Данапр Опубликовано 26 марта, 2004 Поделиться Опубликовано 26 марта, 2004 Мне кажется до сих пор не поднималась тема такой интересной и в то же время загадочной личночти как Урус-хан. Официальная историаграфия говорит о нем как о Чингизиде из рода Джучи, гонителе Тохтамыша, сопернике Тимура. В принципе все. Между тем возникает множество вопросов об этом человеке. Прежде всего "почему у него такое странное имя?" Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Гость krig Опубликовано 26 марта, 2004 Поделиться Опубликовано 26 марта, 2004 См. в этом форуме топик "Жамиг ат-таварих" (в "Тюрках"). Там уже говорилось об имени Урус-хана. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Гость Василий Опубликовано 26 марта, 2004 Поделиться Опубликовано 26 марта, 2004 Среди лесных народов упоминаются некие "урусуты" или "урасуты". В другом, они упомянуты как урдуты, среди племен Баргуджин-Тукума, покоренных Джучи и по Татаринцеву они именно племя меркитов. Загадочное имя, Дугаров производит от тюркского урун - белый. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Гость niki Опубликовано 26 марта, 2004 Поделиться Опубликовано 26 марта, 2004 Салам всем У Фильструпа (кстати отличная книга по этнографии вышла в Москве недавно, но тираж малюсенький) написано что киргизы называли недоношенных детей или детей родившихся после смерти предыдущих младенцев, кроме всего прочего, Сартбай или Казакбай. Все это наверное как бы отвести зло вообще подааальше. Если это для всех применимо, то возможно он был просто таким ребенком? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Гость Мухаммад б. Текеш Опубликовано 26 марта, 2004 Поделиться Опубликовано 26 марта, 2004 Если опять в тему, что Урус - типа имя указывающее на русское происхождение, то хочу разочаровать В Рашид-ад Дине нашел место описывающее представителей разных племен (1 том, 1 книга), где говорится о одном эмире у Чингиза на службе, по имени Урус, и все это описывается явно до великих походов. Так что происхождение имени Урус надо искать в степях Монголии и окружающих районах, но никак не под Хаджи-Тарханом Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Гость Asen Опубликовано 26 марта, 2004 Поделиться Опубликовано 26 марта, 2004 Zdraveite,priateli ot mrejata.Pozdravi ot Bulgaria.Urus moje da se sravni s imeto na kumanskata orda(klan,pleme)Urusoba ot zemite ok. r.Dnepar.Az namiram vruzka mejdu Urusoba i plemeto Kusci to4no ot tabuto,,urus kusch,,-biala ptica(lebed).V tozi smisal spored men Urusoba sa Kuschci i sa nai-kumanskoto(polovecko)pleme ako priemem,4e ,,kuman,,proizliza ot kuu(kuba,kuwa)-lebed.Naprimer Koban Urusobich ili Akusch .Taka 4e spored men Urus ozna4ava bial,svetal,jult Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Гость Зиядоглу Опубликовано 26 марта, 2004 Поделиться Опубликовано 26 марта, 2004 Урус, Оруз, Арус, Аруз вот имена из эпоса “Деде Коркут”. Я предполoгаю, что схожесть имен Урус-хан и Русь скорее всего фонетическое совпадение. Это моё субьективное мнение. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Sagay Опубликовано 26 марта, 2004 Поделиться Опубликовано 26 марта, 2004 Прошу прощение за мои дилетанские версии о древнетюрской лингвистике, но в хакасском языке слово "урус" означает драчливый. Так и говорят "урус табэн" - "драчливый тип". Еще может быть отсюда имя средневекового правителя енисейских кыргызов - Урус Инал? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Хак-Назар б. Касым Опубликовано 26 марта, 2004 Поделиться Опубликовано 26 марта, 2004 Кстати, этот Урыс-хан родоначальник династии казахских ханов. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Яглакар Опубликовано 26 марта, 2004 Поделиться Опубликовано 26 марта, 2004 Прошу прощение за мои дилетанские версии о древнетюрской лингвистике, но в хакасском языке слово "урус" означает драчливый. Так и говорят "урус табэн" - "драчливый тип". Еще может быть отсюда имя средневекового правителя енисейских кыргызов - Урус Инал? По-моему, вполне правдоподобная версия. Хакас. урус = общетюрк. уруш "бой, драка". С хронологией проблем не возникает, потому что замена ш > с известна уже в орхонских надписях. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Гость niki Опубликовано 23 апреля, 2004 Поделиться Опубликовано 23 апреля, 2004 Кстати вот что встретилось в этом сборнике. __________________ //(л. 55б) Хырхызы — один народ [из] тюрков. Намаз творят они, [обращаясь] лицом к югу, и говорят нараспев мерной речью, поклоняются Сатурну и Венере. Марс считают зловещей планетой. И там есть такой камень, который светится ночью, точно светильник. Страна хазаров. [Хазары] —одна группа [из] тюрков. Жилища их из дер-бентского дерева; они чрезвычайно красивы и приятны, и их называют кара-хазарами. Когда возраст их падишаха переходит за сорок, они его отстраняют [от власти], [полагая], что его разум становится ущербным. Хатлухи — некий тюркский народ. Отважны в бою, вступают в брак с сестрами... У них нет развода, и калым за жену составляет все имущество супружеской пары. И падишаху их жениться не дозволено. Русы — одно из тюркских племен. Страна их [расположена] возле славян, грязны [они] до крайности, никакой нечистоты не сторонятся. И если кто -нибудь из них совершает кражу, его привязывают к дереву и оставляют до тех пор, пока он не умрет. Сочинение Аджа'иб ал-булдан («Диковинки стран») — в списке ЛО ИВАН А 254-1 — представляет собой краткую сводку сведений по космогра-фии и географии. Автором его был известный астроном конца XV—начала XVI в. Низам ад-Дин Абд ал-Али ибн Мухаммад ибн Хусайн ал-Бирджанди. Использованный для перевода список относится к XVI в. . Сочинение носит компилятивный характер. Источниками для его составления послужили: Аджа'иб ал-махлукат ва гараиб ал-мавджу-дат Закарийа ал-Казвини , Таквим ал-булдан Абу-л-Фида и Сувар ал-акалим. Часть источников, которыми пользовался Бирджанди, до нас, по-видимому, не дошла. Интересно, возможно ли предположить, что "рус", "урус" имеет тюркские корни? Само слово "русский" - как-то обозначает принадлежность к какому-либо государству, уделу (например - "московский"), но никак не название народа. То же самое с русич, а вот росс и далее Россия, как-то более логично. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Гость jirum Опубликовано 24 апреля, 2004 Поделиться Опубликовано 24 апреля, 2004 u mongol est' imia Orsoo. neznaiu kogda nachali davat' takoe imia i s chem eto sviazano. ia znaiu neskol'ko person po imeni Orsoo dvoe iz nih deistvitel'no pohoji na oros (urus). Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Гость Khantore Опубликовано 25 апреля, 2004 Поделиться Опубликовано 25 апреля, 2004 Урус – (синонимы - согыс, тобелес, кырылыс, керіс, курес, кагыс) – битва; бой; сражение; драка; ссора; ругань. Помоему это бог войны по Тенгрианству. Когда вернусь в Алматы, еще раз уточню, если возможно. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Sagay Опубликовано 26 апреля, 2004 Поделиться Опубликовано 26 апреля, 2004 Интересно, возможно ли предположить, что "рус", "урус" имеет тюркские корни? Само слово "русский" - как-то обозначает принадлежность к какому-либо государству, уделу (например - "московский"), но никак не название народа. То же самое с русич, а вот росс и далее Россия, как-то более логично. Если бы русс был производным от тюркского урус, то почему не звучит как урус? вот мы (хакасы) русских называем хазах и орыс, т.е. казак и русский. Почему хазах? Потому-что Сибирь завоевывали казаки. А орыс потому-что слово "русский" было непривычно на слух. Например, "огурец" по нашему "угурсу". Конечно видимо есть какие-то общие древние лингвистические корни русских и тюрков, может быть дотюрские, типа туранских, как некоторые предпологают, но мне ближе варягская версия, т.к. сплошь и рядом варяжские имена князей, да и описание обычаев руссов (где-то в религоведческой энциклопедии встречал) точь в точь как у норманов("руоси" по нормански гребец, в смысле пловец, т.е. на лодке пловец). Все-таки наш "Урус" как мне кажется не имеет общего с "русс", хотя есть же свидетельство кажется арабов, что некие "хырхызы", которые ими же и фиксировались в конце 1 тыс. н.э. в Приволжье по внешности светлы и видимо родня славянам. Только вот где это читал сейчас не припомню, но читал точно. А еще слышал от одного старика-хакаса, что орыс - значит тот, кто копается в земле. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Гость Khantore Опубликовано 27 апреля, 2004 Поделиться Опубликовано 27 апреля, 2004 Тенгрианство, как самое древнейшее (на сегодня) системное представление о мире, зародилось и получило широкое распространение в IV тысячелетии до нашей эры в Месопотамии – древнем Междуречье. Об этом свидетельствуют клинописные тексты Шумерской цивилизации. Так, профессор Чикагского университета А.Лео Оппенхейм пишет: «В Вавилоне со времен Саргона Аккадского и вплоть до периода Хаммурапи имя царя часто писалось с детерминативом DINGIR («БОГ»), которым обычно обозначались боги и различные предметы поклонения». (http://janyzak.host.net.kg/kitep/other/dstn_1.htm) Древняя Месопотамия. Портрет погибшей цивилизации. Оппенхейм А.Лео, Москва, «Наука», Академия наук СССР, институт востоковедения, 1990г. Перевод с английского, Чикаго-Лондон, 1968 год. Стр.78. Олжас Сулейменов. Азия. Часть 2. Шумернаме. УРУС, АРЕС, МАРС – все эти были богами войны античных религий, возможно в результате шумерской цивилизации. ЗЫ. Хорошая клавиатура http://www.kazakh.ru/talk/mteam.phtml?mg=2 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Гость niki Опубликовано 27 апреля, 2004 Поделиться Опубликовано 27 апреля, 2004 Уважаемый Khantore Для тенгрианства создана отдельная тема. Несомненно возрождение тенгрианства требует не только привлечения старого, но и приспособление его к современным условиям. Любая культура может постепенно угаснуть под влиянием приобретаемого народного опыта и рационализации. Но для того чтобы возродить тенгрианство, скажем у киргизов, нужно изучить ислам. Необходимо отделить влияния извне от собственно тенгрианства. Я когда-то в по молодости попался на этом. Что можете и увидеть по моей ссылке в теме Тенгрианства. То же самое делает Дастан Сарыгулов. Только разница в том, что я мне было 22 года, а он вроде человек в летах. Пусть определится - или он возрождает старое, приспосабливая к новому, или он создает новую религию. Хотя скорее он определился в последнем. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Хак-Назар б. Касым Опубликовано 8 мая, 2004 Поделиться Опубликовано 8 мая, 2004 В "Имамкули-хан-наме" автор сравнивает поражение бухарского Имамкули хана от казахского Турсына с поражением, которое некогда нанёс Тимуру Урус-хан. О каком поражении идёт речь? Насколько я знаю "стояние" Уруса и Тимура окончилось безрезультатно. Или же речь идёт о четырёх неудачных походах Тохтамыша? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Гость krig Опубликовано 8 мая, 2004 Поделиться Опубликовано 8 мая, 2004 В "Имамкули-хан-наме" автор сравнивает поражение бухарского Имамкули хана от казахского Турсына с поражением, которое некогда нанёс Тимуру Урус-хан. О каком поражении идёт речь? Насколько я знаю "стояние" Уруса и Тимура окончилось безрезультатно. Или же речь идёт о четырёх неудачных походах Тохтамыша? Авторы тимуридского круга (Йезди, Шами, Натанзи) пишут, что Тохтамыш удрал из Золотой Орды к Тимуру, поселился в Отраре и постоянно задирал Уруса. Урус дважды его побил. Может быть это имелось в виду в бухарской хронике? Ведь у Тохтамыша тогда своего войска не было, и он использовал отряды, выделенные ему Тимуром; получалось, что Урус побеждал воинов Тимура. В 1376 Тимур выступил в поход сам. Рассказ об этом походе довольно путанный, но все хронисты сходятся на том, что Урус был тогда разромлен Тимуром. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Admin Rust Опубликовано 9 мая, 2004 Admin Поделиться Опубликовано 9 мая, 2004 Нашел эту информацию в книге (принесли мне ее буквально вчера) Р.Н. Безеретдинова. Татары, тюрки - потрясатели вселенной (История великих империй). - 2-е изд., исправл. Новосибирск: ЦЭРИС, 2001 - 733 с. С. 282 Тохтамыш получает от Тимура область Сауран, когда об этом узнает Урус-хан, он посылает туда своего сына Кутлу-Бугу-оглана. Последний выигрывает битву, однако сам погибает в битве. После этого Урус-хан чрез посла обращается к Тимуру: "Тохтамыш убил моего сына, и, убежав, пришел в Ваши владения, выдайте моего врага, если же нет, назначив место битвы, тотчас явитесь на бой". С. 283 Тимур отвечает: "Он (Тохтамыш) нашел себе у меня убежище, я его не выдам, что же касается боя, то я для него готов". Зимой 1377 г. началась война. Два огромных войска встретились в районе Саурана. Неожидано разразившаяся снежная буря и затем наступившие сильные морозы на три месяца приостановили военные действия с обеих сторон. Урус-хан покинул свой лагерь, назначив начальником Кара-Кесека. Этим воспользовался Тимур, произвел атаку на войска Золотой Орды и принудил Кара-Кесека к бегству. Покидая Сауран, Тимур пожаловал Тохтамышу эту область и провозгласил его ханом. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Гость Василий Опубликовано 3 декабря, 2005 Поделиться Опубликовано 3 декабря, 2005 О гибели Урус-хана от руки Джелаль-ад-дина. Когда закончилась перекочевка племен на летовки, Тохтамыш тайно прибыл в расположение упомянутых племен. Закончив приготовления, племена поднялись и начали откочевку с Тохтамышем в сторону Идиля—Волги. Перекочевка осуществлялась на телегах, племена уходили обремененные семьями, скарбом и скотом. Поэтому, несмотря на их усилие ускорить темпы продвижения, последние были невысоки. Получив известие об откочевке взбунтовавшихся племен, Урус-хан [78] немедленно организовал погоню. Он выступил со всеми находившимися при нем людьми. Одновременно он разослал гонцов в остальные племена, чтобы те направили к нему свои контингента для участия в карательных мероприятиях. Племена, однако, уклонились от участия в погоне под предлогом их удаленности и того, что наступил сезон, когда кони отъелись и были потому непригодны для форсированного марша. Поэтому Урус вынужден был организовывать преследование лишь собственными силами. Настиг он беглецов ночью. Сложилась, однако, непредвиденная ситуация: силы Уруса намного уступали числу боеспособных мужчин бежавших племен. Урус знал это, но беглецы не знали. Поэтому Урус принял решение атаковать немедленно, так как с восходом солнца выявилась бы малочисленность его сил и он неминуемо был бы разбит. В свою очередь, Тохтамыш и предводители племен, полагая, что Урус привел превосходящие силы, сочли, что гибель их неизбежна. В этой обстановке они решили прикрыть от Уруса уходившие племена и отбивать его атаки так долго, как это окажется возможным. Однако они в целях сохранения своего потомства отобрали всех мальчиков, способных самостоятельно держаться в седле, и приказали им незаметно уйти на конях в сторону в ночной темноте и держаться на безопасной дистанции. Если бы по боевым кличам мальчики поняли, что победили их отцы, то они должны были воссоединиться с ними. В противном случае им следовало под покровом ночной темноты скрыться и попытаться каким-то образоь самостоятельно устроить свою судьбу. Среди мальчиков были 12-летний сын Тохтамыша Джалал ад-Дин и Йахши-Ходжа, сын главного сподвижника Тохтамыша Урик-Тимура, предводителя племени ширин.Урус-хан со своими людьми несколько раз атаковал в конном строю людей Тохтамыша и, проходя вдоль строя противника, осыпал его градом стрел. Противник отвечал тем же. Джалал ад-Дин и его товарищи решили, в свою очередь, атаковать с фланга Уруса, что и осуществили. Случайно стрела Джалал ад-Дина поразила Уруса, и тот был убит. Сторонников Уруса, которые не заметили в ночной темноте гибели своего предводителя, от неожиданной атаки Джалал ад-Дина обуяла паника, и они бежали без оглядки с поля боя. Тохтамыш же, его люди и сыновья беспрепятственно ушли к Идилю. С тех пор и бытует среди узбеков истина: “Джалал ад-Дин убил Уруса”. Таково степное предание, зафиксированное Утемишем-хаджи, и которому у нас нет пока никаких причин не доверять. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
BAWIR$AQ Опубликовано 3 декабря, 2005 Поделиться Опубликовано 3 декабря, 2005 Василий, а откуда цитата? Можно поподробнее o сути конфликта? Кто откочевал, почему откочевал, чем откочевавшие отличались от оставшихся? Заранее спасибо. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Ар_ Опубликовано 3 декабря, 2005 Поделиться Опубликовано 3 декабря, 2005 ...а откуда цитата? "УТЕМИШ-ХАДЖИ ИБН МАУЛАНА МУХАММАД ДОСТИ ЧИНГИЗ-НАМЕ НЕИЗВЕСТНАЯ ВЕРСИЯ ГИБЕЛИ УРУС-ХАНА (ИЗ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ИСТОРИИ ВОСТОЧНОГО ДАШТ-И КЫПЧАКА XIV В.)" http://vostlit.by.ru/Texts/rus6/Chengiz-name/vved5.htm "УТЕМИШ-ХАДЖИ ИБН МАУЛАНА МУХАММАД ДОСТИ ЧИНГИЗ-НАМЕ" http://vostlit.by.ru/Texts/rus6/Chengiz-name/framevved1.htm Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Гость Василий Опубликовано 3 декабря, 2005 Поделиться Опубликовано 3 декабря, 2005 Спасибо уважаемый Ар, что ответили за меня! Действительно, трудно отличить в источниках где дословно передаются фольклорные данные, представляющие художественный вымысел, а где точные данные. Особенно восточные авторы в силу менталитета, склонны к буйной фантазии и сказочным подробностям Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
BAWIR$AQ Опубликовано 3 декабря, 2005 Поделиться Опубликовано 3 декабря, 2005 Спасибо, Ар Очень интересно. Пошел искать суть конфликта Урус-хана и Тохтамыша. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
tatarbi Опубликовано 3 декабря, 2005 Поделиться Опубликовано 3 декабря, 2005 Урус хан - не совсем верная транслитерация - правильно - Ырыс хан. Звук "ы" более мягкий чем русское "ы". Ырыс- по-татарски - счастье, распространённый некогда элемент личных имён у татар и других тюрков. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться