называем «туркменскими». На западе мы обнаружили потомков саятов, к северу от Янгиарыка – кармышей; к югу от Янгиарыка – баятов; далее на восток – еще одну маленькую группу саятов; в окрестностях Хазараспа – алилинцев и группу пчакчи и, наконец, на крайнем юго-востоке – вновь саятов, вместе с пока неясным для нас подразделением саяпыр.

 

Кроме того, в этой зоне мы обнаружили селения, урочища и каналы (особенно компактно размещенные в окрестностях Хазараспа), топонимика которых нам кажется весьма примечательной – Теген, Авшар, Джувандыр, Караджа, Кервек. 

 

На востоке зоны, в окрестностях Хазараспа, на территории господства огузского наречия, без каких-либо позднейших вкраплений, сплошным массивом расположены урочища, селения и каналы, носящие названия, частично совпадающие с названиями племен огузов: Авшар, Джувандыр, Джангаты, Карвак, Караджа и др.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Авшар. Название этого урочища, канала и селения полностью совпадает с названием известного племени огузов и, по нашему мнению, является следом пребывания огузов в юго-восточной части оазиса, иного объяснения нет. Среди поздних туркмен Хорезма авшаров нет, они не зафиксированы на Средней Амударье и в Бухаре, нет их в известных списках узбекских племен разного происхождения (списки Вамбери, Хорошхина, Ханыкова и Логофета). В то же время авшары хорошо известны в Иране и Турции, т.е. среди потомков тех огузов, которые XI в. передвигались из Приаралья на юг. 

 

М.В.Сазонова, побывавшая здесь, говорит, что население Авшара – узбеки, не знавшие родовых делений. Хазараспские информаторы категорически отрицают какие-либо отличия авшарцев от остального населения округа Хазараспа и не говорят об их сходстве с туркменами.

 

Любопытна одна деталь: информаторы вследствие какой-то древней традиции, называют хорезмских авшарцев исконными охотниками; это невольно заставляет вспомнить о том, что у огузского племени авшаров онгоном был белый сокол – охотничья птица, а также слова Рашид-ад-дина, называвшего огузов-авшаров «к охоте и соколам страстными».

 

Джувандыр. Урочища, канал и селение, расположенные почти по соседству с Афшаром. Здесь, по свидетельству Куна, проживали только не племенные узбеки. Внимание привлекает чрезвычайно сходное звучание с названием огузского племени джувалдар (М.Кашгарский), джавулдур (Рашид-ад-дин), причем именно с этими архаическими формами, а не с этнонимом чавдур позднейших туркмен. Позволим себе, пока весьма гипотетично, привести сравнение хазараспкого топонима «джувандыр» с этнонимом «жаунгыр» (каракалпаков и узбеков дельты), напомнив, что, по словам Т.А.Жданко, каракалпаки «жаунгыры считают себя ранними обитателями културных земледельческих районов Хорезма». Сравнение это нам кажется уместным, учитывая давнюю и длительную активность огузских племен в районе дельты Амударьи.

 

Джангаты. Название селения и канала, позднее искаженное, согласно материалам архива хивинских ханов, звучит более точно – Джанкет. Бартольд пишет, ссылаясь на Муниса Огахи: «Джанкент (он имеет ввиду Янгикент в низовьях Сирдарьи, который, как и Дженд, находился в зоне старого расселения огузских племен). Жители этой крепости по преданию переселились в Хиву и образовали около Хазараспа селение, которое от них получило название Джанкети». 

 

Караджа. Это – встречающиеся юго-восточнее Хазараспа в районе Янги-базара и на противоположном берегу Амударьи в районе Ак-Камыша топонимы. Население этих мест по языку ничем не отличается, судя по карте Ф.Абдуллаева, от окружающего узбекского населения. О том, что караджа некогда было родоплеменным подразделением, можно судить по тому, что одноименные группы имеются в структуре племен разных народов. Например, подразделение караджа имелось у эрсаринцев Средней Амударьи. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Заинтересовавшие нас топонимы в глазах населения уже давно утратили какую-либо связь с родоплеменными делениями, но их пытаются, как это часто бывает, осмыслить, прибегая к местному фольклору. В окрестностях Хазараспа и вообще в юго-восточном углу оазиса, в своего рода «воротах Хорезма», пользуются популярностью легенды, связанные с именем сельджукского султана Санджара. Нам представляется, что почва для подобного рода легенд не лишена реальности, учитывая ту роль, которую огузские племена сыграли в истории в этой части оазиса.

 

Анализ южнохорезмских топонимов на предмет отыскания следов пребывания огузов на территории оазиса можно было бы продолжить, однако эта специальная задача. Мы хотели лишь на некоторых примерах показать, что вопрос тюркизации исконных жителей Хорезмского оазиса и о сложении огузоязычной этнографической группы узбекского населения этой территории – невозможно решать, не обращаясь к огузскому этническому пласту как к одному из наиболее ранних и активных компонентов в этом процессе.

 

Огузы в течение длительного периода времени «обживали» Хорезмский оазис. «Юрт огузского иля был расположен у устья реки Сыр, по обе стороны Аму-Дарьи, и  в песках – между Ургенчом и Мервом», т.е. Хорезмский оазис был фактически окружен огузскими кочевьями.  Б.Д.Греков и А.Ю.Якубовский пишут по этому поводу: «В Хорезме мы наблюдаем тот же процесс оседания кочевников огузов (туркмен), с одной стороны, и кипчаков,  другой, не только на территории, смежной с Хорезмом, но и в нем самом». 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В Sunday, December 25, 2016 в 15:37, кылышбай сказал:

каждый раз когда вижу политическую карту Средней Азии и выступающие "куски" Бостандыкского района, окрестностей Ташкента, Джиззака, Тамдынский и др. районы Навоийской области - меня одолевают очень неприятные чувства, схожие с разочарованием, обидой, злостью вместе взятыми, как будто миллионы тех казахов, которые там остались "за чертой" - их предали. это ведь не Баян-Улгий, не Илийский край, или Кош-Агач, куда казахи эммигрировали, а автохтонные земли, за которые воевали в прошлом ханы и где казахи обитали с зари своей государственности. это конечно все эмоции, но то, что политическое руководство советского Казахстана в те годы проиграла почти все эти территориальные споры с Узбекистаном, показав свою безвольность - факт. конечно свою роль сыграли решения, не зависящие от Кызыл-Орды и Алма-Аты, а шедшие из Москвы, но дипломатические и политические действия Ташкента думаю тоже в этом поучаствовали и показали себя с самой лучшей стороны. что же касается Каракалпакстана - символичным примером того, что республику оставили на периферии экономических и политических реформ и решений является судьба Арала, которая потеряв приток от Сыра и Амударьи, погибла, но в то же время те реки дали жизнь (пусть и несколько экстенсивно) пустынным регионам, кормившим милиионы туркменов, узбеков, казахов, таджиков и др., но никак не каракалпаков

 

Вообще то большевики были проказахскими. Если бы большевики были бы проузбекскими, то они объединили бы узбекские ханства (Хива, Бухара, Коканд) в единую Узбекию:

 

http://landkarten-ausstellung.de/Landkarten/A1735001.htm

 

Теперь мы имеем то что имеем:

 

http://s020.radikal.ru/i701/1701/a0/f022b140ff31.jpg

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти



×
×
  • Создать...