Перейти к содержанию
Peacemaker

Тюрко-монгольский титул "беки, бек"

Рекомендуемые сообщения

 

§ 216. Basa Čiŋķis-qağan Usun-ebuķen-e uķulerun: “Usun, Qunan, KŁko-Čos, Deķai, ede dorben, uĵekseniyen sonosuqsan-iyan ulu niun-qabčin, ĵian aqun buleai. Moŋğolun Tore Noyan mor — beki bolqui yosun aĵuui. Baarin aqa-in uruq buleai. Beki mor bidan-o deere-eče. Beki Usun-ebuķen boltuğai! Beki erķuet

 

Čağan deel emusču,

Čağan aqta unoulĵu,

Sauri deere saulĵu, takiĵu,

 

basa hon sara sataĵu, tein atuğai!” keen ĵarliq bolba.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В селджукских текстах Малой Азии отмечается  как беки, а в древне-тюркских памятниках  бек /без последней буквы и/.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

. Basa Baarin-o Qorči-Usun-obuķen, Koko-Čos, Menen-Baariniyeren, niķan ķuriyen ireba-ķu.

§ 121. Qorči ireĵu uķulerun: “Bodončar-boqdo-in bariĵu abuqsan eme-deče toreksen ba ĵamuqa-lua

 

Keeli niķe ten,

Koke ğaqča tan

 

buleai ba. ĵamuqa-dača ulu qaqačaqun bulee ba. ĵaarin ireĵu, nadur nidun-duriyen uĵeulba. Qoaqčin uniyen ireĵu, ĵamuqa-i horčiĵu yabuĵu, ķer terķan ino murķuleet, ĵamuqa-i murķuĵu, oreele eber-iyen quğuraĵu, solĵir-ebertu

bolĵu: Eber mino ača! Keen-keen, ĵamuqa-in ĵuk mooren-mooren, široai sačun-sačun baimu. Muqular qoa huker yeke ķerluķe deere erķuĵu kolĵu ĵiktuĵu (ĵidkuĵu), Temuĵin-o qoinača yeke terķeur-iyer mooren-mooren aisurun: Tenķeri ğaĵar eyetulduĵu, Temuĵin-i Ulus-un Eĵen boltuğai! Keen, Ulus teeĵu abču aisu! keen, ĵaarit nidun-dur uĵenlĵu, nadur ĵiana. Temuĵin, či Ulus-un Eĵen boluasu, nama-i ĵiaqsan-o tula, ker ĵirğaulqu či?” keeba. Temuĵin uķulerun: “Unen tere Ulus medeuluesu, Tumen-o Noyan bolğasu!” keeba. “Ele edu Tore-i ĵiaqsan ķuun-ni nama-i Tumen-o Noyan

bolğa(ba)su, yaun ĵirğalaŋ bei? Tumen-o Noyan bolğaat, ulus-un ğoas sait okit darqalan abqaulĵu, qučin ba emestu bolğa! Basa yau keleleksen-i mino eserķu sonos!” keeba.

§ 122. Qunan teriuten ķeniķes niķan ķureyen ireba-uķ. Basa Daritai-otčiğin niķan ķureyen ireba-ķu. ĵadaranača Mulqalqu ireba-ķu. Basa Uŋĵin Saqait niķan ķureyen ireba-ķu. ĵamuqa-dača tedui qağačan kodoluet,

Qimurqa-ğoroqon-a, Ail-Qaraqana, baouĵu bukui-tur, basa ĵamuqa-dača qağačaĵu, ĵurkin-o Soorqatu-ĵurki-in koun, Sača-beki, Taiču, qoyar, niķan ķureyen; basa Nekun-Taiĵi-in koun, Qučar-beki, niķan ķureyen; basa Qutala-qan-o koun, Altan-otčiğin, niķan ķureyen—ede, basa ĵamuqa-dača qağačan ķodelĵu, Temuĵini Qimurqa-ğoroqan-o Ail-qaraqanada baouĵu bukui-tur, neilen baouba. Tendeče nouuĵu, ķurelķu dotora Saŋğur-ğoroqan-o Qara-ĵuruķen-o Koko-naur baouba.

 

Почему то у киятов титул беки часто встречается.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В селджукских текстах Малой Азии отмечается  как беки, а в древне-тюркских памятниках  бек /без последней буквы и/.

 

во времена сельджуков Тогрул-бека и Алп-Арслана - монголов и в планах не было.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

В селджукских текстах Малой Азии отмечается  как беки, а в древне-тюркских памятниках  бек /без последней буквы и/.

 

во времена сельджуков Тогрул-бека и Алп-Арслана - монголов и в планах не было.

 

Позвольте узнать, откель такие сведения, что "монголов и в планах не было", присутсвовали при зарождении?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

 

В селджукских текстах Малой Азии отмечается  как беки, а в древне-тюркских памятниках  бек /без последней буквы и/.

 

во времена сельджуков Тогрул-бека и Алп-Арслана - монголов и в планах не было.

 

Позвольте узнать, откель такие сведения, что "монголов и в планах не было", присутсвовали при зарождении?

 

 

Сведения из источников, откуда еще? Если искать этноним монгол, как вы ищите упоминание этнонима казак.  ;)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Бек - на тюркском языке это "крепкий". Типа "крепкие орешки" были беки.  :)

 

Девушкам в ансамбле больше подходит тюркское "бике" - барышня, девушка. У нас, к примеру, "медбике" это медсестра. :D  

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Фиксация термина есть пораньше тюркской и монгольской титулатуры. 

Вот выдержка из этимологического словаря иранских языков:

 

Производные имена от корня в форме *bag- : baj-:

*baga- 'доля, участь, судьба' и персонифицированное 'Бог' <

арийск. *bhaga-, ср. др.-инд. bhága- 1) 'благосостояние, имущество;

счастье'; 2) 'божество, Господь (название одного из божеств)' —

из арийск. *bhaga- < и.-е. bhág-o- 'доля, участь' со вторичным,

возможно диалектным, развитием значения 'божество (богатства,

благополучия)' -» 'Бог', ср. праслав., церк.-слав. bogb 'Бог'

[ЭССЯ-2, 161-165], которое предположительно оформилось здесь

как религиозный термин под иранским влиянием в скифскую


эпоху (см. [Трубачев В поисках, 38]), и производные, напри-

мер праслав., церк.-слав. u-bogb, ne-bogb 'бедный', bogatb 'бога-

тый' и др., см. [Рок. IEW, 107; ЭССЯ-2, 161-165; Mh. EWA-13,

239-240]:

ав. г. baga- ср.р. 'доля, участь, судьба', ав. п. baya- ср.р. 'доля,

участь; судьба'; м.р. 'господин, Бог'; др.-перс. baga- 'Бог' [barth.

AiW, 921], мид. *baga- то же в составных словах — *bagayäza-

и.с. (из аккадского источника), букв, 'жертвоприношение Богу'

(название праздника), *bagaspdda- и.с. (из эламского источника),

букв, 'тот, кто с войском Бога' и др. [Hinz NÜ, 58, 61];

ср.-перс. lbag ({bg, bk'}; в надпйсях {¿>&у}): 1) 'Бог'; 2) 'госпо-

дин' [Nyb. МР, 42]; ср.-перс. ман. 2bag 'надежный, безопас-

ный' [Воусе WL, 27]; кл. перс, (из парф.) bay: 1) имя идола;

2) 'Бог' (в сложных словах);

парф. lbay {¿>£): 1) 'Бог'; 2) (перед собственными именами)

'господин'; 2bag \bg) 'надежный, безопасный' [Воусе WL, 27];

согд. ман., будд. /Зу-, cora, ßy'-, хр. by- [vay-, fay-\ (мн.ч. ßy'yst)

1) 'Бог, божество'; 2) 'господин (в том числе как обращение)' и

вторичные производные от [voy-] 'Бог, божество' (см. ниже);

скиф. *baga 'Бог' [Аб. Ск.-сарм., 283];

бактр. ßayo-, ßaya- [vaga-, vago-] 'Бог, Господь' (в компози-

тах, см. ниже).

См. также вторичные образования от *baga- 'Бог, божество;

судьба, участь'. Наиболее общие:

*big-ia-, *baj-la- 'божественный' (вторичное производное от

*baga-) > бактр. bagi, если верна этимология *bagi[a- [Dv. Baktr.,

171]; вах. voz 'священный, святой' (< *ßöyya- < *bag-ia-) [Ст.-К.

Бактр., 339; Ст.-К. ЭСВЯ, 381] и вторичное ваханское сложение

voz-mánd 'набожный; блаженный' [Ст.-К. ЭСВЯ, 381].

 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

 

 

В селджукских текстах Малой Азии отмечается  как беки, а в древне-тюркских памятниках  бек /без последней буквы и/.

 

во времена сельджуков Тогрул-бека и Алп-Арслана - монголов и в планах не было.

 

Позвольте узнать, откель такие сведения, что "монголов и в планах не было", присутсвовали при зарождении?

 

 

Сведения из источников, откуда еще? Если искать этноним монгол, как вы ищите упоминание этнонима казак.  ;)

 

Позвольте узнать,  какие источники, уж очень хочется поближе с ними познакомиться. Лично я не искал упоминание этнонима казак, это вы меня, батенька, с кем то перепутали, надеюсь. :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Фиксация термина есть пораньше тюркской и монгольской титулатуры. 

Вот выдержка из этимологического словаря иранских языков:
 
Производные имена от корня в форме *bag- : baj-:
*baga- 'доля, участь, судьба' и персонифицированное 'Бог' <
арийск. *bhaga-, ср. др.-инд. bhága- 1) 'благосостояние, имущество;
счастье'; 2) 'божество, Господь 

 

Казаховеды, монголоведы есть, теперь ираниста на форуме имеем. :D   

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

это вы меня, батенька, с кем то перепутали, надеюсь. :)

 

Запомнишь тут, если со мной целая сборная Калмыкии одновременно борется - Мерген, Турист, Zet, ZOOTECHNICIAN, Джамука, Calmouk, Zuungar, Цеванрабдан, vbyubzy, jambacalmoukduwa-soqor, Тулга.  :lol: 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Казаховеды, монголоведы есть, теперь ираниста на форуме имеем. :D   

Вы наверное забыли еще упомянуть шумеролога.. :)

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Фиксация термина есть пораньше тюркской и монгольской титулатуры. 

Вот выдержка из этимологического словаря иранских языков:
 
Производные имена от корня в форме *bag- : baj-:
*baga- 'доля, участь, судьба' и персонифицированное 'Бог' <
арийск. *bhaga-, ср. др.-инд. bhága- 1) 'благосостояние, имущество;
счастье'; 2) 'божество, Господь 

 

Казаховеды, монголоведы есть, теперь ираниста на форуме имеем. :D   

 

 

сплошная имитация, не то что бы персидский, лучше бы свой калмыкский подтянул бы 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

У настояших тюрков алтайцев,тувинцев хакасов ,якутов  этот титул не использовался...

 

Как использовать, если не было у них такого титула? Они использовали свои титулы. И что еще за эпитет "настоящие"? Калмыки и буряты в отличие от халхасцев не настоящие что ли? Зачем делите народы на сорта?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

У настояших тюрков алтайцев,тувинцев хакасов ,якутов  этот титул не использовался...

 

прогрессируете, не удивлюсь если скажете, что Тогрул-бек был не настоящим тюрком, а халхасцем.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Фиксация термина есть пораньше тюркской и монгольской титулатуры. 

Вот выдержка из этимологического словаря иранских языков:
 
Производные имена от корня в форме *bag- : baj-:
*baga- 'доля, участь, судьба' и персонифицированное 'Бог' <
арийск. *bhaga-, ср. др.-инд. bhága- 1) 'благосостояние, имущество;
счастье'; 2) 'божество, Господь 

 

Казаховеды, монголоведы есть, теперь ираниста на форуме имеем. :D   

 

Можете пользоваться возможностью расширения кругозора. 

У меня весь ЭСИЯ есть, из того что выпущено, до слова Nuram. Интересуйтесь, что да как, вам точно не откажу!  :D

 

И в Калмыки меня зачислять не стоит, ибо я таковым не являюсь. Я Русский, если это интересно. 

 

Надеюсь Атыгай ибн Сакен бен Болат ат-Бухари это прочитать сможет.  :D

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

У настояших тюрков алтайцев,тувинцев хакасов ,якутов  этот титул не использовался...

 

прогрессируете, не удивлюсь если скажете, что Тогрул-бек был не настоящим тюрком, а халхасцем.

 

 

Хотите сказать,что они не тюрки?

Отсутствие у этих народов говорит о том ,что титул беки впервые у монголов появился.

По монгольским традициям, беки должен сидеть на белом мерине и носить спецодежда-белый халат/дээл/.

 

 

 

Čağan deel emusču,

Čağan aqta unoulĵu,

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Кстати, АКБ, титулатура у тюрков действительно вся из ираноязычной среды. Равно как и многое другое. 

 

У монголов откуда? 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Кстати, АКБ, титулатура у тюрков действительно вся из ираноязычной среды. Равно как и многое другое. 

 

У монголов откуда? 

 

Самому интересно. 

Могу только предполагать, что это во время сюнну могло произойти. 

Либо есть вариант в виде гипотезы, что монголоязычные встречались с носителями Индо-европейских языков еще в до-Сюннуйское время. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В Якутском (тюркском) языке есть ряд слов, которые заимствованы из "арийских" языков. Аналогий в других тюркских нет. То есть этот контакт происходил очень и очень давно. 

Забрела какая-то группа очень далеко, видимо. 

 

А есть еще вариант, который вполне живучий:

Монголоязычные племена в давнее время могли жить где-то в районе Алтая, Байкала и окрестных земель, еще до переселения Жужанями 500 семей Тюрков-Ашина на Алтай. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

это вы меня, батенька, с кем то перепутали, надеюсь. :)

Запомнишь тут, если со мной целая сборная Калмыкии одновременно борется - Мерген, Турист, Zet, ZOOTECHNICIAN, Джамука, Calmouk, Zuungar, Цеванрабдан, vbyubzy, jambacalmouk, duwa-soqor, Тулга. :lol:

Мерген и Турист это один чел, многие из перечисленных тут давно не появлялись.

Про свою национальность "сами сказали" или ваше предположение ? М.б. они казахи ?))))

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В Якутском (тюркском) языке есть ряд слов, которые заимствованы из "арийских" языков. Аналогий в других тюркских нет. То есть этот контакт происходил очень и очень давно.

Забрела какая-то группа очень далеко, видимо.

А есть еще вариант, который вполне живучий:

Монголоязычные племена в давнее время могли жить где-то в районе Алтая, Байкала и окрестных земель, еще до переселения Жужанями 500 семей Тюрков-Ашина на Алтай.

Через тохар ?

Историки так "мутят", есть "псевдотохары", а есть "наст.тохары")))

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...