АксКерБорж Posted May 29, 2016 Share Posted May 29, 2016 Халхасский подвергся ойратизации. Цоканье оказывается характерно для сибирских татар. Сибирские татары это кто? У монголов обычно "дж"-еканье. Значит не зря ведутся разговоры про то, что монгольский язык переполнен казахизмами, т.е. не только корневым составом, но и фонетикой оказывается. Link to comment Share on other sites More sharing options...
Peacemaker Posted May 29, 2016 Share Posted May 29, 2016 Халхасский подвергся ойратизации. Цоканье оказывается характерно для сибирских татар. Сибирские татары это кто? У монголов обычно "дж"-еканье. Значит не зря ведутся разговоры про то, что монгольский язык переполнен казахизмами, т.е. не только корневым составом, но и фонетикой оказывается. Что за понятие казахизм? Link to comment Share on other sites More sharing options...
Atygai Posted May 29, 2016 Share Posted May 29, 2016 На сегодняшний день есть цокающие монголоязычные калмыки, которые считают себя потомками средневековых ойратов, также есть тюркоязычные не цокающие алтайцы, у которых (если не ошибаюсь) сохранилось самоназвание "ойрот", так кто же из этих двух народов ближе к средневековым ойратам ЧХ? я сам далек от алтайского языка, но судя по нижеуказанным текстам, язык у них не цокающий. Кару Улаган аймактын, тоoлос укту, тоoлос соокту Акаларысты, Карындаштарысты, Эjелеристи ле сыйындарысты, ончогорды билелеригерле, бала баркаларыгарла кожо Улаган аймактын тooлосторинин курултайына кычырып турубыс. Бу jуунда тоoлостордин текши тоозы алылар, бойы бойлорын таныжып, билижип jурзин деп jайгы байрам jуун (12.06.2014) кичу изу айдын 12 чи кунинде одор. Кажыла jуртарла бойлорынын толос jайзандарына баштаныгар. "Тӧӧлӧстӧр- Алтайдыҥ эҥ јаан сӧӧктӧриниҥ бирӱзи. Олор керегиде баштапкы јетирӱлер Орхонныҥ тӱрк таш-бичиктеринде бар (7-8 чч.). Ондо адалган Толис/Тулис деп атту албатыны шиҥжӱчилер Тӧӧлӧс сӧӧккӧ бодоштырып јат. Ол Толис деп албаты јебрен ӧйдӧ Теле деп калыктыҥ бир бӧлӱги болгон. Јебрен Телелер (кыдат бичиктерде "гао-гюй") Енисей-Бажында ла Селенге чӧлдӧрдӧ јаткан калык (5 ч.). Олор ар-бери кӧчсӧ, эки кӧлӧсӧлӱ бийик абраларын букаларга јегип, нек-сагын салып, кӧчӧтӧн деп јебрен бичиктерде айдылган. Ол Телелерди кыдаттар јебрен хунну албатыныҥ калыгы деп айткан. Эмдиги научный шинжӱлерде јебрен унну ла тӱрк калыктар кумран чакта скифтердеҥ чыккан шӱӱлтелер бар (Пазырык, Катанду, Туйакту корумдардыҥ "ээлери", 4-3 чч. до н.э.).Јебрен тӱрктердин кийнинде озогы алтайлар, анайда ок Тӧӧлӧстӧр, Уйгур (8 ч. 2чи јарымы), Кыргыс (9 ч.) каандыктарда болгон, оноҥ Кара-Кыдат каандыкта (10-12 ч.). 1207 јылда Тӧӧлӧстӧрди, телеҥиттерди Джучи- Чигис-Каанныҥ уулы бактырган. Оныҥ кийнинде ӧйлӧрдӧ Тӧӧлӧстӧр, ӧскӧ ок алтайлар, Эјен-Каанныҥ (14-15 ч.), Алтын-Каанныҥ (16-17 ч. 1 ј.), оноҥ Ойрот-Каанныҥ (17-18 чч.) албатызы болгон. 1630 Тӧӧлӧстӧрдиҥ Айдар-Кааны Алтын-Каанныҥ карындажына, Тайчи-Нойонго калан јетирип барып јӱргени керегинде документ бар (Самаев Г.П. Горный Алтай в 17- сер. 19 в.: проблемы политической истории и присоединения к России, 1991). Је оныҥ кийнинде ӧйлӧрдӧ, 1676 ј. јетпей, Тӧӧлӧстӧр Ойрот-Каанга калан тӧлӧп баштаган (Самаев Г.П., 74 с.). 17 чактыҥ 30-50 јылдарда Тӧӧлӧстӧр орустарла тыҥ тартышкан ӧйлӧр. 1676 јылда Тӧӧлӧстӧрдиҥ јааны- Точеул деп кижи адалып јат, оныҥ кийнинде, 1755 јылда- Кыргыс Абысов (Самаев Г.П., 73, 107 с.)..."Ямаева Елизавета Эркеевнаныҥ "Тӧӧлӧстӧрдиҥ Угы-Тӧзи (Оҥдӧй аймак)", деп бичиктеҥ алынган ӱзӱк. Link to comment Share on other sites More sharing options...
Atygai Posted May 29, 2016 Share Posted May 29, 2016 также среди алтайцев бытует подобные мнения Наша цель, востановить историческую справедливость, вернуть законное этническое название Оjрот алтайцам и зделать его основополагающим принципом нашей национальной и культурной идентичности. также АЛТАЙЦЫ ,ЭТО НЕ СОЮЗНИКИ ДЖУНГАР, АЛТАЙЦЫ ЭТО ЕСТЬ ПОТОМКИ ДЖУНГАР. Link to comment Share on other sites More sharing options...
Модераторы reicheOnkel Posted May 29, 2016 Модераторы Share Posted May 29, 2016 Халхасский подвергся ойратизации. Цоканье оказывается характерно для сибирских татар. Сибирские татары это кто? У монголов обычно "дж"-еканье. Значит не зря ведутся разговоры про то, что монгольский язык переполнен казахизмами, т.е. не только корневым составом, но и фонетикой оказывается. Сибирские татары это сибирские татары. Барабинцы бывшие двоеданцы. Цоканье и дзоканье халхасцев это влияние ойратов. Монголы в основном чокают и джокают. Хорчины даже шокают. Link to comment Share on other sites More sharing options...
Модераторы reicheOnkel Posted May 29, 2016 Модераторы Share Posted May 29, 2016 Хотя говорят среди калмыков оставались чокающие группы - цаатаны род торгудов. Не путать с цаатанами-тувинцами, этноним у них образован по той же схеме но в их случае не белый олень как у тувинцев оленоводов, а белое знамя. Не помню где читал, братья калмыки поправят. Link to comment Share on other sites More sharing options...
Туран Posted May 31, 2016 Share Posted May 31, 2016 Хотя говорят среди калмыков оставались чокающие группы - цаатаны род торгудов. Не путать с цаатанами-тувинцами, этноним у них образован по той же схеме но в их случае не белый олень как у тувинцев оленоводов, а белое знамя. Не помню где читал, братья калмыки поправят. недавно встречался с гостем из Монголии, шаманом, дархатом. По его словам, есть три группы цаатанов: цаатаны-тувинцы, цаатаны-дархаты и, емнип, цаатаны-торгуды. Их всех объединяет оленеводство. Link to comment Share on other sites More sharing options...
Модераторы reicheOnkel Posted May 31, 2016 Модераторы Share Posted May 31, 2016 Хотя говорят среди калмыков оставались чокающие группы - цаатаны род торгудов. Не путать с цаатанами-тувинцами, этноним у них образован по той же схеме но в их случае не белый олень как у тувинцев оленоводов, а белое знамя. Не помню где читал, братья калмыки поправят.недавно встречался с гостем из Монголии, шаманом, дархатом. По его словам, есть три группы цаатанов: цаатаны-тувинцы, цаатаны-дархаты и, емнип, цаатаны-торгуды. Их всех объединяет оленеводство. Это его мнение скорее всего. Дархаты не занимаются оленеводством. Они даже презирают. Цаатаны тоже взаимной любовью отвечают. Забавно что у них даже сохранилась та байка что ихние девушки если узнают что собираются её выдать дархатам да так чтобы она целыми днями пасла вонючих овец, то убегают в лес повеситься. Шаман скорее всего одархатившийся тувинец. Среди них немало таких. Торгуды не занимаются оленеводством. Link to comment Share on other sites More sharing options...
Туран Posted May 31, 2016 Share Posted May 31, 2016 недавно встречался с гостем из Монголии, шаманом, дархатом. По его словам, есть три группы цаатанов: цаатаны-тувинцы, цаатаны-дархаты и, емнип, цаатаны-торгуды. Их всех объединяет оленеводство.Это его мнение скорее всего. Дархаты не занимаются оленеводством. Они даже презирают. Цаатаны тоже взаимной любовью отвечают. Забавно что у них даже сохранилась та байка что ихние девушки если узнают что собираются её выдать дархатам да так чтобы она целыми днями пасла вонючих овец, то убегают в лес повеситься.Шаман скорее всего одархатившийся тувинец. Среди них немало таких. Торгуды не занимаются оленеводством. Если в настоящее время не занимаются оленеводством, то в прошлом, видимо, занимались: 1) на Тодже, родине оленеводства Центральной Азии, есть топонимы на "Дархат-...", 2) в тувинском фольклоре упоминаются дархаты этого района, 3) это сведения от носителя местной культуры. Извиняюсь за оффтоп. Link to comment Share on other sites More sharing options...
АксКерБорж Posted May 31, 2016 Share Posted May 31, 2016 Цоканье и дзоканье халхасцев это влияние ойратов. Монголы в основном чокают и джокают. Хорчины даже шокают. Объясните мне, как менее малочисленные и географически отдаленные ойраты (будь то сибирские татары с алтайцами или будь то собственно западные монголоязычные ойратские племена) могли изменить фонетику огромной Халхи и ее народа? Ведь емнип литературный, государственный язык Монголии изобилует цоканьем и практически не имеет другой фонетики. За примерами далеко ходить не надо, навскидку это цагаан сар, хуйцаа, цуйван, цолбон, цэден, цэрен, цаг, нагац, цэцэг и т.д. А может это произношение из Тибета? Link to comment Share on other sites More sharing options...
Модераторы reicheOnkel Posted May 31, 2016 Модераторы Share Posted May 31, 2016 Цоканье и дзоканье халхасцев это влияние ойратов. Монголы в основном чокают и джокают. Хорчины даже шокают. Объясните мне, как менее малочисленные и географически отдаленные ойраты (будь то сибирские татары с алтайцами или будь то собственно западные монголоязычные ойратские племена) могли изменить фонетику огромной Халхи и ее народа? Ведь емнип литературный, государственный язык Монголии изобилует цоканьем и практически не имеет другой фонетики. За примерами далеко ходить не надо, навскидку это цагаан сар, хуйцаа, цуйван, цолбон, цэден, цэрен, цаг, нагац, цэцэг и т.д. А может это произношение из Тибета? Ничего удивительного. Халха это только одна шестая часть восточных монголов. Ойратская фонетика была приобретена потому что именно халха были соседями и гонителями последних да и немало ойратов поглотили видимо. То что это не тибетское влияние видно на примере внутренних монголов - большинства восточных монголов. У них имена Цэрэн или Пунцук произносится как Сэрэн и Пунсаг. Link to comment Share on other sites More sharing options...
Atygai Posted May 31, 2016 Share Posted May 31, 2016 Цоканье и дзоканье халхасцев это влияние ойратов. Монголы в основном чокают и джокают. Хорчины даже шокают. Объясните мне, как менее малочисленные и географически отдаленные ойраты (будь то сибирские татары с алтайцами или будь то собственно западные монголоязычные ойратские племена) могли изменить фонетику огромной Халхи и ее народа? Ведь емнип литературный, государственный язык Монголии изобилует цоканьем и практически не имеет другой фонетики. За примерами далеко ходить не надо, навскидку это цагаан сар, хуйцаа, цуйван, цолбон, цэден, цэрен, цаг, нагац, цэцэг и т.д. А может это произношение из Тибета? Сами носители этнонима ойраты-алтайцы не цокают, так что, соответственно цокание не может быть от них, скорее изначально это было свойственно языку халхасцев. Просто это цокание не согласуется с теорией о монголах ЧХ, вот и всеми силами халхасцы открещиваются от характеристик своего языка . Близкие соседи халхасцев, тувинцы также не цокают. насчет А может это произношение из Тибета? возможно, всегда было интересно куда историки дели Тангутов, не могли же они просто испариться Link to comment Share on other sites More sharing options...
Peacemaker Posted May 31, 2016 Share Posted May 31, 2016 недавно встречался с гостем из Монголии, шаманом, дархатом. По его словам, есть три группы цаатанов: цаатаны-тувинцы, цаатаны-дархаты и, емнип, цаатаны-торгуды. Их всех объединяет оленеводство.Это его мнение скорее всего. Дархаты не занимаются оленеводством. Они даже презирают. Цаатаны тоже взаимной любовью отвечают. Забавно что у них даже сохранилась та байка что ихние девушки если узнают что собираются её выдать дархатам да так чтобы она целыми днями пасла вонючих овец, то убегают в лес повеситься.Шаман скорее всего одархатившийся тувинец. Среди них немало таких. Торгуды не занимаются оленеводством. Если в настоящее время не занимаются оленеводством, то в прошлом, видимо, занимались: 1) на Тодже, родине оленеводства Центральной Азии, есть топонимы на "Дархат-...", 2) в тувинском фольклоре упоминаются дархаты этого района, 3) это сведения от носителя местной культуры. Извиняюсь за оффтоп. Цаатаны это уйгуры Цаатаны потомки уйгуров Уйгурского каганата Цаатанский язык это уйгурский язык Цаатан Хөвсгөлийн их тайгад дөрвөн улирлын турш цааны бэлчээр даган хэрэн нүүдэллэж, аж төрдөг тайгын иргэдийг цаатан гэж нэрлэдэг. Цаатангууд бол уйгар угсааны монголжсон ойн соёд урианхай юм. Цаатангийн үндэс угсаа нь уйгарууд бөгөөд Тагна, Соёны их тайгаар нүүдэллэн аж төрж, олон үеийг дамжиж буй болсон тайгын нүүдлийн уламжлалт амьдралын хэв маягийг бүтээсэн. Уйгар буюу цаатан иргэд нь эртний монголын Уйгарын хаант улсын удам угсааг авч яваа хүмүүс юм. Увс аймгийн сангил сумын нутгаас 1968 онд олдсон хаданд сийлсэн сүг зурганд цаа буга унаж , урт жад бариад явж буй хүнийг дүрсэлсэн байдаг. Эл сүг зураг нь монголд эрт дээр үеэс цаа бугыг гаршуулан уналга, эдэлгээнд ашиглаж байсны баримт юм. Эрт дээр үеэс цаа маллаж, аж төрдгөөс цаатан гэж нэрлэх болсон. Цаатангуд нь өөрийн гэсэн хэл, ёс заншил, шашин шүтлэг, аж төрөх арга хэлбэртэй цөөнх болж байгаа ястан юм. Тэд уйгар хэлтэй. Тайгад өөр хоорондоо уйгараар ярина. 2010 оны хүн амын тооллогоор 282 иргэд өөрсдийгөө цаатан хэмээн бүртгүүлжээ. http://turuunii_undraa.blog.gogo.mn/read/entry533192 Link to comment Share on other sites More sharing options...
Atygai Posted May 31, 2016 Share Posted May 31, 2016 Цоканье и дзоканье халхасцев это влияние ойратов. Монголы в основном чокают и джокают. Хорчины даже шокают. Объясните мне, как менее малочисленные и географически отдаленные ойраты (будь то сибирские татары с алтайцами или будь то собственно западные монголоязычные ойратские племена) могли изменить фонетику огромной Халхи и ее народа? Ведь емнип литературный, государственный язык Монголии изобилует цоканьем и практически не имеет другой фонетики. За примерами далеко ходить не надо, навскидку это цагаан сар, хуйцаа, цуйван, цолбон, цэден, цэрен, цаг, нагац, цэцэг и т.д. А может это произношение из Тибета? Ничего удивительного. Халха это только одна шестая часть восточных монголов. Ойратская фонетика была приобретена потому что именно халха были соседями и гонителями последних да и немало ойратов поглотили видимо. То что это не тибетское влияние видно на примере внутренних монголов - большинства восточных монголов. У них имена Цэрэн или Пунцук произносится как Сэрэн и Пунсаг. вы тут немножко ошибаетесь, наоборот ойраты были гонителями халхасцев, пока халхасцы не нашли покровительство в лице маньчжур. насчет фонетики ойратов, то у них нет цокания, вот текст на ойратском Кару Улаган аймактын, тоoлос укту, тоoлос соокту Акаларысты, Карындаштарысты, Эjелеристи ле сыйындарысты, ончогорды билелеригерле, бала баркаларыгарла кожо Улаган аймактын тooлосторинин курултайына кычырып турубыс. Бу jуунда тоoлостордин текши тоозы алылар, бойы бойлорын таныжып, билижип jурзин деп jайгы байрам jуун (12.06.2014) кичу изу айдын 12 чи кунинде одор. Кажыла jуртарла бойлорынын толос jайзандарына баштаныгар. Link to comment Share on other sites More sharing options...
Турист Posted May 31, 2016 Share Posted May 31, 2016 Ойроты или ойраты ? Написали бы алтайцы-ойроты ! Link to comment Share on other sites More sharing options...
Модераторы reicheOnkel Posted June 1, 2016 Модераторы Share Posted June 1, 2016 В XVI веке восточные монголы в лице халха гонялись за ойратами. в XVII ойраты взяли реванш и гонялись за халха. в XVIII все плачевно закончилось с уничтожением Джунгарского государства. Я говорил сибирские татары барабинцы они как и монголоязычные ойраты цокают. Цоканье и другие характерные особенности делает халхасский диалект связующим звеном между восточными монголами и ойратов. Всем напоминаю что большинство восточных монголов живут в КНР. У них язык чокающий даже местами шокающий. Они такие же буддисты гелукпинской школы как и халха-монголы но характерные тибетские звуки Ц и Дз не умеют произносить, переделывают в С и Дж. Тангуты никуда не исчезли часть сменила религию, известны сейчас как дунгане или хуй. Та часть которая кочевала инкорпировались в состав монголов, при этом утратив язык и другие характерные особенности как осетины и кыпчаки. Такой же естественный процесс происходил на западе где малочисленные пришельцы монголы растоворились лишь передав свои имена и гены своим потомкам. Никто не отрицает что казахи частью являются потомками средневековых монголов, как и некоторые монголы имеют кыпчакское, хорезмийское или даже осетинское происхождение. "Уважаемые" истинные потомки монголов будьте немного трезвее. 1 Link to comment Share on other sites More sharing options...
Atygai Posted June 1, 2016 Share Posted June 1, 2016 Никто не отрицает что казахи частью являются потомками средневековых монголов, как и некоторые монголы имеют кыпчакское, хорезмийское или даже осетинское происхождение. Все разногласии в том что, для вас монголы ЧХ и халха/калмык/бурят-монголы тождественны, что является не верной мыслю. конкретно по ЧХ никто 100% не скажет, какого его происхождение, но именно монголами в 12-13 веке были в большинстве своем тюркские племена. относительно языка также, старомонгольский намного ближе к нынешнему тюркскому чем к халхаскому языку. тюркские народы в отличии от халхасцев не занимаются игрой в реконструкции на государственном уровне событии 13 века , так как у тюрков и так богатая история, если и ведутся споры относительно ЧХ, то только ради истины. Link to comment Share on other sites More sharing options...
Peacemaker Posted June 1, 2016 Share Posted June 1, 2016 Мне сдается ,что вы Атигай явлеятесь потомком средневековых маньчжуров или кара-кытай.Я вижу что, у вас какой-то особый вид любви к маньчжурам как у АКБ. Какая гаплогруппа по днк у вас? Link to comment Share on other sites More sharing options...
Турист Posted June 1, 2016 Share Posted June 1, 2016 Атыгый, ну нет игр в реконстрцкции в Казахстане ))) Сейчас идут реконструкции с джунгарами и дойдут до Чин-гыса. Если что-то в прочтении источников времен орды непонятно, то факт непонятности был и тогда. Письменный отличался от разговорного, тем более, что он положен был на уйгур.алфавит. Язык Орды это "усредненный язык" для понимания всеми нациями. Поэтому набор слов из редких источников прошлого кажется "суржиком". Тогда не дураки были и чтобы управлять огромной империей нужно что-то общее, а особенно - язык ! Вот араб.халифат, к примеру, одна письменность и одна религия. А если ничего общего, то страна распадется. Тем более при том наборе наций и религий. Надо учитывать, что чем дальше от центра, тем влияние "письменного языка" меньше. Также пока считается по рунам древних киргизов и уйгуров. Идите с АКБ почитайте 1 Link to comment Share on other sites More sharing options...
Турист Posted June 1, 2016 Share Posted June 1, 2016 На сегодняшний день есть цокающие монголоязычные калмыки, которые считают себя потомками средневековых ойратов, также есть тюркоязычные не цокающие алтайцы, у которых (если не ошибаюсь) сохранилось самоназвание "ойрот", так кто же из этих двух народов ближе к средневековым ойратам ЧХ? я сам далек от алтайского языка, но судя по нижеуказанным текстам, язык у них не цокающий. Кару Улаган аймактын, тоoлос укту, тоoлос соокту Акаларысты, Карындаштарысты, Эjелеристи ле сыйындарысты, ончогорды билелеригерле, бала баркаларыгарла кожо Улаган аймактын тooлосторинин курултайына кычырып турубыс. Бу jуунда тоoлостордин текши тоозы алылар, бойы бойлорын таныжып, билижип jурзин деп jайгы байрам jуун (12.06.2014) кичу изу айдын 12 чи кунинде одор. Кажыла jуртарла бойлорынын толос jайзандарына баштаныгар. "Тӧӧлӧстӧр- Алтайдыҥ эҥ јаан сӧӧктӧриниҥ бирӱзи. Олор керегиде баштапкы јетирӱлер Орхонныҥ тӱрк таш-бичиктеринде бар (7-8 чч.). Ондо адалган Толис/Тулис деп атту албатыны шиҥжӱчилер Тӧӧлӧс сӧӧккӧ бодоштырып јат. Ол Толис деп албаты јебрен ӧйдӧ Теле деп калыктыҥ бир бӧлӱги болгон. Јебрен Телелер (кыдат бичиктерде "гао-гюй") Енисей-Бажында ла Селенге чӧлдӧрдӧ јаткан калык (5 ч.). Олор ар-бери кӧчсӧ, эки кӧлӧсӧлӱ бийик абраларын букаларга јегип, нек-сагын салып, кӧчӧтӧн деп јебрен бичиктерде айдылган. Ол Телелерди кыдаттар јебрен хунну албатыныҥ калыгы деп айткан. Эмдиги научный шинжӱлерде јебрен унну ла тӱрк калыктар кумран чакта скифтердеҥ чыккан шӱӱлтелер бар (Пазырык, Катанду, Туйакту корумдардыҥ "ээлери", 4-3 чч. до н.э.).Јебрен тӱрктердин кийнинде озогы алтайлар, анайда ок Тӧӧлӧстӧр, Уйгур (8 ч. 2чи јарымы), Кыргыс (9 ч.) каандыктарда болгон, оноҥ Кара-Кыдат каандыкта (10-12 ч.). 1207 јылда Тӧӧлӧстӧрди, телеҥиттерди Джучи- Чигис-Каанныҥ уулы бактырган. Оныҥ кийнинде ӧйлӧрдӧ Тӧӧлӧстӧр, ӧскӧ ок алтайлар, Эјен-Каанныҥ (14-15 ч.), Алтын-Каанныҥ (16-17 ч. 1 ј.), оноҥ Ойрот-Каанныҥ (17-18 чч.) албатызы болгон. 1630 Тӧӧлӧстӧрдиҥ Айдар-Кааны Алтын-Каанныҥ карындажына, Тайчи-Нойонго калан јетирип барып јӱргени керегинде документ бар (Самаев Г.П. Горный Алтай в 17- сер. 19 в.: проблемы политической истории и присоединения к России, 1991). Је оныҥ кийнинде ӧйлӧрдӧ, 1676 ј. јетпей, Тӧӧлӧстӧр Ойрот-Каанга калан тӧлӧп баштаган (Самаев Г.П., 74 с.). 17 чактыҥ 30-50 јылдарда Тӧӧлӧстӧр орустарла тыҥ тартышкан ӧйлӧр. 1676 јылда Тӧӧлӧстӧрдиҥ јааны- Точеул деп кижи адалып јат, оныҥ кийнинде, 1755 јылда- Кыргыс Абысов (Самаев Г.П., 73, 107 с.)..." Ямаева Елизавета Эркеевнаныҥ "Тӧӧлӧстӧрдиҥ Угы-Тӧзи (Оҥдӧй аймак)", деп бичиктеҥ алынган ӱзӱк. http://kpfu.ru/staff...l..dialekt..pdf [й] – среднеязычный щелевой звонкий сонант. Тоболо-иртышский диалект является йокающим, т.е. системно употребляющим в начале слова согласный [й]: йырлаучы – җырлаучы (лит.) – поющий, йән – җан (лит.) – душа, йәйәү – җәяү (лит.) – пешком, йемеш – җимеш (лит.) – плод, йылы – җылы (лит.) – теплый. Употребляется в абсолютном начале слова: йәй – лето, йастық – подушка, йән – душа, в корне: тайақ – палка, сыйыр – корова, в конце слова: май – масло, көй – мелодия, пай – богатый. [ц] – переднеязычный аффрикативный согласный. Д.Г.Тумашева пишет: «Главной и наиболее яркой особенностью (тоболо-иртышского – М.Х.) диалекта является цоканье» [Тумашева 1977:53]. [ц] встречается во всех позициях в слове: в абсолютном начале слова: цац – волосы, цымылтық – занавес, цай – чай, цамлану – 92 обижаться; в середине слова: ацыу – обида, ацқыц – ключ, цыцқан – мышь; в конце слова: пурыц – долг, қалац – калач, ац – голодный. Link to comment Share on other sites More sharing options...
Admin Rust Posted June 2, 2016 Admin Share Posted June 2, 2016 Предложу Атыгаю прочитать пайцзу Хубилая, истинного монгола 13 века: Все остальное - выдержки из контекста цитат арабов или персов, вольная лингвистическая интерпретация терминов и т.д. - это бездоказательные предположения. Link to comment Share on other sites More sharing options...
Tynych Posted June 2, 2016 Share Posted June 2, 2016 нужна транскрипция..на латинице.. Link to comment Share on other sites More sharing options...
Admin Rust Posted June 2, 2016 Admin Share Posted June 2, 2016 А зачем? Как "истинный монгол" пусть читает как есть. Link to comment Share on other sites More sharing options...
Туран Posted June 2, 2016 Share Posted June 2, 2016 Предложу Атыгаю прочитать пайцзу Хубилая, истинного монгола 13 века: Все остальное - выдержки из контекста цитат арабов или персов, вольная лингвистическая интерпретация терминов и т.д. - это бездоказательные предположения. на пайцзе - квадратное тибетское письмо? А никто из уважаемых сторонников монголкости ЧХ не задумывался, зачем Хубилаю понадобилось менять государственное старомонгольское письмо на чуждое тибетское? Почему он инициировал приглашение из Тибета ламы..., фактически передав ему религиозную власть? С какого перепуга он начал использовать китайские принципы государственного управления? Зачем он перенес столицу Монгольской империи на столицу монголоязычных китаев? А все очень просто - в борьбе за трон империи он сделал ставку на врагов существенно тюркоязычной империи своего деда. Link to comment Share on other sites More sharing options...
Admin Rust Posted June 2, 2016 Admin Share Posted June 2, 2016 Туран, если Вам мало пайцзы Хубилая, вот целая тема источников на языке Чингис-хана: http://forum-eurasica.ru/index.php?/topic/5191-pismennye-pamiatniki-mongolskoj-imperii/ Link to comment Share on other sites More sharing options...