кылышбай Опубликовано 14 сентября Поделиться Опубликовано 14 сентября 5 минут назад, Kamal сказал: Не желая признать свои ошибки, историки пошли ещё дальше и вовсе лишили каракалпаков своего ханства. Тем не менее, даже у Верхних каракалпаков были свои ханы, в источниках всё есть. В связи с переездом, я всё ещё не могу наладить себе личное пространство для нормальной работы, ссылки ранее скидывал, перетаскивать с одного на другое место сейчас для меня затруднительно. Я не оспариваю ханство кучумовичей у каракалпаков: это факт. Я про то что у кочевых этносов не могло быть "исконной" земли, на то они кочевые. Ваши предки возможно жили 500 лет назад в районе Каракумов, а может между Волгой и Уралом, но к моменту формирования совр. каракалпакской нации жили в Приаралье Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
кылышбай Опубликовано 14 сентября Поделиться Опубликовано 14 сентября 7 минут назад, Kamal сказал: Не желая признать свои ошибки, историки пошли ещё дальше и вовсе лишили каракалпаков своего ханства. Тем не менее, даже у Верхних каракалпаков были свои ханы, в источниках всё есть. В связи с переездом, я всё ещё не могу наладить себе личное пространство для нормальной работы, ссылки ранее скидывал, перетаскивать с одного на другое место сейчас для меня затруднительно. Вы уехали наконец из той страны? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Kamal Опубликовано 14 сентября Поделиться Опубликовано 14 сентября 4 минуты назад, кылышбай сказал: Вы уехали наконец из той страны? Никуда не собираюсь уезжать, здесь мне комфортно. Дом дострою, оборудую свой рабочий кабинет для нормальной работы. Это я имел ввиду. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Kamal Опубликовано 14 сентября Поделиться Опубликовано 14 сентября 8 минут назад, кылышбай сказал: Я не оспариваю ханство кучумовичей у каракалпаков: это факт. Я про то что у кочевых этносов не могло быть "исконной" земли, на то они кочевые. Ваши предки возможно жили 500 лет назад в районе Каракумов, а может между Волгой и Уралом, но к моменту формирования совр. каракалпакской нации жили в Приаралье Побольше читайте мои посты. Там всё есть, кто откуда и как образовалось Каракалпакское ханство. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
кылышбай Опубликовано 14 сентября Поделиться Опубликовано 14 сентября 1 минуту назад, Kamal сказал: Никуда не собираюсь уезжать, здесь мне комфортно. Дом дострою, оборудую свой рабочий кабинет для нормальной работы. Это я имел ввиду. Планирую в сл. году съездить в Каракалпакстан: надо обновить каркас юрты. Только в Ходжейли и Чимбае делают лучшие казахские юрты) Заодно по пути посмотреть на те края, там есть на что посмотреть. Дальше родного Чирчика не выезжал (поездка на 2 дня в Зарафшани не считается). Я бы вам посоветовал если будет возможность съездить к ногайцам на Кавказе и Астрахани, может что-то для себя полезное найдете. Но для этого надо найти тех стариков кто что-то сохранили из преданий Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Kamal Опубликовано 14 сентября Поделиться Опубликовано 14 сентября 4 минуты назад, кылышбай сказал: Планирую в сл. году съездить в Каракалпакстан: надо обновить каркас юрты. Только в Ходжейли и Чимбае делают лучшие казахские юрты) Заодно по пути посмотреть на те края, там есть на что посмотреть. Дальше родного Чирчика не выезжал (поездка на 2 дня в Зарафшани не считается). Я бы вам посоветовал если будет возможность съездить к ногайцам на Кавказе и Астрахани, может что-то для себя полезное найдете. Но для этого надо найти тех стариков кто что-то сохранили из преданий В планах есть многое, но пока занят домом. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Kamal Опубликовано 14 сентября Поделиться Опубликовано 14 сентября 13 часов назад, Kamal сказал: Не желая признать свои ошибки, историки пошли ещё дальше и вовсе лишили каракалпаков своего ханства. Тем не менее, даже у Верхних каракалпаков были свои ханы, в источниках всё есть. То есть, чтоб внести окончательную ясность, повторюсь, что Верхние существуют в источниках по причине того, что это было отдельное государство-союзник Джунгарского ханства, а в прошлом, до 1723 года, Верхние были одним из трёх отдельных Улусов Каракалпакского ханства, которым управлял соправитель Ишим Мухаммед хана по Верхним каракалпакам Султан Мурат (позднее, в документах 1742 года он известен как самозванец). Ханами Средних каракалпаков, в 1742 году подвластные джунгарам, числятся Шайбак хан и Бабыт султан (сыновья самого Ишим Мухаммед хана), которые совместно со своим дядей Карасакалом (брат Ишим Мухаммед хана, является предводителем башкирских восстаний 1735-40 гг, провозглашен ханом башкир) боролись против самозванца Султан Мурата, которого поддерживали джунгарские власти. С чем же всё закончилось, к сожалению, после 1742 года нет никаких данных, а по Карасакалу известно, что через несколько лет умер во время пребывания в Казахском ханстве, скорее всего отравлен во избежание проблем со стороны как джунгар, так и русских. Упоминаемый в 1758 году Кучук Ходжа, скорее всего есть тот самый хан Ходжа, который как хан Верхних упоминается в письмах английского купца Гока 1742 года и, этот же Ходжа, скорее всего и есть некий Хазей, упоминаемый в башкирских восстаниях 1704-1711 годов, соратник настоящего Султан Мурата, предводителя восстания и который казнён в 1708 году. Скорее всего этот же Кучук Ходжа (по другим источникам хан Ходжа, Хазей) и раскрыл тайну самозванца Султан Мурата. Таким образом, Верхние это не какие-нибудь беженцы, которые уцелели под защитой Кокандского, Бухарского или Казахского ханств. К ним, конечно, тоже ушли несколько тысяч семей, но не в 1723 году, когда джунгары напали, а немного позднее и по другим причинам. А мы ищем следы Верхних каракалпаков, которые в исторических источниках, в одном числятся 60 тысяч кибиток, в другом 6 городов (или 6 Арысов?). Пока по ним есть письма самого Кучук Ходжи от 1758 года, где он просит подданства у китайского императора и, где указаны эти цифры 60 тысяч кибиток и 6 городов каракалпаков, от имени которых Кучук Ходжа просил подданства, но неизвестно, получил ли добро. Есть также рассказ Ережеп бия (в источниках Ираджаб бий) от 1873 года, где среди прочих приключений каракалпаков по пути следования с Казанского ханства до нижнего течения Амударьи, упомянуты также 60 тысяч кибиток, ушедшие вверх по течению (предположительно, речь о Верхних каракалпаках Кучук Ходжи). То есть, рассказ Ережеп бия также фрагментарно охватывает период с конца 15 века до конца третьей четверти 19 века, правда, он также посоветовал Соболеву прочитать книгу "Мувлан Джаали", где написана полная история каракалпаков. Но, что это за книга...?!, у меня есть только версия про булгарские летописи, в частности "Джафар тарийхы", где действительно есть сведения о каракалпаках времён правления Ногай хана. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Kamal Опубликовано 15 сентября Поделиться Опубликовано 15 сентября В 24.08.2025 в 11:01, olley сказал: Исследования о миграциях каракалпаков за последние 300 лет существуют, но картина фрагментарняа. История разбросана в источниках эпизодами. В последние годы эту тему подробно не изучали. Есть ли какие-нибудь подробные сведения о каракалпаках Зарафшанской долины? Например, есть некие фрагменты о восстаниях Миянкальских каракалпаков и кытай-кипчаков против Субхан-Кули хана в 1681 году, а также есть сведения о восстаниях Миянкальских же каракалпаков и кытай-кипчаков против другого правителя в 1820-ых годах. Здесь интересны сами совместные восстания каракалпаков и кытай-кипчаков, которые, получается, в течение полутора столетия проживали компактно в одном месте, но историки склоняются к мнению, что кытай-кипчаки здесь не каракалпаки, а являются узбекскими племенами. Хотя, про другой эпизод, связанный с ногайцами 17 века, где в источнике рядом идут и ногайцы отдельно, и кытай-кипчаки отдельно, историки как аксиому принимают, что все они являются ногайцами. Вы как считаете? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
asan-kaygy Опубликовано 15 сентября Поделиться Опубликовано 15 сентября https://bulletin-histsocpolit.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/740/941 ДавлетияровМ.М. *11Старший научный сотрудник Каракалпакского научно-исследовательского института гуманитарных наук Каракалпакского отделения Академии наук Узбекистана. г. НукусE-mail: madat.davlet@gmail.comКУНГРАТЫ В СОВРЕМЕННОМ ЭТНОКУЛЬТУРНОМ КОНТЕКСТЕАннотацияВ статье сравнительно рассматривается структура каракалпакских кунгратов, делается попытка выявить признаки родовой самоидентификации, определить регулирующую роль в брачных, семейно-родственных отношениях. Изучение родовой структуры и родовых групп дает возможность определить степень участия различных этнических компонентов вэтногенезе различных народов, а также помогает выявить факторы, способствующие ослаблению традицион-ных родовых связей в условиях глобализации, а также прогнозировать будущее этнических сообществ и их культурных традиций. Родовые подразделения каракалпаков объединены в два крупные арыса:«коңырат» и «он төртуруў». Каждый из них делится на более мелкие родовые группы, и каждый соотвественно имеет свои собственные названия. По поводу наименования «Қоңырат», существуют различные варианты о его происхождении.Среди каракалпаков и узбеков широко распространено объяснение происхождения наименования «қоңырат» от тюркского «конғыр-ат» -рыжая, гнедая лошадь. Очень ценными являются представления людей о происхождении своего уруў,который входит в состав арыса«Қоңырат». Представители арыса Қоңырат, в определённой степени выделяют себя среди представителей арыса «Он төрт уруў», что проявляется в различиях в восприятии и этническом самосознании. Одним из показателей этого явления является характер их расселения. Так, «конгратцы» преимущественно проживают в северной части Каракалпакии и на левом берегу Амударьи.Ключевые слова:Каракалпаки, кунграты, родовая структура, родовое самосознание, уруў, көше, тийре 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Kamal Опубликовано 16 сентября Поделиться Опубликовано 16 сентября В 15.09.2025 в 13:24, asan-kaygy сказал: https://bulletin-histsocpolit.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/740/941 ДавлетияровМ.М. *11Старший научный сотрудник Каракалпакского научно-исследовательского института гуманитарных наук Каракалпакского отделения Академии наук Узбекистана. г. НукусE-mail: madat.davlet@gmail.comКУНГРАТЫ В СОВРЕМЕННОМ ЭТНОКУЛЬТУРНОМ КОНТЕКСТЕАннотацияВ статье сравнительно рассматривается структура каракалпакских кунгратов, делается попытка выявить признаки родовой самоидентификации, определить регулирующую роль в брачных, семейно-родственных отношениях. Изучение родовой структуры и родовых групп дает возможность определить степень участия различных этнических компонентов вэтногенезе различных народов, а также помогает выявить факторы, способствующие ослаблению традицион-ных родовых связей в условиях глобализации, а также прогнозировать будущее этнических сообществ и их культурных традиций. Родовые подразделения каракалпаков объединены в два крупные арыса:«коңырат» и «он төртуруў». Каждый из них делится на более мелкие родовые группы, и каждый соотвественно имеет свои собственные названия. По поводу наименования «Қоңырат», существуют различные варианты о его происхождении.Среди каракалпаков и узбеков широко распространено объяснение происхождения наименования «қоңырат» от тюркского «конғыр-ат» -рыжая, гнедая лошадь. Очень ценными являются представления людей о происхождении своего уруў,который входит в состав арыса«Қоңырат». Представители арыса Қоңырат, в определённой степени выделяют себя среди представителей арыса «Он төрт уруў», что проявляется в различиях в восприятии и этническом самосознании. Одним из показателей этого явления является характер их расселения. Так, «конгратцы» преимущественно проживают в северной части Каракалпакии и на левом берегу Амударьи.Ключевые слова:Каракалпаки, кунграты, родовая структура, родовое самосознание, уруў, көше, тийре Что-то я ничего нового не нашёл, но все равно спасибо! Раз уж "Шежире" Бердаха вспомнили, надо было про "...Нагадай бий - предок всех конратов, у которого было 30 сыновей и, ещё два племени уран имеющие - Кият и Муйтен были..." как-то конкретизировать. Видимо, у автора была другая задача - раскрыть взаимоотношения внутри конратских родов. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Kamal Опубликовано 16 сентября Поделиться Опубликовано 16 сентября В 15.09.2025 в 08:14, Kamal сказал: Есть ли какие-нибудь подробные сведения о каракалпаках Зарафшанской долины? Например, есть некие фрагменты о восстаниях Миянкальских каракалпаков и кытай-кипчаков против Субхан-Кули хана в 1681 году, а также есть сведения о восстаниях Миянкальских же каракалпаков и кытай-кипчаков против другого правителя в 1820-ых годах. Здесь интересны сами совместные восстания каракалпаков и кытай-кипчаков, которые, получается, в течение полутора столетия проживали компактно в одном месте, но историки склоняются к мнению, что кытай-кипчаки здесь не каракалпаки, а являются узбекскими племенами. Хотя, про другой эпизод, связанный с ногайцами 17 века, где в источнике рядом идут и ногайцы отдельно, и кытай-кипчаки отдельно, историки как аксиому принимают, что все они являются ногайцами. Вы как считаете? По информациям, указанных в работах некоторых этнографов (Гребенкин, Магидович, Толстова и др.) у зарафшанских каракалпаков отмечены двойные названия родов, например, конрат-каракалпак, кипчак-каракалпак, муйтен-каракалпак, уйсун-каракалпак и т.д., то есть к названию рода прилагалось название каракалпак. Этот момент также наводит на мысль - а что, если те Миянкальские восстания были не совместные кытай-кипчаков и каракалпаков, а были восстаниями кытай-кипчак-каракалпаков?! Просто, странно всё это, ведь в Миянкале кроме кытай-кипчаков были и другие племена, были и другие восстания, но почему-то кытай-кипчаки и каракалпаки восставали отдельно от других, причём между первым совместным восстанием и вторым почти 150 лет. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Kamal Опубликовано 16 сентября Поделиться Опубликовано 16 сентября Нынче кытаи и кипчаки у каракалпаков идут как отдельные племена, но в налоговых документах 1831 года они показаны парно в виде кытай-кипчак. Там же парно указаны мангыт-кенегес и, отдельно указан конрат. В дальнейших документах разделены уже в Арысы: 1. Конрат с двумя отделениями - Шуллук и Жаунгыр. 2. Онторт уру с 4 племенами - Кытай, Кипчак, Мангыт, Кенегес. Такая структура существует до сих пор. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Kamal Опубликовано 16 сентября Поделиться Опубликовано 16 сентября Также, в документах 1740 года со слов башкирца, хорошо знавшего Карасакала, указано, что "... Ишим Мухаммед хан управлял китайским и кипчакским племенами каракалпаков, а после его гибели, этими племенами управляют его сыновья Шайбак хан и Бабыт султан...". Здесь речь о Средних каракалпаках у которых на момент 1740 года 20 тысяч дворов (эти цифры указаны в том же источнике) и, под вопросом остаётся структура - эти племена были парные или отдельные?! Но, если вспомнить борьбу Тауке хана с кытай-кипчаками и совместить это с казахской легендой о борьбе Тауке хана с каракалпакским ханом, которого он долго не мог одолеть и, в конце концов с помощью одного колдуна поймал, убил и выпил кровь, то скорее всего, кытай-кипчаки Ишим хана были парные, а убитый Тауке ханом каракалпакский хан является предшественником Ишим хана и, он же, возможно, упоминаемый в источниках некий Жангир хан, биография которого неизвестна, но каракалпаки за его заменой ездили к Хасан султану в Калмыкию, выпросили Ишим Мухаммеда, а брат, Карасакал оставался с отцом в Калмыкии. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Kamal Опубликовано 17 сентября Поделиться Опубликовано 17 сентября В 15.09.2025 в 00:38, Kamal сказал: Упоминаемый в 1758 году Кучук Ходжа, скорее всего есть тот самый хан Ходжа, который как хан Верхних упоминается в письмах английского купца Гока 1742 года и, этот же Ходжа, скорее всего и есть некий Хазей, упоминаемый в башкирских восстаниях 1704-1711 годов, соратник настоящего Султан Мурата, предводителя восстания и который казнён в 1708 году. Скорее всего этот же Кучук Ходжа (по другим источникам хан Ходжа, Хазей) и раскрыл тайну самозванца Султан Мурата. Кстати, данный Хазей в башкирских источниках указан как племянник Султан Мурата, стало быть Хазей является внуком самого Кучук хана, отца Султан Мурата. В источниках также говорится, что по поручению Султан Мурата, Хазей несколько раз ездил к Сырдарьинским каракалпакам и приводил войско от них в помощь башкирским восстаниям. ПС. Хазей это по-башкирски искаженное имя Ходжи. А Кучук Ходжа это как фамилия, Ходжа Кучуков. Стало быть, Верхними каракалпаками в 1758 году руководил настоящий Кучумович, а не какое-нибудь неизвестное лицо из числа каракалпакских биев. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
кылышбай Опубликовано 20 сентября Поделиться Опубликовано 20 сентября В 16.09.2025 в 22:26, Kamal сказал: По информациям, указанных в работах некоторых этнографов (Гребенкин, Магидович, Толстова и др.) у зарафшанских каракалпаков отмечены двойные названия родов, например, конрат-каракалпак, кипчак-каракалпак, муйтен-каракалпак, уйсун-каракалпак и т.д., то есть к названию рода прилагалось название каракалпак. Этот момент также наводит на мысль - а что, если те Миянкальские восстания были не совместные кытай-кипчаков и каракалпаков, а были восстаниями кытай-кипчак-каракалпаков?! Просто, странно всё это, ведь в Миянкале кроме кытай-кипчаков были и другие племена, были и другие восстания, но почему-то кытай-кипчаки и каракалпаки восставали отдельно от других, причём между первым совместным восстанием и вторым почти 150 лет. Иванов хорош показывает внутреннее обустройство региона и родов. Кытай-кыпчаки и каракалпаки явно недавние пришельцы в регионе, не успевшие инкорпорироваться в среду "узбеков" Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Kamal Опубликовано 20 сентября Поделиться Опубликовано 20 сентября 16 часов назад, кылышбай сказал: Иванов хорош показывает внутреннее обустройство региона и родов. Кытай-кыпчаки и каракалпаки явно недавние пришельцы в регионе, не успевшие инкорпорироваться в среду "узбеков" А вообще, кытай-кипчаков не было среди племен, последовавших с Мухаммедом Шейбани в Мавереннахр на рубеже 15-16 веков, они действительно поздняя волна пришлых племён. А у каракалпаков было несколько волн как из Дешти Кипчака при Шейбани хане, так и поздние переселения. Ещё в середине 18 века Нижние каракалпаки говорили русским (записывал Гладышев), что они двинулись из Казанского и Астраханского ханств для разорения Бухары 260 лет тому назад прежде чем оказались в нижнем течении Сырдарьи (если с 1740-ых годов отнять 260, то получим конец 15 века, а это как-раз начало действий Мухаммеда Шейбани). Это же предание с последующими дополнениями повторяется и в рассказах Ережеп (Ираджаб) бия в 1873 году (записывал Соболев), где среди прочих переселений упоминается также, что одна часть каракалпаков ушла в Зарафшанскую долину. При этом, часть каракалпаков, ушедшие с Шейбани ханом, к концу 17 века уже были инкорпорированы в пришлых "узбеков". А восстание против Субхан-кули хана в 1681 году подняла последующая волна переселенцев, ушедшая в Зарафшанскую долину после убийства Абдал Гаффара в 1605 году, а они пришли уже действительно из бывшего Каракалпакского ханства с центром в городе Ташкенте и поэтому местное население по отношению названий их родов применяло ещё и приставку "каракалпак". Кроме этих переселений в Зарафшанскую долину были и другие волны, например, по данным Гребенкина, часть каракалпаков переселилась в Зарафшанскую долину в конце 17 века после поражения от хивинцев (а на этот счёт в источниках имеется упоминание об убийстве хивинцами Табурчак султана (Кучумовича) в событиях 1695 года, а также есть упоминание о Хасан султане (Кучумовиче), управлявшем в Хиве и, скорее всего бежавшем к Сырдарьинским каракалпакам в период как раз этих событий (но, в источниках есть упоминание только о бегстве Хабаш султана к сырдарьинским каракалпакам, которое произошло ранее, в прежнем тексте я не так выразился). В дальнейшем, Хасан султан скоординировал внешние отношения Кучумовичей с Калмыцким ханством Аюки хана, вернее сказать, склонял Аюку хана к подданству Османской империи, в результате которого вспыхнуло крупное башкирское восстание 1704-1711 годов. То есть, что я хочу сказать: 1. восставшие в 1681 и 1825 году кытай-кипчаки и каракалпаки или кытай-кипчак-каракалпаки могли быть выходцами из Каракалпакского ханства Абдал Гаффара. 2. В сочинениях Абулгази хана о населении Хивинского ханства племя Кытай не упоминается вовсе, но в поздних документах 19 века они есть, что говорит об их прибытии вместе с Нижними каракалпаками, в "Шежере" Бердаха есть такое упоминание. 3. Интересный случай по Магидовичу, когда зарафшанские Муйтены не признают себя "узбеками", а называют себя "ногайцами", которые прежде жили в России, а некогда проживание каракалпаков в России и доказывать не надо, так как не считая бывших Казанского, Астраханского и Сибирского ханств даже бывшие Ногайская Орда и Казахские ханства к 19 веку были Российской империей, то есть, для населения Бухарского и Хивинского ханств были Россией, тем более их (муйтенов) соседи (кытай-кипчаки) среди ногайцев в начале 17 века отмечены. И что интересно, специалист по Ногайской Орде ныне покойный Трепавлов следы муйтенов среди ногайцев не нашёл, хотя муйтены были распространены среди башкир и каракалпаков (нынче только среди каракалпаков и, переходно у узбеков), также входивших в ногайский военно-политический союз. Это малая часть тех вопросов, на что нужно обратить внимание, и я просто не понимаю, откуда историки взяли, что миянкальские кытай-кипчаки являются узбекскими племенами, а не каракалпаки?! Согласен, в современности не только они, но и сами каракалпаки в большинстве своём стали узбеками, но исторически ...?! Вот в чём вопрос-то. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Kamal Опубликовано 21 сентября Поделиться Опубликовано 21 сентября 17 часов назад, кылышбай сказал: Иванов хорош показывает внутреннее обустройство региона и родов. Кытай-кыпчаки и каракалпаки явно недавние пришельцы в регионе, не успевшие инкорпорироваться в среду "узбеков" Иванов раскрыл ключевые моменты истории каракалпаков, но системно не изучал, а рекомендовал своим последователям важность изучения, но, потенциального исследователя до сих пор нет. Хорезмская экспедиция Толстова изучала комплексные вопросы средневековой истории, а Камалов попытался изучить хивинскую часть истории. А всё что было посередине, в том числе по Сырдарьинской истории, неговоря об историях в период пребывания в Казанском, Астраханском, Сибирском ханствах и Ногайской орде - нет ни одной научной работы. Были лишь некие этнографические поиски по каракалпакам Ферганской и Зарафшанской долин. Википедия по истории каракалпаков сразу начинается с середины 18 века, мол, каракалпаки жили по среднему и нижнему течению, но детали не раскрываются - откуда и как они там оказались?! Тем не менее, в грамоте Абдуллы хана 1598 года, каракалпаки как подданные Бухары уже отмечены, а это зафиксировано ещё до образования Каракалпакского ханства, когда каракалпаки ещё не обьединялись на Сырдарье по призыву шейбанида Абдал Гаффара. Поэтому, история каракалпаков многогранна, нельзя считать, что каракалпаки в Зарафшанской долине, или Ферганской долине, или в Аральском ханстве и т.д. это поздние пришельцы. Каракалпаки, если по вашему мнению были кочевниками без родины, то это не значит, что они одной толпой кочевали туда и сюда, отнюдь нет, они одновременно находились в разных частях Евразии, потому и у них было много правителей не только из своих Кучумовичей, но и некоторые группы навечно остались как в бывших Бухарском, Хивинском, Кокандском ханствах, так и в бывших Казахском, Сибирском, Казанском, Астраханском ханствах, а также среди ногайцев бывшей Ногайской орды. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Kamal Опубликовано 21 сентября Поделиться Опубликовано 21 сентября 1 час назад, Kamal сказал: Википедия по истории каракалпаков сразу начинается с середины 18 века, мол, каракалпаки жили по среднему и нижнему течению, но детали не раскрываются - откуда и как они там оказались?! Сейчас прошёлся по Википедии - опять там всё поменялось. Не знаю, с какой целью и кому это выгодно и, кто это вообще делает?! Хотя, всё же есть сугубо личное подозрение на неких заинтересованных сторон. Буквально, лет 5 назад, когда ознакамливался с Википедией, помню, были упоминания о Каракалпакском ханстве и были кое-какие имена из клана Кучумовичей, даже Абдал Гаффар был упомянут, а сейчас всё исчезло. Нет также никаких упоминаний о влияний каракалпаков в политическую жизнь соседних ханств, нет никаких сообщений о взаимоотношениях с башкирами и калмыками, нет никаких данных об отношениях с Российской империей 1722 года о том, что послы отправлялись друг-другу, что были переговоры о дружбе, сотрудничестве и торговле. Нет также сообщений о событиях 1723 года, а в предыдущей версии Википедии было указано о разделении каракалпаков на верхних и нижних из-за нападения джунгар, то есть было хоть и ошибочное, но какое-то упоминание о трагической судьбе народа, потерявшего 9/10 часть своего численного состава на момент 1723 года (Верхние и Средние каракалпаки тоже в числе этих потерь), положившие начало к дальнейшему краху Нижних каракалпаков в середине 18 века из-за нападения казахов, о которых, само собой разумеется, в нынешней версии Википедии также ничего не упоминается, хотя и делается акцент на вековую дружбу и союзничество каракалпаков именно с казахами и больше ни с кем (даже закреплены некими отрывками из документов, правда, не полностью, то есть не по сути документа). В общем, отсутствие отечественных историков и, вообще их безразличие к истории собственного народа (полагаю, они вынуждены самоотстроняться), позволяют заполнять исторический вакуум со стороны внешних бенефициаров на любой вкус, лишь бы оболванить каракалпакскую молодёжь. Поэтому, всё что я пишу будучи не проф историком, я ориентирую свою молодёжь где и что можно посмотреть в поисках реальной истории своих предков. Источниковой базы достаточно, кроме исторических архивов в Москве и Петербурге, есть масса других региональных архивов РФ, где есть документы по истории каракалпаков, среди которых башкирские архивы самые богатые. Нашему выдающемуся аксакалу Сабыру Камалову одной жизни не хватило на всё, он даже и с хивинской историей до конца не смог "разобраться", то есть, не дали полноценно разобраться, а обьезжая российские архивы, лишь с досадой произнёс "... как объять не обьятное?! ...", это он о том, что работ предстоит непосильно много. Так, что молодёжь - приступайте к изучению. Иначе, как говорится, у народа без истории, нет и будущего, так как нечего будет бережно охранять и передавать будущему поколению. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Kamal Опубликовано 21 сентября Поделиться Опубликовано 21 сентября В предыдущих постах писал, что часть Приволжских каракалпаков ушла для разорения Бухары вместе с Шейбани ханом на рубеже 15-16 веков, что согласуется с преданиями самих же каракалпаков. В этом случае, абсолютный перевес пришлых "узбеков" состоял бы из каракалпакских племён. Но, во второй половине 16 века, произошёл обратный отток, так как бухарцы направили для захвата Сибирского ханства Кучум хана с войском, состоявшем преимущественно из каракалпаков (в книге Томилова о населении Сибирского ханства упоминается "... каракалпаки, они же зовутся бухарцы магаметанского толка... "; в преданиях местных остяков упоминается о приходе каракалпаков с Кучум ханом; в русской летописи "Взятие Казани и покорение Сибири", пишут, что правящая верхушка Сибирского ханства состояла из каракалпаков; и наконец, Савва Есипов называет Кучума каракалпаком), то есть несколько источников говорят об одном и том же. Сам Кучум приходится внуком хана Сибири Ибака, который передал часть своих людей Мухаммеду Шейбани при экспансии последнего на Бухару, отсюда и постоянная связь каракалпаков с Кучумом и его потомками, в результате чего Кучумовичи стали законными правителями каракалпаков, под власть которых попала и часть каракалпаков, объединённые под властью Абдал Гаффара на рубеже 16-17 веков. Исторически известно, что разные группы каракалпаков подчинялись разным правителям - Кучум хану сибирскому, Тауекелю казахскому, Абдулле бухарскому, Ураз Мухаммеду ногайскому, которые умерли в один год, то есть в 1598 году. Обычно, когда умирают влиятельные правители, происходят некие разброд и шатание, которых и использовал в свою пользу Абдал Гаффар, собрав воедино всех "освободившихся" каракалпаков, которые и обосновались у обоих берегов Сырдарьи, захватив с десяток городов данного бассейна. Потом, в 1605 году убили и самого Абдал Гаффара и произошло обратное рассредотачивание по разным ханствам. Этот, как бы постоянно пульсирующий процесс завершился только при правлении Ишим Мухаммед хана (1711-1723 гг), который принял по отношении к России дружественную политику. Все его предшественники пытались вернуть Сибирь, в том числе и используя башкирские восстания. Вот поэтому и почти все башкирские восстания были организованы Кучумовичами, где погибло и много каракалпакского населения, а все попытки Кучумовичей возродить Сибирское ханство, тормозили процесс развития и процветания самого Каракалпакского ханства, так как все силы и средства уходили на бестолковую и ничего не значащую для каракалпаков неравную по силам, войну, которую с приходом к власти Ишим Мухаммед хан запретил. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Kamal Опубликовано Пятница в 20:14 Поделиться Опубликовано Пятница в 20:14 В 21.09.2025 в 13:47, Kamal сказал: Так, что, молодёжь - приступайте к изучению. Иначе, как говорится, у народа без истории, нет и будущего, так как нечего будет бережно охранять и передавать будущему поколению. Зря некоторые мои соотечественники настроены пессимистично насчет своего будущего. Да, понимаю, гибель нашего Арала в перспективе ничего хорошего нам не обещает, всё равно придется покинуть родной очаг как и при прежних катаклизмах и, что ещё хуже, как нация можем и вовсе исчезнуть. Но, это в перспективе, да и неизвестно, возможно какую-то этническую идентичность всё же сохраним, правда, за пределами своей нынешней территории. И это главное, ну а если даже и исчезнем, то пополним список и более легендарных народов, которые исчезли тысячелетиями ранее, ведь впереди будут и другие тысячелетия, где о нас будут говорить. Суть изучения собственной истории именно в этом, мы должны оставить о себе свою истинную историю, которая очень богата и в героизме, и в драматизме, в общем, никак не хуже истории уже исчезнувших когда-то, народов. Нынешняя ситуация на уровне Википедии это вообще ни о чём, тем не менее лет 15 назад я и сам лично "блистал" именно подобными знаниями об истории своего народа. Но, в процессе изучения фактов (личном ознакомлении с историческими документами) наткнулся на грубую фальсификацию, в которую никак не хотелось верить, но увы. И оставлять всё в таком виде будет преступлением перед легендарными предками. Так что, работы очень много, у нас даже хивинская часть истории до конца не расшифрована, плюс по истории 16-18 веков есть достаточно богатые сведения в архивах РФ, лишь нужно имена правителей правильно определить, так как одинаковых имён очень много, что требует тщательного анализа. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
asan-kaygy Опубликовано 10 часов назад Поделиться Опубликовано 10 часов назад Наконец то вышла долгожданная статья по предкам казахских коныратов Ссылка здесь: Сабитов Ж.М. К вопросу о происхождении золотоордынских эмиров Нангудая и Кутлук-Тимура // Золотоордынское обозрение. 2025. Т. 13, № 3. С. 563–580. https://www.academia.edu/144349144/%D0%A1%D0%B0%D0%B1%D0%B8%D1%82%D0%BE%D0%B2_%D0%96_%D0%9C_%D0%9A_%D0%B2%D0%BE%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%81%D1%83_%D0%BE_%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B8%D1%81%D1%85%D0%BE%D0%B6%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B8_%D0%B7%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D1%82%D0%BE%D0%BE%D1%80%D0%B4%D1%8B%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D1%85_%D1%8D%D0%BC%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2_%D0%9D%D0%B0%D0%BD%D0%B3%D1%83%D0%B4%D0%B0%D1%8F_%D0%B8_%D0%9A%D1%83%D1%82%D0%BB%D1%83%D0%BA_%D0%A2%D0%B8%D0%BC%D1%83%D1%80%D0%B0_%D0%97%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D1%82%D0%BE%D0%BE%D1%80%D0%B4%D1%8B%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5_%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D0%B7%D1%80%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5_2025_%D0%A2_13_3_%D0%A1_563_580 Было шесть версий происхождения Нангудая, существующих в историографии, среди которых наиболее обоснованной я признаю ту, что приведена в «Фирдаус ал-икбал», с поправкой на ошибку автора — смешение двух разных лиц по имени Ногай (темник Ногай и кунграт Ногай). Помимо «Фирдаус ал-икбал», шежире называют в числе его предков Жаилхана, Сенке-бия и Ногая, имена которых совпадают с предками из письменных источников. Предком Нангудая действительно был Терк-Амал-хан, кузен Борте (жены Чингисхана), а не золотоордынский темник Ногай. Таким образом, Нангудай происходит из правящей линии кунгратов, связанных с домом Чингисхана через брачные союзы (Тумалун — дочь Чингисхана, супруга Тыныма-гургена). Ниже напишу генеалогию Нангудая. Золотоордынский эмир Нангудай имеет длинную генеалогию предков. К именам предков мы добавим краткий пересказ сведений, касательно того или иного предка Нангудая и свои пояснения. Ниже указана генеалогия Нангудая (номер будет означать колена, то есть 7 – это предок в 7 колене, 12 – предок в 12 колене): 1. Агадай. Отца Нангудая звали Агадай бахадур. Он правил в Булгаре 22 года. Совершал походы на русские княжества и черкесов, «покорил эти стра ны и назначил там наместников». Он управлял странами Булгар и Черкес в качестве заместителя отца. Ему подчинялось 30 тысяч юрт кунгратов и 100 тысяч юрт других кочевников. Также он восстановил городские стены Хад жи-Тархана, лежавшие в руинах со времен Джучи. Погиб в 713 году хиджры (1313–1314) вместе с отцом в возрасте 35 лет в битве с Сонкор-мирзой из племени Мангыт. 2. Ногай. Отца Агадая звали Ногай. Погиб Ногай из племени кунграт в возрасте 81 или 92 лет в 713 году хиджры и имел 7 сыновей. 3. Муса гурген. В 631 или в 633 году по хиджре Муса гурген унаследовал улус отца. Бату повысил его в должности и выдал за него дочь Хулагу (сын Толуя) по имени Таракай-хатун. Она родила ему Ногая и Тудаку хатун. Тудаку была замужем за султаном Ахмад Тегудером сыном Хулагу. Муса гурген умер в 663 г. по хиджре, во времена правления Берке. Его доисламским именем было имя Тука-Тимур. 4. Тыным гурген получил от Чингиз-хана титул нойон (вместо титула хан, который был у его отца) и во владение всех кунгратов. Сопровождал Чингиз-хана в большинстве его походов. В битве между ханом и султаном Джалал ад-Дином Хорезмшахом на берегу реки Инд (Синд) Тыным гурген упорно сражался, ранил самого султана и убил его знаменосца. Султан потерпел поражение, но спасся, прыгнув в реку. Хан одарил Тыныма гургена множественными наградами и почестями и поднял его по статусу выше других эмиров. По возвращению из Ирана, Чингиз-хан отправил своего сына Джучи обратно в его владения и послал с ним Тыныма гургена вместе с его племенем в улус Джучи. Джучи уважал Тыныма и ничего не предпринимал без его совета. Ближе к концу жизни Тыным гурген принял ислам. 5. Терк-Амал-хан. Когда Чингиз-хан воевал с Онг-ханом Кереитом, он попросил помощи у Терк-Амал-хана, и с его помощью победил. Взойдя на трон, Чингиз-хан попросил Терк-Амал-хана прислать ему Тагахара Бахадура (своего брата), которого он назначил личным эмир-и лашкара. Терк-Амал-хан, правил 35 лет и в 618 году по хиджре умер. У него было четыре сына. Старшего звали Тыным гурген. Чингиз-хан выдал замуж за него свою дочь Тумаюн. Имена младших сыновей Терк-Амал-хана были Эльчи Ноян, Ачай и Тукен. 6. Дей (Даритай)-нойон хан. Он был современником Есугея Бахадура. У хана было трое сыновей, Кая-хан, Терк-Амал-хан и Тагачар-нойон. Даритай-нойон-хан сделал Кая-хана правителем кунгратов на Кара-Мурене, сделал Терк-Амал-хана своим наследником и сделал Тагачар-нойона эмир-и лашкар. Кая-хан умер во времена Гуйук-хана ибн Угедей каана. Судя по всему, отцом Терк-Амал-хана был Даритай-хан, брат Дай-сецена (отца Борте). 7. Арслан-хан. Имел 10 сыновей. Арслан-хан, мстя за смерть сына Кабул-хана, разграбил район Китая под названием Ханбалык, убил эмира Алтан-хана по имени Ток Чингсанг. 8. Монге-хан. Он имел семь сыновей: Пашан, Сенги, Джамуха, Байсун, Арслан, Кубдай и Сойюнч. Большинство кланов племени кунграт являются их потомками. Монге отправил четырех сыновей, которые были старше Арслана, вместе с 20 тысячами семей племени кунграт на берег реки Кара-Мурен; они завладели этим местом и поселились там. 9. Джаилган-хан. Был современником Тумбинай-сечена. Он восстал против своего родственника Караул-хана и убил его. После этого он стал ханом всех кунгратов. У него была дочь Аруджа хатун, которую он выдал замуж за прадеда Чингиз-хана, Кабул-хана, сына Тумен-хана. Здесь интересным фактом является то, что Жаилхан (Джаилган-хан), согласно каракалпакскому фольклору, считается предком кунгратов. 10. Аганай-хан 11. Сынтай-Тимур 12. Каучин 13. Кадан-хан 14. Калджидай-хан. По генеалогическим расчетам он мог родиться около 892 года (расчет на основании 30 лет на поколение). Калджидай-хан, согласно «Фирдаус ал-икбал», был очень справедливым и образованным человеком. У него был младший брат по имени Салджидай и сын по имени Кадан-хан. Когда Калджидай-хан умирал, он разделил свой улус и имущество на две части: сыну и брату. Когда Кадан-хан взошел на престол, Салджидай-хан, поднял восстание. После долгих боев он захватил и заключил в тюрьму Кадан-хана, который умер в тюрьме. Салджидай-хан после захвата Кадана стал правителем кунгратов. В течение пяти поколений после него королевство принадлежало его потомкам. Имя последнего короля было Караул-хан, сын Тимадж-хана, сына Кескюн-хана, сына Уранджи-хана, сына Буркай-хана, сына Салджидай-хана. Другой вопрос - генеалогия эмира Кутлук-Тимура Существует пять версий происхождения Кутлук-Тимура, наместника Хорезма при Узбек-хане: Наша версия - из племени онгут. Вот наша реконструкция его генеалогии: Кутлук-Тимур происходил от Чин-Тимура, баскака Ургенча, назначенного Джучи. Его потомки: Чин-Тимур - онгут, баскак Ургенча при Джучи, служил также при Угэдэе и Чурмагуну. Онгу-Тимур и Куч-Тимур — сыновья Чин-Тимура; первый служил в Иране, второй - в Хорезме. Толук-Тимур, сын Куч-Тимура - правитель Хорезма до 1307 г. Куртука - сын Онгу-Тимура; его сыном был Кутлук-Тимур, упомянутый как Наджм ад-Дин Кутлуг-Тимур, назначенный Олджайту-ханом хорезмшахом, но на деле - представитель династии хорезмских наместников. Его мать - сестра хана Токты, жена эмира Куртуки, а братья - Мухаммед-ходжа и Сарай-Тимур. Харунбек, сын Кутлук-Тимура, зять Узбек-хана, женатый на дочери ханшы Тайдуллы. Таким образом, Кутлук-Тимур происходил из онгутской династии наместников Хорезма, восходящей к Чин-Тимуру, вассалу Джучи. Эта линия была тесно связана с Джучидами через браки и службу при Узбеке и Токте. 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Kamal Опубликовано 2 часа назад Поделиться Опубликовано 2 часа назад 7 часов назад, asan-kaygy сказал: Наконец то вышла долгожданная статья по предкам казахских коныратов Ссылка здесь: Сабитов Ж.М. К вопросу о происхождении золотоордынских эмиров Нангудая и Кутлук-Тимура // Золотоордынское обозрение. 2025. Т. 13, № 3. С. 563–580. https://www.academia.edu/144349144/%D0%A1%D0%B0%D0%B1%D0%B8%D1%82%D0%BE%D0%B2_%D0%96_%D0%9C_%D0%9A_%D0%B2%D0%BE%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%81%D1%83_%D0%BE_%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B8%D1%81%D1%85%D0%BE%D0%B6%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B8_%D0%B7%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D1%82%D0%BE%D0%BE%D1%80%D0%B4%D1%8B%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D1%85_%D1%8D%D0%BC%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2_%D0%9D%D0%B0%D0%BD%D0%B3%D1%83%D0%B4%D0%B0%D1%8F_%D0%B8_%D0%9A%D1%83%D1%82%D0%BB%D1%83%D0%BA_%D0%A2%D0%B8%D0%BC%D1%83%D1%80%D0%B0_%D0%97%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D1%82%D0%BE%D0%BE%D1%80%D0%B4%D1%8B%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5_%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D0%B7%D1%80%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5_2025_%D0%A2_13_3_%D0%A1_563_580 Было шесть версий происхождения Нангудая, существующих в историографии, среди которых наиболее обоснованной я признаю ту, что приведена в «Фирдаус ал-икбал», с поправкой на ошибку автора — смешение двух разных лиц по имени Ногай (темник Ногай и кунграт Ногай). Помимо «Фирдаус ал-икбал», шежире называют в числе его предков Жаилхана, Сенке-бия и Ногая, имена которых совпадают с предками из письменных источников. Предком Нангудая действительно был Терк-Амал-хан, кузен Борте (жены Чингисхана), а не золотоордынский темник Ногай. Таким образом, Нангудай происходит из правящей линии кунгратов, связанных с домом Чингисхана через брачные союзы (Тумалун — дочь Чингисхана, супруга Тыныма-гургена). Ниже напишу генеалогию Нангудая. Золотоордынский эмир Нангудай имеет длинную генеалогию предков. К именам предков мы добавим краткий пересказ сведений, касательно того или иного предка Нангудая и свои пояснения. Ниже указана генеалогия Нангудая (номер будет означать колена, то есть 7 – это предок в 7 колене, 12 – предок в 12 колене): 1. Агадай. Отца Нангудая звали Агадай бахадур. Он правил в Булгаре 22 года. Совершал походы на русские княжества и черкесов, «покорил эти стра ны и назначил там наместников». Он управлял странами Булгар и Черкес в качестве заместителя отца. Ему подчинялось 30 тысяч юрт кунгратов и 100 тысяч юрт других кочевников. Также он восстановил городские стены Хад жи-Тархана, лежавшие в руинах со времен Джучи. Погиб в 713 году хиджры (1313–1314) вместе с отцом в возрасте 35 лет в битве с Сонкор-мирзой из племени Мангыт. 2. Ногай. Отца Агадая звали Ногай. Погиб Ногай из племени кунграт в возрасте 81 или 92 лет в 713 году хиджры и имел 7 сыновей. 3. Муса гурген. В 631 или в 633 году по хиджре Муса гурген унаследовал улус отца. Бату повысил его в должности и выдал за него дочь Хулагу (сын Толуя) по имени Таракай-хатун. Она родила ему Ногая и Тудаку хатун. Тудаку была замужем за султаном Ахмад Тегудером сыном Хулагу. Муса гурген умер в 663 г. по хиджре, во времена правления Берке. Его доисламским именем было имя Тука-Тимур. 4. Тыным гурген получил от Чингиз-хана титул нойон (вместо титула хан, который был у его отца) и во владение всех кунгратов. Сопровождал Чингиз-хана в большинстве его походов. В битве между ханом и султаном Джалал ад-Дином Хорезмшахом на берегу реки Инд (Синд) Тыным гурген упорно сражался, ранил самого султана и убил его знаменосца. Султан потерпел поражение, но спасся, прыгнув в реку. Хан одарил Тыныма гургена множественными наградами и почестями и поднял его по статусу выше других эмиров. По возвращению из Ирана, Чингиз-хан отправил своего сына Джучи обратно в его владения и послал с ним Тыныма гургена вместе с его племенем в улус Джучи. Джучи уважал Тыныма и ничего не предпринимал без его совета. Ближе к концу жизни Тыным гурген принял ислам. 5. Терк-Амал-хан. Когда Чингиз-хан воевал с Онг-ханом Кереитом, он попросил помощи у Терк-Амал-хана, и с его помощью победил. Взойдя на трон, Чингиз-хан попросил Терк-Амал-хана прислать ему Тагахара Бахадура (своего брата), которого он назначил личным эмир-и лашкара. Терк-Амал-хан, правил 35 лет и в 618 году по хиджре умер. У него было четыре сына. Старшего звали Тыным гурген. Чингиз-хан выдал замуж за него свою дочь Тумаюн. Имена младших сыновей Терк-Амал-хана были Эльчи Ноян, Ачай и Тукен. 6. Дей (Даритай)-нойон хан. Он был современником Есугея Бахадура. У хана было трое сыновей, Кая-хан, Терк-Амал-хан и Тагачар-нойон. Даритай-нойон-хан сделал Кая-хана правителем кунгратов на Кара-Мурене, сделал Терк-Амал-хана своим наследником и сделал Тагачар-нойона эмир-и лашкар. Кая-хан умер во времена Гуйук-хана ибн Угедей каана. Судя по всему, отцом Терк-Амал-хана был Даритай-хан, брат Дай-сецена (отца Борте). 7. Арслан-хан. Имел 10 сыновей. Арслан-хан, мстя за смерть сына Кабул-хана, разграбил район Китая под названием Ханбалык, убил эмира Алтан-хана по имени Ток Чингсанг. 8. Монге-хан. Он имел семь сыновей: Пашан, Сенги, Джамуха, Байсун, Арслан, Кубдай и Сойюнч. Большинство кланов племени кунграт являются их потомками. Монге отправил четырех сыновей, которые были старше Арслана, вместе с 20 тысячами семей племени кунграт на берег реки Кара-Мурен; они завладели этим местом и поселились там. 9. Джаилган-хан. Был современником Тумбинай-сечена. Он восстал против своего родственника Караул-хана и убил его. После этого он стал ханом всех кунгратов. У него была дочь Аруджа хатун, которую он выдал замуж за прадеда Чингиз-хана, Кабул-хана, сына Тумен-хана. Здесь интересным фактом является то, что Жаилхан (Джаилган-хан), согласно каракалпакскому фольклору, считается предком кунгратов. 10. Аганай-хан 11. Сынтай-Тимур 12. Каучин 13. Кадан-хан 14. Калджидай-хан. По генеалогическим расчетам он мог родиться около 892 года (расчет на основании 30 лет на поколение). Калджидай-хан, согласно «Фирдаус ал-икбал», был очень справедливым и образованным человеком. У него был младший брат по имени Салджидай и сын по имени Кадан-хан. Когда Калджидай-хан умирал, он разделил свой улус и имущество на две части: сыну и брату. Когда Кадан-хан взошел на престол, Салджидай-хан, поднял восстание. После долгих боев он захватил и заключил в тюрьму Кадан-хана, который умер в тюрьме. Салджидай-хан после захвата Кадана стал правителем кунгратов. В течение пяти поколений после него королевство принадлежало его потомкам. Имя последнего короля было Караул-хан, сын Тимадж-хана, сына Кескюн-хана, сына Уранджи-хана, сына Буркай-хана, сына Салджидай-хана. Другой вопрос - генеалогия эмира Кутлук-Тимура Существует пять версий происхождения Кутлук-Тимура, наместника Хорезма при Узбек-хане: Наша версия - из племени онгут. Вот наша реконструкция его генеалогии: Кутлук-Тимур происходил от Чин-Тимура, баскака Ургенча, назначенного Джучи. Его потомки: Чин-Тимур - онгут, баскак Ургенча при Джучи, служил также при Угэдэе и Чурмагуну. Онгу-Тимур и Куч-Тимур — сыновья Чин-Тимура; первый служил в Иране, второй - в Хорезме. Толук-Тимур, сын Куч-Тимура - правитель Хорезма до 1307 г. Куртука - сын Онгу-Тимура; его сыном был Кутлук-Тимур, упомянутый как Наджм ад-Дин Кутлуг-Тимур, назначенный Олджайту-ханом хорезмшахом, но на деле - представитель династии хорезмских наместников. Его мать - сестра хана Токты, жена эмира Куртуки, а братья - Мухаммед-ходжа и Сарай-Тимур. Харунбек, сын Кутлук-Тимура, зять Узбек-хана, женатый на дочери ханшы Тайдуллы. Таким образом, Кутлук-Тимур происходил из онгутской династии наместников Хорезма, восходящей к Чин-Тимуру, вассалу Джучи. Эта линия была тесно связана с Джучидами через браки и службу при Узбеке и Токте. Жаль, что в скачанном файле поэмы Бердаха "Шежере" (родословное древо) несколько листов отсутствуют, сам лично всё содержание поэмы наизусть не помню. Тем не менее, про Нагадай (Нангудай) бия имеются такие строки (дословный русский перевод): "Нагадай бий ага (старший) журта, Всех Конратов предок. Он отец тридцати сыновей... С ураном Жайылган все конраты - Потомки этих тридцати сыновей. Отличный (другой) от Жайылгана уран имеющими, Муйтен и Кият были... ". В общем, Бердах действительно упоминает Жайылгана, но как написано это имя в оригинале поэмы (старокаракалпакском языке) - просто Джайылган или Джайылган хан, к сожалению, тоже не помню. Тем не менее, на форуме Конратов встретил информацию от одного самаркандского каракалпака, где свою генеалогию он производит от Джайыл, а дальше Конрат, дальше большой род Тийекли, дальше подроды. Вопрос: есть ли у Конратов соседних народов (казахи, узбеки, кыргызы, туркмены и т.д.) какое-либо упоминание (легенды, мифы) о Жайыл хане, как правителе Конратов? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
asan-kaygy Опубликовано 2 часа назад Поделиться Опубликовано 2 часа назад Жаилган кажется только у вас. 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Kamal Опубликовано 2 часа назад Поделиться Опубликовано 2 часа назад 4 минуты назад, asan-kaygy сказал: Жаилган кажется только у вас. Думаю, потому и Конраты у нас отдельный Арыс, так как образован от разных родов и племён, некогда находившихся под властью хорезмских Конратов. Моя версия, что Арыс образовался во времена правления конратских суфидов. Очень интересно, что названия родов не повторяются у казахских коныратов, зато с узбекскими почти идентичны. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Kamal Опубликовано 1 час назад Поделиться Опубликовано 1 час назад 40 минут назад, Kamal сказал: "Нагадай бий ага (старший) журта, Всех Конратов предок. Он отец тридцати сыновей... С ураном Жайылган все конраты - Потомки этих тридцати сыновей. Отличный (другой) от Жайылгана уран имеющими, Муйтен и Кият были... ". В общем, Бердах действительно упоминает Жайылгана, В шестиарысовой версии Шежере племя Кият находится внутри Арыса Конрат, а Муйтены сами по себе были отдельным Арысом. Поэма Бердаха написана в середине 19 века, когда каракалпаки уже были численно сокращены до двух Арысов. Интересно, что в шестиарысовой версии, численность конратских родов ровно 30 тайп (30 сыновей?!) и перечислены по следующим наименованиям: ашамайлы, айыллы, колдаулы, сандаулы, костамгалы, кандекли, кайраклы, дараклы, казанлы, шомишли, балгалы, арбалы, тугырлы, онтамгалы, баканлы, шаужейли, канжыгалы, богежели, тобыклы, казаяклы, тийекли, ергенекли, ишекли, ыргаклы, баймаклы, байраклы, каргалы, сыргалы, теристамгалы, тентамгалы. Каждая тайпа делится ещё на несколько десятков мелких родов. Некоторые из вышеперечисленных 30 тайп (групп) встречаются также среди родоплеменного состава и соседних народов, правда, примыкают не конратским, а другим племенам. И родственны они между собой или просто тезки - сказать трудно. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться