Перейти к содержанию
Гость Rust

Кипчаки-Половцы-Куманы

Рекомендуемые сообщения

Кстати, как относитесь к варианту связи Адигине с Ашина? Может Адыгене - Идык-Эне? Святая мать, при том что имя барта Тагая имеет явное знаение Тага - дядя?
также возможный вариант чтения ашидэ - как эште или эштек. Эш - супруг-спутник (тур.). Эште, эштек - пребывающий в положении эш?

Все тут как-то у нас просто получилось. Напоминает дни 1990-х годов, когда многое было на простом созвучии. Так например один из моих братанов во дворе, говорил, что Калигула - это кыргыз Калыгул, так как только киргиз мог захотеть поставить своего коня сенатором. Хорошо кто-то посмотрел фильм Калигула и сказал ему что тот был гей. После этого он к этому вопросу не возвращался.

Я вот подумал, если все так буквально и просто нужно это как-то теоретизировать и усложнить (чего почему-то еще не сделали) и чисто благодаря души своим братанам по Караколу - уверен они заценят

Аксиома Каракола: Язык приказов имеет буквальный смысл

Karakol Axiom: Language of orders has literal sense

Такие языки как латинский, арабский, тюркский были языками правящей элиты и духовной элиты. Им не надо ничего доказывать - их термины будут иметь буквальное значение. Ярган - палач, элтебер - служитель эля, тутук - держатель и т.п.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Кое-что изменил и удалил сообщения чтобы не засорять форум Статья полностью 2,5 Мб

Бегло просмотрел, любопытная статья. Кик у вас напоминает ивритскую или поздно арамейскую куф ק

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

из Британской Энциклопедии:

КИПЧАКИ - по-русски Половцы, у византийцев - Куманы. Свободно организованная Тюркская племенная конфедерация, которая с середины 11-ого столетия заняла обширные территории евразийской степи, простиравшиеся от севера Аральского моря на запад к областям к северу от Черного моря. Некоторые племена Кипчакской конфедерации вероятно произошли около Китайской границы (т.е. Великой Китайской Стены - прим.А.) и, переместившись в Западную Сибирь к 9-ому столетию, мигрировали дальше на запад в Заволжские области (теперь западный Казахстан) и тогда же в 11-ом столетии - в степи к северу от Черного моря (теперь - Украине и юго-западная Россия). Западная группировка этой конфедерации была известна как Половцы, или Куманы, или под другими именами, большинство, которые имеют значение "бледный", или "желтоватый". Кипчаки были кочевниками скотоводами и воинами, и жили в юртах. В конце 11-го и начале 12-го столетий они были вовлечены в различные конфликты с Византией, Киевской Русью, Венграми, и Печенегами, в союзах с то с одной, то с другой стороной в разное время. Кипчаки господствовали в степи к северу от Черного моря до "Монгольского" вторжения. В течение первого вторжения "Монголов" (которые все поголовно разговаривали на тюркском языке - прим.А.) на Киевскую Русь (1221-23), Кипчаки заключали союзы в разное время и с захватчиками и с местными Славянскими князьями. В 1237 Монголы проникли в второй раз на Кипчакскую территорию и убили Башмана (Bachman) - хана восточных Кипчакских племен. Кипчакская конфедерация была разрушена, и большинство ее территорий и людей были включены в Золотую Орду - самую западную часть Монгольской империи. Куманы, или западные Кипчакские племена, бежали к Венгрию, и некоторые из их воинов стали наемниками для католических крестоносцев и Византийцев. Побежденные Кипчаки также стали главным источником рабов для частей Исламского мира. Кипчакские рабы - так называемые Мамелюки - служившие в армиях династии Айюбидов - сыграли важную роль в истории Египта и Сирии, где они сформировали государство Мамелюков, которое просуществовало до 19-ого столетия. Кипчаки разговаривали на Тюркском языке, наиболее важная из дошедших до нас записей это Codex Cumanicus, (конец 13-ого столетия) - словарь слов в на Кипчакском, Латинском и Персидском языках. Присутствие в Египте Тюркоговорящих Мамелюков также стимулировало компиляцию кипчакско-арабских словарей и грамматик, которые являются важными в изучении некоторых старых Тюркских языков.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Энциклопедия Брокгауз Ефрон - www.rubricon.ru

Половцы (куманы, кипчаки) — народ тюркского племени, некогда составлявший одно целое с печенегами и торками (когда жил в степях средней Азии); в бумагах Петрарки сохранился словарь половецкого языка, из которого видно, что язык их — тюркский, ближе всего стоящий к восточно-турецкому. П. пришли в южнорусские степи вслед за печенегами и торками и скоро вытеснили тех и других. С этого времени (2-я половина XI в.) до монголо-татарского нашествия они производят постоянные нападения на Русь, особенно южную — опустошают земли, грабят скот и имущество, уводят массу пленных, которых или держат у себя в качестве рабов, или продают на невольничьих рынках Крыма и Центральной Азии. Нападения свои П. делали быстро и внезапно; русские князья старались отбить у них пленников и скот, когда они возвращались к себе в степь. Больше всего страдало от них пограничное Переяславское княжество, потом Поросье, Северская, Kиeвская, Рязанская области. Иногда Русь выкупала у П. своих пленных. Для обороны своих южных границ Русь устраивала укрепления и селила на пограничьях союзных и мирных тюрков, известных под именем черных клобуков. Центром черно-клобуцких поселений было Поросье, на южной границе Киевского княжества. Иногда русские вели с половцами и наступательную войну, предпринимали походы вглубь Половецкой земли; одним из таких походов был поход героя “Слова о Полку Игореве”, Игоря Святославича, в 1185 г.; но они приносили больше славы, чем пользы. Народ половецкий распадался на несколько колен, носивших названия по именам их предводителей. Так, летопись упоминает о Вобургевичах, Улашевичах, Бостеевой, Чарговой чади. П. были прекрасными степными наездниками и имели свой военный строй. Главное занятие их было скотоводство (разведение рогатого скота, коней, верблюдов), и потому они переходили с одного места на другое; трудным было положение их в суровые зимы. Золото и серебро они добывали частью грабежом, частью торговлей. Городов П. не строили, хотя в их земле упоминаются Шарукань, Сугров, Чешуев и им принадлежал в XIII в. г. Судак. Половецкие ханы вели роскошную жизнь, но народ жил вообще просто и неприхотливо; главной его пищей были мясо,. молоко и просо, любимым напитком — кумыс. Постепенно П. подвергались культурному воздействию Руси, иногда принимали христианство; ханы их получали христианские имена. Вообще, однако. П. были язычниками. По Рубруквису, над прахом своих покойников они насыпали курганы и ставили на последних каменные бабы. В половине XIII в. П. были покорены монголо-татарами. Часть их выселилась в Закавказье, часть в Русь, часть на Балканский полу-ов (во Фракию, Македонию) и в Малую Азию, часть в Венгрию; венгерский король Бела IV принял П., пришедших под предводительством хана Котяна (тестя Даниила Романовича Галицкого); наследник венгерского престола, Стефан V, женился на дочери Котяна, и вообще П. заняли в Венгрии видное положение. Наконец, часть П. перебралась в Египет, где они также хорошо устроились в войске; некоторые султаны египетские были половецкого происхождения. См. П. В. Голубовский, "Печенеги, тюрки и половцы до нашествия татар" (Киев, 1884); статью проф. Аристова “О земле Половецкой” (в “Изв. Неж. Ист. Фил. Института”).

Д. Баг-й

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Версии к названию «Кыпчак»

Köpçäk,көпчәк – колесо

Küpçek,күпчек – подушка на седле

Копчик !!!???

Qapçıq,капчык - мешок

Köpşäk,көпшәк – пухлый, мягкий

Qupşı,купшы – пышный, елегантный

(Köp,көп,küp,күп,много) +(oçaq,очак,uçaq,учак,костер) – много костров

(Köp,көп,küp,күп,много) +(çıq,чык,роса) – много росы

Qopı,копы(шапка без наушников) + çıq,чык(уменьшительный суффикс) – шапка без наушников

Quıp çaq(куып чак) ! – гони и жаль(высекай)(çağu,чагу – жалить,высекать)

Quıp çıq(куып чык) ! – прогони !, выгони(из какого-либо места)!

Qıyıp çıq(кыйып чык) ! – вырежь ! (Qıyu,кыйу – резать наискосок)

Çıpçıq,чыпчык – воробей

Çapçaq,чапчак – бочка

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Версии к названию «Кыпчак»

Köpçäk,көпчәк – колесо

Küpçek,күпчек – подушка на седле

Копчик !!!???

Qapçıq,капчык - мешок

Köpşäk,көпшәк – пухлый, мягкий

Qupşı,купшы – пышный, елегантный

(Köp,көп,küp,күп,много) +(oçaq,очак,uçaq,учак,костер) – много костров

(Köp,көп,küp,күп,много) +(çıq,чык,роса) – много росы

Qopı,копы(шапка без наушников) + çıq,чык(уменьшительный суффикс) – шапка без наушников

Quıp çaq(куып чак) ! – гони и жаль(высекай)(çağu,чагу – жалить,высекать)

Quıp çıq(куып чык) ! – прогони !, выгони(из какого-либо места)!

Qıyıp çıq(кыйып чык) ! – вырежь ! (Qıyu,кыйу – резать наискосок)

Çıpçıq,чыпчык – воробей

Çapçaq,чапчак – бочка

Anwar Вы это серьёзно? :blink: пухлый мягкий мне понравилось больше всего, все кыпшаки или капшыки отличаются пухлостью и мягкостью :kz1:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Копчик !!!???

Однако версия

Больше нравиться версия кляшторного о самоуничижительном названии после разгрома сеяньто

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Есть еще украинское слово(по всей видимости тоже заимствованное):

Капшук - мешок, который завязывается шнурком

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Однако версия

Больше нравиться версия кляшторного о м названии после разгрома сеяньто

Копчик тоже достаточно самоуничижительно

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Есть еще украинское слово(по всей видимости тоже заимствованное):

Капшук - мешок, который завязывается шнурком

Ув. Anwar. На казахском есть слово капшык со значением мешок. Мне кажется если бы кыпшаки называли себя капшыками, то капшыками бы и были. И с остальными вариантами примерно та же ситуация. Более логичнее кажется версия О. Сулейменова Еки пшак, тем более что тамга кипчаков две палочки. хотя мне она тоже не нравится. Может здесь тоже как то задействован цвет?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

О. Сулейменова Еки пшак - две палочки

Две палки – два ножа!(интуиция сразу подсказала)

Два ножа = еки пшак(каз.) = ике пычак(тат.)

Сулейменов также пишет:

Язычник - «степняк» (йазык - нiкi).

Половец - «степняк» - калька «язычника». !!!???

Да не согласен я.

Посмотрим сначала только основные значения глагола «язу»:

1. Писать

2. Лишиться чего-либо, сойти с ума, потерять что-либо

3. Расправлять(напр.плечи), выпрямлять(что-то согнутое), распрямлять

4. Вспомогательный глагол, например: Үлә язу – чуть не умереть.

Устойчивые фразы со вторым значением:

Акылдан язу – сойти с ума, лишиться разума

Телдән язу – потерять дар речи

Һуштан язу – потерять сознание

Юлдан язу – сбиться с пути, заблудиться

Диннән язу – отступить от веры

А теперь значения слова «язык»(языкъ):

Грех, вина. Грешный, греховный.

Язык эш – грешное дело

Поговорка: Языктан курык – бойся греха

Далее: уже всем понятные слова: «языклы», «языксыз», «языксызлык»

Получаем:

Язычник – лишенный веры, без веры, грешный.

А "не степняк", как писал Сулейменов.

Далее уже получается, что «половец» не может быть калькой «язычника»

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Закиев М.З. в своей книге «Происхождение тюрков и татар» дает свою интерпретацию происхождения наименований некоторых тюркских племен, в частности, слова «кипчак».

Почему-то здесь на форуме данная версия не приводится, а мне она представляется вполне убедительной, даже более убедительной, чем все, что я здесь видел (хотя, возможно, я не все видел и где-то эта версия уже обсуждалась – тогда прошу прощения). Правда, в лингвистике я ничего не понимаю, но все же думаю в его версии что-то есть. Вот что он пишет:

Племена в процессе развития объединяются в племенные союзы, а затем создаются древние государства и формируются древние народы, в результате чего появляются вторичные этнонимы, образованные на основе первичных этнонимов. Например, от первичных тюркских этнонимов ар, мен, сюн (шан), сак путем определения их словом ку ‘белый, светлый’, появились вторичные этнонимы куар (кавар), куман, кушан (кусан), кусак (кучак>кыфчак). При смешении различных племен новые этнонимы создавались из сочетания двух первичных этнонимов. Например, этноним ас, определяя этноним сюн или сун, образовал сложный этноним ассун >уссунь > усунь. Естественно, племена, носящие первичные этнонимы, считаются более древними, чем племена, носящие вторичные этнонимы. Так, сюны (ѕуны-хунны) были более древними племенами чем усуни, ибо последние появились лишь в результате смешения сюнов и асов.

Общий этноним появляется еще по внешним признакам этносов. Так, в отличие от южных, черных, обросших волосами представителей тюркских этносов, многочисленные северные саки, по другому мены, получают общий этноним кыусак>кыфсак> кыпчак ‘белые саки’; кыумен>куман ‘белые мены’.

Для предков тюрков в античное время общим этнонимом послужили слова сак или сака и образованное от этого корня слово сакады (сакалы ‘перемешанные саками’), которое затем в произношении греков преобразилось следующим образом: сакады>съкыды>скиде. Интердентальный звук [д-th] в русском языке начали произносить как ф, так появилось слово скиф.

Этноним ар в настоящее время не применяется без определений. Он вместе с определениями является самым активным: суар ‘водные люди’, кыуар (кавар) ‘светлые люди’, татар ‘чужие люди’, хазар ‘люди скалистых гор’, булгар ‘речные люди’, скир ‘сакские люди’, сарир ‘желтые люди’, агачэри (агацир) ‘лесные люди’, мишар ‘лесные люди’, бигер, биар, биляр ‘богатые люди’, салыр ‘деревенские люди’, уйгур ‘расторопные люди’, гандарии [Геродот, VII, 66] или гандыар /хандыар ‘люди, имеющие хана’ и т.д.

Первичным тюркским этнонимом выступает еще слово мен (бан, бэн, пэн, мин): тюркмен, куман, куманды, кубанды, караман, саралымин, сарыман и др. Этноним куман применялся как другое западное название кыпчаков, поэтому семантику этнонима мен на Западе связывают со словом ман ‘человек’. По-тюркски мен совпадает с местоимением первого л., ед.ч., которое может восходить к семантике ‘человек’. Этноним мин у татар и башкир активно применялся еще в XIX в.

В роли определения часто применялись слова кыу>ку ‘светлый, желто-белый’ и сары ‘желтый’. Слова с такой семантикой весьма характерны для северных тюрков, которые в условиях северного климата стали характеризоваться более светлым лицом, желтыми волосами. Поэтому первичные этнонимы северных тюрков стали уточняться определениями кыу и сары.

Начнем анализ с этнонима кыпчак, который исторически восходит к сочетанию кыу+сак, по-башкирски оно до сих пор так и звучит: кыусак ‘белые саки’. Определение кыу постепенно преобразилось в кыф, каф, кай, ка, кау. По-арабски кыусак>кыучак звучит как кыфчак, по-русски как кыпчак, и многие тюрки произносят как кыпчак, даже кипчак. Вариант кыф>каф мы встречаем и в названии гор: кафкас ‘светлые, белые скалистые горы’, для самих тюрков эти горы до сих пор считаются каф тавы ‘светлые горы’. В греческих источниках сохранилось другое название кафкаса>кавказа, это - краукас ‘снежные горы’.

58

Слово кыу>ку применяется в качестве определения и других первичных этнонимов: кыу кижи ‘светлые люди’, куман ‘светлые мены’, кавар (от кыуар>кывар>кавар) ‘белые люди’, казак от кыу-сак>ка-сак>казак, курук от кыу-эрк>курук, куэрик от кыу-эрк>куэрик.

Семантику слова кыу в других тюркских племенах выражало слово сары ‘желтый’. Сарир от сары ир ‘желтые люди’, встречается еще его инверсионный вариант ирсары - название одного из туркменских племен. Этнонимы сары уйгур и сары йогур говорят сами за себя. Сарман ‘желтые мены’, сары-ас>сарас>сарацин. Некоторые ученые и этноним сармат выводят от сложного этнонима сарыман+ты>сарматы. Сарылымин от сары+лы+мин. Есть возможность предположить, что и этноним сарык (от тотема «овца») происходит от слова сары ‘желтый’, ибо его древнее произношение было сарыг.

Все этнонимы с начальным компонентом сары могут выступать синонимами этнонимов кыпчак, куман.

Значение этнонимов с компонентами кыу и сары древние племена понимали хорошо, и когда представляли себя иностранцам, всегда подсказывали им значение этого этнонима, поэтому последние людей со светлым лицом и желтыми волосами всегда называли по-своему: русские - половцы, арабы - сакалиба, армяне - хартеш, немцы - флавен и т.д.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

КЫПЧАК - САРМАН

Обалдеть!

Это, значит, говоря техническим терминами:

«Те же яйца, но нарисованные в разных проекциях»(виды спереди, сбоку, сверху, …)

Я родился и вырос в САРМАНовских краях Татарстана.

И все мои (мне известные) предки жили там же.

Я, наверное, - САРМАН, потому что, в детстве иногда приходилось слышать, что мы – желтые.

Может быть есть в этом что-то.

Кто-нибудь знает, есть ли в Средней Азии кто-нибудь или что-нибудь,

связанные с именем или названием «САРМАН»?

Есть еще знаменитая песня САРМАН, которую раньше мало кто из татар не знал.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

этимология термина кыбчак -от слова кыб(варианты-кып,кип,киби,кыф,и.т.д) и чак(шак,чик,жик,джик-селджук,кырымчак,полочак,)

А теперь синонимы слова кыпчак-половец,куман

половец это русская калька слова кыб.Кыб-по тюркский означает полый(кыбы,куыс,ку).

См.М Кашкари легенда о найденном мальчике на полом дереве,

в Европе называли полочаки,половцы и куманы.

Куманы от слова кыб+ман(куб+ман)=куман, ман- туркман,аламан.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В Бишкек приезжал приятель из Шымкента по бизнес-делам, который во время застолья сообщил, что является выходцем из рода КЫПЧАК. В свою очередь мы оповестили его, что и Президент Кыргызской Республики Бакиев Курманбек Салиевич относит себя к роду Кыпчак. Ну, тут казах решил не торопиться с отъездом пока официально не попадёт на приём к Главе государства, который, к тому же, оказался его "родственником".

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Гость Булган хангай

Тогда кто же такие татары?

Слово "татары" на Русь пришло от кипчаков, а к ним - от китайцев. Так в древности называли один из народов Центральной Азии, который обитал на границе Китая и Монголии. Этот народ по культуре, видимо, был ближе к монголам. Позже слову "татары" китайцы придавали собирательный смысл, подобно тому, как в Европе произошло с "гуннами" или "варварами". От "татар" китайцы в III веке до новой эры отгородились Великой Китайской стеной. Но и по поздним китайским понятиям татары подразделялись на белых, черных и диких, иначе говоря, никто и никогда не видел в них этнической общности.

После покорения Чингисханом Китая слово "татары" там обрело уже иное значение и относилось только к монголам, вставшим во главе Орды.

Для русских разницы между татарами и монголами не было, для них и те, и другие были людьми Востока. Русские тогда и стали называть всех пришедших на Русь с Востока татарами. Это - прозвище, в просторечьи, вроде "черномазый". Но к сожалению, оно прижилось.

Судьба же настоящих татар сложилась крайне трагически: сперва их потеснил отец Чингисхана, Есугей-багатур; за это татары отравили его, но сын достойно отомстил за отца. В "Тайной истории монголов" Темучин сказал: "Мы сокрушили ненавистных врагов - татар, этих убийц дедов и отцов наших, когда мы в справедливое возмездие за их злодеяния поголовно истребили татарский народ". Лишь немногие спаслись от его страшной мести.

Поэтому говорить о союзе монголов и татар некорректно. Не было никакого союза! И быть его не могло. Было полное подчинение оставшихся в живых татар монголам. Даже теоретически эти два слова не имеют права встать рядом как равноправные... А называть кипчаков этим ругательством некорректно вдвойне, заведомо зная, что они "не имели никакого касательства к центральноазиатским монгольским татарам". Прежде кипчаков на Руси называли "половцами", а в Европе - "куманами".

Зачем же русским правителям понадобилось унижать и дробить кипчакский народ на малые тюркские народы, придумывать им имена и клички? Чтобы, разделяя, властвовать? Разделять и властвовать!

http://ndp-vatan-knigi.blogspot.com/2008/08/225-267.html

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

НЕ надо ля-ля. Татары это название союза монголоязычных

племен Монголии XI-XII вв. Кереиты, найманы, онгуты, буир-нурские татары все эти

племена называли себя татарами. Они ранее обозначались под названиями цзубу

и шивей. Монголы есть мнение, что они потомки уйгуров бежавших к шивеям,

но их название близка к маугаль т.е. мохэ. Значит они потомки мохэ, смешавшихся

с шивей т.е. татарами. Тюрки от них Европа и Китай продолжали называть номадов

Монголии по старой привычке татарами. :oz1:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

http://ndp-vatan-knigi.blogspot.com/2008/08/225-267.html

Опять русских лишили истории... :huh:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Гость Булган хангай
НЕ надо ля-ля. Татары это название союза к маугаль т.е. мохэ. Значит они потомки мохэ, смешавшихся

с шивей т.е. татарами. :

Есть ещё нибудь свидения о Мэнгу-Уйгуров?

этимология термина кыбчак -от слова

А как насчет Копсак?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.)

Кипчаки — так назывался у мусульманских писателей народ, известный у нас под именем половцев. По их имени киргизские (т.е. казахские - прим.А.), уральские, приволжские и придонские степи получили название Дешти Кипчак, т. е. степь Кипчацкая. Преимущественно это имя приурочивалось к степям киргизским (т.е. казахским - прим.А.), где во время господства "монголов" образовалась особая орда, дробившаяся на отдельные, самостоятельные части. Эту орду называют Кипчацкой, но такое название не пользуется распространенностью: у нас ей давали имя Синей, у мусульман — Белой.

Н. В.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В миниатюрах Радзивилловской летописи половецкие и русские воины выглядят совершенно одинаково: кони, внешность воинов, боевая одежда (шлемы и кольчуга) и оружие.

Полагаю что не зря и имею предположения:

1. В обоих войсках половцы, у русских они наёмники. Здесь в русском войске могут быть разные роды: берендеи, торки и другие родственники русских князей.

2. Разница видна в предводителях, у русского войска - круглая шапка-ермолка, у половецкого - шлем, а также в наконечниках стягов (боевых знамен): у русских крест, у половцев - почему-то полумесяц.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Согласно некоторым казахским преданиям кипчаки (қыпшақ) именуются «Тоқсан екі баулы» (Девяносто двух составные) и их родословная (шежіре) выглядит следующим образом:

Қыпшақ -

Сүлімалып -

Көбекалып (Ақ көбекалып) -

Сары абыз -

(«бес таңбалы» - пяти тамговые):

1. Бұлтың

2. Торы

3. Ұзын

4. Көлденен

5. Қарабалық

По преданиям сохранились слова матери «бес таңбалы»:

Бұлтың бітті бойыма, билік кірді ойыма

Торы бітті бойыма, зорлық кірді ойыма

Ұзын бітті бойыма, ерлік кірді ойыма

Көлденен бітті бойыма, саудагерлік кірді ойыма

Қарабалық бітті бойыма, байлық кірді ойыма

-----------------------------------------------------------------------------------

Стала вынашивать в себе Бултына, задумалась я о власти

Стала вынашивать Торы, задумалась я о насилии

Стала вынашивать Узына, задумалась я о мужестве

Стала вынашивать Колденена, задумалась я о торговле

Стала вынашивать Карабалыка, задумалась я о богатстве

Чтобы могли значить её слова, интересно?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

"Токсан еки баулы кыпшак"- это "кочевые узбеки", их родословная выглядит совсем иначе. Всем известные 92 племени.

"Торы бітті бойыма, зорлық кірді ойыма" - здесь не зорлык, а зорлы. Что означает большой, многочисленный. И на самом деле самое многочисленное племя это Торы.

Обычное высказывание наподобие “улы жузге таяк берiп малга кой, орта жузге калам берiп дауга кой, кiшi жузге найза берiп жауга кой” или "Жаныс көп пе - қамыс көп пе, Шымыр көп пе - шыбын көп пе" итд у казахов таких высказываний много. Один сын боевой, другой богатый, третий стоит у власти итд.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В миниатюрах Радзивилловской летописи половецкие и русские воины выглядят совершенно одинаково: кони, внешность воинов, боевая одежда (шлемы и кольчуга) и оружие.

Полагаю что не зря и имею предположения:

1. В обоих войсках половцы, у русских они наёмники. Здесь в русском войске могут быть разные роды: берендеи, торки и другие родственники русских князей.

2. Разница видна в предводителях, у русского войска - круглая шапка-ермолка, у половецкого - шлем, а также в наконечниках стягов (боевых знамен): у русских крест, у половцев - почему-то полумесяц.

3. Миниатюры летописи исполнены в XV веке. ))

(хотя и являются копией более ранних)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти



×
×
  • Создать...