Перейти к содержанию
Зоригтбаатар

Казахи-2

Рекомендуемые сообщения


Насчет Джанибека и Керея. Как они оказались в Могулистане

отрывок:

Кроме того, согласно нашей точке рения, непосредственно к этому времени относится появление Джанибека и Кирея в пределах Моголистана:

Вполне возможно, что Джанибек и Керей, дети погибших в бою Барака и Булада («Булек-Булада»), могли оказаться в Моголистане гораздо раньше воцарения Абулхаир-хана, уже после поражения Барака от Махмуд-ходжа-хана.

Если проанализировать письменные источники, то окажется, что только Мухаммед Хайдар Дулати говорит о том, что Джанибек и Кирей бежали от Абулхаира: «В те дни Абу-л-Хайр хан целиком овладел Дашт-и Кипчаком. Он нападал на султанов-джучидов — Джанибек хан и Кирай хан бежали от него и прибыли в Моголистан. Исан Буга хан хорошо принял их и отдал им Козы Баши, которое находится на западе Моголистана, на реке Чу» [8, 106] Данные сведения в принципе весьма спорны, так как в известиях о казахах у Мирза Хайдара Дулати очень много ошибок.

В конце 19 века, Шакарим Кудайбердыев записал легенду: «в борьбе за престол потомки Джучи раскололи (империю Тимура) на мелкие удельные ханства. Настоящее имя Улы Мухаммеда - Темир. Как уже говорилось выше, одно время восточной частью улуса Джучи независимо от казанского и крымского ханов правил хан Абулхаир. Тогда ханом казахов был Аз-Жанибек. Он был в подчинении Абулхаира. Настоящее имя его - Абу Сагид. Он один из потомков Токай-Тимура. Но ханской крови. В 1455 г. хан Аз-Жанибек вместе с братом Шахгиреем, будучи в обиде на хана Абулхаира, ушел к хану Туглуку, сыну Есен-Буги из чагатайского рода, что стоял на р.Чу. Причину этой обиды казахи объясняют так: ... дальний предок аргынов - прославленный Даир-ходжа был любимым судьей хана Абулхаира. Народ за справедливость прозвал его Акжол-бием. Другим любимцем Абулхаира был Кара-Кипчак Кобланды-батыр. Акжол-бий и батыр Кобланды втайне ненавидели друг друга, и однажды Кобланды (повстречав в степи Акжол-бия) убил его. Узнав об этом, Аз-Жанибек обратился к хану Абулхаиру с требованием предать убийцу согласно закону шариата мучительной казни. Но хан, опасаясь возмущения и заступничества (за батыра) многочисленного рода кипчаков, отказывает ему в казни Кобланды и предлагает взять с кипчаков кун (выкуп за убийство) равный куну трех человек. Но Аз-Жанибек, разгневанный решением хана, откочевывает от него со всем своим элем. С той поры и осталась поговорка среди казахов: "И зачем тебе, мой милый, было связываться с Кара-Кипчаком Кобланды!". Так, по преданию, воскликнул отец Даир-ходжи, Кидан-тайши, проливая слезы над трупом сына. Когда вышеупомянутый Аз-Жанибек решил увести казахов на юг, то тогда, говорят, все самые знатные люди казахов и ногайцев долго-долго прощались со слезами на глазах. Об этом есть печальный кюй, известный среди домбристов, который они обычно начинают словами: "Когда хан Орманбет умер, когда раскололась десятиплеменная Ногайская Орда, вот как оплакивали разлуку ногайцы и казахи». [18]

Данная версия событий была воспроизведена позже у Мухаммеда Тынышпаева, а также в художественной литературе.

Можно не сомневаться, что Кобланды убил Акжола, свидетельством этому выступает кюй отца Акжола. Но вот известия о том, что Акжол и Кобланды были любимцами Абулхаир-хана и именно смерть Акжола послужила причиной откочевки Джанибека и Кирея, вызывает определенные сомнения:

1. Ни в одном сочинении Шейбанидского круга не сказано о столкновениях Абулхаир-хана и Джанибека и Кирея. Причем войны с другими джучидами описаны подробно, вплоть до списка соратников Абулхаир-хана в битве с каждым врагом (Махмуд-ходжа, Мустафа, Ахмед и Махмуд, поход на Хорезм, помощь Абу Сеиду, битва с Уз-Тимур-тайши и т.д.). Если бы происходили битвы между Абулхаир-ханом и Джанибеком и Киреем, то прошейбанидский летописец обязательно отметил их, как победы великого хана Абулхаира над «мятежниками».

2. Среди огромного количества эмиров Абулхаир-хана, ни в одном списке Абулхаир-хана не упомянут ни Акжол (Даир-ходжа), ни Кобланды, которые согласно Шакариму были приближенными Абулхаир-хана. Вполне возможно, они жили немногим раньше Абулхаир-хана, и убийство Акжола было до воцарения Абулхаир-хана. Вряд ли легенда, повествующая о событиях 15 века и записанная в конце 19 века, могла в точности и неизменности передать все сведения о данном событии.

Этому не противоречит география (согласно Самарканди битва между Бараком и его врагами была на границе Моголистана) и хронология, согласно которой Джанибек и Кирей прибыли к хану Есен-Буке, который стал ханом в 1428 году. Также становиться понятным, почему нигде в источниках шибанидского круга, Джанибек и Керей не названы врагами Абулхаир-хана до его смерти. Видимо никогда между ними не было боев, а Джанибек и Керей попали в Моголистан еще в детском возрасте, после убийства сыновьями Едиге Барака (отец Джанибека) и Булада (отец Кирея).


Сабитов Ж.М. Восточный Дешти-Кипчак в 20-ые годы 15 века//Иран-наме 2012 № (1) 21. С. 266-275

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Казачка, по нынешнему - казашка (у юрты). Неизвестный фотограф, 1930 г. Фотооткрытка. Источник: Научный архив ИИМК РАН. Фотоотдел. № О.313/19.

 

history_001.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Казачка, по нынешнему - казашка (у юрты). Неизвестный фотограф, 1930 г. Фотооткрытка. Источник: Научный архив ИИМК РАН. Фотоотдел. № О.313/19.

 

history_001.jpg

Головной убор похож на элечек.. :) или это и есть элечек?

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Да, элечек, кимешек, жаулык.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Да, элечек, кимешек, жаулык.

Лишний раз убеждаюсь,насколько схожи культура кыргызов и казахов..

Кстати жаулык(по кырг. жоолук) у нас называют обычный платок(косынку)..

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Лишний раз убеждаюсь,насколько схожи культура кыргызов и казахов.

 

Имхо, это неспроста. Имхо, что это результат многовекового соседства и тесных контактов ориентировочно в Тяньшань-Тарбагатай-Алтайском горном и пригорном регионе. Хотя .....м-м-м-....."принято считать", что мы стали соседями недавно, типа кыргызы пришли с Енисея, а казахи пришли с Кубани и Дона.  :blink:

 

Кстати жаулык(по кырг. жоолук) у нас называют обычный платок(косынку).

 

Бывают разные виды и называют каждый по-разному.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В Астане состоялась презентация документального фильма «Дешт-и-кипчак. Тайные знаки»
2876876.jpg
15 июля 2015 года в ТРЦ «Сарыарка» состоялся премьерный показ двухсерийного документального фильма «Дешт-и-кипчак.Тайные знаки» к 550-летию Казахского Ханства. Картина была снята по заказу Министерства культуры и спорта  Республики Казахстан при содействии  Казахского научно-исследовательского института культуры. Автором сценария и режиссером  проекта выступил Бахыт Каирбеков, со-режиссером-Алексей Каменский.
15 июля 2015 года в ТРЦ «Сарыарка» состоялся премьерный показ двухсерийного документального фильма «Дешт-и-кипчак.Тайные знаки» к 550-летию Казахского Ханства. Картина была снята по заказу Министерства культуры и спорта  Республики Казахстан при содействии  Казахского научно-исследовательского института культуры. Автором сценария и режиссером  проекта выступил Бахыт Каирбеков, со-режиссером-Алексей Каменский.
По словам создателей, они давно были заинтересованы в столь уникальном проекте. Бахыт Каирбеков: «Я был наслышан об этой удивительной книге «Кодекс Куманикус, известном памятнике кыпчакской письменности, но все же для меня было неожиданно предложение со стороны министерства. Главной идеей  создания фильма было ознакомить общественность с этим памятником и тем самым сохранить для всего тюркского мира»
Арыстанбек Мухамедиулы «Для меня огромное счастье внести вклад в съемки данного проекта. Такие фильмы дают почву для размышлений и возможность взглянуть на историю по-новому. Это в первую очередь нужно нашим детям.»
Первоначально, фильм не планировался, государство обратилось в библиотеку Собора Святого Петра в Венеции, чтобы снять копию книги для Казахстана. Но в ходе переговоров выяснилось, что рукопись находится в достаточно плачевном состоянии и было предложено сделать реставрацию. Все расходы на себя взяло Министерство культуры и спорта РК. Так и возникла идея создания полноценного двухсерийного фильма. Съемки проходили в Армении, Италии, Украине и Казахстане. Фильм изготовлен на казахском, русском и английском языках.
 
Первая часть фильма посвящена истории тесных взаимоотношений кыпчаков и армян, оставивших после себя около 30 тысяч страниц бесценных письменных памятников кипчако-кумано-половецкого бытового и особенно литературного языка, бурно развивавшегося в Европе.
 
В фильме использованы уникальные материалы, ранее неизвестные и не изученные. Многое  не вошло, так как хронометраж картины составляет всего 60 мин.

%D0%9A%D0%B0%D0%B7%D0%B0%D1%85%D1%81%D0%



Одним из главных открытий стало значение кыпчакского языка в ту эпоху. Бахыт Каирбеков: «Кипчакский язык до нашествия Чингисхана был практически как сегодня английский, т.е языком международного общения . В рукописи «Кодекс Куманикус» сказано, что если вы не знаете кипчакского языка, то вы не сможете попасть на Великий Шелковый Путь. Я надеюсь, что вы испытаете гордость от понимания того, что казахский язык, как наследник кипчакского языка, был известен давно.»
a-codex-cumanicus-egyik-oldala.jpg
Вторая серия фильма посвящена уникальной книге «Codex Cumanicus», которая была подарена выдающимся поэтом эпохи Возрождения Франческо Петраркой венецианской библиотеке в 1362 году и хранится в библиотеке Марчиана в Венеции. «Кодекс Куманикус» (с лат. «Словарь кипчакского языка») — известный письменный источник куманского  (старокипчакского) языка начала XIV века. Содержит богатейший материал не только для филологов, но и для историков. О судьбе этой книги рассказывает известный исследователь кипчакской письменности Александр Гаркавец,  посвятивший всю жизнь изучению кипчакской культуры.
Codex_Cumanicus_001.jpg
Также одной из уникальных находок в этой  книге оказались ноты гимна со словами на кипчакском языке. Мензуральные ноты были расшифрованы благодаря Актоты Раимкуловой и ее ученикам. «Я очень горда, чтобы мне удалось соприкоснуться с этой тайной. То, что Европа 2,5 века пела на старокипчакском языке свои псалмы для нас стало огромным удивлением и гордостью. Для того, чтобы расшифровать ноты были задействованы американские источники и использованы  старинные книги пекинской библиотеки. Была проделана огромная работа, благодаря которой мы можем услышать это уникальное звучание из 11 века» И нельзя не заметить, что кыпчакский язык очень похож на казахский.»  В финале фильма гимн звучит в исполнении хора, возвращая нас в средневековье, которое озарено духом наших предков – кипчаков.
Благодаря реставрации самого древнего памятника тюркской культуры удалось сохранить свидетельство международного признания роли языка-связиста Европы и Азии.
Воодушевленные теплым приемом, создатели фильма обещали в скором времени новые документальные фильмы на историческую тему, в частности о Марко Поло, о котором уже ведутся переговоры с Италией и Китаем. Также планируется выход художественной картины, с обязательным акцентом на первоисточник.
 

 
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Неизвестные страницы истории. Интересная статья на казахском языке "Қара дақ - қасірет таңбасы" (черная метка - знак большого горя).

 

О советских репрессиях казахов и телеутов в Кош-Агаче.

 

Пруфлинк: http://e-history.kz/kz/publications/view/1161

 

Расстрелянные и приговоренные к разным годам лишения свободы в лагерях ГУЛАГа по надуманным и высосанным из пальца политическим мотивам за якобы "контрреволюционную деятельность" Постановлением Особой тройки ПП ОГПУ Западно-Сибирского края от 07.07.1931 г. № 260:

 

043cce1c50d3c942b91f82054a5f2a67.jpg

 

1. Кудайбергенов Антон – телеут

2. Нурсалиев Сүбебай – қазақ

3. Эдымов Кучук – телеут

4. Илюшев Михаил – телеут

5. Яйтинов Турдыбек – телеут

6. Сыдыков Жүгірәлі – қазақ

7. Қалданов Солтанбай – қазақ

8. Жортпасов Керейбай – қазақ

9. Тұрдыбаев Мұстафа – қазақ

10. Шынғожанов Құжырбай – қазақ

11. Шынғожанов Божрақ – қазақ

12. Жортпасов (Керейбаев) Ыдырыш – қазақ

13. Солтанбаев Қабдрахман (Қабақан) – қазақ

14. Мұстафанов Тәберек – қазақ

15. Жапынов Қали – қазақ

16. Ахетов Мағзұм – қазақ

17. Ақтоқалов Жұмағұл – қазақ

18. Әлпиев Тілеуді – қазақ

19. Шұқаев Қасен – қазақ

20. Шәкіртов Әжмұхамет – қазақ

59daaacc59bc6027b83d5a86dd256fe5.jpg

 

1. Ыдырышев Әміре – қазақ

2. Боранбаев Тұрдыбек – телеут

3. Ақынов Сақаба – қазақ

4. Мамашев Иманғажы – қазақ

5. Ахетов Маусым – қазақ

6. Корхунов Қали – қазақ

7. Мұстафанов Мәжін – қазақ

8. Балықов Мұқа – қазақ

9. Бигелдінов Аушы – қазақ

10. Майхиев Яков – телеут

11. Майхиев Федор – телеут

12. Бойдоев Амыр – телеут

13. Бодылов Қошан – қазақ

 

9ba19914575063c6d5c4b430b2dac442.jpg

 

1. Әкімбаев Ахметжан – қазақ

2. Сапақов Балабай – қазақ

3. Смағұлов Бекмұхамет (Бауырсақ молла) – қазақ

4. Балықов Мұқаметшә – қазақ

5. Әміренов Зәңкер – қазақ

6. Құттыбаев Есеғазы – қазақ

7. Әміренов Зәкәри (Сахария) – қазақ

8. Бұхабаев Ақсолтан – қазақ

9. Телегеев Сейтқазы – қазақ

10. Жақсылықов Қали – қазақ

11. Ұғумаров Қабдеш – қазақ

12. Құдабаев Оспан – қазақ

13. Әмірханов Құжан – қазақ

14. Сыдықов Рамазан – қазақ

15. Матпин Ямбай – телеут

16. Шәкіртов Ошан – қазақ

17. Қилыбаев Байғали – қазақ

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Сабитов Ж.М. Политическая деятельность Абулхаир-хана в Восточном Дешт-и Кипчаке в 20-60-е годы XV века//Сибирский сборник: сборник статей/отв. ред. Д. Н. Маслюженко, З. А. Тычинских. Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2015. Вып. 3. C. 135-145.

https://www.academia.edu/15503791/%D0%A1%D0%B0%D0%B1%D0%B8%D1%82%D0%BE%D0%B2_%D0%96.%D0%9C._%D0%9F%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%B4%D0%B5%D1%8F%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C_%D0%90%D0%B1%D1%83%D0%BB%D1%85%D0%B0%D0%B8%D1%80-%D1%85%D0%B0%D0%BD%D0%B0_%D0%B2_%D0%92%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%87%D0%BD%D0%BE%D0%BC_%D0%94%D0%B5%D1%88%D1%82-%D0%B8_%D0%9A%D0%B8%D0%BF%D1%87%D0%B0%D0%BA%D0%B5_%D0%B2_20-60-%D0%B5_%D0%B3%D0%BE%D0%B4%D1%8B_XV_%D0%B2%D0%B5%D0%BA%D0%B0_%D0%A1%D0%B8%D0%B1%D0%B8%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%81%D0%B1%D0%BE%D1%80%D0%BD%D0%B8%D0%BA_%D1%81%D0%B1%D0%BE%D1%80%D0%BD%D0%B8%D0%BA_%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%B9_%D0%BE%D1%82%D0%B2._%D1%80%D0%B5%D0%B4._%D0%94._%D0%9D._%D0%9C%D0%B0%D1%81%D0%BB%D1%8E%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%BA%D0%BE_%D0%97._%D0%90._%D0%A2%D1%8B%D1%87%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D1%85._%D0%9A%D1%83%D1%80%D0%B3%D0%B0%D0%BD_%D0%98%D0%B7%D0%B4-%D0%B2%D0%BE_%D0%9A%D1%83%D1%80%D0%B3%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D0%B3%D0%BE%D1%81._%D1%83%D0%BD-%D1%82%D0%B0_2015._%D0%92%D1%8B%D0%BF._3._C._135-145

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Не стал постить коммент по ссылке, а задам-ка лучше вопросы здесь, у меня их всего три.


Ув. Asan-Kaygy, спасибо, хорошая статья, но


1) Почему Керей, если Ахмет и Почему Джанибек, если Абу-Саид?


2) Почему Керей уже без "т"?


3) Почему Моголистан "чужбина", если отцы правили в Золотой Орде, т.е. тогда родина была от Моголистана до Казани?


Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1. Потому что традиция иметь тюркское и мусульманское имя была у казахов. От узбека, который мухаммед и Джанибека который Махмуд, заканчивая Мухаммед Ханафией, который Шокан и Ибрагима, который Абай.

2. Потому что его звали Керей.

3. Моголистан это улус Чагатая а не улус Джучи.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1) Мое любопытство исчерпано.

2) Не удовлетворено.  :)

3) Но ведь в самой статье, емнип, указано, что они правили в Моголистане.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Выложили часть докладов с конференции 11 сентября

Кидирниязов Д.С. ИЗ ИСТОРИИ НОГАЙСКО-КАЗАХСКИХ ОТНОШЕНИЙ В XVI-XIX ВВ.


Абуев К.К.

ЖАНИБЕК И КЕРЕЙ: ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ ОБ ОСНОВАТЕЛЯХ КАЗАХСКОГО ХАНСТВА


Абжанов Х.М.

КАЗАХСКОЕ ХАНСТВО И МИРОВОЕ ИСТОРИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО


Бобров Л.А. 

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЭВОЛЮЦИИ ВОЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ КАЗАХОВ XVIII – ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВВ.


Рева Р.Ю. МУХАММАД БАРАК И ЕГО ВРЕМЯ.

ОБЗОР НУМИЗМАТИЧЕСКИХ И ЛЕТОПИСНЫХ СВЕДЕНИЙ


Абусеитова М.Х.

НОВЫЕ ОТКРЫТИЯ В ИСТОРИИ ИЗУЧЕНИЯ КАЗАХСКОГО ХАНСТВА


Бурханов К.Н.

«СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА КАЗАХСКОГО ХАНСТВА - ОСНОВА ЦЕННОСТЕЙ «МӘҢГІЛІК ЕЛ»


Сабитов Ж.М.

НОГАЙСКИЙ КОМПОНЕНТ В ЭТНОГЕНЕЗЕ КАЗАХОВ


Кушкумбаев А.К.

К ВОПРОСУ О ПОГРАНИЧНО-КАРАУЛЬНОЙ СЛУЖБЕ

В ЧИНГИЗИДСКОЙ МОДЕЛИ ВОЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ


Нурбаев К.Ж.

О ТАТАРАХ ЧИНГИС ХАНА


Тулибаева Ж.М.

ОРИГИНАЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ О ЧИНГИСХАНЕ В ИСТОРИЧЕСКОМ СОЧИНЕНИИ

«УЛУС-И АРБА-ЙИ ЧИНГИЗИ»


Кенжеахмет Н.

ҚЫТАЙДЫҢ КӨНЕ КАРТАЛАРЫНДАҒЫ ОРТА АЗИЯ ЖӘНЕ ҚАЗАҚСТАН


Хафизова К.Ш.,

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ И КАЗАХСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ В XVIII-XIX ВВ.


С.Тлеубаев,

БІЗ ОСЫ КІМБІЗ? ҚАЗАҚ ХАНДЫҒЫНЫҢ - 550 ЖЫЛДЫҒЫНА


Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Г. Н. Потанин пишет об этническом составе кокчулутунов(по Радлову - «кокчулут»), что они «кроме имен хошунов...называют еще кости бюргут, хотун, хасык, донкур и тарбут,последние два называются не как кости, а как хошуны.О хасыках говорят, что они прежде принадлежали к народу казах, а потом вошли в состав кокчулутунского племени»

 

Потапов А.П. Очерки народного быта тувинцев. М.: Наука, 1969. 404 с.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Фото Дмитрия Поликарповича Багаева, Павлодарский уезд, начало 20 века, "Игра казахских детей в лошадки":

 

6914dd7e87f6.jpg

 

Фото Д.П. Багаева, Павлодарский уезд, Баянаул, 1929 год. В юрте богатого казаха, ага-султана Баянаульского внешнего округа, этнографа из рода Қаржас племени Арғын Мусы Шорманова, "разлитие кумыса" (он был нағашы, т.е. дядей по материнской линии Чокана Валиханова):

 

a98e2735d8ad41d95d2d8d4220fafa73_med.jpg

 

Фото Д.П. Багаева, г.Павлодар, 1929 год. Семья Кабыша Бердалина (1868 - 1935), волостного управителя Алтыбаевской и Караобинской волостей, председатель Павлодарского уездного комитета "Алаш-Орды", религиозного и общественного деятеля, акына и настоящего автора популярной песни "Кусни-Корлан" из рода Бөрі племени Арғын (в центре фото моя мама с куклой казахом в малахае; самого Кабыша на фото нет):

 

2b569826b782.jpg

 

Фото Д.П. Багаева, Павлодарский уезд, 1929 год, "Перекочевка":

 

b81ddeadef675ac1cb526bf8867dbea8.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

 

Такого голодомора что было в Казахстане не дай бог никому. До 70% народа погибло

 

Это абсолютное преувеличение! Очень много казахов просто иммигрировали / убегали в Китай, а тех кто умирал с голоду было мало.

 

Да, 70% многовато. Точных цифр никто не скажет, но ориентировочно численность казахов (не считая миграций) уменьшилась в 1932-1933 гг. не менее чем на 50%

 

Голод коснулся прежде всего всего степного края Казахстана, где народ жил исключительно продуктами скотоводства. Советы конфисковали скот и народ стал умирать с голоду, потому что не имел опыта земледелия, садоводства и бахчеводства. Поэтому юг пострадал относительно мало. Уйти в соседние страны могли только казахи, населявшие районы Казахстана, расположенные у границ или неподалеку от нее, этому мешали расстояния, а также местные советские власти.

 

Например, казахи нашей области, кто смог и успел, массово хлынули в соседние области России - Новосибирскую область и Алтайский край (в Омскую не шли, потому что тогда она была практически казахской, казахи которой тоже хлынули в соседнюю Новосибирскую). По-казахски эти области называли еще с 19 века "Ішкі жақ" (внутренние округа) или "Сібкрай". Ушедшие туда выжили практически 100%, потому что нанимались у русским в батраки и которых спасли от голода продукты земледелия. Из оставшихся выжило не более половины. Факты ужасов голодомора и поедания трупов, собак и кошек зафиксированы в архивных документах.

 

Оказывается 70% даже не много. Есть такие данные:

 

wDA_OGyBHeI.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Но все равно иногда продолжают говорить о потере менее 50% народа.... фейки тоже порой действуют активно.

 

WSY_UIiO0BQ.jpg

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Богатая семья казахов. Астрахань:

 

OHzqbPdvh6AkHQeE5p3P0y7rWPkSOl.jpg

 

BjEtGEV02j3BDej360HbnfI46IDwtD.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Гость
Эта тема закрыта для публикации ответов.



×
×
  • Создать...