Перейти к содержанию
Гость Rasul

Каракалпаки

Рекомендуемые сообщения

Каракалпаков и казахов Младшего жуза, до появления самого Младшего жуза связывало многое. Поэтому не исключено, если у казахов есть род араншын, то они могут быть соплеменниками каракалпакских араншы. Кроме того есть и другие одноименные племена, входящие в Жетиру и в другие родоплеменные группы казахов и шежире каракалпаков.

 

Что касается Кенегесов, куда входит араншы, по данным некоторых исследований, а также по народным преданиям, они отделены от Мангытов и нынче составляют два отдельных племени в составе Арыс Онторт уру, при этом уран у обоих "Шаули-Шаукай". Но тамга у Кенегесов "Крест" по форме "Х", а у Мангытов "Меч".

извиняюсь за ошибку в слове араншы я случайно добавил букву "н". имеющейся в  днк  базе данных  кенегеы   относятся гаплогруппе С3 старкластер также наши араншы С3 старкластер но только они не из  Младшего жуза а из рода шанышыкылы-бектау-араншы. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Каракалпаков и казахов Младшего жуза, до появления самого Младшего жуза связывало многое. Поэтому не исключено, если у казахов есть род араншын, то они могут быть соплеменниками каракалпакских араншы. Кроме того есть и другие одноименные племена, входящие в Жетиру и в другие родоплеменные группы казахов и шежире каракалпаков.

 

Что касается Кенегесов, куда входит араншы, по данным некоторых исследований, а также по народным преданиям, они отделены от Мангытов и нынче составляют два отдельных племени в составе Арыс Онторт уру, при этом уран у обоих "Шаули-Шаукай". Но тамга у Кенегесов "Крест" по форме "Х", а у Мангытов "Меч".

извиняюсь за ошибку в слове араншы я случайно добавил букву "н". имеющейся в  днк  базе данных  кенегеы   относятся гаплогруппе С3 старкластер также наши араншы С3 старкластер но только они не из  Младшего жуза а из рода шанышыкылы-бектау-араншы. 

 

 

А это точно Араншы? В источниках по Тынышпаеву указаны как Арапшы.

Если это даже опечатка, то в Шанышкылы еще входит род Каракалпак. Кроме того, многие каракалпакские племена во второй половине 18 века, после ликвидации Джунгарии, сместились к территориям Старшего жуза.

 

Я имел ввиду, что каракалпаков и казахов МЖ связывает совместное сосуществование в период Ногайской Орды и последующие исторические события, когда каракалпаки и некоторые казахские племена составляли одно государственное образование под управлением Кучумовичей. Поэтому в МЖ могут быть больше одноименных соплеменников, ежели в других Жузах.

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

 

Каракалпаков и казахов Младшего жуза, до появления самого Младшего жуза связывало многое. Поэтому не исключено, если у казахов есть род араншын, то они могут быть соплеменниками каракалпакских араншы. Кроме того есть и другие одноименные племена, входящие в Жетиру и в другие родоплеменные группы казахов и шежире каракалпаков.

 

Что касается Кенегесов, куда входит араншы, по данным некоторых исследований, а также по народным преданиям, они отделены от Мангытов и нынче составляют два отдельных племени в составе Арыс Онторт уру, при этом уран у обоих "Шаули-Шаукай". Но тамга у Кенегесов "Крест" по форме "Х", а у Мангытов "Меч".

извиняюсь за ошибку в слове араншы я случайно добавил букву "н". имеющейся в  днк  базе данных  кенегеы   относятся гаплогруппе С3 старкластер также наши араншы С3 старкластер но только они не из  Младшего жуза а из рода шанышыкылы-бектау-араншы. 

 

 

А это точно Араншы? В источниках по Тынышпаеву указаны как Арапшы.

Если это даже опечатка, то в Шанышкылы еще входит род Каракалпак. Кроме того, многие каракалпакские племена во второй половине 18 века, после ликвидации Джунгарии, сместились к территориям Старшего жуза.

 

Я имел ввиду, что каракалпаков и казахов МЖ связывает совместное сосуществование в период Ногайской Орды и последующие исторические события, когда каракалпаки и некоторые казахские племена составляли одно государственное образование под управлением Кучумовичей. Поэтому в МЖ могут быть больше одноименных соплеменников, ежели в других Жузах.

 

это точно Араншы и еще есть каракалпак, мангыт, кият , тас(таз), тогызак, ханкелды они все под рода шанышыкылы. подскажите как можно загрузить картинку хочу шежере вам показать может быть вы знакомые рода увидите.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Елимказ, я смотрел шежире Шанышкылы, поэтому спрашивал. У них есть множество племен, которые есть у каракалпаков. Некоторые каракалпакские племена были ближе Аблай хану, к тому же совместный сын Аблая от его жены-каракалпачки, правил каракалпакскими племенами, в дальнейшем вошедших в Старший жуз. Еще есть Бирманаки, Сырманаки (Жалаиры), которые еще ранее (в 40-х гг 18 века) вошли Старшему жузу.

Бектау у нас входит в племя Кытай (Арыс Онторт уру). Тогызак входит в Кият (Арыс Конрат, отд. Шуллук), Ханкелди входит в Теристамгалы (Арыс Конрат, отд. Жауынгыр). Тазжанлык (Таз) входит в племя Мангыт (Арыс Онторт уру). 

Думаю, что все это последствия "Актабан шубырынды". Или когда-то, на рубеже 17-18 веков составляли Кураминцев, подчиненных Мангыту Мухаммед бию. Он был одним из шести бийев при Тауке хане. 

 

Меня интересуют Кияты, они у каракалпаков составляют большое подразделение. А как подразделяются Шанышклинские Кияты? Они отдельно стоят как подрод или еще имеют свои подразделения? У каракалпаков Кияты состоят из трех Уру: Уштамгалы, Тараклы, Балгалы кият и подразделяются на 16 мелких подразделений. Тогызак один из этих мелких подродов.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Елимказ, я смотрел шежире Шанышкылы, поэтому спрашивал. У них есть множество племен, которые есть у каракалпаков. Некоторые каракалпакские племена были ближе Аблай хану, к тому же совместный сын Аблая от его жены-каракалпачки, правил каракалпакскими племенами, в дальнейшем вошедших в Старший жуз. Еще есть Бирманаки, Сырманаки (Жалаиры), которые еще ранее (в 40-х гг 18 века) вошли Старшему жузу.

Бектау у нас входит в племя Кытай (Арыс Онторт уру). Тогызак входит в Кият (Арыс Конрат, отд. Шуллук), Ханкелди входит в Теристамгалы (Арыс Конрат, отд. Жауынгыр). Тазжанлык (Таз) входит в племя Мангыт (Арыс Онторт уру). 

Думаю, что все это последствия "Актабан шубырынды". Или когда-то, на рубеже 17-18 веков составляли Кураминцев, подчиненных Мангыту Мухаммед бию. Он был одним из шести бийев при Тауке хане. 

 

Меня интересуют Кияты, они у каракалпаков составляют большое подразделение. А как подразделяются Шанышклинские Кияты? Они отдельно стоят как подрод или еще имеют свои подразделения? У каракалпаков Кияты состоят из трех Уру: Уштамгалы, Тараклы, Балгалы кият и подразделяются на 16 мелких подразделений. Тогызак один из этих мелких подродов.

по версии Мекембай Омарулы кияты делятся на два. 1 - Айкошкар. 2 - Жанкошкар.  по версии Кермибая Буранбаева поколение Бектау  состоит из Балык и Корпык.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Версия Бердаха:

 

 

Я читал "Шежире" в юном возрасте, на многое не обращал внимания, мне эти строки не знакомы. Ув. Алп-Бамси, скиньте если есть электронный вариант этой поэмы. 

я не саму поэму читал, а статью про эту поэму

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Алим алты ата-Шекты,Торткара,Кете,Карасакал,Шомекей,Каракесек,Он еки ата бай улы-куда дели Шеркеш,правильно называть Таз,Ысык,но не как Таздар,если не знаете шежире родов не лезьте туда,вас просто засмеют или хуже прибьют

это вы мне?

если мне, то я просто привел источник.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

 

Версия Бердаха:

 

 

Я читал "Шежире" в юном возрасте, на многое не обращал внимания, мне эти строки не знакомы. Ув. Алп-Бамси, скиньте если есть электронный вариант этой поэмы. 

я не саму поэму читал, а статью про эту поэму

 

 

А ссылку на статью можете дать? Просто, интересно узнать, как такая версия появилась?!

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Елимказ, я смотрел шежире Шанышкылы, поэтому спрашивал. У них есть множество племен, которые есть у каракалпаков. Некоторые каракалпакские племена были ближе Аблай хану, к тому же совместный сын Аблая от его жены-каракалпачки, правил каракалпакскими племенами, в дальнейшем вошедших в Старший жуз. Еще есть Бирманаки, Сырманаки (Жалаиры), которые еще ранее (в 40-х гг 18 века) вошли Старшему жузу.

Бектау у нас входит в племя Кытай (Арыс Онторт уру). Тогызак входит в Кият (Арыс Конрат, отд. Шуллук), Ханкелди входит в Теристамгалы (Арыс Конрат, отд. Жауынгыр). Тазжанлык (Таз) входит в племя Мангыт (Арыс Онторт уру). 

Думаю, что все это последствия "Актабан шубырынды". Или когда-то, на рубеже 17-18 веков составляли Кураминцев, подчиненных Мангыту Мухаммед бию. Он был одним из шести бийев при Тауке хане. 

 

Меня интересуют Кияты, они у каракалпаков составляют большое подразделение. А как подразделяются Шанышклинские Кияты? Они отдельно стоят как подрод или еще имеют свои подразделения? У каракалпаков Кияты состоят из трех Уру: Уштамгалы, Тараклы, Балгалы кият и подразделяются на 16 мелких подразделений. Тогызак один из этих мелких подродов.

по версии Мекембай Омарулы кияты делятся на два. 1 - Айкошкар. 2 - Жанкошкар.  по версии Кермибая Буранбаева поколение Бектау  состоит из Балык и Корпык.

 

 

Это деление возможно произошло в более поздний период. У каракалпаков их нет.

Бектау последнее составляющее в уру Айтеке у Кытаев, то есть, Кытай - Айтеке (делится): - Бектау, Жадик, Ырсымбек, Оразымбет, Таниркул, Бектес, Бесли, Умбетай.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ногайская Орда в истории каракалпаков и приход каракалпаков на Сырдарью в XVI веке

 

 

Особое место в ногаеведении занимает каракалпакская проблема. Утвердилось мнение, что каракалпаки являются выходцами из Ногайской Орды; иногда уточняют: из Алтыульского улуса (см., например: Иванов 1935, с. 30; Сафаргалиев 1938, с. 163; Сафаргалиев 1949а, с. 54). Но никаких отчетливых следов истории этого народа до конца XVI в. не обнаружено.

М.Г. Сафаргалиев утверждал, что в 1626 г. каракалпаки принадлежали к числу алтыульских усусников. Однако, во-первых, каракалпаки до конца XVI в., проживая на Сырдарье и общаясь с узбеками, никем из современников не воспринимались как часть ногаев; во-вторых, самарский воевода Д.И.Пожарский в апреле 1614 г. перечислял Алтыулов и каракалпаков как самостоятельные владения: «Казачья… Орда и Кораколпаки, и Алтаулы меж себя ныне в совете… А с юргенским… с Арап ханом Казачья Орда, Кораколпаки и Алтаулы ныне в миру же» (АИ, т. 2, с. 421).

Поэтому при реконструкции ее [каракалпакского этноса] ранних этапов пока приходится опираться на фольклор, и первые этапы этнического развития каракалпаков остаются весьма дискуссионными. Неясна также связь каракалпаков с ногаями. Исследование осложняется еще и тем, что последние представляли собой этнический конгломерат* с не выясненным до конца составом. Характерно, что, появившиеся на исторической арене, каракалпаки никогда не отождествлялись у соседних народов с ногаями (Иванов 1935, с. 32, 41). Но появление на Сырдарье [XVI в.; см.: Жданко 1971, с. 165] уже сформировавшегося племенного объединения (этноса?) может привести к заключению о складывании общности каракалпаков в пределах Ногайской Орды (см., например: Толстова 1977, с. 143). Кроме того, остается неизученным вопрос об участии в их этногенезе близкородственных им и ногаям узбеков-мангытов, проживавших, в частности, в Бухарском ханстве (см.: Жданко, 1950, с. 124; История 1974, с 94).

… Эта эпоха [приход каракалпаков на Сырдарью] отражена Мухаммед-Яром б. Араб-Катаганом в сочиненнии «Мусаххир ал-билад» (Покорение стран) начала XVII в. Он пишет, что каракалпаки (в одном из списков обозначаемые как «большая группа людей из племени мангытов») овладели городами Ташкент, Сайрам, Ахсикент и Андижан; казахские войска были ими разгромлены в двенадцатидневной битве. Предводителем своим они выбрали некоего человека, имевшего сходство с одним из местных династов, Абд ал-Гаффаром. После победы он учредил столицу в Ташкенте. Мухамед-Яр пишет, что все это случилось после ханствования бухарских Абдуллы б. Ибрагима и Абд ал-Мумина б. Абдуллы и в начале правления в Бухаре Баки-Мухаммед б.Джана, т.е. в 1598 г. (Абдусеитова 1979а, с.7).

 

[*] Конгломерат (лат. conglomeratus — скученный, уплотнённый) — соединение чего-нибудь разнородного, беспорядочная смесь, ассорти. © Викисловарь

 

© В.В. Трепавлов
История Ногайской Орды
Москва, изд-во Восточная литература РАН, 2002 год

 

 

 

karakalpak.info_Trepavlov_01.jpg

karakalpak.info_Trepavlov_02.jpg

 

karakalpak.info_Trepavlov_03.jpg

 

karakalpak.info_Trepavlov_04.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Трепавлов уже десятки лет занимается изучением истории Ногайской орды, но все еще не разобрался с происхождением самих ногайцев. Решение этой задачи даст возможность понять историческую сущность каракалпаков, их деятельность в ногайский период. Но одно ясно, в период распада самой Орды, каракалпаки уже были сложившимся народом и уже не уступающим в своей силе соседним ханствам. А ведь это было только ядром каракалпакских племен, сплоченных одной идеей.

Остается вопрос, почему каракалпаки выгнаны ногайцами, если оба отождествлялись соседними народами под названием карамангыты, то есть, одним народом?! Может быть это результат смуты, происходившей в орде и приведшей к распаду? 

 

http://www.youtube.com/watch?v=ZaG9w0xDuKA

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

это точно Араншы и еще есть каракалпак, мангыт, кият , тас(таз), тогызак, ханкелды они все под рода шанышыкылы. подскажите как можно загрузить картинку хочу шежере вам показать может быть вы знакомые рода увидите.

 

Елеке устанавите radikal.ru или загружайте через http://radikal.cc/

Cервис позволяет легко и быстро публиковать ваши картинки на страницах любого интернет-форума, блога, чата, доске объявлений (необходимая подготовка изображения выполняется автоматически). Вам нужно только выбрать картинку на диске, нажать кнопку ЗАГРУЗИТЬ и затем скопировать готовую ссылку в свое сообщение. 

 

Основные преимущества:

- Не требует регистрации

- Срок хранения картинок неограничен

- Максимальный объем загружаемого файла до 10Мб

- Возможность загрузки изображений с помощью:

             - программы Радикал-Фото ShellExtension

             - Мобильной версии РАДИКАЛ – ФОТО

- Сервис полностью бесплатен

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Камал ага, я ищу историю каракалпакского Ишан калы и местности Туркменкырылган, т.е. историю начало ХХ в. до революционную война каракалпаков с туркменскими "басмачами". Вот из соц.сетей нашлось фото местности Ишан кала (каракалпакский). 5b5787ddc93a.jpg

 f9a39c5b0e50.jpg70f5d5785475.jpg76973ead94c7.jpgf6842ec38336.jpg

 fc5f15fa5e1c.jpg 04f6e13c2514.jpg

 ef7c07036124.jpg 9c14123f2129.jpg

Я по рассказам дедушки знаю что Ишан кала был последним рубежом каракалпакского ополчение против Яумыт басмачам, так как даже каракалпакская духовная элита вышли на "Кан сауашы" поле битвы держа в руках оружие и последний решающий "сауаш" битва было на севере и эта местность получил название "Туркмен кырылган" ( кырылган - резня или истребление). Но я не знаю этих местности, по-моему Ишан кала где то на Кегейлинском районе, а Туркменкырылган где то на Шахамане или на Караузякском районе?...

 

Ест ли у Вас информации на эту тему?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Да, каракалпакское духовенство часто выступало вместе с народом. Даже сам Айдос бий, суфист, глубоко верующий мусульманин, с оружием в руках поднял свой народ против произвола хивинского хана. Дед мой, тоже суфист, много рассказывал об этом. Но боюсь, что я многое пропускал мимо ушей, так как, был или прикидывался истинным приверженцем идеалов коммунизма. Были у меня такие грехи (детские шалости), за что глубоко каюсь. 

Я рос в Нукусе, а родственники из Муйнака, то есть из севера страны. Кегейли и Караузяк это центральные части ККР, в этих районах, а также в Чимбайском районе, я фактически провел свою юность (ездил со школой на прополку, на уборку хлопка), то есть, были веселые времена и никто не догадывался ознакомить нас с историей этих районов. Недоработка наших педагогов, которые запросто могли бы совместить одно с другим.

 

Придется восстанавливать все самостоятельно. Вот например, в частности об Ишанах:

 

http://lib7.com/narody-srednej-azii-i-kazahstana/1538-semejnyj-i-obschestvennyj-byt-karakalpakov-zdravoohranenie.html

Дореволюционный семейно-бытовой уклад и общественная жизнь каракалпаков отличались крайней отсталостью, устойчивостью древ­них традиций патриархально-родового быта, множеством косных обы­чаев, связанных с архаическими верованиями и представлениями; внутри­семейные отношения и домашняя жизнь были, кроме того, скованы дог­мами ислама в его наиболее реакционной оболочке суфизма, особенно распространенного в северных районах Кара-Калпакии.

Ишаны играли едва ли не более значительную роль в духовной жизни каракалпаков, чем ортодоксальное мусульманское духо­венство. О могуществе многих из них до сих пор свидетельствуют разва­лины обширных комплексов усадеб, медресе, мечетей, бывших некогда собственностью крупных ишанов. К таким «святым» местам прилегали кладбища, постоянно посещаемые родственниками похороненных здесь жителей, а вокруг располагались вакуфные земли, доход с которых шел в пользу ишанов. Особенной известностью в Кара-Калпакии пользо­вался живший в середине XIX в. Кара-Кум ишан, обосновавшийся на севере, в пустынной местности дельты Аму-Дарьи.

Ему наследовали пять сыновей-ишанов и их многочисленное потомство. Поместье этой ишанской династии представляло собой целый поселок с жилыми дома­ми, хозяйственными постройками, гостиницами для паломников, поме­щениями для работников и обслуживающего персонала, с мечетью и двумя медресе. Площадь вакуфов достигала 1000 га, а число батраков было более трехсот г.

Другим крупным центром ишанов была так называемая Ишан-кала, расположенная в центре Кара-Калпакии, близ Халкабада. Здесь также было обширное поместье с крепостью, обнесенной высокими глинобит­ными стенами. Богатые поместья духовных феодалов-ишанов стали в годы гражданской войны оплотом внутренних сил контрреволюции. На землях, являвшихся вакуфами Ишан-калы, после революции располо­жилось несколько колхозов.

Не мало было в Кара-Калпакии и других популярных «святых» местно­стей, например, крупные кладбища с мавзолеями Токмак-ата на Муйнакском полуострове, Султан-баба в горах Султан-Уиз-Даг, Шамун-наби и Мазлумхан-слу в Ходжейлинском районе. Прогрессивные на­родные поэты Кара-Калпакии в своих произведениях нередко упоминали о стяжательстве, продажности и жадности мулл и ишанов, о их невеже­стве и бессовестном обмане народа. Однако население находилось под сильным влиянием духовенства. Помимо ислама, мировоззрение народа было проникнуто множеством суеверий и остатков древних верований.

В культе мусульманских святых отражались остатки культа предков; сохранялась также вера в существование злых духов (жин), в злое жен­ское божество (албаслы), в мифических фей {пери) и т. д. С этими веро­ваниями тесно были связаны разнообразные обычаи и обряды, харак­терные для быта каракалпакской семьи. Лишь учитывая все бытовые черты прошлого, можно понять значение и глубину ломки старого семей­ного быта каракалпаков в условиях социалистического строительства и пути развития современной советской семьи.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Контрреволюционная деятельность Джунайдхана фактически происходила на каракалпакской территории от Муйнака до Турткуля, то есть, по всей территории каракалпаков. Он терпел поражения, потом собирал войска и вновь нападал и так множество раз. Обычно своим штабом он выбирал владения каракалпакских ишанов, где возможно была уничтожена очередная банда басмачей. Они отождествлялись туркменами, хотя среди них были и каракалпаки. Отсюда наверное и название Туркменкрылган.

 

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B6%D1%83%D0%BD%D0%B0%D0%B8%D0%B4-%D1%85%D0%B0%D0%BD

 

24 ноября Джунаид-хан, сумев собрать до 4000 всадников и 6000 так называемых «олджинцев» («трофейщиков»), осадил Петроалександровск. Осада продолжалась 11 дней. 3 декабря, отбив 7 атак, защитники города, получив помощь из Чарджуя (отряды из 180 рабочих-железнодорожников и 90 интернационалистов), перешли в контрнаступление. Войска Джунаид-хана отступили в сторону Шаббаза (ныне Беруни), потеряв во время осады и отступления только убитыми 1700 человек. В то же время хивинским отрядам при помощи казачьих сотен эсера В. П. Коноплёва, штабс-капитана царской армии, удалось захватить города Чимбай и Нукус Амударьинского отдела (ныне это города Каракалпакстана, автономии в составеУзбекистана). Совместными усилиями хивинцы и казаки смогли остановить наступление красных, но лишь на время. Недовольные неудачной войной Мухаммеда—Курбана начинают покидать туркменские курбаши, к тому же возвращается его враг Кош-Мамед-хан, возобновивший борьбу и заручившийся поддержкой красных. После этого Джунаид-хан решил прекратить войну. 4 апреля 1919 года после двухдневных переговоров в своей ставке в крепости Тахта (ныне Гёроглы) Мухаммед—Курбан подписал мирный договор, который в мае был ратифицирован хивинским ханом Саид-Абдуллой и ТурЦИК. Согласно договору стороны прекращали военные действия, а правительство Туркестана признавало независимость Хивы.

Несмотря на мирный договор Джунаид-хан не собирался прекращать войну с советским Туркестаном. В июне 1919 года он оказал военную помощь уральским казакам и каракалпакам, поднявшим антисоветское восстание в Амударьинском отделе. Атаман заирских казаков Фильчев, чья сотня при поддержке басмачей заняля всю северную часть Амударьинского отдела — Чимбай, Нукус, Заир, о-в Муйнак, создал правительство, которое тут же было признано Хивой. В сентябре 1919 года прямая связь Джунаид-хан устанавливает прямую связь с правительством Колчака

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Да, каракалпакское духовенство часто выступало вместе с народом. Даже сам Айдос бий, суфист, глубоко верующий мусульманин, с оружием в руках поднял свой народ против произвола хивинского хана. Дед мой, тоже суфист, много рассказывал об этом. Но боюсь, что я многое пропускал мимо ушей, так как, был или прикидывался истинным приверженцем идеалов коммунизма. Были у меня такие грехи (детские шалости), за что глубоко каюсь. 

Я рос в Нукусе, а родственники из Муйнака, то есть из севера страны. Кегейли и Караузяк это центральные части ККР, в этих районах, а также в Чимбайском районе, я фактически провел свою юность (ездил со школой на прополку, на уборку хлопка), то есть, были веселые времена и никто не догадывался ознакомить нас с историей этих районов. Недоработка наших педагогов, которые запросто могли бы совместить одно с другим.

 

Придется восстанавливать все самостоятельно. Вот например, в частности об Ишанах:

 

http://lib7.com/narody-srednej-azii-i-kazahstana/1538-semejnyj-i-obschestvennyj-byt-karakalpakov-zdravoohranenie.html

Дореволюционный семейно-бытовой уклад и общественная жизнь каракалпаков отличались крайней отсталостью, устойчивостью древ­них традиций патриархально-родового быта, множеством косных обы­чаев, связанных с архаическими верованиями и представлениями; внутри­семейные отношения и домашняя жизнь были, кроме того, скованы дог­мами ислама в его наиболее реакционной оболочке суфизма, особенно распространенного в северных районах Кара-Калпакии.

Ишаны играли едва ли не более значительную роль в духовной жизни каракалпаков, чем ортодоксальное мусульманское духо­венство. О могуществе многих из них до сих пор свидетельствуют разва­лины обширных комплексов усадеб, медресе, мечетей, бывших некогда собственностью крупных ишанов. К таким «святым» местам прилегали кладбища, постоянно посещаемые родственниками похороненных здесь жителей, а вокруг располагались вакуфные земли, доход с которых шел в пользу ишанов. Особенной известностью в Кара-Калпакии пользо­вался живший в середине XIX в. Кара-Кум ишан, обосновавшийся на севере, в пустынной местности дельты Аму-Дарьи.

Ему наследовали пять сыновей-ишанов и их многочисленное потомство. Поместье этой ишанской династии представляло собой целый поселок с жилыми дома­ми, хозяйственными постройками, гостиницами для паломников, поме­щениями для работников и обслуживающего персонала, с мечетью и двумя медресе. Площадь вакуфов достигала 1000 га, а число батраков было более трехсот г.

Другим крупным центром ишанов была так называемая Ишан-кала, расположенная в центре Кара-Калпакии, близ Халкабада. Здесь также было обширное поместье с крепостью, обнесенной высокими глинобит­ными стенами. Богатые поместья духовных феодалов-ишанов стали в годы гражданской войны оплотом внутренних сил контрреволюции. На землях, являвшихся вакуфами Ишан-калы, после революции располо­жилось несколько колхозов.

Не мало было в Кара-Калпакии и других популярных «святых» местно­стей, например, крупные кладбища с мавзолеями Токмак-ата на Муйнакском полуострове, Султан-баба в горах Султан-Уиз-Даг, Шамун-наби и Мазлумхан-слу в Ходжейлинском районе. Прогрессивные на­родные поэты Кара-Калпакии в своих произведениях нередко упоминали о стяжательстве, продажности и жадности мулл и ишанов, о их невеже­стве и бессовестном обмане народа. Однако население находилось под сильным влиянием духовенства. Помимо ислама, мировоззрение народа было проникнуто множеством суеверий и остатков древних верований.

В культе мусульманских святых отражались остатки культа предков; сохранялась также вера в существование злых духов (жин), в злое жен­ское божество (албаслы), в мифических фей {пери) и т. д. С этими веро­ваниями тесно были связаны разнообразные обычаи и обряды, харак­терные для быта каракалпакской семьи. Лишь учитывая все бытовые черты прошлого, можно понять значение и глубину ломки старого семей­ного быта каракалпаков в условиях социалистического строительства и пути развития современной советской семьи.

 

 

Каракум ишан основал новый каракалпакский институт духовенство не уступающий в равенстве к Бухарскими и Хивинским. Сам Бердах (Бердимурат Каргабай улы - великий каракалпакский классик 19 в.) в пожилом возрасте стал сопий самого Каракум ишана, т.е. он стал слушателем медресе Каракум ишана. Он в этот период написал:

 

Шарх китаптан турак аштым,

Физулидан сауат аштым.

 

Но по версиям коммунистического идеологий Каракум ишан тайный агент Британский разведки 19 в. :turkmen1:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Исследовалось, но как-то поверхностно, в стиле как красноармейцы и ополченцы, состоящие из русских, узбеков, казахов, туркмен героически сражались с басмачами. Особенно туркменскому народу предписывалась непримиримая борьба против своего соотечественника, чтоб как-то сбалансировать ситуацию, ведь жили в дружной Советской семье и нельзя было допустить какие-то косые взгляды в адрес какого-нибудь другого народа, короче коммунистическая идеология. Хотя все происходило на каракалпакской земле, где в основном пострадал каракалпакский народ, героями всегда были не каракалпаки, только отводились второстепенные роли, это я помню из школьной "Истории ККАССР". В борьбе против Джунайдхана, Аллаяр Досназаров фактически командовал кавалерийским полком, состоявшим в основном из каракалпаков, не говоря о других ополченцах-каракалпаках. Но его имя вообще не упоминается, так как, был репрессирован в 1935 году, а реабилитирован только в 90-е годы.

Пробелы надо подправлять самим каракалпакам. Когда нибудь это сделаем, будут у нас свои герои, которые на самом деле были. 

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

По рассказам деда в этом войне Йомутские басмачи действовали от имени Хивинского хан, я не помну что дед в этих рассказах упомянул имя Джунаида как курбаши или как хана и в этих рассказах я понял что тогда "красных" не было.

 

из рассказы деда:

 

Басмачи прорвали оборону правобережных каракалпаков в участке Крантау (ныне Нукусский р/н.) убив какого то (ими незапомнил) каракалпакского Мерген Батыра державший оборону левом береге Амударьи на Карабайлы - Бекжапском участке (Ходжейлинский бекство, ныне Ходжейлинский р/н.). Жители от Крантауа до Нукуса ополчились против басмачам в Халкабат базаре (ныне г. Халкабат) держав оборону в Ишан кале, В Ишан кале каракалпаки потерпели порожние и каракалпакская духовенство объявил "Кан сауаш" священная битва против туркменским басмачам. За короткое время в этом войне пало Нукус, Акмангыт, Ишан кала (Халкабат базар), Чимбай и Бозатау. 

Последний решающий битва была на самом северном участке каракалпакских владений в Шахамане и дали отпор басмачам в "кан сауаше" зарезав всех "душпа - басмачей". Басмачам не дали даже шанс попасть в плен и по этому каракалпаки стали называть местность Туркменкрылган. 

В этих битвах каракалпаки не ждали помощи не от кого. Русские и Хивынцы не вмешались и наблюдали эту резню. Хива и представители власти (?) даже не стали принимать иск от каракалпаков. А туркменские беки не пришли даже на чрезвычайный совет беков на слушание обвинение каракалпакских бийев, они игнорировали как будто нечего не было.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Полат, рассказ твоего деда может иметь отношение и к событиям второй половины 18 века, когда йомуты захватили власть в Хиве. Каракалпаки тогда выступили против йомутов в союзе с хивинцами. Также рассказ может иметь отношение и к дальнейшим событиям, когда каракалпаки восставали против Хивы. Тогда Хива использовала покоренных йомутов на борьбу против повстанцев. Тут стоит разобраться, когда жил Мерген батыр и следовательно уточнить время, когда все это происходило.

 

С вхождением каракалпаков в хиву, они стали полноправными подданными ханства. Но Хива всегда была обеспокоена с непокорными нравами каракалпаков, один Аллах знает что ожидать от них завтра. Поэтому, каракалпаки были под особым присмотром и возможно Хива искусственно, через йомутов и других туркменских племен, промышлявших разбоем, создавала какие-то "корректировки". Такое тоже часто происходило.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Полат, рассказ твоего деда может иметь отношение и к событиям второй половины 18 века, когда йомуты захватили власть в Хиве. Каракалпаки тогда выступили против йомутов в союзе с хивинцами. Также рассказ может иметь отношение и к дальнейшим событиям, когда каракалпаки восставали против Хивы. Тогда Хива использовала покоренных йомутов на борьбу против повстанцев. Тут стоит разобраться, когда жил Мерген батыр и следовательно уточнить время, когда все это происходило.

 

С вхождением каракалпаков в хиву, они стали полноправными подданными ханства. Но Хива всегда была обеспокоена с непокорными нравами каракалпаков, один Аллах знает что ожидать от них завтра. Поэтому, каракалпаки были под особым присмотром и возможно Хива искусственно, через йомутов и других туркменских племен, промышлявших разбоем, создавала какие-то "корректировки". Такое тоже часто происходило.

По-моему, история Ишан калы - это начало ХХ в.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 1873 году каракалпаки были разделены и к началу 20-го века существовало два субъекта с каракалпакским населением, левобережные и правобережные. На левом берегу оставались Ходжейли, Кунград, Муйнак, Мангыт и ряд других населенных пунктов, подвластных хивинскому ханству, а все правобережье вошло в состав России. 

Что до 1917 года происходило?

1. Набеги левобережных на своих правобережных сородичей в течение десятилетий (Хива продолжала практиковать старый прием, натравливая теперь уже каракалпаков на каракалпаков).

2. Попытки йомутов и других туркменских племен, объединенных усилиями Джунайдхана, захватить Хиву. Левобережные каракалпаки, подвластные Хиве, вполне вероятно, что привлекались в защиту своих владений. 

 

Думаю, стоит рассмотреть вот эти два пункта. В первом пункте могли присутствовать и туркменские племена, нанятые Хивой, иначе говоря большого доверия каракалпакам, что каракалпаки будут резать каракалпаков, наверное не испытывали.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Есть еще одна подсказка, которая может пролить свет на историю Ишан кала - Туркменкырылган. 

Нужно пролистать хивинские архивы. У летописцев Хивы практиковалось приписывание какого-либо стоишего события в заслуги доблестных воинов хивинского хана, а чаще самому хану. Например, при решаюшей битве с остатками повстанцев под предводительством Айдос бия, которая так и не состоялась, в хивинских архивах говорится: "Доблестные воины хана, при решаюшей битве с каракалпакскими бандитами, уничтожили всю банду, при этом потеряв всего трех своих воинов". А что на самом деле происходило, я размещал в предыдущих сообщениях, вкратце было вот что: При решаюшей битве повстанцы приняли оборону в крепости, а хивинцы приняли выжидательный маневр, но опасаясь, что запасы провизии у них кончается, пошли на хитрость. Обманом пригласили Айдос бия и его военачальников в свой лагерь на переговоры, при этом на коране клялись, что хан прощает Айдос бию все обиды. Повстанцы пришли, как условлено без оружия. Айдоса обезглавили сразу, а военачальники голымы руками успели задушить троих ханских воинов. Оставшиеся без предводителей повстанцы ушли в кокандском направлении.

Одним словом, в хивинских архивах могут быть сообщения этого периода, где "доблестные воины хана" уничтожили туркмен, нападавших на владения (на крепость) каракалпакского ишана.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Я разузнал про этих историй через знакомых, оказывается история Ишан-калы и Туркменкырылгана как Вы заметили были поверхностно исследовано каракалпакскими историками и оказывается электронного варианта нет. Как жал на данный момент я не могу сравнит рассказы деда с исследованиями историков!...  :(

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В поисках историю Туркменкырылган, столкнулся сообщениями Баяни касающийся историям восстаний каракалпаков 19 в. По современным, т.е. советским источникам восстание каракалпаков 1855 года руководил каракалпакский бий Ерназар Алакоз батыр, а в то время официально Зарлык-торе был ханом каракалпаков. Ставка Зарлык-торе хана находился близ Жанадарьи на берегах Арала и он вообще не участвовал в военных походах и он со своей свитой посещал каракалпаков только чтоб пополнит свою казну. Он не участвовал на каракалпакском чрезвычайном Курултае где принято пойти войной против Х.х.

 

 

Существенные новые подробности сообщает Баяни и о восстании каракалпаков, начавшемся в ноябре 1856 г. под предводительством Ер-Назар-бия. Соответствующий раздел сочинения Баяни озаглавлен: *** «[О том, как] Зарлык-торе стал ханом в Чимбае и, взяв Нукус и сделав его своей столицей, преисполнился высокомерием и гордостью» 107. Баяни рассказывает, в частности, о том, что Зарлык-хан, приглашенный [146] Чимбай каракалпаками, восставшими под руководством Ер-Назара Алагбза (***), внука Айдост-бия, схватил хивинского баджбана, собиравшего зекат с каракалпаков, отобрал у него собранные деньги, а его самого приказал повесить на воротах Чимбая; Зарлык-хан приказал также повесить хытая Фазил-бека, который пытался противодействовать восставшим 108. Далее Баяни сообщает, что на службу к Зарлык-хану пришел отряд мятежных чоудоров и отовсюду к нему собирались «воры и разбойники» 109.

Вскоре Зарлык-хан, собрав войско, отправился против Куня-Ургенча и осадил этот город, гарнизоном которого командовал Юсуф-бай 110. Об этой осаде Баяни пишет следующее:

*** 111

«Спустя некоторое время жители Куня-Ургенча оказались в тяжелом положении и решили подчиниться Зарлык-хану, выдав ему Юсуф-бая. [Услышав] об этом, йомут Баба-бахши передал с одним человеком куня-ургенчским старшинам, чтобы они подождали: если они сдадут крепость, то Зарлык-хан разграбит Куня[-Ургенч], потому что его войско [состоит] из чоудоров и йомутов; если же они простоят [у города] некоторое время, между ними в конце концов обязательно возникнут раздоры из-за имущества (***), они не смогут больше оставаться и уйдут. Куня[-ургенчские] старшины признали эти слова разумными и стали выжидать. Через некоторое время, как и говорил бахши, туркмены стали грабить скот (***) [кара]калпаков, которые выходили [из лагеря?] собирать корм; между ними вспыхнула ссора, войско Зарлык-хана распалось, и Зарлык-хан поневоле вернулся в Нукус».

http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/M.Asien/XX/1900-1920/Bajani_Muchammed/frametext2.htm

 

А по рассказам Баяни каракалпакский хан Зарлык-торе активно участвовал в походах и даже чтоб быт близко своим подданным сделал города Нукуса столицей своего правление. Самое интересное каракалпаки совместно туркменами осаждали города Куня-Ургенча.

 

Да оказывается много пробелов в историях каракалпаков!...

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти



×
×
  • Создать...