Nurlan51 Опубликовано 21 февраля, 2019 Поделиться Опубликовано 21 февраля, 2019 (изменено) Сарыарка – Загадочный топоним или сакральное место в сознании казахов География Под географическим термином Сарыарка понимается обширное пространство, ограниченное на юге Арало-Балхашской низменностью до пустыни Бетпак дала, на севере — Западно-Сибирской низменностью, на западе — прикаспийской равниной и тургайской впадиной, а на востоке — долиной Иртыша. Это земля гор, сопок, холмов, место плодородных степей, поражающая сознание человека своим бескрайним простором и красотой… Историк Утемиш хаджи в своем трактате «Табакат-и Насири» пишет: «Когда он (Джучи-старший сын Чингисхана, хан Золотой орды) увидел Кыпчакскую землю-Сарыарку, то он нашел, что во всем мире не может быть земли приятнее этой, воздуха лучше этого, воды слаще этой, лугов и пастбищ обширнее этих…» На фоне степей и холмов возвышаются величественные горные системы — известные Каркаралы, Баянтау, Ұлытау, Кент, Кокшетау, Ерементау, Шынгыстау, Табагатай, Алтай и другие, издревле воспетые народными акынами и являющиеся родиной для каждого казаха. По территории Сарыарки протекает множество больших и малых рек, одни из них текут на юг, в Арало-Балхашский бассейн, другие, — на север, в бассейн Иртыша. Самыми крупными из них являются реки Иртыш, Есиль, Тобол, Нура, Сарысу… Загадочный топоним Почему эту землю предки нынешних казахов назвали Сарыарка? В научной литературе бытует прямой перевод на русский язык – Желтая спина. Сары — переведено как желтый, золотистый, рыжий цвет, и Арка — спина, позвоночник, спинной хребет. Выдающийся казахский ученый-археолог и этнолог А.Маргулан говорил, что перевод названия Сарыарка (Желтеющий хребет) знаменитым казахским геологом Медоевым «удачно передает геоморфологическое устройство и рельеф Центрального Казахстана». Однако перевод, сделанный Г. Медоевым, не может в полной мере объяснить сакральный смысл названия данной земли. Почему данная местность на Земле получила именно это имя, заинтересовало казахского мифолога Серикбола Кондыбая. Вот что он пишет: «Традиционно топоним Арқа объясняется как «земля за спиной, со стороны спины (каз. арқа), т.е. северная территория». Возможно, это объяснение является правильным с точки зрения человека, ориентирующегося на юг, в сторону кублы. Однако в течение многих веков степняки ориентировались на восток, соответственно юг назывался онтүстік (правая сторона), а север – солтүстік (левая сторона), в таком случае арқой следовало бы называть западное направление (батыс). Представление о Сарыарке как находящейся «сзади», возможно, было актуально для племен, населявших берега Сырдарьи, Чу и Таласа, однако Сарыарка – это ведь не край земли, во все времена территории к востоку от нее – Алтай и Саяны, к западу – Урал и др. степи были населены. Эти сомнения подталкивают нас к поиску другой этимологии этого загадочного топонима. По мнению исследователей название Арқа не было придумано казахами в ХVІІ-ХІХ веках, а существовало издревле. В обзоре сведений относительно этого названия известный ученый-топонимист Е.Керимбаев отмечает, что название это существовало уже в VІІІ-ХІІ веках в кипчакскую эпоху. В написанной в ХV веке на персидском языке «Родословной тюрков» (Шаджарат ал-атрак) встречается выражение «в земле кипчаков Арке», в «Родословной туркмен» Абульгази (ХVІІ век) этот регион называется Арға. В фольклоре современных потомков кочевых узбеков, ушедших с казахских земель вместе с Мухаммедом Шайбани, есть топоним Арқаюрт (Тюрк. юрт, йурт, каз. жұрт – дом, кочевое жилище, стоянка, поселение, род, родовая территория, владенье, земля, государство, народ. Сравним названия сел в Чечне –Хасав-юрт, Дада-юрт и т.д. – Пер.). В энциклопедической справке об аргынах упоминается название земли, куда они некогда переселились, – Сарыарқа. Это название сохранилось в записях таджикского путешественника ХІІІ века Садидаддина Ауфи. Казахский топограф Е. Керимбаев отмечает наличие ряда топонимов с основой арқа: «Тақты-арқа, Арга (Южный Урал), плато Арқалық, Ұлұғ-Арқа (Алтай) и др., т.е. название северной степи Сарыарка не является единственным. Все это указывает на необходимость искать другие объяснения топонима Арқа». Серикбол Кондыбай обосновывает происхождение слова Арка от слова Аргы, которое имеет смысл как потусторонний, древний. Казахское слово арка – спина, обратная невидимая, потусторонняя сторона, можно сопоставить с древнегреческим архэ, архи, архайос, совпадающим с казахским словом как по форме, так и по смыслу. Этот древнегреческий корень лежит в основе таких слов, как археология, архив, архаика. Ключом к разгадке тайны слова Арка является казахская поговорка: «Әр сөздің түбі бір, түб атасы Мақы-би», которая переводится, как: «У всех слов один корень, и эти слова (языки) дал нам Майкы-би (мифический первопредок людей)». Монгольский вариант эрхий, арийско-персидский – эрехша, аргаш, и, вероятно, греческий были заимствованы этими языками в прототюркскую и тюркскую эпохи. Это слово перешло в греческий язык, – археос – сохранил тюркское значение «древний». Таким образом слово Арка-имеет этимологию как древний, потусторонний. Второе слово Сары, которое переводился, как желтый, рыжий, светлый, возможно имеет второй смысл и, как мне кажется, имеет другой смысл перевода: великий, важный. Действительно, слово Сары очень часто встречается в именах например: Сарыбек, Сарыбай, Сармантай, Сартай, Сарканд или таких топонимах как Сарысу, Сарытау. Здесь слово «сары» несет в себе явно не цветовое значение, а скорее обозначает величие или значительность. Поэтому эти имена можно перевести на русский язык следующим образом: Сарыбек-Великий бек, Сарыбай-Великий бай, Сармантай — Великий Муж (ман), а Тай – первое живое существо, получится — Великий первомуж, Сарканд — Великий город, Сарысу — Великая река, Сарытау — Великая гора, но не золотистая гора. Действительно, в казахском языке при использовании слов, обозначающих цвет, часто вкладывается иной, второй смысл. Например, слово Кара – черный цвет — может переводиться как большой, значительный. Напрмер: Каракыпшак Кобланды – Кобланды из рода многочисленных кипчаков, а не черных кипчаков, Карабай — Большой бай, а не Черный бай, Карагаш — большое дерево, Карасу — большая вода, Караоткель — большой брод. Слово Кок — голубой или зеленый — иногда переводится как небо, небесный. Например, казахи не говорят о лошади белой масти – Ак ат-белая лошадь, а говорят Кок ат – небесная лошадь, и никогда не переводят это выражение как голубая лошадь (а в китайском календаре-есть год голубой лошади, кстати, это еще раз доказывает, что китайцы заимствовали календарь у тюрков и неправильно поняли смысл слова Кок ат). Слово Коныр — коричневый — также имеет второй смысл — благой, священный. Есть множество имен — Конырхан, Конырбике, Байконыр, Коныр аулие, Коныркум, этимологию которых можно зачастую объяснить, не применяя перевод – коричневый, а употребляя слово священный. Таким же образом можно переводить слово Ак – белый. Ак перводится как чистый, непорочный и т.д. Например, имена Акмарал, Акерке, Аксу переводятся как чистая, непорочная. Таким образом, слово Сарыарка должно переводиться дословно как «Великая древняя обжитая земля» или по смыслу — «Древняя Ойкумена». Арийана вэджа Сарыарка — это один из самых богатых природными ресурсами историко-географических регионов нашей страны, накопившей богатую духовную культуру. Так, уже в эпоху энеолита (4-3 тыс. лет до нашей эры) древним рудокопам Сарыарки были известны медные месторождения современного Жезказгана, Каркаралинска и рудного Алтая. Древние шумеры называли себя рудокопами (кенгiрлер), а древняя земля Казахстана, по всей видимости, являлась одним из трех очагов зарождения древнейшего человека на планете наряду с Восточной Африкой и районами Индокитая, Суматры и Явы. Это подтверждают раскопки археологов. Уже доказано, что древнейшие племена Сарыарки были первыми металлургами на земле. Как отмечал российский исследователь Б.Грозный «... шумерский народ возник, скорее всего где-то в киргизской (казахской) степи, на границе между длинноголовыми древнейшими индоевропейцами и короткоголовыми туранцами». Это предположение, высказанное в прошлом веке, о том, что шумерскую цивилизацию создали первые скотоводы и металлурги — выходцы из Южно-Сибирских и Казахстанских степей, все больше находит свое подтверждение в последние годы в связи с открытиями городов бронзового века, в частности – Аркаима (Аркаим-переводится древняя местность), исследованиями древних ДНК (андроновцев, тагарцев, бегазы-дандыбаевцев), а также исследованиями лингвистов. В эпоху бронзового века Сарыарка находилась в центре Арийана вэджа (Арийского простора). Дело в том, что племена, населявшие Сарыарку в железном веке, а это были прямые потомки людей бронзового века — андроновцев, тагарцев, бегазы-дондыбаевцев, первыми на Земле перешли на кочевое скотоводство. Под именем арии они распространились по всему миру, а их родину – Сарыарку и Южно-Сибирские степи — стали называть Арийана вэджа — Арийский простор. По преданиям, здесь родился первый пророк на Земле — Заратуштра (Жаратушы — переводится с каз., создатель, творец), гимны которого — Веды и Гаты — сохранились на иранском языке в книге Авеста. Никто не знает, на каком языке говорил Заратуштра, так как он жил примерно за 15 веков до нашей эры, оригинальной книги Авесты не существует, однако сохранилась копия Авесты на авестийском-иранском языке, датируемая 6-м веком до нашей эры. В Авесте имеются строки, воспевающие родину Заратуштры, где полгода зима и лежит снег, где с вершины гор течет река Ардви (Иртыш), впадающая в бурлящее у подножья Хараити (Алтай) море (озеро) Ворукаша (Зайсан). К югу от горы первочеловек Йима (Майкы-би) по велению верховного бога Ахура-Мазды создал чудесную страну Арийана вэджа — Сарыарку. Если посмотреть на археологическую карту Казахстана, то можно с уверенностью сказать, что Сарыарка — просто Клондайк для археологов. На этой территории десятки древних поселений, курганов бронзового и железного веков, общий список памятников только по Карагандинской области содержит около 1500 позиций. Именно в Сарыарке похоронен мифический «Отец» шести тюркских народов, в том числе и казахов, — Алашахан. Последние исследования подтвердили, что именно на данной земле впервые была одомашнена лошадь, изобретена колесница, с древнейших времен в больших объемах производились медь, бронза и железо. Как пишет казахский историк А.