Перейти к содержанию
Аrсен

Казахская кухня 3

Рекомендуемые сообщения

16 часов назад, s_kair сказал:

Судя по описанию ваш коже не имеет отношения к наурыз-коже, а канувшее в прошлое простое блюдо. 

У нас называют "ашыган коже". В нашей семье перловку добавляют туда 

Сам способ готовки не знаю, вот кушаем сие блюдо летом перед сном. или на сенокосе. Лучше кымыза выпить)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

17 часов назад, АксКерБорж сказал:

Наткнулся на пост 4-х летней давности моего земляка под ником Сегиз огуз (не ложного земляка, каких сейчас на форуме аж 3 человека, а самого настоящего).

Поэтому его рассказ аналогичен моим рассказам.

 

"... Мы российские казахи Алтая куырдак готовим из мяса (конина, баранина не важно) без субпродуктов в собственном соку. Лучший куырдак конечно из "свеженины" без добавления лука, что бы не испортить вкус свежатины, а в дальнейшем  для вкуса добавляем лук.

Нас удивляет когда в Казахстане заказываешь куырдак, а приносят тушенную печень почки и.т.д. Печень  у нас готовится в свежем виде на внутреннем жире, сердце, почки  как косымша варим, кок баур с жирком  идет в жумыр, легкие собакам)."

 

 

а разве есть кроме вас павлодарцы, чтоб называться земляками?)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

43 минуты назад, Karaganda сказал:

У нас называют "ашыган коже". В нашей семье перловку добавляют туда Сам способ готовки не знаю, вот кушаем сие блюдо летом перед сном. или на сенокосе. Лучше кымыза выпить)

 

Опять у вас все аналогично с традициями юга, без обиды -_-, потому что ваш көже тоже напиток и тоже употребляется в холодном виде, а не жидкая горячая каша как в Степном Казахстане.

 

35 минут назад, Karaganda сказал:

а разве есть кроме вас павлодарцы, чтоб называться земляками?)

 

Земляки не в узком смысле слова, не из одного аула, района или области, а земляки по общим сходным моментам жизни (обычаям, менталитету, быту, лексике и т.д.), то есть примерный северо-восток.

В этом смысле к ним относятся уроженцы северной части Карагандинской, северной части Семипалатинской, Акмолинской, Кокшетауской, Петропавловской, Павлодарской, Омской, Тюменской, Новосибирской областей и Алтайского края.

Из ныне действующих юзеров это ув. Баха (Акмолинская обл.), Le_Raffine и Asan-Kaygy (Нурсултан :D) и ваш покорный слуга. Редко заглядывает на форум Коралас (емнип из Павлодара, но не уверен). В прошлом были на форуме Атыгай (Акмола-Петропавловск) и Eitutmush (Кокшетау).

Непосредственно из Павлодарской области раньше на форуме было 3 юзера - Balkin, Кошщи, 77759, но их давно уже нет к сожалению.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

3 минуты назад, АксКерБорж сказал:

 

Опять у вас все аналогично с традициями юга, без обиды -_-, потому что ваш көже тоже напиток и тоже употребляется в холодном виде, а не жидкая горячая каша как в Степном Казахстане.

 

 

Земляки не в узком смысле слова, не из одного аула, района или области, а земляки по общим сходным моментам жизни (обычаям, менталитету, быту, лексике и т.д.), то есть примерный северо-восток.

В этом смысле к ним относятся уроженцы северной части Карагандинской, северной части Семипалатинской, Акмолинской, Кокшетауской, Петропавловской, Павлодарской, Омской, Тюменской, Новосибирской областей и Алтайского края.

Из ныне действующих юзеров это ув. Баха (Акмолинская обл.), Le_Raffine и Asan-Kaygy (Нурсултан :D) и ваш покорный слуга. Редко заглядывает на форум Коралас (емнип из Павлодара, но не уверен). В прошлом были на форуме Атыгай (Акмола-Петропавловск) и Eitutmush (Кокшетау).

Непосредственно из Павлодарской области раньше на форуме было 3 юзера - Balkin, Кошщи, 77759, но их давно уже нет к сожалению.

 

Эти виды коже имхо новоделы.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

11 минут назад, Karaganda сказал:

Эти виды коже имхо новоделы.

 

Какие? Ваш напиток или наша каша?

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

7 минут назад, АксКерБорж сказал:

 

Какие? Ваш напиток или наша каша?

 

Да на юге это больше как напиток, в наших краях что-то среднее между напиток и холодным блюдом. Крупы там много

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

31 минуту назад, Karaganda сказал:

Оба + наурыз коже

 

Ничего не могу сказать про южные Наурыз-көже и кисло-молочный напиток.

Но наш северный көже в виде горячего блюда, жидкой каши, не новодел. Ведь издавна в степи была торговля с соседними народами, казахи продавали им скот, а взамен получали продукты и предметы оседлых земледельческих народов. Да и кустарным частичным выращиванием проса скотоводы занимались в поймах рек и озер. Об этом есть много литературы.

 

В моем фоторепортаже про приезд 15 июля 1891 года будущего царя Николая II в казахский аул на берегу Иртыша в 12 км. от Омска упоминается наш көже.

 

Тогда времена в казахской степи были справедливыми, не то что сейчас. Это видно по тому, что царю были показаны не только богатые юрты, но и бедные юрты:

 

"... В седьмой, бедняцкой юрте, все соответствовало быту пастухов - кочевников. Закопченный войлок, кизяк, чайник, кувшин, чугунок. Еда самая простая из коже и жареной пшеницы, кирпичный чай в заварочном чайнике. Осчастливив вниманием обитателей этой юрты, цесаревич перешел в следующую юрту к волостному управителю Теренкульской волости Павлодарского уезда Ильясу Шанкарину."

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

17 минут назад, АксКерБорж сказал:

 

Ничего не могу сказать про южные Наурыз-көже и кисло-молочный напиток.

Наурыз-коже не только южный продукт, или вашими устами- не только "наш" продукт))  

Неужели у вас официально не готовят наурыз-коже на Наурыз? 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

28 минут назад, s_kair сказал:

Наурыз-коже не только южный продукт, или вашими устами- не только "наш" продукт))  

Неужели у вас официально не готовят наурыз-коже на Наурыз? 

 

Вы не правы. Наурыз-көже пришел к нам вместе с одноименным праздником в 1990-ые годы.

Внедрили их здесь конечно на официальном уровне, как новый государственный праздник.

Поэтому на официальных мероприятиях его конечно готовят, а в семьях и в сельской местности нет.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

22 минуты назад, АксКерБорж сказал:

 

Вы не правы. Наурыз-көже пришел к нам вместе с одноименным праздником в 1990-ые годы.

Внедрили их здесь конечно на официальном уровне, как новый государственный праздник.

Поэтому на официальных мероприятиях его конечно готовят, а в семьях и в сельской местности нет.

 

Наурыз официально возродили, а наурыз-коже, наверное, это уже собственная инициатива местных. Если верить информации, некоторые российские казахи на Наурыз готовят наурыз-коже, а некоторые нет. 

У нас в селах готовят наурыз-коже на Наурыз, но в семьях нет. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 час назад, s_kair сказал:

Если верить информации, некоторые российские казахи на Наурыз готовят наурыз-коже, а некоторые нет. 

 

Я же вам говорю, что Наурыз и сопутствующий ему коже пришли в наши края с обретением независимости, по указке властьимущих, уроженцев юга.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

15.03.2019 в 23:55, mechenosec сказал:

Вам бы пора уже о душе подумать

 

А вы уже подумали? Вы же старше меня. :)

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

15 часов назад, Karaganda сказал:

Наурыз и до этого был. Откуда тогда имена собственные с Наурыз

 

Сколько не искал у этнографов и в преданиях нашего края, но я ни слова не нашел про празднование у нас Наурыза до 1991 года. И это логично, потому что 22 марта в наших краях еще лежит снег, лёд и холод. В это время родо-племена Степного края даже не начинали еще кочевать на весенние пастбища и еще сидели на своих зимовках. Настоящий весенний праздник здесь начинался с началом кочевок с зимовок на весенние пастбища, с первым массовым приплодом скота и первыми молочными продуктами и обилием, а это вторая половина апреля и начало мая. 

Здешний праздник весны - это Қымыз мұрындық (праздник первого кумыса).

 

Праздник Наурыз логичен на юге, где 22 марта тепло, сияет солнце, цветут цветы, зеленая трава и деревья, и начинаются весенне-полевые работы. Неоднократно был в южных областях в дни Наурыза и сам видел все это сравнивая с нашими совершенно иными реалиями.

 

Да и имя Наурыз в наших краях я никогда не слышал. Даже если такие были, это не признак наличия праздника. Зовут Арыстанами и Арсланами, но не думаю что из-за живущих рядом львов. ;)

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

13 минут назад, АксКерБорж сказал:

 

Сколько не искал у этнографов и в преданиях нашего края, но я ни слова не нашел про празднование у нас Наурыза до 1991 года. И это логично, потому что 22 марта в наших краях еще лежит снег, лёд и холод. В это время родо-племена Степного края даже не начинали еще кочевать на весенние пастбища и еще сидели на своих зимовках. Настоящий весенний праздник здесь начинался с началом кочевок с зимовок на весенние пастбища, с первым массовым приплодом скота и первыми молочными продуктами и обилием, а это вторая половина апреля и начало мая. 

Здешний праздник весны - это Қымыз мұрындық (праздник первого кумыса).

 

Праздник Наурыз логичен на юге, где 22 марта тепло, сияет солнце, цветут цветы, зеленая трава и деревья, и начинаются весенне-полевые работы. Неоднократно был в южных областях в дни Наурыза и сам видел все это сравнивая с нашими совершенно иными реалиями.

 

Да и имя Наурыз в наших краях я никогда не слышал. Даже если такие были, это не признак наличия праздника. Зовут Арыстанами и Арсланами, но не думаю что из-за живущих рядом львов. ;)

 

Думаю, что был собственный праздник тюркских народов. Название Наурыз вытеснила просто. Кочевники весной дорожили.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Только что, Karaganda сказал:

Думаю, что был собственный праздник тюркских народов. Название Наурыз вытеснила просто. Кочевники весной дорожили.

 

Согласен с вами. И это емнип даже упоминается при описании обычаев средневековых татар (монголов).

Но я считаю, что праздновался он на юге и в степи в разное время (см: выше).

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Не думаю, при нескольких сотен разных диалектных слов, основная база лексики - одна. Значит, что хозяйственный уклад, язык, традиций были одинаковыми

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 минуту назад, Karaganda сказал:

Не думаю, при нескольких сотен разных диалектных слов, основная база лексики - одна. Значит, что хозяйственный уклад, язык, традиций были одинаковыми

 

При совершенно разных природно-климатических условиях не может быть одинакового хозяйственного уклада, быта и связанной с ними терминологии. Это аксиома. Об этом все мои темы и посты на казахскую этнографическую тематику.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Только что, АксКерБорж сказал:

 

При совершенно разных природно-климатических условиях не может быть одинакового хозяйственного уклада, быта и связанной с ними терминологии. Это аксиома. Об этом все мои темы и посты на казахскую этнографическую тематику.

 

Вся разница - это в оседании в последние 100 лет. У нас были татарские муллы, у них - среднеазиаты и тд

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

10 минут назад, Karaganda сказал:

Вся разница - это в оседании в последние 100 лет. У нас были татарские муллы, у них - среднеазиаты и тд

 

Наоборот, после оседания все стало смешиваться и становится похожим, а тем более пришел Советский Союз.

О чем можно говорить дальше, если на юге начинали кочевать на весенние пастбища в конце февраля - начале марта, а у нас в степи в конце апреля - начале мая?! Тоже самое и осенью. Совершенно разный быт и условия.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

23.03.2019 в 10:48, АксКерБорж сказал:

 

А вы уже подумали? Вы же старше меня. :)

 

Молодитесь да ? Не, мне можно и повременить,  у нас нет таких строгостей слава богу :lol:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 час назад, Karaganda сказал:

Думаю, что был собственный праздник тюркских народов. Название Наурыз вытеснила просто. Кочевники весной дорожили.

Привожу описание про Наурыз уроженца Баянауыла Машхур Жусуп Копеева:

Мәшһүр Жүсіп Көпейұлы “Нұх, Наурыз тарихы” мақаласында наурыз мейрамының қазақ өмірінде алатын орны мен тарихын талдап, “қазақтың қазақ болғанда, өзіне арналған, сыбағасына тиген жалғыз мейрамы – наурыздама. Ол күні қожаларға оқытатұғын, наурызға арналған кітап болады. Наурыз жайын ұқтыратын ол кітаптың атын “Салдама” дейді. Ол күнде тілі орамды, сөзге шешен шалдардың батасы болады. Қожа кітап оқығанда, шалдар бата қылғанда жұрт жылап, шулап “Амин!” деп отырады.  Сонан соң олардың айтқаны айтқандай келіп халық, жұрт ілгері басып, малы да өсіп, басы да өсіп берекелі болады”. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

17 часов назад, Karaganda сказал:

Наурыз и до этого был. Откуда тогда имена собственные с Наурыз

Привожу описание Ахмета Байтурсынова уроженца Торгая:

Байтұрсынұлы Ахмет: “Наурыз - қазақша жыл басы. Бұрынғы кезде һәр елде наурыз туғанда мейрам қылып бас асып, қазан-қазан көже істеп, ауылдан-ауылға, үйден-үйге жүріп, кәрі-жас, қатын-қалаш бәрі де мәз болып, көрісіп, араласып қалушы еді. ...Ескі жыл бітіп, жаңа жыл басталғанда: “Жаңа жыл қайырлы болсын! Жаңа бақыт кәсіп болсын!” деп құттықтасады, ол күнді мейрам қылып шаттықпен өткізеді”.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Гость
Эта тема закрыта для публикации ответов.


×
×
  • Создать...