Перейти к содержанию
АксКерБорж

Жаулык-Жоолук-Йаулук-Кимешек-Элечек-Намитка - головной убор замужних женщин кочевых тюрков

Рекомендуемые сообщения

  • Admin
1 минуту назад, АксКерБорж сказал:

Читайте темы с первой страницы, все ссылки, цитаты и исторические фотографии приведены. 

Или вы подражая Arсену и Almaty решили потроллить в теме, что якобы никаких региональных различий этого головного убора по форме и названию не было и что все пишет АКБ это миф и за это его надо отправить в бан? :osman6ue:

Жаулык это просто платок. Докажите, что северо-восточные казахи используют этот термин вместо термина "кимешек".

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

15 минут назад, Zake сказал:

если всё это подтвердили бы источниками, то цены вашим словам не было бы

Головной убор замужней женщины, родившей ребенка, состоял из нижней части -- покрывала и верхней -- тюрбана или женской чалмы. С начала XIX в. их делали только из белой ткани, но, по сведениям наблюдателей XVIII в., использовались и ткани других цветов.

В Северо-Западном Казахстане (Уральская и Тургайская области) нижнее покрывало представляло собой сложенное треугольником квадратное полотнище, которое накидывали на голову, перекрещивая концы па груди или закидывая их за плечи. На остальной территории Казахстана и качестве нижнего убора служил кимешек -- капюшон с вырезом для лица, который, закрывая плечи, грудь, сзади углом спускался по спине, образуя сужающийся книзу «хвост» (куйрук). Среди кимешеков по деталям покроя, оформлению верхушечной части, длине и форме «хвоста», характеру украшений существует большое разнообразие.

Некоторые отличительные детали, как, например, отдельно вшитая макушка, налобник, форма завершения наспинной части кимешека, не являются существенными при выделении устойчивых вариантов. Они могут совпадать у кимешеков, отличающихся основными конструктивными формами. Способ украшения кимешека отражал возрастные отличия. За основу выделения вариантов мы приняли общую конструкцию покроя.

Наиболее архаичная форма -- орама кимешек -- зафиксирована в западных районах Акмолинской области у аргынов. По словам старых людей, такой кимешек носили еще в 20--30-х годах, но уже в начале XX в. он начал заменяться другой формой: это особым образом скроенный кусок ткани с щелью для лица, не сшитый, его закрепляли на голове. При ношении он не отличался от обычного кимешека, спереди полукругом закрывая грудь, а сзади спускаясь в виде длинной и широкой лопасти.

Второй вариант обнаруживает генетическую близость к этой форме: он выкраивался из цельного куска ткани и сшивался одним швом, приходящимся сбоку, вырез для лица так же прорезался в виде щели. Такая форма сохранилась в Омском и Атбасарском уездах, на севере Аулиеатинского, в Чимкентском уезде у одного из племен Среднего жуза, жившего там (конграт). Кимешек конгратов отличался оригинальной деталью: макушка его не была зашита, спереди к ней пришивали обязательно неподрубленный прямоугольный кусок ткани, который и закрывал голову сверху. Разновидность этого же варианта встречается у кзылординских казахов; прямоугольный кусок ткани длиною вдвое больше ширины складывали по длине пополам и сшивали сторонами, прилегающими к сгибу. Получался квадрат с двумя слоями ткани; один служил наспинной частью кимешека, другой -- лицевой. Его несшитый нижний угол обрезали, придавая форму полукруга, а в верхнем углу вынимали отверстие для лица. Угол, приходившийся на макушку, немного срезали и материю по вырезу сосбаривали или пришивали, также в сборку, небольшой круглый лоскут (тебе)-- макушку.

Покрои кимешеков, преобладавших у казашек Среднего жуза, вероятно, были связаны происхождением с описанным выше. Кимешеки шили из отдельно скроенных лицевой и наспинной части.

В Северном и Центральном Казахстане лицевая сторона выкраивалась трапециевидной или треугольной, в верхней узкой части вырезалось отверстие для лица; наспинная, в форме неправильного ромба, обычно была длинной, достигая концом коленей или даже доходила до пят (1-я разновидность). В Восточном Казахстане кимешек был меньше по длине, а передняя часть представляла собой прямоугольник со скошенными верхними углами; к его боковым сторонам пришивалась близкая к квадрату наспинная лопасть (2-я разновидность).

У племени истык Младшего жуза, локализованного на нижней Сырдарье, был своеобразный по покрою бурмел кимешек. Его лицевая часть выкраивалась как прямоугольник; нижняя, длинная сторона спускалась на грудь, а верхняя сосбаривалась и обрамляла лицо с боков, удерживаемая на голове завязками. Иногда к верхнему углу наспинном части пришивали шапочку-макушку.

У казашек Южного Казахстана был наиболее распространен кимешек, скроенный из куска ткани, сложенной по длине пополам. У получившегося прямоугольника половину отрезали по диагонали и сшивали по срезу. Шов приходился на середину спины. Выкройка имела вид равнобедренного треугольника. Здесь делали вырез для лица, нередко пришивали отдельную круглую или овальную макушку и налобник. Для экономии ткани при раскрое обычно нижнюю, остроугольную часть «хвоста» сшивали из двух треугольных кусков, оставшихся при выкраивании основной части кимешека. Близок к этой форме другой вариант, распространенный там же, сшиваемый из двух одинаковых продольных частей соединительными швами на груди и на спине.

Изучение различных приемов раскроя кимешека позволяет предположить, что этот убор имел две основных исходных формы: покрывало, накидываемое на голову, и кусок ткани, подвязываемый под подбородком. Границы этих групп вариантов покроя примерно совпадают с границами расселения казахов Среднего и Старшего жузов.

Характер украшения кимешека находился в прямой зависимости от возраста. Самые нарядные были у молодых женщин. Лет с 30 считалось уже неприличным носить кимешек с украшением из серебра и бус, а пожилые, имевшие взрослых детей, ограничивались узенькой скромной вышивкой или строчкой из цветных ниток. Наибольшее внимание уделялось нарядному оформлению краев лицевого выреза, реже располагали украшения на нагрудной части и обшивали бахромой края «хвоста». Самым распространенным украшением была вышивка, ее дополняли нашивками из бус, кораллов, серебряных бляшек, с XX в. использовали серебряные монеты. Особенно нарядные кимешеки, по нашим источникам, были у казашек Семиречья.

Обязательной частью украшения кимешека молодых женщин в Семиречье была довольно широкая полоса вышивки цветными нитками или канителью, обрамлявшая лицо вдоль щек и подбородка, а иногда и сверху.

Дополнением служили ряды нашитых кораллов, бус, специально отлитых серебряных бляшек разного размера. Нагрудную часть только изредка окаймляли несложной вышивкой вдоль нижнего края. Одна из родоплеменных групп найманов -- кызаи (Джунгария) славилась яркой сложной вышивкой, располагавшейся вдоль лицевого выреза и на нагрудной части кимешека; никаких других материалов для украшения они не использовали. В Северном и Центральном Казахстане вышивки были попроще, чаще пользовались нашивками из кораллов, бус и серебра. В Южном Казахстане и на Мангышлаке, помимо вышивки, часто пользовались вышивками из яркой ткани или узорной тесьмы, на нарядные кимешеки нашивали серебро по швам нагрудной части, чаще использовали бахрому, которой украшали края нагрудной и наспинной частей.

Верхнюю часть головного убора женщин составлял тюрбан, сделанный из большого куска белой ткани. Наиболее часто его называют жаулык, но в прошлом, очевидно, термин жаулык применялся ко всему комплексу головного убора замужних женщин, и многие пожилые казахи помнят именно общее его значение, поэтому к слову жаулык для обозначения тюрбана добавляют устинги (верхний). В Южном, Центральном, Восточном Казахстане его нередко называют шарши, буквально «квадрат» (по форме используемого для него полотнища). В Семиречье, на Алтае и в Синьцзяне тюрбан именуют шылауиш, в Южном и Центральном Казахстане выделяют тюрбан старых женщин под названием кундик. К 50-м годам тюрбан почти повсюду вышел из употребления, в музеях он хранится чаще в развернутом виде. Дополнительным источником служат иллюстративные материалы, позволяющие хотя бы предположительно определить способы накручивания и ношения тюрбана.

В большинстве случаев для тюрбана сшивали квадрат из ткани, размером от 2X2 м и больше. Его складывали по диагонали, а затем отгибали полосу в 15, 20, 25 см шириной. Чаще складывали несколько раз, превращая в полосу из многих слоев ткани. Другая форма -- длинная, широкая полоса ткани, которая также складывалась в полосу нужной ширины. На юге Казахстана и в Семиречье пожилые женщины носили тюрбан из полосы ткани, причем размер ее должен быть таким, чтобы хватило на саван. На Мангышлаке сшивали ткань спиралью, иногда просто сшивали в длинную двуслойную полосу (бурама жаулык). У некоторых групп найманов в Семипалатинской обл. выкраивали треугольный платок с сильно вытянутыми концами, из которого делали тюрбан. Но две последние формы были редки и сочетались с более распространенным квадратным полотнищем.

Разнообразие способов закручивания ткани на голове было очень велико, причем существовали большие различия в способе ношения, в зависимости от возрастной группы женщин.

На территории бывшей Тургайской области молодые женщины в начале XX в. носили сулама или саукеле жаулык, который недаром носит второе название, поскольку по форме он восходит к саукеле. Основу его составлял плотный каркас из нескольких слоев бумаги или картона (в прошлом, вероятно, войлок) в виде довольно высокого усеченного конуса до полуметра высотой, обшитого тканью, конец которой сзади свободно спускался на спину. В первой половине XIX в. такой убор был свойствен всему Северо-Западному Казахстану. Внизу его обрамляли нашивками позумента, расшивали бусами, а с боков прикрепляли серебряные украшения. Женщины среднего возраста делали его пошире и пониже и носили без украшений. Пожилые женщины накручивали тюрбан без каркаса.

Следы использования твердого каркаса для тюрбана молодых женщин прослеживаются у аргынов в бывшей Акмолинской области, но форма их была иной, более обычной: на голову наматывали витками полосу ткани, но подкладывали спереди бумагу, чтобы «держалась прямо». В восточной части Семиречья из картона или бумаги делали невысокую цилиндрическую основу, на нее наматывали ткань таким образом, что получался пышный тюрбан с мягкими вертикальными складками спереди и сложным узлом сбоку, от которого свисали свободные концы. Тюрбан прочно закреплялся с помощью булавок, одевали и снимали как шапку, храня в свернутом виде.

В конце XIX в. преобладали тюрбаны без всякого каркаса, которые наматывались каждый раз при одевании горизонтальными рядами. Наиболее простая форма -- в Восточном Казахстане, в Лепсинском у. Семиречья: из сложенного вдвое квадратного полотнища отгибалась по диагонали полоса и в один оборот обводилась вокруг головы, сзади связывалась пышным узлом, узел чаще завязывался под платком, нижний свободный угол платка ниспадал на спину. Размеры полотнища были относительно небольшими. Для такой формы использовался и описанный выше выкроенный из ткани треугольник с удлиненными концами.

В Южном Казахстане преобладала другая форма: квадрат ткани целиком складывался в полосу, ею дважды обводили голову, при втором обороте перекрещивая спереди. Сзади связывали концы, которые спускались на спину, иногда доходя до пояса. Молодые женщины обшивали концы бахромой и кистями. Иногда на спину спускался только один конец, другой пропускали через повязку и он свешивался слева за ухом.

Широко распространена была «башнеобразная» форма, когда ткань, сложенная в полосу, последовательно накручивается на голову, а концы заправляются между витками или скрепляют повязку узлом сзади. Тюрбаны такой формы мы встречаем в Семиречье, в Аулиеатинском уезде, на Сырдарье и в Центральном Казахстане. Такую же форму имели тюрбаны пожилых женщин в западных областях.

На Мангышлаке и в западной части Тургайской области бытовала ещё одна форма, которая как бы заменяла собой и нижний и верхний головные уборы. Материя так же складывалась в одну полосу, одним концом ее обводили голову снизу вверх и обратно, вокруг лица, а другой заматывали сверху горизонтальными рядами. Носили его только пожилые женщины.

Изучение форм головных уборов казахов свидетельствует о сохранении территориальных различий в казахской одежде вплоть до XX в. Эти различия не очень значительны. Они сводились главным образом к деталям покроя одних и тех же видов головных уборов, распространенных у всех казахов. Очень немногие формы имеются в комплексе только одного или двух регионов.

При картографировании головных уборов47 довольно четко выделяются три ареала: западный, включающий территорию от Букеевской орды до Тургая, от Оренбургских степей до Северного Приаралья, северо-восточный -- территория Акмолинской и Семипалатинской областей (область «сибирских киргизов») и южный -- от Семиречья до Сырдарьи. В каждом из них можно проследить остатки более узких территориальных групп, обладающих некоторыми особенностями в головных уборах: район Мангышлака -- в составе западного ареала, в северовосточном -- собственно Восточный Казахстан. Особое место занимает территория нижнего течения Сырдарьи, где встречаем довольно пестрое сочетание разных форм, присущих трем основным ареалам.

Западный комплекс отличается следующими особенностями: наличие мужской и женской конусовидной шапочки с меховой опушкой (тебетей); распространение башлыка с отдельно выкроенными наушниками и назатыльником; нарядная девичья тюбетейка со спускающейся с верхушки лопастью; покрывало, одеваемое как нижний головной убор замужних женщин (отсутствие кимешека); тюрбан на твердом каркасе у молодых женщин; тюрбан из очень большого полотнища у пожилых, который заменял обычно нижнюю и верхнюю часть убора. На Мангышлаке формы очень близки, но нет свидетельств о существовании тюрбана на твердой конусовидной основе, отсутствует шапочка с назатыльной лопастью; наряду с квадратным полотнищем для тюрбана пользовались еще особо сшитым бурама жаулык.

Комплекс головных уборов Северного, Центрального и Восточного Казахстана сближает с западным наличие шапочки тебетей и башлыка, но преобладает башлык с цельной лопастью. Нижний убор замужних женщин кимешек, мягкие тюрбаны. Собственно Восточный Казахстан несколько выделяется, особенно покроем кимешека, небольшим тюрбаном. Только здесь встречается башлык из цельнокроенных половин.

В южной полосе Казахстана отсутствуют башлык и тебетей, широко распространен войлочный калпак из четырех клиньев. Преобладает кимешек из одной длинной полосы или двух треугольных частей. Тюрбаны в большинстве близки к формам, распространенным в Центральном и Северном Казахстане. Комплекс женских уборов восточной части Семиречья отличает своеобразный тюрбан на твердом каркасе.

В Казалинском и Перовском уездах (современная Кзыл-Ординская обл.) мы встречаем большое разнообразие в головных уборах: покрывало и кимешек нескольких вариантов, присущих и северо-восточному и южному ареалам, один вариант кимешека встречается только на этой территории. Тюрбаны мягкие. В комплекс мужских уборов входит башлык, близкий к форме, преобладавшей в северо-восточном ареале.

Сравнение границ территориальных различий в формах головных уборов с картой родо-племенного расселения казахов начала XX в. свидетельствует об их совпадении, хотя и не абсолютном. Основные ареалы приблизительно соответствуют территориям Младшего, Среднего и Старшего жузов, хотя на Тургае, например, который входит в западный ареал, проживало довольно много казахов, относящих себя к племенным группам аргынов и кипчаков Среднего жуза. Некоторые особенности внутри крупных ареалов прослеживаются в таких районах, где жила довольно компактная родоплеменная группа: найманы в Восточном Казахстане, адаи на Мангышлаке, албаны, жалаиры и суаны в восточном Семиречье. Сочетание форм, свойственных разным территориальным комплексам на территории нижней Сырдарьи, также не случайно, так как это район стыка и совместного проживания всех трех казахских жузов.

 

  • Одобряю 1
  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

9 минут назад, Rust сказал:

Жаулык это просто платок. Докажите, что северо-восточные казахи используют этот термин вместо термина "кимешек".

 

Ув. Рустам, я же просил вас принять модераторские меры в отношении Arсена. Мне не нравятся оскорбления этого молодого человека уже в двух темах подряд. 

Или форумчанам надо отвечать на переходы на личность самостоятельно?  

Как админ поясните пожалуйста всем юзерам как надо себя вести когда тебя оскорбляют и хамят тебе!

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

9 минут назад, Rust сказал:

Жаулык это просто платок. Докажите, что северо-восточные казахи используют этот термин вместо термина "кимешек".

 

Я с первой страницы темы пишу, что жаулык это белый платок, но только сшитый целиком с проемом для лица.

Про различие названий я привел достаточно ссылок выше по теме.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin
3 минуты назад, АксКерБорж сказал:

 

Ув. Рустам, я же просил вас принять модераторские меры в отношении Arсена. Мне не нравятся оскорбления этого молодого человека уже в двух темах подряд. 

Или форумчанам надо отвечать на переходы на личность самостоятельно?  

Как админ поясните пожалуйста всем юзерам как надо себя вести когда тебя оскорбляют и хамят тебе!

 

В теме про казы вы первый начали переходить на личности, я специально отчитал тему. Так не надо разводить демагогию.  Приводите доказательства без переходов на личности и будет вам счастье.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Никогда никому не хамил и не переходил на личность! 

Если не умеете вести дискуссию и приводить конкретные факты со ссылками, а не свои личные слова, то это не дает вам права оскорблять других только из-за того, что он не согласен с вашими личными словами!

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin
2 минуты назад, Аrсен сказал:

Никогда никому не хамил и не переходил на личность! 

Если не умеете вести дискуссию и приводить конкретные факты со ссылками, а не свои личные слова, то это на дает вам права оскорблять других только из-за того, что он не согласен с вашими личными словами!

Арсен, вы также переходите на личность  в темах. Повторите - отправлю и вас в отпуск.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

30 минут назад, Rust сказал:

Арсен, вы также переходите на личность  в темах. Повторите - отправлю и вас в отпуск.

 

Давно пора. А то парнишка ни разу не был в отпуске, а потому уверовал, что ему все позволено.

Рустам, не устану повторять, что вседозволенность и непринятие мер в нужных случаях, автоматически влекут рецидив (повторность) нарушений. 

 

Ну раз администрация форума считает, что во всем виноват я сам, а Arсен непричем, то я вынужден оговориться надеясь только на себя - если этот юзер еще раз попытается перейти на мою личность или оскорбить меня, я больше себя сдерживать не буду, жаловаться админу тоже не буду, можете тогда отправлять меня в пятнадцатый раз в отпуск. 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

32 минуты назад, Rust сказал:

Арсен, вы также переходите на личность  в темах. Повторите - отправлю и вас в отпуск.

Так укажите в каких местах?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

On 12/23/2018 at 12:25 PM, АксКерБорж said:

Ув. Kamal. 

Южный и западный кимешек отличался от северного и восточного жаулыка не только своим названием, но и конструкцией и внешним видом. Это дает основание говорить, что это почти два разных головных убора.

Южный кимешек имел наверху тюрбан из намотанной бязи, который назывался "күндік", для защиты от знойного солнца ("күн").

Северный жаулык это обычный белый платок, сшитый целиком с вырезом для лица.

И кимешек и жаулык надевали при выходе замуж и носили до смерти.

А саукеле это чисто свадебный головной убор невесты.

Но самое главное, что к сожалению все это ушло в прошлое.

Теперь Ваша версия понятна - кимешек и жаулык два разных вида головных уборов как и должно быть. Меня запутали тем, что разные виды головных уборов вначале назвали по-разному, даже фотки показали, но потом пошло непонятное - разные виды головных уборов выдавали под одним названием "кимешек" , поэтому "жаулык" у меня выпал как отдельный тип головного убора. А когда строил свои личные версии о возможном параллельном существовании и жаулыка, и кимешека - разговор пошел совсем другом русле. 

 

  • Одобряю 1
  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

6 часов назад, Аrсен сказал:

У меня есть версия, что жаулык-жоолук происходит от слова жау-жоо. Раньше когда мужчины ссорились и ссора могла перейди на кровопролитие старшая женщина снимала платок (жаулык-жоолук) и кидала между ними. После этого мужчины должны были прекратить ссору. 

Как вы думаете?

Жаль что на форуме нет лингвистов.

Уважаемый Арсен! Мне кажется все-таки от "жабу"- накрывать. Жабулык - со временем Б выпал

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

14 минут назад, Karaganda сказал:

Уважаемый Арсен! Мне кажется все-таки от "жабу"- накрывать. Жабулык - со временем Б выпал

Я просто предположил, возможно я ошибаюсь ;)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

15 минут назад, Karaganda сказал:

Уважаемый Арсен! Мне кажется все-таки от "жабу"- накрывать. Жабулык - со временем Б выпал

Просто странно буква "б" выпала и у кыргызов. Причем прикрыть у кыргызов - жабуу. А враг - жоо. И жаулык на кыргызском - жоолук. Согласно слову - жабуу - их жоолук должен был - жаулук.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 минуту назад, Аrсен сказал:

Просто странно буква "б" выпала и у кыргызов. Причем прикрыть у кыргызов - жабуу. А враг - жоо. И жаулык на кыргызском - жоолук. Согласно слову - жабуу - их жоолук должен был - жаулук.

а может в уже виде Жаулык - перешло к братьям кыргызам?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

43 минуты назад, Karaganda сказал:

а может в уже виде Жаулык - перешло к братьям кыргызам?

может быть

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin
16 часов назад, АксКерБорж сказал:

Давно пора. А то парнишка ни разу не был в отпуске, а потому уверовал, что ему все позволено.

Рустам, не устану повторять, что вседозволенность и непринятие мер в нужных случаях, автоматически влекут рецидив (повторность) нарушений. 

Ну раз администрация форума считает, что во всем виноват я сам, а Arсен непричем, то я вынужден оговориться надеясь только на себя - если этот юзер еще раз попытается перейти на мою личность или оскорбить меня, я больше себя сдерживать не буду, жаловаться админу тоже не буду, можете тогда отправлять меня в пятнадцатый раз в отпуск. 

Не стоит этого делать. Отправлю в бан. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin
15 часов назад, Аrсен сказал:

Так укажите в каких местах?

Это по вашему просто слова?

Цитата

Немного ли на себя берет наш СВ-й истинный казах-кереит?!

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin
12 часов назад, Karaganda сказал:

а может в уже виде Жаулык - перешло к братьям кыргызам?

Вы думаете у кыргызов не было собственного наименования платка? :kg2:

Термин не связан с "жоо" - войной, набегом. 

Цитата
Proto-Turkic: *jaglɨk
Altaic etymology: Altaic etymology
plus-8.png
Meaning: kerchief
Russian meaning: платок
Turkish: jaɣlɨk
Tatar: jawlɨq
Uighur: jaɣliq
Azerbaidzhan: jajlɨG
Turkmen: jaɣlɨq, dial. jālɨq
Chuvash: śulъk
Kirghiz: ǯōluq
Kazakh: žawlɨq
Noghai: jawlɨq
Bashkir: jawlɨq
Gagauz: jālɨq
Karaim: jaɣlɨq
Karakalpak: žawlɨq
Kumyk: jawluq
Comments: ЭСТЯ 4, 61 (with Turkm. jāGlɨq), Мудрак 27, Ашм. XII, 224, Федотов 2, 132-133. Derivation from *jag 'fat' (TMN 4, 179) seems quite improbable.

Как видим изначально было "жаглик", в кыпчакских языках "г", понятно, перешло в гласную.

Рядом значение:

Цитата
Proto-Turkic: *čẹke
Altaic etymology: Altaic etymology
plus-8.png
Meaning: 1 temple 2 cheekbone
Russian meaning: 1 висок 2 скула
Karakhanid: (MKypch.) čeke 1 (At-Tuhf.)
Tatar: čigɛ 1
Middle Turkic: čeke 'back of head' (Vam.)
Uzbek: čakka 1, 2
Uighur: čekä 1
Turkmen: čekge 1, 2
Chuvash: čigǝ 1
Kirghiz: čeke 1
Kazakh: šeke 1
Noghai: šeke 1
Bashkir: sikä 1
Karaim: čege 1
Karakalpak: šeke 1
Kumyk: čeke 1
Comments: VEWT 103, TMN 3, 87f, Егоров 326, Лексика 203. Despite the lack of ancient attestation, the root is evidently archaic.

Еще рядом значение "щека"

Цитата
Proto-Turkic: *jạjŋak
Altaic etymology: Altaic etymology
plus-8.png
Meaning: 1 cheek 2 jaw
Russian meaning: 1 щека 2 челюсть
Karakhanid: jaŋaq (MK) 2
Turkish: janak 1
Tatar: jaŋaq 1
Middle Turkic: jaŋaq (Abush., Sangl.) 1, 2
Uzbek: jɔnɔq 2, (Kypch. dial.) ǯaɣ 1, 2
Uighur: jaŋaq 2
Sary-Yughur: jaŋaq, jɨŋaq 1
Azerbaidzhan: janaG 1
Turkmen: jaŋaq 1
Khakassian: nāx 1
Shor: nāq 1
Oyrat: d́āk 1, 2
Yakut: sɨŋāx 1, 2
Dolgan: hɨŋāk 1, 2
Tuva: čāk 1, 2
Kirghiz: ǯāq 2
Kazakh: žaq 1, 2
Bashkir: jaŋaq 1, 2
Balkar: ǯɨjaq 1, 2
Gagauz: janaq 1
Karaim: janax, jajax, jaɣaq 1, 2
Karakalpak: žaq 1, 2
Salar: jaŋax (ССЯ) 2
Kumyk: jajaq 1, 2
Comments: EDT 948, VEWT 187, ЭСТЯ 4, 123, Лексика 219-220, Stachowski 119.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Только что, Rust сказал:

Вы думаете у кыргызов не было собственного наименования платка? :kg2:

Термин не связан с "жоо" - войной, набегом. 

Как видим изначально было "жаглик", в кыпчакских языках "г", понятно, перешло в гласную.

Рядом значение:

Еще рядом значение "щека"

 

не сомневаюсь, я просто предположил!

 

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

8 часов назад, Rust сказал:

Как видим изначально было "жаглик", в кыпчакских языках "г", понятно, перешло в гласную.

 

Отлично. Поставлена точка в вопросе.

 

20 часов назад, Karaganda сказал:

Мне кажется все-таки от "жабу"- накрывать. Жабулык - со временем Б выпал

 

К покрыванию головы платком глагол "жабу" по моему не подходит.

 

К северо-восточному цельносшитому белому платку "жаулык" более подходит глагол "жамылу".

Например, казахи говорят:

"орамал жамылу - окутаться платком,

"жаулық жамылу" - покрыть на себя жаулык.

a9c11349872a.jpg

7b6e83ec1e12.jpg

 

По отношению к юго-западному "кимешеку", по моему, так не скажешь, он не накидывается и им не окутаешься. Его верхнюю часть (тюрбан "күндік") надо обматывать вокруг головы.

Емнип на юге поэтому говорят:

"кимешек салу" - соорудить кимешек,

"кимешек кию" - надеть кимешек,

и т.д.:

f618f7d1c24b.jpg

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

24.12.2018 в 17:57, arkuk сказал:

орамал тарту, у нас.

 

Я не про современный платок с концами, которые повязывают между собой. Про него конечно говорят по разному: "орамал тағу" - надевать платок, "ормал байлау" - завязать платок, "орамал жамылу" - накинуть платок, "орамал тарту" - повязать платок, "орамал кию" - надеть платок и т.д.

Я про жаулык и кимешек.

У них конструкция и способ надевания другие.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin
20 часов назад, АксКерБорж сказал:

 

Я не про современный платок с концами, которые повязывают между собой. Про него конечно говорят по разному: "орамал тағу" - надевать платок, "ормал байлау" - завязать платок, "орамал жамылу" - накинуть платок, "орамал тарту" - повязать платок и т.д.

Я про жаулык и кимешек.

У них конструкция и способ надевания другие.

 

А как называется современный платок у казахов, наверное жаулык?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

45 минут назад, Rust сказал:

А как называется современный платок у казахов, наверное жаулык?

У нас "Орамал". Жаулык все понимают, но Орамал вытесняет быстрыми темпами

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

23.12.2018 в 13:45, Аrсен сказал:

Головной убор замужней женщины, родившей ребенка, состоял из нижней части -- покрывала и верхней -- тюрбана или женской чалмы. С начала XIX в. их делали только из белой ткани, но, по сведениям наблюдателей XVIII в., использовались и ткани других цветов.

В Северо-Западном Казахстане (Уральская и Тургайская области) нижнее покрывало представляло собой сложенное треугольником квадратное полотнище, которое накидывали на голову, перекрещивая концы па груди или закидывая их за плечи. На остальной территории Казахстана и качестве нижнего убора служил кимешек -- капюшон с вырезом для лица, который, закрывая плечи, грудь, сзади углом спускался по спине, образуя сужающийся книзу «хвост» (куйрук). Среди кимешеков по деталям покроя, оформлению верхушечной части, длине и форме «хвоста», характеру украшений существует большое разнообразие.

Некоторые отличительные детали, как, например, отдельно вшитая макушка, налобник, форма завершения наспинной части кимешека, не являются существенными при выделении устойчивых вариантов. Они могут совпадать у кимешеков, отличающихся основными конструктивными формами. Способ украшения кимешека отражал возрастные отличия. За основу выделения вариантов мы приняли общую конструкцию покроя.

Наиболее архаичная форма -- орама кимешек -- зафиксирована в западных районах Акмолинской области у аргынов. По словам старых людей, такой кимешек носили еще в 20--30-х годах, но уже в начале XX в. он начал заменяться другой формой: это особым образом скроенный кусок ткани с щелью для лица, не сшитый, его закрепляли на голове. При ношении он не отличался от обычного кимешека, спереди полукругом закрывая грудь, а сзади спускаясь в виде длинной и широкой лопасти.

Второй вариант обнаруживает генетическую близость к этой форме: он выкраивался из цельного куска ткани и сшивался одним швом, приходящимся сбоку, вырез для лица так же прорезался в виде щели. Такая форма сохранилась в Омском и Атбасарском уездах, на севере Аулиеатинского, в Чимкентском уезде у одного из племен Среднего жуза, жившего там (конграт). Кимешек конгратов отличался оригинальной деталью: макушка его не была зашита, спереди к ней пришивали обязательно неподрубленный прямоугольный кусок ткани, который и закрывал голову сверху. Разновидность этого же варианта встречается у кзылординских казахов; прямоугольный кусок ткани длиною вдвое больше ширины складывали по длине пополам и сшивали сторонами, прилегающими к сгибу. Получался квадрат с двумя слоями ткани; один служил наспинной частью кимешека, другой -- лицевой. Его несшитый нижний угол обрезали, придавая форму полукруга, а в верхнем углу вынимали отверстие для лица. Угол, приходившийся на макушку, немного срезали и материю по вырезу сосбаривали или пришивали, также в сборку, небольшой круглый лоскут (тебе)-- макушку.

Покрои кимешеков, преобладавших у казашек Среднего жуза, вероятно, были связаны происхождением с описанным выше. Кимешеки шили из отдельно скроенных лицевой и наспинной части.

В Северном и Центральном Казахстане лицевая сторона выкраивалась трапециевидной или треугольной, в верхней узкой части вырезалось отверстие для лица; наспинная, в форме неправильного ромба, обычно была длинной, достигая концом коленей или даже доходила до пят (1-я разновидность). В Восточном Казахстане кимешек был меньше по длине, а передняя часть представляла собой прямоугольник со скошенными верхними углами; к его боковым сторонам пришивалась близкая к квадрату наспинная лопасть (2-я разновидность).

У племени истык Младшего жуза, локализованного на нижней Сырдарье, был своеобразный по покрою бурмел кимешек. Его лицевая часть выкраивалась как прямоугольник; нижняя, длинная сторона спускалась на грудь, а верхняя сосбаривалась и обрамляла лицо с боков, удерживаемая на голове завязками. Иногда к верхнему углу наспинном части пришивали шапочку-макушку.

У казашек Южного Казахстана был наиболее распространен кимешек, скроенный из куска ткани, сложенной по длине пополам. У получившегося прямоугольника половину отрезали по диагонали и сшивали по срезу. Шов приходился на середину спины. Выкройка имела вид равнобедренного треугольника. Здесь делали вырез для лица, нередко пришивали отдельную круглую или овальную макушку и налобник. Для экономии ткани при раскрое обычно нижнюю, остроугольную часть «хвоста» сшивали из двух треугольных кусков, оставшихся при выкраивании основной части кимешека. Близок к этой форме другой вариант, распространенный там же, сшиваемый из двух одинаковых продольных частей соединительными швами на груди и на спине.

Изучение различных приемов раскроя кимешека позволяет предположить, что этот убор имел две основных исходных формы: покрывало, накидываемое на голову, и кусок ткани, подвязываемый под подбородком. Границы этих групп вариантов покроя примерно совпадают с границами расселения казахов Среднего и Старшего жузов.

Характер украшения кимешека находился в прямой зависимости от возраста. Самые нарядные были у молодых женщин. Лет с 30 считалось уже неприличным носить кимешек с украшением из серебра и бус, а пожилые, имевшие взрослых детей, ограничивались узенькой скромной вышивкой или строчкой из цветных ниток. Наибольшее внимание уделялось нарядному оформлению краев лицевого выреза, реже располагали украшения на нагрудной части и обшивали бахромой края «хвоста». Самым распространенным украшением была вышивка, ее дополняли нашивками из бус, кораллов, серебряных бляшек, с XX в. использовали серебряные монеты. Особенно нарядные кимешеки, по нашим источникам, были у казашек Семиречья.

Обязательной частью украшения кимешека молодых женщин в Семиречье была довольно широкая полоса вышивки цветными нитками или канителью, обрамлявшая лицо вдоль щек и подбородка, а иногда и сверху.

Дополнением служили ряды нашитых кораллов, бус, специально отлитых серебряных бляшек разного размера. Нагрудную часть только изредка окаймляли несложной вышивкой вдоль нижнего края. Одна из родоплеменных групп найманов -- кызаи (Джунгария) славилась яркой сложной вышивкой, располагавшейся вдоль лицевого выреза и на нагрудной части кимешека; никаких других материалов для украшения они не использовали. В Северном и Центральном Казахстане вышивки были попроще, чаще пользовались нашивками из кораллов, бус и серебра. В Южном Казахстане и на Мангышлаке, помимо вышивки, часто пользовались вышивками из яркой ткани или узорной тесьмы, на нарядные кимешеки нашивали серебро по швам нагрудной части, чаще использовали бахрому, которой украшали края нагрудной и наспинной частей.

Верхнюю часть головного убора женщин составлял тюрбан, сделанный из большого куска белой ткани. Наиболее часто его называют жаулык, но в прошлом, очевидно, термин жаулык применялся ко всему комплексу головного убора замужних женщин, и многие пожилые казахи помнят именно общее его значение, поэтому к слову жаулык для обозначения тюрбана добавляют устинги (верхний). В Южном, Центральном, Восточном Казахстане его нередко называют шарши, буквально «квадрат» (по форме используемого для него полотнища). В Семиречье, на Алтае и в Синьцзяне тюрбан именуют шылауиш, в Южном и Центральном Казахстане выделяют тюрбан старых женщин под названием кундик. К 50-м годам тюрбан почти повсюду вышел из употребления, в музеях он хранится чаще в развернутом виде. Дополнительным источником служат иллюстративные материалы, позволяющие хотя бы предположительно определить способы накручивания и ношения тюрбана.

В большинстве случаев для тюрбана сшивали квадрат из ткани, размером от 2X2 м и больше. Его складывали по диагонали, а затем отгибали полосу в 15, 20, 25 см шириной. Чаще складывали несколько раз, превращая в полосу из многих слоев ткани. Другая форма -- длинная, широкая полоса ткани, которая также складывалась в полосу нужной ширины. На юге Казахстана и в Семиречье пожилые женщины носили тюрбан из полосы ткани, причем размер ее должен быть таким, чтобы хватило на саван. На Мангышлаке сшивали ткань спиралью, иногда просто сшивали в длинную двуслойную полосу (бурама жаулык). У некоторых групп найманов в Семипалатинской обл. выкраивали треугольный платок с сильно вытянутыми концами, из которого делали тюрбан. Но две последние формы были редки и сочетались с более распространенным квадратным полотнищем.

Разнообразие способов закручивания ткани на голове было очень велико, причем существовали большие различия в способе ношения, в зависимости от возрастной группы женщин.

На территории бывшей Тургайской области молодые женщины в начале XX в. носили сулама или саукеле жаулык, который недаром носит второе название, поскольку по форме он восходит к саукеле. Основу его составлял плотный каркас из нескольких слоев бумаги или картона (в прошлом, вероятно, войлок) в виде довольно высокого усеченного конуса до полуметра высотой, обшитого тканью, конец которой сзади свободно спускался на спину. В первой половине XIX в. такой убор был свойствен всему Северо-Западному Казахстану. Внизу его обрамляли нашивками позумента, расшивали бусами, а с боков прикрепляли серебряные украшения. Женщины среднего возраста делали его пошире и пониже и носили без украшений. Пожилые женщины накручивали тюрбан без каркаса.

Следы использования твердого каркаса для тюрбана молодых женщин прослеживаются у аргынов в бывшей Акмолинской области, но форма их была иной, более обычной: на голову наматывали витками полосу ткани, но подкладывали спереди бумагу, чтобы «держалась прямо». В восточной части Семиречья из картона или бумаги делали невысокую цилиндрическую основу, на нее наматывали ткань таким образом, что получался пышный тюрбан с мягкими вертикальными складками спереди и сложным узлом сбоку, от которого свисали свободные концы. Тюрбан прочно закреплялся с помощью булавок, одевали и снимали как шапку, храня в свернутом виде.

В конце XIX в. преобладали тюрбаны без всякого каркаса, которые наматывались каждый раз при одевании горизонтальными рядами. Наиболее простая форма -- в Восточном Казахстане, в Лепсинском у. Семиречья: из сложенного вдвое квадратного полотнища отгибалась по диагонали полоса и в один оборот обводилась вокруг головы, сзади связывалась пышным узлом, узел чаще завязывался под платком, нижний свободный угол платка ниспадал на спину. Размеры полотнища были относительно небольшими. Для такой формы использовался и описанный выше выкроенный из ткани треугольник с удлиненными концами.

В Южном Казахстане преобладала другая форма: квадрат ткани целиком складывался в полосу, ею дважды обводили голову, при втором обороте перекрещивая спереди. Сзади связывали концы, которые спускались на спину, иногда доходя до пояса. Молодые женщины обшивали концы бахромой и кистями. Иногда на спину спускался только один конец, другой пропускали через повязку и он свешивался слева за ухом.

Широко распространена была «башнеобразная» форма, когда ткань, сложенная в полосу, последовательно накручивается на голову, а концы заправляются между витками или скрепляют повязку узлом сзади. Тюрбаны такой формы мы встречаем в Семиречье, в Аулиеатинском уезде, на Сырдарье и в Центральном Казахстане. Такую же форму имели тюрбаны пожилых женщин в западных областях.

На Мангышлаке и в западной части Тургайской области бытовала ещё одна форма, которая как бы заменяла собой и нижний и верхний головные уборы. Материя так же складывалась в одну полосу, одним концом ее обводили голову снизу вверх и обратно, вокруг лица, а другой заматывали сверху горизонтальными рядами. Носили его только пожилые женщины.

Изучение форм головных уборов казахов свидетельствует о сохранении территориальных различий в казахской одежде вплоть до XX в. Эти различия не очень значительны. Они сводились главным образом к деталям покроя одних и тех же видов головных уборов, распространенных у всех казахов. Очень немногие формы имеются в комплексе только одного или двух регионов.

При картографировании головных уборов47 довольно четко выделяются три ареала: западный, включающий территорию от Букеевской орды до Тургая, от Оренбургских степей до Северного Приаралья, северо-восточный -- территория Акмолинской и Семипалатинской областей (область «сибирских киргизов») и южный -- от Семиречья до Сырдарьи. В каждом из них можно проследить остатки более узких территориальных групп, обладающих некоторыми особенностями в головных уборах: район Мангышлака -- в составе западного ареала, в северовосточном -- собственно Восточный Казахстан. Особое место занимает территория нижнего течения Сырдарьи, где встречаем довольно пестрое сочетание разных форм, присущих трем основным ареалам.

Западный комплекс отличается следующими особенностями: наличие мужской и женской конусовидной шапочки с меховой опушкой (тебетей); распространение башлыка с отдельно выкроенными наушниками и назатыльником; нарядная девичья тюбетейка со спускающейся с верхушки лопастью; покрывало, одеваемое как нижний головной убор замужних женщин (отсутствие кимешека); тюрбан на твердом каркасе у молодых женщин; тюрбан из очень большого полотнища у пожилых, который заменял обычно нижнюю и верхнюю часть убора. На Мангышлаке формы очень близки, но нет свидетельств о существовании тюрбана на твердой конусовидной основе, отсутствует шапочка с назатыльной лопастью; наряду с квадратным полотнищем для тюрбана пользовались еще особо сшитым бурама жаулык.

Комплекс головных уборов Северного, Центрального и Восточного Казахстана сближает с западным наличие шапочки тебетей и башлыка, но преобладает башлык с цельной лопастью. Нижний убор замужних женщин кимешек, мягкие тюрбаны. Собственно Восточный Казахстан несколько выделяется, особенно покроем кимешека, небольшим тюрбаном. Только здесь встречается башлык из цельнокроенных половин.

В южной полосе Казахстана отсутствуют башлык и тебетей, широко распространен войлочный калпак из четырех клиньев. Преобладает кимешек из одной длинной полосы или двух треугольных частей. Тюрбаны в большинстве близки к формам, распространенным в Центральном и Северном Казахстане. Комплекс женских уборов восточной части Семиречья отличает своеобразный тюрбан на твердом каркасе.

В Казалинском и Перовском уездах (современная Кзыл-Ординская обл.) мы встречаем большое разнообразие в головных уборах: покрывало и кимешек нескольких вариантов, присущих и северо-восточному и южному ареалам, один вариант кимешека встречается только на этой территории. Тюрбаны мягкие. В комплекс мужских уборов входит башлык, близкий к форме, преобладавшей в северо-восточном ареале.

Сравнение границ территориальных различий в формах головных уборов с картой родо-племенного расселения казахов начала XX в. свидетельствует об их совпадении, хотя и не абсолютном. Основные ареалы приблизительно соответствуют территориям Младшего, Среднего и Старшего жузов, хотя на Тургае, например, который входит в западный ареал, проживало довольно много казахов, относящих себя к племенным группам аргынов и кипчаков Среднего жуза. Некоторые особенности внутри крупных ареалов прослеживаются в таких районах, где жила довольно компактная родоплеменная группа: найманы в Восточном Казахстане, адаи на Мангышлаке, албаны, жалаиры и суаны в восточном Семиречье. Сочетание форм, свойственных разным территориальным комплексам на территории нижней Сырдарьи, также не случайно, так как это район стыка и совместного проживания всех трех казахских жузов.

 

После этого поста вообще надо прекратить эту безмозгливую безмозглятину про этот женский причиндал.

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...