Перейти к содержанию
Гость Rasul

Каракалпаки

Рекомендуемые сообщения

19 hours ago, Kenan said:

В казахской истории эта битва Абулхаира с каракалпаками против калмыков не очень-то и известна, в отличии от Орбулака и Анракая, хоть и важная для казахов. Поэтому можете не беспокоиться. 
Емнип, носителей казахского этнонима в те времена было значительно меньше, потому и казахов было мало в этой битве. Позже, часть каракалпаков стала казахами, и за счет них казахи неплохо увеличились в численности. Емнип, казахские коныраты, часть жалаиров, мангыты и кияты пришли из каракалпаков. 

Это понятно, т.к. в казахской истории более закрепились воспоминания о более поздних взаимоотношениях каракалпаков с Абулхаиром, когда вчерашние союзники вдруг стали друг-другу непримиримыми врагами. Отсюда и отток части каракалпаков к Абулхаиру, особенно к Аблаю, т.к. не всем была понятна политика каракалпакского Каип хана, мол, как это так, делились всем, были одной семьей, а теперь - враги? Но всеравно, казахской молодежи надо бы довести те дружеские моменты, когда совместными усилиями каракалпаков и казахов нынешний запад РК стал казахской навсегда. Я привел только один эпизод боя силами нынешнего одного батальона (750 человек), когда 750 воинов встали против многократно превышающих по численности, вооруженных до зубов, усиленных артиллерией сил противника, можно было уйти, но не ушли, погибли почти все. А ведь, у Абулхаира согласно некоторым источникам было до 30 тысяч воинов. И если взять исторически известную статистику, где из 750 человек - 500 каракалпаков, 200 казахов и 50 башкир, то из 30 тысяч мы получим более 20 тысяч каракалпакских воинов, воевавших против калмыков. Если это казахам не интересно, то самим каракалпакам более чем интересно, т.к. часть истории.

 

20 hours ago, Kenan said:

В связь каракалпаков и черных клобуков верится с трудом. Каракалпаки ордынского происхождения. 

Каракалпаки ордынского происхождения, но это происхождение не сиюминутное, мол, давай назовем себя каракалпаками..., какая-та часть идет и оттуда. Я больше чем уверен, что и часть нынешних казахов, и татар, и башкир также имеют связь с черными клобуками. Исторический характер действий каракалпаков в нынешнем самоназвании очень похож с характером действий черных клобуков - "мы с вами, но мы - сами". Возможное развитие событий как каракалпаки стали черными клобуками освещено во многих трудах и советских, и постсоветских историков, неговоря о чисто народной памяти. Так что, я лично, верю без труда.

  • Одобряю 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

41 minutes ago, Kamal said:

Это понятно, т.к. в казахской истории более закрепились воспоминания о более поздних взаимоотношениях каракалпаков с Абулхаиром, когда вчерашние союзники вдруг стали друг-другу непримиримыми врагами. Отсюда и отток части каракалпаков к Абулхаиру, особенно к Аблаю, т.к. не всем была понятна политика каракалпакского Каип хана, мол, как это так, делились всем, были одной семьей, а теперь - враги? Но всеравно, казахской молодежи надо бы довести те дружеские моменты, когда совместными усилиями каракалпаков и казахов нынешний запад РК стал казахской навсегда. Я привел только один эпизод боя силами нынешнего одного батальона (750 человек), когда 750 воинов встали против многократно превышающих по численности, вооруженных до зубов, усиленных артиллерией сил противника, можно было уйти, но не ушли, погибли почти все. А ведь, у Абулхаира согласно некоторым источникам было до 30 тысяч воинов. И если взять исторически известную статистику, где из 750 человек - 500 каракалпаков, 200 казахов и 50 башкир, то из 30 тысяч мы получим более 20 тысяч каракалпакских воинов, воевавших против калмыков. Если это казахам не интересно, то самим каракалпакам более чем интересно, т.к. часть истории.

 

Каракалпаки ордынского происхождения, но это происхождение не сиюминутное, мол, давай назовем себя каракалпаками..., какая-та часть идет и оттуда. Я больше чем уверен, что и часть нынешних казахов, и татар, и башкир также имеют связь с черными клобуками. Исторический характер действий каракалпаков в нынешнем самоназвании очень похож с характером действий черных клобуков - "мы с вами, но мы - сами". Возможное развитие событий как каракалпаки стали черными клобуками освещено во многих трудах и советских, и постсоветских историков, неговоря о чисто народной памяти. Так что, я лично, верю без труда.

1. Согласен. Эта битва заслуживает большего внимания, как и союз с каракалпаками. О численности войск уже забыл, но скорее всего это был предельный максимум.
К сожалению, в истории казахов полно обделенных вниманием событий.
2. Очень сомневаюсь что каракалпаки раньше считали себя наследниками черных клобуков. Насколько я знаю, в Золотой Орде не было такого объединения. Со своим то племенным составом они уже совсем иной народ. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

On 27.11.2016 at 11:40 PM, Kamal said:

Если у каракалпаков были свои ханы, то это называется каракалпакским ханством или Каракалпакской Ордой, не я это придумал, а есть в исторических источниках.

Язык близок казахскому, но не казахский язык. И откуда Вы знаете что у нас изменилось, а что не изменилось? Жили в среде каракалпаков, изучали язык, культуру, искусство, быт, историю в конце-концов? 

Интересно - каким временным промежутком Вы отделяете каракалпаков от их якобы казахского происхождения? 

Я не писал, что у каракалпаков не было ханов и государства!

Я веду с вами диалог про Кучум хана, которого вы относите к каракалпакскому ханству! 

Я отделяю казахов, каракалпаков и ногайцев с момента распада ЗО!

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

22 hours ago, кылышбай said:

черные клобуки=торки+печенеги=канглы?

Общий вывод советских историков по поводу происхождения каракалпаков. Упоминаются также торки, печенеги, огузы, канглы, черные клобуки, казахи, узбеки, ногайцы...

Quote

 

Процесс формирования каракалпакского народа из различных пле­мен и народностей древности и средневековья происходил на территории Приаралья и был тесно связан с этногенезом других тюркоязычных наро­дов Средней Азии, в первую очередь казахов и узбеков. Древнейшими из племен, принявших, по всей вероятности, участие в этногенезе кара­калпаков, были жившие у южных берегов Аральского моря в первых ве­ках до нашей эры апасиаки, аугасии, и некоторые другие, входившие в сако-массагетскую конфедерацию племена, упоминаемые древними авто­рами.

Археологические раскопки памятников культуры этих племен, про­водившиеся в последние годы Хорезмской экспедицией Академии наук СССР, позволяют определить своеобразные черты их хозяйственной жиз­ни, некоторые элементы материальной и духовной культуры. Апасиаки занимались земледелием, скотоводством, рыболовством и ремеслами (гон­чарство, кузнечное, ювелирное и др.). Под посевы использовались не только каирные влажные земли дельт Сыр-Дарьи и Аму-Дарьи, но и бо­лее засушливые территории, орошаемые при помощи каналов. Наряду с остатками временных кочевых жилищ археологи обнаружили полуосед- лые сельские поселения апасиаков, укрепленные крепостными стенами городские поселения (Чирик-Рабат, Бабиш-Мулла, Баланды), курганы и величественные погребальные сооружения из сырцового кирпича и пахсы.

Некоторые произведения каракалпакского эпоса (эпическая поэма «Кырк кыз») до сих пор сохранили следы архаических традиций этой от­даленной эпохи — столь характерных для сако-массагетских племен пе­режитков матриархата, древних обычаев их семейно-бытового уклада и верований.

На этнической базе сако-массагетских племен, в результате частичного смешения их с нахлынувшими в нриаральские степи с востока гуннами (конец II в. до н. э.—IV в. н. э.), а затем тюрками (VI—VIII вв.), формирова­лись раннесредневековые народы Приаралья—печенеги и огузы. Доказано, что эти этнонимы имеют преемственную связь с именами древних апасиа- ков и аугасиев (см. стр. 78). Эта преемственность наблюдается в хозяй­стве и культуре аугасиев и огузов при археологическом изучении их горо­дищ, расположенных на побережье Аральского моря, между устьями Сыр-Дарьи и ныне пересохшей Кувандарьи. Подобно томукак сако-массагетские племена были связаны с населением и культурой могуществен­ных государств, возникавших на территории древнего Хорезма (см. стр. 52), таки средневековые огузы и печенеги находились под сильным политическим влиянием Хорезма и воздействием хорезмской цивилиза­ции, сохраняя вместе с тем своеобразие комплексной скотоводческо-рыбо­ловно-земледельческой культуры и полуоседлого образа жизни.

В этногенезе печенегов, по сравнению с огузами, большую роль играли угорские элементы — племена Урала, вошедшие впоследствии в состав башкирского и других народов; язык печенегов был близок к булгарскому и суварскому — древним тюркским языкам и отличался от более развитого тюркского — огузского.

В X в. государство огузов было весьма обширным — на юго-востоке оно граничило с областями Тараза (Джамбул) и Чача (Ташкент), а на западе охватывало часть плато Устюрт и граничило с владениями хазар. Во главе Огузского союза стоял правитель — ябгу, резиденцией кото­рого был г. Янгикент в низовьях Сыр-Дарьи (современные развалины Джанкент близ Казалинска).

Племена печенегов и огузов VIII—XI вв. были той этнической средой, в которой началось формирование собственно каракалпакской народно­сти. Однако огузы, оказав значительное влияние на этногенез каракалпа­ков, в основном вошли в состав туркменского народа.

К государству огузов примыкали владения Печенежского племенного союза; восточные группы составлявших его племен были тесно связаны с огузами, входя даже частично в их государство; до конца IX в. тер­ритория печенегов простиралась от Урала, доходила до Волги и граничила с владениями мадьяров. В начале X в. огузы («узы» или «торки» русских летописей), объединившиеся с хазарами, вытеснили западную часть пече­нежских племен, хлынувших в южнорусские степи. Постепенно печенеги заняли обширные пространства юга Киевской Руси от Хазарского кага­ната до Византии. Оставшиеся на территории Приаралья восточные пече­неги, называемые в исторических источниках «тюркскими» (в отличие от западных — «хазарских»), прочно объединились с огузами и в дальней­ших исторических событиях] неизменно выступали на политической аре­не совместно с «торками» на их стороне, даже в тех случаях, когда послед­ние вступали в борьбу с родственным им западным ответвлением Печенеж­ского союза племен.

Именно эта группа восточных печенегов, связавшая свои судьбы с огу­зами, по мнению современных исследователей (П. П. Иванова, С. П. Тол- стова и др.)> стала основой формирования каракалпакской народности. Предания каракалпаков свидетельствуют о совместной с огузами жизни в областях Приаралья и об участии некоторых групп каракалпаков в гран­диозном сельджукском движении XI в. из бассейна Сыр-Дарьи через Хорезм и Нуратинские горы на юго-запад, в нынешнюю Туркмению, Хорасан и Малую Азию. В материальной культуре и искусстве потомков огузов — туркмен сохранилось много общих черт с каракалпакской культурой.

В XI в. государство огузов подверглось завоеванию многочисленного тюркоязычного народа, выделившегося из среды кимакских племен,— кыпчаков, пришедших из Сибири, с бассейна Иртыша; под натиском кыпчаков (половцев, команов) часть огузов и объединившихся с ними восточ­ных печенегов продвинулась в пределы Киевской Руси и поселилась в бас­сейне р. Рось (приток Днепра). В XII в. впервые появляется в русских летописях в применении к этим поселенцам этноним «каракалпаки» в фор­ме «черные клобуки» — так переводил летописец тюркские слова «кара­калпак», буквально — «черная шапка». «Черные клобуки» вступили в до­говорные отношения с русскими князьями, получив от них пограничные земли для поселения под условием защиты границ Руси от половцев. «Чер­ные клобуки» постоянно упоминаются в летописях; они активно участво­вали в политической жизни Киевской Руси, и, входя в состав ее населения, по выражению летописца, становились «своими» на этой новой для них родине. В том же XII в. этнический термин «каракалпак» появляется и в Приаралье, где он применялся, очевидно, по отношению к оставшимся там восточнопеченежским племенам. В состав Кыпчакского союза, вклю­чавшего в свою территорию бывшие огузские владения, входило племя кара-боркли; этот этноним идентичен названию «каракалпак».

Современные исследователи предполагают, что этноним «каракалпак» («черные клобуки», «кара-боркли») — кыпчакский термин, применявший­ся пришельцами из Прииртышья к огузско-печенежским племенам завое­ванного ими Приаралья и бассейна нижней Сыр-Дарьи и вызванный ти­пом и цветом их головных уборов; от половцев заимствовало этот этноним, по всей вероятности, и население Киевской Руси.

В составе Кыпчакского союза определился не только этноним каракал­паков, но и их язык; они восприняли язык завоевателей — кыпчаков.

Свидетельством связи каракалпакского этногенеза с родоплеменными союзами степей Приаралья XII—XIII вв. является тот факт, что одним, из многочисленных каракалпакских племен в XIX — начале XX в. было племя кыпчак, с родом печенежского происхождения— канглы. Эти же этнонимы сохранились в родоплеменной структуре узбеков, казахов и других тюркоязычных народов, формирование которых было связано с одной эпохой, территорией и этнической средой.

В XIII в. консолидирующиеся племена каракалпаков были завоеваны монголами, разделив судьбы народов Средней Азии и Восточной Европы, в том числе своих собратьев «черных клобуков», жителей Руси.

Пребывание каракалпаков в составе Монгольской империи отразилось на их родоплеменном составе, включающем множество племен и родов с названиями монгольского происхождения (кунграт, кият, мангыт и др.). Однако не всегда монгольское наименование свидетельствует о монгольском же происхождении. Известно, что население монгольских улусов, в осо­бенности улуса Джучи, в который входили области Приаралья, было в ос­новном тюркоязычным по своему составу; монголы представляли здесь лишь незначительную прослойку знати и войска. Остатками зависимых от монгольских нойонов тюркских племен с монгольскими названия­ми и были, вероятно, многие из каракалпакских и других тюркоязыч­ных племен Средней Азии, сохранивших до XIX — начала XX в. монголь­ские этнонимы.

Скудость источников не дает возможности проследить исторические! судьбы каракалпаков в послемонгольский период, когда разгромленная Тимуром (конец XIV в.) Золотая Орда распалась на несколько самостоя­тельных владений, в числе которых наиболее значительными были Ногай­ское и Узбекское ханства. Однако лингвистические данные и уже освещенные источниками события более позднего периода (XVII в.) неос­поримо доказывают факт вхождения каракалпакских племен в состав Ногайского ханства.

Из всех тюркских языков каракалпакский язык наиболее близок ногай­скому. Все предания каракалпаков упоминают в качестве районов их обитания в прошлом наряду с низовьями Сыр-Дарьи области, входившие в пределы Ногайского ханства,— «Едиль» (Волгу), «Жаик» (Яик — р. Урал), а иногда и Крым. В каракалпакском фольклоре чрез­вычайно силен так называемый «ногайский пласт», связанный с именами известных ногайских ханов и мурз (Эдигей, Орус, Ормамбет и др.). Нако­нец, в русских документах XVIII в. имеются указания на совместные воен­ные действия каракалпаков и ногайцев Алтыульского улуса (располагав­шегося на Яике). Совокупность этих данных позволяет установить, что каракалпаки в XV—XVI вв. входили в состав ногайцев. В рамках их полити­ческого объединения завершился процесс этногенеза каракалпаков, окон­чательно сформировался язык и основные черты каракалпакской культуры, характерной своей связью как с древними центрами среднеазиатской циви­лизации (Хорезм), так и со степями Дешти-Кыпчак и нижнесырдарьинскими районами (Казахстан) и, наконец, с культурой народов Восточной Европы — Приуралья, Поволжья и Северного Кавказа.

В среднеазиатских документах конца XVI в. каракалпаки впервые упоминаются как особая народность, живущая в бассейне средней Сыр-Дарьи, в окрестностях г. Сыгнака. Источники XVII в. дают возможность более точно определить территорию расселения каракалпаков: основная часть их занимала присырдарьинские районы между г. Туркестаном и горами Каратау и была подчинена Бухарскому ханству.

Другим центром расселения каракалпаков был район верховьев рек Урала и Эмбы; отсюда каракалпаки вместе с казахами совершали набеги на окраины русских владений в Сибири; во время колонизации Россией Закамского края они принимали участие в восстаниях башкир. Третья группа каракалпаков в конце XVII в. находилась в долине Зеравшана; источники сообщают о восстании этих каракалпаков в 1681 г. против бу­харского Субхан-Кули-хана, которому они были подвластны. Каракал­пакское войско участвовало в походах бухарских ханов и высоко цени­лось; они считались «надежными людьми в бою». Каракалпаки принима­ли деятельное участие в политической жизни не только Бухарского, но и Хивинского ханства, участвуя в борьбе узбеков отложившегося от хан­ства Аральского владения (расположенного в дельте Аму-Дарьи) против центральной власти хивинских ханов. Отдельные группы каракалпаков, по-видимому, издавна жили и в Хорезме.

 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

22 hours ago, Kenan said:

1. Согласен. Эта битва заслуживает большего внимания, как и союз с каракалпаками. О численности войск уже забыл, но скорее всего это был предельный максимум.
К сожалению, в истории казахов полно обделенных вниманием событий.
2. Очень сомневаюсь что каракалпаки раньше считали себя наследниками черных клобуков. Насколько я знаю, в Золотой Орде не было такого объединения. Со своим то племенным составом они уже совсем иной народ. 

Не считая "Летописей Джагфара", которые якобы сомнительны, каракалпаки еще упоминаются во многих шежире, в частности в шежире Кара-бека (Габдуллы хана) в событиях, связанных с переселением из Причерноморья и Крыма подданных бывшего Ногайского улуса в Поволжье примерно в первой половине 14 века. Есть еще труды Г.А.Федорова-Давыдова:

Quote

 

Каракалпаки - вот название, которое как будто легко понять: по-тюркски оно и сегодня значит "черные шапки". Большой есть соблазн у ученых связать сегодняшнее население Каракалпакской АССР с племенем черных клобуков, упоминаемым в древних русских летописях. Черные клобуки принадлежали тогда к числу "своих поганых", были союзниками русских князей в их борьбе против половцев. Неизвестно точно, с теми же или другими древними племенами, носящими это имя, столкнулись монголы на левобережье Волги, по соседству с древними булгарами и башкирами; во всяком случае, историки времен походов Чингисхана и Тамерлана упоминают народ с таким названием, живущий в этих местах.

Среди самих каракалпаков распространено представление о том, что они пришли на свою теперешнюю родину, на земли к востоку от Аральского моря, с Волги.

Опять-таки у башкир - вспомните - среди родоплеменных названий встречается и имя каракалпаков.

Значит, во всяком случае какие-то из предков современного каракалпакского народа пришли в Среднюю Азию с северо-запада. Правда, рассказывают еще, что и до появления на Волге их предки жили все-таки в Средней Азии.

С одной стороны - далековато друг от друга Северное Причерноморье и Средняя Азия. С другой стороны - и то и другое лежит в полосе степей, а предки каракалпаков были кочевниками...

Конкретное объяснение того, как каракалпаки Причерноморья появились в Поволжье, изложил в книге "Идолы, курганы, монеты" известный археолог, доктор исторических наук Г. А. Федоров-Давыдов.

После разгрома монголами Киевской Руси подчинявшиеся русским князьям черные клобуки оказались подвластны монгольским золотоордынским ханам. И те заставили своих новых подданных перекочевать в Поволжье, поближе к столице Золотой Орды, Сараю, туда, где черных клобуков можно было всегда иметь под рукой и для сбора с них дани, и для использования их как военной силы. А воинская слава каракалпаков продержалась несколько столетий, хоть им и приходилось воевать в основном под чужими знаменами. Восточные летописцы позднего средневековья не раз говорят о доблести и упорстве каракалпаков в бою.

Какова же все-таки роль старых черных клобуков в возникновении современного народа? Они стали одной из его составных частей, смешавшись с теми родственными тюркскими племенами, что и не уходили из Средней Азии; а потом вместе с ними - под давлением казахских ханов - отошли на юг, где и заняли свои нынешние земли.

 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

14 hours ago, Аrсен said:

Я не писал, что у каракалпаков не было ханов и государства!

Я веду с вами диалог про Кучум хана, которого вы относите к каракалпакскому ханству! 

Я отделяю казахов, каракалпаков и ногайцев с момента распада ЗО!

Я не говорил, что Кучум правил каракалпакским ханством, а показал записи Саввы Есипова "Кучум был родом каракалпак из Казахского ханства". При жизни Есипова еще не было каракалпакского ханства, чтоб так утверждать, а авантюра Абдал Гаффара (1601-1605 гг) была сломлена сразу же после его убийства. Но я однозначно считаю, что войско Кучума при взятии Сибири в основном состояло из каракалпаков и казахов. Об этом упоминают русские исследователи Сибири, где пишут, что правящая верхушка сибирского ханства Кучума состояла из каракалпаков и казахов. Полноценным ханством каракалпаки стали при Кучук хане правнуке Кучума во второй половине 17 века, хотя и Ишим-Суак до Кучука также упоминается был ханом каракалпаков.

Вот Вы, как я правильно понял, считаете, что после распада ЗО появились казахи, каракалпаки и ногайцы. Но здесь я не вижу никакой связи происхождения каракалпаков от казахов, если конечно, Вы не считаете Золотую Орду казахским государством. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

"Наиболее яркий пример зависимости кочевников Восточной Европы от монголов дают черные клобуки. Археологический материал говорит о том, что в XIII-XIV вв. черные клобуки Поросья частично откочевали в степи Поволжья. Очевидно превратившись из вассала киевского князя в вассалов золотоордынских ханов и царевичей, черные клобуки изменили свои кочевья и стали кочевать там, где им было велено их новыми хозяевами. Вполне естественно, что именно в Поволжье (где мы встречаем больше всего элементов собственно монгольской кочевой культуры и следов пребывания собственно монголов и где были политические центры Золотой Орды) откочевали по принуждению своих завоевателей роды и племена черных клобуков. В этом примере перекочевок части номадов Восточной Европы под воздействием монгольского завоевания мы можем усмотреть специфический признак зависимости кочевых родов от победителя: подчиненными, "рабами" становятся не отдельные бедняки; это не захваченные в бою пленные, лишенные имущества и социального положения. Мы имеем дело с зависимостью от рода-победителя всего коллектива номадов, сложившегося еще до завоевания (род, племя, большая семья и т. п.). Среди могил XIII-XIV вв. черноклобуцких типов в Поволжье есть погребения представителей и имущественных верхов, и низов кочевого коллектива. Если переселение черных клобуков было бы насильственным переселением пленных или угоном захваченных масс населения (как поступали монголы с населением оседлых земель), то среди черноклобуцких (или тех, которые мы можем сопоставить с таковыми) погребений на Волге были бы могилы лишь бедных и социально приниженных людей. Но это далеко не так. Более того, мы не можем предположить уход в Поволжье только одной аристократической верхушки черноклобуцких номадов, отправившихся на новую службу к золотоордынскому хану, оторвавшихся от своих племен и превратившихся в тысячников, сотников или темников и т. п. В таком случае это были бы только богатые погребения, без бедных. Остается предположить откочевку родов и семей с их богатой и аристократической частью, с одной стороны, и бедной, социально приниженной, с другой стороны. Насильственная откочевка этой группы племен не вызывает сомнений, так как на протяжении предшествующих полутора столетий не наблюдается какой-либо большой миграции черных клобуков за пределы Южной Киевщины." Федоров-Давыдов Г.А. Общественный строй Золотой Орды — Московский университет, 1973. —  c.39.

Полученные нами результаты сравнительно-типологического анализа погребальных памятников кочевников золотоордынского периода дают основание считать, что участниками этого миграционного процесса были не только (а очевидно – и не столько) черные клобуки, но и кыпчаки-половцы «южнорусских степей». Нами установлено, что наибольшее типологическое сходство обнаруживают между собой погребальные памятники приуральских и нижневолжских кочевников........... Вместе с тем приуральские кочевнические памятники обнаруживают достаточно высокое сходство и с памятниками Волго-Донского междуречья, а также «погранично-высокое» сходство с памятниками Левобережной Украины. Если учесть, что, по имеющимся в нашем распоряжении данным, для предшествующего периода (XII – начало XIII в.) в степях Левобережной Украины, Подонья и Волго-Донского междуречья известны 200 погребений (только в Волго-Донском междуречье – 18) против 41 в Урало-Поволжских степях, можно предположить, что в основе отмеченного сходства лежат результаты административной политики ордынских ханов, направленной на переселение половецко-кыпчакского населения на восточные окраины государства. ...........Отличительной особенностью этих курганов являются редкие остатки конских захоронений в виде черепа и костей ног коня, уложенных в могиле рядом с человеком или на деревянном перекрытии. Все перечисленные черты погребального обряда находят параллели в обряде печенежских, огузских и половецко-кыпчакских племен. На этом основании точку зрения Г.А. Федорова-Давыдова о переселении монгольскими ханами части кочевых племен, т.н. Черных Клобуков, сложившихся из остатков разгромленных половцами печенегов и огузов (торков), из южнорусских степей на восток, за Волгу и в Приуралье можно считать вполне приемлемой. Иванов В.А. Приуралье в составе Золотой Орды // История татар Западного Приуралья. Том I. Кочевники Великой степи в Приуралье. Татарские средневековые государства. Казань, 2016. с. 152-153.

  • Одобряю 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Я читал этот материал но не мог найти, у Вас это легко получилось, благодарю ув. Вахит.

Именно по этому материалу я подозреваю, что древние Черные клобуки подобно поздним ногайцам растворились в среде многих народов-выходцев ЗО. Но как ногайцы сохранились в малом количестве, также и каракалпаки сохранили этот этноним, правда на родном тюркском языке. Это и объясняет, почему после распада ЗО у каракалпаков так долго не было своего ханства. Народ, за время существования ЗО привык заниматься не государствообразованием, а выполнять указов разных правителей решая их и внутренние, и внешние проблемы. Потому мы и видим их к 1598 году рассредоточенными в разных областях бывшей ЗО. Но со временем начали собираться, создавать свое государство и ко времени правления Ишим Мухаммеда, уже были конкурентоспособным государством наряду с Казахским, Бухарским, Хивинским ханствами. И были самым молодым государством в Средней Азии, когда джунгары рассекли их на несколько частей. И после этого подниматься снова уже было непросто, а врагов становилось все больше и больше. Тем не менее мы есть.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ну так вроде после джунгар.экспансии вам угрожали только казахи и узбеки.

Калмыки были далеко и вы сами на них нападали, в одностороннем порядке.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Респект Вахиту999,я же об этом,и говорил.не все мангыты потомки мангутов.целыми племенами со своими эмирами и беками,и не только черные клобуки,в состав плем.союзов Хунгиратов и др.влились эти рода и мизерные гарнизоны монголов просто потонули в тюрк.море!название племен остались а этнический состав изменился! Это уже археологи подтверждают,вот оно откуда"И земля победила кровь и стали татары точно кипчаки будто одного с ними рода:D

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

17 minutes ago, Турист said:

Ну так вроде после джунгар.экспансии вам угрожали только казахи и узбеки.

Калмыки были далеко и вы сами на них нападали, в одностороннем порядке.

Нападение на калмыков было стратегически важным решением на опережение. Бежать было некуда, оставалось только нападать, что и было сделано. А если думать, что калмыки далеко и сидеть спокойно, то какова вероятность, что завтра они сами не нападут, а с востока не ударят джунгары с новой силой?!  

Что касается казахов и так называемых узбеков, то тут просто-напросто война характеров - они хотели, чтоб каракалпаки подчинялись им, но самосознание отдельной государственности у каракалпаков настолько пропиталось, что не захотели быть у кого-то в подчинении. Зачем вообще нужны были те многочисленные восстания против Хивы, если бы каракалпаки были покорным народом, зачем бились против казахов почти до самоуничтожения?! Только непокорный характер виноват. Я не говорю, что все каракалпаки до одного готовы были умереть, чем быть бесправным или терять свое гордое название. Таковые удалились, ушли и имя свое забыли.

  

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

8 часов назад, mechenosec сказал:

Респект Вахиту999,я же об этом,и говорил.не все мангыты потомки мангутов.целыми племенами со своими эмирами и беками,и не только черные клобуки,в состав плем.союзов Хунгиратов и др.влились эти рода и мизерные гарнизоны монголов просто потонули в тюрк.море!название племен остались а этнический состав изменился! Это уже археологи подтверждают,вот оно откуда"И земля победила кровь и стали татары точно кипчаки будто одного с ними рода:D

если вы здесь мангытами называете всех ногайцев - то ногайцев называли мангытами по названию правящего рода, но всем было известно что собственно мангытов там меньшинство. что же касается "хонгиратов": то большинство казахских коныратов имеют общее центрально-азиатское происхождение, без особых "вливаний". не могу ничего сказать про узбеков-кунгратов

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

16 часов назад, Kamal сказал:

Нападение на калмыков было стратегически важным решением на опережение. Бежать было некуда, оставалось только нападать, что и было сделано. А если думать, что калмыки далеко и сидеть спокойно, то какова вероятность, что завтра они сами не нападут, а с востока не ударят джунгары с новой силой?!  

Что касается казахов и так называемых узбеков, то тут просто-напросто война характеров - они хотели, чтоб каракалпаки подчинялись им, но самосознание отдельной государственности у каракалпаков настолько пропиталось, что не захотели быть у кого-то в подчинении. Зачем вообще нужны были те многочисленные восстания против Хивы, если бы каракалпаки были покорным народом, зачем бились против казахов почти до самоуничтожения?! Только непокорный характер виноват. Я не говорю, что все каракалпаки до одного готовы были умереть, чем быть бесправным или терять свое гордое название. Таковые удалились, ушли и имя свое забыли.

Мне вот интересно с кем каракалпаки воевали. А с туркменами воевали ?

Никакого "опережения" с калмыками не было, была или жажда наживы или из-за решения казах.правителей.

По вашей же логике джунгары правильно устроили Актабан Шкбурунды, чтобы казахи впоследствии не напали.

Каждый имеет право на свое мнение,  но оно не должно сразу меняться когда касается "себя любимых".

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 hour ago, Турист said:

Тут еще надо учитывать и разность религий, ведь некоторым убить "неверного" было подвигом.

Если этот неверный несет реальную угрозу, тогда да. Калмыки не были добрыми соседями. 

Не так уж и далеко жили каракалпаки от калмыков. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

KENAN,

покажите свою принципиальность и напишите кто был "добрым соседом" для казахов и каракалпаков. 

Как видите ничего провокационного и никто вас не заставлял, сами захотели высказаться, жду с нетерпением. Заранее благодарю  !

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

2 minutes ago, Турист said:

KENAN,

покажите свою принципиальность и напишите кто был "добрым соседом" для казахов и каракалпаков. 

Как видите ничего провокационного и никто вас не заставлял, сами захотели высказаться, жду с нетерпением. Заранее благодарю  !

Добрых соседей вообще не было, казахи тоже были не особо добрыми. С всеми соседями возникали конфликты в разное время. Но калмыки на протяжении долгого периода всегда считались пришлыми захватчиками и потенциальными врагами. Каракалпаки, ногайцы, башкиры, кыргызы и туркмены никогда не были серьезной угрозой для существования казахов. Угроза от империи Цин как появилась так скоро и исчезла. 
 

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

21 минуту назад, Kenan сказал:

Добрых соседей вообще не было, казахи тоже были не особо добрыми. С всеми соседями возникали конфликты в разное время. Но калмыки на протяжении долгого периода всегда считались пришлыми захватчиками и потенциальными врагами. Каракалпаки, ногайцы, башкиры, кыргызы и туркмены никогда не были серьезной угрозой для существования казахов. Угроза от империи Цин как появилась так скоро и исчезла. 
 

да и калмыки тоже были угрозой только для Младшего жуза. им хватало кавказских войн России. а вот Джунгарское, Хивинское и Кокандское ханства вели конкретные военные действия, целенаправленно захватывали  южные и юго-восточные ареалы расселения казахов. особенно преуспели в этом кокандцы в конце 18, начале 19 в., понастроив целую линию поселков от Акмечети до Алматы и наложив свои налоги на казахов этих регионов. от хивинцев страдали казахи и каракалпаки Приаралья. отсутствие политического единства среди казахов конечно сыграло на руку "добрым соседям"

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 hour ago, кылышбай said:

да и калмыки тоже были угрозой только для Младшего жуза. им хватало кавказских войн России. а вот Джунгарское, Хивинское и Кокандское ханства вели конкретные военные действия, целенаправленно захватывали  южные и юго-восточные ареалы расселения казахов. особенно преуспели в этом кокандцы в конце 18, начале 19 в., понастроив целую линию поселков от Акмечети до Алматы и наложив свои налоги на казахов этих регионов. от хивинцев страдали казахи и каракалпаки Приаралья. отсутствие политического единства среди казахов конечно сыграло на руку "добрым соседям"

По всей Средней Азии были раздоры, войны и предательства. Становится понятно почему многие стали обращаться к "добрым соседям". 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

16 hours ago, Турист said:

Мне вот интересно с кем каракалпаки воевали. А с туркменами воевали ?

Никакого "опережения" с калмыками не было, была или жажда наживы или из-за решения казах.правителей.

По вашей же логике джунгары правильно устроили Актабан Шкбурунды, чтобы казахи впоследствии не напали.

Каждый имеет право на свое мнение,  но оно не должно сразу меняться когда касается "себя любимых".

За казахов не мне судить, а каракалпаки, собственно и воевать-то ни с кем не хотели, потому и просили российского протектората накануне джунгарской агрессий. Предположительно джунгары знали об этих попытках каракалпаков и в срочном порядке начали штурм с большими силами. Нападение на калмыков было вынужденными мерами чтоб не оказаться между двух огней. Нападать нужно было незамедлительно, пока джунгары зализывали раны после своего первого удачного похода. Не было никакой цели наживаться, а сработал принцип "лучшая оборона - это атака", а там уж как получится. Религия тут тоже ни причем, скорее всего каракалпаков и казахов объединяло общее горе. Туркменам тоже досталось, по крайней мере той группе туркмен, которая союзничала с калмыками, хотя они тоже мусульмане и к тому же тюрки. Короче, не было никакой ненависти кому-либо, а выжить хотелось всем. 

Нарциссизмом не занимаюсь, а излагаю положение дел у каракалпаков на тот момент. Хан скорее всего погиб в бою, от государства ничего не осталось, больше половины народа оказалась во власти джунгар, а судьба маленькой части народа оказалась в руках вояк (Совет 1000 батыров), которые думают по-своему не разбираясь в политике. Может быть Абулхаир воспользовался временным безвластием у каракалпаков и привлек их в свою сторону, точно незнаю, в любом случае что случилось то и случилось, это история и в ней каракалпаки принимали участие. А потом, каракалпаки ведь, тоже ушли не солоно хлебавши, сами оказались в роли источника наживы. Слабонервные сдались на милость врагу в лице уже Абулхаира, а самые стойкие, напоследок вели борьбу против ига хивинских ханов. Непростая судьба у нашего народа, сказал бы - очень тяжелая, бились даже между собой чтоб в конце-концов сохраниться как народ. Когда один хан - хорошо, а когда много авторитетнейших в народе бийев, которые не единогласны во мнениях - хуже некуда. Но временами удавалось их объединять.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

On 01.12.2016 at 3:39 PM, Турист said:

Мне вот интересно с кем каракалпаки воевали. А с туркменами воевали ?

Как явными врагами воевали с джунгарами, калмыками, казахами, ну и с Хивой само собой разумеется.

Туркмены как противники выступили под влиянием калмыков, а в основном они нападали ради грабежей, угоняли скот, людей и быстро уходили. Отношения с ними были разные. Часто их нанимали хивинцы для военных целей и в основном против каракалпаков, а бывало, что выступали вместе с каракалпаками, разумеется за вознаграждение. Например, в восстаний Ерназар Алакоза 1855-56 гг, туркмены были союзниками, но причинили больше вреда чем пользы, вместо того чтоб развивать бой дальше, на захваченной территории они занялись своим привычным делом - грабежом и мародерством, сорвали важную операцию. Бой пришлось прекратить и отказаться от их дальнейших услуг т.к. момент был упущен. Словом, туркмены явным противником не выступили, но от них тоже перепадало всяких "сюрпризов".   

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

On 29.11.2016 at 5:51 PM, Kamal said:

Но я однозначно считаю, что войско Кучума при взятии Сибири в основном состояло из каракалпаков и казахов. Об этом упоминают русские исследователи Сибири, где пишут, что правящая верхушка сибирского ханства Кучума состояла из каракалпаков и казахов. 

Упоминаний о каракалпаках очень мало, поэтому приходится обращать внимания на отдельные фразы, где о них что-то пишут. В официальной историографии каракалпаков в Сибири нет, но есть отдельные исследования, так сказать, разбор полетов, где каракалпаки даже оказываются господствующими. Теперь подумаем, кому из современных писателей историй придет в голову, что в Сибири могли быть каракалпаки, если их разделяют тысячи километров от данного места?! Но чтоб докопаться до истины нужно перелопатить десятки архивов и сделать неожиданное открытие, тем самым подкрепив те скудные сведения, которые имеются в народе в виде преданий.

Алексей Богословский. Взятие Казани и завоевание Сибири

Quote

Господствующая верхушка Сибирского ханства состояла из каракалпаков и казахов. Основная масса населения, которую они грабили, сопротивления не оказала. Но подкрепления от донских казаков Ермак не получил. Жаждущих бежать с теплого Дона в холодные, сибирские степи не нашлось. Более того, потеряв ряд атаманов, объявленных Иваном Грозным розыск за разбой на Волге, он потерял людей, которым нечего было терять. А возраст давал знать. Ермак передвигался по Сибири, но не мог закрепиться. 

Читал воспоминания одного русского писателя, видимо, из близкого окружения Б. Годунова. В одном из абзацев он вспоминает про диалог с Б. Годуновым о каракалпаках, где собеседник говорит; - "бухарцам до Сибири добраться нелегко, есть много трудностей по дороге". Ответ Б.Г. ; - "слышал, что из Оби в Бухару ушли несколько кибиток черных шапок, по-татарский каракалпаки, вот они и приведут. ".  

Ведь, первые письменные упоминания о каракалпаках относится 1598 году, где каракалпаки являются подданными Бухары. А бухарский Абдулла хан и сибирский Кучум хан - союзники и к тому же родственники между собой.   

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Потанин слово калмык возводит к киргизской кости Качабак от монгольского слова хапбагай «колпица». Вариант Потанина прекрасно вписывается в цепь вариантов калб, который, как кажется, развился в двух направлениях: /калби - кальбин - кальмин - кхальминг - хальмиг - хальмыг / Калб - калбум - калба - калабак - калбак - калмак - калмык.

Диссертации по гуманитарным наукам - http://cheloveknauka.com/problema-slozheniya-dialektnoy-sistemy-kalmytskogo-yazyka-i-ee-funktsionirovanie#ixzz4S5qPh6Ls

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти



×
×
  • Создать...