Перейти к содержанию
Гость Rasul

Каракалпаки

Рекомендуемые сообщения

Я отмечал, что Хива практиковала натравливание туркмен на каракалпаков, когда затягивалась спокойная жизнь среди каракалпакского населения. Эта политика направлена на удерживание баланса между ханской властью, туркменами и каракалпаками. Усиление туркмен или каракалпаков рассматривалось угрозой для ханства, а их объединение вообще катастрофа. Лучше пускай поубивают друг-друга, на такое дело Хива денег не жалела и делала вид, что среди населения хивинского ханства (туркмены и каракалпаки тоже были населением Хивы) все спокойно. 

То что в Гоне-Ургенче вспыхнула ссора между туркменами и каракалпаками это тоже часть хивинского плана и делалось не без помощи их подстрекателей.

 

Зарлык торе наймит (кукла в руках повстанцев), ему по барабану идеи каракалпаков о создании своего независимого государства. Для него победа обеспечивала отдельное ханство, а поражение тоже не беда - уйдет в свою степь с деньгами. Его запросто могли купить и хивинцы, из-за чего восстание под предводительством Ерназар Алагоза потерпело неудачу. Немаловажную роль сыграла и несогласованность между Ерназар Алагозом, бийем конратов и другим Ерназаром, бийем Онторт уру, то есть, левый и правый берега не смогли сконцентрировать свои силы в одной точке, а Зарлык в эти мероприятия даже не вмешивался.

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

 

Я разузнал про этих историй через знакомых, оказывается история Ишан-калы и Туркменкырылгана как Вы заметили были поверхностно исследовано каракалпакскими историками и оказывается электронного варианта нет. Как жал на данный момент я не могу сравнит рассказы деда с исследованиями историков!...  :(

 

 

А зачем искать, есть работа Сабыра Камалова. О содержании этой работы в своих сообщениях я ранее излагал, указал и на критику со стороны современных каракалпакских историков. Ни одного каракалпакского патриотического духа в работе многоуважаемого С.Камалова не прослеживается, все было подкорректировано под четким присмотром более вышестоящих историков, кому был подчинен Каракалпакский филиал АН, а также партийных деятелей. Курьез работы в том, что независимость нужна была каракалпакам (нужно было создать независимое каракалпакское государство - обрати внимание, этот абзац в работе С.Камалова не тронут, то есть, упущения вышестоящих коллег), а содержание работы строится в стиле якобы все казахи, узбеки, туркмены мечтали и сложили головы за независимость каракалпаков (также не тронут абзац, где хан дает определенную самостоятельность только каракалпакам. Почему, спрашивается бились много народу, а самостоятельность только каракалпакам) в жестокой борьбе против ханского деспотизма (стоит отметить, в то время дружба между народами напрочь отсутствовала, лишь были какие-то соглашения с определенной целью заинтересованными сторонами).

То есть, ничего подобного не было, каракалпаки несли свою ношу сами и добились таки определенной самостоятельности. Единственный народ, то есть, туркменские племена, которые в начальной стадии восстания 1855 года были в союзе с восставшими, сами имели определенные цели, а когда мнения разошлись начали биться меж собой.

Провал восстания 1855-56 гг главным образом лежит на Ерназаре из рода Кенегес, бие Онторт уру. В нужный момент он не прибыл своим войском к Ерназару Алагозу. Но это не предательство бия, а он сам был дезинформирован, хивинская агентура работала четко. В любом случае этот момент требует детального изучения.

 

Вот, что описывается в работе С.Камалова:

 

А дальше этапы формирования стал прослеживать С.Камалов. Народ узнал о борьбе своих предков за свободу и независимость из сочинения молодого историка "Народно-освободительная борьба каракалпаков против хивинских ханов в XIX веке", которое он опубликовал, став кандидатом исторических наук. Поднялся во весь рост на страницах научной печати национальный герой Ерназар Алагоз (на обложке книги он изображен в середине). Сплотив вокруг себя биев - предводителей 60 родов, он стал идеологом и руководителем народно-освободительного восстания 1855-1856 гг. Каракалпаки проживали и проживают по левобережью и правобережью Амударьи и входят в разные родо-племенные группировки. Сплотил - это значит добился совместных действий арыса (букв. оглобля) конырат и арыса он торт уру (четырнадцать родов). Коныратов возглавил Ерназар Алагоз, во главе он торт уру встал Ерназар из племени кенегес. К восставшим примкнули туркмены, казахи и узбеки северной части Хорезма. Пламя восстания охватило весь Хорезмский оазис.

