АксКерБорж Опубликовано 3 июня, 2019 Поделиться Опубликовано 3 июня, 2019 Ислам и тюрки - 3 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 3 июня, 2019 Автор Поделиться Опубликовано 3 июня, 2019 У нас еще с советских времен приглашение гостей на дастрахан в священный месяц Ораза называется Қатым, правда в последнее время его всё чаще стали называть Ауз ашар. У нас еще с советских времен есть 2 дня Өлінің шегі и Тірінің шегі, один почитания живых людей, другой день - почитание духов умерших. Хочу спросить у наших казахских юзеров хорошо владеющих столпами ислама и держащих пост, а в ваших регионах подобные слова и явления есть? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
arkuk Опубликовано 3 июня, 2019 Поделиться Опубликовано 3 июня, 2019 35 минут назад, АксКерБорж сказал: Ауз ашар. Катым не слышал, ауз ашар. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Admin Rust Опубликовано 3 июня, 2019 Admin Поделиться Опубликовано 3 июня, 2019 У нас также ооз ачар, иногда используется арабское ифтар или ифтарлик, произносится как иптар. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
RedTriangle Опубликовано 3 июня, 2019 Поделиться Опубликовано 3 июня, 2019 У нас қатым и ауыз ашар совсем разные вещи. Ауыз ашар это ифтар(слово не используется), и связано с Рамаданом, қатым нет. Қатым это угощение после поминок. Отличительной чертой қатыма является то что люди приносят деньги и кладут их в табақ который стоит в зале где проходит угощение. Мои родители всегда говорили в Талдыкоргане такого обычая нет, в отличии от ВКО. Используется словосочетание қатым түсіру. 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 4 июня, 2019 Автор Поделиться Опубликовано 4 июня, 2019 9 часов назад, RedTriangle сказал: Қатым это угощение после поминок. люди приносят деньги и кладут их в табақ Используется словосочетание қатым түсіру. Все три описания у нас неизвестны. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 4 июня, 2019 Автор Поделиться Опубликовано 4 июня, 2019 А как насчет "Өлінің шегі" и "Тірінің шегі" в других регионах или у братьев кыргызов? У нас это 2 дня сразу после Оразы. В этом году это 5 и 6 июня. В эти дни в наших краях женщины не стирают белье, табу. А может быть это отголоски доисламских наших родных верований? Почитание духов предков (аруақ)? Не думаю чтобы в исламе (у арабов и других народов) особняком существовали эти 2 дня, эти названия и запрет на стирку белья. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Karaganda Опубликовано 4 июня, 2019 Поделиться Опубликовано 4 июня, 2019 21 час назад, АксКерБорж сказал: У нас еще с советских времен приглашение гостей на дастрахан в священный месяц Ораза называется Қатым, правда в последнее время его всё чаще стали называть Ауз ашар. У нас еще с советских времен есть 2 дня Өлінің шегі и Тірінің шегі, один почитания живых людей, другой день - почитание духов умерших. Хочу спросить у наших казахских юзеров хорошо владеющих столпами ислама и держащих пост, а в ваших регионах подобные слова и явления есть? В Караганде Қатым - мини мероприятие зовут в гости для чтения Корана Ауыз ашар для ифтара используется Шек - не знаю как у других, в нашей семье это почитание умерших за день-два до Құрбан айта Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Karaganda Опубликовано 4 июня, 2019 Поделиться Опубликовано 4 июня, 2019 У всех казахов есть обычай бата? Когда родственникам умершего дают деньги. У ташкентского знакомого нет такого понятия Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 4 июня, 2019 Автор Поделиться Опубликовано 4 июня, 2019 1 час назад, Karaganda сказал: Шек - не знаю как у других, в нашей семье это почитание умерших за день-два до Құрбан айта Құрбан Айт, который будет в этом году в начале августа, тут не причем. Өлінің шегі (поминовение духов умерших) - это первый день обычного Айта после окончания Оразы, в этом году Өлінің шегі - завтра 5 июня. Тірінің шегі (пожелания в честь живых близких и родичей) - это второй день Айта после окончания Оразы, в этом году Тірінің шегу - послезавтра 6 июня. В эти первые 2 дня Айта и на третий день в наших краях казахи пекут баурсаки, шельпеки и лепешки, накрывают дастархан, чтобы он в эти 3 дня был всегда готов для любых гостей. И у нас принято ходить по несколько человек по гостям (без приглашений), что у нас называется "Айтшылау", потому что в каждом доме обыкновенно накрыт чайный дастархан (без мяса). Короче, в эти дни нельзя заниматься уборкой и стиркой белья, можно только ходить по гостям и печь лепешки. Естественно, что речь у меня идет про казахов сельской местности. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Karaganda Опубликовано 4 июня, 2019 Поделиться Опубликовано 4 июня, 2019 Только что, АксКерБорж сказал: Құрбан Айт, который будет в этом году в начале августа, тут не причем. Өлінің шегі (поминовение духов умерших) - это первый день обычного Айта после окончания Оразы, в этом году Өлінің шегі - завтра 5 июня. Тірінің шегі (пожелания в честь живых близких и родичей) - это второй день Айта после окончания Оразы, в этом году Тірінің шегу - послезавтра 6 июня. В эти первые 2 дня Айта и на третий день в наших краях казахи пекут баурсаки, шельпеки и лепешки, накрывают дастархан, чтобы он в эти 3 дня был всегда готов для любых гостей. И у нас принято ходить по несколько человек по гостям (без приглашений), что у нас называется "Айтшылау", потому что в каждом доме обыкновенно накрыт чайный дастархан (без мяса). Короче, в эти дни нельзя заниматься уборкой и стиркой белья, можно только ходить по гостям и печь лепешки. Естественно, что речь у меня идет про казахов сельской местности. "За день до Курбан айта" я имел ввиду про свою семью, вы традиции моего аула и моей семьи знаете лучше меня? Ораза айт у нас шек не проводят. Тірінің шегі не слышал в Караганде Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
arkuk Опубликовано 4 июня, 2019 Поделиться Опубликовано 4 июня, 2019 13 часов назад, RedTriangle сказал: Отличительной чертой қатыма является то что люди приносят деньги и кладут их в табақ который стоит в зале где проходит угощение. Мои родители всегда говорили в Талдыкоргане такого обычая нет, в отличии от ВКО. нет такого вообще. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
arkuk Опубликовано 4 июня, 2019 Поделиться Опубликовано 4 июня, 2019 4 часа назад, АксКерБорж сказал: А как насчет "Өлінің шегі" и "Тірінің шегі" в других регионах или у братьев кыргызов? У нас вроде это называется просто ШЕК ( ішек) . Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
arkuk Опубликовано 4 июня, 2019 Поделиться Опубликовано 4 июня, 2019 2 часа назад, Karaganda сказал: У всех казахов есть обычай бата? Когда родственникам умершего дают деньги. У ташкентского знакомого нет такого понятия есть Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 4 июня, 2019 Автор Поделиться Опубликовано 4 июня, 2019 2 часа назад, Karaganda сказал: "За день до Курбан айта" я имел ввиду про свою семью, вы традиции моего аула и моей семьи знаете лучше меня? Ораза айт у нас шек не проводят. Тірінің шегі не слышал в Караганде Вы как всегда прокололись даже на этой мелочи разоблачив свое "карагандинство". Весь наш регион знаком с этими днями и названиями именно после Оразы, в первые дни Айта. Эти традиции не различаются по отдельным аулам и семьям. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 4 июня, 2019 Автор Поделиться Опубликовано 4 июня, 2019 4 часа назад, Karaganda сказал: У всех казахов есть обычай бата? Когда родственникам умершего дают деньги. У ташкентского знакомого нет такого понятия Да, собирают деньги. Так и называется "бата жинау" (собирать бата), "бізден бата" (от нас бата) и т.д. Кто сколько может. В любой день - в день похорон или на 40 дней. Можно даже каждый раз - основную сумму в день похорон, а на 40 дней и годовщину символически. Для этого садят одного человека, хоть женщину, хоть мужчину, чтобы он сидел на видном месте у входа и записывал в тетрадку имена и суммы (кто сколько дал). Потом все деньги отдают самым близким умершего. Хоть какая-то материальная помощь семье, потому что казахские поминки очень расходные - людей бывает много, лошадь зарежь, пару баранов на "қонақ асы", желательно до 40 дней соорудить кирпичное надгробие ("басын көтеру"), всякие продукты на столы, денежные подношения "садақа" (мечети, молдам (муллам), помогавшим и т.д.), каждый четверг (как ни странно) проводить "жұмалық" (букв: пятничник). Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
arkuk Опубликовано 4 июня, 2019 Поделиться Опубликовано 4 июня, 2019 2 часа назад, АксКерБорж сказал: Да, собирают деньги. Так и называется "бата жинау" (собирать бата), "бізден бата" (от нас бата) и т.д. Кто сколько может. В любой день - в день похорон или на 40 дней. Можно даже каждый раз - основную сумму в день похорон, а на 40 дней и годовщину символически. Для этого садят одного человека, хоть женщину, хоть мужчину, чтобы он сидел на видном месте у входа и записывал в тетрадку имена и суммы (кто сколько дал). Потом все деньги отдают самым близким умершего. Хоть какая-то материальная помощь семье, потому что казахские поминки очень расходные - людей бывает много, лошадь зарежь, пару баранов на "қонақ асы", желательно до 40 дней соорудить кирпичное надгробие ("басын көтеру"), всякие продукты на столы, денежные подношения "садақа" (мечети, молдам (муллам), помогавшим и т.д.), каждый четверг (как ни странно) проводить "жұмалық" (букв: пятничник). 1) бата беру. 2) обычно до 40 дней все успевают, а на 40 дней гостей приглашают. 3) у нас сидит близкий человек (жена, сестра, дочь, кто то из мужчин редко), и не записывают. 4) уй котеру. 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Karaganda Опубликовано 4 июня, 2019 Поделиться Опубликовано 4 июня, 2019 4 часа назад, АксКерБорж сказал: Вы как всегда прокололись даже на этой мелочи разоблачив свое "карагандинство". Весь наш регион знаком с этими днями и названиями именно после Оразы, в первые дни Айта. Эти традиции не различаются по отдельным аулам и семьям. Спросил у матери, не после, а за день обоих айтов, почему-то в мой мозг втемяшался перед Курбан айтом. Железинец, тут ты прокололся Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Karaganda Опубликовано 4 июня, 2019 Поделиться Опубликовано 4 июня, 2019 2 часа назад, arkuk сказал: 1) бата беру. 2) обычно до 40 дней все успевают, а на 40 дней гостей приглашают. 3) у нас сидит близкий человек (жена, сестра, дочь, кто то из мужчин редко), и не записывают. 4) уй котеру. все то же самое, только у нас записывают. Потом заодно в этой тетради же ведется учет всех расходов на проводы усопшего и тд Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 5 июня, 2019 Автор Поделиться Опубликовано 5 июня, 2019 17 часов назад, Karaganda сказал: Спросил у матери, не после, а за день обоих айтов, почему-то в мой мозг втемяшался перед Курбан айтом. Ты уже чего только не наговорил здесь. Теперь уже поздно пиь боржом (в смысле оправдываться). Наши старики, бабушки и женщины уже десятилетиями так делают, сегодня - Өлінің шегі, а завтра будет - Тірінің шегі. За другие регионы к сожалению ничего сказать не могу. 17 часов назад, Karaganda сказал: Железинец, тут ты прокололся Поражаюсь как ты в свои заявленные 30 лет считаешь всех вокруг дураками и только одного себя самым умным и всезнающим, прямо форумный Бильге-каган какой-то, точнее Бильмес-качан. шутка если что Может быть не забывая свою молодость и неопытность сперва спрашивал бы взрослых людей и стариков, а потом бы кидался в споры, как думаешь? 18 часов назад, arkuk сказал: 1) не записывают. 2) уй котеру. 1) Деньги любят счет. Это жизнь. Можно же запутаться кто сколько дал, а кто вообще не дал. Думаю записывать все таки правильнее. 2) Очень интересно. Пожалуй закину вопрос на обсуждение в тему Казахский язык. Боюсь что ваши друзья (Никулин, Вицин, Моргунов) опять начнут перевозбуждаться, прямо беда, не знаю что с ними делать. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
arkuk Опубликовано 5 июня, 2019 Поделиться Опубликовано 5 июня, 2019 1 час назад, АксКерБорж сказал: 1) Деньги любят счет. Это жизнь. Можно же запутаться кто сколько дал, а кто вообще не дал. Думаю записывать все таки правильнее. 2) Очень интересно. Пожалуй закину вопрос на обсуждение в тему Казахский язык. Боюсь что ваши друзья (Никулин, Вицин, Моргунов) опять начнут перевозбуждаться, прямо беда, не знаю что с ними делать. 1) у нас в конверт не кладут, дают в руки, всё видно. Один раз какая то женщина начала заранее собирать деньги, дала тетрадь для записи. никто в такой день(ситуации) не стал "шуметь".это было дико . Женщина была не коренной. 2) Главное на новоселье у кого нибудь (частный дом) не перепутать "уй котеру" с "уй салдын". Первое как писал ранее относится к могиле. А про то, что я подчеркнул, я не понял. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 5 июня, 2019 Автор Поделиться Опубликовано 5 июня, 2019 46 минут назад, arkuk сказал: 1) у нас в конверт не кладут, дают в руки, всё видно. Один раз какая то женщина начала заранее собирать деньги, дала тетрадь для записи. никто в такой день(ситуации) не стал "шуметь".это было дико . Женщина была не коренной. 2) А про то, что я подчеркнул, я не понял. 1) У нас тоже в конверт не кладут. В конверт кладут деньги на свадьбах, тоях. Но в тетрадь записывают "бата" для того, чтобы потом собранные деньги вместе с тетрадкой отдать хозяину/хозяйке, чтобы они смогли узнать кто и сколько дал, а кто вовсе не дал, наконец чтобы деньги не пропали и чтобы всё было по счёту. 2) Чтобы вы с вашим то юмором и не поняли шутку. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
arkuk Опубликовано 5 июня, 2019 Поделиться Опубликовано 5 июня, 2019 17 минут назад, АксКерБорж сказал: 2) Чтобы вы с вашим то юмором и не поняли шутку. И на старуху бывает проруха Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 5 июня, 2019 Автор Поделиться Опубликовано 5 июня, 2019 11 минут назад, arkuk сказал: И на старуху бывает проруха Действительно. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
mechenosec Опубликовано 6 июня, 2019 Поделиться Опубликовано 6 июня, 2019 05.06.2019 в 07:51, АксКерБорж сказал: Ты уже чего только не наговорил здесь. Теперь уже поздно пиь боржом (в смысле оправдываться). Наши старики, бабушки и женщины уже десятилетиями так делают, сегодня - Өлінің шегі, а завтра будет - Тірінің шегі. За другие регионы к сожалению ничего сказать не могу. Поражаюсь как ты в свои заявленные 30 лет считаешь всех вокруг дураками и только одного себя самым умным и всезнающим, прямо форумный Бильге-каган какой-то, точнее Бильмес-качан. шутка если что Может быть не забывая свою молодость и неопытность сперва спрашивал бы взрослых людей и стариков, а потом бы кидался в споры, как думаешь? 1) Деньги любят счет. Это жизнь. Можно же запутаться кто сколько дал, а кто вообще не дал. Думаю записывать все таки правильнее. 2) Очень интересно. Пожалуй закину вопрос на обсуждение в тему Казахский язык. Боюсь что ваши друзья (Никулин, Вицин, Моргунов) опять начнут перевозбуждаться, прямо беда, не знаю что с ними делать. Балбес, трус и бывалый? То есть герои анекдотов? Боюсь выстрел мимо, молодежь не знает этих парней, их знают только динозавры - "совки" типа нас 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться