кылышбай Опубликовано 15 декабря, 2016 Поделиться Опубликовано 15 декабря, 2016 перенесу сюда свои сообщения об оймауытах из темы "Дулат". толком никто не отозвался и ничего не написал, может вы, Kamal, что нибудь знаете? Цитата кылышбай: недавно братишка из ташкента украл девушку. она из рода оймауыт. живут они в кибрайском районе ташкентской области. я об этом роде не слыхал никогда, но мне сказали что они из канглы. я и поверил. и все вокруг это твердили. залез в интернет - а оймауыт оказался подродом рода жаныс (дулат). и почему то они считаются среди дулатов кырме. никто не в курсе откуда они попали к ним? asan-kaygy: Оймаут это искаженное туркменское йомут. в некоторых случаях. Надо протестировать их. кылышбай: есть одноименные села в Сайрамском районе ЮКО и в Байганинском районе Актюбинской области. в сайрамском возможно сами оймауты и живут. на слух слово явно не казахское. хотя возможно я казахским не так владею. цитата из казах.ру: Салют братья! Я тоже оймауыт. Я живу в г.Зарафшане (Узбекистан, Навои обл.). Здесь каракалпаки, особенно мангыти совсем много. Потом китай-кипчаки, кунграти. Кенегеси тоже есть. Но муйтени очень мало. Наша общая названия "алты арыс қарақалпақ". (Арсен) возможно оймауыты кырме от каракалпаков-мангытов. надо у Kamal спросить Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Kamal Опубликовано 15 декабря, 2016 Поделиться Опубликовано 15 декабря, 2016 Численность каракалпаков в РУз в начале 20 века я приводил для того, чтоб сравнить, что те могли быть не все каракалпаки, а лишь более или менее еще сохранившие свое самоназвание, а так за 150-200 лет до этого и они, если из группы Верхних каракалпаков, могли "поредеть" в связи с ассимиляцией с местными. Часть Навоийской области раньше была в составе ККАССР, а так и в Зарафшане в 17-18 веках проживало большая группа каракалпаков. Жаль, я сейчас ничем не могу помочь, нужно специально заниматься, изучать, а будучи у себя на Родине на эти вещи внимания не обращал, а сейчас тем более возможности нет. А так очень охота полностью посвятить себя к решению этих вопросов - копать и копать. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Kamal Опубликовано 15 декабря, 2016 Поделиться Опубликовано 15 декабря, 2016 Кстати, Оймауыты входят к Кенегесам и делятся на Кара и Сары. А с другой стороны, Кенегесы ведь, тоже отделены от Мангытов. Но нужно изучать. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Le_Raffine Опубликовано 15 декабря, 2016 Поделиться Опубликовано 15 декабря, 2016 6 часов назад, Kamal сказал: В том то и дело, это конец 16 века и даже самого Кучума приписывают в род "каракалпак", а в совокупности могли указать как киргиз-кайсаки. А где Есипов про Кучума пишет что он каракалпак? Киргиз-кайсак он написать не мог, поскольку этот дебильный экзоэтноним в те времена никому не был известен. Цитата Глава [5] О царе Кучюме. Прииде же степью ис Казачьи орды царь Кучюм М[у]ртазеев сын со многими воинскими людми и доиде до града Сибири, и град взя, и князей [Е]тигера и Бекбулата уби, и прозвася сибирский царь. И мнози языцы повинны собе сотвори, и превознесеся мыслию и сего ради погибе по глаголющему: «Господь гордым противится, смиренным дает благодать». Бекбулатов же сын Сейдяк от убиения царя Кучюма соблюден бысть и изведен в Бухарскую землю. Царь же Кучюм царст[во]ва в Сибири лета доволна во изообилии, радости и веселии, дани и оброки со многих язык имаше даже до лета повеления Господня, в ня же Бог восхоте царство его разрушити и предати православным християном. 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Kamal Опубликовано 15 декабря, 2016 Поделиться Опубликовано 15 декабря, 2016 2 hours ago, Le_Raffine said: А где Есипов про Кучума пишет что он каракалпак? Киргиз-кайсак он написать не мог, поскольку этот дебильный экзоэтноним в те времена никому не был известен. А кто пишет, что он - казах? Такого нет, а путь в Сибирь проходил через казахские степи " Прииде же степью ис Казачьи орды царь Кучюм М[у]ртазеев ...". Он шейбанид, а казахи не охотно-то ладили с шейбанидами, а война Хакназара с ним, полагаю, тоже на этой почве. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Le_Raffine Опубликовано 15 декабря, 2016 Поделиться Опубликовано 15 декабря, 2016 4 минуты назад, Kamal сказал: А кто пишет, что он - казах? Такого нет, а путь в Сибирь проходил через казахские степи " Прииде же степью ис Казачьи орды царь Кучюм М[у]ртазеев ...". Никто. Я вроде и не утверждал, что он казах. Не просто путь, но и "со многим воинством своим Казачыи е орды", если верить Сибирской летописи. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Le_Raffine Опубликовано 15 декабря, 2016 Поделиться Опубликовано 15 декабря, 2016 5 минут назад, Kamal сказал: Он шейбанид, а казахи не охотно-то ладили с шейбанидами, а война Хакназара с ним, полагаю, тоже на этой почве. Он не Шейбанид - потомок Мухаммеда-Шейбани, а Шибанид - потомок Шибана сына Джучи. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Le_Raffine Опубликовано 15 декабря, 2016 Поделиться Опубликовано 15 декабря, 2016 Хотя и сам Мухаммед-Шейбани тоже был Шибанидом. =) Но Кучум его(Мухаммеда-Шейбани) потомком не был. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Kamal Опубликовано 15 декабря, 2016 Поделиться Опубликовано 15 декабря, 2016 2 hours ago, Le_Raffine said: Хотя и сам Мухаммед-Шейбани тоже был Шибанидом. =) Но Кучум его(Мухаммеда-Шейбани) потомком не был. Как я понял у Мухамеда-Шейбани ни один потомок не правил, а Кучум - шейбанид со стороны союзников. Так разделяют Шибанидов от Шейбанидов. 2 hours ago, Le_Raffine said: Никто. Я вроде и не утверждал, что он казах. Не просто путь, но и "со многим воинством своим Казачыи е орды", если верить Сибирской летописи. Если он со своим многим казахским воинством ушел в Сибирь, то зачем за ним погнался Хакназар со своим не меньшим воинством, прося поддержку у русских? Если Сибирь в руках казахов, то зачем Хакназару разрушать все, вместо того чтоб приумножить все казахское?! Разве Хакназар не вел войну против ногайцев? Тут должно быть более разумное объяснение. Выводы делать рано. Хотя, какое может быть объяснение, Бухара и Сибирь управлялись шейбанидами, а Хакназару, находящемуся между ними, ничего не оставалось как сблизиться с русскими. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Le_Raffine Опубликовано 15 декабря, 2016 Поделиться Опубликовано 15 декабря, 2016 15 минут назад, Kamal сказал: Как я понял у Мухамеда-Шейбани ни один потомок не правил, а Кучум - шейбанид со стороны союзников. Так разделяют Шибанидов от Шейбанидов. Кучум потомок Шибана, т.е. шибанид. 15 минут назад, Kamal сказал: Если он со своим многим казахским воинством ушел в Сибирь, то зачем за ним погнался Хакназар со своим не меньшим воинством, прося поддержку у русских? Если Сибирь в руках казахов, то зачем Хакназару разрушать все, вместо того чтоб приумножить все казахское?! Разве Хакназар не вел войну против ногайцев? Так вы же сами недавно писали, что правящий класс в Сибирском ханстве был из казахов и каракалпаков? Где Хакназар гонялся за Кучумом прося помощь у русских? Вроде русские сами отправляли к нему посольство, которое до адресата не дошло. 18 минут назад, Kamal сказал: Тут должно быть более разумное объяснение. Выводы делать рано. Разумное объяснение такое, что "воинство казачьи орды" были просто наемниками, которые потом разошлись по домам, а не верноподданными Хак-Назара. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Kamal Опубликовано 15 декабря, 2016 Поделиться Опубликовано 15 декабря, 2016 2 hours ago, Le_Raffine said: Кучум потомок Шибана, т.е. шибанид. Так вы же сами недавно писали, что правящий класс в Сибирском ханстве был из казахов и каракалпаков? Где Хакназар гонялся за Кучумом прося помощь у русских? Вроде русские сами отправляли к нему посольство, которое до адресата не дошло. Разумное объяснение такое, что "воинство казачьи орды" были просто наемниками, которые потом разошлись по домам, а не верноподданными Хак-Назара. Само собой разумеется Кучум - Шибанид, но скорее всего особо приближенный к Шейбанидам, есть какое-то родство с бухарским Абдуллой - шейбанидом. В русских источниках упоминают о господстве каракалпаков и казахов. "Гонялся" это образно, Хакназар для Кучума не был ни другом, ни родственником. Русское посольство может быть и ответным шагом, будущие покорители Сибири хорошо работали, они знали положение дел у Хакназара и что тот стоит между двух огней. А им самим союз с Хакназаром был на руку - пусть степняки поубивают друг друга. Разумное объяснение не в том, что у всех правителей одни лишь наемники, а у этих правителей были еще и свои амбиции. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Le_Raffine Опубликовано 15 декабря, 2016 Поделиться Опубликовано 15 декабря, 2016 10 минут назад, Kamal сказал: Само собой разумеется Кучум - Шибанид, но скорее всего особо приближенный к Шейбанидам, есть какое-то родство с бухарским Абдуллой - шейбанидом. Ну, да. Абдулла тоже был шибанидом и шейбанидом. А Кучум просто шибанидом. =) 11 минут назад, Kamal сказал: В русских источниках упоминают о господстве каракалпаков и казахов. По крайней мере упоминаний о том, что Кучум "каракалпак из Казахского ханства" в летописях точно нет. 13 минут назад, Kamal сказал: Разумное объяснение не в том, что у всех правителей одни лишь наемники, а у этих правителей были еще и свои амбиции. Плюс племенная принадлежность тогда превалировала над национальной. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Kamal Опубликовано 16 декабря, 2016 Поделиться Опубликовано 16 декабря, 2016 On 15.12.2016 at 2:33 PM, Le_Raffine said: Quote Ну, да. Абдулла тоже был шибанидом и шейбанидом. А Кучум просто шибанидом. =) Не однозначно. Не являясь прямым потомком, Абдулла тем не менее шейбанид. Поэтому будет не ошибкой считать Кучума тоже шейбанидом. Например, вот что пишет ув. Асан-Кайгы по поводу каракалпакских ханов: "Долгое время у каракалпаков не было собственных ханов и они провозглашали ханами кого-либо из представителей своего народа и нарекали их именами давно уже умерших шейбанидских султанов. Так в 1578 году они провозгласили ханом лже-Шайхан-султана, в 1582 году лже-Барака-хана, в 1604 лже-Абдал-Гаффар-хана". То есть, каракалпаки однозначно тусовались под шейбанидами, а в конце-концов именно Кучумовичи стали у них полноправными правителями. Не лишним будет обратить внимание и на документ русских послов от 1742 года (Гладышев) о приходе каракалпаков из Волги для разорения Бухары 260 лет тому назад, как раз попадаем на события, связанные с Мухамедом Шейбани. Quote По крайней мере упоминаний о том, что Кучум "каракалпак из Казахского ханства" в летописях точно нет. Если Вы не читали то и не означает, что нет упоминаний. Я тоже не читал, наверное, просто-напросто нет на страницах интернета. Зато есть статьи у Омских историков: http://sybyrlar.narod.ru/istoria2.html "Сам Кучум и все члены его рода, так называемые шейбаниды, были в основном выходцами из Средней Азии и Казахстана. Какая-то часть коренного населения, естественно, оставалась на прежних местах и смешивалась с пришельцами-завоевателями. В одной из сибирских легенд об основании д. Кускуны Тевризского района Омской области говорится о том, что во времена хана Кучума сюда пришли каракалпаки (казахи?) и прогнали живших здесь остяков[6]. Рядом с Кускунами находится другая деревня сибиров Байбы, в прошлом известная как Байбахтинская. Этноним байбахты встречается как родовое подразделение не только у каракалпаков, но входил в состав казахов-алчынов младшего Жуза". Они тоже ссылаются на какие-то документы, не придумали же каких-то каракалпаков, которые за тысячи километров от Омска. Quote Плюс племенная принадлежность тогда превалировала над национальной. Возможно, но к концу 16 века каракалпаки вполне осознавали себя отдельным народом. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Kenan Опубликовано 16 декабря, 2016 Поделиться Опубликовано 16 декабря, 2016 Что означает монгольское имя Шибан? А Шейбан это уже скорее арабское имя. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Kamal Опубликовано 16 декабря, 2016 Поделиться Опубликовано 16 декабря, 2016 30 minutes ago, Kenan said: Что означает монгольское имя Шибан? А Шейбан это уже скорее арабское имя. Это скорее всего не личное имя Мухамеда Шейбани, т.к. называют и другие имена, например, Шайбак. Одного из потомков Кучума также звали Шайбак, правил среди каракалпаков, сын Ишим Мухамеда. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Le_Raffine Опубликовано 16 декабря, 2016 Поделиться Опубликовано 16 декабря, 2016 Я же не спорю с тем, что Кучум мог привести с собой войска казахов и каракалпаков. Я против конкретного утверждения о том, что Савва Есипов писал, что "Кучум каракалпак из Казахского ханства". Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Kamal Опубликовано 17 декабря, 2016 Поделиться Опубликовано 17 декабря, 2016 9 hours ago, Le_Raffine said: Я же не спорю с тем, что Кучум мог привести с собой войска казахов и каракалпаков. Я против конкретного утверждения о том, что Савва Есипов писал, что "Кучум каракалпак из Казахского ханства" Нужно найти этого утверждения Есипова, просто так ничего не бывает. В конце-концов не я придумал о принадлежности Кучума каракалпакам. По поводу Карасакала (Байбулата Хасанова, родного брата Ишим Мухамеда), более позднего представителя Кучумовичей тоже было много разных версий, пока не обнародовали истинное его происхождение - оказался каракалпаком, он же последний хан башкир. Есть показания одного из соратников Карасакала, башкира, направленного Карасакалом к своему племяннику Шайбаку, хану каракалпаков. Шайбак под угрозой смерти повелевает башкиру никому не говорить о том, что Карасакал каракалпак, видимо не хотел помешать авторитету Карасакала среди казахов, т.к. на тот период взаимоотношения казахов с каракалпаками были очень сложными. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Le_Raffine Опубликовано 17 декабря, 2016 Поделиться Опубликовано 17 декабря, 2016 35 минут назад, Kamal сказал: Нужно найти этого утверждения Есипова, просто так ничего не бывает. В конце-концов не я придумал о принадлежности Кучума каракалпакам. Не вы а кто-то другой. Карасакал, действительно из каракалпаков. Об этом говорил и казахский батыр Есет, который лично знал и его и Шоно-Лоузана, за которого Карасакал себя выдавал. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Kamal Опубликовано 17 декабря, 2016 Поделиться Опубликовано 17 декабря, 2016 8 hours ago, Le_Raffine said: Не вы а кто-то другой. Карасакал, действительно из каракалпаков. Об этом говорил и казахский батыр Есет, который лично знал и его и Шоно-Лоузана, за которого Карасакал себя выдавал. По поводу Кучума, считаю, что это вовсе и не выдумка, но пока каждый будем при своем мнении, а когда будет документ, тогда все и прояснится. У Карасакала действительно судьба не из легких, вся жизнь прошла как бы "свой среди чужих, чужой среди своих". Он совершал карательные набеги на кочевья Верхних каракалпаков по просьбе хана Средних каракалпаков Шайбака. Мотивом было устранение самозванца, выдававшего себя за давно умершего Мурат Султана. В это же время существовало и Нижнее каракалпакское ханство. В документах о присоединении каракалпаков к России 1742-43 гг, имена правителей Средних каракалпаков не упоминаются, а Каип хан обращался только от имени Нижних каракалпаков, стало быть Средние были зависимы от кого-то, а Верхние точно были под властью джунгар. Анализируя кое-какие сведения, думаю, что Средние каракалпаки также были зависимы от джунгар, т.