Перейти к содержанию

Рекомендуемые сообщения

Кстати, вот еще Зуев идентифицирует огузских Джаруклуг (из списка Кашгари) как племя Черик 8-10 вв.

Цитата

72*.  Чэ-ли 199 = t'siet(-r)-lji(ri)  [24], [25] http://s155239215.onlinehome.us/turkic/29Huns/Zuev/SharyCherigShe-liChe-li24,25.gif . Дешифровка этнонима из Табгачской лексики произведена Л.Базеном, считающим Чэ-ли Китайской передачей Тюрко-Монгольского термина "Чериг" (L Bazin, Recherches sur les parlers T'o-ba, стр. 243, 244). Как этническое название этот термин известен очень давно.
121 Кроме Китайских источников, Черики упоминаются в "Сакском" документе 8 в., в нем ясно проступает их западная, может быть, восточноуркесТанская локализация, так как рядом с ними названы Тохары-Ттаугара (W.B.Henning, Указ. соч., стр. 545). К этому же району следует отнести и Чериков-Charaiγa Хотанских текстов (H.W.Bailey, The Slael-Hollstein Miscellany, стр. 20). Махмуд Кашгарский, называя Чериков-Джаруклуг в составе Огузов (Материалы по истории туркмен и Туркмении, т. 1. M.-Л., 1939, стр. 309), помещает их уже в Семиречье, между Играками и Джумул-Чомулами (V. Minorsky, Hudud al-Alam, стр. 275). Но под Чэ-ли списка тамг надо понимать восточных Чериков, кочевавших по соседству с племенем Шары во Внутренней Монголии - Цзинь-сяне или составлявших с ними одно целое. Приведенные в 71* сведения о Шэ-ли - Че-ли, несомненно, говорят зa их восточное местонахождение, что подтверждается сообщением Таншу о расселении Че-ли (Цзю Таншу - Шэ-ли, цз.194, стр. 15 а) в Юнь-чжунском наместничестве после разгрома Восточно-Тюркского Элькагана Китайским полководцем Ли Цзином (Таншу, цз. 215 а, стр. 21 б, Бичурин, Указ. соч., т. 1, стр. 265). После этого события Черики в числе других Тюркских племен сопровождали Китайского императора в его путешествии к священной горе Тай-шань, находившейся к востоку от Ордоса (там же).

http://s155239215.onlinehome.us/turkic/29Huns/Zuev/ZuevTamgasRu.htm

Цитата

В энциклопедическом словаре «Диван-и лугат-ит-тюрк» тюрко-лога XI в. Махмуда Кашгарлы была дана характеристика десятков собственных имен. Среди этих имен собственных особое внимание привлекают топонимы и этнонимы: «Я перечислю их, буть то му-сульманские или языческие, по порядку от окрестностей Рима и до Востока. Прежде всего, первым племенем вблизи Рима является Бе-чаняк, затем Гыфчаг, Огуз, Ямак, Башкырд, Басмыл, затем Гай, за-тем Ябгу, затем Татар, затем Гыргыз; Гыргызы живут вблизи Китая. Все эти племена перечислены, начиная от окрестностей Рима в сто-рону Востока. Далее идут Джигил, затем Тохси, затем Ягма, затем Играг, затем Джаруг, затем Джумул, затем Уйгур, затем Танкут, за-тем Хитай, то есть Китай, затем Тапгыч, то есть Мачин. Эти племена расселяются между Севером и Югом».

"ОСНОВЫ АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ ОНОМАЛОГИИ" Курбанов

Когда они появились в Семиречье? Видимо в 8 веке как и другие огузские племена, прикочевавшие с востока.

"...Доказательством того, что население городов Жетысу, в том числе одного из главных его центров — Тараза было тюркским является манихейское сочинение, в котором говорится, что оно привезено из города «славных и благословенных тюрков-чаруков Аргу — Таласа» [Волин, Сведения арабских источников о долине реки Талас и смежных районах, 1960. С. 77]"

https://eurasica.ru/forums/topic/5529-города-западно-тюркского-каганата/?do=findComment&comment=253355

Тамга лошадей племени Чериг (Черик) очевидно совпадает с тамгой Човдур (Чавулдур)

https://ru.wikipedia.org/wiki/Човдур_(племя)

Название Джарук-луг уж больно напоминает Карлук (Куруг-луг)

https://en.wiktionary.org/wiki/kurulu

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Урегир идентифицируются Зуевым на основе тамг как племя горы Чу-би-шань (Чуми?), которое согласно китайским источникам вероятно локализовалось вместе с Чу-юе в долине реки Инсо (Юлдус):

http://s155239215.onlinehome.us/turkic/29Huns/Zuev/ZuevTamgasRu.htm

Таким образом, половина огузского списка Кашгари (11/22) более менее понятна. Заметьте, что Кашгари не указывает Ягма (Япарлы) среди них.

Можно имхо догадаться, почему Салыр (из Киби), Эймир (из Киби), Алайонтли (из Алат) и Урегир (Чуми?) оказались вместе именно в "горном" отделении Таг (согласно Огуз-наме). Ягма (из Киби) уже юго-западнее от них, ближе к Кашгару (см. карту из "Худуд аль-алам", пер. Минорский).

https://eurasica.ru/news/razdely/genealogiya/родословные-легендарных-потомков-огуз-кагана-по-спискам-махмуда-кашгари-рашид-ад-дина-и-абу-л-гази-хана-хивинского-r34/

Кынык Афшар
Кайыг Бектили
Баюндур Бюгдюз
Иве (Йиве) Баят
Салгур Язгыр
Эймюр Ула-йондулуг
Кара-бёлюк Тюгер
Алка-бёлюк Печенег
Игдер Джувалдар
Урегир Джебни
Тутырка Джаруклуг
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 02.06.2025 в 22:25, Бозбет Шыны сказал:

Кайы, баят/баяут и баяндур считаются монгольского (татарского) происхождения.

Бечене - печенеги

Алайонтли - алаты, которых китайцы называли "бома". 

Огузские Баят/Баяут - ушедшая и отюречившаяся часть монголоязычного племени баяуд ("Я - Маалих, Баяудаец ("богатей"), а живу, как нищий. Удели мне из этой дичины, а я отдам тебе вот этого своего паренька") из ССМ.  

Алаты = бома - вроде курыканы. 

В 02.06.2025 в 22:25, Бозбет Шыны сказал:

Ягма/япарлы, эймюр, салыр (и возможно Урегир) - из токуз-огузов, по моей версии они из племени Киби

Хуйхэ - уйгуры. 

Циби/Киби - телесские племена, остатки "слабосильных хунну". Тюркоязычные. "Местные" в Гаогюй. 

Байегу/баигу/багу - баргуты. Монголоязычные. 

Пугу - вроде тубу, дубо - тувинцы. 

Тулуньшигусы - доланы. Тулунь - долон, 7. Тулуньши - долонши - "семёрочные" что-ли. Точнее - "из долонов).  Монголоязычные. 

Ацзйесы - эдизы. Тюркоязычные. 

Тюркоязычные Яглакар - зашифрованы как тунло или сыцзйе?  

Хунь - скорее всего монголоязычные. Неужели хори? Или древние хоры? 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

2 часа назад, buba-suba сказал:

Тулуньшигусы - доланы. Тулунь - долон, 7. Тулуньши - долонши - "семёрочные" что-ли. Точнее - "из долонов).  Монголоязычные. 

Это видимо какое-то татарское племя (шивэй), присоединившееся к токуз-огузам не ранее середины 8 века. "Долон" не подходит, т.к. речь об озере (Гулунь-Нур aka Далайнор). Вот Зуев пишет: 

Цитата

"Племена шивэй и Прихинганья были татарами [108]. Это были татары-огузы. В китайском источнике того же времени они названы «кюлюнскими огузами» (кит. С5973, 6238, 433, 5973, 14585 гулунь угусы. Огузами считал татар персидский автор X века [108]. Махмуд Кашгарский (XI в.) называл татар одним из тюркских народов [109].

Далай-нор — крупнейшее озеро, его долина в отдельные периоды могла достигать 75-100 километров. Монгольское слово далай (ср. тюрк. Ыиу) значит «море». Эта область, заселенная в раннем средневековье татаро-огузскими племенами, была известна добычей серебра."

Бичурин со ссылкой на "Тан шу":

Цитата

 ... В северной истории в повествовании о государ­стве Уло-хэу: в сем государстве на северо-западе есть река Ванъ-шуй, которая протекает на северо-восток, и сли­вается с рекою Нань-шуй. В старой истории династии Тхан, в повествовании о Шивэй, по северную сторону больших гор есть поколение Большой Шивэй. Сие поколе­ ние живет на реке Шигянъ-хэ (Шилькар), которая при­нимает начало на северо-восточных тукюеских пределах из озера Гюй-лунъ-бо, течет изворотом на восток, проходит через земли Западного Шивэй; далее на восток проходит через земли Большого Шивэй; еще на восток проходит по северную сторону поколения Мынву-Шивэй, а по южную 3 поколения Лоцзюй-Шивэй; про текая далее на восток, сливается с реками На-хо и Хурханъ-хэ; далее на восток проходит по северную сторону южных черноречных мохэсцев, а по южную сторону северных черноречных мохэсцев, протекает на востоке и изливается в море. По гео­ графии при истории династии Гинь: в Чжао-чжёу, в уезде Ши-хин-хянь есть Хэй-лун-гян. В история династии Юань в записках о Тхай-цзу: в 1-е лето Тхай-цзу вступил на императорский престол при вершине Ва-нанъ-хэ. По статистике династии Мин Хэй-лун-гян, в 2500 ли от Кхайнань-чен на севере; начало принимает из северных гор. Здесь прежде жили черноречные мохэсцы. Протекая на юг, впадает в Сун-хуа-гян.— Название Хэй-шуй впервые встречается во время южных и северных Дворов; название Хэй-лун-гян показалось по истории династии Гинь. Верх­ ний исток сей реки, по Северной истории, Вань-шуй, есть по Старой истории династии Тхан Ши-гянъ-хэ. В Старой истории династии Тхан сказано: Ши-гянь-хэ принимает начало из озера Гюй-лунь-бо, а озеро Гюй-лунь-бо ныне называется Хулунь-нор. Вершина реки Хэй-лун-гян есть река Э-лунь-хэ, а верхнее течение Хулун-нора есть река Кэрулынь, в древности Лу-цзюы-хэ; вершины ее недалеко от Э-лунь-хэ, и хотя текут в разные стороны, но изливают­ ся в Хулунь-нор; из озера текут на северо-восток до реки Гирбаци и изливаются в Хэй-лун-гян. Озеро при полноводии разливается, при мелководий становится тинным...

2 часа назад, buba-suba сказал:

Ацзйесы - эдизы. Тюркоязычные. 

Не, A-Busi 阿布思 это не эдизы, а какое то ответвление от сыцзе (сыгир), которые идут пятыми в списке. По Камалову эдизы вообще не упомянуты в списке: https://eurasica.ru/forums/topic/5406-древние-уйгуры-авлета-камалова/?do=findComment&comment=226747

Цитата

Тюркоязычные Яглакар - зашифрованы как тунло или сыцзйе?  

Яглакар это не племя, а правящий клан, т.е. лишь верхушка уйгуров (хуэйхэ), а не все уйгуры. Скорее всего Яглакар - имя родоначальника одноименного клана.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...