Peacemaker Posted May 27, 2016 Share Posted May 27, 2016 § 216. Basa Čiŋķis-qağan Usun-ebuķen-e uķulerun: “Usun, Qunan, KŁko-Čos, Deķai, ede dorben, uĵekseniyen sonosuqsan-iyan ulu niun-qabčin, ĵian aqun buleai. Moŋğolun Tore Noyan mor — beki bolqui yosun aĵuui. Baarin aqa-in uruq buleai. Beki mor bidan-o deere-eče. Beki Usun-ebuķen boltuğai! Beki erķuet Čağan deel emusču, Čağan aqta unoulĵu, Sauri deere saulĵu, takiĵu, basa hon sara sataĵu, tein atuğai!” keen ĵarliq bolba. Link to comment Share on other sites More sharing options...
Peacemaker Posted May 27, 2016 Author Share Posted May 27, 2016 В селджукских текстах Малой Азии отмечается как беки, а в древне-тюркских памятниках бек /без последней буквы и/. Link to comment Share on other sites More sharing options...
Peacemaker Posted May 28, 2016 Author Share Posted May 28, 2016 . Basa Baarin-o Qorči-Usun-obuķen, Koko-Čos, Menen-Baariniyeren, niķan ķuriyen ireba-ķu. § 121. Qorči ireĵu uķulerun: “Bodončar-boqdo-in bariĵu abuqsan eme-deče toreksen ba ĵamuqa-lua Keeli niķe ten, Koke ğaqča tan buleai ba. ĵamuqa-dača ulu qaqačaqun bulee ba. ĵaarin ireĵu, nadur nidun-duriyen uĵeulba. Qoaqčin uniyen ireĵu, ĵamuqa-i horčiĵu yabuĵu, ķer terķan ino murķuleet, ĵamuqa-i murķuĵu, oreele eber-iyen quğuraĵu, solĵir-ebertu bolĵu: Eber mino ača! Keen-keen, ĵamuqa-in ĵuk mooren-mooren, široai sačun-sačun baimu. Muqular qoa huker yeke ķerluķe deere erķuĵu kolĵu ĵiktuĵu (ĵidkuĵu), Temuĵin-o qoinača yeke terķeur-iyer mooren-mooren aisurun: Tenķeri ğaĵar eyetulduĵu, Temuĵin-i Ulus-un Eĵen boltuğai! Keen, Ulus teeĵu abču aisu! keen, ĵaarit nidun-dur uĵenlĵu, nadur ĵiana. Temuĵin, či Ulus-un Eĵen boluasu, nama-i ĵiaqsan-o tula, ker ĵirğaulqu či?” keeba. Temuĵin uķulerun: “Unen tere Ulus medeuluesu, Tumen-o Noyan bolğasu!” keeba. “Ele edu Tore-i ĵiaqsan ķuun-ni nama-i Tumen-o Noyan bolğa(ba)su, yaun ĵirğalaŋ bei? Tumen-o Noyan bolğaat, ulus-un ğoas sait okit darqalan abqaulĵu, qučin ba emestu bolğa! Basa yau keleleksen-i mino eserķu sonos!” keeba. § 122. Qunan teriuten ķeniķes niķan ķureyen ireba-uķ. Basa Daritai-otčiğin niķan ķureyen ireba-ķu. ĵadaranača Mulqalqu ireba-ķu. Basa Uŋĵin Saqait niķan ķureyen ireba-ķu. ĵamuqa-dača tedui qağačan kodoluet, Qimurqa-ğoroqon-a, Ail-Qaraqana, baouĵu bukui-tur, basa ĵamuqa-dača qağačaĵu, ĵurkin-o Soorqatu-ĵurki-in koun, Sača-beki, Taiču, qoyar, niķan ķureyen; basa Nekun-Taiĵi-in koun, Qučar-beki, niķan ķureyen; basa Qutala-qan-o koun, Altan-otčiğin, niķan ķureyen—ede, basa ĵamuqa-dača qağačan ķodelĵu, Temuĵini Qimurqa-ğoroqan-o Ail-qaraqanada baouĵu bukui-tur, neilen baouba. Tendeče nouuĵu, ķurelķu dotora Saŋğur-ğoroqan-o Qara-ĵuruķen-o Koko-naur baouba. Почему то у киятов титул беки часто встречается. Link to comment Share on other sites More sharing options...
Atygai Posted May 28, 2016 Share Posted May 28, 2016 В селджукских текстах Малой Азии отмечается как беки, а в древне-тюркских памятниках бек /без последней буквы и/. во времена сельджуков Тогрул-бека и Алп-Арслана - монголов и в планах не было. Link to comment Share on other sites More sharing options...
Тулга Posted May 28, 2016 Share Posted May 28, 2016 В селджукских текстах Малой Азии отмечается как беки, а в древне-тюркских памятниках бек /без последней буквы и/. во времена сельджуков Тогрул-бека и Алп-Арслана - монголов и в планах не было. Позвольте узнать, откель такие сведения, что "монголов и в планах не было", присутсвовали при зарождении? Link to comment Share on other sites More sharing options...
АксКерБорж Posted May 28, 2016 Share Posted May 28, 2016 В селджукских текстах Малой Азии отмечается как беки, а в древне-тюркских памятниках бек /без последней буквы и/. во времена сельджуков Тогрул-бека и Алп-Арслана - монголов и в планах не было. Позвольте узнать, откель такие сведения, что "монголов и в планах не было", присутсвовали при зарождении? Сведения из источников, откуда еще? Если искать этноним монгол, как вы ищите упоминание этнонима казак. Link to comment Share on other sites More sharing options...
Peacemaker Posted May 28, 2016 Author Share Posted May 28, 2016 группа Бэхи/Беки/ Link to comment Share on other sites More sharing options...
АксКерБорж Posted May 28, 2016 Share Posted May 28, 2016 Бек - на тюркском языке это "крепкий". Типа "крепкие орешки" были беки. Девушкам в ансамбле больше подходит тюркское "бике" - барышня, девушка. У нас, к примеру, "медбике" это медсестра. Link to comment Share on other sites More sharing options...
ZOOTECHNICIAN Posted May 28, 2016 Share Posted May 28, 2016 Фиксация термина есть пораньше тюркской и монгольской титулатуры. Вот выдержка из этимологического словаря иранских языков: Производные имена от корня в форме *bag- : baj-: *baga- 'доля, участь, судьба' и персонифицированное 'Бог' < арийск. *bhaga-, ср. др.-инд. bhága- 1) 'благосостояние, имущество; счастье'; 2) 'божество, Господь (название одного из божеств)' — из арийск. *bhaga- < и.-е. bhág-o- 'доля, участь' со вторичным, возможно диалектным, развитием значения 'божество (богатства, благополучия)' -» 'Бог', ср. праслав., церк.-слав. bogb 'Бог' [ЭССЯ-2, 161-165], которое предположительно оформилось здесь как религиозный термин под иранским влиянием в скифскую эпоху (см. [Трубачев В поисках, 38]), и производные, напри- мер праслав., церк.-слав. u-bogb, ne-bogb 'бедный', bogatb 'бога- тый' и др., см. [Рок. IEW, 107; ЭССЯ-2, 161-165; Mh. EWA-13, 239-240]: ав. г. baga- ср.р. 'доля, участь, судьба', ав. п. baya- ср.р. 'доля, участь; судьба'; м.р. 'господин, Бог'; др.-перс. baga- 'Бог' [barth. AiW, 921], мид. *baga- то же в составных словах — *bagayäza- и.с. (из аккадского источника), букв, 'жертвоприношение Богу' (название праздника), *bagaspdda- и.с. (из эламского источника), букв, 'тот, кто с войском Бога' и др. [Hinz NÜ, 58, 61]; ср.-перс. lbag ({bg, bk'}; в надпйсях {¿>&у}): 1) 'Бог'; 2) 'госпо- дин' [Nyb. МР, 42]; ср.-перс. ман. 2bag 'надежный, безопас- ный' [Воусе WL, 27]; кл. перс, (из парф.) bay: 1) имя идола; 2) 'Бог' (в сложных словах); парф. lbay {¿>£): 1) 'Бог'; 2) (перед собственными именами) 'господин'; 2bag \bg) 'надежный, безопасный' [Воусе WL, 27]; согд. ман., будд. /Зу-, cora, ßy'-, хр. by- [vay-, fay-\ (мн.ч. ßy'yst) 1) 'Бог, божество'; 2) 'господин (в том числе как обращение)' и вторичные производные от [voy-] 'Бог, божество' (см. ниже); скиф. *baga 'Бог' [Аб. Ск.-сарм., 283]; бактр. ßayo-, ßaya- [vaga-, vago-] 'Бог, Господь' (в компози- тах, см. ниже). См. также вторичные образования от *baga- 'Бог, божество; судьба, участь'. Наиболее общие: *big-ia-, *baj-la- 'божественный' (вторичное производное от *baga-) > бактр. bagi, если верна этимология *bagi[a- [Dv. Baktr., 171]; вах. voz 'священный, святой' (< *ßöyya- < *bag-ia-) [Ст.-К. Бактр., 339; Ст.-К. ЭСВЯ, 381] и вторичное ваханское сложение voz-mánd 'набожный; блаженный' [Ст.-К. ЭСВЯ, 381]. Link to comment Share on other sites More sharing options...
Тулга Posted May 29, 2016 Share Posted May 29, 2016 В селджукских текстах Малой Азии отмечается как беки, а в древне-тюркских памятниках бек /без последней буквы и/. во времена сельджуков Тогрул-бека и Алп-Арслана - монголов и в планах не было. Позвольте узнать, откель такие сведения, что "монголов и в планах не было", присутсвовали при зарождении? Сведения из источников, откуда еще? Если искать этноним монгол, как вы ищите упоминание этнонима казак. Позвольте узнать, какие источники, уж очень хочется поближе с ними познакомиться. Лично я не искал упоминание этнонима казак, это вы меня, батенька, с кем то перепутали, надеюсь. Link to comment Share on other sites More sharing options...
АксКерБорж Posted May 29, 2016 Share Posted May 29, 2016 Фиксация термина есть пораньше тюркской и монгольской титулатуры. Вот выдержка из этимологического словаря иранских языков: Производные имена от корня в форме *bag- : baj-: *baga- 'доля, участь, судьба' и персонифицированное 'Бог' < арийск. *bhaga-, ср. др.-инд. bhága- 1) 'благосостояние, имущество; счастье'; 2) 'божество, Господь Казаховеды, монголоведы есть, теперь ираниста на форуме имеем. 1 Link to comment Share on other sites More sharing options...
АксКерБорж Posted May 29, 2016 Share Posted May 29, 2016 это вы меня, батенька, с кем то перепутали, надеюсь. Запомнишь тут, если со мной целая сборная Калмыкии одновременно борется - Мерген, Турист, Zet, ZOOTECHNICIAN, Джамука, Calmouk, Zuungar, Цеванрабдан, vbyubzy, jambacalmouk, duwa-soqor, Тулга. Link to comment Share on other sites More sharing options...
Tynych Posted May 29, 2016 Share Posted May 29, 2016 Казаховеды, монголоведы есть, теперь ираниста на форуме имеем. Вы наверное забыли еще упомянуть шумеролога.. 1 Link to comment Share on other sites More sharing options...
Atygai Posted May 29, 2016 Share Posted May 29, 2016 Фиксация термина есть пораньше тюркской и монгольской титулатуры. Вот выдержка из этимологического словаря иранских языков: Производные имена от корня в форме *bag- : baj-: *baga- 'доля, участь, судьба' и персонифицированное 'Бог' < арийск. *bhaga-, ср. др.-инд. bhága- 1) 'благосостояние, имущество; счастье'; 2) 'божество, Господь Казаховеды, монголоведы есть, теперь ираниста на форуме имеем. сплошная имитация, не то что бы персидский, лучше бы свой калмыкский подтянул бы Link to comment Share on other sites More sharing options...
Peacemaker Posted May 29, 2016 Author Share Posted May 29, 2016 У настояших тюрков алтайцев,тувинцев хакасов ,якутов этот титул не использовался... 1 Link to comment Share on other sites More sharing options...
АксКерБорж Posted May 29, 2016 Share Posted May 29, 2016 У настояших тюрков алтайцев,тувинцев хакасов ,якутов этот титул не использовался... Как использовать, если не было у них такого титула? Они использовали свои титулы. И что еще за эпитет "настоящие"? Калмыки и буряты в отличие от халхасцев не настоящие что ли? Зачем делите народы на сорта? Link to comment Share on other sites More sharing options...
Atygai Posted May 29, 2016 Share Posted May 29, 2016 У настояших тюрков алтайцев,тувинцев хакасов ,якутов этот титул не использовался... прогрессируете, не удивлюсь если скажете, что Тогрул-бек был не настоящим тюрком, а халхасцем. Link to comment Share on other sites More sharing options...
ZOOTECHNICIAN Posted May 29, 2016 Share Posted May 29, 2016 Фиксация термина есть пораньше тюркской и монгольской титулатуры. Вот выдержка из этимологического словаря иранских языков: Производные имена от корня в форме *bag- : baj-: *baga- 'доля, участь, судьба' и персонифицированное 'Бог' < арийск. *bhaga-, ср. др.-инд. bhága- 1) 'благосостояние, имущество; счастье'; 2) 'божество, Господь Казаховеды, монголоведы есть, теперь ираниста на форуме имеем. Можете пользоваться возможностью расширения кругозора. У меня весь ЭСИЯ есть, из того что выпущено, до слова Nuram. Интересуйтесь, что да как, вам точно не откажу! И в Калмыки меня зачислять не стоит, ибо я таковым не являюсь. Я Русский, если это интересно. Надеюсь Атыгай ибн Сакен бен Болат ат-Бухари это прочитать сможет. Link to comment Share on other sites More sharing options...
ZOOTECHNICIAN Posted May 29, 2016 Share Posted May 29, 2016 Кстати, АКБ, титулатура у тюрков действительно вся из ираноязычной среды. Равно как и многое другое. Link to comment Share on other sites More sharing options...
Peacemaker Posted May 29, 2016 Author Share Posted May 29, 2016 У настояших тюрков алтайцев,тувинцев хакасов ,якутов этот титул не использовался... прогрессируете, не удивлюсь если скажете, что Тогрул-бек был не настоящим тюрком, а халхасцем. Хотите сказать,что они не тюрки? Отсутствие у этих народов говорит о том ,что титул беки впервые у монголов появился. По монгольским традициям, беки должен сидеть на белом мерине и носить спецодежда-белый халат/дээл/. Čağan deel emusču, Čağan aqta unoulĵu, Link to comment Share on other sites More sharing options...
Peacemaker Posted May 29, 2016 Author Share Posted May 29, 2016 Кстати, АКБ, титулатура у тюрков действительно вся из ираноязычной среды. Равно как и многое другое. У монголов откуда? Link to comment Share on other sites More sharing options...
ZOOTECHNICIAN Posted May 29, 2016 Share Posted May 29, 2016 Кстати, АКБ, титулатура у тюрков действительно вся из ираноязычной среды. Равно как и многое другое. У монголов откуда? Самому интересно. Могу только предполагать, что это во время сюнну могло произойти. Либо есть вариант в виде гипотезы, что монголоязычные встречались с носителями Индо-европейских языков еще в до-Сюннуйское время. Link to comment Share on other sites More sharing options...
ZOOTECHNICIAN Posted May 29, 2016 Share Posted May 29, 2016 В Якутском (тюркском) языке есть ряд слов, которые заимствованы из "арийских" языков. Аналогий в других тюркских нет. То есть этот контакт происходил очень и очень давно. Забрела какая-то группа очень далеко, видимо. А есть еще вариант, который вполне живучий: Монголоязычные племена в давнее время могли жить где-то в районе Алтая, Байкала и окрестных земель, еще до переселения Жужанями 500 семей Тюрков-Ашина на Алтай. Link to comment Share on other sites More sharing options...
Турист Posted May 29, 2016 Share Posted May 29, 2016 это вы меня, батенька, с кем то перепутали, надеюсь. Запомнишь тут, если со мной целая сборная Калмыкии одновременно борется - Мерген, Турист, Zet, ZOOTECHNICIAN, Джамука, Calmouk, Zuungar, Цеванрабдан, vbyubzy, jambacalmouk, duwa-soqor, Тулга. Мерген и Турист это один чел, многие из перечисленных тут давно не появлялись. Про свою национальность "сами сказали" или ваше предположение ? М.б. они казахи ?)))) Link to comment Share on other sites More sharing options...
Турист Posted May 29, 2016 Share Posted May 29, 2016 В Якутском (тюркском) языке есть ряд слов, которые заимствованы из "арийских" языков. Аналогий в других тюркских нет. То есть этот контакт происходил очень и очень давно. Забрела какая-то группа очень далеко, видимо. А есть еще вариант, который вполне живучий: Монголоязычные племена в давнее время могли жить где-то в районе Алтая, Байкала и окрестных земель, еще до переселения Жужанями 500 семей Тюрков-Ашина на Алтай. Через тохар ? Историки так "мутят", есть "псевдотохары", а есть "наст.тохары"))) Link to comment Share on other sites More sharing options...