к. некоторая часть подданных Шайбака ушли к Лже Мурат Султану, из-за чего был весь сыр-бор с использованием Карасакала. Шайбак скорее всего полагался на ораторские способности своего дяди, но видимо что-то пошло не так. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
кылышбай Опубликовано 17 декабря, 2016 Поделиться Опубликовано 17 декабря, 2016 советую вам, Kamal, написать книжку со всеми данными, которыми вы владеете касательно истории каракалпаков. естественно желательны ссылки на источники. но если это проблематично то хотя б в аннотации указать что это популярного жанра и в конце обобщенно дать список книг и работ, которые вы считаете максимально объективными и достоверными. при содействии с asan-kaygy можно включить в книгу и обзор этногенеза народа. надо будет найти того, кто поможет с изданием и распечаткой: что нибудь типа фонда Аспандау или мецената-каракалпака, которому не безразлична история народа. возможно в некоторых официальных кругах (научных в том числе) Ташкента или Алматы найдутся заинтересованные лица вообще то мне можно собрать и отредактировать все ваши сообщения с этой темы и соседних и под псевдонимом Кылышбая Ивановича Кылышбаева выпустить самому эту книгу) Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Kamal Опубликовано 17 декабря, 2016 Поделиться Опубликовано 17 декабря, 2016 Спасибо, ув. Кылышбай за понимание и желание посотрудничать и помочь. Наш многоуважаемый Сабыр Камалов когда взялся за историю своего народа, хватался за голову увиденным, говорил, "как объять не объятное...". Фрагменты каракалпакской истории лежали во многих архивах и он пошел путем изучения материалов с более позднего на раннее - сперва хивинская история, потом Сырдарьинская и в конечном счете должен был дойти и до истоков. Но не судьба, человеческая жизнь короткая, а историю одного такого, казалось бы маленького народа, наш соотечественник не смог "объять". Жаль мне, что не поступил в исторический факультет, а совсем в другой отрасли. Бросить теперь все, нет смысла. Ваш совет очень дельный, будучи на пенсии точно займусь. Но есть кое-какие сведения, что работа в этом направлении ведется, правда энтузиастов лично не знаю и навредить не хочется. Может быть материал у них более богаче, как-никак специалисты. В любом случае торопиться не стоит - у меня просто-напросто любительский материал в большей степени созданный в анализе и осмыслении тех или иных событий в привязке с историческими документами. Каждый раз что-то новое появляется, приходится подкорректировать, буксовать на одном вопросе, что говорит - не специалист я. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Le_Raffine Опубликовано 18 декабря, 2016 Поделиться Опубликовано 18 декабря, 2016 22 часа назад, Kamal сказал: По поводу Кучума, считаю, что это вовсе и не выдумка, но пока каждый будем при своем мнении, а когда будет документ, тогда все и прояснится. Мне все таки кажется, что выдумка, ведь в Есиповской летописи, доступной онлайн об этом нет упоминаний. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Kamal Опубликовано 18 декабря, 2016 Поделиться Опубликовано 18 декабря, 2016 7 hours ago, Le_Raffine said: Мне все таки кажется, что выдумка, ведь в Есиповской летописи, доступной онлайн об этом нет упоминаний. Разное бывает, летописи могут быть отредактированы, переписаны третьими лицами, а может доступен краткий обзор летописи и т.д. Я тоже не нашел, но в любом случае он из мангытов (алтыаулы). Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Kamal Опубликовано 18 декабря, 2016 Поделиться Опубликовано 18 декабря, 2016 On 17.12.2016 at 5:59 PM, Kamal said: В документах о присоединении каракалпаков к России 1742-43 гг, имена правителей Средних каракалпаков не упоминаются, а Каип хан обращался только от имени Нижних каракалпаков, стало быть Средние были зависимы от кого-то, а Верхние точно были под властью джунгар. Анализируя кое-какие сведения, думаю, что Средние каракалпаки также были зависимы от джунгар, т.к. некоторая часть подданных Шайбака ушли к Лже Мурат Султану, из-за чего был весь сыр-бор с использованием Карасакала. Шайбак скорее всего полагался на ораторские способности своего дяди, но видимо что-то пошло не так. В документе от 1742 года говорится, что Шайбак хан живет в бывшей резиденции своего отца, стало быть Ишим Мухаммед при жизни находился в городах по среднему течению Сырдарьи, возможно там же и погиб. Если помимо Средних были и Верхние каракалпаки, то после устранения самозванца оба ханства могли слиться в один. Но как все это происходило под носом у джунгар? Объяснение наверное в том, что каракалпакам все же была дана некая автономия, а каракалпакские разборки между собой, джунгар видимо не очень-то и волновало по известному принципу: пусть братья бьются - смиреннее будут. П.С. Хотя, само существование каракалпакских ханов под джунгарами уже говорит об Автономии. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Kamal Опубликовано 19 декабря, 2016 Поделиться Опубликовано 19 декабря, 2016 On 18.12.2016 at 4:40 PM, Le_Raffine said: Мне все таки кажется, что выдумка, ведь в Есиповской летописи, доступной онлайн об этом нет упоминаний. Алты аул. Известно ли казахам что-то связанное с этим названием? У каракалпаков например, до сих пор бытует мнение о шести племенах (биз Алты арыс каракалпакпыз). Племя Алты аул имело связи с Бухарой и Хивой еще в начале 16 века, а Алтыульский улус возник во второй половине 16 века. В документах 1742 года, каракалпаки прямо заявляют, что вместе с каракалпаками, если русские пожелают, то в подданство приведут и Бухару, и Ташкент, и Хиву. "Алты аул" конечно же не название племени, а общее название народности по числу племен или по числу населенных пунктов проживания. Близлежащие государствообразования - это Казахская Орда, Бухара и Хорезм. Но "алтыаулы" отдельно от них и фактически проживали в казахских степях. О периоде рождения и юношества Кучума, сведений фактически нет, деды его правили мелкими племенами, отец также был не всесильным, правил небольшим народом-союзником бухарских шейбанидов, а главное, в отличие от казахских ханов, предки Кучума принадлежали к ветке шейбанидов. Смерть также несколько таинственна, большинство источников отмечают, что он умер среди близких ему по крови каракалпаков. И понятие о шести арысах у каракалпаков тоже, наверное, не на пустом месте появилось. И Алтыул видимо также производное из этих Алтыаулов, кстати, с Алтыульской ордой некоторые историки связывают разделение каракалпаков от Ногайской орды, территории которой проходили по Аралу, Эмбе, Уралу и видимо по Амударье. Прародина Кучума. http://protatar.narod.ru/Kitaplar/HadiAtlasi/SibHis9.html В некоторых легендах, записанных историками45-2, говорится, что Кучум был выходцем из Бухары. Но этому вряд ли можно верить. А вот то, что родиной его были киргизские степи45-3, не вызывает сомнения. Конечно же, русские ученые специально не занимались выяснением вопроса, откуда родом был хан Кучум - из Бухары или степей, - однако во многих местах хотя и мельком, но ясно сказано, что вышел он из киргизских степей. Прежде чем приступить к свидетельствам русских историков, заглянем в книгу Абульгази. Мы уже отмечали, что Кучум был из рода Шайбан хана. Шайбан был пятым сыном Джучи хана, младшим братом знаменитого Батыя. Поскольку Кучум был из рода Шайбана, нам очень важно выяснить, где находилось становище Шайбана. Вот что пишет по этому поводу Абульсади: "После он сказал (т.е. Батый брату своему Шайбан хану): "Пусть дом твой будет между домами старшего нашего брата Алчына и моим. Весну проведем на Ыргызе и Уре, летом же двинемся в сторону Уральских гор до восточного берега Жаека, а на зиму - в Каракумы, вдоль реки Сыр до Джусу и реки Сары". Вот и выходит, что джайлау Шайбана, дальнего деда Кучума, находился в киргизских степях. Бахадур, Джучи-Бука, Менгу-Тимур были в тех краях ханами. После Менгу-Тимура его ханство наследовал сын Фулад (Пулад), который был родным братом Беккунде. Сыновья Фулада, наследовавшие ханство, так и кочевали между Жаеком и Сыр-дарьей. Хотя эти сведения и не дают прямого ответа на вопрос, являются ли степи родиной Кучума, все же становится ясно, что деды его, которые были старше Беккунде, кочевали в степи. Дети Фулада, родного брата Беккунде, жили в степи так же, как жили их отцы и деды. Они были ханами. Что же до детей Беккунде, которым не довелось стать ханами, то хотя кочевать им было не столь радостно, зато надежно. Насколько известно мне, о дедах хана Кучума - Беккунде, Али Хаджи-Мухаммеде - сведений в истории нет. Объяснить это можно лишь тем, что они не были известными ханами, а лишь скромными предводителями малых племенных союзов. А теперь обратимся к русской истории. В 1636 году, т.е. через 38 лет после последнего поражения, нанесенного Кучуму русскими, Савва Есипов писал в своей летописи46-1: "Сын Муртазы Кучум из Казахской орды, с очень многими своими воинами подступив к городу Сибири и взяв его, убил Ядкара и Бикбулата, а сам сделался царем всея земли сибирской. Он подчинил себе многие народы. Прежде чем бог разгромил его царство и отдал его в руки православных христиан, царь Кучум многие годы свободно и спокойно правил в Сибири, собирая ясак". Есипов выражается прямо: "Кучум из Казахской орды". В 1570 году, в бытность князя Никиты Ромодановского военачальником в Перми, явившиеся из Сибири люди похитили троих жителей города. Один из троих был человек по имени Ивашка Поздеев. Он видел хана Ядкара, и тот сказал ему: "Я воюю теперь с казахским ханом. Он одолеет меня и сядет в Сибири", т.е. станет царем Сибири46-2. В 1556 году хан Ядкар, посылая Ивану IV ясак, жаловался, что на него шайбановский царевич войною наступает, т.е. хан из рода Шайбана46-3. Это, без сомнения, был хан Кучум46-4. Один из приближенных Кучума (по легенде даже сын его) по имени Мухаммедкул, попав к русским в плен, был отправлен в Россию. Там находился на службе и именовал себя Алтауловичем. Небольсин связывает это имя (алты аул - шесть деревень) с названием небольшого племени, кочевавшего возле Арала, и полагает, что племя это имело связи с Бухарой и Хивой. Думается, люди, называвшие Кучума бухарцем, имели в виду именно эти связи. Господин Миллер по этому поводу высказывается так: "Когда правили Ядкар с Бикбулатом, на Иртыш явился из Казахской Орды хан по имени Кучум, сын Муртазы, с войском и захватил город Сибирь. Убив обоих родственников, взял власть в свои руки". Господин Фишер пишет: "В городах Сибири - Тобольске, Тюмени, Туринске, Таре, Томи - очень много людей с бухарскими фамилиями. Некоторые полагают, что они пришли в эти края вместе с Кучумом. Однако Кучум не из Бухары, он степной казах, кочевавший между реками Жаек и Сырт47-1". Все это недвусмысленно подтверждает справедливость наших слов о том, что прародиной Кучума была Казахская орда в казахских степях. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться