Перейти к содержанию
АксКерБорж

Титулы Tarqan и Qatun - тюркская и монгольская формы

Рекомендуемые сообщения

Сперва Древнетюркский словарь. Однокоренные и близкие по семантике примеры:

 

 

b230515371ae.jpg

 

73a079a0ffc3.jpg

 

e19bc8284c58.jpg

5e12475ca5c0.jpg

 

670503a75515.jpg

 

59387fd4a0f8.jpg

 

65964f02b5bf.jpg

 

 

43750720f764.jpg

 

e40cb430316a.jpg

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Даже приведенный самый поверхностный анализ однокорневых семантически близких древнетюркских лексем очевидно показывает, что термин QATUN ~ QATYN это никакой не иранизм, а исконно тюркское понятие, крепко связанное с понятиями РОДСТВЕННИКИ ЖЕНЫ (qadyn ~ qaiyn).

 

Предполагаю, что в основе их древнетюркский корень QAT со значением "присоединять", "соединяться", "смешиваться".

 

Образно выражаясь, QATUN ~ QATYN (замужняя женщина, жена, госпожа), как и QADYN ~ QAIYN (ее отец и родственники) присоединяются к роду мужчины и его потомков.

 

Косвенно об этом действии свидетельствует и предшествующий ему по традиции и времени термин "KELIN" (невестка), этимология которого "прибыть", "прийти", "приехать" (в род жениха). Образно говоря, в род мужа невестка сперва приходит, которая после торжества бракосочетания полноправно присоединяется (смешивается, соединяется) к роду мужа.

 

В тюркских языках много лексем, происходящих из корня QAT со значением "присоединять", "соединяться", "смешиваться". Примеры из казахского языка:

 

қат - каждый слой, пласт, ряд

қат - ягоды в виде соединенных между собой шариков (малина, ежевика и пр.)

қатар - ряд, двойной

қатылу - приправлять, приправа

қатыс ~ қатынас - принимать участие с другими

қатыр ~ қашыр - мул как результат помеси осла с кобылой

и т.д. и т.п.

  • Одобряю 1
  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Сперва Древнетюркский словарь. Однокоренные и близкие по семантике примеры:

 

 

73a079a0ffc3.jpg

 

e19bc8284c58.jpg

5e12475ca5c0.jpg

 

670503a75515.jpg

 

59387fd4a0f8.jpg

 

65964f02b5bf.jpg

 

 

43750720f764.jpg

 

e40cb430316a.jpg

Вот это толкую ув. Зоотехнику, а он никак не видит. Корень кат на Тувинском языке прибавлять, катым-тесть, кат-ие, кадам -теща. Если женился, эта женщина будет прибавлением к роду, катым-тесть, отдающая сторона, смысл слова прибавляю, кат-ие-теща прибавляющая мама. Что еще надо ему, не знаю. Катын-прибавленная к роду, ясно же.

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Слова, сперва попытаться с своего языка расшифровать надо, если будет белиберда, тогда да надо обратится к другим языкам. Ничего зазорного.

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Прочтение темы поставило передо мной след.вопросы:

1. Если у народа так много противоположных характеристик 1-го слова, не заимствование ли это ?

2. Эффект "кок" так силен и несет сакральное значение, что все что создано Всевышним называют так ?

3. Если "Ашина" волк, то почему у наследников волк называется "бор, бури" ?

Не потому ли, что у "наследников" был др.язык и у них главенствующая цвет-масть по незнанию сложилась с головой волка на знамени и в легендах в образ-значение кок-тюрков ВОЛКА ? Или Ашина не волк ?

Есть также qan - сакральное имя волка-прародителя тюрок.Отсюда каган- главный (сакральный) волк. Поэтому каган Ашина - волк, как потомок волка.

Тархан это не сакральный титул, хан здесь в смысле привилегированный человек, типа начальник. Тархан - "начальник" тара.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

 

 

 

Оставлю в покое мои домыслы, и у вас спрошу есть ли в иранских языках аналоги как катым и кат-ие, тут видите ли кат корень, и этот же корень дает слово катын (кадын)-жена. А именно созвучие и смысл. С вами беседовать одно удовольствие много знаете. Но вы не признаете свои корни. У вас в авторитете то иранцы, то персы, то еще кто-то, но не Тюрки. А Тюрки и есть ваша, наша история, история монгол и тюрков (кочевников). Как там написал Рашид Ад Дин, в степи кроме тюркской расы никого не было ( монголы тоже относятся к тюркам)

 

1. В иранских похожих "корней" очень много. 

2. Еще не факт, что для "катым" и "кат-ие" вы корень правильно определили. Посмотрите в ДТС слова на Qat/Qad. Нет там "одного корня" никак. Как и в ЭСТЯ его тоже нет. Созвучия есть, однако с одинаковым смыслом проблемы:

твердый, ягода, слой, смешивать/соединять, обжигать/нагревать - это только kat- в тюркских дает. 

3. Первыми кочевниками в ваших краях были древние ираноязычные граждане, которые приняли немалое участие в этногенезе большинства тюркоязычных народов. Другого варианты - это фантазии из области незнания и извращенного себялюбия, и ничего не имеет общего с реальностью.. 

У монголоязычных и у манчжуров кочевое скотоводство возникло и развивалось отдельно (по Рассадину)

4. Нет у меня никаких "авторитетов" и предпочтений, у меня немного другие интересы. 

 

Как это у монголов возникло скотоводство отдельно,если все слова относящийся к скотоводству тюркские?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Тархан это не сакральный титул, хан здесь в смысле привилегированный человек, типа начальник. Тархан - "начальник" тара.

 

Ув. Башгирд, у вас очень интересная версия, хотя и с виду очень простая. Почему? Потому что среди прочих значений слова tarqan существует и такое, где значение связано с земледелием - "название землевладельца у тюркских народов в средние века".

 

Поэтому если исходить из вашего объяснения, то первую половину слова в таком случае можно уверенно объяснить древнетюркским "tarï" (сеять, засевать) или "tarïɣ" (1. зерно, злаки, хлеб; 2. просо; 3. земледелие, землепашество). Достаточно вспомнить предыдущий этноним уйгуров, таранчи. 

 

Получаем "tarï + qan" или "правитель землевладелец", типа латифундист.

 

Правда в таком случае мы от освобожденного от пошлин оружейного кузнечества плавно переходим к освобожденному от пошлин землепашеству. Может быть это вариант кузнеческого титула на период мирного времени, оговоренный Минскими соглашениями? :)

 

А какое значение вкладываете вы в "тар" своем объяснении "начальник тара"?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ну вот что известно:

 

Tar Распускать, разгонять, рассеивать DTS, 536

I Tara-, taran- 1. расчёсывать, причёсывать; DTS, 536

II Tara- рассеивать DTS, 536

 

I darğa-, darga-, tarğa-, tarqa-, tarqamaq- ESTYA,3, 150

 

II tara-, darı-

 

III tar-

I

1. расходиться, разбредаться; разъединяться; разъезжаться; разбегаться (в беспорядке); разлетаться;

2. распадаться; ликвидироваться; приходить в беспорядок; выходить из строя; разваливаться, разрушаться, изнашиваться, рваться;

3. рассеиваться; рассыпаться; просыпаться, распыляться; распространяться;

4. разбрасывать; раскидывать, разгребать; рассеивать; рассыпать, разгонять, распускать; распространять, распределять; отсылать;

5. разыскивать;

6. расстилать;

 

II

1. разбрасывать; разгребать; рассеивать; разогнать

2. расстёгивать;

3. расходиться; рассеиваться; быть рассеянным; распространяться; расселяться, размножаться;

4. выходить из чего-нибудь; происходить, образовываться (töre-?);

5. разыскивать;

 

III

1. распускать, рассеивать (о войне и другом); развеивать; разбрасывать; разделять, отделять; распылять; распределять;

2. расходиться, распространяться

3. удалять, устранять; 

 

FC= {d, t}  V= {a}  LC= {r}

 

Proto-Altaic: *t`erk`o (*t`erVk`o)

Meaning: to think

Russian meaning: думать

Turkic: *TẹrKe-

Proto-Turkic: *TẹrKe-

Altaic etymology: Altaic etymology

Meaning: to observe, research

Russian meaning: исследовать, обдумывать, расследовать

Middle Turkic: te/irke- 1 (Pav. C.)

Uzbek: terga- 'to interrogate'

Uighur: tärgäw 'examination, inquiry'

Chuvash: tirge- 'to judge, discriminate'

Kirghiz: terge-

Kazakh: terge-

Noghai: terge-

Balkar: terge-

Karaim: terge-

Karakalpak: terge-

Kumyk: terge-

Comments: VEWT 475, Федотов 2, 236-237 (the meaning `judge, discriminate' cannot be explained from Arab. terk `leave').

Mongolian: *tariki

 

Proto-Mongolian: *taraki / *tariki

Altaic etymology: Altaic etymology

Meaning: 1 brain, mind 2 head

Russian meaning: 1 мозг, ум 2 голова

Written Mongolian: tariki(n), taraki(n) 1 (L 781)

Khalkha: tarx́ 1

Buriat: tarxi 1,2

Kalmuck: tärkǝ

Ordos: tariχi

Monguor: taraGśʒ́i (SM 410), taraGśī 1

Comments: KW 387, MGCD 626.

Tungus-Manchu: *terge-

 

Интересные сведения для понимания слова tarqan, tarxan даёт обще-тюркский глагол dernge- (смотри также его чагатайскую форму tərkə-) ESTYA,3,209.

Если ув. АксКерБорж сможет пусть сюда поставит информацию-копию по этому глаголу из ESTYA,3,209.

 

Прямое шумерское соответствие есть:

 

tar [CUT]

TAR: tar.

TAR.IGI.RI: tarar.

1. to cut down

2. to untie, loosen

3. to cut

4. to scatter, disperse

5. to decide

 

Всё абсолютно сходится!!!

А теперь обратите внимание как у шумеров записывается налоговый инспектор:

 

MU.UN.TAR период OB

Состоит из двух элементов: 1) MU.UN: mu-un и 2) TAR: tar

Первый элемент соответствует древнетюркскому mun- богатство в деньгах, капитал.  Второй элемент передаёт значение "отделять".

 

Всё сходится!!! И кто не знает по истории, что одна из функций тарханов была взимание налогов!

Поэтому то их, тарханов освобождали от налогов!

Ну вот вам ещё один пример! Шумеры брали часть причитающегося дохода с поля!

Записывали это так GAR:TAR: ni2-tar. Налог это то, что отделяется!

 

Какова историческая эволюция слова tarqan? 

 

1) tar- (отделять) 2) qa- (класть вместе) 3) tar qa ---> tarqa 4) tarqa+ аффикс n---> tarqan

Причитающееся отделяется (частное) в виде налога и объединяется (общее). Кем? Тарханом!   

 

Информация выше говорит, что шумеры, которые были тюрками ничего не заимствовали у иранцев!)))

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Всё абсолютно сходится!!!

А теперь обратите внимание как у шумеров записывается налоговый инспектор:

 

MU.UN.TAR период OB

Состоит из двух элементов: 1) MU.UN: mu-un и 2) TAR: tar

Первый элемент соответствует древнетюркскому mun- богатство в деньгах, капитал.  Второй элемент передаёт значение "отделять".

 

Всё сходится!!! И кто не знает по истории, что одна из функций тарханов была взимание налогов!

Поэтому то их, тарханов освобождали от налогов!

Ну вот вам ещё один пример! Шумеры брали часть причитающегося дохода с поля!

Записывали это так GAR:TAR: ni2-tar. Налог это то, что отделяется!

 

Какова историческая эволюция слова tarqan? 

 

1) tar- (отделять) 2) qa- (класть вместе) 3) tar qa ---> tarqa 4) tarqa+ аффикс n---> tarqan

Причитающееся отделяется (частное) в виде налога и объединяется (общее). Кем? Тарханом!   

 

Информация выше говорит, что шумеры, которые были тюрками ничего не заимствовали у иранцев!)))

 

Интересная версия. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Древнетюркский словарь:

 

 

7549c3845d78.jpg

 

20ef5300a1e9.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Тут еще надо рассматривать слово даруга, это слово с одним корнем дархан. На Тувинском угаа-обдумывай, үге, өге на древнетюркском -мудрый, өгедей, өге-мудрый, дей суффикс уменьшительно ласкательный.  

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

 

Эти слова сначала попадают из восточно-иранских в пратюркские (при сюнну), позже в древнетюркский, а оттуда в древнемонгольский. После того, как монголы ЧХ подмяли под себя степь, эти слова распространились довольно широко. И даже раньше (!). При помощи тюркоязычных товарищей.

На мой взгляд - это более логичнее и правдоподобнее..

 

Амыр-ла ув. Тыныч! А почему в другую сторону не логичнее? Древние Тюрки чем хуже, надо рассматривать все это с нашей позиции. Катын-жена, замужняя женщина, катым-отец жены, кат-ие-мать жены, все на одном корне (прибавление) а это увеличение племени с родственными связями, а у иранцев такая связка есть или нет? Думаю нету.

 

В какую в "другую сторону?" 

При чем тут "тюрки чем хуже"?  (Мои подробности смотрите ниже по тексту)

Ту этнокультурную общность, которую вы называете "Тюрками" - это продукт Второго Каганата, возникшего на базе Восточного Тюркского Каганата с Китайской подачи.

И не надо себя обманывать:  В Первом (настоящем Тюркском!!!) Каганате нет ВООБЩЕ ничего на "тюркском" языке. Совершенно НЕТ. Есть упоминание о переводе НИРВАНА-СУТРЫ на язык тюрков, и всЁ(!!!!).   Однако язык Тюрков того времени был Согдийский. Чему есть масса подтверждений. 

Круг замкнулся?

 

А Тюрки "восточного каганата" - это бывшие вассалы РЕАЛЬНЫХ ТЮРКОВ, которые просто оставили себе этноним бывшей правящей верхушки и назвались ТЮРКАМИ, по старой привычке. Исторических примеров и аналогий - ВАГОН и тележка. 

Все 50 лет, что "Тюрки" второго каганата были под властью Табгачей, они ничем больше не занимались, кроме как резать РЕАЛЬНЫХ ТЮРКОВ под руководством Кагана Табгачей ( КИТАЙ). О чем сами "мудрые" и писали на своих памятниках. 

Другого ничего не вижу, уж извиняйте.  

Сможете другое что-то внятно рассказать  - пжалста. 

Изменено пользователем ZOOTECHNICIAN
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Господа, давайте оставим в покое лингвистические труды ученых и попытаемся сами хоть что-то близкое (корни и смысловые значения) отыскать в тюрко-монгольских языках касательно рассматриваемых TARQAN и QATUN. Ведь в отличие от ученых, на которых вы ссылаетесь, мы непосредственные носители и знатоки родных языков.  

 

Интересные сведения для понимания слова tarqan, tarxan даёт обще-тюркский глагол dernge- (смотри также его чагатайскую форму tərkə-) ESTYA,3,209.

 

....И восходит к индоевропейскому корню, о котором я писАл выше. 

Ашраф, это я дописал то, о чем вы упорно пытаетесь молчать. И пытаетесь перепрыгнуть ИЕ, обратившись с ходу в Шумерабад. 

Успехов вам в преодолении забора, который вы сами перед собой воздвигли. 

 

 

В следующем вашем сообщении:

И зачем вы из лживой скромности обрезали "western isogloss"= западная изоглосса

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Тут еще надо рассматривать слово даруга, это слово с одним корнем дархан. На Тувинском угаа-обдумывай, үге, өге на древнетюркском -мудрый, өгедей, өге-мудрый, дей суффикс уменьшительно ласкательный.  

Там на древнетюркском Бильге = Мудрый.  По всей видимости, он ближе к карлукскому (Сейчас так уже считают). Ибо даже я, могу его понимать, зная только Узбекский язык. 

Бильге = угаа ... Вам не смешно?

  Вы бы еще несколько сдвоенных гласных нашли в рунических памятниках. Было бы неплохо посмотреть. Сможете? 

 

Подушка= колючая проволока = хорошо = автобус = шахта. 

Как-то так или нет? 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Тут еще надо рассматривать слово даруга, это слово с одним корнем дархан. На Тувинском угаа-обдумывай, үге, өге на древнетюркском -мудрый, өгедей, өге-мудрый, дей суффикс уменьшительно ласкательный.  

Дорога,  даруги

Заимств.  из  тюркс.  Китайский  сановник  Сюй  Тин,  побывавший  у  татар, пишет: «Я, Сюй Тин, также видел, что у них [татар] от высших и до низших  всех  зовут  только  детскими  именами,  т.е. никогда  у  них  не  было  фамилий.  У  них  также  не существует  названий  должностей.  Например,  если человек  владеет  документами,  то  он  называется «бичэчэ»;  если  человек  управляет  народом,  то  он называется  «далухуачи».  А  если  человек  состоит  в императорской  охране,  то  он  называется  «холучи» (ИГС—143).  Далее  составитель  ИГС  дает  пояснение: «Даругачи» — в общем значении «начальник», дословно «подавляющий  неповиновение»;  отсюда  совр.  татар. «дару»  —  лекарство,  т.е.  то,  что  подавляет  болезнь (ИГС—143).  ТТКТЭС—192  считает,  что  слово  не связано  со  словом  «тархан»,  хотя  в  корне  его  — значение  сборщика  налогов.  Кроме  того,  из исторических  источников  известно,  что  улусы  Золотой Орды были поделены на «даруги», отсюда: «даруги» — это  разные  направления  территорий,  и  отсюда  — основные  пути,  которые  вели  к  тем  или  иным«даругам»,  стали  называть  «дорогами».  И  то,  что «дорога»  имеет  тюркс.  корни  видно  и  из  след.:  алт. «тэр»  —  собирать  (терем),  «тэргэ»  —  собираясь  в дорогу,  проверить  экипировку.  От  этого  «даруха»  и арабск.  «тарика»  —  путь,  дорога,  метод,  средство  > „дарага”-  административно-территориальная  единица  в тəңкə; татар. «тəллə — алтын тəңкə»: иске татар.  «тъйльлə,  тъйллə  —  алтын»  (К.ТХИД—266—304).  (Мəкаль:  «Телəнчегəтəллə бирү» — артык, урынсыз юмартлык, кунакчыллык турында) (ХНН).

Хусаинов Н. Н. Словарь тюркских основ русского языка. Статья «Дорога».

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Тархан это не сакральный титул, хан здесь в смысле привилегированный человек, типа начальник. Тархан - "начальник" тара.

 

Ув. Башгирд, у вас очень интересная версия, хотя и с виду очень простая. Почему? Потому что среди прочих значений слова tarqan существует и такое, где значение связано с земледелием - "название землевладельца у тюркских народов в средние века".

 

Поэтому если исходить из вашего объяснения, то первую половину слова в таком случае можно уверенно объяснить древнетюркским "tarï" (сеять, засевать) или "tarïɣ" (1. зерно, злаки, хлеб; 2. просо; 3. земледелие, землепашество). Достаточно вспомнить предыдущий этноним уйгуров, таранчи. 

 

Получаем "tarï + qan" или "правитель землевладелец", типа латифундист.

 

Правда в таком случае мы от освобожденного от пошлин оружейного кузнечества плавно переходим к освобожденному от пошлин землепашеству. Может быть это вариант кузнеческого титула на период мирного времени, оговоренный Минскими соглашениями? :)

 

А какое значение вкладываете вы в "тар" своем объяснении "начальник тара"?

 

"Тар " во времени и пространстве имеет не одно значение.

Например.

в сочинениях мусульманских авторов заместитель кагана(Хазарии) в разное время был известен под различными титулами: иша (Ибн Русте), хакан-бек (Ибн Фадлан), бек (Йакут), малик хазар (Истахри), тархан-хакан (Худуд ал-'Алам) и т.п.

О.Б. Бубенок Дуализм верховной власти у хазар: случайность или закономерность?//ВЕДС 2011, с. 16

 

Из числа представителей знатных родов каганом или беком назначались военачальники - тарханы для управления на территориях собственно Хазарии. На зависимые территории, управляемые местными правителями, хазары назначали своих представителей - тудунов (как у тюркютов).

О.Б. Бубенок. Верховная власть и система управления в государствах средневековых номадов Евразии (сравнительный анализ) //ВЕДС 2007, с. 28.

 

Для управления Тувой от имени кагана (уйгур) был поставлен военный наместник с титулом «тутук» («народу чик я дал тутука, шбаров и тарханов я тогда утвердил»).4* Тутуку подчинялись управители отдельных районов, носившие титулы «ышбары» и «тарханы» — сборщики дани с покоренного населения.

Окладников А.П. История Сибири с древнейших времён до наших дней. Том 1. Древняя Сибирь

 

Я — министр благородного тархана-первого министра.

И.В.Кормушин (Москва) Тамговые аналогии наскальных надписей из долины р. Алаш (Западная Тува) и стелы из Суджи (Северная Монголия)// Тюркологический сборник 2007-2008

 

Бурук-хан - (буйрук – приказ, приказание, распоряжение; повеление; буквально: уста бога, нога бога ) /Судебные функции исполняли буруки и тарханы/; /Кагана окружали советники (буюруки), исполнявшие военно-административные, дипломатические и судебные функции/

Бага (Бага-джабгу-хан, Бага-тархан) – (багъ – указ, постановление, повеление, предписание)

Тархан – (тархан - свободный, независимый); /ал-Хваризми четко определяет "тархан" как "благородный, знатный"/;…кагана сопровождали более двухсот тарханов, одетых в халаты из парчи/

http://forum-eurasica.ru/index.php?/topic/1821-tiurkskie-tituly-i-lichnye-imena/

 

В названии племени Тарьян усматривают тюркское обозначение титула "таркан" - "тархан" (один из титулов военного предводителя). (Прим. к главе 40 //К. Багрянородный. Об управлении империей

 

"Тар " во времени и пространстве имеет не одно значение, а общее в приведенных примерах - область деятельности.

Поэтому "тархан" - начальник какого-то вида государственной деятельности, "начальник тара"

 

Тар имеет значение также -"узкий".

Например в башкирском:

тар 1. тесный, узкий; тар үткәүел см. тарлауыҡ; тар һыҙат полоска; ваҡыт тар времени мало; урын тар мало места; тар булыу быть тесным, узким; тар холҡло или тар күңелле нелюдимый;

2. в функ. нареч. 1) тесно, узко; 2) перен. мало, недостаточно; ваҡыт тар булды времени было мало.

таралыу II. 1) расходиться, разойтись, разбредаться, разбрестись; 2) рассеиваться, рассеяться; 3) рассыпаться, рассыпаться; 4) распространяться, распространиться, разноситься, разнестись (напр, о слухе);2. и. д . 1) распространение;2) рассеивание.

таратыу 1. 1) рассеивать, рассеять, разгонять, разогнать (напр, толпу); 2) распространять, распространить что;3) раздавать, раздать что;  таратып бөтөү раздать, издержать; разбазарить разг. (все деньги, средства и т. п.); таратып йөрөү обносить что (раздавая); разносить что; 4)испускать, испустить, источать, источить (запах);

2. и. д.1) разгон; 2) раздача; <> таратып ташлау разложить, разбросать что; таратып элеүразвешивать, развешать что. таратыусы раздатчик; аң-белемтаратыусы распространитель знаний; ауырыу таратыусы разносчик болезни.

тарих 1. история; таштың да тарихе була погов. и камень имеет свою историю;

2. в функ. прил. исторический;

тары 1. просо; тары төйөү толочь просо (в ступе); тарыһурҙырыу обдирать просо (на пшено); 2. в функ. прил. просяной; тары ярмаһы пшено;бесәй тарыһы бот. просо петушье.

Башкирско-русский словарь. Ахмеров К. 3. И др. 1958 г.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

По-калмыцки:

Дархн - мастер, кузнец, чел.свободный от повинностей

Дарх - давить, ударять...

Дару - близстоящий, скоро, затем

Дарук - заместитель, следующий

Билг - талант, одаренный, способный

Билг уга - бездарность

Таар - согласие

Таарх - ладить, жить в согласии

тәрх - сеять, сажать

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

 

 

Как это у монголов возникло скотоводство отдельно,если все слова относящийся к скотоводству тюркские?

 

А так, что все слова у вас, относящиеся к определению возраста животных по зубам-  МОНГОЛЬСКИЕ. Читайте Рассадина, он много тюркизмов в монгольских языках обнаружил. 

И еще несколько признаков по скотоводству, тоже у Рассадина&Со/

Ув. Эр- Суге,  

у вас Монголы же через дорогу живут. Они и в Казахстане жили, и потомство там оставили. 

Такое бывает. Удивляться тут нечему. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

 

Господа, давайте оставим в покое лингвистические труды ученых и попытаемся сами хоть что-то близкое (корни и смысловые значения) отыскать в тюрко-монгольских языках касательно рассматриваемых TARQAN и QATUN. Ведь в отличие от ученых, на которых вы ссылаетесь, мы непосредственные носители и знатоки родных языков.  

 

Интересные сведения для понимания слова tarqan, tarxan даёт обще-тюркский глагол dernge- (смотри также его чагатайскую форму tərkə-) ESTYA,3,209.

 

....И восходит к индоевропейскому корню, о котором я писАл выше. 

Ашраф, это я дописал то, о чем вы упорно пытаетесь молчать. И пытаетесь перепрыгнуть ИЕ, обратившись с ходу в Шумерабад. 

Успехов вам в преодолении забора, который вы сами перед собой воздвигли. 

 

 

В следующем вашем сообщении:

И зачем вы из лживой скромности обрезали "western isogloss"= западная изоглосса

 

 

Знак TAR в шумерской письменности имеет хронологию EDIIIa- 3500 лет до нашей эры и выше.

Глагол TAR [CUT] имеет хронологию EDIIIb- 3000 лет до нашей эры и выше.

 

Найдите мне нечто индоевропейское tar с такой хронологией!)

Глаголы, которые я показывал tar- и другие считаются признанно общетюркскими...

Вопрос исчерпан! 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Специально для Центральноазиатского форума шумерский tarqan из текста периода URIII (2000 лет до нашей эры):

 

Запись:

 

GAR.GA DAM.GAR3.E.NE

KI EN.TAR.GA2.TA GUR.RA

 

Читают:

 

nig2-gur11 dam-gar3-e-ne

ki en-tar-ga2-ta gur-ra

 

Шумерский Tarqan назывался Tarqa!

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

По-калмыцки:

Дархн - мастер, кузнец, чел.свободный от повинностей

Дарх - давить, ударять...

Дару - близстоящий, скоро, затем

Дарук - заместитель, следующий

 

Параллели с тунгусо-маньчжурскими языками:

 

Даруга (староста)

Даркан (кузнец)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Тут еще надо рассматривать слово даруга, это слово с одним корнем дархан. 

 

В монгольском рчередное заимствование из тюркских.

 

Darağa - начальник [базара].

 

см:

 

"Древние тюркские диалекты и их отражение в современных (тюркских) языках" [Фрунзе: Ілімì, 1971. АН Кирг.ССР. Отдел востоковедения. Под ред. Батманова И.А.; "Древнетюркский словарь". Л: Наука, 1969 г.]

 

"Введение в изучение тюркских языков" [М: Высшая школа. 1962. Баскаков Н.А.]

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Тут еще надо рассматривать слово даруга, это слово с одним корнем дархан. 

 

В монгольском рчередное заимствование из тюркских.

 

Darağa - начальник [базара].

 

см:

 

"Древние тюркские диалекты и их отражение в современных (тюркских) языках" [Фрунзе: Ілімì, 1971. АН Кирг.ССР. Отдел востоковедения. Под ред. Батманова И.А.; "Древнетюркский словарь". Л: Наука, 1969 г.]

 

"Введение в изучение тюркских языков" [М: Высшая школа. 1962. Баскаков Н.А.]

 

 

Нормальное явление! Начальник базара распределяет товарные и организационные потоки.

Возьмите например азербайджанский диалектизм:

 

darğa- suyabaxan, cuvar распределяет воду. Всё соотносится с глаголом tar- и его формами.

Или из азербайджанского словаря:

darğa- 1) начальник ночной базарной охраны 2) управляющий, приказчик помещика; бурмистр.

 

Сравните азербайджанское darğa и шумерское tar-ga2!)

Это и понятно, нашими базовыми предками были печенеги-кангары и хазары!

С учётом, что кангары были племенами сакского круга всё становится на свои места!)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...