Перейти к содержанию
Гость Anonymous

Жалаиры-Джалаиры-Jalair

Рекомендуемые сообщения

Можете привести все данные по родовому составу монгольских жалайров. На вопрос ответил АКБ. Слышал кстати версию этимологии этнонима Жалаир как ЖАЛ+АЙГЫР - ГРИВА+ЖЕРЕБЕЦ.

Это трудновато.Я знаю только одного подрода Айгар.Это маньчжуры у нас займствовали этот слово.Об этом доказал уже американец .С вами что? Проблема с английским? До этого маньчжуры были тоже оленоводами как керейты, жалайры.Я считаю,что Жалайры есть настоящие тунгусы.

К стати,я всегда считал ,что Бек это тюркизм.Но оказывается это китайзм.Паик инь. :lol:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Как считаете, в чем отличие казахских сырманаков и шуманаков. только ли в географии?

Не задавался никогда этим вопросом, думал география, хотя можно предположить, что на Шу обосновались главные роды, а на Сырдарье менее "элитные", на Шу пастбища лучше и трава тоже :D . Есть какие-нибудь соображения, Асеке?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Это трудновато.Я знаю только одного подрода Айгар.Это маньчжуры у нас займствовали этот слово.Об этом доказал уже американец .С вами что? Проблема с английским? До этого маньчжуры были тоже оленоводами как керейты, жалайры.Я считаю,что Жалайры есть настоящие тунгусы.

К стати,я всегда считал ,что Бек это тюркизм.Но оказывается это китайзм.Паик инь. :lol:

Умнее и обоснованнее есть что-нибудь сообщить?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Не задавался никогда этим вопросом, думал география, хотя можно предположить, что на Шу обосновались главные роды, а на Сырдарье менее "элитные", на Шу пастбища лучше и трава тоже :D . Есть какие-нибудь соображения, Асеке?

У меня версия, что сырманаки это джалаиры от могулов из Могулистана, а сырманаки от кочевых узбеков, потомки тех кто служил Урус-хану и его внукам и правнукам.

Это всего лишь версия пока.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

У меня версия, что сырманаки это джалаиры от могулов из Могулистана, а сырманаки от кочевых узбеков, потомки тех кто служил Урус-хану и его внукам и правнукам.

Это всего лишь версия пока.

Слышал еще про БИРМАНАКОВ - вроде жалаиры из Персии.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Слышал еще про БИРМАНАКОВ - вроде жалаиры из Персии.

В их составе большинство потомки пленных каракалпаков.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Каракалпак входит в Бирманак, в состав тех каракалпак входят мангыт кенегес и другие.

Подробнее в трехтомнике Жалаир издательства Жас Алаш.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Умнее и обоснованнее есть что-нибудь сообщить?

Портрет Чингисхана нарисовал жалайрец по имени Хорихасун. Так что можете гордиться ещё им. :rolleyes:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ответ о принадлежности рода "Жалайыр" надо искать в родовой тамге, как и во многих названиях казахских родов и племен. Тамга рода жалайыр представляет из себя нечто похожее на букву "m". Это я думаю пожожа и на расческу тоже. Отсюда народ(неграмотный, не знающий буквы алфавита) мог просто довести информацию о тамге, называя тем, что это изображение напоминало. Такой расческой расчесывали гривы лошадей. По другому,эта вещь предназначена для "разделения"(каз. буквально "айыр-раздели", по смыслу "айыруга арналган"-предназначенный для разделения). Жал(казахск)-грива. Вот вам и тамга напоминающая расческу для лошади. У казахских родов таких примеров десятки. Посмотрите название рода и сравните с тамгой, тут и все станет понятно. И не будете спорить, откуда этот род и к кому относится.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Тамга тут не причем, она за историю могла быть одинаковой у разных племен или же разной у одного племени в разных народах.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Тамга тут не причем, она за историю могла быть одинаковой у разных племен или же разной у одного племени в разных народах.

Почему же? Нельзя полностью отвергать и тамгу как признак родства племен, на этот счет есть немало докуменов.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Почему же? Нельзя полностью отвергать и тамгу как признак родства племен, на этот счет есть немало докуменов.

По вашему казахские таракты жалаиры и торе связаны?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

По вашему казахские таракты жалаиры и торе связаны?

Эта тамга давалась "торе" и "нокта агасы" каждого жуза,т.е. племенам у которых была какая-та власть.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Эта тамга давалась "торе" и "нокта агасы" каждого жуза,т.е. племенам у которых была какая-та власть.

Интересно кем давалась? :rolleyes:

Не припомню у жалаиров и таракты такой власти (ну кроме раздачи почетных частей туши жалаирам) которая была у торе или хотя бы кожа.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

По вашему казахские таракты жалаиры и торе связаны?

Так как тамги могли быть выданы(присвоены) родам в разное время и в разных местах (от Орхона до Дуная)может и повторялись рисунки. Но, за то дважды они одинаково не назывались, использовались синонимы.Так,например, жалайыр и таракты. Но,если вглядеться в тамгах(рисунках) есть различия(угол наклона,размеры, толщина линий и т.д. Я хочу доказать, что тамге как и роду дали название люди, говорящие на казахском языке(на тюркском, если хотите, но не на монгольском). Ведь все надписи на скалах возле Орхона,Енисея сделаны на тюркском, а не на монгольском,за сотни лет до монгольского подъема, что может служить доказательством того, что старыми обитателями этих земель были тюркские племена. Могли ведь еще в те времена родовые тамги быть у тюркских племен? И называться тюркскими словами?

Буквы самих рунических надписей очень сильно похожи на эти же знаки. Родов с такими тамгами считаю, можно отнести к древним племенам(8-9 вв). У казахов есть еще рода с названиями "отдающие чисто казахским",которые появились в 16-19вв. Например, мы все знаем, что келин(невестка) не имела права называть родственников мужа по имени(есть даже анекдоты) и придумывала всякие прозвища(ласковые и не очень), так и в отношении названия рода(или ветви рода,которая должна быть названа в честь одного из знаменитых людей из этого рода) и пользовались такие подходы, и вот пошло -поехало: коныр борик,кызыл борик, торежан и т.д.

Есть рода, берущие начало от пришлых людей(неказахов). Среди Шапрашты есть ветвь Асыл, Теке и от него Маншап. Маншап-это имя калмычки, которая родила детей казаху, и от них дети получили имя рода по имени матери. Есть и туркпен адайцы, есть и род ойрат. А объяснить сходство названий родов с названиями малых и больших народов-надо сидеть годами и разбираться. Вот несколько из них: Созвучные: атыгай-адыгей,шеркеш-черкес,берш-перс,мадьяр-мадьяр,албан-албан, аргын-гунар и т.д.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Так как тамги могли быть выданы(присвоены) родам в разное время и в разных местах (от Орхона до Дуная)может и повторялись рисунки. Но, за то дважды они одинаково не назывались, использовались синонимы.Так,например, жалайыр и таракты. Но,если вглядеться в тамгах(рисунках) есть различия(угол наклона,размеры, толщина линий и т.д. Я хочу доказать, что тамге как и роду дали название люди, говорящие на казахском языке(на тюркском, если хотите, но не на монгольском).

Ну так пишите монографии и статьи о тамгах.

ИМХО: то что вы сказали (о том, что жалаиры происходят от названия тамги и многие казахские рода также) мягко говоря не соответсвует истине.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ну так пишите монографии и статьи о тамгах.

ИМХО: то что вы сказали (о том, что жалаиры происходят от названия тамги и многие казахские рода также) мягко говоря не соответсвует истине

Так уже писали, например В.Востров,С.Муканов и О. Сулейменов, помните как он объясняет название рода Кыпшак(498 стр.книга АзиЯ-изд.Жалын,1990г)). Так же нетрудно заметить, род Балталы имеет тамгу напоминающую обычный топор, род Ойык-простой круг, род Тілік - ровную черту(порез), Шанышкылы--палку с острым наконечником, таракты-гребень и т.д. Он и об этом пишет, и о тамге жалайыр.

Да, и еще,Аристов(Заметки об этнических составах тюркских племен и народностей и сведения об их численности) тоже отмечает, что 29 букв из 38 использованных на Орхон-Енисейских памятниках встречаются в виде тамги казахских родов. И потом, жалаиры не происходят от тамги, а называются по значению тамги.

Наши собеседники на форуме очень часто твердят, что в казахском языке много монголизмов. Наоборот, монголы очень много позаимствовали слов от тюрков, населявших во времена Культегина территорию современной Монголии, но доказать это можно в том числе и с помощью родовых знаков-тамга. Мне,кажется, что наши предки оставили нам подсказку,где искать корни казахов, и всех тюрков.Там наша прародина,вернее основной части племен входящих в состав казахского народа, в том числе и жалайыров.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ну так пишите монографии и статьи о тамгах.

ИМХО: то что вы сказали (о том, что жалаиры происходят от названия тамги и многие казахские рода также) мягко говоря не соответсвует истине

Так уже писали, например В.Востров,С.Муканов и О. Сулейменов, помните как он объясняет название рода Кыпшак(498 стр.книга АзиЯ-изд.Жалын,1990г)).

Сулейменов написал лишь свою версию. муканов и Востров так не думали.

Версия Сулейменов взята с потолка.

Кипшак этноним появился раньше тамги КАЗАХСКИХ кипшаков. у других кипшаков (башкиры, киргизы и др) тамга могла быть абсолютно другой.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Да, и еще,Аристов(Заметки об этнических составах тюркских племен и народностей и сведения об их численности) тоже отмечает, что 29 букв из 38 использованных на Орхон-Енисейских памятниках встречаются в виде тамги казахских родов. И потом, жалаиры не происходят от тамги, а называются по значению тамги.

я бы конечно посмотрел на те 29 из 38 букв совпадений с тамгами.

П.С. вообще руникой пользовались так как это знаки простые по написанию и нанесению

При желании в рунике можно и арабские цифры увидеть.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Сулейменов написал лишь свою версию. муканов и Востров так не думали.

Версия Сулейменов взята с потолка.

Кипшак этноним появился раньше тамги КАЗАХСКИХ кипшаков. у других кипшаков (башкиры, киргизы и др) тамга могла быть абсолютно другой.

С этим проблем нет. На нашем форуме обязательно есть знатоки истрии башкирских, кыргызских и других тюркских народов, в составе которых есть род кыпшак(кипчак). Думаю в стороне не останутся. Я уже получил подтверждение на мой вопрос,но хочу,чтобы написали люди компетентные и распологающие такими сведениями. Подождем.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

я бы конечно посмотрел на те 29 из 38 букв совпадений с тамгами.

П.С. вообще руникой пользовались так как это знаки простые по написанию и нанесению

При желании в рунике можно и арабские цифры увидеть.

Да,эти "фигурки" могут встречаться повсюду, и не обязательно означают только тамги каз.родов. Но, они не похожи на арабскую вязь,на латинские буквы и китайские иероглифы. Руника отличается своим особым рисунком.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Да,эти "фигурки" могут встречаться повсюду, и не обязательно означают только тамги каз.родов. Но, они не похожи на арабскую вязь,на латинские буквы и китайские иероглифы. Руника отличается своим особым рисунком.

Они похожи на германские руны. связь есть?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin
Ученые полагают, что древнетюркский алфавит возник не раньше VII в., возможно, в первой половине. Рунические тексты старше второй половины VII в. еще не обнаружены.

Проблема происхождения древнетюркской руники пока не решена. В науке существует несколько различных точек зрения. Наиболее обоснованным считается согдийский вариант арамейской гипотезы. Он основан на близости форм ряда рунических и согдийских графем, которые по происхождению считаются арамейскими (переднеазиатскими). В.А. Лившиц установил, что прототипом для большинства рун послужило согдийское курсивное письмо и только небольшая их часть могла быть изобретенной.

(Лившиц В.А. О происхождении древнетюркской рунической письменности.// Археологические исследования древнего и средневекового Казахстана. - Алма-Ата, 1980. С. 3-13)

http://www.eurasica.ru/articles/writing/

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Спасибо за подсказку. Я хочу обратить внимание,что большинство букв руники и знаки тамги не случайно похожи, либо тамги придумали люди знающие или видевшие рунику,либо наоборот. Вроде нехитрые "фигурки",но как инженер, я вынужден признать,что здесь геометрические и графические законы(правила) соблюдены. Какие симметрии, какие изгибы, какие линии! Прелесть! Германская похожа,но какая-то топорная,и зрительно воспринимается плохо.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...