Jump to content
Ашина Шэни

Кембриджская история Монгольской империи

Recommended Posts

Коллективный западный труд под редакцией Михаль Биран и Ким Ходона выходит в этом году.

 

Аннотация содержания (в скобках фамилии авторов глав)

Введение (Биран и Ким) (5000 слов)

В начала этой работы редакторы дают исторический обзор монгольской эры и обсуждают сохранившиеся источники. Они объяснят целостную перспективу проекта, его цели и структуру. Введение завершается рассмотрением недавних трендов в области. 

Часть 1: Политическая история Монгольской империи

Эта секция будет посвящена политическо-военной истории различных монгольских образованией, что будут описаны в хронологической последовательности. Более того, каждая глава анализирует основные экономические и социальные тренды обсуждаемого образования как и причины его распада или падения. 

1) Возвышение Чингисхана и Объединенной империи, 1206-1260 (Рат Даннел) (30,000 слов) 

Предоставляя некоторый фон для дочингизидского мира, первая глава рассказывает об основании Монгольской империи Чингисханом. После этого автор прослеживает ее продолжавшуюся экспансию и укрепление под властью его потомков, в особенности Угэдэя (1229-1241) и Мункэ (1251-1259). 

2) Империя Великого Хана - Юаньский улус, 1260-1368 (Кристофер Атвуд) (25,000 слов)

Начиная с золотой эры Хубилай хана (1260-1294), вторая глава охватывает историю ханства Великого Хана. Составители затем обсуждают династическую борьбу среднеюаньского периода и упадок при Тогон Тэмуре (1333-1368). Они также коснутся экономических и культурных достижений Юань, также как и места династии в китайской истории. 

3) Ильханство, 1260-1335 (Дэвид Морган) (25,000 слов)

В этой главе исследуются правление Хулагу и его потомков, обозревая внутреннюю и внешнюю политику правителей, включая их отношения с Китаем, Индией, Мамлюкской империей и Западной Европой. В добавление, ильханские достижения культуры, искусства и науки до и после политики исламизации будут исследованы. Наконец, глава упоминает пост-ильханидский переворот что предшествовал возвышению Тамерлана (1370). 

4) Золотая Орда (1260-1502) (Роман Юлианович Почекаев) (25,000 слов)

Глава посвящена истории Улуса Джучи, от его укрепления под властью Бату и Берке через золотой век Узбека (1313-1341) и до "смутных времен" второй половины 14 века, кульминировавших вторжением Тамерлана (1395) и веком постепенного распада, последовавшего за ним. Она также обсуждает отношения Улуса с другими ханствами, как и его христианскими и мусусльманскими соседями и подданными в Азии и Европе. Делая так, авторы настаивают на разнице между косвенной администрацией Орды и более прямым подходом других монгольских образований.

5) Чагатаиды и Угэдэиды, 1260-1678 (Михаль Биран) (25,000 слов)

Пятая глава рассказывает об истории монгольского государства в Средней Азии, обычно известном как Чагатайское ханство - наименее освещенное источниками из четырех государств. Зажатое между другими чингизидскими обращованиями и служившее владением двум соревновавшимся улусам, монгольское "срединное царство" было гораздо менее стабильно чем другие ханств и постоянно страдало от "утечки мозгов". С учетом сказанного, оно прожило дольше других и дожило вплоть до возвышения Тамерлана, который попытался возродить блестящее прошлое империи. В то время как большая часть главы сконцентрирована на до-тимуридской эре, используя среди прочего новые нумизматические данные, оно также обозревает позднюю историю Моголов, восточных чагатаидов что правили в Восточной Средней Азии вплоть до позднего 17 века (1353-1678). 

6) Запутанные истории: Монгольская империя до 1368 года (Биран и Ким) (5000 слов)

Эта глава сравнивает историю четырех ханств, прослеживая за их трансформацией из улусов в ханства во время правления хана Хубилая и анализируя их совместный кризис в середине 14 века, что привел к падению Юань и Ильханата и ослабланию степных ханств.

Часть 2: Тематическая история

 Эта секция обсуждает множество тем что проходят красной нитью через анналы и границы Объединенной империи и четырех ханств. С помощью этооо сравнения мы подчеркнем черты что были присущи всем чингизидским образованиям. 

1) Имперские учреждения (Ким Ходон) (15000 слов)

Первая глава второй части покрывает различные политические, военные и социальные институты что были укоренены в монгольской степной традиции, что существовала до рождения мировой империи. Эти учреждения, которые долго развивалм и модифицировали региональные чингизидские образования, были также адаптированы и затем заменены немонгольскими государствами после гибели империи. Среди наиболее ярких примеров - кешиг (имперская стража), курултай (собрание политических лидеров), ям (почтовая станци), Ясак (юридический кодекс), десятичная военная система и сезонные миграции. Также автор объяснит функции и значение многочисленных официальных титулов, что произошли из тюрко-монгольского наследства, таких как даругачи, джаргучи, илчи и бичигчи. Степериь в котороой эти имперские рамки были приняты подчиненными народами и их операционный охват свидетельствуют о гомогенности различных государств Чингизидов. 

2) Идеология (Томас Алсен) (5000 слов)

Эта глава обозревает разлчиные пути которыми монголы обосновывали их правление, от степной идеологии Тенгри и небесного мандата до ханского синтеза религиозных (мусусульманских и буддийских) и местных (в основном китайских и персидких) концепций престижа, также как и различные способы распространения этих концепций легитимизации.

3) Военная машина (Тимоти Мэй) (8000 слов)

Третья глава крутится вокруг организации "объединенной" армии и ее различных противопоставлений в четырех ханствах. Более того, составители обсуждают роль охраны (кешир) также как и обучение, планирование, тактику, вооружение и логистику различных монгольских кампаний.

4) Экономический обмен (Акинобу Курода) (12,000 слов)

В этой главе, автор обследует различные механизмы экономического обмена под властью монголов, такие как торговля (континентальная и морская коммерция, товарообмен и роль ортаков), дань, добыча и налогообложение. Фокус будет направлен на экономические учреждения, монетарные политики и коммерческие сети что стали предвестниками глобальной экономики.

5) Религиозный обмен (Йохан Эльверског) (8,000 слов)

Среди тем покрытых в этой главе монгольская политика к разным религиям; мотивы и подтекст чингизидского обращения в ислам и буддизм; и между- и внутри- религиозные диалоги под властью монголов. 

6) Научный обмен (Моррис Россаби и Роберт Моррисон) (8,000 слов)

Обсуждая как естественные так и гуманитарные науки, эта глава разбирает монгольские подходы к различным видам ученых и обсуждает обмен в таких областях как медицина, астрономия, математика, география, историография и философия. Авторы также обсуждают перенос технологий в этот период.

7) Обмен искусством (Роксанн Празняк) (8,000 слов)

Искусство и материальная культура были одними из наиболее распространявшихся элементов в монгольский период. В этой главе составители обсудят значительные развития в рисовании, текстиле, керамике, работе с мателлом, каллиграфии и архитектуре, в то же время указывая на взаимные влияния между разными регионами или культурами.

8) Влияние Чингизидов на окружающую среду (Поль Буэлл) (6,000 слов)

Как открытый мир монголов повлиял на окружающую среду? Отвечая на этот вопрос, авторы подчеркнут распространение черной чумы и роль климатические изманания и стихийные бедствия в истории империи, особенно в течение кризиса 14 века. Распространение пасторализма и пастбищ под властью монголов будет также обсуждено. 

9) Влияние Чингизидов на этногенез (Михаль Биран) (5,000 слов) 

Монгольская политика, особенно опустошение что сопровождало начальные завоевания, массовая мобилизация народов, формирование новых административных подразделений, монгольская политика управления через иностранцев также как и имперская дезинтеграция, что заставила многие новые коллективы обновить их идентификацию, были ключевыми для евразийских этнических изменений как в степи так и в землях оседлых. Глава обсуждает влияние монгольского владычества на этнос и самоидентификацию в Китае, Иране, России, Монголии и степном мире, где эти процессы привели к размыванию давно устоявшихся степных народов (таких как тангуты, кыпчаки и кидани) и к появлению новых коллективов, что сформировали основу для многих современных народов Центральной Азии (например узбеков и казахов). 

10) Женщины и Пол под властью монголов (Анна Бродбридж) (5,000 слов)
(Беттин Бирдж) (3,000 слов) [все еще ждем ее подтверждения]

Эта глава рассматривает гендерные роли в монгольском общества. Более конкретно, составители обсудят влияние женщин на политическую сферу и общество в целом, как и институты регентства и закономерности брака в Монгольской империи.

Часть 3: Взгляд с Окраин: Региональные истории

Эта секция разбирается с окраинными частями Монгольской империи, большей частью которых управляли косвенно через местные элиты. Помимо укрепления наших знаний об этих особых регигных, третья часть предложит подоборку того как разные народы "испытали" Чингизидов. Как следствие, читатели получит представление об однообразии (или отсутствии такового) монгольских подходов по всем их владениям. Добавляя другую перспективу к нарративам части 1 и темам части 2, дискуссия поразмыслит над историей "центров" сквозь призму периферии.

1) Монголия в Монгольской империи: от Центра к Окраине (Моррис Россаби (10,000 слов)

Фокусируясь на Монголии под властью династии Юань (1260-1368), эта глава обсудит чингизидский хартлэнд и его политическую, экономическую и культурную истории после того как он перестал вмещать в себя столицу империи. Помимо "стандартных" китайских и персидских источников, авторы углубятся в археологические находки, надписи и документы с этой земли. 

2) Корея под властью монголов (Дэвид Робинсон) (8,000 слов)

Эта глава погружается в монголо-корейские отношеия от их первого контакта в 1218 году до чингизидского охвата всего полуострова вплоть до где-то 1388 со смертью Тогон Тэмура. Политический статус Кореи был довольно странным, особенно после того как одна из дочерей Хубилая была выдана за коркйского принца в 1274; хотя местные правители были таким образом "имперскими зятьями", на них смотрели лишь как на "царьков" вассального государства вплоть до падения династии Корё.

3) Грузия и Кавказ (Лорренцо Публиччи) (8,000 слов)

В то время как монголы прошлись по Кавказу к концу правления Чингисзана, лишь в 1230 им удалось подчинить эту беспокойную землю. С тех пор грузинские и армянские войска участвовали во многих кампаниях Объединенной империи, включая завоевание Багдада Хулагу. Подчиненнеы сперва Золотой Орде а потом Ильханату, люди региона продолжали участваовать в сразения Ильханидов. После того как их земля была разделена монголами и пройдя через период дезинтеграции в позднем 13 веке, грузины использовали падение Ильханства (1335) чтобы стать доминирующей силой Кавказа.

4) Сибирь под властью монголов (Томас Алсен) (8,000 слов)

Неотъемлемая часть монгольского общества, "лесные народы" таежного региона к северу от Монголии попали под косвенную власть Чингисхана в ранние 1200-е. Помимо всего они поставляли империи меха и кречетов. Следуя за распадом Объединенной империи, восточная Сибирь досталась Юань (на что пртендовал Кайду начиная с 1270х), в то время как западная Сибирь отошла под надзор Белой Орды (ветви Золотой Орды что произошла от Орды, старшего сына Джучи). Сибирское ханство, основанное в позднем 14 веке, произошло из этой ветви. 

5) Тибет (Леонард Ван дер Куиджп) (8,000 слов)

Два важных прецедента были созданы монгольским режимом в Тибете: земля была подчинена Китаю (под властью Юань); и начало теократического правления с тех самых пор. Отношения между Чингизидами и Тибетом начались в 1236 году и были по большей части цементированы Хубилай-ханом, благодаря влиянию Пагсба-ламы на монгольского хана. Под Чингизидами Тибетом всегда управлял монах. В то время как основная важность Тибета для Монголии была религиозной, империя создала учреждения что объединили страну и расширили базу для ее искусства и культуры. 

6) Русские княжества (Лоуренс Лэнгер) (8,000 слов)

На заре монгольского завоевания, "Русь" была лишь сборищем городов-государства, известных как русские княжества. Однако Чингизидский режим позволили возвыситься Московии и проложил дорогу к рождению Российской империи. Подчиненная косвенной администрациии Золотой Орды и являвшаяся чужой для тюрко-мусусульманского населения, русским пришлось терпеть языческое а позже мусульманское правление - период который они позже назвали "Татарское иго". Несмотря на это, русские принцы переняли очень многие из чингизидских административных методов. Монгольское правление над княжествами достигло зениты между 13 и серединой 14 века, но начало размываться в 1330е. Несмотря на русскую победу в Куликовой битве (1380), потребовалось еще сто лет чтобы полностью вырваться из хватки Чингизидов.

Часть 4: Внешние истории: Отношения монголов с неподчиненными регионами 

На протяжении этой части, составители описывают принципиальные типы отношений что монголы поддерживали с регионами что они не покорили. Несмотря на расположение на границах империи, эти земли были важной частью глобализованного мира 13-14 веков. Точнее, часть 4 рассматривает чингизидские политические, экономические и культурные контакты, включая их кратко- и долговременные ответвления. 

1) Западная Европа и Средиземноморье (итальянские города-государства, Франция, Англия и Византия) (Никола Ди Космо) (8,000 слов)

В то время как монгольская кавалерия так и не достигла Западной Европы, угроза такой атаки была вполне реальна в период Объединенной Империи. Отношения между Чингизидами и Западом улучшились в эпоху ханств, несмотря на то что попытки сформировать антимамлюкский альянс успехом так и не увенчались. Европейские торговцы, особенно итальянцы, извлекли значительную пользу из новых коммерческих возможностей, так как они основали колонии в Ильханстве и Золотой Орде и некоторые даже свершили путешествия в Китай и Среднюю Азию. Миссионеры также следовали по дорогам империи, основывая епархии в Иране, Средней Азии и Китае. Помимо этого монгольская одежда стала модной при европейских дворах, а татарские ханы были запечатлены в западных письменных работах. С учетом этого, наиболее ключевое заняение Чингизидов для Запада было расширение его географических и культурных горизонтов, так как расширявшийся европейский мир и представление о восточной роскоши были важными катализаторами путешествий Колумба и Эпохи Великих Географических открытий.

2) Арабский Ближний Восток (Египет, Сирия, Северная Африка, Хиджаз и Йемен (Ревен Амитай) (8,000 слов)

Монгольское вторжение и гибель Халифата открыли новую эру в истории арабского Ближнего Востока. Такой поворот событий создал разрыв между персоязычным мусульманским миром (к востоку от Ирака) и арабоязычным западом, несмотря на то что обе территории в основном управлялись тюрками. Мамлюки обосновывали свою власть военными побелами над монголами и крестоносцами. Более того, они сделали из Каира центр арабоязычного мира. После монгольской исламизации, ильханы и мамлюки вместе пытались укрепит их связи с Хиджазом, родиной ислама. В любом случае мамлюки и другие арабы, в осбенности йеменцы, использовали коммерческие возможности, ставшие реальностью благодаря Pax Mongolica, в то же время расширяя их географический и интеллектуальный кругозор в ходе этого процесса.

3) Индия (Делийский султанат и королевства Южной Индии) (Сэн Тансен) (8,000 слов)

Хотя монголы постоянно угрожали субконтиненту, а чагатаидские рейды даже достигли Дели в 1328 году, Индия одновременно приняла несколько крупных волн беженцев из Монгольской империи (и позже активно принимала таких мигрантов). Эти новосельцы усилили религиозный и культурный престиж Делийского султаната и облегчили его экспансию на юг. В одно и то же время. Индия (включая различные южные корлевства) была важным игроком в коммерческих сетях монголов, покупая коней у Ильханства и Золотой Орды и отправляя товары из Китая и Индии в Западную Азию и Африку. Индийские государства также подлерживали крепкие дипломатические связи с ханствами, особенно Юаньским Китаем. В раннем 16 веке Бабур, потомок Тамерлана и Чингисхана, нашел убежище от чингизидских узбеков в Индии. Вскоре после этого он основал долговечную Могольскую династию (1526-1858), таким образом крепко забрав Индию в орбиту Чингизидов. 

4) Морская Азия (Юго Восточная Азия и Япония) (Йокаичи Ясухиро) (8,000 слов)

Беженцы уходившие от монгольских вторжений в Китай стали основой для торговых диаспор в Юго Восточной Азии. Точно также мусульманские торговцы сыграли ключевую роль в исоамизации Суматры и других регионов. Хубилай хан сделал Яву, Бирму и Вьетнам его данниками и интегрировал их в глобальную сеть 13 века. Хотя Япония сумела отразить два монгольских вторжения (в 1274 и 1281), эта угроза была постоянной обузой для японской экономики и сыграла роль в падании режима Камакура в 1336 году. Несмотря на это, японские торговцы, буддийские монахи и палрмники все часто навещали берега Юань и принимали участие в начатом монголами кросс-культурном диалоге.

Заключение: Место монголов в мире и мировой истории (Биран и Ким) (6,000 слов)

В завершение, мы рассматриваем наследие что оставила за собой Монгольская империя: Каково было ее влияние на разные части мира? Как и в какой степени имперская экспансия Чингизидов стала предшественницей европейской экспансии? И как сравнить ее с другими империями, до и после, как в степи так и в землях оседлых народов.

Библиография

Индекс

ec07fe3eee4f.jpg

Сопровождающий том: Источники о Монгольской империи (прим. 150,000 слов)

Организованные по языкам основных источников для исследования Монгольской империи, каждая глава дает обзор основных письменных жанров и компиляций и также указывает на конкретные области которые те освещают. Академические переводы и исследовательские содействия также подчеркнуты. Две последние главы этого сопровождающего тома дают обзор археологических и визуальных источников.

Введение (Биран и Ким) (3,000 слов)

Авторы объясняют цели книги и структуру, обсуждают основные жанры для изучения монголов (на разных языках) и оценивают относительно исследованные источники по изучению империи. 

1) Письменные источники по языкам

а. Персидские (Шарь Мельвилль) (15,000 слов)
б. Китайские (Лю Сяо) (15,000 слов)
с. Монгольские (Гьорги Кара) (10,000 слов)
d. Арабские (Михаль Биран и Ревен Амитай) (10,000 слов)
e. Русские (Дональд Островский) (10,000 слов)
f. Западноевропейские источники (Питер Джэксон) (15,000 слов)
g. Армянские (Дашдондог Баярсайхан) (5,000 слов)
h. Грузинские (Роин Метревели) (5,000 слов)
i. Тюркские и чагатайские (Дэвин ДэВииз) (5,000 слов)
j. Тибетские (Каренина Коллмар) (5,000 слов)
k. Корейские (Ли Кан Хан) (5,000 слов)
l. Сирийские (Пьер Борбоне) (5,000 слов)
m. Уйгурские (Дай Матсуи) (4,000 слов)
n. Греческие (Иштван Вашари) (4,000 слов)
o. Тангутские (Рат Даннелл) (2,500 слов)
p. Еврейские (Наама Аром) (2,500 слов) 

2) Археологические источники (Ширайши Нориюки (8,000 слов) и Крамаровский (7,000 слов)) (15,000 слов)

3) Визуальные источники (Шэйла Блэр (10,000 слов) и Шэйн Макосланд (5,000 слов)) (15,000 слов)

Индекс

http://mongol.huji.ac.il/projects/related-project-cambridge-history-mongol-empire

  • Одобряю 4
Link to comment
Share on other sites

12 часов назад, Rust сказал:

Сейчас фольки напишут, что это происки "совков", не иначе.

Что за фольки я не знаю, но я точно жду, желательно на Русском языке, особенно с сравнением было бы, как у Б.Я. Владимирцева, тогда все ОК. Критично, как он, скриншот!

EnPNlsUYeoM.jpg

xE1MwVOyFXU.jpg

Я то свои родные слова увижу с письменного монгольского, если правильно будет транскрибировано!

Link to comment
Share on other sites

  • Admin

Эр-Суге у меня такое чувство, что вы дальше этих двух страниц не читали. Дальше прочтите, узнаете много нового о монгольских языках. 

  • Одобряю 1
  • Не согласен! 1
Link to comment
Share on other sites

В 03.02.2017 в 16:55, Rust сказал:

Эр-Суге у меня такое чувство, что вы дальше этих двух страниц не читали. Дальше прочтите, узнаете много нового о монгольских языках. 

 

В 02.02.2017 в 13:14, Ашина Шэни сказал:

Индекс

Руст и Ашина, наверно вам двоим дам ответ, т.к. на глупость Руста, что я не читал дальше этих двух страниц, лайкнул Ашина! Про таких мы говорим пословицей "Арган атка ушкашпа" дословный перевод "Не садись вторым на худого коня" смысл, к глупости присоединяешься,  у тебя жопа будет на саже, т.к. на худом коне жопу натрут, и натертости  мажут сажей))) Ну чтошь Ашина, ты замарался))) а теперь маленькое сравнение скриншоты! Письменный монгольский, совр. Монгольский язык и Тувинский! Начнем с простых известных слов)

Это письменный монгольский вечный-монге.

y6T3lTN3-EI.jpg

А это Совр. Монгольский.

iU4Dl1wcLcc.jpg

А это Тувинский! Как видим письменный монгольский и тувинский идентичны)

wa0GugHeI_Q.jpg

 

  • Одобряю 1
  • Не согласен! 1
Link to comment
Share on other sites

Продолжу! Слово серебро-монгун. письменный монгольский

LFKWUPMcolY.jpg

А это совр. Монгольский.

7JGs-t3fwTQ.jpg

А Это Тувинский! Как видим с письменным монгольским идентичен!

RYMJ0visbm4.jpg

  • Не согласен! 1
Link to comment
Share on other sites

Продолжу! Слово член-кежигун, письменный монгольский

uWJCTws4_0E.jpg

А это совр. монгольский

vxiwnuTuOpk.jpg

А это Тувинский! Как видим с письменным монгольским идентичен!

9u3j6Kaf2EI.jpg

Link to comment
Share on other sites

Продолжу! Слово граница-кыйагар, письменный монгольский

2tAp4t5r9j8.jpg

А это совр. монгольский. специально взял с русской стороны, как видим основное первое слово ХИЛ! 

EqaRruFwUYM.jpg

А это Тувинский язык! как видим красота, я тут еще ниже включил корень слова, откуда это слово произошел)

YXZ4fSAw5BA.jpg

XK165jF59QU.jpg

  • Одобряю 1
Link to comment
Share on other sites

Продолжу! слово по закону-йосугаар, тут у меня замечание к Б.Я. Владимирцеву, т.к. перевод слова не по закону, а будет "по обычаю" и это слово берет смысл правильно сделал, как сказано сделал. Слово произошел от слова йозу(ёзу) обычай, а Владимирцев подумал от слова йаса-закон,но это не так, йосу, это слово отдельно от йасак присутствует РАД-е как обычай, и в Тувинском также. А вот окончание гар дает слове смысл установление по обычаю, как и словах Кыйагар-крайное установление. Тут один нонсенс есть, к этим родственным словам как джунгар и барунгар монголисты переводят как левая рука (крыло) и правая крыло Барунгар))) Тогда попробуем перевести кыйагар-граница будет крайняя крыло))) а йосугар будет обычай крыло))))) А бурунгар будет передняя крыло, кыдыгар будет боковое крыло, а иштигээр внутреннее крыло, кудугар-нижнее крыло))) смех только!

o63GIdvTXnk.jpg

А это совр. монгольский

QeypCKSRj-s.jpg

А это Тувинский язык, как видите с письменным монгольским идентичен! И слово произошел от слова йозу-обычай, традиция. И книга Б.Я. Владимирцева вся вот так испещрена, конечно не все конечно, есть много слов которых нет и в Тувинском языке и Монгольском языке, есть чистые Монголизмы, но все таки речь идет о словах 800 летней давности!

 

QA-q9X_d5G4.jpg

Link to comment
Share on other sites

Я считаю что, это  языковое влияние восновном сбежавших дружин Джамухи-монголоязычных салджиутов/салчаков,т.е сельджуков/ ,катакинов,татаров и дорбенов на тувинский язык.

 

Link to comment
Share on other sites

11 минут назад, Peacemaker сказал:

Я считаю что, это  языковое влияние восновном сбежавших дружин Джамухи-монголоязычных салджиутов/салчаков,т.е сельджуков/ ,катакинов,татаров и дорбенов на тувинский язык.

 

Нет ув. Писмейкер, я считаю мы один народ, мы же знаем коктюркский язык только за 500 лет до Чингис Хаана, а за 500 лет насколько менялся, мы же не знаем) Позже на наши языки пришли либо киданский либо еще чей то, и те Монголы переняли язык множества в лице кочевников Юга (внутренняя монголия, север китая всегда многолюден, ибо цивилизация манит кочевников на добычу) А свою потеряли, язык Династии Чингис Хаана) а мы худо бедно но сохранили первичное произношение)

Link to comment
Share on other sites

7 minutes ago, Эр-Суге said:

Нет ув. Писмейкер, я считаю мы один народ, мы же знаем коктюркский язык только за 500 лет до Чингис Хаана, а за 500 лет насколько менялся, мы же не знаем) Позже на наши языки пришли либо киданский либо еще чей то, и те Монголы переняли язык множества в лице кочевников Юга (внутренняя монголия, север китая всегда многолюден, ибо цивилизация манит кочевников на добычу) А свою потеряли, язык Династии Чингис Хаана)

Нынешный халха-монгольский это язык хуннов и язык татаро-монголов Чингисхана.

Кстати ваше имя суге-сүх/топор/ это монголизм в тувинском.

Так что ув.ЭрСүхэ не идите за АКБ!

:D

 

Link to comment
Share on other sites

10 часов назад, Peacemaker сказал:

Нынешный халха-монгольский это язык хуннов и язык татаро-монголов Чингисхана.

Кстати ваше имя суге-сүх/топор/ это монголизм в тувинском.

Так что ув.ЭрСүхэ не идите за АКБ!

:D

 

Это какой монголизм будет письменный Суге-топор, или совр. Монгольский сух. Если письменный монгольский, тогда это наше родное слово будет, а у вас измененный на сух, получается от нас взаимствовали))) К хуннам и татаро-монголам вы имеете такое же отношение, как и мы! Ладно я не спорю с вами, просто будем доказывать кто круче))) А выше ответы были адресованы только двум русскоязычным, которые не понимают и тот же время адвокатами выступают. 

Link to comment
Share on other sites

11 минут назад, Эр-Суге сказал:

Нет ув. Писмейкер, я считаю мы один народ, мы же знаем коктюркский язык только за 500 лет до Чингис Хаана, а за 500 лет насколько менялся, мы же не знаем) Позже на наши языки пришли либо киданский либо еще чей то, и те Монголы переняли язык множества в лице кочевников Юга (внутренняя монголия, север китая всегда многолюден, ибо цивилизация манит кочевников на добычу) А свою потеряли, язык Династии Чингис Хаана) а мы худо бедно но сохранили первичное произношение)

Ну, ув. Эр-Сугэ, как бы не есть правильным считать, что письменный монгольский - разговорный для монголов XIII в. Это очень (!) архаичный язык, скорее относимый к поздней стадии развития протомонгольского. Он существовал наравне со среднемонгольским, который уже имел в себе развитие архаичных черт протомонгольского, близкое к совр. монг. языкам. Так, например:

Халх. "хязгаар" (граница, предел, край и т.п.) восходит к протомонг. "хиджагар" (переход "дж" в "з" и "проглатывание" медиальной "г" между двумя одинаковыми гласными "а"). Однакое такое характерно для халхасского, а другие монгольские сохранили некоторые черты архаичного предка (заметьте, что в среднемонгольском уже наблюдается "проглатывание" медиальной "г"):

Proto-Mongolian: *kiǯaɣar
Altaic etymology: Altaic etymology
plus-8.png
Meaning: border
Russian meaning: граница
Written Mongolian: kiǯaɣar (L 474)
Middle Mongolian: kiǯa'ar (HY 50), kiǯi'ar (SH), qiǯāt pl. (MA 221)
Khalkha: x́aʒgār ( < WMong.)
Buriat: xizār
Kalmuck: kizǟr, kizɛ̄r
Ordos: kiǯagār ( < Kh. or WMong.)
Dongxian: Gɨǯa
Dagur: kiǯār (Тод. Даг. 150)
Monguor: giʒ́ār (SM 136), gǝǯār
Mogol: qɨʒi 'край' (Weiers)
Comments: KW 233, MGCD 351.

 

 

Link to comment
Share on other sites

9 минут назад, Эр-Суге сказал:

Это какой монголизм будет письменный Суге-топор, или совр. Монгольский сух. Если письменный монгольский, тогда это наше родное слово будет, а у вас измененный на сух, получается от нас взаимствовали))) К хуннам и татаро-монголам вы имеете такое же отношение, как и мы! Ладно я не спорю с вами, просто будем доказывать кто круче))) А выше ответы были адресованы только двум русскоязычным, которые не понимают и тот же время адвокатами выступают. 

 

17 минут назад, Peacemaker сказал:

Нынешный халха-монгольский это язык хуннов и язык татаро-монголов Чингисхана.

Кстати ваше имя суге-сүх/топор/ это монголизм в тувинском.

Так что ув.ЭрСүхэ не идите за АКБ!

:D

 

1) Вы имеете ввиду, ув. Азбаяр, что халха-монгольский потомок языка хунну (правда тут под вопросом; точно утверждать нельзя) и монголо-татар Чингисхана, ведь да? А то как-то, извините за выражение, дорогой друг, что в древности говорили на языке-потомке протомонгольского (когда для ого периода только протомонгольский быть и мог - для периода хунну). Да и в XIII веке был еще среднемонгольский (один или несколько его диалектов - прямые предки халха-монгольского).:asker28it:

2) Топор по-среднемонгольски - "сукэ":

Proto-Mongolian: *süke
Altaic etymology: Altaic etymology
plus-8.png
Meaning: axe
Russian meaning: топор
Written Mongolian: süke (L 742)
Middle Mongolian: suke (HY 18, SH, IM)
Khalkha: süx
Buriat: hüxe
Kalmuck: sükǝ
Ordos: süχe
Dongxian: sugie
Dagur: sugu (Тод. Даг. 164), suhe (MD 212), sugē
Shary-Yoghur: sǝge
Monguor: sugo (SM 352)
Comments: KW 340, MGCD 618. Mong. > Chag. sükü etc. (KW 435), Yak. süge, Dolg. hüge (see Stachowski 115), Man. suxe etc. (ТМС 2, 123), see Doerfer MT 40, Rozycki 189.
 
3) Кстати, ув. Эр-Сугэ, а что значит "сугэ" в действительности? "Эр" - мужчина, муж, это я уж точно знаю:) 
Link to comment
Share on other sites

9 часов назад, Ермолаев сказал:

Ну, ув. Эр-Сугэ, как бы не есть правильным считать, что письменный монгольский - разговорный для монголов XIII в. Это очень (!) архаичный язык, скорее относимый к поздней стадии развития протомонгольского. Он существовал наравне со среднемонгольским, который уже имел в себе развитие архаичных черт протомонгольского, близкое к совр. монг. языкам. Так, например:

Халх. "хязгаар" (граница, предел, край и т.п.) восходит к протомонг. "хиджагар" (переход "дж" в "з" и "проглатывание" медиальной "г" между двумя одинаковыми гласными "а"). Однакое такое характерно для халхасского, а другие монгольские сохранили некоторые черты архаичного предка (заметьте, что в среднемонгольском уже наблюдается "проглатывание" медиальной "г"):

Proto-Mongolian: *kiǯaɣar
Altaic etymology: Altaic etymology
plus-8.png
Meaning: border
Russian meaning: граница
Written Mongolian: kiǯaɣar (L 474)
Middle Mongolian: kiǯa'ar (HY 50), kiǯi'ar (SH), qiǯāt pl. (MA 221)
Khalkha: x́aʒgār ( < WMong.)
Buriat: xizār
Kalmuck: kizǟr, kizɛ̄r
Ordos: kiǯagār ( < Kh. or WMong.)
Dongxian: Gɨǯa
Dagur: kiǯār (Тод. Даг. 150)
Monguor: giʒ́ār (SM 136), gǝǯār
Mogol: qɨʒi 'край' (Weiers)
Comments: KW 233, MGCD 351.

 

 

Меня всегда интересует, откуда такие протомонггольские слова? Раньше письменного монгольского что есть? Ясно у слова корень кыдж, кыз, что означает? гар это ясно окончание,и с этим окончанием в Тувинском языке слов уйма. С вами спор ради спора будет, а это меня неинтересует. Без натягиваний что означает кыджа или кыза? Или все таки кыйыы-грань, боковая часть.

Link to comment
Share on other sites

6 минут назад, Эр-Суге сказал:

Меня всегда интересует, откуда такие протомонггольские слова? Раньше письменного монгольского что есть? Ясно у слова корень кыдж, кыз, что означает? гар это ясно окончание,и с этим окончанием в Тувинском языке слов уйма. С вами спор ради спора будет, а это меня неинтересует. Без натягиваний что означает кыджага или кыза? Или все таки кыйыы-грань, боковая часть.

Насчет протомонгольского все вопросы лучше адресовать достопочтенным Рамстеду, Цинциусу, Дорверу, Поппе, Расанену, Севортяну, Розицки, Шинобу Имамура и многим другим:)

Точно не уверен, но похоже, что для монг.:

Proto-Mongolian: *kajaɣa
Altaic etymology: Altaic etymology
plus-8.png
Meaning: edge
Russian meaning: край
Written Mongolian: qajaɣa (L 915)
Khalkha: xajā
Buriat: xajā
Kalmuck: xajā
Ordos: xajā 'lower part'
Comments: KW 161, TMN 1, 446.

 

Или:

Proto-Mongolian: *kaǯiwu
Altaic etymology: Altaic etymology
plus-8.png
Meaning: side, edge
Russian meaning: сторона, край
Written Mongolian: qaǯiɣu, qaǯaɣu, qaǯau (L 948)
Khalkha: xaǯū
Buriat: xažū
Kalmuck: xaǯū
Ordos: xaǯū 'slope'
Dagur: xaǯū (Тод. Даг. 172)
Comments: KW 159. Cf. also *kaǯi- 'to slant etc.' (with a variant *gaǯi-) (ibid.).

 

Также:

Proto-Mongolian: *kejeŋ
Altaic etymology: Altaic etymology
plus-8.png
Meaning: edge of cloth (on both sides), selvage
Russian meaning: кайма, край одежды (по обеим сторонам)
Written Mongolian: kejeŋ (L 445)
Khalkha: xejen

 

И также (тут нужно учитывать возможное отпадение начальной "х", как то есть с "быком": "хукер"="укер"):

Proto-Mongolian: *üǯüɣür
Altaic etymology: Altaic etymology
plus-8.png
Meaning: end, edge
Russian meaning: конец, край
Written Mongolian: üǯügür (L 1017)
Middle Mongolian: uǯu'uren 'bis zum Ende' (HYt)
Khalkha: üʒǖr
Buriat: üzǖr
Kalmuck: üzǖr
Ordos: üǯǖr
Dongxian: uǯu
Baoan: nǯor (Тод. Бн.), uǯir
Dagur: xuǯūr (Тод. Даг. 179), huǯure (MD 166)
Shary-Yoghur: ǯǖr
Monguor: rʒ́ū 'pointe, sommet, cime' (SM 312), uǯūr
Comments: KW 460, MGCD 689. Initial x- in Dag. is not clear: under the influence of xoǯōr 'root' < *hiǯaɣur (?)
Link to comment
Share on other sites

Давайте я вам дам скриншоты с Тувинского языка, а вы выберите оттуда) Кыйыгар-боковая сторона установление

XK165jF59QU.jpg

Хажыы

RH87aIiesec.jpg

Кызыы, кызыгар-узкое установление, может быть это более правильное, т.к. граница и есть узкая установленная грань отделяющий народы, не так ли)))

IiLTO8NNL9A.jpg

ладно, я закончил.

Link to comment
Share on other sites

2 минуты назад, Мерген сказал:

Интересно алтай "кижи-человек" не может иметь значение "край" ?

Нет, многоув. Мэргэн, по-южно-алтайски "кижи" - "человек, люди" (соответственно "люди Алтая" будет; "алтайцы").:)

Link to comment
Share on other sites

21 минуту назад, Ермолаев сказал:

Насчет протомонгольского все вопросы лучше адресовать достопочтенным Рамстеду, Цинциусу, Дорверу, Поппе, Расанену, Севортяну, Розицки, Шинобу Имамура и многим другим:)

Интересно сейчас порядок что-то значит ?

Интересен мне Рамстедт. Он первый, значит он больший вклад внес в "протомонгол" ?

Link to comment
Share on other sites

Только что, Ермолаев сказал:

Нет, многоув. Мэргэн, по-южно-алтайски "кижи" - "человек, люди" (соответственно "люди Алтая" будет; "алтайцы").:)

А у кого-то ещё "кижи" тоже так значит ?

Link to comment
Share on other sites

Только что, Мерген сказал:

Интересно сейчас порядок что-то значит ?

Интересен мне Рамстедт. Он первый, значит он больший вклад внес в "протомонгол" ?

Не, это все в совершенно случайном порядке (по памяти). 

Но Рамстедт - да, он есть отец-основатель сравнительно-исторического монгольского (да и алтайского вообще) языкознания. Великий человек, надо сказать:asker13mt:

Link to comment
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now


×
×
  • Create New...