Перейти к содержанию
Аrсен

Казахская кухня 3

Рекомендуемые сообщения

29.12.2018 в 15:07, АксКерБорж сказал:

1. Құдай тамақ

2. Нарын

3. Салма (Костанайская обл.)

4. Кеспе

у нас:

1. когда поминают

2. остатки беша нарезают соломинкой и с сорпой подают горячим (типа второе блюдо). мое любимое блюдо вообще

3. нан салма - типа беш, но мяса не так много и с тестом в виде широкой лапши

4. кеспе көже - суп с домашней лапшой

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

25 минут назад, кылышбай сказал:

с югом контактов имхо почти нет, а вот с западом да. даже Кызылорду югом и то с натяжкой можно назвать. 

Возможно, но произношение некоторых слов у торгайцев напоминает или юг, или запад. А так да, люди считают себя частью севера. Если встретите костанайца, қазақша судай сөйлейтін, то с большей вероятностью он с Торг. области

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

5 минут назад, s_kair сказал:

Возможно, но произношение некоторых слов у торгайцев напоминает или юг, или запад. А так да, люди считают себя частью севера. Если встретите костанайца, қазақша судай сөйлейтін, то с большей вероятностью он с Торг. области

 

Все верно. У меня сваты торгайцы. Любят петь песню про свой Торғай - Торғайым... :)

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

11 часов назад, кылышбай сказал:

но и на домашний стол

На поминки используют рис. Но исключительно в целях экономии денег и времени. Рис в блюде не белый, просто такой плов с очень большим количеством мяса(меньше чем в бешмармаке)

На домашний бешмармак могу сказать никогда не видел и не представляю чтобы у нас в Аягузе или Семее использовали рис.

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

7 часов назад, RedTriangle сказал:

На поминки используют рис. Но исключительно в целях экономии денег и времени. Рис в блюде не белый, просто такой плов с очень большим количеством мяса(меньше чем в бешмармаке)

На домашний бешмармак могу сказать никогда не видел и не представляю чтобы у нас в Аягузе или Семее использовали рис.

у моего коллеги-сыбана с Аягуза дома беш с рисом готовят. говорит что так гораздо вкуснее чем с тестом. а так да, моя маман говорила про свою коллегу из ВКО: у них на поминки рис вместо теста

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Кто хранит голову лошади на крыше дома? У нас в ауле дедушка так делал. Голову самой праматери кобыл (точнее, целый череп) повесил внутри крыши дома. Также похоронил 2 головы самого старшего в табуне жеребца и второй кобылы(?) голову в месте кыстак своего рождения. У кумыков видел похожее, только там с рогами был череп барана (возможно горного)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

у нас такого не было, но черепа скотины висели на столбах, заборах по всему участку. как то обыденно было а сейчас самому интересно: зачем их туда вешали

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

18 минут назад, кылышбай сказал:

у нас такого не было, но черепа скотины висели на столбах, заборах по всему участку. как то обыденно было а сейчас самому интересно: зачем их туда вешали

Мы же не "чистые" мусульмане, как бы шаманизм почитать аруахов, ходить к баксы)) черепа играли роль, скорей всего, роль пугала для злых духов. До сих пор казахи камчу кладут у изголовья кровати, думаю, та же роль, что и у черепов. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

7 минут назад, Karaganda сказал:

Я удивился, что и кумыки так делают.

могу путать с этими кумыками, но вроде тут была инфа (кажется от Zake) про такое же у ногайцев

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Уважаемые форумчане, как ваши старшие в семьях хранят масло? У нас карын май. Очищенный желудок барана моют и сушат, наполняют воздухом и оставляют висеть некоторое время (не помню сколько). После чего посоленным маслом заполняют весь желудок

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

17 минут назад, Karaganda сказал:

Уважаемые форумчане, как ваши старшие в семьях хранят масло? У нас карын май. Очищенный желудок барана моют и сушат, наполняют воздухом и оставляют висеть некоторое время (не помню сколько). После чего посоленным маслом заполняют весь желудок

раньше в детстве так бабушка хранила масло, масло получалось желтым соленым

после того как желудок повисит его отмачивала в тегене и потом заполняла туздалган майем 

сейчас у нас в семье никто так не делает

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

20 минут назад, Karaganda сказал:

Уважаемые форумчане, как ваши старшие в семьях хранят масло? У нас карын май. Очищенный желудок барана моют и сушат, наполняют воздухом и оставляют висеть некоторое время (не помню сколько). После чего посоленным маслом заполняют весь желудок

Раньше да, в желудке хранили. Сейчас в бутылки, банки и в морозильник. Из-за морозильника сүр ет мало кто делает. 

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

3 часа назад, s_kair сказал:

Из-за морозильника сүр ет мало кто делает. 

 

Сүр (вялят конину) не только из-за отсутствия морозильника. Уже давно у всех они есть, но все равно в наших селах казахи в конце апреля вялят на лето конину оставшуюся с согыма (те, у кого она остается конечно))).

Сүр ет сам по себе ни с чем не сравнимый деликатес, вот и сушат мясо, а потом летом делают бешбармак из вяленой конины, один только ароматный запах которого чего стоит.

 

3 часа назад, Karaganda сказал:

Уважаемые форумчане, как ваши старшие в семьях хранят масло? У нас карын май. Очищенный желудок барана моют и сушат, наполняют воздухом и оставляют висеть некоторое время (не помню сколько). После чего посоленным маслом заполняют весь желудок

 

Сейчас совершенно другие времена, навряд ли кто будет этим заниматься, а тем более обрабатывать бараньи желудки.

Но примерно до 1980-х годов да, так делали бабушки, сливочное масло летом в жару хранили в желудках (қарын) слегка подсолив масло, желудки с маслом завязывали ниткой и подвешивали к потолку в прохладной кладовке (у нас "етқана"). А сами желудки обрабатывали после забоя барана соскоблив с него жир и без (лимфоузлы), тщательно промыв водой и известью и просушив на воздухе в тени.

 

Либо растапливали масло, что называли мы "майды айыру", получалось масло специфического вида и вкуса, кому то нравилось, кому то нет. После чего масло тоже не портилось на жаре оставаясь полужидким.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Только что, АксКерБорж сказал:

 

Сүр (вялят конину) не только из-за отсутствия морозильника. Уже давно у всех они есть, но все равно в наших селах казахи в конце апреля вялят на лето конину оставшуюся с согыма (те, у кого оно остается конечно))).

Сүр ет сам по себе ни с чем не сравнимый деликатес, вот и сушат мясо, а потом летом делают бешбармак из вяленой конины, один только ароматный запах которого чего стоит.

 

 

Сейчас совершенно другие времена, навряд ли кто будет этим заниматься, а тем более обрабатывать бараньи желудки.

Но примерно до 1980-х годов да, так делали бабушки, сливочное масло летом в жару хранили в желудках (қарын) слегка подсолив масло, желудки с маслом завязывали ниткой и подвешивали к потолку в прохладной кладовке (у нас "етқана"). А сами желудки обрабатывали после забоя барана соскоблив с него жир и без (лимфоузлы), тщательно промыв водой и известью и просушив на воздухе в тени.

 

Либо растапливали масло, что называли мы "майды айыру", получалось масло специфического вида и вкуса, кому то нравилось, кому то нет. После чего масло тоже не портилось на жаре оставаясь полужидким.

 

Примерно до 2010 года так и делали у нас. Позже появились Пластиковые бутылки и тд. АКБ, в ваших краях сбивания масла как называют? "Май шайкау"?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 минуту назад, Karaganda сказал:

АКБ, в ваших краях сбивания масла как называют? "Май шайкау"?

 

Май пісу.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

12 минут назад, АксКерБорж сказал:

1) Но примерно до 1980-х годов да, так делали бабушки, сливочное масло летом в жару хранили в желудках (қарын) слегка подсолив масло, желудки с маслом завязывали ниткой и подвешивали к потолку в прохладной кладовке (у нас "етқана"). А сами желудки обрабатывали после забоя барана соскоблив с него жир и без (лимфоузлы), тщательно промыв водой и известью и просушив на воздухе в тени.

 

2) Либо растапливали масло, что называли мы "майды айыру", получалось масло специфического вида и вкуса, кому то нравилось, кому то нет. После чего масло тоже не портилось на жаре оставаясь полужидким.

 

Кстати называли мы их:

1) Қарын май.

2) Айырған май.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

11 минут назад, АксКерБорж сказал:

 

Сүр (вялят конину) не только из-за отсутствия морозильника. Уже давно у всех они есть, но все равно в наших селах казахи в конце апреля вялят на лето конину оставшуюся с согыма (те, у кого она остается конечно))).

Сүр ет сам по себе ни с чем не сравнимый деликатес, вот и сушат мясо, а потом летом делают бешбармак из вяленой конины, один только ароматный запах которого чего стоит.

 

 

Сейчас совершенно другие времена, навряд ли кто будет этим заниматься, а тем более обрабатывать бараньи желудки.

Но примерно до 1980-х годов да, так делали бабушки, сливочное масло летом в жару хранили в желудках (қарын) слегка подсолив масло, желудки с маслом завязывали ниткой и подвешивали к потолку в прохладной кладовке (у нас "етқана"). А сами желудки обрабатывали после забоя барана соскоблив с него жир и без (лимфоузлы), тщательно промыв водой и известью и просушив на воздухе в тени.

 

Либо растапливали масло, что называли мы "майды айыру", получалось масло специфического вида и вкуса, кому то нравилось, кому то нет. После чего масло тоже не портилось на жаре оставаясь полужидким.

 

Как обычно, поучительный тон там, где он не нужен. Уважаемый, я прекрасно знаю, что такое сүр ет.Да и вялят не только конину. Согласитесь, что сейчас сүрлеу реже встречается, людям банально проще закинуть и не парится. Или вы будете говорить, что сейчас сүр ет делают в таких же количествах, что 20 лет назад? 

 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

38 минут назад, s_kair сказал:

Как обычно, поучительный тон там, где он не нужен. Уважаемый, я прекрасно знаю

 

Слушай, почему ты любишь ругаться? Почему так грубо реагируешь на обычный пост?

 

38 минут назад, s_kair сказал:

Согласитесь, что сейчас сүрлеу реже встречается, людям банально проще закинуть и не парится. Или вы будете говорить, что сейчас сүр ет делают в таких же количествах, что 20 лет назад? 

 

Вы может судите по своему тургайскому региону. Как у вас я не знаю. Но у нас да, все также как и раньше. Одна лишь разница, что в советское время согым (и даже 2 согыма некоторые) резали практически все, потому что люди жили лучше. Сейчас согым режут не все, а некоторые стали резать согым вскладчину - лошадь пополам (жарты ет, жарты соғым) или даже четверть (сирақ). Соответственно и на вяление меньше остается конины с зимы.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

4 минуты назад, АксКерБорж сказал:

 

Слушай, почему ты любишь ругаться? Почему так грубо реагируешь на обычный пост?

 

 

Вы может судите по своему тургайскому региону. Как у вас я не знаю. Но у нас да, все также как и раньше. Одна лишь разница, что в советское время согым (и даже 2 согыма некоторые) резали практически все, потому что люди жили лучше. Сейчас согым режут не все, а некоторые стали резать согым вскладчину - лошадь пополам (жарты ет, жарты соғым) или даже четверть (сирақ). Соответственно и на вяление меньше остается конины с зимы.

 

Е-мое, я уже писал, что там давно не живу. А мои замечания в ответ на ваше поучание далеко не грубость и не ругань. 

Я сказал, что сейчас меньше вялят, (а не прекратили)  т.к., есть холодильник, на что вы начали поучать очевидному.

Замечания и не согласие друг с другом на форуме в любом случае будут. 

 

 

  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 час назад, кылышбай сказал:

как у вас в деревне называют бешпармак?

 

Ет - это и мясо, это и бешбармак.

Ет асу - сварить мясо, это и приготовить бешбармак.

Етке шақыру - позвать гостей на мясо, это и позвать гостей на бешбармак.

Ет кесу, Ет турау - нарезать мясо, это и нарезать бешбармак.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

25 минут назад, АксКерБорж сказал:

Ет - это и мясо, это и бешбармак.

Ет асу - сварить мясо, это и приготовить бешбармак.

Етке шақыру - позвать гостей на мясо, это и позвать гостей на бешбармак.

Ет кесу, Ет турау - нарезать мясо, это и нарезать бешбармак.

у нас то же самое

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Гость
Эта тема закрыта для публикации ответов.


×
×
  • Создать...