кылышбай Опубликовано 11 января, 2019 Поделиться Опубликовано 11 января, 2019 29.12.2018 в 15:07, АксКерБорж сказал: 1. Құдай тамақ 2. Нарын 3. Салма (Костанайская обл.) 4. Кеспе у нас: 1. когда поминают 2. остатки беша нарезают соломинкой и с сорпой подают горячим (типа второе блюдо). мое любимое блюдо вообще 3. нан салма - типа беш, но мяса не так много и с тестом в виде широкой лапши 4. кеспе көже - суп с домашней лапшой Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
s_kair Опубликовано 11 января, 2019 Поделиться Опубликовано 11 января, 2019 25 минут назад, кылышбай сказал: с югом контактов имхо почти нет, а вот с западом да. даже Кызылорду югом и то с натяжкой можно назвать. Возможно, но произношение некоторых слов у торгайцев напоминает или юг, или запад. А так да, люди считают себя частью севера. Если встретите костанайца, қазақша судай сөйлейтін, то с большей вероятностью он с Торг. области Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 11 января, 2019 Поделиться Опубликовано 11 января, 2019 5 минут назад, s_kair сказал: Возможно, но произношение некоторых слов у торгайцев напоминает или юг, или запад. А так да, люди считают себя частью севера. Если встретите костанайца, қазақша судай сөйлейтін, то с большей вероятностью он с Торг. области Все верно. У меня сваты торгайцы. Любят петь песню про свой Торғай - Торғайым... Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
RedTriangle Опубликовано 11 января, 2019 Поделиться Опубликовано 11 января, 2019 11 часов назад, кылышбай сказал: но и на домашний стол На поминки используют рис. Но исключительно в целях экономии денег и времени. Рис в блюде не белый, просто такой плов с очень большим количеством мяса(меньше чем в бешмармаке) На домашний бешмармак могу сказать никогда не видел и не представляю чтобы у нас в Аягузе или Семее использовали рис. 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
кылышбай Опубликовано 12 января, 2019 Поделиться Опубликовано 12 января, 2019 7 часов назад, RedTriangle сказал: На поминки используют рис. Но исключительно в целях экономии денег и времени. Рис в блюде не белый, просто такой плов с очень большим количеством мяса(меньше чем в бешмармаке) На домашний бешмармак могу сказать никогда не видел и не представляю чтобы у нас в Аягузе или Семее использовали рис. у моего коллеги-сыбана с Аягуза дома беш с рисом готовят. говорит что так гораздо вкуснее чем с тестом. а так да, моя маман говорила про свою коллегу из ВКО: у них на поминки рис вместо теста Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Karaganda Опубликовано 15 января, 2019 Поделиться Опубликовано 15 января, 2019 Кстати, есть различия и в заправке туздыком. в Алматы видел, что под мясо, у нас в Караганде обильно на самую верхушку Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Karaganda Опубликовано 15 января, 2019 Поделиться Опубликовано 15 января, 2019 Кто хранит голову лошади на крыше дома? У нас в ауле дедушка так делал. Голову самой праматери кобыл (точнее, целый череп) повесил внутри крыши дома. Также похоронил 2 головы самого старшего в табуне жеребца и второй кобылы(?) голову в месте кыстак своего рождения. У кумыков видел похожее, только там с рогами был череп барана (возможно горного) Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
кылышбай Опубликовано 16 января, 2019 Поделиться Опубликовано 16 января, 2019 у нас такого не было, но черепа скотины висели на столбах, заборах по всему участку. как то обыденно было а сейчас самому интересно: зачем их туда вешали Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
s_kair Опубликовано 16 января, 2019 Поделиться Опубликовано 16 января, 2019 18 минут назад, кылышбай сказал: у нас такого не было, но черепа скотины висели на столбах, заборах по всему участку. как то обыденно было а сейчас самому интересно: зачем их туда вешали Мы же не "чистые" мусульмане, как бы шаманизм почитать аруахов, ходить к баксы)) черепа играли роль, скорей всего, роль пугала для злых духов. До сих пор казахи камчу кладут у изголовья кровати, думаю, та же роль, что и у черепов. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Karaganda Опубликовано 17 января, 2019 Поделиться Опубликовано 17 января, 2019 Я удивился, что и кумыки так делают. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
кылышбай Опубликовано 17 января, 2019 Поделиться Опубликовано 17 января, 2019 7 минут назад, Karaganda сказал: Я удивился, что и кумыки так делают. могу путать с этими кумыками, но вроде тут была инфа (кажется от Zake) про такое же у ногайцев Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Karaganda Опубликовано 29 января, 2019 Поделиться Опубликовано 29 января, 2019 Уважаемые форумчане, как ваши старшие в семьях хранят масло? У нас карын май. Очищенный желудок барана моют и сушат, наполняют воздухом и оставляют висеть некоторое время (не помню сколько). После чего посоленным маслом заполняют весь желудок Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Аrсен Опубликовано 29 января, 2019 Автор Поделиться Опубликовано 29 января, 2019 17 минут назад, Karaganda сказал: Уважаемые форумчане, как ваши старшие в семьях хранят масло? У нас карын май. Очищенный желудок барана моют и сушат, наполняют воздухом и оставляют висеть некоторое время (не помню сколько). После чего посоленным маслом заполняют весь желудок раньше в детстве так бабушка хранила масло, масло получалось желтым соленым после того как желудок повисит его отмачивала в тегене и потом заполняла туздалган майем сейчас у нас в семье никто так не делает 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
s_kair Опубликовано 29 января, 2019 Поделиться Опубликовано 29 января, 2019 20 минут назад, Karaganda сказал: Уважаемые форумчане, как ваши старшие в семьях хранят масло? У нас карын май. Очищенный желудок барана моют и сушат, наполняют воздухом и оставляют висеть некоторое время (не помню сколько). После чего посоленным маслом заполняют весь желудок Раньше да, в желудке хранили. Сейчас в бутылки, банки и в морозильник. Из-за морозильника сүр ет мало кто делает. 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 29 января, 2019 Поделиться Опубликовано 29 января, 2019 3 часа назад, s_kair сказал: Из-за морозильника сүр ет мало кто делает. Сүр (вялят конину) не только из-за отсутствия морозильника. Уже давно у всех они есть, но все равно в наших селах казахи в конце апреля вялят на лето конину оставшуюся с согыма (те, у кого она остается конечно))). Сүр ет сам по себе ни с чем не сравнимый деликатес, вот и сушат мясо, а потом летом делают бешбармак из вяленой конины, один только ароматный запах которого чего стоит. 3 часа назад, Karaganda сказал: Уважаемые форумчане, как ваши старшие в семьях хранят масло? У нас карын май. Очищенный желудок барана моют и сушат, наполняют воздухом и оставляют висеть некоторое время (не помню сколько). После чего посоленным маслом заполняют весь желудок Сейчас совершенно другие времена, навряд ли кто будет этим заниматься, а тем более обрабатывать бараньи желудки. Но примерно до 1980-х годов да, так делали бабушки, сливочное масло летом в жару хранили в желудках (қарын) слегка подсолив масло, желудки с маслом завязывали ниткой и подвешивали к потолку в прохладной кладовке (у нас "етқана"). А сами желудки обрабатывали после забоя барана соскоблив с него жир и без (лимфоузлы), тщательно промыв водой и известью и просушив на воздухе в тени. Либо растапливали масло, что называли мы "майды айыру", получалось масло специфического вида и вкуса, кому то нравилось, кому то нет. После чего масло тоже не портилось на жаре оставаясь полужидким. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Karaganda Опубликовано 29 января, 2019 Поделиться Опубликовано 29 января, 2019 Только что, АксКерБорж сказал: Сүр (вялят конину) не только из-за отсутствия морозильника. Уже давно у всех они есть, но все равно в наших селах казахи в конце апреля вялят на лето конину оставшуюся с согыма (те, у кого оно остается конечно))). Сүр ет сам по себе ни с чем не сравнимый деликатес, вот и сушат мясо, а потом летом делают бешбармак из вяленой конины, один только ароматный запах которого чего стоит. Сейчас совершенно другие времена, навряд ли кто будет этим заниматься, а тем более обрабатывать бараньи желудки. Но примерно до 1980-х годов да, так делали бабушки, сливочное масло летом в жару хранили в желудках (қарын) слегка подсолив масло, желудки с маслом завязывали ниткой и подвешивали к потолку в прохладной кладовке (у нас "етқана"). А сами желудки обрабатывали после забоя барана соскоблив с него жир и без (лимфоузлы), тщательно промыв водой и известью и просушив на воздухе в тени. Либо растапливали масло, что называли мы "майды айыру", получалось масло специфического вида и вкуса, кому то нравилось, кому то нет. После чего масло тоже не портилось на жаре оставаясь полужидким. Примерно до 2010 года так и делали у нас. Позже появились Пластиковые бутылки и тд. АКБ, в ваших краях сбивания масла как называют? "Май шайкау"? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 29 января, 2019 Поделиться Опубликовано 29 января, 2019 1 минуту назад, Karaganda сказал: АКБ, в ваших краях сбивания масла как называют? "Май шайкау"? Май пісу. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 29 января, 2019 Поделиться Опубликовано 29 января, 2019 12 минут назад, АксКерБорж сказал: 1) Но примерно до 1980-х годов да, так делали бабушки, сливочное масло летом в жару хранили в желудках (қарын) слегка подсолив масло, желудки с маслом завязывали ниткой и подвешивали к потолку в прохладной кладовке (у нас "етқана"). А сами желудки обрабатывали после забоя барана соскоблив с него жир и без (лимфоузлы), тщательно промыв водой и известью и просушив на воздухе в тени. 2) Либо растапливали масло, что называли мы "майды айыру", получалось масло специфического вида и вкуса, кому то нравилось, кому то нет. После чего масло тоже не портилось на жаре оставаясь полужидким. Кстати называли мы их: 1) Қарын май. 2) Айырған май. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
s_kair Опубликовано 29 января, 2019 Поделиться Опубликовано 29 января, 2019 11 минут назад, АксКерБорж сказал: Сүр (вялят конину) не только из-за отсутствия морозильника. Уже давно у всех они есть, но все равно в наших селах казахи в конце апреля вялят на лето конину оставшуюся с согыма (те, у кого она остается конечно))). Сүр ет сам по себе ни с чем не сравнимый деликатес, вот и сушат мясо, а потом летом делают бешбармак из вяленой конины, один только ароматный запах которого чего стоит. Сейчас совершенно другие времена, навряд ли кто будет этим заниматься, а тем более обрабатывать бараньи желудки. Но примерно до 1980-х годов да, так делали бабушки, сливочное масло летом в жару хранили в желудках (қарын) слегка подсолив масло, желудки с маслом завязывали ниткой и подвешивали к потолку в прохладной кладовке (у нас "етқана"). А сами желудки обрабатывали после забоя барана соскоблив с него жир и без (лимфоузлы), тщательно промыв водой и известью и просушив на воздухе в тени. Либо растапливали масло, что называли мы "майды айыру", получалось масло специфического вида и вкуса, кому то нравилось, кому то нет. После чего масло тоже не портилось на жаре оставаясь полужидким. Как обычно, поучительный тон там, где он не нужен. Уважаемый, я прекрасно знаю, что такое сүр ет.Да и вялят не только конину. Согласитесь, что сейчас сүрлеу реже встречается, людям банально проще закинуть и не парится. Или вы будете говорить, что сейчас сүр ет делают в таких же количествах, что 20 лет назад? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 29 января, 2019 Поделиться Опубликовано 29 января, 2019 38 минут назад, s_kair сказал: Как обычно, поучительный тон там, где он не нужен. Уважаемый, я прекрасно знаю Слушай, почему ты любишь ругаться? Почему так грубо реагируешь на обычный пост? 38 минут назад, s_kair сказал: Согласитесь, что сейчас сүрлеу реже встречается, людям банально проще закинуть и не парится. Или вы будете говорить, что сейчас сүр ет делают в таких же количествах, что 20 лет назад? Вы может судите по своему тургайскому региону. Как у вас я не знаю. Но у нас да, все также как и раньше. Одна лишь разница, что в советское время согым (и даже 2 согыма некоторые) резали практически все, потому что люди жили лучше. Сейчас согым режут не все, а некоторые стали резать согым вскладчину - лошадь пополам (жарты ет, жарты соғым) или даже четверть (сирақ). Соответственно и на вяление меньше остается конины с зимы. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
s_kair Опубликовано 29 января, 2019 Поделиться Опубликовано 29 января, 2019 4 минуты назад, АксКерБорж сказал: Слушай, почему ты любишь ругаться? Почему так грубо реагируешь на обычный пост? Вы может судите по своему тургайскому региону. Как у вас я не знаю. Но у нас да, все также как и раньше. Одна лишь разница, что в советское время согым (и даже 2 согыма некоторые) резали практически все, потому что люди жили лучше. Сейчас согым режут не все, а некоторые стали резать согым вскладчину - лошадь пополам (жарты ет, жарты соғым) или даже четверть (сирақ). Соответственно и на вяление меньше остается конины с зимы. Е-мое, я уже писал, что там давно не живу. А мои замечания в ответ на ваше поучание далеко не грубость и не ругань. Я сказал, что сейчас меньше вялят, (а не прекратили) т.к., есть холодильник, на что вы начали поучать очевидному. Замечания и не согласие друг с другом на форуме в любом случае будут. 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
кылышбай Опубликовано 29 января, 2019 Поделиться Опубликовано 29 января, 2019 1 час назад, АксКерБорж сказал: Май пісу. у нас тоже пісу. в 90-х в стиральной машинке) Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
кылышбай Опубликовано 29 января, 2019 Поделиться Опубликовано 29 января, 2019 2 часа назад, АксКерБорж сказал: делают бешбармак как у вас в деревне называют бешпармак? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 29 января, 2019 Поделиться Опубликовано 29 января, 2019 1 час назад, кылышбай сказал: как у вас в деревне называют бешпармак? Ет - это и мясо, это и бешбармак. Ет асу - сварить мясо, это и приготовить бешбармак. Етке шақыру - позвать гостей на мясо, это и позвать гостей на бешбармак. Ет кесу, Ет турау - нарезать мясо, это и нарезать бешбармак. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
кылышбай Опубликовано 29 января, 2019 Поделиться Опубликовано 29 января, 2019 25 минут назад, АксКерБорж сказал: Ет - это и мясо, это и бешбармак. Ет асу - сварить мясо, это и приготовить бешбармак. Етке шақыру - позвать гостей на мясо, это и позвать гостей на бешбармак. Ет кесу, Ет турау - нарезать мясо, это и нарезать бешбармак. у нас то же самое 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться