Перейти к содержанию
BAWIR$AQ

Кочевые узбеки

Рекомендуемые сообщения

Сколько человек ушло в конце 15 в. во главе с Мухаммедом Шейбани из Узбекского ханства в Ср. Азию?

Сколько осталось на родине, в восточном Дешт-и-Кыпчаке?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Сколько человек ушло в конце 15 в. во главе с Мухаммедом Шейбани из Узбекского ханства в Ср. Азию?

Сколько осталось на родине, в восточном Дешт-и-Кыпчаке?

Петербургский историк Т.И.Султанов в книжке "Кочевые племена Приаралья 15-17 вв." подсчитал, что до ухода Шейбани население Узбекского ханства составляло 1 240 000 - 1 360 000 чел., а в Мавераннахр ушло 240 000 - 360 000. Такие странные "дробные" цифры ;) - потому что количество войск, называемое в источниках, Султанов умножает на шесть, т.е. на среднюю численность средневековой семьи.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А как именно происходило завоевание Мавераннахра??

Тот же Султанов пишет, что в отряде Шейбани, с которым он взял несколько городов в начале завоевания было 300 человек :ph34r:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ne podkajete li. Pravda chto UZBEK. perevoditsa kak uz-tri, bek - voenachalnik.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ne podkajete li. Pravda chto UZBEK. perevoditsa kak uz-tri, bek - voenachalnik.

Не правда! Вроде бы есть версия, что uz-bek - "сам себе бек" :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Есть ли вообще сведения о Мухаммеде Шейбани до начала завоевания им Мавераннахра (т. е. примерно до 1499-1500 гг.)? До сих пор встречал в разных исследованиях только отдельные факты из его биографии без ссылки на конкретные источники: как его пытались возвести в ханы ногайцы, а казахи этого не допустили, как он бежал в Астрахань вместе с братом, что он учился в медресе в Самарканде, затем состоял членом религиозного братства накшбандийа, предводительствовал едва ли не разбойничими шайками, был на службе у моголистанских Тоглукидов и т. д. Все это - просто упоминания, причем без дат, хронологии, источников. Кто-нибудь владеет более подробной информацией?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Гость Мухаммад б. Текеш

На этом сайте есть очень хорошая статья: А.А. СЕМЕНОВ. К ВОПРОСУ О ПРОИСХОЖДЕНИИ И СОСТАВЕ УЗБЕКОВ ШЕЙБАНИ-ХАНА. Оригинал: Труды академии наук Таджикской ССР. Том XII. 1953. - C.3-37.

СТАТЬЯ

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Есть немного у Трепавлова ( " История Ногайской Орды" )

"Сразу после убийства Шейх-Хайдара мангытская верхушка планировала расправиться со всей семьей грозного Абу-л-Хайра и преследовада его потомков , втом числе и внука - Мухаммеда Шейбани ( Березин 1849 , с. 56 , 61-62 ; Бинаи 1969 , с. 100 ; Таварих 1967 , с. 267 , 268 ). Тот вынужден был метаться по Дешту , то и дело собирая вокруг себя отряды из таких же изгоев - "казаков " . Первое время он жаждал отомстить участникам коалиции , отнявшим трон у его семьи. Уже через восемь дней после гибели его дяди . Шейх-Хайдара , Шейбани при внезапном набеге убил брата и сына сибирского правителя Ибака , затем ему удалось расквитаться с Буреке б. Ядгаром , весь улус которого после этого переселился к мангытам ( Бинаи 1969 , с. 102 ; Шади 1969 , с. 62 , 63 ) . При этом главными его врагами все-таки оставались казахские ханы ; к ним перешел ханский ранг . В начале 1470-х годов Шейбани при помощи Тимуридов отвоевал у них несколько крепостей на Сырдарье . А так как руководство Мангытского юрта начало подумывать о новом государе , наметилось сближение с царевичем-"казаком ".

Сближение это облегчалось и тем , что еще при жизни Абу-л.Хайра юный Мухаммед Шейбани влюбился в дочь Мусы . Сведения об этой романтической детали приводятся только в стихотворном сочинении Шади " Фатх-наме " ( Акимушкин 1969 , с.49 ). Шейбани обменивался с возлюбленной нежными письмаи , а позднее осмелился даже совершать набеги на Мангытский юрт , чтобы вынудить Мусу выдать за него дочь.

( В ташкентской рукописи труда Шади помещены миниатюры гератской школы , изображающие вручение княжне посланий от узбекского принца . Одна из них , " Посещение Шейбани-ханом Луноликой , пленяющей сердца " , опубликована ( Пугаченкова 1996 , с. 23 ).

Однажды в Сыгнак , где обретался Шейбани , прибыл посол с приглашением в ставку Мусы ( Бинаи 1969 , с.103 ; Шади 1969 , с. 71 ). Скорее всего это произошло после смерти Джанибека , т.е. около 1473 г.

" Посланец просил от лица своего властелина , чтобы государь направился в Дешт , и обещал , что Муса встанет на его сторону ,вручит ему ханство и будет преданно и искренне служить ему " ( Хондемир 1954 , с. 274 ). Мухаммед отправился на север . Муса с почетом принял его и разместил в своих кочвьях ( Махмуд ибн Вали 1969 , с. 366 ). Наверное , уже началась подготовка к коронации , из степи съезжались мирзы для участия в церемонии . Но тут поступило известие о том , что с юго-востока приближается большое казахское войско ..."

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Трепавлова я тоже прочитал, но у него - как раз самый1 ранний период деятельности Мухаммеда Шейбани - сразу после смерти Абу-л-Хайра и Шейх-Хайдара. А вот что было после того, как казахи сорвали его коронацию, организованную ногайцами? "Шейбани-наме" говорит совсем чуть-чуть о событиях 1468-1472 гг. и уже подробнее о времени покорения Мавераннахра. В "Записках бухарского гостя" - еще более поздний период, 1508-1509 гг. Если брать конкретно по датам, то интересует период примерно 1473-1499 гг., когда Шейбани из беглеца, неудачливого претендента на несуществующий трон, постепенно превратился в предводителя огромного войска, сумевшего одолеть и Тимуридов, и Тоглукидов, и казахских ханов.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Если брать конкретно по датам, то интересует период примерно 1473-1499 гг., когда Шейбани из беглеца, неудачливого претендента на несуществующий трон, постепенно превратился в предводителя огромного войска, сумевшего одолеть и Тимуридов, и Тоглукидов, и казахских ханов.

Вообще жизнь Шейбани описана в анонимной "Таварих-и гузида-йи нусрат-наме", изданной в 1967 в Ташкенте (иногда ее приписывают самому Шейбани, ведь он тоже брался за калам). Фрагменты в русском переводе - правда не помню, за какой период - опубликованы в "Материалах по истории казахских ханств" 1969. Наверное, единственное более менее детальное описание его биографии, в том числе до нападения на Мавераннахр, - в статье А.А.Семенова "Шейбани-хан и завоевание им империи Тимуридов" в Трудах института истории Таджикистана, 1954, т.12, вып. 1.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Гость Мухаммад б. Текеш

Krig приветсвую!

Вообще жизнь Шейбани описана в анонимной "Таварих-и гузида-йи нусрат-наме", изданной в 1967 в Ташкенте

А скажите пожалуйста, это издание только персидского текста, или есть русский/узбекский перевод??? <_<

в Трудах института истории Таджикистана, 1954, т.12, вып. 1.

РаритетЪ, гедеж его теперь найдешь? ;):P

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вот выдержка из "летописи..." Т.Султанова. Налицо авторские симпатии.

Согласно показаниям этих источников, реальную политическую и военную силу в Узбекском улусе с начала 70-х годов XV столетия представляли казахские владетели в лице Гирея, затем его старшего сына Бурундука и многочисленных сыновей Джанибек-хана, которые сделались теперь грозной силой, противостоящей небольшой кучке Шибанидов, обреченных судьбою на жизнь скитальцев, живущих за счет мелкого грабежа и разбоя. Так, после поражения Шайх-Хайдар-хана Шейбани и другие потомки Абу-л-Хайра вынуждены были оставить родные степи и просить

покровительства у астраханского правителя, а затем спасать свою жизнь поспешным бегством из осажденного Хаджи-Тархана. С небольшим числом приверженцев из племени кушчи (кошчи?) они долгое время скитались в окрестностях Сыгнака и Саурана, занимаясь грабежом и разбоем, пока не объединились с Бурудж-огланом.

Положение потомков Абу-л-Хайр-хана, потерявших все, покинутых людьми, «предавшими забвению обязательства соблюдать верность», прекрасно характеризуется несколькими строками, которые автор стихотворной хроники «Фатх-наме» вкладывает в уста самого Шейбани. Будущий завоеватель государства Тимуридов, обращаясь к сорока своим приближенным, горько сетует:

Не осталось у нас ни йурта, ни пристанища, Они полностью попали к врагу, Нет у нас войска, чтобы отправиться воевать, Чтобы повести в бой знать и ра'иййатов. Нигде никто не окажет нам покровительства, Даже презренный человек не приютит нас. Как небесный свод бродим мы вокруг мира. Доколе можно нам бродить так рассеянными! Отныне мы пустим в дело меч и руку.

И пускают. Но судьба не благоприятствовала Мухамма-ду Шейбани, и он, гонимый казахскими владетелями, вынужден удалиться в Мавсраннахр. На пути в Самарканд малочисленный отряд Шейбани был наголову разбит около Сабрана тамошним владетелем Иренджи-султаном, сыном Джанибек-хана казахского. Оставшиеся в живых спутники царевича почти все рассеялись. Он сам с братом Махмудом едва спасся бегством и вместо Самарканда поспешно направился в Бухару. Эмиры и бахадуры — все, кто был свидетелем того события, говорится в источнике об этом поражении Шейбани-хана, «разбежались в разные стороны, так что у них не было возможности соединиться друг с другом». А Мухаммад Шейбани-хан «в силу необходимости» с немногочисленными приближенными направил поводья решимости в сторону Бухары.

Из чужой страны он решается выступить в родные края спустя два года, лишь после того, как ему удается, по всей вероятности, не без помощи ордена «накшбендия», с которым в какой-то степени, по-видимому, был связан его брат Махмуд-султан, собрать необходимые военные снаряжения. Отмечая двухлетнее пребывание Шейбани в Бухаре, Шади

пишет: «Там у него появилось обильное снаряжение для войны, тогда же сердце у него стало томиться мыслью о шахском достоинстве», С этой мыслью, никогда не покидавшей властолюбивого принца, Шейбани решается опять попытать счастья на поприще авантюры и захвата и направляется в Туркестан.

Однако слишком незначительны были его силы (согласно Шади, во время выступления Шейбани-хана в Дешт-и Кипчак у него было 300 человек; ту же цифру приводит и автор «Нусрат-наме»), чтобы можно было предпринять с ними что-либо серьезное и добиться успеха в борьбе с казахскими владетелями, каждый из которых водил «многочисленное войско», а хан Бурундук располагал 50-тысячным войском. Тем не менее, ему в начале удается завладеть несколькими присырдарьинскими городами, но этот захват крепостей столь же непродолжителен, насколько скоро оказались они в его власти. Не превосходство военной силы открывало тяжелые крепостные ворота перед слабым отрядом Шибанида и отдавало крепости в его руки, а небескорыстное гостеприимство их владетелей, которые сами вручали ему ключи от крепостей, принимая Шейбани и его немногочисленных приверженцев весьма гостеприимно и с притворным уважением и преклонением. Немаловажной причиной кратковременных успехов Шейбани, несомненно, была и поддержка, которую он нашел в мангы-тах, в значительной степени добровольно подчинившихся ему и даже выдвигавших его кандидатуру в ханы.

Стремясь упрочить свои взаимоотношения с мангытски-ми мирзами, он женит своего дядю Суйундж- Ходжа-султана на дочери Муса-мирзы, на одной из сестер которой был женат сам. Но мангытские мирзы не только не выполнили своего обещания поднять его ханом, но вскоре перешли в лагерь его противников. Покинутый вчерашним союзником и неотступно преследуемый казахским ханом и султанами, он терпит поражение в жарком бою у перевала Согунлук, между Сузаком и Сыгнаком, в горах Кара-Тау, от объединенных сил Бурундук-хана и владетеля Сузака Махмуд-султана, сына Джанибек-хана и спешно удаляется на полуостров Мангышлак.

Затем мы видим его на службе у Тимурида Ахмад-мирзы. Но волевой авантюрист, удалой молодец, каким был Мухаммад Шейбани, вовсе не думал всегда оставаться вассалом тимуридского султана. Скоро он покинул Ахмад-мирзу и перешел на сторону моголов, заключив мир с его величеством Султан-Махмуд-ханом. Однако все эти союзы

246

шибанидского царевича, заверенные лишь устными клятвенными обещаниями, неискренны и столь же непрочны, как непрочно положение самого Шейбани. Как тонкий политик он прекрасно понимает, что и его терпят лишь постольку, поскольку его служба может принести пользу в чьих-либо честолюбивых замыслах, что сразу же после того, как сегодняшним соратникам удастся достичь своих целей, этот союз тут же потеряет смысл для обеих сторон, что завтра они могут быть только соперниками. И поэтому после захвата Сабрана он, по словам Шади, предупреждая своих спутников остерегаться козней и интриг старейшин города, говорит:

Ведь по необходимости отдали они нам город, Но не закрыли они дверь козням и интригам. Чуть явится им покровительство с другой стороны, Поведут они тебе рассказ стрелой и секирой.

Опасения Шейбани оказались не напрасными. Старейшины Сабрана, добровольно вручившие ключи от города брату Шейбани Махмуд-султану, с такой же легкостью открыли ворота перед казахским ханом Бурундуком, выдав ему Махмуд-султана вместе с семейством. А когда Бурундук-хан «с сыновьями Джанибек-хана и с войском мангы-тов» осадил Сыгнак, то городские сановники, не желая подвергаться ужасам расправы кочевников, склонили жителей выразить покорность казахскому хану. По этому поводу вот что пишет Бинаи. Группа предводителей, созвав людей Сыгнака, сказала: «Прежде этот вилайет принадлежал Бурундук-хану. Целесообразно передать нам этот вилайет Бурундук-хану, чтобы тем самым устранить неприятности».

Выбитый из присырдарьинских крепостей, часть которых перешла во владения казахского хана, Шейбани с отрядом в 400 человек устремился в низовья Аму-Дарьи, в вилайет Хорезм в надежде захватить владения Тимуридов. Этот набег в значительной мере можно объяснять географической изолированностью и относительной удаленностью Хорезма от политического центра, что делали эти владения Хусайн-мирзы наиболее доступными для завоевания. Но и здесь его успехи оказались не блестящими, и он поспешил обратно в степи; тем более, что его звал туда Султан-Махмуд. Могольский хан, опасаясь, что «Султан-Ахмад-мирза поведет наступление на вилайет Ташкент», уступил Шейбани только что взятую им у Тимуридов пограничную крепость Отрар. В ходе последовавших затем непрерывных войн с казахскими владетелями в руки узбекского царевича, не без помощи того же могольского хана, перешли ряд крепостей, в том числе и Ясы (г. Туркестан). Последнее обстоятельство послужило причиной открытого выступления казахских султанов против Махмуд-хана, следствием чего явились несколько сражений между традиционными союзниками — моголами и подданными Бурундука. По словам Мирзы Хайдара, крупных сражений было два, и в обоих победа осталась на стороне казахских султанов.

Переход некоторых пограничных крепостей в руки Му-хаммада Шейбани скорее всего объясняется его умением выгодно использовать враждебные интересы своих соперников, коалиции которых были, как правило, непрочны и быстро распадались. Ярким примером его тактики ведения войны может служить поведение самого Шейбани в осажденной крепости. Когда казахский хан Бурундук в союзе с Мухаммад-Мазид-тарханом подошел к Отрару, то Шейбани посоветовал запереться в крепости и не вступать в открытое сражение с преобладающей силой противника. «Поскольку их два-три соперничающих войска, — говорил он своим приближенным, — то они могут воспылать подозрением друг к другу. Когда же все заподозрят друг друга, тогда дело пойдет к расстройству». И действительно, случилось то, пишет далее Шади, восхищаясь мудростью своего патрона, что соизволил предсказать государь.

Двойная игра молодого Шибанида, исключительная его энергия и решимость в достижении своих целей и явные уже захватнические планы не могли быть не замечены могольским ханом, и Султан Махмуд, опасаясь за судьбу своих владений, вновь возрождает прерванный союз с казахскими владетелями, поставив целью вытеснить Шейбани из занятых им присырдарьинских пространств. Шейбани, отряд которого источники определяют в 100-300 человек, не смог оказать сопротивление объединенным силам и, потеряв ряд крепостей, заключил мир с казахами, который был скреплен брачными узами дочерей Бурундук-хана с братом Шейбани, Махмуд-султаном и сыном его Мухам-мад-Тимур-султаном.

По всей вероятности, именно «во время этих военных действий на окраинах его родных степей зародилась наиболее верная для того момента мысль, что добиваться власти ему, изгою, над своими беспокойными, вечно движущимися племенами и родами, с их свободолюбием и неорганизованностью, с их вольнолюбивыми и влиятельными родовыми

248

ханами и султанами — предприятие, по меньшей мере, ненадежное и мало выгодное. Здесь же, во владениях ти-муридов, откуда он начинал свою экспансию в Дешт-и Кипчак, налицо были прочно сложившиеся устои правильно организованной государственности: при раздробленности империи тимуридов на ряд владений, при соперничестве и внутренней слабости удельных правителей, — все могло способствовать переходу власти к тому честолюбцу, который нападет на это богатое государство и, оставив народу те же порядки в его внутренней и общественной жизни, захватит верховную власть в свои руки». «Расчеты честолюбца оказались правильны, — замечает далее А.А. Семенов, автор одной из лучших работ, посвященных истории завоевания государства Тимуридов кочевыми узбеками Дешт-и Кипчака, — а его энергия, неустрашимость и всегдашнее присутствие духа помогли ему осуществить свои мечты» [Семенов, с.45].

В итоге изложенного можно сказать, что все эти рассказы авторов, хорошо знавших подробности «годов казачества» Шейбани-хана, несомненно заслуживают внимания и не позволяют принять утверждение о существовании узбекского княжества Мухаммада Шейбани, согласиться с мнением о том, что внук Абу-л-Хайра до завоевания Маверан-нахра выступал как руководитель массового по своему размаху движения. Как справедливо отметил В.П. Юдин, потомки Абу-л-Хайр-хана получают возможность ставить перед собой и решать самостоятельные задачи лишь после завоевания ими государства Тимуридов. Что касается самого завоевания государства Тимуридов, то оно было осуществлено не превосходством военных сил Шейбани-хана над Тимуридами, а тем, что почва для этого завоевания земледельческих оазисов Средней Азии кочевыми узбеками Кипчака подготавливалась по мере ослабления политической мощи потомков Тимура.

Завоевание государства Тимуридов Шейбани-ханом в начале XVI в. привело к окончательному уходу потомков Абу-л-Хайра с частью племен и родов Узбекского улуса с территории Дешт-и Кипчака и к перенесению термина узбек в покоренные ими области Средней Азии. С этого времени оба термина — казак, и узбек — приобрели такое значение, что служили не только для обозначения приверженцев старой знати Шибанидов или Гирея, Джанибека и их потомков, но и для разделения сородичей по месту их жительства, ограниченного теперь рамками определенных политических границ.

Правда из всего вышесказанного возникает вопрос: как Шейбани с бандой в 300 человек мог представлять хоть какую-то угрозу казахам или тоглукидам?

И напоследок немного юмора: :o

"В конце XV в. русские отряды с верховьев Волги начали нападать на средневолжские татарские города, чем вынудили часть населения покинуть родину и уйти под предводительством Шейбани-хана (1500-1510) в Среднюю Азию." Гумилев "Этногенез и биосфера Земли"

:D

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А скажите пожалуйста, это издание только персидского текста, или есть русский/узбекский перевод???  <_<

РаритетЪ, гедеж его теперь найдешь?  ;)  :P

Мухаммаду б. Текешу аналогично.

Издание 1967 - это так называемый критический текст, чагатайский тюрки.

Ну и что, что раритет. Кому нужно, пусть ищет ;)

Когда я писал ответ Бату, то совсем забыл, что Березин перевел один из кратких вариантов этой хроники под названием "Шейбаниада" в своей казанской "Библиотеке восточных историков", т.1 (1849). Это уже не просто раритет, а вообще подземный клад - сундук, а в нем утка, а в утке яйцо, а в яйце смерть Кощея :lol:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А скажите пожалуйста, это издание только персидского текста, или есть русский/узбекский перевод??? 

Здравствуйте ув. Мухаммед бин Текеш!

Мое дополнение к уже исчерпывающему ответу Крига.

Язык "Таварих-и гузида-йи нусрат-наме" или Избранных историй книги побед - чагатайский со значительным количеством кипчакских элементов.

Есть ли перевод на русский/узбекский не знаю. Но читал в одной книге, что казахский исследователь С. К. Ибрагимов в своих работах касательно этого сочинения приводит в переводе на русский язык отдельные его части. Насколько мне известно, А. М. Акрамов, автор издания 1967 года, текст сочинения на русский/узбекский не переводил.

С уважением,

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

казахский исследователь С. К. Ибрагимов в своих работах касательно этого сочинения приводит в переводе на русский язык отдельные его части.

Здравствуйте, Рысбек!

Точно, есть у Ибрагимова статья с переводом фрагментов: "Некоторые данные к истории казахов 15-16 вв.". Напечатана в Известиях АН Казахстана, серия истории, 1956, вып.3. Мухаммад опять скажет: раритет - и будет прав. Что делать, если такие вещи не печатались в "Мурзилке"?! :P

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Здравстуйте Криг!

Есть и более позднее издание, где также приведены переводные отрывки из данного сочинения, тем же Ибрагимовым: Материалы по истории казахских ханств 15-18 веков, изданное в 1969 году. К сожалению и эта книга является библиографической редкостью :(

С уважением,

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Березин перевел один из кратких вариантов этой хроники под названием "Шейбаниада" в своей казанской "Библиотеке восточных историков", т.1 (1849). Это уже не просто раритет, а вообще подземный клад - сундук, а в нем утка, а в утке яйцо, а в яйце смерть Кощея

Собственно, эту хронику-то я и обозвал некорректно "Шейбани-наме". Вся проблема в том, что там как-то странно скачут от гибели Шейх-Хайдара сразу к походу на Махмуд-хана Тоглукида. Да при этом еще нет никаких дат, никакой хронологии. :( Так что смерть не только Кощею, но и мозгам исследователей. :huh: А вот за остальные ссылки (казахские источники и исследования) спасибо: как говорил С. С. Горбунков, "будем искать" :)

Вот выдержка из "летописи..." Т.Султанова

Это имеется в виду "Казахстан: Летопись трех тысячелетий" Кляшторного и Султанова?

С небольшим числом приверженцев из племени кушчи (кошчи?) они долгое время скитались в окрестностях Сыгнака и Саурана, занимаясь грабежом и разбоем, пока не объединились с Бурудж-огланом.

В Тарих-и Кашгар Мирзы Мухаммад-Хайдара Дуглата (в книге "Из истории Казахов", А.-А., 1996?) говорится, что Бурудж-оглан пытался занять трон сразу после смерти Абу-л-Хайра и очень скоро погиб в борьбе с Тоглукидом Юнусом. Т. е., речь идет о событиях 1468-1469 гг., не позднее. А тут речь идет о "долгом времени". Нужно будет посравнивать разные источники. Тем более, что большинство хроник и родословных вообще ни о каком Бурудж-оглане не упоминает :(

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Это имеется в виду "Казахстан: Летопись трех тысячелетий" Кляшторного и Султанова?

да, она самая.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Хочу поднять вопрос о самоназвании узбеков.

"Озбекскими" в восточных источниках стали называть и кочевников, населявших Улуг Улус. Сами кыпчаки никогда не называли себя так. Об этом свидетельствовал

и Мухаммед-Шейбани, заявивший, что никакого узбекского ханства на самом деле не было, и что его дед Абулхаир правил частью Улуг Улуса.

Что скажут специалисты?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Курбангали Халид "Тауарих хамса" (Пять историй):

(перевод с казахского мой)

"Девяносто двух племенные озбеки" (некоторые это название связывают с кыпчаками, а к озбекам применяют название "шестидесяти двух племенные озбеки") (в выражениях "тоқсан екі баулы", "алпыс екі баулы" слово "буын" означает колено, поколение, звено, сустав, двоюродные и троюродные братья по отцу). Не вызывает никакого сомнения, что "озбеки" это ногаи (ногайлинцы):

1. Мын

2. Джуз

3. Кырык

4. Угежат

5. Джалаир

6. Прай

7. Конырат

8. Алшын

9. Найман

10. Аргын

11. Кыпшак

12. Калмак

13. Фрат

14. Торгаут

15. Кырыктык

16. Бурлан

17. Шымыршык

18. Фатаган (Катаган?)

19. Кажи

20. Кенекас (Кенегес?)

21. Буйрат

22. Ойрат

23. Кият

24. Баглан

25. Кынай

26. Канглы

27. Озбек

28. Койшы

29. Буланшы

30. Шабут

31. Жоют

32. Шылашут

33. Баяут

34. Отаршы

35. Арлат

36. Кереит

37. Унгут (Онгут)

38. Мангут

39. Тангут

40. Оймаут

41. Кашат

42. Меркит

43. Буркат

44. Кият

45. Коралат (Куралас?)

46. Тёралас

47. Кырараб

48. Илашы

49. Шубырган

50. Кышылак

51. Оглан

52. Туркмен

53. Дурмен

54. Табут

55. Тама

56. Мачад

57. Кердери

58. Керей

59. Надай (Ногай?)

60. Рамадан

61. Кафсана

62. Кыргыз

63. Уяршы

64. Жойрат

65. Уйсун

66. Жорга

67. Баташа

68. Койсын

69. Молдыз

70. Тобел

71. Татыр (Татар?)

72. Тлеу

73. Басхал

74. Ниял

75. Казган

76. Ширин

78. Курлат (Курлеут?)

79. Шилкас

80. Уйкорган

81. Таргын

82. Жабу

83. Суран

84. Тургак

85. Мутиян

86. Каска

87. Маджар (Мадьяр)

88. Тушылык

89. Шоран

90. Шуршут (Чурчут)

91. Бахршы

92. Уйгурат (Уйгур?)

Актайлак би включал сюда еще:

1. Казак

2. Башкурт

3. Туркмен

4. Черкес

5. Тибтар (Тептяри?)

6. Ногай

Боевой клич (уран) у озбеков, казаков и ногаев был общий - "Алаш!"

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Курбангали Халид "Тауарих хамса" (Пять историй):

(перевод с казахского мой)

[

Боевой клич (уран) у озбеков, казаков и ногаев был общий - "Алаш!"

а чем это подтверждается?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

а чем это подтверждается?

Что значит алаш на тюркском?

На монгольском-Алаач-убеите ,убеите меня!!!! :D

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Что значит алаш на тюркском?

На монгольском-Алаач-убеите ,убеите меня!!!! :D

Мифический предок казахов.

Ала - пестрый.

Вообще-то есть версии легенды, что кроме Алаш, был старец Алаша.

ребенок в дестстве якобы был больной проказой - поэтому пестрый. Позже стал мифическим предком казахов трех жузов.

Алаш не является мифическим первопредком аксуйеков...

Относительно недавно появилась версия, что у одного из правителей Могулистана было прозвище Алача... поскольку он воевал с ойратами, сильно их преследовал - ну типа ойраты и назвали его так -Алач (убийца).

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin

Мифический предок казахов.

Ала - пестрый.

Вообще-то есть версии легенды, что кроме Алаш, был старец Алаша.

ребенок в дестстве якобы был больной проказой - поэтому пестрый. Позже стал мифическим предком казахов трех жузов.

Алаш не является мифическим первопредком аксуйеков...

Относительно недавно появилась версия, что у одного из правителей Могулистана было прозвище Алача... поскольку он воевал с ойратами, сильно их преследовал - ну типа ойраты и назвали его так -Алач (убийца).

Эта версия появилась давно. Алачем или с монг. яз. "убийцей" именовался моголистанский Ахмед-хан (1496-1503/4), подразумевалось что он был "истребителем ойратов".

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...