Бозбет Шыны Опубликовано 2 июня Поделиться Опубликовано 2 июня Кстати, вот еще Зуев идентифицирует огузских Джаруклуг (из списка Кашгари) как племя Черик 8-10 вв. Цитата 72*. Чэ-ли 199 = t'siet(-r)-lji(ri) [24], [25] http://s155239215.onlinehome.us/turkic/29Huns/Zuev/SharyCherigShe-liChe-li24,25.gif . Дешифровка этнонима из Табгачской лексики произведена Л.Базеном, считающим Чэ-ли Китайской передачей Тюрко-Монгольского термина "Чериг" (L Bazin, Recherches sur les parlers T'o-ba, стр. 243, 244). Как этническое название этот термин известен очень давно. 121 Кроме Китайских источников, Черики упоминаются в "Сакском" документе 8 в., в нем ясно проступает их западная, может быть, восточно-ТуркесТанская локализация, так как рядом с ними названы Тохары-Ттаугара (W.B.Henning, Указ. соч., стр. 545). К этому же району следует отнести и Чериков-Charaiγa Хотанских текстов (H.W.Bailey, The Slael-Hollstein Miscellany, стр. 20). Махмуд Кашгарский, называя Чериков-Джаруклуг в составе Огузов (Материалы по истории туркмен и Туркмении, т. 1. M.-Л., 1939, стр. 309), помещает их уже в Семиречье, между Играками и Джумул-Чомулами (V. Minorsky, Hudud al-Alam, стр. 275). Но под Чэ-ли списка тамг надо понимать восточных Чериков, кочевавших по соседству с племенем Шары во Внутренней Монголии - Цзинь-сяне или составлявших с ними одно целое. Приведенные в 71* сведения о Шэ-ли - Че-ли, несомненно, говорят зa их восточное местонахождение, что подтверждается сообщением Таншу о расселении Че-ли (Цзю Таншу - Шэ-ли, цз.194, стр. 15 а) в Юнь-чжунском наместничестве после разгрома Восточно-Тюркского Элькагана Китайским полководцем Ли Цзином (Таншу, цз. 215 а, стр. 21 б, Бичурин, Указ. соч., т. 1, стр. 265). После этого события Черики в числе других Тюркских племен сопровождали Китайского императора в его путешествии к священной горе Тай-шань, находившейся к востоку от Ордоса (там же). http://s155239215.onlinehome.us/turkic/29Huns/Zuev/ZuevTamgasRu.htm Цитата В энциклопедическом словаре «Диван-и лугат-ит-тюрк» тюрко-лога XI в. Махмуда Кашгарлы была дана характеристика десятков собственных имен. Среди этих имен собственных особое внимание привлекают топонимы и этнонимы: «Я перечислю их, буть то му-сульманские или языческие, по порядку от окрестностей Рима и до Востока. Прежде всего, первым племенем вблизи Рима является Бе-чаняк, затем Гыфчаг, Огуз, Ямак, Башкырд, Басмыл, затем Гай, за-тем Ябгу, затем Татар, затем Гыргыз; Гыргызы живут вблизи Китая. Все эти племена перечислены, начиная от окрестностей Рима в сто-рону Востока. Далее идут Джигил, затем Тохси, затем Ягма, затем Играг, затем Джаруг, затем Джумул, затем Уйгур, затем Танкут, за-тем Хитай, то есть Китай, затем Тапгыч, то есть Мачин. Эти племена расселяются между Севером и Югом». "ОСНОВЫ АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ ОНОМАЛОГИИ" Курбанов Когда они появились в Семиречье? Видимо в 8 веке как и другие огузские племена, прикочевавшие с востока. "...Доказательством того, что население городов Жетысу, в том числе одного из главных его центров — Тараза было тюркским является манихейское сочинение, в котором говорится, что оно привезено из города «славных и благословенных тюрков-чаруков Аргу — Таласа» [Волин, Сведения арабских источников о долине реки Талас и смежных районах, 1960. С. 77]" https://eurasica.ru/forums/topic/5529-города-западно-тюркского-каганата/?do=findComment&comment=253355 Тамга лошадей племени Чериг (Черик) очевидно совпадает с тамгой Човдур (Чавулдур) https://ru.wikipedia.org/wiki/Човдур_(племя) Название Джарук-луг уж больно напоминает Карлук (Куруг-луг) https://en.wiktionary.org/wiki/kurulu Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Бозбет Шыны Опубликовано Среда в 08:04 Поделиться Опубликовано Среда в 08:04 Урегир идентифицируются Зуевым на основе тамг как племя горы Чу-би-шань (Чуми?), которое согласно китайским источникам вероятно локализовалось вместе с Чу-юе в долине реки Инсо (Юлдус): http://s155239215.onlinehome.us/turkic/29Huns/Zuev/ZuevTamgasRu.htm Таким образом, половина огузского списка Кашгари (11/22) более менее понятна. Заметьте, что Кашгари не указывает Ягма (Япарлы) среди них. Можно имхо догадаться, почему Салыр (из Киби), Эймир (из Киби), Алайонтли (из Алат) и Урегир (Чуми?) оказались вместе именно в "горном" отделении Таг (согласно Огуз-наме). Ягма (из Киби) уже юго-западнее от них, ближе к Кашгару (см. карту из "Худуд аль-алам", пер. Минорский). https://eurasica.ru/news/razdely/genealogiya/родословные-легендарных-потомков-огуз-кагана-по-спискам-махмуда-кашгари-рашид-ад-дина-и-абу-л-гази-хана-хивинского-r34/ Кынык Афшар Кайыг Бектили Баюндур Бюгдюз Иве (Йиве) Баят Салгур Язгыр Эймюр Ула-йондулуг Кара-бёлюк Тюгер Алка-бёлюк Печенег Игдер Джувалдар Урегир Джебни Тутырка Джаруклуг Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
buba-suba Опубликовано Пятница в 12:24 Поделиться Опубликовано Пятница в 12:24 В 02.06.2025 в 22:25, Бозбет Шыны сказал: Кайы, баят/баяут и баяндур считаются монгольского (татарского) происхождения. Бечене - печенеги Алайонтли - алаты, которых китайцы называли "бома". Огузские Баят/Баяут - ушедшая и отюречившаяся часть монголоязычного племени баяуд ("Я - Маалих, Баяудаец ("богатей"), а живу, как нищий. Удели мне из этой дичины, а я отдам тебе вот этого своего паренька") из ССМ. Алаты = бома - вроде курыканы. В 02.06.2025 в 22:25, Бозбет Шыны сказал: Ягма/япарлы, эймюр, салыр (и возможно Урегир) - из токуз-огузов, по моей версии они из племени Киби Хуйхэ - уйгуры. Циби/Киби - телесские племена, остатки "слабосильных хунну". Тюркоязычные. "Местные" в Гаогюй. Байегу/баигу/багу - баргуты. Монголоязычные. Пугу - вроде тубу, дубо - тувинцы. Тулуньшигусы - доланы. Тулунь - долон, 7. Тулуньши - долонши - "семёрочные" что-ли. Точнее - "из долонов). Монголоязычные. Ацзйесы - эдизы. Тюркоязычные. Тюркоязычные Яглакар - зашифрованы как тунло или сыцзйе? Хунь - скорее всего монголоязычные. Неужели хори? Или древние хоры? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Бозбет Шыны Опубликовано Пятница в 14:51 Поделиться Опубликовано Пятница в 14:51 2 часа назад, buba-suba сказал: Тулуньшигусы - доланы. Тулунь - долон, 7. Тулуньши - долонши - "семёрочные" что-ли. Точнее - "из долонов). Монголоязычные. Это видимо какое-то татарское племя (шивэй), присоединившееся к токуз-огузам не ранее середины 8 века. "Долон" не подходит, т.к. речь об озере (Гулунь-Нур aka Далайнор). Вот Зуев пишет: Цитата "Племена шивэй и Прихинганья были татарами [108]. Это были татары-огузы. В китайском источнике того же времени они названы «кюлюнскими огузами» (кит. С5973, 6238, 433, 5973, 14585 гулунь угусы. Огузами считал татар персидский автор X века [108]. Махмуд Кашгарский (XI в.) называл татар одним из тюркских народов [109]. Далай-нор — крупнейшее озеро, его долина в отдельные периоды могла достигать 75-100 километров. Монгольское слово далай (ср. тюрк. Ыиу) значит «море». Эта область, заселенная в раннем средневековье татаро-огузскими племенами, была известна добычей серебра." Бичурин со ссылкой на "Тан шу": Цитата ... В северной истории в повествовании о государстве Уло-хэу: в сем государстве на северо-западе есть река Ванъ-шуй, которая протекает на северо-восток, и сливается с рекою Нань-шуй. В старой истории династии Тхан, в повествовании о Шивэй, по северную сторону больших гор есть поколение Большой Шивэй. Сие поколе ние живет на реке Шигянъ-хэ (Шилькар), которая принимает начало на северо-восточных тукюеских пределах из озера Гюй-лунъ-бо, течет изворотом на восток, проходит через земли Западного Шивэй; далее на восток проходит через земли Большого Шивэй; еще на восток проходит по северную сторону поколения Мынву-Шивэй, а по южную 3 поколения Лоцзюй-Шивэй; про текая далее на восток, сливается с реками На-хо и Хурханъ-хэ; далее на восток проходит по северную сторону южных черноречных мохэсцев, а по южную сторону северных черноречных мохэсцев, протекает на востоке и изливается в море. По гео графии при истории династии Гинь: в Чжао-чжёу, в уезде Ши-хин-хянь есть Хэй-лун-гян. В история династии Юань в записках о Тхай-цзу: в 1-е лето Тхай-цзу вступил на императорский престол при вершине Ва-нанъ-хэ. По статистике династии Мин Хэй-лун-гян, в 2500 ли от Кхайнань-чен на севере; начало принимает из северных гор. Здесь прежде жили черноречные мохэсцы. Протекая на юг, впадает в Сун-хуа-гян.— Название Хэй-шуй впервые встречается во время южных и северных Дворов; название Хэй-лун-гян показалось по истории династии Гинь. Верх ний исток сей реки, по Северной истории, Вань-шуй, есть по Старой истории династии Тхан Ши-гянъ-хэ. В Старой истории династии Тхан сказано: Ши-гянь-хэ принимает начало из озера Гюй-лунь-бо, а озеро Гюй-лунь-бо ныне называется Хулунь-нор. Вершина реки Хэй-лун-гян есть река Э-лунь-хэ, а верхнее течение Хулун-нора есть река Кэрулынь, в древности Лу-цзюы-хэ; вершины ее недалеко от Э-лунь-хэ, и хотя текут в разные стороны, но изливают ся в Хулунь-нор; из озера текут на северо-восток до реки Гирбаци и изливаются в Хэй-лун-гян. Озеро при полноводии разливается, при мелководий становится тинным... 2 часа назад, buba-suba сказал: Ацзйесы - эдизы. Тюркоязычные. Не, A-Busi 阿布思 это не эдизы, а какое то ответвление от сыцзе (сыгир), которые идут пятыми в списке. По Камалову эдизы вообще не упомянуты в списке: https://eurasica.ru/forums/topic/5406-древние-уйгуры-авлета-камалова/?do=findComment&comment=226747 Цитата Тюркоязычные Яглакар - зашифрованы как тунло или сыцзйе? Яглакар это не племя, а правящий клан, т.е. лишь верхушка уйгуров (хуэйхэ), а не все уйгуры. Скорее всего Яглакар - имя родоначальника одноименного клана. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться