Перейти к содержанию
Гость Rasul

Каракалпаки

Рекомендуемые сообщения

 

Асан Кайгы жил в эпоху Золотоордынского хана Джанибека когда не было ни казахов, ни ногайцев ни каракалпаков, они все входили в состав кочевников Золотой Орды.

Так зачем тогда школьникам мозги пудрить?

 

В некоторых Казахстанских школьных книгах по историй даже Чингизхана называет казахом! :turkmen1:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

 

Асан-кайгы разве каракалпак? У нас в школе учили, что он казах...

Выражаяс на современном Асан Кайгы общий наследие народов посзолотоордынских народов, а именно каракалпаков, казахов, киргизов, узбеков, ногаев, татаров и башкиров. Казахи и каракалпаки считает Асан Кайгы своим, так как в народном фольклоре много наследие от него.

Каракалпакский историк Бердиев Жамиет Торемуратович в своих исследование "Отражение в легендах и народных преданиях истории каракалпаков XIII-XVII вв." пишет что "каракалпаки[/size] пришли в Уллы тау, когда [/size]Асан кайгы[/size] было 80 лет.":[/size]

 

 

В казахских легендах Асан Кайгы ищет "обетованной земли Жер-Уюк с обильными пастбищами и полноводными реками, мягким климатом, множеством зверей и рыбы, где люди живут без горя и нужды, вражды и угнетения.", [/size]а в каракалпакских легендах говорится что он ищет обетованный землю предков (Адам Ата) "Жер Жаннети".

На каракалпакском "уюк" или вернее "уйық" даёт смысл "бездна" и "болото", а так же и на казахском;

 

ұйық

I. шерстяные носки

II.

1) топкое место; трясинаболотомашина дөңгелегі ұйыққа батты → машина завязла в трясине

2) рыб. бой (место удобное для икрометания)

 

а как я понимаю смысл слово "Жерұйық[/size]" в казахских легендах слово "ұйық" от каракалпакского "уйыў" и от казахского "ұйыту":

 

 

ұйыту

1. гл.

1) кваситьзаквашиватьзакваситьайран ұйыту → делать простоквашу

2) перен. привлекать внимание; убеждатьол сөйлегенде жұртты ұйытып әкетеді → он, когда говорит, приковывает к себе внимание публики

2. и.д.

1) квашение

2) перен. привлечение внимания

Уйыту и уйык это два разных слова. Уйык скорее всего произошло от уйя - гнездо, теплое место, укромное место. На казахском болото - батпак, шалпык, сазды жер.

 

и у каракалпаков "болото" переводится как - батпақ  шалшық уймық и уймақ, а именно "уйық" - дает смысл "бездна", также "бездна" переводится как "түбсиз" и "түби жоқ"

кайдем, я то взяль от казахских источниках, вот здесь http://sozdik.kz/ru/dictionary/translate/kk/ru/%D2%B1%D0%B9%D1%8B%D2%9B/  ұйық

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

 

Асан Кайгы жил в эпоху Золотоордынского хана Джанибека когда не было ни казахов, ни ногайцев ни каракалпаков, они все входили в состав кочевников Золотой Орды.

Так зачем тогда школьникам мозги пудрить?

 

В некоторых Казахстанских школьных книгах по историй даже Чингизхана называет казахом! :turkmen1:

 

В учебниках такого нет.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

 

 

Асан Кайгы жил в эпоху Золотоордынского хана Джанибека когда не было ни казахов, ни ногайцев ни каракалпаков, они все входили в состав кочевников Золотой Орды.

Так зачем тогда школьникам мозги пудрить?

 

В некоторых Казахстанских школьных книгах по историй даже Чингизхана называет казахом! :turkmen1:

 

В учебниках такого нет.

 

 

Я об этом статье: 

 

Казахстанские преподаватели недовольны содержанием школьных учебников 2 октября 2012, 09:41

...

- Я согласен с тем, что в ряде учебников есть проблема подачи текстов. Над этим проводится серьезная работа. Мы должны идти в ногу со временем, сегодня мы не можем преподавать по старинке, используя лишь наглядные пособия и карты. Сейчас существует множество ресурсов: это и информационные технологии; и Интернет, и специализированные мировые телевизионные каналы, кроме того, нам необходимо готовить педагогов, соответствующих требованиям времени, - сказал директор Института истории государства.

В то же время он отметил, что сегодня на рынке много учебников по истории с недостоверными данными. К примеру, некий автор за свой счет издал свою «Историю Казахстана», где Чингисхана называет казахом.
- Мы, историки-профессионалы, с ним абсолютно не согласны. Но этот товарищ массовым тиражом издает книжки, которые никем не утверждены. Эти книги он распространяет по магазинам, университетам. К сожалению, таких случаев много. Мы это остановить не можем, да и не наша это задача, - добавил он.

...

Любовь АРТЫМОВИЧ, Астана

 

и это обсуждался по СМИ РК.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

 

 

 

Асан Кайгы жил в эпоху Золотоордынского хана Джанибека когда не было ни казахов, ни ногайцев ни каракалпаков, они все входили в состав кочевников Золотой Орды.

Так зачем тогда школьникам мозги пудрить?

 

В некоторых Казахстанских школьных книгах по историй даже Чингизхана называет казахом! :turkmen1:

 

В учебниках такого нет.

 

 

Я об этом статье: 

 

Казахстанские преподаватели недовольны содержанием школьных учебников 2 октября 2012, 09:41

...

- Я согласен с тем, что в ряде учебников есть проблема подачи текстов. Над этим проводится серьезная работа. Мы должны идти в ногу со временем, сегодня мы не можем преподавать по старинке, используя лишь наглядные пособия и карты. Сейчас существует множество ресурсов: это и информационные технологии; и Интернет, и специализированные мировые телевизионные каналы, кроме того, нам необходимо готовить педагогов, соответствующих требованиям времени, - сказал директор Института истории государства.

В то же время он отметил, что сегодня на рынке много учебников по истории с недостоверными данными. К примеру, некий автор за свой счет издал свою «Историю Казахстана», где Чингисхана называет казахом.
- Мы, историки-профессионалы, с ним абсолютно не согласны. Но этот товарищ массовым тиражом издает книжки, которые никем не утверждены. Эти книги он распространяет по магазинам, университетам. К сожалению, таких случаев много. Мы это остановить не можем, да и не наша это задача, - добавил он.

...

Любовь АРТЫМОВИЧ, Астана

 

и это обсуждался по СМИ РК.

 

Учебники издаются за счет государстваи утверждаются МОН РК. А те кто выпускают за свой счет не являются авторами учебников, которые одобрены министерством. Это просто вольные стрелки.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin

Асан-Кайгы считается и кыргызским акыном  :kg2:  Считается, что он похоронен на берегах священного озера Иссык-Куль. А вообще связь кыргызов с Золотой Ордой очень тесная, об этом очень хорошо писал Молдобаев. Так же очень сильны связи кыргызов с Ногайской Ордой - дедом легендарного Манаса в версии Орозбакова являлся Ногой. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Асан-Кайгы считается и кыргызским акыном  :kg2:  Считается, что он похоронен на берегах священного озера Иссык-Куль. А вообще связь кыргызов с Золотой Ордой очень тесная, об этом очень хорошо писал Молдобаев. Так же очень сильны связи кыргызов с Ногайской Ордой - дедом легендарного Манаса в версии Орозбакова являлся Ногой. 

Вообще то, принято Асана Кайгы считать кыргызом!  :turkmen1:

 

Асан Кайгы (Асан Печальный, Асан-ата, настоящее имя Хасан Сабитулы) (вторая половина XIV века, Поволжье — 60-е годы XV века, современный Базар-Коргонский район Джалал-Абадской области Кыргызстана) — кыргызский сынчы, поэт-философ, известный как советник кыргызских биев.

 

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D1%81%D0%B0%D0%BD_%D0%9A%D0%B0%D0%B9%D0%B3%D1%8B

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А те кто выпускают за свой счет не являются авторами учебников, которые одобрены министерством. Это просто вольные стрелки.

 

Самое печальное, что произведения этих вольных стрелков с охотой покупаются и широко распространяются. И этим грешат не только казахские стрелки.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

А те кто выпускают за свой счет не являются авторами учебников, которые одобрены министерством. Это просто вольные стрелки.

 

Самое печальное, что произведения этих вольных стрелков с охотой покупаются и широко распространяются. И этим грешат не только казахские стрелки.

 

Не думаю что они так сильно раскупаются. Просто эти стрелки слишком большой шум подымают вокруг своей персоны. И в интернете кажется что они такие популярные.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

 

А те кто выпускают за свой счет не являются авторами учебников, которые одобрены министерством. Это просто вольные стрелки.

 

Самое печальное, что произведения этих вольных стрелков с охотой покупаются и широко распространяются. И этим грешат не только казахские стрелки.

 

Не думаю что они так сильно раскупаются. Просто эти стрелки слишком большой шум подымают вокруг своей персоны. И в интернете кажется что они такие популярные.

 

 

Согласен, книжный бум давно прошел, нынешняя молодежь вообще не читает книг, так как, во дворе век интернета. Когда-то я доставал книги за бешеные деньги через знакомых, люди моего поколения помнят, а теперь без проблем - какие хочешь, только покупай. Интернет хороший посредник для стрелков, поэтому популярны. Да и откуда простому народу распознавать, где выдумка, а где правда?! Большевики, говорят, скрывали от нас правду, а правда выглядит именно так, как пишет новоявленный автор и пошло-поехало... 

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Поздравляю весь тюркский народ светлым праздником Наурыз! Желаю мира всем и процветания!

 

О бедном каракалпаке замолвите слово.

Так называется казахстанская статья. Поэтому в этот день, день начала Нового года по мусульманскому календарю, я желаю всем быть терпимее друг-другу, уважать и простить обиды, если они были.

Статья прямо указывает на горечь казахского народа на нынешнее незавидное положение своего близкого соседа, кого они ласково называют "калпаками". Значит, не все потеряно. 

 

http://www.express-k.kz/show_article.php?art_id=6819

 

На одном из заседаний городского маслихата Актау некий депутат предложил не использовать студентов на субботниках, а озадачить этим калпаков, выплачивая им за уборку мусора вознаграждение. Второй депутат усмотрел в слове "калпак" унижение братского народа, о чем не замедлил оповестить прессу. История, в принципе, выеденного яйца не стоит: в самом слове "калпак" ничего унизительного нет. Это часть самоназвания каракалпаков. Но раз у второго депутата такая мысль возникла, значит, в его мозгу уже прочно отложилось понятие об униженном положении этого народа.
И он прав, каракалпакам действительно живется несладко. Причем как у себя в Каракалпакистане, так и в Казахстане. Многие, очень многие стали относиться к каракалпакам как к людям второго сорта. Но нет и не может быть народов, враждебных друг другу. Корни такого отношения вовсе не исторические, а глубоко социальные.
Зиму побеждает весна.
Дивно преображается степь.
Кони ржут, звенят стремена,
Травами украшается степь.
Расселяются племена.
Умножаются города.
Так в эпической поэме каракалпаков "Сорок девушек" описываются богатые земли, на которых они жили еще в ХVII веке. Тогда был полноводным Арал. И само море, и питающие его реки были забиты рыбой. В камышах водилось множество дичи. Встречались даже тигры. Причем каракалпаки занимались не только скотоводством и охотой, как видно из документа, относящегося к 1698 году. Каракалпаки, жившие в районах нижнего течения Сырдарьи, уже в то время добывали свинец, красную медь, селитру и изготовляли порох.
Желающих захватить богатые земли было множество. Поэтому "черным клобукам", как называли этот народ русские, все время приходилось вести оборонительные войны. Они успешно противостояли и Чингисхану, и калмыкам, и джунгарам. Неприятности пришли, когда начались междоусобные войны местных феодалов. Мощь государства ослабла. Народ в разоряемой внешними и местными набегами стране стал бедствовать. Но сопротивление внешним врагам продолжалось, причем каракалпаки воевали плечом к плечу с казахами. Борьба народов Средней Азии против джунгаро-калмыцкой угрозы нашла отражение во многих эпических произведениях о легендарных богатырях, в частности, в каракалпакских, узбекских и казахских версиях эпоса "Алпамыс".
Именно тогда свое присутствие в стране обозначила Россия. Еще в 1722 году каракалпаки отправили в Россию караван из тысячи верблюдов. Каракалпакские послы предлагали наладить добрососедские отношения. В грамоте каракалпакского хана Ишима Мухаммеда Петру Первому тогда же высказывалось пожелание, "дабы между нами добрые действа чинились, а злые действа укоротились". Подкреплялось это пожелание характерной пословицей: "Кто благодействует, у того борода белеет, а кто злодействует, у того кости белеют".
Каракалпаки исповедуют ту же религию, ту же культуру, что и казахи. Их языки созвучны. Поэтому оба народа, без сомнения, родственны. Русским тоже есть что доброго вспомнить о каракалпаках. В ХVII веке в их аулах проживало немало русских, которых каракалпаки выкупили из рабства. Многие женились на каракалпачках.

Царизм установил жестокий режим колониального гнета. Но вместе с тем он положил конец кровавым междоусобицам ханов и защитил среднеазиатские народы от грабительских набегов.
В 1924-1930 годах - в первые годы существования СССР - Каракалпакия входила в состав Казахской автономии Российской Федерации. В 1932 году она получила статус автономной советской республики и должна была со временем преобразоваться в отдельную самостоятельную республику. Однако в 1936 году Каракалпакия превратилась в узбекскую автономию. С тех пор идея воссоединения Каракалпакии с Казахстаном жестко пресекалась.
Потом стал отступать от прежних берегов Арал, иссохли реки, пропала живность, а степь стала покрываться соленой пылью. Каракалпакские селения стали нищать на глазах. После перестройки и парада суверенитетов никому не было дела до проблем маленького народа. А в 2000 и 2001 г.г. природа окончательно погубила сельское хозяйство республики: великая сушь обрушилась на поселки. Вода арыков перестала доходить до полей каракалпаков. Все высохло. Скотину пришлось забить - нечем было кормить. Другой работы крестьяне найти не могли. А те, у кого она была, не получали больше тридцати долларов.
Поскольку никакой нормальный мужик не сможет спокойно смотреть, как пухнут с голоду его дети, каракалпакские мужчины двинулись на поиски работы в чужие края. Братский Казахстан для них в этом плане привлекательнее других стран. Причины понятны. Помимо родственности народов, у нас еще и крепкая экономика.
Каракалпакам не повезло: власти никогда особо не заботились о развитии этого края. Поэтому людей, получивших хорошую профессию, очень мало. В результате найти достойную работу в Казахстане смогли единицы. Остальные готовы браться за любую, даже самую черную и низкооплачиваемую. Снимаются с насиженных мест целыми поселками. При этом практически лишаются родного крова. Дома и усадьбы, из которых уехали мужчины, ветшают и разрушаются. А если уезжает вся семья, то дом просто исчезает с лица земли. Узбеки из других областей, заплатив сущие гроши, разбирают его на строительные материалы. Покупать дома в экологически неблагополучном Каракалпакистане они не желают. Доски и кирпич увозятся ими в Ферганскую долину и другие области республики. Гастарбайтеры из Каракалпакии говорят, что таким образом по ту сторону границы исчезают целые поселки.

Следом за мужчинами двинулись в Казахстан сначала подростки. Сейчас многих из них можно видеть на наших рынках, таскающих грузы и тележки. Многие приезжают вообще без родителей. Эти мальчишки наслышаны, что здесь можно заработать на хлеб семье и что народ здесь добрый. Но добрые казахстанцы причислили их к голытьбе и людям второго сорта. Особо не обижают, но и помогать не очень спешат. Сытый голодного не разумеет.

Находятся такие работодатели, которые не хотят платить, обещая каракалпакам неприятности с миграционной полицией. И они молчат.

Некоторых подобная жизнь толкает на преступления. Это, конечно, не улучшает имиджа калпаков в Актау, но и не означает, что эти работящие люди сплошь преступники. Они как могут, так и повышают свой социальный статус: некоторые, например, нашли работу в медицинских учреждениях. Есть такие, которые образовали свои фирмы и бригады (в основном строительные). Не получая никакой помощи извне, надеясь только на собственные силы, они тащат свои семьи, а следовательно, и свой народ к процветанию.
Из эпической поэмы каракалпаков "Сорок девушек":
Ты хоть лопни от злости - я не умру,
Раздроби мои кости - я не умру,
Очи выколи - буду, как сокол, зряч,
Ибо призван к отмщению и добру!
Если же не по плечу мне благая цель,
Этой цели достигнет мой гордый эль.
Рассекающий камень - да рассечет!
Вижу славу родимой земли отсель!

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В праздновании Наурыза, организованного алматинской диаспорой каракалпаков приняло участие 128 человек! http://karakalpak.info/?p=2590

Организаторы праздника Акыл Муратоа и Кошкарбай Торемуратов.

 

karakalpak.info_nauryz_2014_01.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В праздновании Наурыза, организованного алматинской диаспорой каракалпаков приняло участие 128 человек! http://karakalpak.info/?p=2590

Организаторы праздника Акыл Муратоа и Кошкарбай Торемуратов.

 

karakalpak.info_nauryz_2014_01.jpg

Polat, как вас много оказывается. А сколько каракалпаков в Казахстане есть информация?
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

В праздновании Наурыза, организованного алматинской диаспорой каракалпаков приняло участие 128 человек! http://karakalpak.info/?p=2590

Polat, как вас много оказывается. А сколько каракалпаков в Казахстане есть информация?

 

Примерно по городу Алматы проживают 15 тыс. этнические каракалпаки, они: граждан РК, и граждан др. государств имеющий Вид на жительство по РК, а так же Лиц не имеющий гражданство.

 

Официально негде нет конкретных данных!

 

С прошлого года в Казахстане официально работает сайт KARAKALPAK.INFO ҚАРАКАЛПАҚ ДИАСПОРАЛАРЫ САЙТЫ и админ. сайта www.karakalpak.info старается найти ответы по некоторым вопросам, т.е. собирать точные данные по этническим каракалпакам по всему Казахстану и т.д.

 

 

 

Цель проекта — поиск, сбор и публикация  материалов об истории, культуре, языке и традициях каракалпаков. О жизни и деятельности целого народа и многочисленных каракалпакских диаспор в разных странах, а так же об отдельных людях.

http://karakalpak.info/?page_id=80

 

Официально в Казахстане этнических каракалпаков 56 тыс. чел. и это данные «сомнительный»!, так как стат. органы РК даёт информацию, что этнические каракалпаки Казахстана относится к графу «другие». 

В этих данных самое обидное что каракалпаки в графе «другие», а остальные представители нац. меньшинство Казахстана указаны отдельно. 

Например (из нац. состава Казахстана, 2009): 

дунганы – 51 944, 

курды – 38 325, 

таджики – 36 277, 

поляки – 34 057, 

чеченцы – 31431, 

киргизы – 23 274, 

башкиры – 17 263, 

ингуши – 15 120, 

молдаване – 14 245, 

греки – 8 846, 

мордва – 8 013, 

чуваши – 7 301 

евреи – 3 485., 

а в графе «другие» нет данных. 

Отсюда и «сомнительная» статистика про каракалпаков Казахстана! Как в Казахстане 56 тыс. чел. попало в графу «другие»?!

http://turan.info/forum/showpost.php?p=255269&postcount=3

 

http://www.youtube.com/watch?v=lHRga6SB7Is

Astana TV: Ақтау қарақалпақлары Наўрыз байрамын өткермекте (2014 жыл)

http://www.odnoklassniki.ru/karakalpak/topic/62475958039936

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

//Отсюда и «сомнительная» статистика про каракалпаков Казахстана! Как в Казахстане 56 тыс. чел. попало в графу «другие»?!//

 

Ничего странного, такого народа в Казахстане "нет", а указать "калпаки" как-то неловко.

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В Турции, по некоторым данным европейцев около 100 тысяч каракалпаков, в Иране столько же проходят в графе "другие". В Йемене, Ливии, Сирии численность вообще неизвестно, но каракалпаки есть. В Афганистане данные были на 1926 год 15 тысяч, а сейчас называют примерно от 2-х до 6 тысяч, которые также числятся в графе "другие". В России также непонятно, от 1,5 до 6 тысяч, хотя должно быть гораздо больше, там тоже в графе "другие". Узбекистан вообще зашифровал данные о численности каракалпаков не только вне территории ККР, но и в самой ККР. Официально Узбекистан называет численность узбеков на территории ККР 60-70 %, что явно не соответствует действительности. 

 

При этом официальную численность каракалпаков по всему миру называют примерно 650 тысяч и указывают почти 600 тысяч из этого числа проживают на своей территории, то есть, в Республике Каракалпакстан. Вот и гадайте. 

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Юрий Звягин: Куликовская битва и каракалпакский след Мамая

 

«… Собственно говоря, что мы знаем о Мамае? Как выясняется, почти ничего. Происхождение его остается до сих пор загадкой. Фактически есть только одна попытка в этом разобраться: статья А. А. Шенникова «Княжество потомков Мамая (к проблемам запустения Юго-Восточной Руси в XIV–XV вв.)», появившаяся в 1981 г. В ней высказана версия, что Мамай происходит из племени меркитов. Но основания для этого довольно шаткие. Поскольку базируется все на одном-единственном документе: письме хана Большой Орды Шах-Ахмета к князьям Глинским. Последние, как известно, производят себя от Мамая. Вот что написано в пространной редакции их родословной, находящейся в так называемом «Списке А» и в «Келейной книге»:

«Подлинный родослов Глинских Князей. Князи же убо Кияты кочевали на сеи стороне Волги [до Чинги Царя, а] имянем почтенно (подчтенно) Государство имели от иных стран писали к ним называючи их Падшим (Падышаг) еже есть Государь….»

… Что этот документ может дать для разысканий по поводу происхождения противника Дмитрия [Донского] на Куликовом поле? То, что Мамай происходит из рода Киятов, бывших какими-то правителями. Кияты эти, если верить «Келейной книге», кочевали по эту (надо так понимать, по западную) сторону Волги еще до прихода монголов.

karakalpak.info_ikona_kulikovskaya_bitva

Куликовская битва. Фрагмент иконы «Сергий Радонежский с житием». XVII век

… Так, на берегу реки Аму-Дарья (Амударья) находится город Кият (Кят), который основан за два тысячелетия до рождения Чингизхана (нынешний Бируни [в Каракалпакстане]). В этом месте река режет («режет» = «қият; қияды») свой правый берег. А в лондонском списке древнего эпоса «Огуз-Наме», датируемого известным российским ученым Бичуриным IV в. до н. э., приводится следующая древнетюркская легенда, повествующая о роде Кият: «Родоначальник его был хорошим стрелком из лука, однако стрелял Кият (наискось) и все равно попадал точно в цель. Поэтому основателю рода дали имя Кият, то есть стреляющий наискось». Вот вам и «режет», и «наискось».

… Понятно, что все это могут быть «народные этимологии», не соответствующие действительности. Хотя в случае с городом Кият и Аму-Дарьей это сказать трудно. Но в любом случае ясно одно: слово «кият» со всей очевидностью — тюркского происхождения.

Вообще-то, для установления этого факта можно было и не производить лингвистических исследований. Открываешь Интернет, набираешь «род Кият», и…

«— Галимжан: Ищу род кият.

— Турсынбай: Мы каракалпаки. У нас киятов очень много и все каракалпаки. Первый президент (председатель Правительства) Каракалпакстана Коптилеу Нурмухаммедов был кият. Наши академики М. Нурмухаммедов, Ж. Базарбаев тоже кияты и многие профессоры.

— Санжар: Вы, кияты, — чистые монголы.

— Азат, дархан-кият: Вы ошибаетесь, Санжар. Кияты-тюрки были до монгольское завоевания.

— Жантемир: Привет, родственники (соплеменники)! Я сам каракалпак, кият-балгалы. Мы чимкентские каракалпаки.

— Бекмурат: Моя мама жалтыр кият, а сам шыбынтай-кият. Мы ташкентцы.

— Мустахим: Я из рода Кият-жалтыршы, по нации каракалпак. У нас в Караклпакстане очень много киятов. Там, где я родился — все кияты».

Вот вам живые «потомки Мамая». Род кият до сих пор является одной из составляющих каракалпаков. Племя каракалпаков подразделяется на две части: он-торт-уру и коныграт. Те, в свою очередь, делятся на роды. Кият — один из родов коныграт-каракалпаков. Надо отметить, что это племя вообще сохранило в своем составе массу исторических названий отдельных народов. К примеру, среди он-торт-уру есть кыпчаки.

 

А кто такие каракалпаки? Это тюркский народ, относящийся к так называемой кыпчакской подгруппе и родственный казахам и ногайцам. В русских летописях упомянуты «черные клобуки» (калька слова «каракалпаки» — «черные шапки»), некий тюркский народ, перешедший на службу к русским князьям и помогавший им в борьбе с половцами. Впервые летописцы их упомянули в 1146 г., последний раз — в 1193 г. Жили они (по крайней мере, после перехода на русскую службу) в Поросье. Считается, что сложились «черные клобуки» в середине XII в. из других тюркских народов, типа печенегов и берендеев, потесненных половцами. Упоминавшийся Рашид ад-Дин при описании похода монголов на Южную Русь отметил, что это была страна русских и «Народа черных шапок» («Каум икуляк-и сиях»). Позже они вошли в Улус Джучи, а после его развала — в Ногайскую Орду. Арабский историк Эн-Нувейри (XIV в.) пишет, что одно из одиннадцати кипчакских племен называлось племенем черных шапок — «Кара-боркли».

karakalpak.info_peresvet_vs_pecheneg.jpg

Миниатюра «Поединок Пересвета с печенегом»

Сказание о Мамаевом побоище. Рукопись XVII века

Государственный Исторический Музей, Москва

Правда, насколько нынешние каракалпаки связаны со старыми — не вполне ясно. Поскольку после развала Ногайской Орды в конце XVI в. оказались они на ее восточных, а не западных рубежах. В одной из грамот бухарского правителя Абдуллы-хана (1583–1598 гг.) есть перечисление оседлых, полуоседлых, кочевых народностей, проживающих в окрестностях города Сыгнака, на нижнем течении Сырдарьи, среди которых упоминаются и каракалпаки. Впрочем, по собственным легендам каракалпаков, как сообщается в Энциклопедическом словаре Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона: «У них имеется предание, что они жили некогда в Средней Азии, а в настоящее место жительства пришли с С.З., именно из бывшего Казанского царства, откуда, по преданию, они были выгнаны ногаями, бродили после того долго по степи, боролись с хазаками (киргиз-кайсаками) и наконец распались на три части, поселившиеся: одна на нижней Сырдарье и Ени-дарье, другая — в Зарявшанской долине, третья — в дельте Амударьи».

А теперь посмотрим, где распространены названия «Кият». Мне удалось найти г. Кият (Кят) на Аму-Дарье, пос. Кият (Буинский район Татарстана) и Кият или Тарханское озеро (самое крупное из соленых озер перекопской группы). Там же указан и населенный пункт Кият. Названий со словом «Кият» много и в долинах реки Баба-Салгир в Крыму (самая длинная река в Крыму, текущая от Чатыр-Дага до Сиваша). Вообще, в Крыму отмечено более трехсот топографических названий, имеющих соответствия в названии различных племен и родов. При этом кият встречаются 26 раз. Больше упоминаются только кыпчак — 27 раз. Остальные — значительно реже.

И что получается? Это же северо-восточная, юго-западная и юго-восточная границы Улуса Джучи. Но и границы расселения западных тюрок, по сути дела. А также места исторического и легендарного расселения каракалпаков! За исключением Крыма, про него мы не знаем, чтобы там жили «черные клобуки». Но, может быть, просто сведения не дошли? Зато про Крым мы знаем другое: к Перекопу откочевал младший сын Мансур-кията Скидыр».

© Звягин Юрий

Загадки поля Куликова

Москва, Издательство «Вече», 2010 год

Источник: http://www.e-reading.ws/book.php?book=1001270

karakalpak.info_zagadki_polya_kulikova.j

http://karakalpak.info/?p=2607

 

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Действительно, каракалпакские кияты в отличии от киятов соседних народов, в среде которых их незначительно, имеют свой собственный боевой клич "Арухан". Арухан, нынче распространенное каракалпакское женское имя, стало быть когда-то была царица по имени Ару. Известно, что древние предки каракалпаков входили в сако-массагетскую группу племен. Есть легенды, что у массагетов существовала матриархальная структура правления, имя одной из цариц Томирис. И вообще, каракалпачки по общепризнанному мнению считаются потомками древних амазонок, доказательством тому может послужить хотя бы эпос "Кырык кыз" (Сорок девушек).

Примечательно, что еще одна из древних племен каракалпаков - муйтены, которые также имеют свои собственные тамгу и боевой клич "Акшолпан" (Белая Венера), дочь одного каракалпакского царя. Акшолпан также распространенное женское имя каракалпаков. И кияты, и муйтены входят в Арыс Конрат, имеющего свои собственные тамгу и боевой клич "Жайылган". А все другие племена Арыса Конрат своих собственных регалии не имеют. Почему оказана особая честь только киятам и муйтенам? Учтены исторические заслуги? Эти вопросы ждут своего исследователя.

 

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

// ..И что получается? Это же северо-восточная, юго-западная и юго-восточная границы Улуса Джучи. Но и границы расселения западных тюрок, по сути дела. А также места исторического и легендарного расселения каракалпаков! За исключением Крыма, про него мы не знаем, чтобы там жили «черные клобуки». Но, может быть, просто сведения не дошли? Зато про Крым мы знаем другое: к Перекопу откочевал младший сын Мансур-кията Скидыр».

© Звягин Юрий..//

 

Черные клобуки уже не могли быть таковыми, так как, на Южную Русь уже пришла гегемония тюркоязычных племен. Зачем тюркам называть каракалпаков черными клобуками, ведь Русь была повержена армадой тюрко-монголов?!

Поэтому дошли сведения, что в Крыму жили не Черные клобуки, а каракалпаки. В большей степени полагаясь на народную память, получается, что каракалпаки пришли на свои прежние территории двумя путями - северный (Волга-Урал) и южный (Иран, Туркменистан). Северный маршрут из Крыма состоялся в 14 веке и эта часть каракалпаков целиком вошла в состав населения Ногайской Орды, Казанского и Астраханского ханств, а в 16 веке выделился под нынешним именем.

Южный маршрут состоялся в начале 17 века. Если "оралманы" 17 века остатки тех, кто ушел еще в 14 веке, получается, что некоторая часть каракалпаков проживала в Крыму длительное время, возможно и отсюда так много географических названий Кият.

Упоминание отдельных племен в цитатах не исключает присутствия Киятов в среде этих групп каракалпаков.

 

 

Каракалпакский бий Санг-мурын из рода кипшак, жил во времена хана Жанибека в Крыму. Он возглавил уход от Жанибека в Туркмению («Ашхабад»), а затем в Туркестан. Как известно, Джанибек-гирей правил Крымом в 1620-х годах. Тогда, вполне возможно, и произошел переход этой группы кипшаков из Крыма в Казахстан. Рода майлы-балта, жадик и салтыр, относящиеся к кипшакам, происходят от Толыбая, приемного сына Санг-мурына

 

 

Во второй главе диссертации—«Легенды и предания о проживании каракалпаков на побережьях Черного моря, Волги и Урала», — отмечается, что среди каракалпаков очень распространены легенды и предания о проживании предков на территориях Крыма, Волги и Урала, однако они не охватывают (всей части каракалпаков, а дают лишь информацию об отдельных группах. Несмотря на многочисленность преданий, собранных среди народа и содержащих сведения о проживании каракалпаков в Крыму, они не могут дать нам исчерпывающих данных по истории этих групп каракалпаков. В большинстве случаев Крым указывается как место временного проживания предков каракалпаков.
Одно из таких преданий был записан У. Кусекеевым в 1933 году от информатора Нызаматдина Нурымова: «Большинство муйтенов (жили) в Арашш. Муйтены произошли от Исы. Иса пришел в Стамбул, оттуда переселился в Крым... Потом они переселились на Едил, Жаик и в Туркестан, уже в Крыму муйтены присоединились к каракалпакам»."7 Таких преданий очень много; помимо них существуют другие предания, сравнительно подробно рассказывающие о событиях, которые пережили эти части каракалпаков.
А.А. Соколов записал предание среди каракалпаков, где указаны, что когда жили муйтены в Крыму, были у них хан по имени Есим, имя которого упоминается в предании, записанном Ю. В. Кнорозовым, согласно которому Есим хан вывел свой народ из Крыма. У Есим хана было прозвище муйтен, он был отцом Ак-Шолпана. Такое же предание было записано А. С. Морозовой в 1945 году от информатора Абдуллы Ибрагимова, согласно которому Есим хан был ханом в Крыму. Все эти предания указывают на то, что каракалпаки, в частности род муйтен, входившие в состав каракалпаков как родовое подразделение арыса кунград, временно проживали в Крыму.
Есим хан в вышеуказанных преданиях упоминается как хан каракалпаков, правивший в Крыму в период переселения каракалпаков из Крыма в Едил-Жаик, Л. С: Толстова, анализируя легенды и предания, дающие информации о путях передвижения в ходе переселения муйтенов, указывает две пути переселения: первый - южный путь, а второй - северный. По ее мнению, северный путь переселения муйтенов из Едил-Жаика в Турекстан и затем в Хорезм отражает сравнительно недавний период истории 200—400-летней давности. Основным путем их переселения, по легендам каракалпаков-муйтенов, является северный путь.
Согласно мнению X. Есбергенова все эти предания относятся не к самим каракалпакам, а к печенежскому слою этногенеза каракалпаков.
Опираясь на вышеуказанные мнения Л С. Толстовой и X. Есбергенова сведения о Есим хане можно отнести к периоду до монгольского завоевания, так как легенды и предания о Есим хане указывает ранний период, чем легенды о поголовном истреблении муйтенов Жаилганом. Согласно преданию, записанному Ю. В. Кнорозовым, Есим хан был отцом Ак-Шолпана, в таком случаем, легенды о выведении Есим ханом своего народа из Крыма, как нам кажется, хронологически совпадает со временем возникновения легенд о поголовном истреблении муйтенов Жаилганом, эти разные легенды как-будто описывают одно и тоже историческое событие.
Согласно легендам, после истребления муйтенов Жаилганом живыми остались два мальчика, их воспитывает Ак-Шолпан, имя которой сохранена в виде урана (клич) муйтенов—каракалпаков, а «Жаилган» — уран кунгратов—каракалпаков, кунграты, по мнению Т. А. Жданко, присоединились к каракалпакам в монгольском этапе формирования каракалпаков. Значить есть основание полагать, что легенды о поголовном истреблении муйтенов Жаилганом могли возникнуть во время завоевания монгольскими кунгратами Крыма, где в то время проживала часть каракалпаков.
Сведения о том, что отдельные группы каракалпаков проживали в Крыму, имеются так же в произведениях Жийен Жырау и в народных песнях, сохранившихся до наших дней.
В вышеуказанных преданиях отражены события, пережитые теми группами каракалпаков, которые проживали на побережьях Черного моря, после чего они возвратились на свою родину в Хорезм, через территорию Волги и Урала.
Согласно легендам, побережья Волги и Урала были заселены частями каракалпаков, переселившимися из побережья Черного моря и из Хорезма, а часть каракалпаков, проживавшие в Крыму, переселились сюда из-за войн, а вторая часть этих каракалпаков пришли из Хорезма после вторжения войск Чингиз хана, а затем Амир Тимура в Хорезм. Согласно этим сведениям, эти группы каракалпаков некоторое время проживали в побережьях Волги и Урала.

 

 

А это уже из булгарских летописей 15-16 веков издания:

 

...А кыпчаков Ногая, сменивших “булгарских татар”, стали называть каракалпаками. А они - самые первые храбрецы из кыргызов, но в бою очень увлекаются и поэтому часто страдают из-за недостатка осмотрительности. С нашими они жили дружно, но лет через десять-двенадцать положение Ногая пошатнулось и для каракалпаков наступили тяжкие времена...

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Раз уж о декларации заговорили, то не лишне будет сказать, что вхождение РКК в состав РУз представляет для государства ряд сложностей. Узбекистан как федерация имеет в своем составе один единственный субъект, имеющий все права на национальное самоопределение. Вхождение РКК в состав РУз в 1993 году было историческим событием расчитанным на 20 лет, то есть, пробный вариант. А время нынче вышло...

http://rhd.uz/law/229-nacionalno-gosudarstvennoe-ustrojstvo-respubliki

Национально-государственное устройство Республики Узбекистан

Одним из важных проявлений суверенитета Республики является самостоятельное определение своего национально-государственного устройства. В ст. 68 Конституции Республики сказано, что Узбекистан состоит из областей, районов, городов, поселков, кишлаков, аулов, а также Республики Каракалпакстан. Из этого конституционного положения одни делают вывод, что наша страна по своему устройству представляет собой унитарное государство, другие определяют его как «простое государство с элементами сложности». Есть и третья точка зрения, согласно которой Республика – «сложное» государство. Думается, что верной является третья точка зрения. И вот почему.

Если говорить об определении государственного устройства Республики как «простого с элементами сложности», то оно несостоятельно уже потому, что государство может быть либо «простым», либо «сложным», все же остальное – это из области словесной эквилибристики.

Что же касается определения нашего государства «простым», то его несостоятельность вытекает непосредственно из Конституции Республики Узбекистан и Конституции Республики Каракалпакстан.

Статья 70 Конституции Республики Узбекистан прямо указывает, что Республика Каракалпакстан – это не административно-территориальное образование, а суверенное государство и отношения между Республикой Узбекистан и Республикой Каракалпакстан строятся как между двумя равными и суверенными государствами на основе договоров и соглашений (ст. 75 Конституции). Это подтверждается также Декларацией о государственном суверенитете Республики Каракалпакстан от 14 декабря 1990 года и статёй 1 Конституции Республики Каракалпакстан, которая принята 9 апреля 1993 года и является основным законом Каракалпакстана со всеми присущими ему свойствами.

Вместе с тем, исходя из факта объединения с Республикой Узбекистан, обусловившего необходимость однообразного регулирования многих вопросов общественной жизни, Республика Каракалпакстан признала верховенство Конституции Республики Узбекистан и ее законодательных актов, и конституционно подтвердила нормы основного закона Узбекистана о том, что Конституция Республики Каракалпакстан не может противоречить Конституции Республики Узбекистан, а законы последней обязательны для исполнения на территории Республики Каракалпакстан.

Конституции Республики Узбекистан и основной закон Республики Каракалпакстан закрепляют суверенное право последней располагать своей территорией, целостность которой признается Республикой Узбекистан. Границы Республики Каракалпакстан провозглашены неприкосновенными и изменяться могут только с согласия последней.

Свидетельством суверенитета Республики Каракалпакстан является также признание земли в пределах Каракалпакстана, ее недр, внутренних вод, растительного и животного мира, воздушного пространства над Республикой – богатством каракалпакского народа.

Одним из главных доводов сторонников признания Республики Узбекистан унитарным государством является то, что Узбекистану, по их мнению, присущи такие признаки простого государства, как единство территориальной организации и целостность системы органов государственной власти, законодательства, органов прокуратуры и суда, единство внешней политики, централизованность финансовой, налоговой, таможенной и банковской систем, единство гражданства.

Между тем, во-первых, и сложное государство трудно представить себе без этих признаков, так как они характерны и для простого и для сложного государств; во-вторых, для унитарного государства характерными являются не единая система органов государственной власти, а единые для всей страны органы власти, осуществляющие государственный суверенитет, деление территории на административно-территориальные образования, управление которыми осуществляется органами власти, подчиненными только центру.

Республика же Узбекистан состоит из двух суверенных государств и имеет два уровня высших органов власти, общереспубликанские и Республики Каракалпакстан. И все вопросы политической, экономической, социально-культурной жизни Каракалпакстана решают органы власти Республики Каракалпакстан. Общереспубликанские же органы власти взаимодействуют с органами власти Республики Каракалпакстан и направляют их работу по выполнению законов, указов и других нормативных актов Республики Узбекистан.

Республика Каракалпакстан самостоятельно определяет систему органов государственной власти и самоуправления граждан, принципы их организации и деятельности, издает собственные законы.

Согласно статье 73 Конституции Республики Узбекистан и статье 67 Конституции Республики Каракалпакстан, последняя самостоятельно решает вопросы своего административно-территориального устройства. Образование и упразднение районов и городов, а также изменение их границ производится Жокаргы Кенесом Республики Каракалпакстан. Лишь изменение границ территорий, примыкающих к территории Узбекистана, согласовывается с Олий Мажилисом Республики Узбекистан.

Важными суверенными правами Республики Каракалпакстан, закрепленными как Конституцией Республики Узбекистан (ст. 74), так и Конституцией Республики Каракалпакстан (ст.1 и 9), являются право иметь свое гражданство, которое совпадает с гражданством Республики Узбекистан, и право выхода из состава Республики Узбекистан. При этом обе конституции исходят из того, что право на самоопределение – это суверенное право народа Каракалпакстана и поэтому устанавливают, что вопрос о выходе Республики Каракалпакстан из состава Республики Узбекистан может быть решен только путем проведения в Каракалпакстане референдума, правом инициативы проведения которого обладают граждане республики, Жокаргы Кенес и Председатель Жокаргы Кенеса.

Таким образом, как видно из изложенного, Республика Каракалпакстан обладает всеми признаками, которые характеризуют субъекта сложного государства. Объединившись с Узбекистаном, она не растворилась в нем, а образует союз с ним, как с равноправным суверенным государством. Исходя из того, что союз этот носит добровольный, а не насильственный характер, государственное устройство Республики Узбекистан можно охарактеризовать как федерация.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

КОНСТИТУЦИЯ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

Статья 3.

Государственная граница и территория Узбекистана неприкосновенны и неделимы.

!!!

 

Также есть ст.74

 

Важными суверенными правами Республики Каракалпакстан, закрепленными как Конституцией Республики Узбекистан (ст. 74), так и Конституцией Республики Каракалпакстан (ст.1 и 9), являются право иметь свое гражданство, которое совпадает с гражданством Республики Узбекистан, и право выхода из состава Республики Узбекистан. При этом обе конституции исходят из того, что право на самоопределение – это суверенное право народа Каракалпакстана и поэтому устанавливают, что вопрос о выходе Республики Каракалпакстан из состава Республики Узбекистан может быть решен только путем проведения в Каракалпакстане референдума, правом инициативы проведения которого обладают граждане республики, Жокаргы Кенес и Председатель Жокаргы Кенеса.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Республика Узбекистан имеет право отказаться от проведения всяких референдумов ссылаясь на статью 3 Конституции РУз, где обеспечивается территориальная целостность и не делимость Республики Узбекистан.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Республика Узбекистан имеет право отказаться от проведения всяких референдумов ссылаясь на статью 3 Конституции РУз, где обеспечивается территориальная целостность и не делимость Республики Узбекистан.

 

Это исключено, так как, ст.3 предусматривает целостность РУз, а ст.74 предусматривает внутренние взаимоотношения, в частности с РКК и проведение референдума прерогатива только РКК. Нужно правильно понимать основные положения Конституции РУз.

 

Чиаль, если ссориться на эту тему, победителем буду я. Но не хочу этого здесь.

 

Вся беда заключается в территориях, а благосостояние народа, живущего на этой территории никого не волнует. Народу нужно только внимание, полтора миллиона живых людей ждут от властей РУз решения своих социальных проблем, главным образом связанных с Аральским кризисом. Если эти проблемы решатся, то все забудут о каких-то там статьях Закона.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти



×
×
  • Создать...