Jump to content

Recommended Posts

Кстати, вот еще Зуев идентифицирует огузских Джаруклуг (из списка Кашгари) как племя Черик 8-10 вв.

Цитата

72*.  Чэ-ли 199 = t'siet(-r)-lji(ri)  [24], [25] http://s155239215.onlinehome.us/turkic/29Huns/Zuev/SharyCherigShe-liChe-li24,25.gif . Дешифровка этнонима из Табгачской лексики произведена Л.Базеном, считающим Чэ-ли Китайской передачей Тюрко-Монгольского термина "Чериг" (L Bazin, Recherches sur les parlers T'o-ba, стр. 243, 244). Как этническое название этот термин известен очень давно.
121 Кроме Китайских источников, Черики упоминаются в "Сакском" документе 8 в., в нем ясно проступает их западная, может быть, восточноуркесТанская локализация, так как рядом с ними названы Тохары-Ттаугара (W.B.Henning, Указ. соч., стр. 545). К этому же району следует отнести и Чериков-Charaiγa Хотанских текстов (H.W.Bailey, The Slael-Hollstein Miscellany, стр. 20). Махмуд Кашгарский, называя Чериков-Джаруклуг в составе Огузов (Материалы по истории туркмен и Туркмении, т. 1. M.-Л., 1939, стр. 309), помещает их уже в Семиречье, между Играками и Джумул-Чомулами (V. Minorsky, Hudud al-Alam, стр. 275). Но под Чэ-ли списка тамг надо понимать восточных Чериков, кочевавших по соседству с племенем Шары во Внутренней Монголии - Цзинь-сяне или составлявших с ними одно целое. Приведенные в 71* сведения о Шэ-ли - Че-ли, несомненно, говорят зa их восточное местонахождение, что подтверждается сообщением Таншу о расселении Че-ли (Цзю Таншу - Шэ-ли, цз.194, стр. 15 а) в Юнь-чжунском наместничестве после разгрома Восточно-Тюркского Элькагана Китайским полководцем Ли Цзином (Таншу, цз. 215 а, стр. 21 б, Бичурин, Указ. соч., т. 1, стр. 265). После этого события Черики в числе других Тюркских племен сопровождали Китайского императора в его путешествии к священной горе Тай-шань, находившейся к востоку от Ордоса (там же).

http://s155239215.onlinehome.us/turkic/29Huns/Zuev/ZuevTamgasRu.htm

Цитата

В энциклопедическом словаре «Диван-и лугат-ит-тюрк» тюрко-лога XI в. Махмуда Кашгарлы была дана характеристика десятков собственных имен. Среди этих имен собственных особое внимание привлекают топонимы и этнонимы: «Я перечислю их, буть то му-сульманские или языческие, по порядку от окрестностей Рима и до Востока. Прежде всего, первым племенем вблизи Рима является Бе-чаняк, затем Гыфчаг, Огуз, Ямак, Башкырд, Басмыл, затем Гай, за-тем Ябгу, затем Татар, затем Гыргыз; Гыргызы живут вблизи Китая. Все эти племена перечислены, начиная от окрестностей Рима в сто-рону Востока. Далее идут Джигил, затем Тохси, затем Ягма, затем Играг, затем Джаруг, затем Джумул, затем Уйгур, затем Танкут, за-тем Хитай, то есть Китай, затем Тапгыч, то есть Мачин. Эти племена расселяются между Севером и Югом».

"ОСНОВЫ АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ ОНОМАЛОГИИ" Курбанов

Когда они появились в Семиречье? Видимо в 8 веке как и другие огузские племена, прикочевавшие с востока.

"...Доказательством того, что население городов Жетысу, в том числе одного из главных его центров — Тараза было тюркским является манихейское сочинение, в котором говорится, что оно привезено из города «славных и благословенных тюрков-чаруков Аргу — Таласа» [Волин, Сведения арабских источников о долине реки Талас и смежных районах, 1960. С. 77]"

https://eurasica.ru/forums/topic/5529-города-западно-тюркского-каганата/?do=findComment&comment=253355

Тамга лошадей племени Чериг (Черик) очевидно совпадает с тамгой Човдур (Чавулдур)

https://ru.wikipedia.org/wiki/Човдур_(племя)

Название Джарук-луг уж больно напоминает Карлук (Куруг-луг)

https://en.wiktionary.org/wiki/kurulu

Link to comment
Share on other sites

Урегир идентифицируются Зуевым на основе тамг как племя горы Чу-би-шань (Чуми?), которое согласно китайским источникам вероятно локализовалось вместе с Чу-юе в долине реки Инсо (Юлдус):

http://s155239215.onlinehome.us/turkic/29Huns/Zuev/ZuevTamgasRu.htm

Таким образом, половина огузского списка Кашгари (11/22) более менее понятна. Заметьте, что Кашгари не указывает Ягма (Япарлы) среди них.

Можно имхо догадаться, почему Салыр (из Киби), Эймир (из Киби), Алайонтли (из Алат) и Урегир (Чуми?) оказались вместе именно в "горном" отделении Таг (согласно Огуз-наме). Ягма (из Киби) уже юго-западнее от них, ближе к Кашгару (см. карту из "Худуд аль-алам", пер. Минорский).

https://eurasica.ru/news/razdely/genealogiya/родословные-легендарных-потомков-огуз-кагана-по-спискам-махмуда-кашгари-рашид-ад-дина-и-абу-л-гази-хана-хивинского-r34/

Кынык Афшар
Кайыг Бектили
Баюндур Бюгдюз
Иве (Йиве) Баят
Салгур Язгыр
Эймюр Ула-йондулуг
Кара-бёлюк Тюгер
Алка-бёлюк Печенег
Игдер Джувалдар
Урегир Джебни
Тутырка Джаруклуг
Link to comment
Share on other sites

В 02.06.2025 в 22:25, Бозбет Шыны сказал:

Кайы, баят/баяут и баяндур считаются монгольского (татарского) происхождения.

Бечене - печенеги

Алайонтли - алаты, которых китайцы называли "бома". 

Огузские Баят/Баяут - ушедшая и отюречившаяся часть монголоязычного племени баяуд ("Я - Маалих, Баяудаец ("богатей"), а живу, как нищий. Удели мне из этой дичины, а я отдам тебе вот этого своего паренька") из ССМ.  

Алаты = бома - вроде курыканы. 

В 02.06.2025 в 22:25, Бозбет Шыны сказал:

Ягма/япарлы, эймюр, салыр (и возможно Урегир) - из токуз-огузов, по моей версии они из племени Киби

Хуйхэ - уйгуры. 

Циби/Киби - телесские племена, остатки "слабосильных хунну". Тюркоязычные. "Местные" в Гаогюй. 

Байегу/баигу/багу - баргуты. Монголоязычные. 

Пугу - вроде тубу, дубо - тувинцы. 

Тулуньшигусы - доланы. Тулунь - долон, 7. Тулуньши - долонши - "семёрочные" что-ли. Точнее - "из долонов).  Монголоязычные. 

Ацзйесы - эдизы. Тюркоязычные. 

Тюркоязычные Яглакар - зашифрованы как тунло или сыцзйе?  

Хунь - скорее всего монголоязычные. Неужели хори? Или древние хоры? 

 

Link to comment
Share on other sites

2 часа назад, buba-suba сказал:

Тулуньшигусы - доланы. Тулунь - долон, 7. Тулуньши - долонши - "семёрочные" что-ли. Точнее - "из долонов).  Монголоязычные. 

Это видимо какое-то татарское племя (шивэй), присоединившееся к токуз-огузам не ранее середины 8 века. "Долон" не подходит, т.к. речь об озере (Гулунь-Нур aka Далайнор). Вот Зуев пишет: 

Цитата

"Племена шивэй и Прихинганья были татарами [108]. Это были татары-огузы. В китайском источнике того же времени они названы «кюлюнскими огузами» (кит. С5973, 6238, 433, 5973, 14585 гулунь угусы. Огузами считал татар персидский автор X века [108]. Махмуд Кашгарский (XI в.) называл татар одним из тюркских народов [109].

Далай-нор — крупнейшее озеро, его долина в отдельные периоды могла достигать 75-100 километров. Монгольское слово далай (ср. тюрк. Ыиу) значит «море». Эта область, заселенная в раннем средневековье татаро-огузскими племенами, была известна добычей серебра."

Бичурин со ссылкой на "Тан шу":

Цитата

 ... В северной истории в повествовании о государ­стве Уло-хэу: в сем государстве на северо-западе есть река Ванъ-шуй, которая протекает на северо-восток, и сли­вается с рекою Нань-шуй. В старой истории династии Тхан, в повествовании о Шивэй, по северную сторону больших гор есть поколение Большой Шивэй. Сие поколе­ ние живет на реке Шигянъ-хэ (Шилькар), которая при­нимает начало на северо-восточных тукюеских пределах из озера Гюй-лунъ-бо, течет изворотом на восток, проходит через земли Западного Шивэй; далее на восток проходит через земли Большого Шивэй; еще на восток проходит по северную сторону поколения Мынву-Шивэй, а по южную 3 поколения Лоцзюй-Шивэй; про текая далее на восток, сливается с реками На-хо и Хурханъ-хэ; далее на восток проходит по северную сторону южных черноречных мохэсцев, а по южную сторону северных черноречных мохэсцев, протекает на востоке и изливается в море. По гео­ графии при истории династии Гинь: в Чжао-чжёу, в уезде Ши-хин-хянь есть Хэй-лун-гян. В история династии Юань в записках о Тхай-цзу: в 1-е лето Тхай-цзу вступил на императорский престол при вершине Ва-нанъ-хэ. По статистике династии Мин Хэй-лун-гян, в 2500 ли от Кхайнань-чен на севере; начало принимает из северных гор. Здесь прежде жили черноречные мохэсцы. Протекая на юг, впадает в Сун-хуа-гян.— Название Хэй-шуй впервые встречается во время южных и северных Дворов; название Хэй-лун-гян показалось по истории династии Гинь. Верх­ ний исток сей реки, по Северной истории, Вань-шуй, есть по Старой истории династии Тхан Ши-гянъ-хэ. В Старой истории династии Тхан сказано: Ши-гянь-хэ принимает начало из озера Гюй-лунь-бо, а озеро Гюй-лунь-бо ныне называется Хулунь-нор. Вершина реки Хэй-лун-гян есть река Э-лунь-хэ, а верхнее течение Хулун-нора есть река Кэрулынь, в древности Лу-цзюы-хэ; вершины ее недалеко от Э-лунь-хэ, и хотя текут в разные стороны, но изливают­ ся в Хулунь-нор; из озера текут на северо-восток до реки Гирбаци и изливаются в Хэй-лун-гян. Озеро при полноводии разливается, при мелководий становится тинным...

2 часа назад, buba-suba сказал:

Ацзйесы - эдизы. Тюркоязычные. 

Не, A-Busi 阿布思 это не эдизы, а какое то ответвление от сыцзе (сыгир), которые идут пятыми в списке. По Камалову эдизы вообще не упомянуты в списке: https://eurasica.ru/forums/topic/5406-древние-уйгуры-авлета-камалова/?do=findComment&comment=226747

Цитата

Тюркоязычные Яглакар - зашифрованы как тунло или сыцзйе?  

Яглакар это не племя, а правящий клан, т.е. лишь верхушка уйгуров (хуэйхэ), а не все уйгуры. Скорее всего Яглакар - имя родоначальника одноименного клана.

Link to comment
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now


×
×
  • Create New...