Steppe Man Опубликовано 17 марта, 2019 Поделиться Опубликовано 17 марта, 2019 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 18 марта, 2019 Автор Поделиться Опубликовано 18 марта, 2019 Это емнип фотография Павлодарского фотографа Д.П. Багаева, 1920-ые годы. Внутри временного дорожного укрытия "жолым үй" мать детей, на голове которой характерный для местности северо-восточный белый жаулық. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 19 марта, 2019 Автор Поделиться Опубликовано 19 марта, 2019 Традиционный северо-восточный казахский АҚ ЖАУЛЫҚ без тюрбана наверху. Продолжение исторической фотоподборки по северо-востоку страны. С.М. Дудин. Музей МАЭ РАН (Кунсткамера). г. Санкт-Петербург. Женщина с сыном верхом на верблюде, Қоянды: Просушивание войлоков - Кигіз кептіру. Саумал-коль: Скатывание кошмы - Кигіз басу: Продолжение следует. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Steppe Man Опубликовано 19 марта, 2019 Поделиться Опубликовано 19 марта, 2019 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 20 марта, 2019 Автор Поделиться Опубликовано 20 марта, 2019 И что нам теперь гадать кто на ваших фотографиях, кем они сделаны, где и когда? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 21 марта, 2019 Автор Поделиться Опубликовано 21 марта, 2019 Традиционный северо-восточный казахский АҚ ЖАУЛЫҚ без тюрбана наверху. Продолжение исторической фотоподборки по северо-востоку страны. С.М. Дудин. Музей МАЭ РАН (Кунсткамера). г. Санкт-Петербург. Казашки. Куянды: Казачка (казашка). Окрестности Каркаралинска: Кочевка. Привал. Район Карасора. Павлодар: Баян-аул. Саумал-коль: Е.Э. Бломквист. Музей МАЭ РАН (Кунсткамера), г. Санкт-Петербург. Окрестности Омска: Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 21 марта, 2019 Автор Поделиться Опубликовано 21 марта, 2019 17.06.2018 в 16:47, Аrсен сказал: Костюмы замужних казашек (Семиречье, С.М.Дудин, 1907 г.) Мной еще и еще раз разоблачен очередной обман "правдолюба" Arсена: Фото им подписано "Семиречье". И понятно зачем он так сделал, чтобы пытаться показать, что мол белый жаулык был не только на северо-востоке страны, но и повсюду, и даже на юге, в Семиречье. На самом деле конечно же фото не из Семиречья, а из Павлодарского уезда. Кстати и как эти 2 фотографии. Электронные версии которых подписаны тоже ошибочно "Семиречье", на самом деле фотографии сделаны Дудиным в нашем Баян-ауле (так написано от руки на самой фотографии, а внимательный человек заметит, что в фундаменте деревянного сруба характерные баян-аульские гранитные камни): 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 21 марта, 2019 Автор Поделиться Опубликовано 21 марта, 2019 А теперь от исторических фотографий я опять перейду к письменным свидетельствам и фактам: "... В южных регионах Казахстана на молодую невестку сразу надевали белый кимешек." "... В северных областях это называют "жаулык салды". "... Кимешек – наиболее распространенное название головного убора." "... У казахов среднего жуза его называли жаулык, а в Восточном Казахстане, у к и р е е в и н а й м а н о в, он был известен только под последним названием - жаулык." Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Аrсен Опубликовано 21 марта, 2019 Поделиться Опубликовано 21 марта, 2019 34 минуты назад, АксКерБорж сказал: А теперь от исторических фотографий я опять перейду к письменным свидетельствам и фактам: "... В южных регионах Казахстана на молодую невестку сразу надевали белый кимешек." "... В северных областях это называют "жаулык салды". "... Кимешек – наиболее распространенное название головного убора." "... У казахов среднего жуза его называли жаулык, а в Восточном Казахстане, у киреев и найманов, он был известен только под последним названием - жаулык." В южных регионах келинди тусиргенде - жаулык салады. Кимешек одевали после рождения первого ребенка. Хватит нести дезинформацию, все же это исторический форум, а не "что хочу то пишу". Найманы и кереи Китая называют кимешек, поверх кимешека покрывают шылауыш. Ты до сих пор не можешь понять разницу между жаулыком и кимешеком 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 21 марта, 2019 Автор Поделиться Опубликовано 21 марта, 2019 21 минуту назад, Аrсен сказал: В южных регионах келинди тусиргенде - жаулык салады. Мной приведены слова исследователей и знатоков вопроса. Мнение какого-то анонимного Arсена никому неинтересно, потому что бред и холивар от дилетанта. 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Аrсен Опубликовано 21 марта, 2019 Поделиться Опубликовано 21 марта, 2019 9 минут назад, АксКерБорж сказал: Мной приведены слова исследователей и знатоков вопроса. Мнение какого-то анонимного Arсена никому неинтересно, потому что бред и холивар от дилетанта. Знаю, что лично тебе не интересно, потому что ложь всегда всплывает... Где это приведены, где ссылки? Я же могу освежить твою память ссылкой на китайского казаха-историка. Можешь освежиться в этой же теме кстати приведены, только выше на несколько страниц. 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 21 марта, 2019 Автор Поделиться Опубликовано 21 марта, 2019 7 минут назад, Аrсен сказал: Знаю, что лично тебе не интересно, потому что ложь всегда всплывает... Где это приведены, где ссылки? Я же могу освежить твою память ссылкой на китайского казаха-историка. Можешь освежиться в этой же теме кстати приведены, только выше на несколько страниц. Мной приведены слова исследователей и знатоков вопроса. Мнение какого-то анонимного Arсена никому неинтересно, потому что бред и холивар от дилетанта. 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 21 марта, 2019 Автор Поделиться Опубликовано 21 марта, 2019 Баянаулец Мәшһүр-Жүсіп Көпеев. Собрание сочинений. Т. 1: Орамал – от «орау» Күндік – от «күн» (солнце), күннен қорғану үшін (для защиты от солнца). Речь идет про тюрбан поверх южного кимешека. Наш Almaty-Тирион превратил его в «құндық» (ценность). Северо-казахстанские поговорки про жаулык от Мәшһүра: - Беріп қойды аямай денсаулықты, отырғызып қасына ақ жаулықты (дано ему хорошее здоровье и в придачу жена в белом жаулыке). - Басына жаулық салса бәрі қатын (если на голове белый жаулык, то перед тобой замужняя женщина). Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 21 марта, 2019 Автор Поделиться Опубликовано 21 марта, 2019 В. Радлов: "... Jаjлыk - головной плотокъ женщинъ." Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 21 марта, 2019 Автор Поделиться Опубликовано 21 марта, 2019 Павлодарец Г.Н. Потанин: "... Джавлук - женский головной убор." Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 21 марта, 2019 Автор Поделиться Опубликовано 21 марта, 2019 Тверитин, 1935 год: "... Чем луна при полнолуньи, грудь бела как лучший джаулык. Джаулык - головной убор замужних женщин. Делается исключительно из белой ткани." Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 21 марта, 2019 Автор Поделиться Опубликовано 21 марта, 2019 С. Зиманов «Общественный строй казахов первой половины 19 века», Алма-Ата, 1958 год: "... Женщины, если еще не все, то многие, бросили головной убор – джавлук, обвертываемый на голове, из бязи, миткаля, кисеи и без которого вы не встретите в Киргизской степи ни одну замужнюю женщину." Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 21 марта, 2019 Автор Поделиться Опубликовано 21 марта, 2019 47 минут назад, Аrсен сказал: Где это приведены, где ссылки? У меня их еще много. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 22 марта, 2019 Автор Поделиться Опубликовано 22 марта, 2019 Ибрагимов Ш.М. (1840 - 1891). Уроженец Кокчетавского уезда. "Этнографические очерки быта киргизского народа": "... Когда все приданное готово и поставлено новое отау (кибитка), которая также должна идти в приданное невесты, тогда собираются женщины, прибывшие на этот случай из ближайших аулов, расставляют отау позади кибитки отца невесты, что наз. отау-котеру поднять кибитку. В новую, только что поставленную кибитку, женщин приводят сначала невесту, которая, ударив правой ногой по левой стороне кибитки уходит. После этого приводят жениха, который должен ударить правой ногой по тому же месту. Это делается для того, чтобы муж, вступая в эту кибитку, шел по следам первой ударившей, т.е. своей жены. Женщин, оставивших кибитку, жених угощает бараниной и по этому случаю нарочно убивается баран. Сварив мясо барана в новой кибитке, женщины приглашают жениха и он обглоданную кость, завернув платком, или чем нибудь другим, выбрасывает из кибитки через тюндук; это делается для того, чтобы дым хорошо выходил из кибитки. Платок и завернутая в него кость достаются первой женщине, успевшей схватить их. В этот же день невеста прощается с своими родными и родственниками. Предварительно на нее надевают джавлук (будничный головной убор). Невеста, прощаясь обнимает каждого и плача, с рыданиями причитывает о своем горе, о том, что она расстается с отцовским домом, с родителями, лишается свободы и т. п. это наз. сынысу. Простившись …. едет в ближайшие аулы корысуге, т.е. прощаться." Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 24 марта, 2019 Автор Поделиться Опубликовано 24 марта, 2019 Ибрагимов Ш.М. (1840 - 1891). Уроженец Кокчетавского уезда. "Этнографические очерки быта киргизского народа": "... При отдаче баранов, присутствуют женщины и он и, передавая веревки для (кусак-бау) привязывания одного барана к другому, получают подарки, состоящие из холста или нескольких аршин материи на джавлуки (головные уборы)." Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 27 марта, 2019 Автор Поделиться Опубликовано 27 марта, 2019 Жаулық или Ақ жаулық – цельносшитый белый платок с отверстием для лица, покрывающий плечи, спину и грудь (север, северо-восток, восток – Средний джуз). Кимешек или Орама кимешек (юг – Старший джуз). Это название кимешека с тюрбаном наверху. Бүрмеле кимешек и Бұрама жаулық (юго-запад и Сырдарья – Младший и Старший джузы). Бүрмеле – букв: со складками, со сборкам; Бұрама – букв: намотанный, обмотанный. Это названия кимешека с тюрбаном наверху. Күндік (тюрбан, чалма поверх южного кимешека). Күндік – защита от жаркого солнца от слова «күн» - «солнце». Шылауыш или шұлауыш (белый платок, накидка поверх восточного, керей-найманского жаулыка). Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 27 марта, 2019 Автор Поделиться Опубликовано 27 марта, 2019 1 минуту назад, АксКерБорж сказал: Кимешек или Орама кимешек (юг – Старший джуз). Это название кимешека с тюрбаном наверху. Бүрмеле кимешек и Бұрама жаулық (юго-запад и Сырдарья – Младший и Старший джузы). Бүрмеле – букв: со складками, со сборкам; Бұрама – букв: намотанный, обмотанный. Это названия кимешека с тюрбаном наверху. Региональные местные названия подвидов жаулыка и кимешека: Сылама Шаршы Бөртпе Иекше Көкірекше и т.д. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 28 марта, 2019 Автор Поделиться Опубликовано 28 марта, 2019 Что-то я долго вожусь с раскрытием темы. Пора ставить в ней шах и мат. Здесь черным по белому написано, что головной убор в северных областях и в районе Арала называется - ЖАУЛЫҚ. И что в остальных областях - КИМЕШЕК. "Қазақ тілінің аймақтық сөздігі" - "Региональный словарь казахского языка": Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Аrсен Опубликовано 28 марта, 2019 Поделиться Опубликовано 28 марта, 2019 все тот же знаменитый словарик ошибками 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 28 марта, 2019 Автор Поделиться Опубликовано 28 марта, 2019 21.03.2019 в 15:13, АксКерБорж сказал: Тверитин, 1935 год: "... Чем луна при полнолуньи, грудь бела как лучший джаулык. Джаулык - головной убор замужних женщин. Делается исключительно из белой ткани." "... Наиболее распространенным женским головным убором был хлопчатобумажный платок (Яулык). Восточные и зауральские башкирки долгое время после свадьбы носили покрывало из двух неразрезанных фабричных платков красного цвета с крупным узором (кушьяулык)." Как и в других деталях культуры, башкиры ближе к северным и восточным казахам, чем к западным и южным казахам. Как это мы могли убедиться по конским седлам, лисьим малахаям и прочему. А теперь и в дилемме "юго-западный кимешек - северо-восточный жаулык". 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться