Перейти к содержанию
АксКерБорж

Монгольские и Казахские способы забоя скота

Рекомендуемые сообщения

8 часов назад, АксКерБорж сказал:

 

Какие поучения? Раз ссылаетесь на них, то надо бы предоставить их на обсуждение.

 

 

наслаждайтесь https://www.google.ru/webhp?sourceid=chrome-instant&ion=1&espv=2&ie=UTF-8#newwindow=1&q=забой+скота+чингисхан+яса

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

14 часов назад, zet сказал:

 

Наслаждения не получил, нет там никакого Джасака-Йасака, в котором был бы такой запрет. По ссылке есть современные чьи-то интерпретации не понятно на чем построенные, такое я и раньше слышал. Нужен оригинальный текст.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

14 часов назад, zet сказал:

Ищите 

 

Вот именно, что оригинального текста законоуложений великого хана с данным запретом увидеть пока невозможно.

 

Отсюда и закрадывается у меня подозрение, а не фейковая ли это современная аналогия какого-нибудь вольнодумца, аналогично существующему предвзятому мышлению, мол всё, что присуще халха-монголам автоматически можно накладывать на племена Чингизхана и наоборот, все что присуще татар Чингизхана можно автоматически накладывать на халха-монголов (хотя ничего из этого при объективной поверке не клеится). Например, маленьких лошадок, сапоги с загнутыми вверх носками и другое автоматом перекладывают от халхасцев на татар, а юрты на телегах - с татар на халхасцев. Это на вскидку, таких "шариков- мариков" много.

 

Может и здесь та же ситуация? Например, кто-то когда-то закинул идею-фикс, что раз халхасцы не перерезают баранам горло, то значит лично сам Чингизхан принимал такое решение своим личным указом и скрепил его кок тамгой, а потом ал тамгой (уровень Таян-хана не устраивал может быть?). :) 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 14.11.2016 в 04:46, zet сказал:

Читайте его поучения, там все ясно написано. Бгг

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin
В 16.11.2016 в 14:41, АксКерБорж сказал:

Вот именно, что оригинального текста законоуложений великого хана с данным запретом увидеть пока невозможно.

Отсюда и закрадывается у меня подозрение, а не фейковая ли это современная аналогия какого-нибудь вольнодумца, аналогично существующему предвзятому мышлению, мол всё, что присуще халха-монголам автоматически можно накладывать на племена Чингизхана и наоборот, все что присуще татар Чингизхана можно автоматически накладывать на халха-монголов (хотя ничего из этого при объективной поверке не клеится). Например, маленьких лошадок, сапоги с загнутыми вверх носками и другое автоматом перекладывают от халхасцев на татар, а юрты на телегах - с татар на халхасцев. Это на вскидку, таких "шариков- мариков" много.

Может и здесь та же ситуация? Например, кто-то когда-то закинул идею-фикс, что раз халхасцы не перерезают баранам горло, то значит лично сам Чингизхан принимал такое решение своим личным указом и скрепил его кок тамгой, а потом ал тамгой (уровень Таян-хана не устраивал может быть?). :) 

Такой вопрос - тюрки, до становления мусульманами, как резали скот? 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Интересный вопрос. Лично я в это не вдавался, но предполагаю, что ислам к перерезанию горла не причастен, точно также, как не причастен и к тюркскому табу на домашних свиней.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Тут и задавать нечего, согласно письменным источникам предки монголоязычных народов свиней разводили активно, древние тюрки - нет. На форуме выложена масса ссылок.

А вот как резали скот древние тюрки это вопрос интересный и все могут подключиться к его установлению по упоминаниям в истории, если таковые есть.

 

Интересен вопрос и о том, как татары Чингизхана (здесь не будем затрагивать спорный вопрос об их этничности , культуре и языке) резали скот до якобы его указа о запрете перерезания горла? (конечно если таковой был, сомнения никто развеять пока не смог)

Если  рассуждать логично, то раз последовал запрет, то значит до этого так не резали???

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Оказывается монголоязычные сойоты Окинского района Бурятии тоже режут оленей на мясо оглушая их по голове обухом топора и также употребляют в пищу кровь оленя:

 

"... редко забивали оленей на мясо, в основном старых и слабых животных. При забое ударяли обухом топора по голове, затем кололи заостренной палкой "шиш", стараясь попасть в сердце."

"... В пищу употреблялись все внутренности оленя, все они имели бурятские названия. В тонкие кишки заливали кровь, в которую было добавлены нарезанные кусочки желудка, почек и легкого."

 

http://egov-buryatia.ru/index.php?id=375&print=1&no_cache=1

 

Может это культурное влияние бурятов?

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

13 часов назад, zet сказал:

А какая связь между свиньями и способом забоя скота?

Примерно такая же, как связь между вашими постами и обсуждаемыми в темах вопросами.

13 часов назад, zet сказал:

И как резали скот тюркоязычные до ислама?

Вопрос этот уже поставлен Админом, дублировать излишне. Теперь надо искать на него ответы. Повторяю, вопрос очень интересный.

А вот вы, как сторонник якобы изданного Чингизханом указа запрещающего перерезать скоту горло, ответьте нам, как резали скот, к примеру, ваши далекие предки, лесные ойраты 12 века до запрета повелителя ойратов, Чингизхана? (если даже таковой был) (исходя из логики, раз запретил, значит до этого резали по другому)

 

Ждем. ;)

 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 14.11.2016 в 04:46, zet сказал:

Читайте его поучения, там все ясно написано. Бгг

 

В 15.11.2016 в 04:35, zet сказал:

 

В 15.11.2016 в 04:40, zet сказал:

 

В 16.11.2016 в 22:43, zet сказал:

Докажите

 

Все склоняется к тому, что:

 

1) Вероятно вы все таки были не правы оперируя распространенной мнимой аксиомой, что якобы Чингизхан в своем письменном своде законоуложений (Яса или Джасак) специальной отдельной нормой указа запретил резать скот перерезая горло, узаконив забой путем сдавливания сердца.   

 

2) Вероятно я все таки был прав высказав сомнение в правдоподобности существующих басен про этот спец. указ, сравнив этот случай с существующими другими аналогичными фейковыми аналогиями в истории Чингизхана (см. о них выше).

 

Во-первых, распространенная аксиома, в которую все пламенно верят,  гласит, что Чингизхан повелевал "вязать ноги и вскрывать брюхо, чтобы потом сжать рукой сердце". Суть этой интерпретации того или иного современного автора, по моему, привязана к современной традиции монголоязычных народов, которые употребляют в пищу исключительно баранину. И даже при такой привязке интерпретация хромает, потому что современные монголоязычные народы не сжимают сердце барана, а надрывают аорту. Но если эту интерпретацию привязать к самим татарам 12 - 13 веков, то возникают еще большие сомнения, потому что согласно источникам они употребляли в пищу конину, а сжимание сердца живой лошади трудно представляется на практике. Кстати об ударах обухом топора по голове лошади источники, как и современные интерпретаторы, умалчивают.

 

Во-вторых, сам оригинальный текст законоуложения Чингизхана оказывается не известен, поэтому не зря вы не смогли его отыскать и не смогли доставить мне наслаждения. :)

 

В данном вопросе думаю достаточно сослаться на Википедию, привожу цитаты из нее:  

"... Ни в монгольском подлиннике, ни в полном переводе Яса до нас не дошла. Мы знаем её по сообщениям и выдержкам персидских и арабских историков монголов. Традиционно принято считать, что наиболее подробные сведения о составе Ясы Чингисхана содержатся в трактате египетского писателя XV в. ал-Макризи. Д. Айалон высказал мнение, что эти сведения о Ясе - вымысел автора. Он считал, что ал-Макризи стремился опорочить правительство мамлюков и с этой целью пытался показать, что они включили монгольские юридические нормы в свои законы. Такой же точки зрения придерживались другие исследователи: Д. Морган и Д. Эгль. И. де Рахевильц полагает, что Яса существовала как устный свод запретов и правил, в который было запрещено вносить изменения."

 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вероятно, вероятно.. т.е. ничего вы не нашли и просто мешаете воду в ведре, не ответив по сути ни на один вопрос. Ни на свой, ни на вопросы других людей.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Итак, ждут ответов 2 вопроса:

 

1) Как резали скот тюркские народы, исповедующие ислам, до него?

2) Как резали скот монгольские народы в прошлом?

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

7 минут назад, zet сказал:

Вот именно все ждут.. а вы все молчите.

 

Вы как тоть прямо. :)

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin
В 17.11.2016 в 21:56, АксКерБорж сказал:

Интересный вопрос. Лично я в это не вдавался, но предполагаю, что ислам к перерезанию горла не причастен, точно также, как не причастен и к тюркскому табу на домашних свиней.

По тюркским народам все просто - неисламизированные тюрки режут как монголы - хакасы.

  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

21 hours ago, Rust said:

По тюркским народам все просто - неисламизированные тюрки режут как монголы - хакасы.

Ислам тут не причем! Вы же историк!

Основной пищей хакасов, как и других скотоводов Южной Сибири и Центральной Азии, служили зимой мясные, а летом молочные блюда. На зиму в среднем хозяйстве забивались лошадь или корова и около 30 овец. С конца XIX в. Под влиянием русских крестьян стали заготавливать свинину и птицу, их мясо обычно шло на пироги.
Овец забивали способом "озеп", т.е. разрыванием аорты, проходящей у станового хребта. Он широко известен среди всех тюрко-монгольских народов Южной Сибири. Указанный способ распространился с XIII в., когда основатель династии Юань Хубилай хан издал приказ, чтобы все жители Монгольской империи забивали баранов, рассекая, по монгольскому обычаю, грудь. Всякого же, кто ослушается и будет резать горло, "убивать таким же способом." 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin
В 23.11.2016 в 09:27, Аrсен сказал:

Ислам тут не причем! Вы же историк!

Основной пищей хакасов, как и других скотоводов Южной Сибири и Центральной Азии, служили зимой мясные, а летом молочные блюда. На зиму в среднем хозяйстве забивались лошадь или корова и около 30 овец. С конца XIX в. Под влиянием русских крестьян стали заготавливать свинину и птицу, их мясо обычно шло на пироги.
Овец забивали способом "озеп", т.е. разрыванием аорты, проходящей у станового хребта. Он широко известен среди всех тюрко-монгольских народов Южной Сибири. Указанный способ распространился с XIII в., когда основатель династии Юань Хубилай хан издал приказ, чтобы все жители Монгольской империи забивали баранов, рассекая, по монгольскому обычаю, грудь. Всякого же, кто ослушается и будет резать горло, "убивать таким же способом." 

Я честно не понял Вашего "крика души" — ув. В.Я. Бутунаев написал, что до способа "озеп" скот резали способом перерезания горла? Может подтвердите это фактами? 

По Вашему наверное и колбасу из кишок с кровью тоже Хубилай заставил готовить?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

http://asiarussia.ru/articles/869/

"...во время традиционных тувинских обрядов барана режут тувинским методом «озээр», в то время как в другие дни используется заимствованный от казахов метод выпускания крови через горло."

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

ИМХО,  если городского попроси зарезать барана, то он это сделает по-казахски.

Аорты, сердца как-то сложноваты для любителей . ....

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...