Лидеры народно-освободительного восстания имели осознанную цель - избавиться от деспотизма ханов Хивы и создать независимое государство каракалпаков. Был избран правитель - хан Зарлык. Государственное образование под его началом просуществовало 8 месяцев. Однако измена некоторых феодальных вождей подкосила позиции восставших. Восстание было жестоко подавлено.

Неудовлетворенность народных масс и родовых вождей поражением восстания под предводительством Ерназара Алагоза и продолжающийся жестокий гнет со стороны администрации хивинского хана вызвали новую волну брожения. В 1858-1859 гг. разгорается новое восстание, которое возглавили Мухаммед-Фена, потомок династии кунградских суфи, имевших ранее власть в границах Кунградского владения, и вождь туркмен-йомудов Атамурад-хан. На съезде родовых старшин и батыров в Кунграде Мухаммед-Фена был избран ханом.

Мухаммед-Фена от имени восставших рассылал письма казахам Сырдарьи, туркменским родовым вождям, наладил связь с колониальной администрацией России, располагавшейся в Оренбурге. Нет нужды доказывать, что мусульманское население низовьев Амударьи (каракалпаки, туркмены, казахи, узбеки) питало какую-то любовь к русским царям. Эксплуатируемые мечтали вырваться из оков деспотического правления, из нескольких зол они выбирали наименьшее. Весьма красноречиво выглядит эпизод появления в июне 1859 г. в районе восстания парохода "Перовск" с двумя баржами на буксире и командой солдат во главе с начальником Амударьинской флотилии капитаном А.И.Бутаковым. Пароход плыл по одному из рукавов Амударьи и спустился к Кунграду. Орудийные залпы корабля рассеяли десятитысячное войско хана Сейид-Мухаммеда.

Вооруженное выступление населения низовьев Амударьи против деспотизма хивинского хана и жестокой эксплуатации было подавлено. Однако правитель Хивы Сейид-Мухаммед вынужден был признать право каракалпаков на определенную самостоятельность. Вместо прежней системы прямого подчинения каракалпакских биев непосредственно хану (а их было около 90), он ввел самоуправление. Теперь каждый рядовой вождь (бий) подчинялся вышестоящему по должности аталыку (были установлены 4 таких должности). Аталыки подчинялись беглер-беги (их было 2: один правил арысом конырат, другой - арысом он торт уру), а над ними был только один Ага-бий. Без ведома Ага-бия ни один чиновник канцелярии Хивинского ханства не имел права докладывать властителю о делах, связанных с каракалпаками. Таким образом, Ага-бий стал полуханом, а территория низовьев Амударьи обрела в некотором роде форму самостоятельности.

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Сильно искажена правда о вхождении каракалпаков в подданство Хивы. Стоит поговорить об этом.

 

Инициатива принятия хивинского подданства шла от молодого Айдос бия (Колдаулы-Конрат), который объединил сырдарьинских каракалпаков с амударьинскими, наотрез отказался от инициативы старика Маман бия (Ябы-Кыпчак) по откочевке в русские владения. Эта долгая и непримиримая ссора, а порой кровопролитие между двумя главными каракалпаками того времени, Айдосом и Маманом в исторических летописях не отражены. А откуда им быть, когда решалась судьба народа - быть или не быть. С одной стороны казахские ханы, с другой Хива, Бухара наступали на пятки, лишившимся своих ханов каракалпакским племенам, в ту пору ссорившимся еще и между собой. В конце-концов победила молодость.

Деятельность Айдос бия. Первым делом он наладил отношение с хивинским ханом, заручился его одобрением, что его народ будет жить в спокойствии и достатке, покорил словом и мечом каракалпакские племена низовьев Амударьи, ранее не признававших подданство хивинского хана (в хивинских летописях деяния Айдоса приписаны хивинскому хану). После смены ханов, в связи со смертью прежнего хана, продолжал реализовывать свои планы, приступив к покорению каракалпаков дельты Сырдарьи. Он проделал большую работу, с точки зрения потомков неоднозначную. Лично я считаю его героем каракалпакского народа не от того, что он мой прямой предок, а от того что он твердо последовал своим принципам. Его идеалом было будущее каракалпакского народа в той среде, где веками жили его предки. Главное есть результат, как народ мы сохранились. Он не пожалел даже свою голову, когда увидел, что все его старания пошли коту под хвост. Он не неблагодарный ставленник Хивы, как о нем отзывались сам хан и все хивинцы, который "перегрелся" под крылом хана. Интересен даже тот факт отражаемый в летописях, якобы Айдоса казнили в Хиве. Айдоса никак не могли казнить в Хиве, так как, он был обезглавлен еще в лагере хивинских войск, куда он был приглашен обманом. "Доблестные воины хана" привезли хану только голову Айдоса.

 

В 1810 г. кунгратский правитель Тюря-Мурад-суфи попытался вернуть утраченную власть над каракалпаками. С большим войском он осадил Ак-якыш, укрепленный город, построенный хивинцами на территории каракалпаков. Здесь засел купленный ханскими милостями ипреданный хивинскому правительству каракалпакский бий Айдост. Благодаря удачному маневру в тылу у осаждающих, Айдост нанес им сильное поражение, но значительная часть каракалпаков, кочевавшая близ укрепленного каракалпакского городка Шоркуля, примкнула к Тюря-Мурад-суфи. 

 

Хивинское иго тяжело ложилось на трудящиеся массы каракалпаков. Каракалпаки, по отзыву русских путешественников в сороковых-шестидесятых годах XIX в., „более других подвластных ханству племен отягощены налогами, которые совершенно разоряли их. Эти несчастные, изнуренные трудом и недостатками, угнетенные чиновниками хивинских ханов, едва прикрытые лохмотьями своей ветхой одежды, представляли живую картину нищеты. Кибитки, покрытые клочками оборванной кошмы, почерневшей от продолжительной службы, едва ли могли служить им убежищем от зноя и стужи". „Эта бедность происходит большею частью от притеснения хивинских приставов, не щадивших каракалпаков*'. „Каракалпаки—-самый несчастный народ в Хиве,—читаем в одной журнальной статье 1859 г.,—благодаря возмутительному насилию, с каким хивинское правительство угнетает этих несчастных тружеников".

Восстания каракалпаков. Жестокая эксплоатация со стороны правящих классов Хивы объясняет частые восстания „неблагодарных", по выражению официальных хивинских историографов, каракалпаков. В 1827—1828 гг. сильное восстание вспыхнуло в районе Ак-якыша. Восстали, по выражению официальных историографов,

„беспутные бродяги"; под этим презрительным названием подразумевалась беднота. Хивинский чиновник, собиравший зякат, должен был бежать. Полной неожиданностью для хивинского правительства было то, что во главе восставших встал Айдост-бий. Этот видный представитель каракалпакской знати, казалось, был совершенно подкуплен правительственными милостями, пользовался полным доверием хивинских ханов и не раз оказывал им большие услуги. Источники не поясняют, чем был вызван такой резкий поворот. Вероятно, усилившись благодаря покровительству хивинского правительства, Айдост хотел освободиться от опеки, которая над ним тяготела, и воспользовался начавшимся движением, чтобы добиться полной независимости. Таким образом, он „стал на путь мятежа, предался сотням незрелых фантазий" и „поднял знамя восстания". Хан Аллакули послал против восставших сильное войско. Со своей стороны, Айдост собрал на берегу Аральского моря примкнувших к восстанию старшин и разослал по окрестным каракалпакским аулам гонцов с призывом итти к нему на помощь с семьями, скотом и имуществом, так как „из капель образуется море, из зерен большие овины". Собравшиеся вокруг Айдост-бия каракалпаки стали готовиться к битве, окопались рвами и огородились арбами. Однако при попытке взять крепость Кунграт, в которой стоял хивинский гарнизон, Айдост потерпел неудачу. После этого он со своим народом стал отходить в сторону Коканда, но был настигнут хивинским войском. На предложение сложить оружие Айдост ответил отказом и засел в укрепленном лагере. Хивинцы пошли на приступ, ворвались в лагерь, перебили многих его защитников и захватили в плен самого Айдост-бия, который был доставлен в Хиву и там казнен. Хан осыпал наградами тех старшин, которые не примкнули к восстанию.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Есть ли данные о том когда верхние и нижние каракалпаки воссоединились и воссоединялись ли они вообще?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

После монографии Камалова выходили ли монографии затрагивающие вопросы истории каракалпаков 17-18 веков?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Выходили ли какие-нибудь новые каракалпакские шежире после монографии и данных Жданко.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Есть ли данные о том когда верхние и нижние каракалпаки воссоединились и воссоединялись ли они вообще?

 

К Нижним каракалпакам перебрался только Нуртай батыр со своим окружением, но он из бухарских каракалпаков, который возможно отделился от Верхних в период ликвидации Джунгарии. Остальные примкнули казахам, кокандцам, бухарцам, а еще говорят есть и среди алтайцев. Можно считать, что воссоединения не было и вовсе.

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Выходили ли какие-нибудь новые каракалпакские шежире после монографии и данных Жданко.

 

Есть шешире каракалпаков на 16 странице настоящей темы (сбщ № 317).

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Есть ли данные о том когда верхние и нижние каракалпаки воссоединились и воссоединялись ли они вообще?

 

К Нижним каракалпакам перебрался только Нуртай батыр со своим окружением, но он из бухарских каракалпаков, который возможно отделился от Верхних в период ликвидации Джунгарии. Остальные примкнули казахам, кокандцам, бухарцам, а еще говорят есть и среди алтайцев. Можно считать, что воссоединения не было и вовсе.

 

Рахмет.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Выходили ли какие-нибудь новые каракалпакские шежире после монографии и данных Жданко.

 

Есть шешире каракалпаков на 16 странице настоящей темы (сбщ № 317).

 

Рахмет, кажется это шежире из книги Жданко.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Есть ли данные о том когда верхние и нижние каракалпаки воссоединились и воссоединялись ли они вообще?

 

К Нижним каракалпакам перебрался только Нуртай батыр со своим окружением, но он из бухарских каракалпаков, который возможно отделился от Верхних в период ликвидации Джунгарии. Остальные примкнули казахам, кокандцам, бухарцам, а еще говорят есть и среди алтайцев. Можно считать, что воссоединения не было и вовсе.

 

Нуртай из какого рода был?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

На сколько аральские узбеки вошли в состав каракалпаков. Кажется емнип Жданко писало, что племя нукуз вошло в кенегесов. Есть ли еще примеры?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

 

Есть ли данные о том когда верхние и нижние каракалпаки воссоединились и воссоединялись ли они вообще?

 

К Нижним каракалпакам перебрался только Нуртай батыр со своим окружением, но он из бухарских каракалпаков, который возможно отделился от Верхних в период ликвидации Джунгарии. Остальные примкнули казахам, кокандцам, бухарцам, а еще говорят есть и среди алтайцев. Можно считать, что воссоединения не было и вовсе.

 

Нуртай из какого рода был?

 

 
По историческим данным, а также ссылаясь на поэму "Родословная" Бердаха выходит, что он из рода Костамгалы (Арыс конрат, отделение Шуллук). Тут маленькая цитата о нем, отрывок из "Вестника Челябинского Гос. университета" посвященного поэме Бердаха "Шежире" (родословная), относительно жанадарьинского периода каракалпаков:
Несмотря на разорение, каракалпаки не сразу оставили Жанадарью и Туркестан. Из обжитых мест первыми ушли жауынгыры. Представители племен Шуллик и Хытай во главе с Косназаром и Нуртаем смогли надежно охранять свою родную землю от неприятелей. Но уход жауынгыров ослабил их, и они были вынуждены переселиться. По мнению поэта, отсутствие согласия между племенами не дало возможности многим народным героям вести борьбу с врагом.
Горюя о том,
Что оставил Косназара,
Неделю пролежав дома,
Скончался Нуртай батыр.
.
С горечью повествует Бердах о смерти Нуртая, оставившего после себя хорошее имя и память как об исторической личности каракалпакского народа в XVIII веке, проявившего патриотические качества. С глубоким удовлетворением отмечает Бердах, что предки и родственники Нуртая батыра были также великими личностями своего народа, приводит их имена. То, что они были историческими личностями, подтверждается информацией о родословной племен, записанных со слов народа. Например, по информации историка О. Юсупова, племенной группе из рода Бийкараган название Жангелди костамгалы дано неслучайно. Их предками является Жангельди батыр, от них рождаются Айдар баба, Нуртай баба, Арзы аталык, Раметулла. Все они были мужественными людьми, занимали ответственные должности, защищали интересы народа. По информации известных ученых – археолога Г. Хожаниязова и историка И. Юсупова – правнук Нуртай батыра, Арзы бий аталык (XIX век), является известным аксакалом, выходцем из племени каракалпаков костамгалы. Один из его двух сыновей Раметулла, как говорится в поэме «Шежире» Бердаха, занимал должность волостного. 
Таким образом, правдивость вышеуказанных сведений о Нуртай батыре подтверждают исторические источники, согласно которым ему, умершему в 1810 году от полученных ран на войне, в Сырлы таме установлен мавзолей. 
В годы его правления от караванов, проходивших через «Нуртай калу», изымались налоги.
 
По архивным данным, Нуртай батыр не был коренным жителем среди Жанадарьинских каракалпаков, он является известным представителем группы бухарских каракалпаков. В своем письме от 25 марта 1786 года князю Г.А.Потемкину Амир Мухаммед-Бедиев пишет, что выходец из Бухары по имени Нуртай батыр построил у берегов Куандарьи город и не пропускает через него без разрешения караваны, изымает налоги.

 

 
  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

На сколько аральские узбеки вошли в состав каракалпаков. Кажется емнип Жданко писало, что племя нукуз вошло в кенегесов. Есть ли еще примеры?

 

Термин аральские узбеки сам по себе появился во времена Абулгази в 17 веке, когда тот провел некоторую реформу среди населения Хорезмского оазиса. Сам факт, что население низовьев Амударьи не подчинялось хивинскому ханству, а также в последующем их вливание в состав каракалпаков-пришельцев из Сырдарьи, после чего они уже узбеками не упоминаются, идентичность их родоплеменного состава к составу пришлых каракалпаков, непримиримая борьба против Хивы, легкая победа Айдоса по покорению этого населения (о чем я писал ранее) и еще много других примеров ставит фактическое существование аральских узбеков под сомнение. Татищев также прибавил много вопросов относительно аральских узбеков, аральских народов и аральцев, всех он собрал в один пункт. Лично мы считаем, что "аральские узбеки" не столько этноним, а понятие вровень как "татары" Золотой орды.

Нукуз (Нөкис по КК) род в составе Кенегесов. Считается, что Кенегесы выделились от Мангытов, об этом есть кажется и в исследованиях Жданко. Нукуз также есть среди ногайцев, и если каракалпаки и ногайцы когда-то именовались карамангытами, то возможно Нукуз перешел в состав Кенегесов при отделении их от Мангытов.

Как ранее отмечал, в период очередного разделения каракалпакского народа в последней четверти 19 века, многие племена разошлись, но нашли место в среде своих каракалпакских племен. Поэтому многие племена повторяются и в Арысе Конрат, и в Арысе Онторт уру.

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Я так понимаю ферганские каракалпаки не сохранились.

 

Ферганские каракалпаки все еще есть, но точная численность одному Аллаху известно. Они в большей степени утратили свое каракалпакское самосознание, чем их бухарские сородичи. Факт в том, что на территории РУз (кроме самой ККР разумеется) каракалпаки все еще сохраняются, что нельзя сказать такое о каракалпаках, оставшихся в составе казахских жузов. В течение 3-х столетий, они полностью поглощены местным населением.   

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Камал, спасибо за ответы.

 

История каракалпаков относительно 17-18 вв по словам, так сказать, опальных историков фактически изучены. Вопрос в том, когда и где их труды увидят свет. История народов стала уж очень больной темой, особенно история каракалпаков.

По мере возможности буду рад общаться по интересующим Вас вопросам.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Камал, спасибо за ответы.

 

История каракалпаков относительно 17-18 вв по словам, так сказать, опальных историков фактически изучены. Вопрос в том, когда и где их труды увидят свет. История народов стала уж очень больной темой, особенно история каракалпаков.

 

По моему все таки везде история каракалпаков изучено поверхностно. Например:  Роже Порталь в книге Россия и башкиры. История взаимоотношений (1662-1798 гг.) так мало написал информации про каракалпаков (Глава II. Эпоха перманентных восстаний (1704-1730 гг.)):

 

Совместные восстания башкир и каракалпаков против Российской империи в XVIII веке Башкирских повстанцев возглавили два батыра, по имени которых это движение и получило название – «восстание Алдара и Кусюма». Время для него было выбрано удачно, поскольку русское правительство в то время не могло принять такие же меры против бунтовщиков, как в 1662 и 1664 гг. Поэтому волнения продолжались вплоть до 1729 г. Прежде всего, башкиры вновь обратились к мусульманским народам с призывом к совместным действиям, о чем позже сообщал один из предводителей восстания 1735 г. Кильмяк, взятый в плен в 1737 г. На допросе 23 марта 1737 г. Кильмяк заявил, что в молодости, накануне восстания 1705 г., его послали в Крым, чтобы просить у татарского правителя дать башкирам хана. Это была новая форма «отказа» от власти русского царя. Миссия Кильмяка не увенчалась успехом. Однако башкиры сумели договориться со своими соседями-каракалпаками, кочевавшими к юго-востоку от среднего течения Яика. Откликнувшись на призыв башкир, они выступили против русского правительства. [В 1720 году] в Уфу был направлен с царской грамотой полковник, граф Иван Головкин. Грамота напоминала о событиях пятнадцатилетней давности – восстании башкир, мордвы, черемисов Уфимского и других уездов, убийствах и поджогах, в которых башкиры участвовали наряду с каракалпаками.

 

 http://kraeved.opck.org/biblioteka/bashkortostan/rossia_i_bashkiri/rossia_i_bashkiri.pdf

 

А так же я думаю что у иностранные исследователи мало информированы по историй каракалпакского народа! 

 

Неопубликованная рукопись 1949 г. из архива Института славяноведения в Париже. Перевод с французского кандидата филологических наук Лилии Сахибгареевой:

 

ec6ad1d2a833.jpg f4dc5be66e68.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

К концу 18 века каракалпаки вовсе выпали из политической арены как самостоятельное ханство и для народа наступил момент истины, биться за выживание. В этой связи каракалпаки с этого момента для историков никакого интереса не представляли. Говорят, англичане и вовсе удивились, когда в начале 20 века на карте Евразии появилась Каракалпакская Автономия, так как, были уверены, что каракалпаки как и джунгары полностью исчезли.

Незнаю, было ли так необходимо для каракалпаков участвовать в башкирских восстаниях, но ханы решили так, воспользоваться любым брожением башкир с целью во чтобы то ни было вернуть Сибирь. Кучумовичи считали бывшие сибирские владения своими.

После подавления Алдар-Кусуюмовского восстания (1705-1711 гг), башкиры получили кое-какие льготы, а русские казнили только каракалпака Мурат султана (предводителя восстания), дав понять башкирам, что инцидент исчерпан. Казнь Мурат султана привела к более напрасным действиям каракалпакских ханов отомстить за него и гибели войск. Последовавшее после этих событий нападение джунгар в 1723 году и вовсе расчленило каракалпаков. А нападение казахов на сохранивших свою самостоятельность Нижних каракалпаков в 1743 году, вконец привело к ликвидации каракалпакского ханства как такового. Таким образом, цепочка событий 18 века вынудила каракалпаков уйти из арены политического бытия. 

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Чуть раньше я рассказывал о Джунайдхане, его бандформирование в годы гражданской войны действовало на территории Каракалпакстана и было самым крупным бандформированием, действовавшим в Средней Азии. Отдельные группы банды занимались подстрекательством и подрывной деятельностью вплоть до начала Второй мировой войны, то есть, до конца 30-х гг.

Хочу заметить, что прототип красноармейца Сухова действительно боролся с басмачами Джунайдхана. Красноармеец Сухов известен всем по знаменитому фильму "Белое солнце пустыни", но сам фильм снят не на территории ККР.

 

http://www.goslyudi.ru/blog/mmatveev/7217/

 

А теперь снова про Сухова. Пришедший ко мне мужчина оказался...зятем красноармейца Сухова! То есть прототипа героя. Конечно, образ написанный Ежовым может быть собирательным. Тему эту я специально не изучал. Ежова сейчас уже нет в живых, но известно, что на сценарий "Белого солнца" его натолкнул рассказ одного участника гражданской войны.Мой собеседник утверждает- что его тестя. По его словам- настоящее имя Сухова- Александр Андреевич Сорокин, 1901 года рождения. Родился он в Бугуруслане Самарской губернии. В 20-е годы в составе Каракалпакского отряда ОГПУ боролся с басмачами. Награжден орденом Красного знамени. Его "Екатерину Матвеевну" звали на самом деле Натальей Спиридоновной. В годы войны жил в Куйбышеве, неоднократно снова командировался в Среднюю Азию, где в итоге и поселился, т.к. жене по здоровью нужен был сухой климат. Умер в 80-е годы в Ташкенте, там и похоронен.

 

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Чуть раньше я рассказывал о Джунайдхане, его бандформирование в годы гражданской войны действовало на территории Каракалпакстана и было самым крупным бандформированием, действовавшим в Средней Азии. Отдельные группы банды занимались подстрекательством и подрывной деятельностью вплоть до начала Второй мировой войны, то есть, до конца 30-х гг.

Хочу заметить, что прототип красноармейца Сухова действительно боролся с басмачами Джунайдхана. Красноармеец Сухов известен всем по знаменитому фильму "Белое солнце пустыни", но сам фильм снят не на территории ККР.

 

http://www.goslyudi.ru/blog/mmatveev/7217/

 

А теперь снова про Сухова. Пришедший ко мне мужчина оказался...зятем красноармейца Сухова! То есть прототипа героя. Конечно, образ написанный Ежовым может быть собирательным. Тему эту я специально не изучал. Ежова сейчас уже нет в живых, но известно, что на сценарий "Белого солнца" его натолкнул рассказ одного участника гражданской войны.Мой собеседник утверждает- что его тестя. По его словам- настоящее имя Сухова- Александр Андреевич Сорокин, 1901 года рождения. Родился он в Бугуруслане Самарской губернии. В 20-е годы в составе Каракалпакского отряда ОГПУ боролся с басмачами. Награжден орденом Красного знамени. Его "Екатерину Матвеевну" звали на самом деле Натальей Спиридоновной. В годы войны жил в Куйбышеве, неоднократно снова командировался в Среднюю Азию, где в итоге и поселился, т.к. жене по здоровью нужен был сухой климат. Умер в 80-е годы в Ташкенте, там и похоронен.

 

 

 

В Каракалпакстане ест посёлок городского типа Канлыкуль и он административный центр Канлыкульского района:

 

 

Канлыкульский район (узб. Qanlikoʻl tumani, Қанликўл туманикаракалп. Qanʻlıkuʻl rayonı, Қаңлыкүл районы) — административная единица в составе КаракалпакстанаУзбекистан. Административный центр пгт Канлыкуль.

По состоянию на 1 января 2011 года в состав района входят[1]:

  • городской посёлок
  1. Канлыкуль
  • Сельские сходы граждан
  1. Арзымбет Кум
  2. Бескопыр
  3. Бостон
  4. Жана Кала
  5. Канлыкуль
  6. Косжап
  7. Наурыз

Канлыкульский район был образован в 1970 году как Ленинабадский район. В 1990-е был переименован в Канлыкульский район[2].

300px-Location_of_Qanliko%E2%80%99l_Dist

Канлыкульский район находится между Кунграским, Ходжейлинским, Шуманайским и Нукускими районами.

История местности Канлыкуль связано именно с Джунаид-ханом, так как 1920 годы между Бескопыром и Жана Калой было крупная столкновение каракалпакскими борцами (народный ополчение) против басмачей с бандформированием Джунаид-хана. Было резня между басмачами и местными населением по рассказам старожилов в этом резне некто не остались в живых! Только с помощи красноармейцев и Нукусских старожилов (уральские казаки) было достигнута полная победа над басмачами! И по этому местность который было резня в народе стало называться "Канлыкуль", т.е. место где пролита кров невинных как озеро! Насколько эти историй близка к истине я не знаю, но история Туркменкырылгана и Канлыкулья требует профессионального исследование!

 

В сентябре 1920 года Джунаид-хан, собрав отряд численностью более 1 тысячи человек, вторгается на территорию Хорезмской Народной Советской Республики. быстро захватив Кунград и осадив Нукус. В ноябре 1921 года Джунаид-хан заключает с правительством Хорезмской НСР «согласительный договор единения». Уже в апреле 1922 года он вновь начинает войну, захватив город Порсу. Но уже вскоре среди басмачей Джунаид-хана начинается брожение. 15 мая часть воинов Мухаммеда—Курбана начинают переговоры со штабом 3-го пограничного полка, а 16 мая 150 басмачей сдаются советским властям в урочище Карасач. После этого от первоначальной тысячи у Джунаид-хана осталось всего 120 всадников. Мухаммеду—Курбану приходится бежать в Персию.

В декабре 1923 года Джунаид-хан вновь вторгается на территорию Хорезмской Народной Советской республики. В январе его отряд один за одним захватывает города Ташауз, Мангит, Шават, Газават, Ханки и Хазарасп, после чего начинают осаду Хивы и Новоургенча. Потерпев поражение в апреле Джунаид-хан возвращается в Персию.

 

 

 

Каракалпаки войны. Отряд выступивший на борьбу с басмачами. Начало 20-х.

 

gallery_8583_5_39100.jpg

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Джунайдхана в годы Гражданской войны снабжали англичане и другие европейские государства. Вот тогда-то наверное, англичане и познакомились с живыми каракалпаками, считавшимися давно исчезнувшими.

То, что басмачи принесли много горя и так понятно, но их ликвидация шла долго. Другие народы давно забыли о Гражданской, а каракалпаки все еще боролись. Часто вспыхивали восстания, тормозившие процесс вхождения в колею социалистического развития. Брат шел против брата, отец против сына и т.д. Мои предки в основном были из состоятельных людей, одни были на стороне басмачей (фактически руководили ими), другие против них. 

Вот еще один момент, оставшийся за кадром, в период полномасштабного наступления Советов вперед к Коммунизму.

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

в ферганской долине (до24 года)существовала даже т.н. "каракалпакская степь" где именно, кто знает?

 

Она и сейчас существует. 

 

http://slovari.yandex.ru/~%D0%BA%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%B8/%D0%91%D0%A1%D0%AD/%D0%9A%D0%B0%D1%80%D0%B0%D0%BA%D0%B0%D0%BB%D0%BF%D0%B0%D0%BA%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F%20%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%BF%D1%8C/

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти



×
×
  • Создать...