Kamal Опубликовано 23 сентября, 2019 Поделиться Опубликовано 23 сентября, 2019 2 hours ago, mechenosec said: Ув Камал, извините за оффтоп, у вас есть фото причесок ваших китай- кыпчаков начала прошлого века? К сожалению, к началу прошлого века все они уже окаракалпачились, все-таки целых 500 лет отдаляет возможное смешение кытаев с каракалпаками. По сведениям "ДТ", кытаи сели на шею оставшихся на Яике каракалпаков в первой половине 14 века. Это как раз время появления в истории Евразии союза китай-кипчаков. По хивинским документам 1831 года, они еще были союзом, по преданиям народа, они всегда были союзом, а сейчас незнаю, мы уже современные, и полностью смешались со всеми кланами, объединяясь в одну нацию. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
mechenosec Опубликовано 23 сентября, 2019 Поделиться Опубликовано 23 сентября, 2019 27 минут назад, Kamal сказал: К сожалению, к началу прошлого века все они уже окаракалпачились, все-таки целых 500 лет отдаляет возможное смешение кытаев с каракалпаками. По сведениям "ДТ", кытаи сели на шею оставшихся на Яике каракалпаков в первой половине 14 века. Это как раз время появления в истории Евразии союза китай-кипчаков. По хивинским документам 1831 года, они еще были союзом, по преданиям народа, они всегда были союзом, а сейчас незнаю, мы уже современные, и полностью смешались со всеми кланами, объединяясь в одну нацию. Понятно, просто меня удивило сходство причесок киданей 10в, с казахами найманами,: такие же были у ср монголов вроде. Решил проверить, потомки киданей вроде среди вас . 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Kamal Опубликовано 23 сентября, 2019 Поделиться Опубликовано 23 сентября, 2019 2 hours ago, mechenosec said: Понятно, просто меня удивило сходство причесок киданей 10в, с казахами найманами,: такие же были у ср монголов вроде. Решил проверить, потомки киданей вроде среди вас . Вполне возможно, об этом обсуждали. Но за более чем 500 лет сохранить такие различия вряд ли возможно. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
кылышбай Опубликовано 24 сентября, 2019 Поделиться Опубликовано 24 сентября, 2019 22.09.2019 в 12:51, Kamal сказал: неговоря о Зарафшанских, Ферганских и Хивинских каракалпаках. вы про зарафшанских кытай-кыпчаков, аральцев и верхних каракалпаков? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
кылышбай Опубликовано 24 сентября, 2019 Поделиться Опубликовано 24 сентября, 2019 14 часов назад, Kamal сказал: http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/M.Asien/XVIII/1720-1740/K_ist_karakalpak_18/text1.htm http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/M.Asien/XVIII/1720-1740/K_ist_karakalpak_18/text2.htm Июня 25 из верхней Каракалпацкой орды знатной духовной Улан-ходжа, которой хивинского хана тесть родной, приехав к переводчику Тевкелеву, объявил, что и они желают быть в подданстве российском, чего для намерен оной Улан-хаджа сам ехать в Москву. Оные каракалпаки кочевание имеют по реке Сырдарьи, городов и деревень у них никаких нет, землю пашут и всякой хлеб сеют, и больше живут в одном месте, нежели кочюют, да и кочюют не отъезжая от реки Сырдарьи. Всех каракалпак числом с 30 000 кибиток. 30 000 юрт это немало Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Kamal Опубликовано 24 сентября, 2019 Поделиться Опубликовано 24 сентября, 2019 10 hours ago, кылышбай said: вы про зарафшанских кытай-кыпчаков, аральцев и верхних каракалпаков? Не совсем, Верхние стали вассалами джунгар, помимо этого были каракалпаки, которые в 1723 году бежали вместе с казахами на юг. Есть сведения, что эти казахи и каракалпаки опустошали цветущие края, в частности Мианколь и другие местности. Зарафшанские, это бежавшие из хивинских территории на рубеже 17-18 веков, еще до 1723 года. Они же вошли в близкий контакт с зарафшанскими китай-кипчаками, есть сведения об их совместных восстаниях. Аральские, это те же хивинские, которые отошли к аральским владениям. А в Ферганской долине существовали Каракалпакские степи, видимо в 1723 году часть каракалпаков ушла в те края, а может и раньше. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Kamal Опубликовано 24 сентября, 2019 Поделиться Опубликовано 24 сентября, 2019 10 hours ago, кылышбай said: Июня 25 из верхней Каракалпацкой орды знатной духовной Улан-ходжа, которой хивинского хана тесть родной, приехав к переводчику Тевкелеву, объявил, что и они желают быть в подданстве российском, чего для намерен оной Улан-хаджа сам ехать в Москву. Оные каракалпаки кочевание имеют по реке Сырдарьи, городов и деревень у них никаких нет, землю пашут и всякой хлеб сеют, и больше живут в одном месте, нежели кочюют, да и кочюют не отъезжая от реки Сырдарьи. Всех каракалпак числом с 30 000 кибиток. 30 000 юрт это немало Скорее всего речь о Средней Орде Шайбак хана, в 1742 году у него числится 20 000 дворов. Есть сведения о его войне с Султан Муратом (Верхние каракалпаки), который добровольно сдался джунгарам, а война была по причине того, что часть подданных Шайбака ушла к Султан Мурату. Поэтому, учитывая, что Тевкелев находился среди каракалпаков в начале 1730-ых годов, 30 тысяч юрт у Шайбак хана в то время вполне реально, 10 тысяч могли перекочевать к владениям Султан Мурата, ибо за пару тысяч перебежчиков, Шайбак скорее всего отреагировал бы не так болезненно. Кстати, Султан Мурат и Нижних каракалпаков звал к себе, но эти напрочь отказались. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Kamal Опубликовано 25 сентября, 2019 Поделиться Опубликовано 25 сентября, 2019 On 9/24/2019 at 6:16 PM, Kamal said: Скорее всего речь о Средней Орде Шайбак хана, в 1742 году у него числится 20 000 дворов. Есть сведения о его войне с Султан Муратом (Верхние каракалпаки), который добровольно сдался джунгарам, а война была по причине того, что часть подданных Шайбака ушла к Султан Мурату. В источниках есть данные, что Карасакал обретаясь в казахских степях сделал несколько набегов во владения джунгар. Может быть эти сведения связаны с его набегом на Верхних каракалпаков?! Если так, то он действительно произвел несколько набегов на Верхних каракалпаков по просьбе своего племянника Шайбак хана. То есть, тут разборки самих каракалпаков, подвластных джунгарам. Или есть еще какие-то сведения, что он нападал именно на джунгар? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
кылышбай Опубликовано 1 октября, 2019 Поделиться Опубликовано 1 октября, 2019 27.09.2019 в 23:16, Kamal сказал: Ув. Zake, о том, что каракалпаки и казахи близкий народ не надо даже к гадалке ходить, мы самые близкие из всех народов в этом мире. Я говорю о другом, что нынешние казахи никак не могут определиться, родня им Чингисхан или чужеземец. А мы, каракалпаки, точно знаем, что он покоритель полмира, в том числе и каракалпаков. Знаете почему, потому что, каракалпаки на момент нашествия монголов уже были отдельным народом, а казахи еще нет, у них только шел процесс конфедерации. Поэтому и они никак не могут определиться с Чингисханом - чужак или свой?! А вопрос - близкие ли мы казахи и каракалпаки станет известно после того, как сами казахи определятся своей историей. Или вы монголы, или такие же тюрки как и каракалпаки, с одним происхождением. 20 часов назад, кылышбай сказал: невозможно "определиться: свой или чужой" потому что это уже не истина, не история а идеология. а история заключается в том, что мы можем находить, изучать какие либо факты из нашей истории и лишь смотреть на нее, но мы не имеем права говорить что правильно а что нет. факт один: и вы и мы как этносы сформировались БЛАГОДАРЯ Чингисхану и монгольским завоеваниям, не было бы монголов 13 века и Золотой орды то и не было бы ни ваших ни наших коныратов, ни ваших и наших чингизидов-правителей и т.д. я понял откуда идет эта ваша тенденциозность: вы субъективно удревляете этниченскую историю самостоятельного каракалпакского народа и видите ее истоки в черных клобуках, в домонгольских временах, но ведь это оочень спорно. вы, как и мы, сформировались окончательно как этнос гораздо позже, в плавильном котле Золотой орды. хотя да, бесспорно, какой то из остовов нации, один из крупных компонентов вашего народа, наверняка связан с черными клобуками. но они лишь ОДИН из нескольких компонентов. ув. Kamal, кто герой ваших эпосов? Едыге. кто ваши правители? чингизиды. где ваш юрт? Едиль-Жаик, Улытау. разве не так? если так то все это ведь Золотоая орда, наследие Монгольской империи. а что есть от черных клобуков? самоназвание? ну так, извините меня, наше самоназвание это вовсе "кличка" наших первых правителей 12 часов назад, Kamal сказал: 1. Опять советская идеология. Понятно, теперь наша история будет строиться на советской идеологии о чем узбеки давно уже трубят во все горло. Что каракалпакского народа никогда не было, а злейшие враги узбеков - большевики придумали каких-то каракалпаков, чтоб создать против узбеков специальный гарнизон в виде заслона и контроля над ними. Действуйте дальше в таком же духе. Но от этого история каракалпаков не переделается. 2. Вы никогда не поймете, что самоназвание и самосознание это прежде всего, а остальное только прилагается, а не наоборот. Чтоб сохранить это самоназвание, каракалпакский народ лишился всего, но не растворился окончательно. Вы это должны понять. Не поймете - не беда. 1. вы меня не правильно поняли, ув. Kamal. я не считаю что каракалпаков "слепили" в 30-х годах и т.д. имхо вы как отдельный этнос уже фигурировали в регионе, причем активно. уже в 17 веке, до этого видимо были связаны с Ногайской ордой и Сибирским ханством. я просто сомневаюсь что именно черные клобуки прямые и единственные потомки современных каракалпаков. допускаю что они один из ваших нациеобразующих компонентов, но не думаю что они ядро, к которым позже присоединились кытаи и аральцы-кунграты 2. тут не согласен: самоназвание и самосознание вещи разные, хоть и связанные. думаете азербайджанцы называли себя так когда уже была группа племен с общим самосознанием, которая дала начало этносу? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Kamal Опубликовано 1 октября, 2019 Поделиться Опубликовано 1 октября, 2019 10 hours ago, кылышбай said: 1. вы меня не правильно поняли, ув. Kamal. я не считаю что каракалпаков "слепили" в 30-х годах и т.д. имхо вы как отдельный этнос уже фигурировали в регионе, причем активно. уже в 17 веке, до этого видимо были связаны с Ногайской ордой и Сибирским ханством. я просто сомневаюсь что именно черные клобуки прямые и единственные потомки современных каракалпаков. допускаю что они один из ваших нациеобразующих компонентов, но не думаю что они ядро, к которым позже присоединились кытаи и аральцы-кунграты 2. тут не согласен: самоназвание и самосознание вещи разные, хоть и связанные. думаете азербайджанцы называли себя так когда уже была группа племен с общим самосознанием, которая дала начало этносу? 1. Есть один "сомнительный" источник, где говорится о разделении каракалпаков на три части в первой половине 14 века. Тогда часть народа ушла к башкирам, другая покорилась кытаям, которые вкупе с покоренными прозвали себя ногайцами, а вот третья часть ушла к Аральскому морю. Первые две утратили свое самоназвание, а третья часть, где позднее образовалась выделившаяся из Ногайской орды Алтыульская орда это самоназвание сохранила. Именно к ним к началу 17 века присоединилась основная масса всех разрозненных каракалпаков. И как они должны были себя назвать, если все они родственны?! Вот и получилось, что остатки древних Черных клобуков стали нациеобразующей основой современного народа. 2. У них другие пути образования как единого этноса, а у нас другие. За последние 500 лет своего существования, каракалпаки в численности нисколько не приумножились, то есть, не поглощали в себя другие этнические группы, а веками противостояли внешним агрессиям, потому и только сузилась наша численность. В результате остался только костяк - самые стойкие и настоящие каракалпаки. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
кылышбай Опубликовано 2 октября, 2019 Поделиться Опубликовано 2 октября, 2019 12 часов назад, Kamal сказал: 1. Есть один "сомнительный" источник, где говорится о разделении каракалпаков на три части в первой половине 14 века. Тогда часть народа ушла к башкирам, другая покорилась кытаям, которые вкупе с покоренными прозвали себя ногайцами, а вот третья часть ушла к Аральскому морю. Первые две утратили свое самоназвание, а третья часть, где позднее образовалась выделившаяся из Ногайской орды Алтыульская орда это самоназвание сохранила. Именно к ним к началу 17 века присоединилась основная масса всех разрозненных каракалпаков. И как они должны были себя назвать, если все они родственны?! Вот и получилось, что остатки древних Черных клобуков стали нациеобразующей основой современного народа. 2. У них другие пути образования как единого этноса, а у нас другие. За последние 500 лет своего существования, каракалпаки в численности нисколько не приумножились, то есть, не поглощали в себя другие этнические группы, а веками противостояли внешним агрессиям, потому и только сузилась наша численность. В результате остался только костяк - самые стойкие и настоящие каракалпаки. 1. к этому источнику нужно относиться с осторожностью, но данные оттуда конечно очень интересные, такие вещи просто так не выдумаешь на пустом месте 2. а как же кытаи, джалаиры, мангыты и др. этнонимы, связанные с Монголией а не с черными клобуками? я понимаю: могли быть просто перенимания этнонимов или сложение союза из разношерстных родов вокруг одного, но что вы скажете насчет того, что гаплогруппы Y-хромосомы у вас тоже больше похожи на те, которые свойственны казахам, и имеют явно центрально-азиатское происхождение? неужели вы вообще не допускаете что возможно черные клобуки и выжили после монгольской экспансии и позже оказались в составе современных каракалпаков, у вас есть и другие компоненты (золотоордынские), которые связаны не с черными клобуками, а с пришельцами 13 века из Монголии и домонгольскими племенами Дешта (не черными клобуками)? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
кылышбай Опубликовано 2 октября, 2019 Поделиться Опубликовано 2 октября, 2019 12 часов назад, Kamal сказал: Именно у Бердаха есть Нангудай, потому что он собирал все предания своего народа, а в первую очередь своего племени Конрат. Он же знал, что Нангудай конрат был эмиром Хорезма, а его потомки отделились от Золотой Орды и создали свое государство, то есть, положили начало распаду Великой Чингисовской империи. Почему бы не написать об этом?! Он пишет, что все конраты распространились от тридцати сыновей Нангудая, а отличные от них были уран имеющие Кияты и Муйтены. Он тут описывает конратскую конфедерацию, образовавшуюся на земле своих предков, где тридцать сыновей могут считаться тридцатью различными родами местного происхождения, составлявшими эту конфедерацию. И в подтверждение, генетически каракалпакские конраты очень разные. можете привести все аргументы в пользу того, что узбекские кунграты связаны с Хорезмом и родственны каракалпакским? когда и почему они могли разойтись? правильно ли я вас понимаю: узбекские кунграты связаны не с узбеками М.Шейбани а с хорезмскими кунгратами (нангудайцами)? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
кылышбай Опубликовано 2 октября, 2019 Поделиться Опубликовано 2 октября, 2019 16 часов назад, Kamal сказал: Есть один "сомнительный" источник, где говорится о разделении каракалпаков на три части в первой половине 14 века это: https://e-history.kz/media/upload/1466/2015/05/25/6c62074d718fa848d5836673e63b4434.pdf Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Le_Raffine Опубликовано 2 октября, 2019 Поделиться Опубликовано 2 октября, 2019 Он про "Джагфар тарихы" Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Kamal Опубликовано 2 октября, 2019 Поделиться Опубликовано 2 октября, 2019 12 hours ago, кылышбай said: 1. к этому источнику нужно относиться с осторожностью, но данные оттуда конечно очень интересные, такие вещи просто так не выдумаешь на пустом месте 2. а как же кытаи, джалаиры, мангыты и др. этнонимы, связанные с Монголией а не с черными клобуками? я понимаю: могли быть просто перенимания этнонимов или сложение союза из разношерстных родов вокруг одного, но что вы скажете насчет того, что гаплогруппы Y-хромосомы у вас тоже больше похожи на те, которые свойственны казахам, и имеют явно центрально-азиатское происхождение? 3. неужели вы вообще не допускаете что возможно черные клобуки и выжили после монгольской экспансии и позже оказались в составе современных каракалпаков, у вас есть и другие компоненты (золотоордынские), которые связаны не с черными клобуками, а с пришельцами 13 века из Монголии и домонгольскими племенами Дешта (не черными клобуками)? 1. В том то и дело, никак не выдумаешь старых ногайцев-каракалпаков. А почему в этом источнике, каракалпаки называются старыми ногайцами? Значит, до образования Ногайской орды, каракалпаки назывались ногайцами, но не в этническом смысле, а из-за принадлежности Ногайскому Улусу, то есть те, которые служили самому Ногаю. Ведь, до образования Ногайской Орды был еще Ногайский улус в Крыму и Причерноморье. А это как раз-таки и есть предполагаемые территории Черных клобуков. 2. Кытаи ассимилировали оставшихся на Яике каракалпаков, а в начале 17 века присоединились к тем, которые ушли к Аральскому морю, Жалаиры могли получить такое название будучи под командой жалаирских племен монголов, а Мангыты образовались под руководством Едиге. Есть сакральная топография каракалпаков о Волге, Урале и Туркестане, где Мангытский Юрт является доменом будущей Ногайской Орды. Тут само собой идет перенимания монгольских этнонимов. Насчет гаплогруппы, у каракалпаков нет определяющей мажорной гаплогруппы, самая высшая точка какой-либо гаплогруппы определяется 25 процентами от общего числа тестированных. Если нет хотя бы 50 процентной преобладающей какой-либо гаплогруппы, то такой разброс называется народом наибольшим разнообразием гаплогрупп, которые отмечаются у узбеков, каракалпаков, уйгур и татар, которые входят в одну группу народов с наибольшим разнообразием гаплогрупп. 3. Я об этом постоянно пишу, что в состав Золотоордынских каракалпаков внедрились очень много этнических групп, которые и вовсе не связаны с древними Черными клобуками, но от этого народ свое самоназвание никак не может утратить, а может только поглощать иные этногруппы в то же время оставаясь теми же прежними, то есть Черными клобуками (каракалпаками). 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Kamal Опубликовано 2 октября, 2019 Поделиться Опубликовано 2 октября, 2019 13 hours ago, кылышбай said: 1.можете привести все аргументы в пользу того, что узбекские кунграты связаны с Хорезмом и родственны каракалпакским? когда и почему они могли разойтись? правильно ли я вас понимаю: 2.узбекские кунграты связаны не с узбеками М.Шейбани а с хорезмскими кунгратами (нангудайцами)? 1. Однозначно, узбекские кунграты это одно и то же, что отделились от Золотой орды в середине 14 века, как и каракалпакские конраты. Каракалпакские конраты остались на месте своих предков, а те, которые нынче называют себя узбеками ушли на нынешние южные области Узбекистана. Но многие помнят, что они по происхождению каракалпаки, об этом можно увидеть комментарии на разных форумах. Но ушли они не из-за того, что так захотели, а были ситуации, связанные с Тамерланом и другими потрясениями. 2. Конраты в 14-15 веках были весьма влиятельными, возможно часть была и с М. Шейбани, как и каракалпаки. Если помните предания каракалпаков 18 века, то там они четко сказали, что в конце 15 века двинулись на разорение Бухары (Мавереннахра). Возможно, говорившие были представителями конратского племени Убейдуллы хана. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Kamal Опубликовано 2 октября, 2019 Поделиться Опубликовано 2 октября, 2019 9 hours ago, Le_Raffine said: Он про "Джагфар тарихы" Именно. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Kamal Опубликовано 8 октября, 2019 Поделиться Опубликовано 8 октября, 2019 В исторической литературе много говорится о близости каракалпаков с казахами Младшего жуза, даже сложились стереотипы, что каракалпаки произошли от казахов Младшего жуза, что Абулхаир правил помимо казахов и каракалпаками. Это не секрет, действительно, некоторая часть каракалпаков, скорее всего Эмбо-Яицкие тесно были связаны с Абулхаиром после 1723 года. Но нынче от каракалпакского в западных регионах Казахстана ничего нет, а параллели, по моим скупым наблюдениям наоборот обнаруживаются как раз-таки с южными казахами. Что бы это значило? На этот счет у меня есть свои предположения. Согласно произведения Жийен жырау "Разоренный народ", как раз очевидца событий середины 18 века, каракалпакский народ, а именно беззащитные дети, женщины и старики попали под жесткую репрессию казахских феодалов. Я еще недоумевал - а почему в его поэме нет мужчин-защитников?! А их, в местах проживания своих семей на самом деле и не было, ибо воины были вовлечены в политику Кучумовичей, а нападение Абулхаира было вероломным. Таким образом, мужчины были отсечены от своих семей, что те бедняги были вынуждены бежать от своей незавидной судьбы кто как может, но факт в том, что от Абулхаира ушли все, кто выжил. Зато другие группы каракалпаков, в том числе жалаиры, в последующем ушли к Аблай хану, который поселил их на берегах Таласа построив там город. Скорее всего это город Тараз, или его окрестности. Плюс, к ним могли присоединиться и другие каракалпаки, освобожденные от власти джунгар. По крайней мере, 60 тысяч семей Кучук ходжи где-то могли разместиться, не все же ушли к нынешним узбекам. 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
buba-suba Опубликовано 9 октября, 2019 Поделиться Опубликовано 9 октября, 2019 03.10.2019 в 00:18, Kamal сказал: 1. Однозначно, узбекские кунграты это одно и то же, что отделились от Золотой орды в середине 14 века, как и каракалпакские конраты. Каракалпакские конраты остались на месте своих предков, а те, которые нынче называют себя узбеками ушли на нынешние южные области Узбекистана. Но многие помнят, что они по происхождению каракалпаки, об этом можно увидеть комментарии на разных форумах. Но ушли они не из-за того, что так захотели, а были ситуации, связанные с Тамерланом и другими потрясениями. 2. Конраты в 14-15 веках были весьма влиятельными, возможно часть была и с М. Шейбани, как и каракалпаки. Если помните предания каракалпаков 18 века, то там они четко сказали, что в конце 15 века двинулись на разорение Бухары (Мавереннахра). Возможно, говорившие были представителями конратского племени Убейдуллы хана. Однако речь об осколках монгольских конгиратов? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Kamal Опубликовано 9 октября, 2019 Поделиться Опубликовано 9 октября, 2019 6 hours ago, buba-suba said: Однако речь об осколках монгольских конгиратов? Нангудай и его потомки конечно же монголы, верхушка власти, а под их флагами поднялись уже не монголы, а простое местное население, которое поддерживало эту верхушку. В канун распада Монгольской империи, думаю, ни у кого не было желания высказать свое Я из-за боязни быть раздавленными, и даже простому народу не верилось, что можно подняться против своих владык, а политика этой верхушки вполне устраивало подчиненное им местное население. Таким образом, поддерживая эту верхушку, местные сами стали, вернее слились с верхушкой власти. Отсюда и появилось многочисленное племя конратов (конгиратов). Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Turkmen Aday Опубликовано 10 октября, 2019 Поделиться Опубликовано 10 октября, 2019 8 часов назад, Kamal сказал: Нангудай и его потомки конечно же монголы, верхушка власти, а под их флагами поднялись уже не монголы, а простое местное население, которое поддерживало эту верхушку. В канун распада Монгольской империи, думаю, ни у кого не было желания высказать свое Я из-за боязни быть раздавленными, и даже простому народу не верилось, что можно подняться против своих владык, а политика этой верхушки вполне устраивало подчиненное им местное население. Таким образом, поддерживая эту верхушку, местные сами стали, вернее слились с верхушкой власти. Отсюда и появилось многочисленное племя конратов (конгиратов). Ув. Камал, это получается союз Қоңыратского племени, у них же вроде один гаплотип? Я имею ввиду Казахских қоңыратов. Если бы это был союз племен, у них были бы разные гаплотипы? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Kamal Опубликовано 10 октября, 2019 Поделиться Опубликовано 10 октября, 2019 18 hours ago, Turkmen Aday said: Ув. Камал, это получается союз Қоңыратского племени, у них же вроде один гаплотип? Я имею ввиду Казахских қоңыратов. Если бы это был союз племен, у них были бы разные гаплотипы? Нет, возможно у казахских единый гаплотип, но у каракалпакских такое не обнаруживается. Даже мой собственный род Кызылаяки, и то вроде вхожденцы от кипчаков. Есть сведения, что Кызылаяки когда-то были цельным кипчакским племенем. Кстати, потомки Кызылаяков нынче проживают среди кыргызов, туркмен и каракалпаков, хотя, даже по словам С.М. Дудина, историка 19 века, Кызылаяки были крупным узбекским племенем. Но, даже среди нынешних узбеков их нет. Поэтому, скорее всего Кармышева права, говоря, что казахские конраты в политике Шейбанидов никакого участия не принимали. Единственное, что казахских и каракалпакских конратов связывает, то это Нангудай. Но, у него скорее всего была и другая линия - казахская. По крайней мере, узбекские и каракалпакские конраты по родовым названиям идентичны, а казахские - нет. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Қара-Қытай Опубликовано 26 октября, 2019 Поделиться Опубликовано 26 октября, 2019 Древнейшие юго-западные связи в этногенезе каракалпаковАвтор: Л.С. ТолстовИзучение сложной проблемы этногенеза каракалпаков, сравнительно небольшого тюркского народа, живущего в основном в низовьях Аму-Дарьи, в пределах Каракалпакской Республики, впервые было поставлено на научную почву лишь в советский период. В советской исторической этнографии при изучении проблемы этногенеза народов исследователями привлекаются данные ряда смежных дисциплин – истории, археологии, этнографии, антропологии, лингвистики, причём исследования в области этногенеза основываются на положении о формировании народностей и наций как исторически сложившихся общностей, в состав которых на протяжении истории входят различные племена и народности, местного происхождения и пришлые. На вопросах этногенеза каракалпаков в той или иной мере останавливались в своих работах ряд исследователей – П.П. Иванов, С.П. Толстов, Т.А. Жданко, А.С. Морозова, Н.А. Баскаков, А.И. Ярхо, Т.А. Трофимова и др. На основании многолетних археологических и этнографических исследований, с привлечением всей совокупности данных смежных наук, С.П. Толстов создал концепцию происхождения и формирования каракалпакского народа, у истоков этногенеза которого, по его мнению, лежали сако-массагетские племена Приаралья (VII-II века до н.э.). Этнографические исследования Т.А. Жданко подтвердили наличие в этногенезе каракалпаков сако-массагетских, огузских и печенежских слоёв, а также значительно углубили изучение более поздних этапов этногенеза каракалпаков, выявив в нём связи со средневековыми канглами, кыпчаками, монголами и Ногайской Ордой. Эта концепция происхождения каракалпакского народа не встретила в научной литературе существенных возражений. Однако нам представляется возможным значительно углубить во времени некоторые линии каракалпакского этногенеза, выявить в нём компоненты, восходящие к отдалённой древности. При этом нам приходится вновь и вновь обращаться к трудам того же С.П. Толстова, к положениям, гипотезам, высказанным им в другой связи и по другому поводу и не увязываемым им самим непосредственно с этногенезом каракалпакского народа. В этой статье мы остановимся лишь на древнейших юго-западных связях в этногенезе каракалпаков, не касаясь других, относящихся к их этногенезу материалов, которые могли бы послужить темами отдельных работ. Разумеется, исследуемые линии каракалпакского этногенеза не исключают других направлений их этногенетических связей, как древних, так и средневековых. Следует также добавить, что вопрос о древнейших юго-западных связях (с Передней Азией, Ираном), древнейших переднеазиатских компонентах касается не только этногенеза каракалпаков, но и не в меньшей степени этногенеза хорезмских узбеков – наиболее прямых потомков древнехорезмийского населения, а также, по-видимому, и туркмен. Наиболее яркой реликтовой группой в составе каракалпаков являются мюйтены (m tijten). Автор данной статьи во время работы в Каракалпакском филиале АН Узбекистана в течение ряда лет занимался изучением вопроса о происхождении и этнической истории этого древнейшего каракалпакского племени. Нами были проведены экспедиционные исследования среди каракалпаков-мюйтенов в Каракалпакстана (Тахтакупырский и Муйнакский районы), а также на Зеравшане, среди связанных с ними общностью происхождения узбеков-митанов (Иштыханский и Нуратинский районы Самаркандской обл.). В разных местах обитания мюйтенов был собран значительный материал, характеризующий их интереснейший и уходящий в глубь веков исторический фольклор, материальную и духовную культуру, обычаи, прежние родовые деления, самосознание, этнические процессы, происходящие в местах их расселения в прошлом и теперь. В процессе обработки и анализа полевых материалов нами привлекались также данные смежных дисциплин – антропологии, археологии, лингвистики, имеющие отношение к исследуемым вопросам, сведения ряда древних и средневековых письменных источников. Предварительные результаты наших исследований были опубликованы в ряде статей. В настоящей работе наши прежние высказывания подытожены, существенно развиты и дополнены. Предположения о древнейших переселениях в IV-III тысячелетиях до н.э. с юга и юго-запада, из областей Иранского нагорья в южную Туркмению и в низовья Аму-Дарьи, а также о различных связях между населением этих областей уже высказывались археологами. А.В. Виноградов, развивая выдвинутое С.П. Толстовым положение о южных связях кельтемйнарской культуры, на большом археологическом материале обосновывает точку зрения о том, что неолитическая культура Хорезма своими корнями глубоко уходит в неолитические и мезолитические культуры южных областей – Ирана и Передней Азии, с которыми она генетически тесно связана. Это позволило выдвинуть гипотезу о первоначальном заселении человеком Хорезмского оазиса с юга – в IV тысячелетии до н.э. (а возможно и ранее, в VI-V тысячелетиях до н.э.). Разумеется, южное происхождение микролитоидной кельтеминарской культуры не исключало её тесных культурных связей с единовременными культурами Урала, Прикамья, Приобья, Южной Сибири, нижнего Поволжья. Антропологи также фиксируют значительное перемещение каких-то групп населения на территорию южной Туркмении (Кара-Депе, Геоксюр) с территории Ирана в IV-III тысячелетиях до н.э. В южном Приаралье черепа восточносредиземноморского типа, по-видимому, впервые фиксируются антропологами для периода бронзового века (II тысячелетие до н.э.), в памятнике Кокча-3 (более ранние черепа здесь пока не обнаружены). Наряду с преобладанием восточносредиземноморского типа, в древнем и раннесредневековом Хорезме антропологи отмечают и представителей переднеазиатского типа. Таково, например, изображение на монете хорезмийского царя Африга (IV век н.э.), о котором Т.А. Трофимова пишет: «Короткая, как бы срезанная в области затылка голова, характерная для хеттских изображений, воспроизведена на монете «Африга»... где при этом дан огромный выпуклый нос с опущенным кончиком. Это изображение может быть оценено, как портрет человека переднеазиатского типа, возможно с искусственно деформированной головой»! Наличие среди населения Хорезма представителей переднеазиатского типа ещё более чётко определяет некоторые направления этнических связей населения этой области и в связи с этим очень интересно изучение антропологических признаков зеравшанских узбеков-митанов и амударьинских каракалпаков-мюйтенов, которых мы рассматриваем как потомков представителей древнейших переселений. Антропологический тип зеравшанских митанов представляет значительный интерес в качестве этногенетического признака. Л.В. Ошанин определял антропологический тип узбеков бывшего рода митан района Кермине (ныне Навойинский район Бухарской обл.) с выступающим арменоидным носом и обильным ростом третичного волосяного покрова как переднеазиатский, ассироидный. Среди узбеков-митанов Самаркандской области также встречаются характерные представители переднеазиатского типа. Что касается узбеков-мюйтенов Кунградского района Каракалпакстана и каракалпаков-мюйтенов Тахтакупырского и Муйнакского районов, то и среди них явственно можно проследить черты переднеазиатского типа, хотя и несомненно в смешении с монголоидными признаками. Согласно последним антропологическим исследованиям, среди каракалпакских племён мюйтены по совокупности признаков занимают первое место по нарастанию европеоидных черт (второе место занимают конграты, а наиболее монголоидны – ктаи). Принадлежность предков мюйтенов к переднеазиатскому антропологическому типу нашла отражение в легендах мюйтенов о происхождении их от библейского Йиса (Исава), всё тело которого было покрыто волосами, а также в народной этимологии названия мюйтен, как «мойтан» (тадж. муй тан, перс, муй тан) «волосатое тело», «тело, покрытое волосами». Одним из этнографических признаков, уводящих этногенез мюйтенов в наибольшую древность (по-видимому, более отдалённую, чем сам их этноним) и доживающих до недавнего прошлого, является, на наш взгляд, распространённая в старину у мюйтенов амударьинской и зеравшанской групп особая форма бороды, раздвоенной снизу. По этому признаку зеравшанские и каракалпакские мюйтены ещё в начале XX века узнавали друг друга. Такая же форма бороды в древности была распространена у некоторых народов Переднеазиатского Востока, например, в древнем Шумере, со времени подчинения его аккадцам (III тысячелетие до н.э.). Такая же раздвоенная форма бороды отмечается на статуэтках (переднеазиатского антропологического типа) ранних земледельцев южной Туркмении (Кара-Депе близ Ашхабада, III тысячелетие до н.э.). Эти аналогии говорят о том, что линии этногенетических связей мюйтенов возможно восходят к III тысячелетию до н.э., и направление этих связей ведёт здесь на Переднеазиатский Восток через территорию южной Туркмении. Очень древние южнотуркменистанско-переднеазиатские аналоги обнаруживают некоторые элементы каракалпакского орнамента на ковровых изделиях. Например, одним из элементов каракалпакского орнамента является весьма распространённый мотив креста с расширяющимися крестовинами или закруглёнными концами, часто заключённого в медальоны ромбической или восьмигранной формы, а также различные варианты многоступенчатых пирамидок. Такие фигуры мы находим на ковровых изделиях хорезмских, самаркандских, ферганских и бухарских каракалпаков. А.С. Морозова писала: «Своеобразные детали каракалпакского креста с широкими крестовинами и закруглёнными концами выделяют этот узор из традиционной орнаментики народов Средней Азии. Совершенно точная аналогия этого узора прослеживается в орнаменте отдельных народов Кавказа (дагестанцы, хевсуры) и в древних памятниках Триполья и Передней Азии». Ею приводятся изображения подобных крестообразных фигур с рельефа ассирийского царя Саргона II в Хорсабаде (VIII век до н.э.), орнамент ткани переднеазиатского происхождения из II Пазырыкского кургана (V век до н.э.), орнамент на рукаве женской хевсурской одежды – наряду с примерами народного орнамента каракалпаков. Подобные же узоры отмечаются В.И. Сарианиди на керамике геоксюрского стиля (конец IV тысячелетия до н.э.) и коврового стиля (III тысячелетие до н.э.), которая принципиально отличается от керамики предшествующего периода тем, что в построении орнаментальных схем выделяется основное центральное изображение – чаще всего крестообразная фигура. В.И. Сарианиди находит аналогии этой орнаментике в древнейшем пиктографическом письме Шумера и Элама, где эти знаки имели не только декоративное, но и смысловое значение. «Целый комплекс других данных, – пишет В.И. Сарианиди, – позволил выдвинуть предположение, что в конце IV тысячелетия до н.э. из района древнего Элама какая-то группа племён проникла в юго-восточную Туркмению». Источник: https://www.booksite.ru/etnogr/1971/1971_2.pdf#история@isaaturkology Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Kamal Опубликовано 31 октября, 2019 Поделиться Опубликовано 31 октября, 2019 Приветствую, ув. Кара-Кытай! Насколько я понял, Вы из Кытаев, а каракалпакские кытаи интересуют очень многих. А вообще, Вы зря открыли новую тему, нас, каракалпаков очень мало, одной темы хватит на века, тем более Вашу эту ссылку я выкладывал дважды. Поэтому думаю, ув. администраторы объединят Ваш пост в общую тему, очень надеюсь. Личку я прочитал, интересуетесь мной, думаете, что я доподлинно знаю историю каракалпаков. Спешу огорчить, все что я знаю о каракалпаках пока что под вопросом, так как нет очевидных исторических свидетельств в письменной форме, единственное письменное свидетельство "ДТ" и то под сомнением. Поэтому мне не хватает письменных данных, на что я мог бы ссылаться. А рассказать голые предания народа, это то же самое, как сказку на ночь. Но, могу обрадовать, что, несмотря на то, что нас ничтожно мало, предки сумели оставить свой след на огромной территории и после 16 века, и это засвидетельствовано письменными источниками, а при правильном подборе имеющихся материалов, мы можем представить полную историческую картину каракалпаков 16-19 веков всему миру. Поэтому не верьте тому, что каракалпаки лишь маленький народ, образованный благодаря большевикам в начале 20 века. Могу заверить, что история наших предков очень интересная и богата историческими событиями, в это нужно просто включиться, изучать, удивляться и представлять - каким же образом мы сумели сохраниться и не исчезли с лица Земли. А самое главное, не поддаваться провокациям - искать источники, которые есть и доказывать, а предания народа превращать в быль (в истину), ибо, не за зря сложили свои головы наши предки - сколько народу погибло, астрономически - миллионы. Мы погибаем, чтоб не погибнуть - это про наш народ. 1 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Kamal Опубликовано 31 октября, 2019 Поделиться Опубликовано 31 октября, 2019 On 10/27/2019 at 1:03 AM, Қара-Қытай said: Кстати, из каракалпаков есть я - Конрат, Полат - Мангыт, были другие мангыты и конраты, но до сих пор не было Кытаев. Плиз, расскажи все что знаешь о Кытаях. Это будет очень интересно, так как, меня обвиняют в том, что я тут за всех каракалпаков рулю. 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться