АксКерБорж Опубликовано 12 октября, 2018 Автор Поделиться Опубликовано 12 октября, 2018 28 минут назад, АксКерБорж сказал: Украинский толковый словарь: "Малахай - хутряна шапка з навушниками; велика хутряна шапка з вухами." "Малахайник - той, хто носить шапку малахай, напр., башкири чи казахи." Слово засвідчується в тюркських (кипчацьких) мовах: каз. malaqaj "шапка"; ног. malaxaj "старовинний головний убір"; тат. malaxaj bürek "шапка з навушниками"; а також алт. malaqqaj "гостроверха хутряна шапка з навушниками." 28 минут назад, АксКерБорж сказал: Толковый словарь Даля: "Малахай - муж., вост. большая, ушастая (или с лопастями) шапка на меху; две лопасти кроют щеки, одна затылок, небольшая, четвертая - лоб." "Малахайник - муж. кто носит шапки малахаи, напр. башкир, киргиз." Итак, как видим, такой меховой головной убор был и его название было малакай у тюркских народов: казахов, башкир, ногаев, татар, алтайцев, но добавляю сюда и кыргызов на основе: Древнейшего кыргызского эпоса "Манас": "... Малакайы алтындан, Бардашы журттан артылган." По-казахски эти слова: "... Малақайын қолға алып, Басып жүрген солаңдар." По-русски это приблизительно будет так: "... Промелькнул схватив в руки свой малахай." 3 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
mechenosec Опубликовано 12 октября, 2018 Поделиться Опубликовано 12 октября, 2018 22 минуты назад, АксКерБорж сказал: Итак, как видим, такой меховой головной убор был и его название было малакай у тюркских народов: казахов, башкир, ногаев, татар, алтайцев, но добавляю сюда и кыргызов на основе: Древнейшего кыргызского эпоса "Манас": "... Малакайы алтындан, Бардашы журттан артылган." По-казахски эти слова: "... Малақайын қолға алып, Басып жүрген солаңдар." По-русски это приблизительно будет так: "... Промелькнул схватив в руки свой малахай." Уверен что Арсен прав, у всех перечисленных народов это монголизм Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 12 октября, 2018 Автор Поделиться Опубликовано 12 октября, 2018 3 минуты назад, mechenosec сказал: Уверен что Арсен прав, у всех перечисленных народов это монголизм Не берите пример с него, он свои слова ничем обосновать не смог. Берите пример с меня, обосновывайте свою "уверенность" ссылками. На форуме голым словам давно никто не верит. 2 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
mechenosec Опубликовано 12 октября, 2018 Поделиться Опубликовано 12 октября, 2018 7 минут назад, АксКерБорж сказал: Не берите пример с него, он свои слова ничем обосновать не смог. Берите пример с меня, обосновывайте свою "уверенность" ссылками. На форуме голым словам давно никто не верит. Тут ув Ермолаев приводил ссылку что слово идёт от общего смысла к отдельному, а не наоборот. У всех монголов это просто любая шапка, у тюрков, и то не у всех, это отдельный вид, а вышеперечисленные народы в 13 веке находились в сфере монгольского влияния, никакой загадки здесь нет 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 12 октября, 2018 Автор Поделиться Опубликовано 12 октября, 2018 27 минут назад, mechenosec сказал: Тут ув Ермолаев приводил ссылку что слово идёт от общего смысла к отдельному, а не наоборот. У всех монголов это просто любая шапка, у тюрков, и то не у всех, это отдельный вид, а вышеперечисленные народы в 13 веке находились в сфере монгольского влияния, никакой загадки здесь нет Ссылки давайте. Это все досужие слова. 1 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 12 октября, 2018 Автор Поделиться Опубликовано 12 октября, 2018 2 часа назад, АксКерБорж сказал: Толковый словарь Даля: "Малахай - муж., вост. большая, ушастая (или с лопастями) шапка на меху; две лопасти кроют щеки, одна затылок, небольшая, четвертая - лоб." "Малахайник - муж. кто носит шапки малахаи, напр. башкир, киргиз." Найманский тип казахского малахая/тымака. Семипалатинск, начало 20 века (почти бескозырный): Русский крестьянин. Ярославская губерния, 1830 год (тоже бескозырного найманского типа): Русский народный костюм прошлого. Мужские головные уборы: 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 12 октября, 2018 Автор Поделиться Опубликовано 12 октября, 2018 Прошлым летом телеканал Қазақстан подарил Джекки Чану казахские национальные кожаный пояс и меховую шапку малахай, а певец Кадырали Болманов подарил гостю казахскую домбру (правда меня смущает рост Джекки))). Фото: Пруфф: http://stan.kz/kydyrali-bolmanov-dzheki-changa-dombyr/ Видео: 1 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 12 октября, 2018 Автор Поделиться Опубликовано 12 октября, 2018 Презентация по казахскому языку "Ұлттық киімдер" (Национальная одежда): Здесь: https://infourok.ru/prezentaciya-po-kazahskomu-yaziku-ltti-kiimder-517046.html 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Peacemaker Опубликовано 12 октября, 2018 Поделиться Опубликовано 12 октября, 2018 Quote § 144. Naiman-o Buiruq-qan Altai-in ebur Uluq-taq ĵorin qaqačan kodolĵuui. Merkidun Toqtoa-in koun Qutu Selaŋke ĵorin kodolĵuui. Oiradun Quduqa-beki hoai temečen Šiskis ĵorin kodolĵuui. Taičiudun Auču-Baatur Onan ĵorin kodolĵuui. ĵamuqa oeriyen qa erķukset irķen-i daouliet, Erķune huruu ĵamuğa qarin kodolĵuui. Ani, tein butaraqdaĵu, Vaŋ-qan Erķune huruu ĵamuqa-i nekeba. Čiŋķis-qağan Onan ĵuk Taičiudun Auču-Baatur-i nekeba. Auču-Baatur ulus-tur-iyen ķuruet, ulus-iyen durbeulun kodolķeet, Auču-Baatur, ğodun-Orčaŋ Taičiut, Onan-o činaĵi eteet, hüleut turastan čeriudiyen ĵasaĵu, qatqulduya keen, ĵasaĵu baiĵuui. Čiŋķis-qağan ķuruet Taičiut-lua qatqulduĵu, ĵilda boldaĵu, mun qatqulduqsan ğaĵar-a šitulduĵu qonoba. Ulus ba durbeĵu aisurun munķu tende čeriut-lue-ben qantu ķureeleĵu qonolduba. § 145. Čiŋķis-qağan tere qatqulduan-tur suĵiasu-ban šilurteĵu, čisun toritķeesu ulu bolun, yanduriqdarun, naran šiŋķeulun, mun tende šitulduĵu baouĵu; bokleksen čisun-i ĵelme šimin-šimin, amaan čisudaĵu; ĵelme busu ķuun ulu iteķen saqilduĵu sauĵu, sneni duli boltala bokleksen čisun-i amaar duureŋ ĵalqiat-asqaat, sueni duli nokčiesu, Čiŋķis-qağan dotoraan serķuĵu uķulerun: “Čisun qaqču baraba, undaasumu bi!” keeba. Tendeče ĵelme malaqai, qudusun, deel-qubčasuniyen buķude-i talĵu, qaqča dotoaĵitu čurama ničuķun šitulduĵu baiqun dain dotoraun ķuyiĵu, činana ķureleksen § 244. Qoanqotadai Muŋlik-ečiķe-in kout doloan buleai.Doloano dundadu Kokoču Teb-Teŋķeri bulee. Tede doloan Qoanqotan Qasar-i omereĵu ĵančiĵuui. Qasar, doloan Qoandotan-a omereĵu ĵančiqdaa, keen, Čiŋķis-qaan-a soķoduesu, Čiŋķis-qağan busut-tur kiliŋlaĵu aqui-dunda keleleķu bolun, Čiŋķis-qağan kiliŋ-duriyen Qasar-i uķulerun: “Amitu-da ulu ilaqdaqu-ača bulee či! Ker ilaqdaa či?” keekdeĵu, Qasar nilbusu aldaat bosču yorčiĵu, Qasar mauilaĵu, ğurban udur ese irebe. Tende Teb-Teŋķeri Čiŋķis-qaan-a uķulerun: “Muŋke Teŋķeri-in ĵarliq qan ĵaarit uķulemu: Nikante Temuĵin ulus barituğai! keemu. Nikante Qasari keemu. Qasar-i ese neŋdeesu, medee uķai bi ĵe!” keekdeĵu, Čiŋķis-qağan mun sueni morilaĵu, Qasari barira oduasu, Kuču Kokoču qoyar Qasari barira otba, keen ekede ĵaaĵuu. Eke medeet, sueni boet udaaran čağaan temeen kolĵu, qarautai terķetai sueni-de dulin yorčiĵu, naran urğuqui-lua ķuruesu, Čiŋķis-qağan Qasarun qančut huyaĵu, maqalai buse ino abču, uķe ino asaqun bukui-tur eke-de ķurteĵu, Čiŋķis-qağan ķeyekču(?) eke-deče emieba. Eke aurlaĵu ķurču, terķeneče baouat, eke oesun Qasarun huyaqsat qančut dalĵu (tailĵu) talbiat, maqalai buse ino Qasar-a okču, eke kiliŋlaĵu auriyan darun yadan, ĵabilan sauĵu, qoyar kokodiyen ğarğaĵu, qoyar ebuduk deķeun bisariulĵu uķulerun: “Uĵebe yu? Kokoen kokan tano ene bi! Ede qadalun daun, qarbisuan qaĵaqsat, kui-iyen tasuluqsat! Qasar yekibe? Temuĵin ene nikan koko mino baraqu bulee. Qačiun, Otčiğin qoyaula bolĵu nikan koko ulu baraqu bulee. Qasar burun, buri kokot mino baraĵu, čeeĵi mino aui boltala В ССМ -малагай и магалай. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
arkuk Опубликовано 13 октября, 2018 Поделиться Опубликовано 13 октября, 2018 11.10.2018 в 11:24, кылышбай сказал: давайте с аргументами не со словарей а например видео где казахи из разных регионов говорят малакай. я просто с детство знаю тымак, борик (как и все юзеры которые тут отписались) а вот малахаи "видел" только в русских книжках про монголов не помню слова тымак, всегда малакай, борик. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Admin Rust Опубликовано 13 октября, 2018 Admin Поделиться Опубликовано 13 октября, 2018 12.10.2018 в 13:04, АксКерБорж сказал: Кто ты такой чтобы отбирать у нас у казахов наши традиционные головные уборы и их названия и приписывать их к другим народам? Если делаешь такие громкие и ответственные заявления, то обоснуй их ссылками на документы, литературу и доказательствами. А если не владеешь вопросом, а лишь преследуешь свою грязную злопамятную возню лично против меня, то попрошу вообще не затрагивать те вопросы, где ты ничего не смыслишь и не трогать из-за меня одного казахское культурное достояние. Ok? Я так понял, что только юзер АКБ имеет право высказывать свою мысль? Другие не могут? У вас что у единственного право на заявления? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Аrсен Опубликовано 14 октября, 2018 Поделиться Опубликовано 14 октября, 2018 11 часов назад, arkuk сказал: не помню слова тымак, всегда малакай, борик. Мужчины и женщины носили широкие и длинные бязевые сорочки (койлек), с длинными и широкими рукавами, особенно длинны рукава в женских сорочках. Мужские сорочки шьются ниже колен, а женские до пят с отложным воротничком. Из бази же шьются широкие мужские и женские шаровары (дамбал), мало отличающиеся между собой по покрою. Взрослые казахи носили постоянно головные уборы. Голову брили наголо и надевали летом тюбетейку (телпек) и другие головные уборы, иногда заменяшиеся небольшим белым платком (орамал). Платки у молодых людей украшались вышивкой, идущей от углов к центру и войлочные шапки (калпак), покрытые белой тканью. Зимой носили шапку (адай бэр1к, адай тымак). Кшцины носили белый платок - жаулык, кос жаулык (двойной). Зимой, причем способ повязки существенно отличается от других районов Казахстана. В одежде казахов Мангышлака вплоть до революции сохранились некоторые архаические элементы. К ним относятся: обувь кожаная (шокай, шэрке, табашпа, шеп1к); головные уборы (чехлы для кос женщин - шашнап, кимешек). Чрезвычайно интересной одеждой адаев-цев является куп1, шекпен, жадагай, более просторно сшитый из 1. С.Руденко. Очерк быта казахов бассейна рек Уила и Сагиза.МОК. вып.З, Л,1927, стр.17-19. Р.Карутц, Указ.соч., стр.33; И.В. Захарова, Р.Д.Ходжаева. Казахская национальная одежда XIX-начало XX века. Алма-Ата, 1964, стр.38-148; В.В.Востров. Указ.соч., стр.164. 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 14 октября, 2018 Автор Поделиться Опубликовано 14 октября, 2018 12 часов назад, Rust сказал: Я так понял, что только юзер АКБ имеет право высказывать свою мысль? Другие не могут? У вас что у единственного право на заявления? Вы не поняли моих слов, ув.Рустам! Я ему предложил обосновать свое фейковое заявление про бурятов и казахов северо-востока, он конечно обосновать не смог, потому что его утверждение изначально было троллинговым, нацеленным не на поиск истины и дискуссию, а на обыкновенный личный анти-АКБ-шный холивар. Думаю все это прекрасно понимают, даже мои калмыцкие и монгольские оппоненты (в душе))). 1 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Аrсен Опубликовано 14 октября, 2018 Поделиться Опубликовано 14 октября, 2018 в этом фильме про монгольских казахов на 13:32 минуте хорошо слышно - ТЫМАК, а не какой там малакай 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
кылышбай Опубликовано 15 октября, 2018 Поделиться Опубликовано 15 октября, 2018 11.10.2018 в 21:40, АксКерБорж сказал: Хивинцы - это жители Хивинского ханства, этнический состав которого составляли 65% узбеки (сарты), 26% туркмены, остальное население каракалпаки, а также казахи юго-западной части Казахстана. если вы считаете узбеков-хивинцев сартами то вы вообще профан в этнической истории региона. лучше не лезьте в то в чем не разбираетесь 11.10.2018 в 14:02, АксКерБорж сказал: Вы всерьез считаете это слово русским или монгольским? И отсутствующим у казахов? Надежнее словаря ничего нет. Лично я доверяю их авторам. я не против чтобы слово малахай было в исконно казахском лексиконе. просто я так и не увидел доказательств этому (видео и данные этнографов) 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
кылышбай Опубликовано 15 октября, 2018 Поделиться Опубликовано 15 октября, 2018 12.10.2018 в 09:36, Аrсен сказал: P.S. В Казахстане зимой не теплее чем в Монголии. И у казахов на этот счет свои зимние шапки ТЫМАК. в Казахстане климат разнообразнее чем в Монголии. у нас на юге жарче чем там, но на севере и северо-востоке климат похож на монгольский 12.10.2018 в 14:49, АксКерБорж сказал: Толковый словарь Даля: "Малахай - муж., вост. большая, ушастая (или с лопастями) шапка на меху; две лопасти кроют щеки, одна затылок, небольшая, четвертая - лоб." "Малахайник - муж. кто носит шапки малахаи, напр. башкир, киргиз." наличие слова малахай в русском никто и не оспаривает. тогда и нас киргизами называли. есть данные что сами "киргизы" свои головные уборы называли малахай? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
кылышбай Опубликовано 15 октября, 2018 Поделиться Опубликовано 15 октября, 2018 13.10.2018 в 22:49, arkuk сказал: не помню слова тымак, всегда малакай, борик. один аргумент в пользу ув. АКБ. можете спросить у тех кто старше: знали ли они слово малахай, борик и тымак? 12.10.2018 в 15:17, АксКерБорж сказал: Древнейшего кыргызского эпоса "Манас": "... Малакайы алтындан, Бардашы журттан артылган." По-казахски эти слова: "... Малақайын қолға алып, Басып жүрген солаңдар." По-русски это приблизительно будет так: "... Промелькнул схватив в руки свой малахай." хороший аргумент в пользу наличия слова малахай ... в кыргызском) 16 часов назад, Аrсен сказал: в этом фильме про монгольских казахов на 13:32 минуте хорошо слышно - ТЫМАК, а не какой там малакай аргумент против наличия слова малахай у казахов 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
кылышбай Опубликовано 15 октября, 2018 Поделиться Опубликовано 15 октября, 2018 я все больше склоняюсь что слово малахай у совр. казахов было (20 в._ но не так широко использовалось как тымак. вопрос: слово малакай это недавнее заимствование от русских или было в средние века? 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 15 октября, 2018 Автор Поделиться Опубликовано 15 октября, 2018 1 час назад, кылышбай сказал: если вы считаете узбеков-хивинцев сартами то вы вообще профан в этнической истории региона. лучше не лезьте в то в чем не разбираетесь Спорьте с Википедией, ув. Кылышбай, лично я сам ничего не придумал: https://ru.wikipedia.org/wiki/Хивинское_ханство А то, что узбеки до начала 20 века назывались сартами, так это знают все и информации доступной предостаточно. Мне непонятно почему вы так запаниковали и стали грубить. 1 час назад, кылышбай сказал: я все больше склоняюсь что слово малахай у совр. казахов было (20 в._ но не так широко использовалось как тымак. вопрос: слово малакай это недавнее заимствование от русских или было в средние века? Чем возмущаться против Википедии, лучше бы обосновали свое заявление про заимствование казахами названия малакай у русских, а то уже в который раз вы говорите это голословно. Хотелось бы доказательств. Это только Arсен у нас может что-нибудь ляпнуть мне назло, но обосновать не может. Если вы приписываете наше исконное казахское слово русским, то этот умудрился приписать его бурятам. 1 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 15 октября, 2018 Автор Поделиться Опубликовано 15 октября, 2018 2 часа назад, кылышбай сказал: я не против чтобы слово малахай было в исконно казахском лексиконе. От вашего желания ничего не зависит. Есть казахский язык и есть казахская культура, малакай (убор и название) их неотъемлемая часть. 2 часа назад, кылышбай сказал: просто я так и не увидел доказательств этому (видео и данные этнографов) Какие могут быть ко мне претензии?! Я привел наверно больше всех доказательств. К сожалению вы с Arсеном пока не привели ни единого доказательства своей русской и бурятской версии, чем вызываете умиление. 2 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
arkuk Опубликовано 15 октября, 2018 Поделиться Опубликовано 15 октября, 2018 9 часов назад, кылышбай сказал: я не против чтобы слово малахай было в исконно казахском лексиконе. просто я так и не увидел доказательств этому (видео и данные этнографов) А Вы приводили доказательства "монгольского " происхождения? 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
mechenosec Опубликовано 15 октября, 2018 Поделиться Опубликовано 15 октября, 2018 2 часа назад, arkuk сказал: А Вы приводили доказательства "монгольского " происхождения? Да какие там доказательства? Ув Ермолаев их приводил, как обычно все мимо ушей их пропустили, и требуете в энный раз? Вы задумайтесь просто, казахи спорят между собой есть у вас такое слово или нет в зависимости от регионов, а вот у всех без исключения монголов это просто шапка- малгай-махла, да и понятно зачем такая шапка в Монголии, а в большей части Казахстана она зачем? Просто когда то давно ( в 13 веке ?) аборигены Средней Азии увидели пришельцев в странных меховых шапках ,со странным названием малгай, вместо тымак, этот вид шапки они и стали называть- малакай , понимаете? 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 16 октября, 2018 Автор Поделиться Опубликовано 16 октября, 2018 12 часов назад, mechenosec сказал: Да какие там доказательства? Самое главное доказательство это то: 1) Что казахский малакай/тымак полностью идентичен такому же головному убору татарских племен времен Чингизхана. 2) Что именно восточные казахские подвиды малакая/тымака идентичны такому же головному убору татарских племен вокруг Чингизхана, речь идет о специфических керей[т]-меркитском (*) и найманском (**) подвидах головного убора, а не северные и западные казахские подвиды. 3) Что монголоязычные народы такого головного убора совершенно не знают, есть отдаленно похожие, но по конструкции совершенно другие. * [ ** 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
mechenosec Опубликовано 16 октября, 2018 Поделиться Опубликовано 16 октября, 2018 12 часов назад, АксКерБорж сказал: Самое главное доказательство это то: 1) Что казахский малакай/тымак полностью идентичен такому же головному убору татарских племен времен Чингизхана. 2) Что именно восточные казахские подвиды малакая/тымака идентичны такому же головному убору татарских племен вокруг Чингизхана, речь идет о специфических керей[т]-меркитском (*) и найманском (**) подвидах головного убора, а не северные и западные казахские подвиды. 3) Что монголоязычные народы такого головного убора совершенно не знают, есть отдаленно похожие, но по конструкции совершенно другие. * [ ** 1) Кто сказал что у вас не кыпчакский тымак по форме ? Возможно вы просто переняли термин -малахай? 2) Думаю что монголы по приходе в Дэшт сняли свои малахаи без надобности, а средневековые рисунки? вы пожалуй им слишком доверяете.Если верить этим миниатюрам, то монголы были кыргызами в белых калпаках ,а может это из-за удобства было одето? Из-за климата? Если одели джурдженские панцири, почему не одеть ваш калпак и тымак? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Аrсен Опубликовано 17 октября, 2018 Поделиться Опубликовано 17 октября, 2018 7 часов назад, mechenosec сказал: 1) Кто сказал что у вас не кыпчакский тымак по форме ? Возможно вы просто переняли термин -малахай? 2) Думаю что монголы по приходе в Дэшт сняли свои малахаи без надобности, а средневековые рисунки? вы пожалуй им слишком доверяете.Если верить этим миниатюрам, то монголы были кыргызами в белых калпаках ,а может это из-за удобства было одето? Из-за климата? Если одели джурдженские панцири, почему не одеть ваш калпак и тымак? А почему калмыки не переоделись в калпак и тымак? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться