АксКерБорж Опубликовано 8 декабря, 2018 Автор Опубликовано 8 декабря, 2018 С.М. Дудин. Баянаул. Коллекция МАЭ РАН (Кунсткамера).
АксКерБорж Опубликовано 8 декабря, 2018 Автор Опубликовано 8 декабря, 2018 Как появляется фотоблеф. Пару примеров я уже приводил выше по теме, когда казахов у юрты в Омске на просторах интернета кто-то подписал "Киргизы. Оренбург" или казахов у юрты в Омске кто-то залил на кыргызский хостинг "Foto KG" как кыргызов и кыргызскую юрту. И вообще таких случаев много. Привожу еще один такой случай фотоблефа. Фото подписано на казахском языке "Сцена обряда свадьбы. Казахстан, Семейская область. 1899 год". Естественно у всех создастся искаженная ассоциация.
АксКерБорж Опубликовано 8 декабря, 2018 Автор Опубликовано 8 декабря, 2018 Потому что в действительности речь идет о Баянаульских горах Павлодарского уезда Семипалатинской области. А конкретно о семье богача из аргынского рода каржас старшего султана Мусы Шорманова (1819 - 1885), дяди по матери Чокана Валиханова. На фото Муса Шорманов с женой на летних пастбищах:
АксКерБорж Опубликовано 8 декабря, 2018 Автор Опубликовано 8 декабря, 2018 Здесь он уже постарее, разливает кумыс:
АксКерБорж Опубликовано 8 декабря, 2018 Автор Опубликовано 8 декабря, 2018 На самом деле верхнее фото С.М. Дудина (из МАЭ РАН, Кунсткамеры). Баянаул. Магида - невестка Мусы Шорманова, старшая жена его сына Исы. И действительно они по просьбе С.М. Дудина показывают ему сценку обряда свадьбы:
АксКерБорж Опубликовано 8 декабря, 2018 Автор Опубликовано 8 декабря, 2018 Можно в этой женщине легко узнать жену Мусы Шорманова, судя по возрасту это младшая жена (токал). Она фигурирует на всех фотках. Причем в нашем степном северо-восточном жаулыке. Если фото Дудин С.М. сделал в 1899 году, то значит Мусы Шорманова уже не было в живых, поэтому его нет на этих фотографиях. :
АксКерБорж Опубликовано 9 декабря, 2018 Автор Опубликовано 9 декабря, 2018 С.М. Дудин. Охотничий ястреб. 1867 год (МАЭ РАН, Кунсткамера). Предположительно это наши края, Баянаул, Каркаралы или Шидерты. Каз. яз.: ястреб - қаршыға. Халхмонг. яз.; ястреб - харцага.
АксКерБорж Опубликовано 9 декабря, 2018 Автор Опубликовано 9 декабря, 2018 Казахский мужской кожаный пояс. Новосибирская область:
АксКерБорж Опубликовано 9 декабря, 2018 Автор Опубликовано 9 декабря, 2018 Казахский мужской кожаный пояс. Омская область:
АксКерБорж Опубликовано 9 декабря, 2018 Автор Опубликовано 9 декабря, 2018 Қамзол. Омская область. В наших краях женщины и бабушки раньше носили и сейчас носят в сельской местности их (раньше часто и большинство). Если я не ошибаюсь, то на юге этот костюм называют шекпен.
АксКерБорж Опубликовано 9 декабря, 2018 Автор Опубликовано 9 декабря, 2018 Қамзол с жаулықом. Новосибирская область:
АксКерБорж Опубликовано 14 декабря, 2018 Автор Опубликовано 14 декабря, 2018 Фотографии француза, члена Французского географического общества Поль А. Лаббе из книги "Путешествие по Сибири и Туркестану", 1897 год: Казахская степь от Оренбурга на восток и далее маршрут повернул по восточному Казахстану в Туркестан:
АксКерБорж Опубликовано 15 декабря, 2018 Автор Опубликовано 15 декабря, 2018 Ю.Г. Попов "Маршрут поездки С.М. Дудина по Казахстану в 1899 году". "... Поездка С.М. Дудина в казахские степи в мае–июне 1899 года имела целью сбор этнографических коллекций, в том числе путем фотографирования. Степной край, куда он отправился, включал территории Акмолинской, Семипалатинской и Семиреченской областей. Столица края находилась в г.Омске. С. М. Дудин обозначил для себя два узла активных полевых работ: Баянаульский в Павлодарском уезде и Каркаралинский в Каркаралинском уезде Семипалатинской области. Из Омска С.М. Дудин отправился в Павлодар, находившийся в 400 верстах. Далее возможны два варианта пути: первый - почтовый тракт вверх по Иртышу, второй - пароходное сообщение, в пользу которого свидетельствует снимок пристани в Павлодаре. Почтовый тракт Павлодар - Баянаул - Каркаралинск составлял в длину 356 верст и был оснащен телеграфной линией. Возвратиться в Омск С.М. Дудин мог по известному маршруту через Баянаул. Фотоснимков о его движении в сторону Семиречья нет. С.М. Дудин фотографировал сцены степной жизни на берегах озер Калкаман, Жамантуз, Карасор, вблизи рек Эспе, Ащису, Талды."
АксКерБорж Опубликовано 15 декабря, 2018 Автор Опубликовано 15 декабря, 2018 09.12.2018 в 15:41, АксКерБорж сказал: Қамзол. Омская область. В наших краях женщины и бабушки раньше носили и сейчас носят в сельской местности их (раньше часто и большинство). Если я не ошибаюсь, то на юге этот костюм называют шекпен. 09.12.2018 в 18:38, АксКерБорж сказал: Қамзол с жаулықом. Новосибирская область: Мәсі - легкие сапоги из тонкой кожи, без подошвы и каблуков, наши дедушки и бабушки надевали их в качестве носков под сапоги, валенки, галоши. Новосибирская область:
Karaganda Опубликовано 16 декабря, 2018 Опубликовано 16 декабря, 2018 АКБ, я вас очень сильно уважаю, но вы неправы в включении Каркаралы и убирания восточных областей. Каркаралинцы больше похожи на тех жех же семейцев чем на соседних бухар-жырауских, баянаульских. Имхо, северо-восток - растяжимое понятие. Я как каркаралинец скажу вам, что по вашим рассказам у нас сходство на процент только больше чем от таразских))) 1
АксКерБорж Опубликовано 21 декабря, 2018 Автор Опубликовано 21 декабря, 2018 16.12.2018 в 21:18, Karaganda сказал: АКБ, я вас очень сильно уважаю, но вы неправы в включении Каркаралы и убирания восточных областей. Каркаралинцы больше похожи на тех жех же семейцев чем на соседних бухар-жырауских, баянаульских. Имхо, северо-восток - растяжимое понятие. Я как каркаралинец скажу вам, что по вашим рассказам у нас сходство на процент только больше чем от таразских))) Ув. Karaganda, Каркаралы как местность это правда совсем рядышком от нас, чуть выехал за Баянаул (225 км. от Павлодара) и вот тебе историческая гористая местность Каркаралы, чуть выехал за Шидерты (180 км. от Павлодара) и вот тебе историческая гористая местность Ерейментау. Фото в тему! Каркаралинские горы Ку, 1947 год. Внутри юрты. Взбивание кумыса:
АксКерБорж Опубликовано 22 декабря, 2018 Автор Опубликовано 22 декабря, 2018 06.07.2018 в 17:41, АксКерБорж сказал: Русский чиновник с дочерьми и с сыном на легкой трашпанке остановилась в казахском ауле в Степи отдохнуть и попить прохладного божественного кумыса в жару. Одну из дочерей явно сморило кумысным хмелем. Обратите внимание на огромный размер и добротность юрт из белого войлока (войлок из шерсти овец светлых мастей валян качественно, он плотный и толстый). Кажется Құйрықит батыр у нас пытался в теме про юрты искусственно уменьшить высоту казахской юрты до высоты монгольского гэра? Нашел цветную и более масштабную версию редкой фотографии. Правда кому-то не понравилась подпись "Омск" и он ее замазал.
АксКерБорж Опубликовано 2 января, 2019 Автор Опубликовано 2 января, 2019 Автор мне неизвестен. Судя по форме белого жаулыка на голове женщины, это северо-восток страны:
АксКерБорж Опубликовано 6 января, 2019 Автор Опубликовано 6 января, 2019 13.07.2016 в 17:33, АксКерБорж сказал: Ходунки. Фото Д.П. Багаева. Павлодар. Начало 20 века. Ходунки. Фото неизвестного автора. Казахи Монголии, начало 21 века. Древняя казахская конструкция нисколько не изменилась!
АксКерБорж Опубликовано 7 января, 2019 Автор Опубликовано 7 января, 2019 Кажется фотография Жюль Легра "Дойка кобылиц". 1901 - 1902 гг. На женщине характерный для Степного края белый жаулык:
АксКерБорж Опубликовано 7 января, 2019 Автор Опубликовано 7 января, 2019 Что-то я не вижу никаких казахских юрточных "орындыков" (табуреток), наличие которых предполагали некоторые юзеры в теме про казахский язык.
Джагалбайлы Опубликовано 9 января, 2019 Опубликовано 9 января, 2019 https://tengrinews.kz/fotoarchive/1127/https://tengrinews.kz/fotoarchive/1127/ Казахи 100 лет назад. История в фотографиях
АксКерБорж Опубликовано 11 января, 2019 Автор Опубликовано 11 января, 2019 07.01.2019 в 16:44, АксКерБорж сказал: Что-то я не вижу никаких казахских юрточных "орындыков" (табуреток), наличие которых предполагали некоторые юзеры в теме про казахский язык. К.Н. де Лазари. Семиречье, 1897 год. МАЭ (Кунсткамера). Здесь, в этой теме фотка из Семиречья как исключение, чисто по табуреточному вопросу. В хижине тоже нет никаких табуреток "орындыков". Хотя казахский стол есть.
Аrсен Опубликовано 11 января, 2019 Опубликовано 11 января, 2019 Дудин С.М. Предметы женского костюма Кимешек и койлек. Казахи. Казахстан. 1899 1