Перейти к содержанию
АксКерБорж

Жаулык-Жоолук-Йаулук-Кимешек-Элечек-Намитка - головной убор замужних женщин кочевых тюрков

Рекомендуемые сообщения

06.01.2019 в 15:21, АксКерБорж сказал:

Кстати моя карта распространения разновидностей казахского бешбармака по регионам, также подходит как наглядный показатель распространения разновидностей обсуждаемого старинного казахского женского головного убора. ;)

 

Коричневый цвет - примерная территория распространения северо-западного, северного, северо-восточного и восточного ЖАУЛЫКА (их 2 вида).

Зеленый и оранжевый цвет - примерная территория распространения западного, юго-западного и южного КИМЕШЕКА (их 2 вида).

KARTA.jpg

 

Доработал карту, потому что изучая наше наследие выявил существование еще и 5-ой региональной (родо-племенной) разновидности этого головного убора до недавнего прошлого - северо-западного.

А также добавил их же названия.

Примечание: лечек - у узбеков, элечек - у кыргызов.

ZAULYK---KIMESEK---BUKTAG-BOKKA-GUGU-SAU

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

26.12.2019 в 08:26, АксКерБорж сказал:

Доработал карту, потому что изучая наше наследие выявил существование еще и 5-ой региональной (родо-племенной) разновидности этого головного убора до недавнего прошлого - северо-западного.

А также добавил их же названия.

Примечание: лечек - у узбеков, элечек - у кыргызов.

ZAULYK---KIMESEK---BUKTAG-BOKKA-GUGU-SAU

2.jpg

 

Много копий было сломано в этой теме в спорах про разные региональные формы (конструкции) и названия обсуждаемых видов казахских женских головных уборов.

После обсуждений примерная географическая картина использования разных названий выглядит примерно так (типы разных географических/родоплеменных конструкций показаны мной на карте выше будучи еще в бытность АКБ - АксКерБоржем :D):

У кыргызов – Элечек

У узбеков прошлого – Лечек

У юго-западных и южных казахов – Кимешек

У северо-восточных и восточных казахов – Ак жаулык или просто Жаулык

У северо-западных - ? затрудняюсь пока, но склоняюсь к тому (хотя не уверен), что тоже Ак жаулык или просто Жаулык

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Теперь хочу затронуть термин "Күндік", который используется на юго-западе и на юге Казахстана для верхней конструкции обсуждаемого головного убора - в отношении тюрбана, намотанного навершия (на севере и востоке он отсутствует как таковой). 

Если не изменяет память, то активный участник обсуждения темы под ником Almaty писал этот термин как Құндық, хотя это слово по-казахски означает рабство :) и навряд ли подходит.

Моя версия объяснения термина.

Я думаю он от слова «Күн» - солнце, то есть «Күндік» - защита от жаркого солнца. Предполагаю, что назначение намотанного наверху тюрбана это защита от знойного солнца, от перенагревания головы при нахождении целый день на солнце, защита от солнечного удара, 

И это логично, потому что такое навершие было распространено в теплых, жарких регионах и было незнакомо в северных и северо-восточных регионах (см: выше карту).

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Музей Петра Великого МАЭ РАН РФ (Кунсткамера), г. Санкт-Петербург.

Фото С.М. Дудина.

1899 год.

Летние пастбища у озера Саумал-коль, Павлодарский уезд.

Нынче Баянаульский район Павлодарской области.

Женщины в жаулыках, характерных для северных и северо-восточных областей Казахстана - Поколения племен Аргын, Уак, Кыпшак, Ашамайлы Керей.

1899.jpg

1929 год.

Каркаралинский уезд.

Женщина в жаулыке, характерном для северных и северо-восточных областей Казахстана - Поколения племен Аргын, Уак, Кыпшак, Ашамайлы Керей.

1929.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Музей Петра Великого МАЭ РАН РФ (Кунсткамера), г. Санкт-Петербург.

Фото В.М. Васильева.

1913 год.

Семипалатинская область. Алтай.

Женщина в жаулыке, характерном для восточных областей Казахстана - Поколения племен Найман и Абакты Керей.

1913.jpg

1950-ые годы.

Или-Казахский автономный округ Китая.

Женщины в жаулыках, характерных для восточных областей Казахстана - Поколения племен Найман и Абакты Керей.

 1950.jpg

2017 год.

Западная Монголия. Аймак Ховд.

Женщина в жаулыке, характерном для восточных областей Казахстана - Поколения племен Найман и Абакты Керей.

image.jpg

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Музей Петра Великого МАЭ РАН РФ (Кунсткамера), г. Санкт-Петербург.

Фото Н.К. Зейдлица.

1887 год.

Мангишлак.

Женщины в кимешеках, характерных для юго-западных областей Казахстана - Поколения племен конфедерации Байулы: 

19.jpg

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Музей Петра Великого МАЭ РАН РФ (Кунсткамера), г. Санкт-Петербург.

Фото фон К.П. Кауфмана.

Сер. 19 века.

Туркестан (Ташкент, Чимкент, Сырдарьинский край)

Женщины в кимешеках, характерных для юго-западных областей Казахстана - Поколения племен Конгырат, Канглы:

19-4.jpg

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Музей Петра Великого МАЭ РАН РФ (Кунсткамера), г. Санкт-Петербург.

Автор неизвестен.

Нач. 20 века.

Алматинская область.

Женщина в кимешеке, характерном для южных областей Казахстана - Поколения племен Уйсун, Дулат, Жалаир.

1-20.jpg

Музей Петра Великого МАЭ РАН РФ (Кунсткамера), г. Санкт-Петербург.

Фото С.М. Дудина.

1892 год.

Алматинская область.

Женщина в кимешеке, характерном для южных областей Казахстана - Поколения племен Уйсун, Дулат, Жалаир.

1892-2.jpg

Музей Петра Великого МАЭ РАН РФ (Кунсткамера), г. Санкт-Петербург.

Фото К.Н. де Лазари.

1896 год.

Семиречье, Лепсинский уезд.

Женщина в кимешеке, характерном для южных областей Казахстана - Поколения племен Уйсун, Дулат, Жалаир.

1896.jpg

 

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Музей Петра Великого МАЭ РАН РФ (Кунсткамера), г. Санкт-Петербург.

Фото С.М. Дудина.

1892 год.

Иссык-куль.

Женщина в элечеке, характерном для северных районов Кыргызстана - кыргызы.

1892-3.jpg

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Музей Петра Великого МАЭ РАН РФ (Кунсткамера), г. Санкт-Петербург.

Фото В.Ю. Крупянской.

1930 год.

Хорезмская область, Хивинский район.

Женщины в лечеках, характерных для северных районов Узбекистана.

1930-2.jpg

1930.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Все строго по моей карте:

2.jpg

Фотоматериала очень много.

Я залил только некоторые из них.

 

  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 час назад, АксКерБорж сказал:

Музей Петра Великого МАЭ РАН РФ (Кунсткамера), г. Санкт-Петербург.

Автор неизвестен.

Нач. 20 века.

Алматинская область.

Женщина в кимешеке, характерном для южных областей Казахстана - Поколения племен Уйсун, Дулат, Жалаир.

1-20.jpg

Музей Петра Великого МАЭ РАН РФ (Кунсткамера), г. Санкт-Петербург.

Фото С.М. Дудина.

1892 год.

Алматинская область.

Женщина в кимешеке, характерном для южных областей Казахстана - Поколения племен Уйсун, Дулат, Жалаир.

1892-2.jpg

Музей Петра Великого МАЭ РАН РФ (Кунсткамера), г. Санкт-Петербург.

Фото К.Н. де Лазари.

1896 год.

Семиречье.

Женщина в кимешеке, характерном для южных областей Казахстана - Поколения племен Уйсун, Дулат, Жалаир.

1896.jpg

 

Очень трогательное фото двух верных друг другу стариков, видно что бедняки, но прожили вместе целую жизнь.

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

56 минут назад, mechenosec сказал:

Очень трогательное фото двух верных друг другу стариков, видно что бедняки, но прожили вместе целую жизнь.

 

Вы правы, по старинным фото можно судить о многом из жизни наших предков - о быте и хозяйстве, природе и климату, культуре, социальных слоях и даже можно читать многое по взглядам людей.

 

На фото на мой взгляд даже не старики, думаю они не старше 50 лет. Их внешне старит борода и одежда бедняков.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

21.06.2018 в 17:11, Аrсен сказал:

Научный журнал Павлодарского государственного университета им. С. Торайгырова

СВИДЕТЕЛЬСТВО о постановке на учет средства массовой информации № 4533-Ж выдано Министерством культуры, информации и общественного согласия Республики Казахстан 31 декабря 2003 года

1) Например, к тюркско-кыпчакскому этническому пласту относятся манера запахивания одежды на левую сторону. Окаймление халата, камзола-безрукавки нашив­ ками, размещение цветных строчек, вышивок по краям выреза для головы в кимешеке — женском головном убо­ре в виде капюшона, со спускающимся вниз по спине треугольником.

2) Замужней женщине считалось не к лицу носить пла­ тье из яркой ткани, с оборками, вышивкой, тогда как де­вушка могла носить любое платье на свой вкус, нередко расшитое тамбуром, золотой и серебряной канителью. Правда, молодая женщина могла носить богато отделан­ные нагрудники — кокрекше из плотной ткани, надевае­мые на платье под безрукавку; жаулык — головной убор открытого типа, складываемый из квадрата белой хлопча­тобумажной ткани, перекрещенные концы которого заки­дывались на плечи. Но, став женой и матерью, она должна была, как того требует обычай, носить длиннее, чем у де­вушек, платья без оборок; камзол, застегиваемый спереди на талии большой металлической пряжкой — капсырмой, нередко и на пуговицы. Ношение головного убора, в час­тности, кимешека и его разновидностей — сулама , шылауым, кундик, орама, определялось древним обычаем, по которому замужняя женщина должна была прятать свои волосы, особенно в височной части, от посторонних глаз. Ей нельзя было непокрытой выходить из дома и занимать­ ся хозяйством, тогда как девушка, могла, заплетать волосы в две и более косы и не покрывать их вовсе.

3) Через год после замужества женщины начинают но­сить более простой’, практичный и удобный головной убор — желек. Это упрощенное саукеле., он имеет твер­дый каркас в форме усеченного конуса, который обши­вается глазетом или обертывается фольгой, украшается привесками из золотых и серебряных бляшек со вставка­ ми самоцветов. Этот головной убор встречается на ри­сунках художников Е. Корпеева, Л. Мартынова, П. Кошарова и II. Клапрота. После рождения детей молодая женщина переходит к третьему виду головного убора - кимешек. Его обычно носят в возрасте 25—45 лет. Он шьется из белой ткани, часто вышивается гладью. В альбоме «Казахский народ­ный костюм» опубликованы кимешеки, хранящиеся в ЦГМК. Среди них выделяется кимешек из белого шелка. Чащечные его части расшиты шелком и очень мелкими жемчужинами. Кимешеки из белой ткани «маре» с вы­шивкой шелком и отделкой бахромой были представле­ны на выставке Третьего конгресса ориенталистов в Петербурге и на Всемирной выставке в Париже» [8.-стр. 115].

 

  • Одобряю 1
  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

3 часа назад, АксКерБорж сказал:

Все строго по моей карте:

2.jpg

Фотоматериала очень много.

Я залил только некоторые из них.

 

 

Музей Петра Великого МАЭ РАН РФ (Кунсткамера), г. Санкт-Петербург.

Фото С.М. Дудина.

1892 год.

Иссык-куль.

Женщины в элечеках, характерных для северных районов Кыргызстана - кыргызы.

image.jpg

1892.jpg

1892-2.jpg

1892-4.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

24.01.2020 в 10:55, Таймас-2 сказал:

Если не изменяет память, то активный участник обсуждения темы под ником Almaty писал этот термин как Құндық, хотя это слово по-казахски означает рабство :) и навряд ли подходит.

АКБ ты знаешь что приписывать человеку то чего он не говорил это непорядочно, а у мусульман это вообще грех? 

  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

2 часа назад, Аrсен сказал:

 

Зря Вы здесь все это постите, АКБ давным давно объявил войну всему научному миру. Того же Маргулана с его кимешеками он не во что не воспринимает, что Вы хотите от какого то Научного журнала Павлодарского государственного университета им. С. Торайгырова,  разве Вы не знали что там работают сплошь южане? :D

  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

5 часов назад, АксКерБорж сказал:

Музей Петра Великого МАЭ РАН РФ (Кунсткамера), г. Санкт-Петербург.

Фото К.Н. де Лазари.

1896 год.

Семиречье, Лепсинский уезд.

Женщина в кимешеке, характерном для южных областей Казахстана - Поколения племен Уйсун, Дулат, Жалаир.

1896.jpg

 

В Лепсинском уезде,  племен Старшего жуза практически нет вообще, там 99,9% это казахи Среднего жуза, племен Найман (ИМХО 70%) и Керей (ИМХО20%).  А что касается фото, то по нему видно что кереи или наймане насили кимешек.   

  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

16.12.2018 в 16:27, Almaty сказал:

Тюрбан на голове имеет свое название - Кундык

Знаток то же мне! :lol:

 

Это грех? Ты уже наверно не помнишь что наболтал в темах про жаулык и бишпармак. 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

31 минуту назад, Almaty сказал:

АКБ ты знаешь что приписывать человеку то чего он не говорил это непорядочно, а у мусульман это вообще грех? 

 

Проси у меня прощения чтобы не согрешить. ;) Ведь оказался прав я, а не ты. Или признавать свои ошибки это не твое?

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

16.12.2018 в 12:54, АксКерБорж сказал:

Вы оба все запутали и сами уже запутались в женских нарядах.

Правильно не "Кундык", а "Күндік".

 

Я тебя тогда даже поправил, что ты искажаешь название, присущее твоей местности.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

8 часов назад, АксКерБорж сказал:

 

Это грех?

 

 

Конечно грех!  Вот это слово как по твоему пишется на русском: Күндік?  

А теперь протри глаза и посмотри что ты мне приписал:

24.01.2020 в 10:55, Таймас-2 сказал:

 

 

 Almaty писал этот термин как Құндық, хотя это слово по-казахски означает рабство :) и навряд ли подходит.

 

 

Где по твоему я писал  Құндық? 

 

  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

17.06.2018 в 18:59, Almaty сказал:

Видишь что ПОВЕРХ Кимешека надевается Кундык (тюрбан). 

 

Не оправдывайся. Не извиняйся. Ты не способен на признание своих ошибок.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 минуту назад, АксКерБорж сказал:

 

Я тебя тогда даже поправил, что ты искажаешь название своей местности.

 

Это русскоязычный форум, так что я все правильно написал! 

  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...