Нарымбаева: «Это стало возможным благодаря тому, что первобытные люди (кроманьонцы), населявшие Сарыарку и Южную Сибирь в неолите, свершили неолитическую революцию, усовершенствовав орудия труда и оружие каменными наконечниками, что дало огромное преимущество для выживания и развития». Генетика против Европоцентристской теории ДНК-исследования генеалогии человека позволили исследовать всех людей на Земле, разбив их на генеалогические группы — гаплогруппы, которые обозначены буквами. Люди одной гаплогруппы имеют одного общего для них предка в далёкой предыстории. Гаплогруппа в силу ее наследственной неизменности одинакова у всех мужчин (Y-ДНК) одного народа на протяжении веков. У каждого биологически самобытного народа есть своя гаплогруппа, отличающаяся от гаплогрупп других народов. Фактически – это и есть генетический маркер народа. Цель генетических исследований— проследить путь одного этноса, одного народа за тысячелетия его истории. Генетики установили, что примерно 15-20 тысяч лет назад древние носители Y-хромосомы гаплогруппы R, проживавших в степных зонах южной Сибири и Казахстана, разделилась на две гаплогруппы — R1a и R1b. Как доказано учеными (Р.Р.Байтасов — генетик из Белорусского государственного университета и др.) носители гаплогруппы R1a были далекими предками нынешних тюркских народов. Через тысячи лет они стали называться ариями. Вторые R1b еще в эпоху неолита мигрировали в Европу и приняли участие в этногенезе многих европейских народов. Обычно данную группу генетики называют европейской. Носители гаплогруппы R1a в последующие за бронзовым периодом века перешли на кочевое скотоводство и освоили производство железа, изобрели юрту, получили кумыс и создали первую кочевую цивилизацию. Обладая преимуществами — мобильностью (колесницами) и оружием из металлов, будучи воинственными завоевателями, они частично мигрировали в более благоприятные климатические зоны оседлых земледельцев. К миграции этих арийских племен — саков (саки — азиатские скифы) — с территории Сарыарки и Семиречья на территории Ирана, Индии, Памира, Афганистана привели также и внутренние войны. Так, во 2 веке до нашей эры на территорию Сарыарки и Семиречья вторглись белые гунны – эфталиты, которые сокрушили сакские племена и вынудили их переселиться через Памир, Гиндукуш в Индию. Часть сакских племен в результате миграций, приблизительно к 7-9 веках до нашей эры, появляются на северном Кавказе, Балканах, и Южнорусских степях. Таким образом, арии — саки, скифы и родственные им племена сарматов и гуннов, расселившись на обширных пространствах Евразии, — постепенно исчезли, однако передали потомкам и сохранили свои гены (Y-хромосомы) во многих современных народах. Широкомасштабные генетические исследования, проводимые в последние 10-15 лет по всему миру такими компаниями, как Family Tree DNA (США) и другими фирмами, позволили взглянуть на генетический фонд каждого этноса с точки зрения их происхождения. Генетики подтвердили центрально-азиатское происхождение гаплогруппы R1a, которую принято считать арийской. Носители гаплогруппы R1a в настоящее время выявлены у всех современных тюркских народов: Котоны (монголоязычные уйгуры) 82,0%, Киргизы 63,0%, Шорцы 58,8% Алтайцы 53,0% Татары 34,1% Чуваши 31,6% Узбеки 30,0% Уйгуры 28,6% Хакасы 28,3% Карачаевцы 27.54% Башкиры 26,3% Балкарцы 25.74% Азербайджанцы 19,0% Каракалпаки 18,2% Тувинцы 14,0% Кумыки 13,2% Гагаузы 12,5% Турки 6,9% Туркмены 6,7% Казахи 14,0% Якуты 3,2% Кроме того, генетики выявили, что «восточноазиатские» гаплогруппы (N, O, C), присущие монголоидным народам, у «западных» тюркских народов (азербайджанцев, турков, туркмен, гагаузов, карачаевцев, балкарцев, кумыков) не обнаружены. На основе анализа данных Y-ДНК генеалогии тюркскоязычных народов Поволжья, Сибири, Кавказа и Центральной Азии установлено, что гаплогруппа R1a изначально была древнетюркской гаплогруппой и носители ее были европеоиды. А тот факт, что у всех древних мужчин, захороненных в евразийских курганах, обнаружена эта гаплогруппа, является ещё одним доказательством того, что так называемые андроновцы, афанасьевцы, тагарцы, бегазы-дандыбаевцы, их потомки пазырыкцы, скифы, родственные к скифам сарматы, аланы были тюркскими народами и являются древними предками современных тюрков. Об этом в своих исследованиях пишут большинство зарубежных и российских генетиков. Так, например, российские исследователи В.Г.Волков, В.Н.Харьков, О.В.Штыгашева, В. Степанов, М.А.Дроздов в статье «Генетическое исследование хакасских и телеутских сеоков» пишут: «Практически все гаплогруппы R1a у хакасов и шорцев входят в единую группу и отличаются от гаплогруппы R1a других этносов, но имеют явное сходство с гаплогруппами носителей тагарской археологической культуры. Таким образом, данные алтайские сеоки (останки древних людей на Алтае, Саянах) являются прямыми потомками тагарцев (тагарцы — жители эпохи позднего бронзового века Саян)». Славянские народы — русские, украинцы, белорусы, поляки — также имеют высокий процент гаплогруппы R1a. Например, у русских, в некоторых южных областях, этот показатель доходит до 50%, однако данная гаплогруппа у славянских народов является приобретенной в результате длительного исторического процесса ассимиляции тюркскоязычных потомков: скифов, сарматов, гуннов, хазар, булгар, печенегов, торков, берендеев, гузов, половцев. Действительно, носители гаплогруппы R1a у славян по крови являются арийцами, как указывает российский ученый А.Клесов. Однако генетический маркер R1a они приобрели от носителей гаплогруппы, пришедших с востока — Сарыарки и Южной Сибири, а не пришедших из Европы. Ранее согласно Европоцентристской теории считалось, что европейские народы или арийцы (R1a) пришли в Азию и создали кочевую цивилизацию в Азии (одомашнили лошадь, изобрели колесо, создали колесницы, освоили металлургию и т.д.). Однако согласно анализам предковых ДНК и благодаря археологическим открытиям установлено, что расселение носителей гаплогруппы R1a произошло из Азии в Европу, а не наоборот. Таким образом, котоны, киргизы, алтайцы больше всех сохранили свои предковые арийские гены по сравнению с другими тюркскими народами. Современные таджики, считающиеся арийцами, в среднем имеют 30% носителей гаплогруппы R1a. Теория об осетинском (иранском) происхождении аланов (кочевых племен северного Кавказа) не подтвердилась, как оказалось, осетины относятся к другой гаплогруппе - G2 и не имеют арийских корней. На карте расселения человека представлены и другие гаплогруппы, которые условно разделены на группы, носителями каких приблизительно языков и языковых семей они являются: С3-монголы; N-Фино-Угры; J2-Средиземноморцы; E1b-Иллирийцы; I-Европейцы (англосаксы, славяне, балты); R1a-Арийцы (тюрки); R1b- Европейцы (кельты). G2 - Иранцы Генетические исследования привели к прорыву в исторической науке, научные открытия генетиков, археологов и лингвистов подтвердили отсутствие следов пребывания иранских или так называемых индоевропейских народов на территории Сарыарки и южной Сибири в древние времена. Поэтому гипотеза об индоевропейском происхождении создателей колеса и боевых колесниц рушится. Изменилось мнение о центрах и очагах зарождения металлургии. Генетика дополнила имеющуюся информацию о путях миграции древних жителей степной зоны Сибири и Казахстана. Об этом очень хорошо пишут историки и лингвисты Амангельды Нарымбаева и Гумбатов Гахарман, Михаил Дроздов и др. В связи с появлением работ этих авторов в исторической науке постепенно идет очищение от догматических представлений о роли кочевников – тюрков в истории человечества. Арии и арийцы Таким образом, в исторической науке произошло революционное открытие, доказывающее, что далекие предки современных иранцов, таджиков, цыган, индусов в целом не все являются ариями, а только те, которые имеют гаплогруппу R1a. Более того, выяснилось, что изначально предки носителей R1a были тюркоязычными. Нынешним ариям (иранцам, таджикам, цыганам, индусам, осетинам) надо осознать, что Заратуштра возможно пел Гаты и Веды на тюркском языке для тюркоязычной правящей верхушки ариев. Передав веру, как это бывает, тюркоязычные пришельцы (туранцы), ассимилировалось местным оседло-земледельческим населением, которое стало называться иранцы (от слова Арии). Аналогичный пример с историей образования Болгарского государства. Хан Аспарух привел тюркоязычных булгар на славянские земли и основал государство – Болгарию. Пришлые булгары ассимилировались местными славянами, передав им имя – болгары, а сами по прошествии веков растворились в новой нации. Между тем, Википедия дает следующее определение: «Арии — самоназвание исторических народов древнего Ирана и древней Индии (II—I тыс. до н. э.) , говоривших на арийских языках индоевропейской семьи языков. Языковая и культурная близость этих народов заставляет исследователей предполагать существование изначальной праарийской общности (древних ариев), потомками которой являются исторические и современные арийские, или как их ещё называют, индоиранские народы». Для того, чтобы отличать их от других ариев, которое являются генетическим ариями (носители гаплогруппы R1a), теперь можно классифицировать группы тюркоарий, славяноарий, монголоарий и т.д. В этом случае все будут понимать, что если мы говорим ираноарии, то это ираноязычные персы, индусы и т.д., то есть это генетические арии, или носители гаплогруппы R1a. Если задаться вопросом, почему идеологи фашистской Германии хотели иметь арийское происхождение, то ответ окажется очень простым: они хотели оправдать свои преступления тем, что они принадлежат к высшей арийской или «нордической» расе европейцев, предки которых — воинственные сверхчеловеки, изобретатели колеса, создатели колесниц, основатели первой религии — Зороастризма, основатели европейской современной цивилизации и т.д.. Остальные расы, якобы неполноценные народы, должны принять господство германцев. Отбросив идею о расовом или антропологическом превосходстве ариев, оставив только их достижения и вклад арийцев в общечеловеческую культуру, каждый человек на Земле гордился бы такой своей родословной. Оснований для такой гордости оказалось у многих народов земли. Казахи тоже состоят в этом многочисленном списке. Язык – архив памяти народа В казахском языке сохранились слова, которые запечатлели уважительное отношение к арийцам, как к неким благородным людям. Видимо, представители племен арийцев в древности были очень духовными людьми и принадлежали к высшей касте воинов. Слово ариец стало именем, означающим «Благородный человек». Так, например, казахское слово Арыс переводится на русский язык как «уважаемый человек, благородный человек, опора». Это слово очень близкое по звучанию со словом ариец. Этимология слова Арыс, которое состоит из двух слов, Ар — совесть, честь и слово iс — дело. Таким образом получается: Арыс – Арiс — благородное дело. Примером использования слова Арыс является слово Аристократ – знатный, благородный человек. Вот что пишет Мухамет Халел Сулейманов в своей книге «Эра Чингисхана в истории казахской нации»: «Именно извращение великого понятия «ар-iс» (арыс, арийство) подмена его сущности нравственно-психологической категории расово-биометрическими характеристиками «отцами европейского нацизма» – французом Де Гобино, англичанином Чемберленом, итальянцем Муссолини, австрийцем Шикельгрубером, доказывающими превосходство «нордической расы» — породило ужасы Освенцима и Бухенвальда». Все знают, что казахи очень бережно чтят свою генеалогию – шежире. Шежире — это не просто генеалогия, а своего рода историческая память народа, его философия и стержень, на котором держатся морально-нравственные ценности и традиции народа. Причем каждый казах должен знать и быть достойным не менее 7 колен предков, а также гордиться и почитать всех знаменитых личностей своего рода. Поэтому казахи в минуту трудности взывают к духам предков и просят их о помощи. Для любого казаха важно подчеркнуть значимость своего происхождения, для этого в качестве основателей казахских родов используются мифические Арийцы. Так основатели родов трех жузов являются Арысы (Арийцы) — Бекарыс, Жанарыс, Акарыс. В музее города Баянаула висит стенд с портретами знаменитых людей, выходцев из Баянаульского района. Стенд – «Баянаул Арыстары», который можно перевести на русский язык, как «Арийцы Баянаула». Использование слова Арыс и Арыстар возвращает нас к истокам кочевой традиции, называя достойных людей арийцами, забывая о том что, совсем недавно, перед войной, как пишет Мухамет-Халел Сулейманов, «…..НКВД только потому, что фашисты стали использовать слово «истинный ариец», стали репрессировать казахскую интеллигенцию, испокон века называвших и причислявших себя к арийцам. Алашевцам А.Байтурсынову, М.Дулатову, С.Сейфуллину и другим было предъявлено обвинение в «национал-фашизме» за то, что их, следуя древней тысячелетней традиции, тоже именовали в народе «арыс». Однако все знают, что «Арысовцами-Арийцами» именовали достойных соплеменников даже российские казаки. Традиционно казахи по кочевой традиции воспитывали каждого ребенка быть достойным представителем рода, выполнить свой долг перед родителями, семьей, народом, своими поступками и словами не запятнать честь своего имени и племени, любить Родину стремиться стать достойным Арысом. На эту воспитательную машину высокого патриотизма работала и поэзия (пословицы, поговорки, песни, сказания акынов), назидания жырау (героические эпосы, терме). Эти морально этические нормы, общества военно-кочевой демократии — институт Батырства — Рыцарства, которые закладывались с раннего детства, сейчас в процессе глобализации и потери кочевого образа жизни, постепенной утраты родного языка начали нивелироваться. Основной причиной изменения моральных ценностей в воспитании, конечно, является постепенная утрата родного языка, в котором, как в генетическом коде, записаны все моральные и социально-значимые нормы поведения и воспитания. Глобализация диктует изменение критерия успешности (ценности) человека. Главным критерием теперь является материальный достаток (богатство) члена общества. В наше время потомки вчерашних высоко нравственных кочевников-Арысов обогащаются любыми доступными и недостойными путями, забыв о морали предков. Сегодня много говорят о трехъязычии в образовании. Однако все мы знаем, что изучающий другой язык человек обогащается другой культурой. Поэтому малые народы, чтобы не отстать окончательно в гонке за выживание (в условиях глобализации), понимая, что технологии приходят к нам с запада, вынуждены знать в совершенстве иностранные языки, зачастую в ущерб изучению родного языка и родной культуры. Полный охват населения в овладении иностранными языками вовсе не обязателен, так как для большинства рабочих профессий знания английского не применительно. Под прессом глобализации и засилья английского языка уже не только малые прибалтийские народы, но и немцы, французы, голландцы озаботились о своем родном языке. Однако они предпринимают усилия для сохранения государственного языка. Для того, чтобы казахи как можно дольше удерживали свою национальную идентичность, необходимо усиливать государственную политику создания языковой среды на своей территории. Тогда язык станет вновь востребованным, можно будет, как в Израиле, восстановить статус языка и вернуть основы высокой морали и духовности народа в воспитании детей. Вернемся к истокам Таким образом, Сарыарка для казахов — это настоящий Жерұйық , Земля обетованная. На этой земле кочевали наши далекие предки, создатели кочевой цивилизации. Именно им удалось в древние времена одомашнить лошадь, создать боевые колесницы. Они были основателями уникальной кочевой культуры и звериного стиля в искусстве. Племена кочевали и неизменно возвращались к своим истокам. В средневековье, примерно 500 лет назад, в перид после распада Золотой орды, через Самарканд и Бухару, затем Семиречье наши предки вернулись на свою историчекую родину в Сарыарку... и выжили. После распада СССР нам, казахам, представился невероятный шанс возродить Арийана вэджа-Сарыарку, где все казахстанцы должны быть счастливы. Перенос столицы Казахстана в Астану тоже оказался очень символичным. Сарыарка, как много веков назад, вновь стала Ордой — центром для казахов-наследников первой и последней кочевой цивилизации на Земле — и получила новый стимул для процветания и развития. Изменено 17 марта, 2021 пользователем Nurlan51 орфографическая ошибка Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
кылышбай Опубликовано 21 февраля, 2019 Поделиться Опубликовано 21 февраля, 2019 имхо предки как минимум половины казахов впервые вступили на земли Арки не так уж и давно: лет 800 назад Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
кылышбай Опубликовано 21 февраля, 2019 Поделиться Опубликовано 21 февраля, 2019 у узбеков-конгратов Арка-журт это родина, откуда они переселились в Байсун. а переселились они как раз или из Хорезма или из Арки. у каракалпаков, кыргызов арка это север. изначально думал что Сарыарка значит Желтый хребет из-за желтеющей степи и холмистого рельефа Арки. не зря в русскоязычном варианте страна называется Казахский мелкосопочник Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
RedTriangle Опубликовано 21 февраля, 2019 Поделиться Опубликовано 21 февраля, 2019 Имхо лингофричество про арқа как древний. Кстати аул в ВКО где я жил в детстве около 3,5 лет назывался Сарыарка. Там были горы(как часть Тарбагатая), особенно две крупные горы-близнецы: Балтатарақ. Одна называлась Балта, другая Тарақ. Мы часто туда поднимались летом. Интересно, случайно балтатарақ не переводится с монгольского? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 21 февраля, 2019 Поделиться Опубликовано 21 февраля, 2019 2 часа назад, кылышбай сказал: имхо предки как минимум половины казахов впервые вступили на земли Арки не так уж и давно: лет 800 назад Не боитесь быть избитым mechenos'цем, у него и пистолет есть, он же у нас военный. За кыпчаков и Отрар он хоть на что пойдет. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 21 февраля, 2019 Поделиться Опубликовано 21 февраля, 2019 Интересно, что сами родо-племена, издавна населяющие Арку так ее не называют. Мы называем наши обширные степи и лесостепи - Қыр или Қыр дала. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 21 февраля, 2019 Поделиться Опубликовано 21 февраля, 2019 И еще интересно, что (если не ошибаюсь): у южных казахов арқа - север у кыргызов арқа – север у сахалар арғаа – запад у тунгусо-маньчжур аргаа – запад у монголов ар, ара - север, северные Географически почти все по аптечному точно. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Nurlan51 Опубликовано 21 февраля, 2019 Автор Поделиться Опубликовано 21 февраля, 2019 Уважаемый RedTriangle, Вы абсолютно верно поняли этимологию слова Арка, т.к. и монголиском и в иранском и в греческом сохранилась древнетюркское Арка. Монгольский вариант эрхий, арийско-персидский – эрехша, аргаш, и, вероятно, греческий были заимствованы этими языками в прототюркскую и тюркскую эпохи. Это слово перешло в греческий язык, – археос – сохранило тюркское значение «древний». Эту этимологию предложил Серикбол Кондыбай и я с ним абсолютно согласен. Поэтому Сарыарка и Аркаим имеют одну этимологию - Древняя земля . Южная Сибирь и Сарыарка один из центроров зарождения цивилизаций на земле, Климат и природные условия были видимо благоприяными чем теперь. Короче, предки шумеров жили когда-то в Сарыарке. Nurlan51 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
enhd Опубликовано 21 февраля, 2019 Поделиться Опубликовано 21 февраля, 2019 Чё за фантазия и всякие белиберда. Сарыарка или Сарыг арка - это просто название местности Желтый лес. Арка - арга - это просто лес. 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Samtat Опубликовано 21 февраля, 2019 Поделиться Опубликовано 21 февраля, 2019 Мне тоже думается , что прилагательное не может стоять после существительного. По крайней мере в тюркских языках, в монгольских беспонятия. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
башгирд Опубликовано 21 февраля, 2019 Поделиться Опубликовано 21 февраля, 2019 Сары имеет и другие значения. 1) — сиры, сюеяньто, половцы (Вики) 2) — (+ название племени) часть племен, не принявших ислам (см. прим. 1) 3) — белый 4) — «широкий», «просторный», «верховный», «главный», «ясный» (см. прим. 2) 5)— сары (sarı) — направление, сторона. (ЛОК) (ДТС) Примечание 1 Марвази сообщает о группе шары, бежавшей от мусульман к язычникам из-за нежелания принять ислам. Автор пишет: «Путник, идущий к китаям на расстоянии в полмесяца пути от Санджу, достигает группу шары, которая известна по имени их главы, называвшегося Басмыл. Они убежали в эти места от ислама, боясь обрезания» (Ахинжанов, 1989, с. 185). Правда, Басмыл– этноним, не имя. Басмылы– объединение из этнических групп разного происхождения, хорошо известны в орхоно-енисейских надписях (в памятнике Элетмиш Бильге-кагана они названы «сорокаплеменными басмылами», 760 г.) и в китайских источниках («басими») на территории Южной Джунгарии (см. «бас-мылы» в приложении № 4). Очевидно, это те шары, на которых, по сообщению того же Марвази, напали куны. Таким образом, имеется несколько вариантов этнической принадлежности сары. Возможны две версии происхождении: по одной версии сары происходят от тюрков-шели, которые после падения второго Тюркского каганата (744 г.), возможно бежали к басмылам, по другой (и наиболее доказательной) версии сары являются потомками части сары-тюргешей, бежавших «от ислама» и сохранивших свой древний (VIII век) этноним (потомки тюргешей, принявшие ислам, известны как тухси). Евстигнеев Ю. А. Кыпчаки /половцы/ куманы и их потомки: к проблеме этнической преемственности, с. 27 Примечание 2 Е. Койчубаев [1974] считает, что слово сары в ряде топонимов выступает в значениях : «широкий», «просторный», «верховный», «главный», «ясный». Э. М. Мурзаев Словарь народных географических терминов. Статья САРЫСУ. С учетом изложенного можно сказать, что слово "сары" имело в разные время разное значение. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 22 февраля, 2019 Поделиться Опубликовано 22 февраля, 2019 14 часов назад, enhd сказал: Чё за фантазия и всякие белиберда. Сарыарка или Сарыг арка - это просто название местности Желтый лес. Арка - арга - это просто лес. С тем, что это дас ист фантастиш я с вами согласен. Но с тем, что арга - это лес, я согласиться не могу. Если вы про монгольский язык, то согласно Большому словарю в монгольском языке "лес" - ой, ой мод, мод, а "арга" - это способ, средство, метод, методика, прием, тактика. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
кылышбай Опубликовано 22 февраля, 2019 Поделиться Опубликовано 22 февраля, 2019 16 часов назад, АксКерБорж сказал: Интересно, что сами родо-племена, издавна населяющие Арку так ее не называют.Мы называем наши обширные степи и лесостепи - Қыр или Қыр дала. откуда у вас там сопки? на севере ведь равнины. а Сарыарка это южнее вас и она да, вся в сопках 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 22 февраля, 2019 Поделиться Опубликовано 22 февраля, 2019 16 часов назад, АксКерБорж сказал: Интересно, что сами родо-племена, издавна населяющие Арку так ее не называют. Мы называем наши обширные степи и лесостепи - Қыр или Қыр дала. Мне кажется, что рассматриваемое здесь географическое понятие "Сарыарка", соответствующая по территории Казахскому мелкосопочнику, не включает в себя наши степи и лесостепи на севере и северо-востоке страны. Поэтому мы и не называем наши степи и лесостепи этим названием, оно здесь незнакомо. Мы называем наши степи Қыр (буквально - степь): Мне кажется, что "Сарыарка" это желтоватая каменистая голая местность в центральном Казахстане, не пригодная ни для скотоводства, ни для земледелия. Ее воочию видели все, кому довелось проезжать по железной дороге или автодороге от Караганды до Чу или обратно по западному краю Балхаша. Примерно это юг Карагандинской области от бывшей Джезказганской области на западе до Аягуза на востоке, включая районы, прилегающие к северному побережью Балхаша. Другими словами, родина Karagan'ды. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
кылышбай Опубликовано 22 февраля, 2019 Поделиться Опубликовано 22 февраля, 2019 9 минут назад, АксКерБорж сказал: Мне кажется, что рассматриваемое здесь географическое понятие "Сарыарка", соответствующая по территории Казахскому мелкосопочнику, не включает в себя наши степи и лесостепи на севере и северо-востоке страны. Поэтому мы и не называем наши степи и лесостепи этим названием, оно здесь незнакомо. Мы называем наши степи Қыр (буквально - степь): Скрытый текст Мне кажется, что "Сарыарка" это желтоватая каменистая голая местность в центральном Казахстане, не пригодная ни для скотоводства, ни для земледелия. Ее воочию видели все, кому довелось проезжать по железной дороге или автодороге от Караганды до Чу или обратно по западному краю Балхаша. Примерно это юг Карагандинской области от бывшей Джезказганской области на западе до Аягуза на востоке, включая районы, прилегающие к северному побережью Балхаша. Другими словами, родина Karagan'ды. Скрытый текст 1. то, что тут речь про Сарыарку, которая не включает ваши степи, и так понятно, читайте внимательнее. ваша родина географически часть Зап. Сибирской равнины 2. Сарыарка это примерный географический аналог Казахского мелкосопочника, он весь в сопках, холмах. соответственно ваши фантазии про Сарыарку, соответствующей полупустыне к югу от Караганды, это мимо кассы 3. у вас қыр - степь? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 22 февраля, 2019 Поделиться Опубликовано 22 февраля, 2019 22 минуты назад, кылышбай сказал: 1. то, что тут речь про Сарыарку, которая не включает ваши степи, и так понятно, читайте внимательнее. ваша родина географически часть Зап. Сибирской равнины 2. Сарыарка это примерный географический аналог Казахского мелкосопочника, он весь в сопках, холмах. соответственно ваши фантазии про Сарыарку, соответствующей полупустыне к югу от Караганды, это мимо кассы 3. у вас қыр - степь? Кылышбай, вы и вправду географ или притворяетесь им? Когда перестанете писать всякую чушь? Аж читать невозможно. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
кылышбай Опубликовано 22 февраля, 2019 Поделиться Опубликовано 22 февраля, 2019 9 минут назад, АксКерБорж сказал: 1. Кылышбай, вы и вправду географ или притворяетесь им? 2.Когда перестанете писать всякую чушь? Аж читать невозможно. 1. притворяюсь конечно. 2. понимаю вас, ошибки признавать всегда больно 3. вы всерьез считаете что исторически казахи Сарыаркой называли полупустыни к югу от совр. Караганды? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
кылышбай Опубликовано 22 февраля, 2019 Поделиться Опубликовано 22 февраля, 2019 еще: АКБ, вы степи называете қыр? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Nurlan51 Опубликовано 22 февраля, 2019 Автор Поделиться Опубликовано 22 февраля, 2019 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
enhd Опубликовано 22 февраля, 2019 Поделиться Опубликовано 22 февраля, 2019 4 hours ago, АксКерБорж said: Quote 19 hours ago, enhd said: Чё за фантазия и всякие белиберда. Сарыарка или Сарыг арка - это просто название местности Желтый лес. Арка - арга - это просто лес. С тем, что это дас ист фантастиш я с вами согласен. Но с тем, что арга - это лес, я согласиться не могу. Если вы про монгольский язык, то согласно Большому словарю в монгольском языке "лес" - ой, ой мод, мод, а "арга" - это способ, средство, метод, методика, прием, тактика. Арга или арка - это лес на тувинском и көк тюркском. То есть не на монгольском. 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 22 февраля, 2019 Поделиться Опубликовано 22 февраля, 2019 5 часов назад, кылышбай сказал: вы всерьез считаете что исторически казахи Сарыаркой называли полупустыни к югу от совр. Караганды? Сарыарка - это казахский мелкосопочник. Надеюсь оспаривать вы это не станете. Казахский мелкосопочник - это действительно районы южнее Караганды, в очереченном мной регионе и там, где это показано на залитой мной карте. И это действительно полупустыни, потому что там практически невозможно скотоводство и земледелие. Ведь не зря там приземляются капсулы с космонавтами. Вы наверно не были там и не видели своими глазами те районы? А как обычно полностью черпаете материал для своих аргументов из Вики? 5 часов назад, кылышбай сказал: еще: АКБ, вы степи называете қыр? Мы, жители степи, то есть степняки, называем степь, степи - қыр. Қыр по-казахски это гладкая поверхность, будто ее выбрили - қырды. В монгольском языке есть заимствование от этого - хээр. 1 час назад, enhd сказал: Арга или арка - это лес на тувинском и көк тюркском. То есть не на монгольском. Понятно. Но в обсуждаемой Сары арке не то чтобы лесов, но даже отдельных деревьев нет. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
RedTriangle Опубликовано 22 февраля, 2019 Поделиться Опубликовано 22 февраля, 2019 6 часов назад, АксКерБорж сказал: Мне кажется, что "Сарыарка" это желтоватая каменистая голая местность в центральном Казахстане, не пригодная ни для скотоводства, ни для земледелия. Ваша Павлодарская область желтым нигде не обозначено, а ВКО много где(около половины?) Только вот сравните поголовье скота на душу казахского населения. Казахов в ВКО -- 827 тысяч. КРС -- 1,127.8 тысяч. КРС на каждого казаха = 1.364. Аналогично, на каждого казаха 320/827 = 0.387 приходится вот столько лошадей. Казахов в ПО -- 390 тысяч, КРС -- 494.9 тысяч. КРС на каждого казаха = 1. 269. Для лошадей, 150/390 = 0. 385. Теперь, смотрим на площадь. На каждого казаха в ПО -- 0,32 кв. км, в ВКО -- 0. 3424 кв. км. Получаем, что на примерное одинаковое количество пастбищ(у нас чуть больше), мы имеем больше КРС и лошадей на душу каждого казаха(разница в КРС чувствительнее). Итог: ни о какой непригодности для разведении скота речь не может идти на местах закрашенных в желтый цвет. 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
enhd Опубликовано 22 февраля, 2019 Поделиться Опубликовано 22 февраля, 2019 17 minutes ago, АксКерБорж said: Сарыарка - это казахский мелкосопочник. Надеюсь оспаривать вы это не станете. Казахский мелкосопочник - это действительно районы южнее Караганды, в очереченном мной регионе и там, где это показано на залитой мной карте. И это действительно полупустыни, потому что там практически невозможно скотоводство и земледелие. Ведь не зря там приземляются капсулы с космонавтами. Вы наверно не были там и не видели своими глазами те районы? А как обычно полностью черпаете материал для своих аргументов из Вики? Значит казахи исконно не тюрки, а монголы. И этим же подтверждается. Quote АксКерБорж wrote: Мы, жители степи, то есть степняки, называем степь, степи - қыр. Қыр по-казахски это гладкая поверхность, будто ее выбрили - қырды. В монгольском языке есть заимствование от этого - хээр. И этим тоже подтверждается мое предположение. На көк тюркском степь это - шөл. По монгольски тал - у казахов рудимент дала. А слово кыр - это хребет, т.е. хребет горы. Почему у казахов все наоборот? Все таки монгольские корни показываются как "нагашы, шидер" и пр. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Samtat Опубликовано 22 февраля, 2019 Поделиться Опубликовано 22 февраля, 2019 Предположу, что кыр и дала есть у многих тюркских народов. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 22 февраля, 2019 Поделиться Опубликовано 22 февраля, 2019 26 минут назад, RedTriangle сказал: Итог: ни о какой непригодности для разведении скота речь не может идти на местах закрашенных в желтый цвет. Я не про всю желтую полосу вел речь. Я вел речь про мелкосопочник, то есть Сары Арку. Там действительно пусто. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться