Перейти к содержанию
АксКерБорж

Головные уборы монголоязычных народов - 2

Рекомендуемые сообщения

Халхские женщины традиционно носят очень своеобразный дээл с чрезвычайно широкими плечами. Женская прическа Халха очень отличается от других групп, представляя собой мифическую птицу гаруду. Прическа украшается 5-10 кг серебра и драгоценных камней. Халхи обожают красно-синие цвета, которые символизируют огонь и небо.

47c43d0a896839448294207c2803de84.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

09.03.2018 в 16:56, АксКерБорж сказал:

 

Монголы в своих родных национальных традиционных головных уборах выглядят естественно и гармонично:

 

Халхаский мальчик:

b926599a1819.jpg

Народный художник МНР Г. Хайдав:

9153a12c4722.jpg

Молодой мужчина халха:

7f9f5eb16849.jpg

Пожилой мужчина халха:

1f5700f0be4a.jpg

 

 

9f8310c29d5a.jpg

faa88b486db6.jpg

a5c5258d1e2f.jpg

6606a893d0d1.jpg

454010727baa.jpg

d3a34dda1826.jpg

b0721c0d5b2b.jpg

d683aaae7919.jpg

 

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Монголы в своих родных национальных традиционных головных уборах выглядят естественно и гармонично.

Любо дорого посмотреть!

5ae030edb6ff.jpg

1f26aeb5203c.jpg

fe0fb4fc4592.jpg

1cd5e4bb602f.jpg

fd5b196b0042.jpg

d8a256349c49.jpg

e8ee9dfc91ac.jpg

 

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

0ab4ca7a105a.jpg

b216874dd6af.jpg

137ee42499ef.jpg

dbcc0c8746a7.jpg

e71fd1c3921a.jpg

 

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

‎21‎.‎06‎.‎2017 в 14:24, АксКерБорж сказал:

Я уже приводил данные, что у халхасцев о Чингизхане и его временах сохранилось лишь 1 предание, но у казахово Чингизхане, его соратниках и событиях о нем сохранилось как минимум 11 преданий. Я также приводил массу фактов, что культура (традиции, обычаи и пр.) халхасцев абсолютно не похожи на культуру племен времен Чингизхана, но культура казахов практически на 100% повторяет культуру татарских племен Чингизхана.

"Эрденейн Тобчи", "Алтан Тобчи", ССМ хроника 13 века, Письменное наследие Монгольской империи которую представил покойный Ашины Шэни для вас не в счёт? Вы говорите о каких то 11 казахских преданий которые по форме и содержанию больше напоминают сказочное повествование для дошкольного образования, если уж откровенно говорить. И вы сами об этом прекрасно знаете. И вы эти 11 сказочных преданий хотите поставить в один ряд с хроникой 13 века ССМ?!

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

20.11.2018 в 01:41, Duwa-Soqor сказал:

"Эрденейн Тобчи", "Алтан Тобчи", ССМ хроника 13 века, Письменное наследие Монгольской империи которую представил покойный Ашины Шэни для вас не в счёт? Вы говорите о каких то 11 казахских преданий которые по форме и содержанию больше напоминают сказочное повествование для дошкольного образования, если уж откровенно говорить. И вы сами об этом прекрасно знаете. И вы эти 11 сказочных преданий хотите поставить в один ряд с хроникой 13 века ССМ?!

 

Как любит выражаться админ - мимо!

Почитайте нашу дискуссию по этому поводу с Рустамом. Ведь не зря он вас лайкнул из солидарности. :)

 

 Здесь и ниже по странице:

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin
20 часов назад, АксКерБорж сказал:

 

Как любит выражаться админ - мимо!

Почитайте нашу дискуссию по этому поводу с Рустамом. Ведь не зря он вас лайкнул из солидарности. :)

 

 Здесь и ниже по странице:

 

Эти легенды, которые нашел Маргулан, и которые не были широко известны собственно казахам, ничто в сравнении с письменным наследием монголов, традициями почитания ЧХ и его потомков, его обожествления. Так что действительно "мимо". Вы Кайрат раздуваете из мухи слона.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

6 часов назад, Rust сказал:

Эти легенды, которые нашел Маргулан, и которые не были широко известны собственно казахам, ничто в сравнении с письменным наследием монголов, традициями почитания ЧХ и его потомков, его обожествления. Так что действительно "мимо". Вы Кайрат раздуваете из мухи слона.

 

К сожалению вы путаете между собой народные предания и письменные труды представителей других народов.

 

Ссылки на письменные памятники на монгольском языке 17 - 18 веков (Алтан тобчи и прочие) как на народные предания монголов неправильно.

 

Например, тот же "Алтан тобчи" некий ордосец Лубсан Данзан (и то под вопросом) писал используя некий неизвестный источник, возможно китайскую хронику "Юань-чао Би-ши". То есть это почти переписка чьих-то трудов, трудов других авторов предшественников, возможно иноязычных.

Это видно даже потому, что монгольские переписчики автоматически повторяя свойственные китайские фонетические искажения (игнорирование звука "Р") тоже искажали оригинальные слова, например, родное имя Чингизхана эти монгольские переписчики 17 - 18 веков подобно китайцам тоже писали без буквы "Р" - Төмөчин вместо Темурджин. 

 

В любом случае эти позднейшие письменные памятники в авторстве южных монголов (Китая) не являются и не могут служить монгольскими народными преданиями.

В самом монгольском народе преданий не сохранилось.

 

Поэтому:

У казахов сохранилось о Чингизхане и событиях, связанных с ним, порядка 11 преданий!

У халхасцев никаких преданий о нем и о его времени не известно!

 

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin
16 часов назад, АксКерБорж сказал:

В любом случае эти позднейшие письменные памятники в авторстве южных монголов (Китая) не являются и не могут служить монгольскими народными преданиями.

В самом монгольском народе преданий не сохранилось.

Поэтому:

У казахов сохранилось о Чингизхане и событиях, связанных с ним, порядка 11 преданий!

У халхасцев никаких преданий о нем и о его времени не известно!

Ничего не зная про монголов средних веков, делать такие выводы в вашей фольк-хисторической манере.

Цитата

Харизматическая личность Чингис-хана играла большую роль в публичном проявлении монгольской идентичности уже в XIII в., после его смерти. В традиционном сознании монголов, как и других народов, место захоронения предка, особенно великого, имеет высокий знаковый статус: именно предки соединяли все части космоса в пространстве и во времени, поскольку находились в центре космологической модели мира.

Почитание Чингис-хана в месте его предполагаемого захоронения определяется сакральностью его личности: согласно традиционным представлениям, тело его стало гением-хранителем — онгоном. Хотя точное место захоронения Чингис-хана неизвестно, в качестве такового и места поклонения выступают сразу и Эджэн-Хоро на пустынном плато Ордос около р. Хуанхэ (Внутренняя Монголия, автономный район КНР), и Делиун-Болдок в Хентэе (Республика Монголия), известное также как место его рождения. 

Когда Хубилай, внук Чингис-хана, в 1260 г. стал великим ханом, он на государственном уровне официально учредил культ Чингис-хана, или, как его еще называют, «культ восьми белых юрт». Эджэн-Хоро в Ордосе стало местом почитания предков, и здесь до сих пор совершаются ежегодные жертвоприношения.

Давняя традиция почитания Чингис-хана в Эджэн-Хоро связана также и с одним легендарным событием: согласно преданию, чтобы обеспечить себе победу, Чингис-хан вместе с множеством солдат плясал здесь под развесистым деревом в роще «Тысячи деревьев», после чего принес жертву сулдэ (знамени). Следствием этого стала рекомендация делать бунчук (древко) из ильмовых деревьев этой рощи и всегда в год Дракона совершать
здесь обряд почитания знамени (Алтан ордон, 1983).

Культ «восьми белых юрт» В прошлом мемориал в Эджэн-Хоро представлял собой восемь белых юрт, где хранились реликвии Чингис-хана. Каждая из юрт была посвящена одному из великих предков: Чингис-хану, его четырем сыновьям — Угэдэю, Чжучи, Чагатаю, Толую, внукам Гуюку и Мункэ, а также родителям — Есугэю и Оэлун.

В середине пятидесятых годов прошлого века в Эджэн-Хоро был построен новый мемориальный комплекс, реконструированный в 1990-х и значительно расширенный в последние годы. К реликвиям «восьми белых юрт» добавились важные священные атрибуты — знамена Чингис-хана. В мемориале «Восемь белых юрт» столетиями проводились новогодние обряды и обряды, связанные с выбором правителей традиционным представлениям являющиеся вместилищем его харизмы.

Священность мемориального комплекса в Эджэн-Хоро подчеркивается тем, что именно здесь проводились новогодние обряды и обряды, связанные с выбором правителей. После распада созданной Чингис-ханом империи идея политического единства монголов поддерживалась через передачу титула «хаган». Получение этого титула узаконивало претензии на верховную власть, что вполне согласовывалось с монгольской политической традицией, выработанной еще в XIII в. Важное место в легитимации власти как раз и играл мемориал Чингис-хана, созданный в то же время. В монгольских хрониках XVII в. всякое восшествие претендента на хаганский престол маркируется фразой: «получил титул хагана перед белыми юртами».

Замечательным примером получения легитимности верховной власти у «восьми белых юрт» по «воле Неба» является рассказ о Тогон-тайши — главе ойратов (кочевого народа, проживающего на западе Монголии), в 1438 г. завоевавших монголов. Претендент на титул верховного правителя, «получив державу монголов и много о себе возомнив, [отправился] совершить поклонение перед восемью белыми юртами владыки. Прибыв, он сказал: “Возьму ханский престол!”, совершил поклонение и стал хаганом. Тогон-тайши опьянел от этой милости владыки и громко кричал: “Если ты (Чингис-хан. —Прим. авт.) — обладающий величием августейший [владыка], то и я — потомок ханши, обладающей величием!”. Он ударял по маленькой палатке владыки и громко кричал. Затем повернулся, чтобы выйти, и из носа и рта у Тогон-тайши потекла кровь… Когда посмотрели, то оказалось, что стрела с орлиными перьями, вонзенная в отверстие колчана владыки, шевелится и по ней бежит кровь… он умер» (Лубсан Данзан, 1973, с. 269).

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin
Цитата

... установления основ государственного культа почитания Чингисхана, которые впервые были систематически изложены в «Белой истории» (Čaγan teüke), монгольском историко-правовом сочинении, составленном во второй половине XIII в. Хубилай-ханом, в котором Чингис-хан впервые назван перерожденцем буддийского божества Ваджрапани: 
vačir-a-baani-yin
qubilγan temüjin neretü köbegün törüjü
[ «Белая история» (Čaγan teüke) – монгольский историко-правовой памятник XIII–XVI вв. / сост. критического текста и пер. «Белой истории» П. Б. Балданжапова; иссл., сост. коммент., подгот. текста «Белой истории» к публ., пер. и коммент. к «Шастре хана-чакравартина» и «Шастре Орунга» Ц. П. Ванчиковой. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ, 2001., с. 36], ставшего гением-хранителем монголов и Монголии.

Относительно выбора места для возведения восьми белых дворцов-юрт для совершения подношений Чингис-хану и обрядов, связанных с его именем, нет конкретных сведений за исключением монгольской легенды, которая встречается также в нескольких вариантах. В монгольской летописи XVII в. «Шара туджи» об оставлении для почитания реликвий – личных вещей Чингис-хана в местности Муна сказано следующее, что во время похода против тангутов государь отметил хошун Муна: «В мирной державе – удобное кочевье, в разорённой дубраве – убежище. Преследуемый изюбрь ищет защиты!». 
Когда же процессия с телом достигла «болотца у склона горы Муна, то ступицы одноколки погрязли. Сорок пять аргамаков не смогли сдвинуть». И лишь после речи суннитского Хилугэтэй Багатура, который напомнил государю о родных кочевьях, одноколка двинулась.
«С тех пор самый вечный прах его стал опорой для ханов и дзайсанов, стал святыней для всех, стал самыми вечными устоями, восемью белыми юртами. Ещё раньше, когда Эдзэн-богдо шёл здесь, то любовался местом Муна-хан и повеление сделал, и говорят, что это было причиной того, что теперь ступицы повозки погрязли … Там, говорят, похоронили рубашку, которую носил, и один чулок» [«Шара туджи» – монгольская летопись XVII в. / сводный текст, пер., введ. и прим. Н. П. Шастиной. М., 1957. С. 135–137]. 

 

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin
Цитата

В «Белой истории» сообщается, что официальное почитание Чингис-хана было установлено Хубилай-ханом (1215–1294), пятым великим ханом Монгольской империи, правнуком Чингис-хана, который законодательно
установил культ почитания Чингис-хана: «Хубилай Сэчэн-хаган, воздвигнув восемь белых юрт для всеобщего
поклонения Алтан-гэгэну [т. е. Чингисхану], установил великий… обычай» (yeke γayiqamsiγtu-yin tula mingγan altan kürdün-i ergigülügči qubilai cakravar-un sečen qaγan altan // 1v gegen-ü yerüngkei-yin sitügen naiman čaγan ger-i bayiγulju torγan (?) yeke yosu-yi toγtaγaγsan anu) [1, с. 28].
Как гласит «Белая история», мемориал в память о Чингис-хане, называемый «Восемь белых юрт» и находящийся в Ордосе, был учреждён Хубилаем [1, с. 28–29] в шестом месяце третьего года его правления, т. е. в 1267 г., по докладу нескольких сановников – сыновей соратников-гвардейцев Чингис-хана [4, с. 195].
Хубилай-ханом было выделено определённое количество монголов (в то время 500 семей) из всех племён Монгольской империи, названных дархатами, которые были отобраны для управления и наблюдения за отправлением церемоний и обрядов почитания Чингис-хана и защиты восьми белых юрт (дворцов), которые впервые были изложены в «Белой истории»: «[Возложив] подношение нужных предметов для праздника жертвоприношения четырём временам (dörben čaγ-un tayilγ-a-yin qurim) на тумэн двенадцати отоков ордосов, постановил строго совершать подношения» (takiqu dörben čaγ-un tayilγ-a-yin qurim-du kereglekü jüil-i arban qoyar otoγ ordos tümendür qatangγadqan takiqu bolγan toγtaγabai [1, с. 28]. 
В соответствии с установленными правилами они были освобождены от оплаты всех налогов, податей и военной службы, потому их и назвали дархатами, т. е. освобождёнными от налогов или каких-либо обязанностей. 

Есть подобное в казахской традиции?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

27.11.2018 в 11:22, Rust сказал:

Есть подобное в казахской традиции?

 

Население Монголии и провинции АРВМ КНР в 21 веке стали активно реконструировать по китайским средневековым миниатюрам доселе незнакомые им одежды татар Чингизхана, в частности мужской и женский головные уборы.

Хотя их собственная национальная одежда совершенно другая.

А средневековая татарская (монгольская) больше похожа на национальные головные уборы казахов (о них читайте в темах "Малахай - зимний мужской..." и "Бугтак - Бокка - Гу-гу...").

 

image.jpg

 

 

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin
3 часа назад, АксКерБорж сказал:

Население Монголии и провинции АРВМ КНР в 21 веке стали активно реконструировать по китайским средневековым миниатюрам доселе незнакомые им одежды татар Чингизхана, в частности мужской и женский головные уборы.

Хотя их собственная национальная одежда совершенно другая.

А средневековая татарская (монгольская) больше похожа на национальные головные уборы казахов (о них читайте в темах "Малахай - зимний мужской..." и "Бугтак - Бокка - Гу-гу...").

Кайрат, причем здесь бокка? Я задал простой вопрос:

Цитата

В «Белой истории» сообщается, что официальное почитание Чингис-хана было установлено Хубилай-ханом (1215–1294), пятым великим ханом Монгольской империи, правнуком Чингис-хана, который законодательно
установил культ почитания Чингис-хана: «Хубилай Сэчэн-хаган, воздвигнув восемь белых юрт для всеобщего
поклонения Алтан-гэгэну [т. е. Чингисхану], установил великий… обычай» (yeke γayiqamsiγtu-yin tula mingγan altan kürdün-i ergigülügči qubilai cakravar-un sečen qaγan altan // 1v gegen-ü yerüngkei-yin sitügen naiman čaγan ger-i bayiγulju torγan (?) yeke yosu-yi toγtaγaγsan anu) [1, с. 28].
Как гласит «Белая история», мемориал в память о Чингис-хане, называемый «Восемь белых юрт» и находящийся в Ордосе, был учреждён Хубилаем [1, с. 28–29] в шестом месяце третьего года его правления, т. е. в 1267 г., по докладу нескольких сановников – сыновей соратников-гвардейцев Чингис-хана [4, с. 195].
Хубилай-ханом было выделено определённое количество монголов (в то время 500 семей) из всех племён Монгольской империи, названных дархатами, которые были отобраны для управления и наблюдения за отправлением церемоний и обрядов почитания Чингис-хана и защиты восьми белых юрт (дворцов), которые впервые были изложены в «Белой истории»: «[Возложив] подношение нужных предметов для праздника жертвоприношения четырём временам (dörben čaγ-un tayilγ-a-yin qurim) на тумэн двенадцати отоков ордосов, постановил строго совершать подношения» (takiqu dörben čaγ-un tayilγ-a-yin qurim-du kereglekü jüil-i arban qoyar otoγ ordos tümendür qatangγadqan takiqu bolγan toγtaγabai [1, с. 28]. 
В соответствии с установленными правилами они были освобождены от оплаты всех налогов, податей и военной службы, потому их и назвали дархатами, т. е. освобождёнными от налогов или каких-либо обязанностей. 

Есть у казахов традиция почитания ЧХ?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

3 часа назад, Rust сказал:

Кайрат, причем здесь бокка?

 

Притом, что его носили и носят не халха монголки, калмычки или бурятки, а казашки племен найман, керей.

 

3 часа назад, Rust сказал:

Есть у казахов традиция почитания ЧХ?

 

Вы и сами прекрасно знаете это. Сто раз обсуждали.

 

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin
05.07.2019 в 14:55, АксКерБорж сказал:

Притом, что его носили и носят не халха монголки, калмычки или бурятки, а казашки племен найман, керей.

Это у них монгольский компонент, если что.

Относительно того, что не носили или не носят - обычное ваше вранье.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

22 минуты назад, Rust сказал:

Это у них монгольский компонент, если что.

Относительно того, что не носили или не носят - обычное ваше вранье.

 

У вас что-то не клеится.

Если у казахов это монгольский компонент (вернее татарский), то куда тогда подевался этот монгольский компонент у самих монголоязычных народов? ^_^

 

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin
Цитата

...археологической экспедиции С. В. Киселева 1948—1949 гг. удалось найти в Каракоруме головной убор XIII в., сшитый из двух кусков шелка с крупным узором из овалов, между которыми заключены узоры в виде переплетенных завитков. Капорообразный покрой этого головного убора очень похож на покрой современных монгольских головных уборов...

Вот те раз. 

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

14 минут назад, Rust сказал:

..археологической экспедиции С. В. Киселева 1948—1949 гг. удалось найти в Каракоруме головной убор XIII в., сшитый из двух кусков шелка с крупным узором из овалов, между которыми заключены узоры в виде переплетенных завитков. Капорообразный покрой этого головного убора очень похож на покрой современных монгольских головных уборов...

 

Старинные останки неизвестного городища, которые тогда решили назвать Хар-Хорином и отнести к 13 веку, на самом деле не являются татарским Кара-Корумом (обоснования в одноименной теме).

Да и головные уборы современных монголоязычных народов совершенно не похожи на головные уборы татарских племен времен Чингизхана. 

Я сейчас про татарский мужской убор, близкий к казахскому малахаю, и про татарский женский убор, близкий к восточно-казахскому саукеле.

Тем более в вашей цитате говорится не о тождестве головного убора, а лишь о его покрое.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin
8 минут назад, АксКерБорж сказал:

 

Старинные останки неизвестного городища, которые тогда решили назвать Хар-Хорином и отнести к 13 веку, на самом деле не являются татарским Кара-Корумом (обоснования в одноименной теме).

Да и головные уборы современных монголоязычных народов совершенно не похожи на головные уборы татарских племен времен Чингизхана. 

Я сейчас про татарский мужской убор, близкий к казахскому малахаю, и про татарский женский убор, близкий к восточно-казахскому саукеле.

Тем более в вашей цитате говорится не о тождестве головного убора, а лишь о его покрое.

 

Я так понял все казашки сплошь и рядом ходят в бокка? 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

3 минуты назад, Rust сказал:

Я так понял все казашки сплошь и рядом ходят в бокка? 

 

Почитайте мою тему про них и вы увидите? что восточно-казахский женский саукеле как две капли похож на татарский  (средневековый монгольскийҚ женский убор.

Таких поразительных сходств нет ни у одного другого народа.

 

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти



×
×
  • Создать...