Jump to content
Kamal

Кара-калпак - головной убор и этнос

Recommended Posts

Уважаемые форумчане, на форумах много говорят о каракалпаках, которые получили свое имя от носимого головного убора - это чистая правда, только нет четкого понимания - от какого головного убора и когда. Мне постоянно приходится сталкиваться с высказываниями и догадками, которые совсем далеки от истины и порой даже унижающие национальное достоинство отдельного народа. Фарс уже становится, вернее уже входит в обиход и постепенно превращается как бы в реальность. Пару раз пошутили - вроде достаточно, но когда это система, повсеместно и всерьез - уже не смешно. 

Есть научно обоснованные труды ученых, есть исторические летописи, где говорится о древнем народе, носившем имя - каракалпак, караборик, черные клобуки. А насколько они связаны с современными каракалпаками - это уже другой вопрос. В данной теме я хочу описать головной убор, называемый у каракалпаков - калпак, а также почему название и цвет головного убора стали самоназванием народа.

 

Калпак - войлочная конусообразная шапка. У каракалпаков она строго черного цвета.

                                                                           

 522c4d6ea7ad.jpg

 

Данный головной убор является очень древним, возможно современником и аналогом Ак калпака, который является символом кыргызского народа. Также возможно, что по цвету головного убора, соседние народы различали принадлежность племени к какому-либо военному или политическому союзу, то есть, "каракалпак" в данном случае не самоназвание. Нам известно, что каракалпаки, как и караборикли обитали в Приаралье, низовьях Амударьи и Сырдарьи. Первое о них упоминание первая половина 12 века, когда часть окипчакизированных племен данного региона из-за натиска каракитаев была смещена на запад, в любом случае "караборикли" на тот момент в составе кипчаков уже существуют. Борик - меховая шапка, она носилась наряду с калпаком и тоже черного цвета. В каракалпакском шежире сохранилось уру "Улкен Борик" (большой/старший), видимо имеющее непосредственное отношение к караборкам. В древности появлялись и исчезали сотни племен и народов, также исчезли и караборки, входя в состав народов уже других новообразований, но на своей Родине сохранился небольшой род, гордо называя себя - Старшим. 

В монгольский период племена, составлявшие каракалпаков/караборков как бы "ушли в тень", более подробно о них узнаем, когда будет исследована ногайская история. Нам важно - когда же "каракалпак" стал самоназванием?! Самоназванием он стал из-за смуты в Ногайской орде, в середине 16 века. Племена. имеющие какие-либо отношения к древним черным шапкам приняли это имя как самоназвание народа. С этого момента известия о каракалпаках начали распространяться как об особом народе. 

 

 

 

  

 

 

 

 

 

Link to comment
Share on other sites

165.jpg       gallery_8583_5_5061.jpg

 

На голове у них не калпак. Данный вид головного убора называется кураш, более высокие формы - шогирме. В обиходе обычно называется - Борик, большинством. 

Link to comment
Share on other sites

Вопрос не в модификации, а в технике изготовления и наличии терминов в прошлом. Племя или союз племен Черных шапок распространилось до Южной Руси и стали известными как Черные клобуки, которые также "исчезли". Но бесследно ничто не исчезает, что-то остается.

 

Народ Ногая. Сеитов У.А.

 

Ан-Нувайри, сообщая о золотоордынских кыпчаках, называет одно из одиннадцати кипчакских, племенем черных шапок — «Кара-боркли». (Возможно что еще одно написание одного из этнонимов внутри кыпчаков «карабароглы» это то же самое караборкли, что можно объяснить чтением арабских букв со сменой огласовок) Некоторые авторы второй половины XIX соотносили черных клобуков русских летописей с современными каракалпаками Английский исследователь 70-х годов XIX в. Ховорс отождествлял каракалпаков с печенегами и с «народом черных шапок» Рашид-ад-дина. [2] Он считал, что прямыми потомками печенегов были ногаи, часть которых, занимавшая степи вблизи Аральского моря, получила название каракалпаков, «названных так в связи с носимыми ими черными шапками»[3] Вот яркий пример, как носимая одежда, в данном случае — головные уборы, становиться основой для этнической идентификации. Этот этноним в форме «бес калпак», «кара калпак» упоминается в татарских и башкирских шеджере .(Д.М. Исхаков)[4] В шеджере и эпосах каракалпаков сохранилась память о миграции с берегов Волги и пребывании некогда до того в пределах Крыма [5]. (например шеджере племени Муьйтен,о котором мы упоминали уже в статье Народ Ногая ч.1) Папаха (боьрк, калпак) Судя по всему, папаха является именно огузским изобретением, она до сих пор является традиционным мужским головным убором у туркмен и каракалпаков. У туркмен она называется «тельпек» Бытующие у каракалпаков формы папах это большая папаха круглого типа «шоьгирме» и малая папаха по типу кубанки с суконным верхом, называемая кураш. Такого же типа шапки с суконным верхом (красным либо синим существовали и у туркмен). Такого типа небольшие черные каракулевые шапки у туркменов (в отличие от более привычных массивных) описал в своих путевых заметках венгерский ученый Арминий Вамбери в XIX в.
Что же понимать под черными шапками, носимыми некогда черными клобуками? На эту тему существуют разные мнения, некоторые исследователи склонны смысл слова клобук, калпак сводить к войлочным черным шапкам (кийиз боьрк),а другие –к меховым шапкам по типу папахи. Иные вовсе происхождение термина черные клобуки сводят к коническим шлемам того времени, также называемым клобуками. На самом деле такое толкование «клобук — шлем» плохо соотноситься со словами Ан-Нувайри, который называет этот народ именно кара-боьркли(черные шапки) и Рашид-ад-Дина, который использовал тот же термин на персидском. Сами же названия папахи у туркмен и каракалпаков – тельпек, боьрк, калпак, странным образом применяются и к папахам и к войлочным шапкам (часто черного цвета). Это рождает путаницу у исследователя, но легко объясняется методом изготовления папахи — у тех и тех, зафиксированном этнографами – основой для круглой папахи служил войлочный конус, на который нашивалась сверху овчина. То есть мы имеем дело с модификациями одного и того же головного убора исходно. Кроме того, словом калпак называется традиционный головной убор крымских татар и ногайцев в виде каракулевой папахи, запечатленный на гравюрах и картинах.

 

Link to comment
Share on other sites

Ан-Нувайри, сообщая о золотоордынских кыпчаках, называет одно из одиннадцати кипчакских, племенем черных шапок — «Кара-боркли». (Возможно что еще одно написание одного из этнонимов внутри кыпчаков «карабароглы» это то же самое караборкли, что можно объяснить чтением арабских букв со сменой огласовок) Некоторые авторы второй половины XIX соотносили черных клобуков русских летописей с современными каракалпаками Английский исследователь 70-х годов XIX в. Ховорс отождествлял каракалпаков с печенегами и с «народом черных шапок» Рашид-ад-дина. [2] Он считал, что прямыми потомками печенегов были ногаи, часть которых, занимавшая степи вблизи Аральского моря, получила название каракалпаков, «названных так в связи с носимыми ими черными шапками»[3] Вот яркий пример, как носимая одежда, в данном случае — головные уборы, становиться основой для этнической идентификации. Этот этноним в форме «бес калпак», «кара калпак» упоминается в татарских и башкирских шеджере .(Д.М. Исхаков)[4] В шеджере и эпосах каракалпаков сохранилась память о миграции с берегов Волги и пребывании некогда до того в пределах Крыма [5]. (например шеджере племени Муьйтен,о котором мы упоминали уже в статье Народ Ногая ч.1) Папаха (боьрк, калпак) Судя по всему, папаха является именно огузским изобретением, она до сих пор является традиционным мужским головным убором у туркмен и каракалпаков. У туркмен она называется «тельпек» Бытующие у каракалпаков формы папах это большая папаха круглого типа «шоьгирме» и малая папаха по типу кубанки с суконным верхом, называемая кураш. Такого же типа шапки с суконным верхом (красным либо синим существовали и у туркмен). Такого типа небольшие черные каракулевые шапки у туркменов (в отличие от более привычных массивных) описал в своих путевых заметках венгерский ученый Арминий Вамбери в XIX в.

Что же понимать под черными шапками, носимыми некогда черными клобуками? На эту тему существуют разные мнения, некоторые исследователи склонны смысл слова клобук, калпак сводить к войлочным черным шапкам (кийиз боьрк),а другие –к меховым шапкам по типу папахи. Иные вовсе происхождение термина черные клобуки сводят к коническим шлемам того времени, также называемым клобуками. На самом деле такое толкование «клобук — шлем» плохо соотноситься со словами Ан-Нувайри, который называет этот народ именно кара-боьркли(черные шапки) и Рашид-ад-Дина, который использовал тот же термин на персидском. Сами же названия папахи у туркмен и каракалпаков – тельпек, боьрк, калпак, странным образом применяются и к папахам и к войлочным шапкам (часто черного цвета). Это рождает путаницу у исследователя, но легко объясняется методом изготовления папахи — у тех и тех, зафиксированном этнографами – основой для круглой папахи служил войлочный конус, на который нашивалась сверху овчина. То есть мы имеем дело с модификациями одного и того же головного убора исходно. Кроме того, словом калпак называется традиционный головной убор крымских татар и ногайцев в виде каракулевой папахи, запечатленный на гравюрах и картинах.

 

 

Калпак - папаха, шляпа, можно тюбетейкой назвать, но при чем здесь КАРА -черная. 

Например, есть Караханиды- это черные ханы (правители-то)? 

Нет, их называют каганы- хан над ханами! - Великий Хан.

Поэтому КАРА, в данном случае, не черный (грязный, плохой, темный и тп.), а усиление (А. И. Кононов Семантика цветообозначения в тюркских языках. п.7) качества связанного с ним слова - колпак. Результат усиления качества можно передать словом - шлем. А шлем носили только воины, в частности тяжеловоруженная конница, элита войска того времени - гвардия.

Например:

при дворе Хорезмшахов всегда было конная гвардия их называли "Қалпақ-сувори" и в конюшне казармы чтобы отличит коней ставили клеймо "қазаяқ таңбасы", и их иногда звали "қазаяқлы қалпақлар". У каракалпаков племя "қазаяқлы" встречается Каракалпакском шежире, в арсе "Қонырат" конфедерация племени Жауынгыр и в арсе "Онтөрт (ол төрт) урыу" конфедерация племени "Қытай" - "Тәнке бөлими". Племя "қазаяқлы" встречается среди современных ногайцев и азербайджанцев." http://www.kazakh.ru/talk/mmess.phtml?idt=109061

 

Сувари (на каракалпакском (юж.д.), на хорезмском и на узбекском)- всадник (suvori), кавалерист (suvori), конник (suvori). ttp://forum-eurasica.ru/index.php?/topic/2481-chyornye-klobuki/page-2

 

Всадник в шляпе- это киношно для событий 15 и позже веков, а ранее это была серьезная сила. В среднем, как появление танка в наполеоновское время.

Поэтому каракалпак в реалиях того времени означал тяжеловооружееную конницу, гвардию или витязей.

 

А клобук реально подшлемник ( одеть металлический шлем на голову, да еще в жару или в мороз ... до такого даже майданутые не дошли на майдане, одевая кастрюли на шапки).

Link to comment
Share on other sites

 

Поэтому КАРА, в данном случае, не черный (грязный, плохой, темный и тп.), а усиление (А. И. Кононов Семантика цветообозначения в тюркских языках. п.7)

 

 

 

 

У каракалпаков есть такое определение: Кара (старокаракалпакском языке - Большой, Великий, Громадный, Множественный и.т.д.) Алп (Богатыр, Алпамыс и.т.д.) и Ак (чистейший, прав, и.т.д.)

 

Но в данном случае здесь на самом деле Кара - это цвет головного убора, хотя не исключается, что племена входившие в этот союз действительно были многочисленными.

Сувари калпаки - состояли из конников, это верно, также известно имя одного из командиров - Калпак. Скорее всего, здесь Калпак не столько имя, а принадлежность военачальника к определенному кругу племен. 

 

Камал  это написал на сайте казах ру ваш земляк Полат

 

там есть продолжение 

 

.при казахских ханов в орда всегда находились толенгити, они дали клятву верности ханам из племени торе, и вели свою хозяйство среди казахов. Задача толенгитов служит хану. Ханы всегда при себе имел войск в лице толенгитов. Состав толенгитов этнический близкие народы к казахам, то есть большинство каракалпаки, а остальные башкиры, кыргизи и встречаются калмыки.

В составах войск Хивинского, Бухарского и Кокандского ханов всегда находились волно-наемные и авангардная гвардия из каракалпаков. Все это исторические факты."

 

Ув. Кантер, все племена, ассоциировавшие себя каракалпаками, в общий кулак (в Центр) никогда не смогли объединиться. Даже когда создали свое Каракалпакское ханство, многие каракалпаки все еще оставались в службе разных ханств, а их семьи естесственно оставались при них. Современные каракалпаки это по сути остатки Нижних каракалпаков, объединенные с хивинскими сородичами -  т.н. Аральцами. Если вспомнить простую арифметику, то Нижние - это вторая часть каракалпаков Каракалпакского ханства (были еще Верхние). От этой Нижней половины народа к концу 18 века выжили немногие.

Link to comment
Share on other sites

Поэтому КАРА, в данном случае, не черный (грязный, плохой, темный и тп.), а усиление (А. И. Кононов Семантика цветообозначения в тюркских языках. п.7)

 

 

 

У каракалпаков есть такое определение: Кара (старокаракалпакском языке - Большой, Великий, Громадный, Множественный и.т.д.) Алп (Богатыр, Алпамыс и.т.д.) и Ак (чистейший, прав, и.т.д.)

 

Но в данном случае здесь на самом деле Кара - это цвет головного убора, хотя не исключается, что племена входившие в этот союз действительно были многочисленными.

 

 

"Кара - это цвет головного убора" - о каком веке речь идет? Если о 18 и позже, то согласен. Есть еще кара - север, тогда каракалпаки - северные малахаи. Еще кара- темный, плохой, те каракалпак - плохая шапка?

 

Но Карахан есть хан ханов - каган (Великий Хан), а не черный волк буре или корт, а ган - сакральный "волк" - прародитель тюрков.

 

Сделайте перевод фразы: türk qara qamyγ budun

QAMAY 1. весь, целый, полный; все без изъятия, все в совокупности. 

budun -масса, народ

ДТС

 

Обычный перевод:  тюрки черные весь народ или тюрки весь черный  народ.

Мой: «тюрки, все как один (все до единого)». 

 

Фраза из А. Бернштам Восточно-тюркский каганат и кыргызы с. 84.

«Вспоминая роль всех тюркских племен в борьбе против Китая, автор текста даже восклицает: türk qara qamyγ budun … Автор текста, член каганского рода, подчеркивает, что в восстановлении тюркского каганата положительную роль сыграл «черный народ», почему он его здесь величает тюркским. Характерно, что здесь тюркский народ единственный раз во всех текстах появился с титулом qara (хотя и здесь термин qara синтаксически не связан с термином türk), в то время как вообще термин türk выступал с эпитетом kök. Повторяю, что это вызвано особым стремлением подчеркнуть роль помощи «черного народа» в восстановлении тюркской династии».

Тут еще некие голубые тюрки  :osman6ue: ...

Но есть и иное:

 

«Прикрывают они (народы Сибири, сродные калмыкам) голову круглым колпаком, сшитым также из овчин, и на верхушке его пришивают кисть из красного или другого какого-нибудь цветного шелка. По такому значку можно узнать различие орд, ибо каждое племя выбирает себе особый цвет для отличия от других».

Филипп Авриль Путешествие по различным частям Европы и Азии с описанием Великой Тартарии и различных народов ее населяющих. http://www.vostlit.info/Texts/rus14/Avril/text.phtml?id=627

Link to comment
Share on other sites

//Сделайте перевод фразы: türk qara qamyγ budun//

 

Прав или нет, вроде так: Всё черное тюркское сообщество.

 

Кара (цвет) - я имею ввиду с момента обозначения, примерно на рубеже 11-12 вв. Есть еще мнение некоторых историков об участии каракитаев, например, турок Зия Куртер в своей книге "Каракалпаки".

 

Северные каракалпаки тоже имеет место быть, так как, племена были разбросаны, а центром каракалпакских кочевий с начала 17 века и до 1723 года была Сырдарья - нижнее и среднее течение. Потом уж разделились. 

 

Северные каракалпаки могли оказаться там и по причине (цитата из булгарской летописи). Еще каракалпаки были и у Кучума, кстати, его же потомки образовали Каракалпакское ханство. То, что у племен были свои различительные знаки знаем из прикладного искусства (по узорам и т.д.).

 

Тогда (1311 год) кытаи, пришедшие от границ Чина (China), сбили с Джаика старых ногайцев - каракалпаков, и многие из них переселились в Черемшан и Башкорт, приняли ислам и стали булгарами. Поэтому кыргызы (Kazakhs), запомнив это, называют булгар ногайцами. Другая часть каракалпаков бежала в кыргызские (Kazakhs) земли, где постепенно обосновалась на Туранском море (Aral Sea). Кыпчакские кытаи, захватив часть Джаика, сели на шею оставшимся и прозвали себя ногайцами, ибо боялись, что их лишат этой земли. 

 

Link to comment
Share on other sites

//Сделайте перевод фразы: türk qara qamyγ budun//

 

Прав или нет, вроде так: Всё черное тюркское сообщество.

Кара (цвет) - я имею ввиду с момента обозначения, примерно на рубеже 11-12 вв. Есть еще мнение некоторых историков об участии каракитаев, например, турок Зия Куртер в своей книге "Каракалпаки".

 

Северные каракалпаки тоже имеет место быть, так как, племена были разбросаны, а центром каракалпакских кочевий с начала 17 века и до 1723 года была Сырдарья - нижнее и среднее течение. Потом уж разделились. 

Всё черное тюркское сообщество?

 Порядок слов другой! тюркское черное  Всё сообщество

Черное относится к словам "все, народ".

 

 Раз есть черное сообщество, значит есть и другие сообщества - голубые, может были и серые, зеленые...

Они значит не участвовали  в борьбе против Китая, (???)

но во фразе присутствует слово "все". Получается голубые,  серые, зеленые и тд -это все черное?  :blink:  или не все тюрки. 

В итоге любой перевод  указанной фразы со словом "черный" или "восточный" абсурден!

Link to comment
Share on other sites

 

//Сделайте перевод фразы: türk qara qamyγ budun//

 

Прав или нет, вроде так: Всё черное тюркское сообщество.

Кара (цвет) - я имею ввиду с момента обозначения, примерно на рубеже 11-12 вв. Есть еще мнение некоторых историков об участии каракитаев, например, турок Зия Куртер в своей книге "Каракалпаки".

 

Северные каракалпаки тоже имеет место быть, так как, племена были разбросаны, а центром каракалпакских кочевий с начала 17 века и до 1723 года была Сырдарья - нижнее и среднее течение. Потом уж разделились. 

Всё черное тюркское сообщество?

 Порядок слов другой! тюркское черное  Всё сообщество

Черное относится к словам "все, народ".

 

 Раз есть черное сообщество, значит есть и другие сообщества - голубые, может были и серые, зеленые...

Они значит не участвовали  в борьбе против Китая, (???)

но во фразе присутствует слово "все". Получается голубые,  серые, зеленые и тд -это все черное?  :blink:  или не все тюрки. 

В итоге любой перевод  указанной фразы со словом "черный" или "восточный" абсурден!

 

 

Получается: если это обращение ко всем цветам, то Кара - обобщающее значение. Может быть все тюрки и нетюрки объединились против общего врага и таким образом хотели донести, что их много.

Link to comment
Share on other sites

 

 

//Сделайте перевод фразы: türk qara qamyγ budun//

 

Прав или нет, вроде так: Всё черное тюркское сообщество.

Кара (цвет) - я имею ввиду с момента обозначения, примерно на рубеже 11-12 вв. Есть еще мнение некоторых историков об участии каракитаев, например, турок Зия Куртер в своей книге "Каракалпаки".

 

Северные каракалпаки тоже имеет место быть, так как, племена были разбросаны, а центром каракалпакских кочевий с начала 17 века и до 1723 года была Сырдарья - нижнее и среднее течение. Потом уж разделились. 

Всё черное тюркское сообщество?

 Порядок слов другой! тюркское черное  Всё сообщество

Черное относится к словам "все, народ".

 

 Раз есть черное сообщество, значит есть и другие сообщества - голубые, может были и серые, зеленые...

Они значит не участвовали  в борьбе против Китая, (???)

но во фразе присутствует слово "все". Получается голубые,  серые, зеленые и тд -это все черное?  :blink:  или не все тюрки. 

В итоге любой перевод  указанной фразы со словом "черный" или "восточный" абсурден!

 

 

Получается: если это обращение ко всем цветам, то Кара - обобщающее значение. Может быть все тюрки и нетюрки объединились против общего врага и таким образом хотели донести, что их много.

 

Кара имеет, как Кононов указывал, усиливающее значение для связанного с ним слова, но само слово кара исчезает в результате.

 

пример:

Узбек в гневе изрекает: «...Я отдам вас в кошун простолюдину! (кара кишигэ)»

[Утемиш-хаджи, 1982, с. 105, 132] В.В.Трепавлов (Москва) Предки «Мамая-царя». Киятские беки в «Подлинном родослове Глинских князей»

Источник http://freeref.ru/wi....php?id=396180: (кошун - владения).

Кошун не может быть у простолюдина, владеюший самым захудалым кошуном уже НЕ простолюдин.

Здесь уместен иной перевод: «...Я отдам вас в ничтожный (захудалый) кошун».

Здесь кара в саркастическом подтексте (в гневе) преобразует кишигэ (человечек) в микрокишигэ, в ничтожество. Т.е.  кара в саркастическом подтексте имеет значение отрицательной степени.

Link to comment
Share on other sites

В том то и дело, что Кара усиливает и в ту, и в другую сторону, например, у нас говорят "кара куш" (человек имеющий архисилу, очень сильный), а также "кара манглай" (человек никчемный, бедолага, нищий, ущербный). Но прежде всего это значение цвета, окрас и думаю, в случае Калпака это цвет. Если были племена предпочитающие Аккалпаки, то были и Каракалпаки как различие в головном уборе. В булгарской летописи говорится, что кипчаки Ногая назывались каракалпаками и что они первые храбрецы из киргизов. То есть, здесь Каракалпаки выделяются из "киргизов" под которыми возможно стоит понимать степных кочевых племен. 

Link to comment
Share on other sites

В том то и дело, что Кара усиливает и в ту, и в другую сторону, например, у нас говорят "кара куш" (человек имеющий архисилу, очень сильный), а также "кара манглай" (человек никчемный, бедолага, нищий, ущербный). Но прежде всего это значение цвета, окрас и думаю, в случае Калпака это цвет. Если были племена предпочитающие Аккалпаки, то были и Каракалпаки как различие в головном уборе. В булгарской летописи говорится, что кипчаки Ногая назывались каракалпаками и что они первые храбрецы из киргизов. То есть, здесь Каракалпаки выделяются из "киргизов" под которыми возможно стоит понимать степных кочевых племен. 

Кара усиливает в одну сторону или ослабляет  в другую сторону, в зависимости значимости объекта 

Калпак - шапка для защиты от холода или зноя, если усилить ее способность защиты, то будет каразащита, например, металлом -получится шлем.

 Те кара становится приставкой, изменяющей какое-то свойства объекта, тем самым изменяя само понятие. При переводах необходимо подобрать слово харектеризующее новое понятие, а не ограничиваться подстрочником.

 

Каракалпак - шлем, караклобук –подшлемник, (клобук ныне церковное одеяние, похожее на клобук- буденовка. Ранее клобук носили и князья). Представить, что железный шлем одевали на голову без подшлемника можно только для фотосессии. Даже  майданутые кастрюлю одевали на шапку.

Link to comment
Share on other sites

Кара усиливает в одну сторону или ослабляет  в другую сторону, в зависимости значимости объекта 

 

 

Калпак - шапка для защиты от холода или зноя, если усилить ее способность защиты, то будет каразащита, например, металлом -получится шлем.

 Те кара становится приставкой, изменяющей какое-то свойства объекта, тем самым изменяя само понятие. При переводах необходимо подобрать слово харектеризующее новое понятие, а не ограничиваться подстрочником.

 

Каракалпак - шлем, караклобук –подшлемник, (клобук ныне церковное одеяние, похожее на клобук- буденовка. Ранее клобук носили и князья). Представить, что железный шлем одевали на голову без подшлемника можно только для фотосессии. Даже  майданутые кастрюлю одевали на шапку.

 

 

Извиняюсь, не так выразился, Кара усиливает и ослабляет, верно. Я понимаю, что Вы высказываете свою мысль, что Кара в термине Каракалпак имеет другое значение. Похвально даже, что разбираетесь в родоплеменной структуре каракалпаков. Но если калпак = шлем, то это прозвучало бы как "калкан-калпак" или "темир-калпак". К тому же источники (Ан-Нувейри, Рашидаддин) сообщают именно о народе черных шапок, т.е. разговор именно о шапках черного цвета, а не в скрытом смысле этого слова. И в действительности головной убор каракалпаков черного цвета. Хотя таких народов, носящих черный головной убор много, но у каракалпаков это вошло в этноним. Также и у Карапапахов, а некую связь каракалпаков с карапапахами в своих трудах рассматривал Низами Мамедов и нашел много общего, например, те же казаяклы и другие.

Link to comment
Share on other sites

 

Кара усиливает в одну сторону или ослабляет  в другую сторону, в зависимости значимости объекта 

 

 

Калпак - шапка для защиты от холода или зноя, если усилить ее способность защиты, то будет каразащита, например, металлом -получится шлем.

 Те кара становится приставкой, изменяющей какое-то свойства объекта, тем самым изменяя само понятие. При переводах необходимо подобрать слово харектеризующее новое понятие, а не ограничиваться подстрочником.

 

Каракалпак - шлем, караклобук –подшлемник, (клобук ныне церковное одеяние, похожее на клобук- буденовка. Ранее клобук носили и князья). Представить, что железный шлем одевали на голову без подшлемника можно только для фотосессии. Даже  майданутые кастрюлю одевали на шапку.

 

 

Извиняюсь, не так выразился, Кара усиливает и ослабляет, верно. Я понимаю, что Вы высказываете свою мысль, что Кара в термине Каракалпак имеет другое значение. Похвально даже, что разбираетесь в родоплеменной структуре каракалпаков. Но если калпак = шлем, то это прозвучало бы как "калкан-калпак" или "темир-калпак". К тому же источники (Ан-Нувейри, Рашидаддин) сообщают именно о народе черных шапок, т.е. разговор именно о шапках черного цвета, а не в скрытом смысле этого слова. И в действительности головной убор каракалпаков черного цвета. Хотя таких народов, носящих черный головной убор много, но у каракалпаков это вошло в этноним. Также и у Карапапахов, а некую связь каракалпаков с карапапахами в своих трудах рассматривал Низами Мамедов и нашел много общего, например, те же казаяклы и другие.

 

Трудно судить какое значение имело слово 1000 лет назад, но однозначно сегодняшние представления на то время переносить нужно очень и очень осторожно.

 

 

из http://cheloveknauka...ov-xiii-xvii-vv

Сарматы встречаются в форме «Самат» родового подразделения муйтенского рода, а  древний род Сыйра сохранен в виде «Кара-сыйрак» как родовое подразделение кунградского и мангитского родов.

Еще и черные сарматы?

встречалосьв литературе  и племя "черные бараны", которое перевожу как синоним архару- горному барану.

 

 Сходство тамгы муйтенов и тамгы найденных на монетах удельного правителя Кердера и еще наряду с другими тамгами каракалпакских родов, найденные тамгы муйтенов на стенах Топрак калы, построенной в III—II вв. до нашей эры, дает основание предполагать, что предки этих каракалпакских родов, проживали на территории Хорезма и до нашей эры.

http://cheloveknauka...ov-xiii-xvii-vv

 

 

О древней истории каракалпаков говорит М.З. Закиев «Этнические корни татарского народа»:

«Меланхлен – этноним, переведенный на греческий язык, по-видимому, из тюркского языка, ибо только у тюрков есть черные клобуки (каракалпаки), которые объяснили Геродоту свой этноним как черношапочники, но Геродот понял это как чернокафтанник и перевел на греческий как меланхлен».

черношапочники -не перевод, а подстрочник.

Т.е. во времена Геродота кара имело несколько значений.

Link to comment
Share on other sites

0fddf7dcdabd.jpg120427-122.jpgi-39.jpggallery_8583_5_8347.jpg2x4htA_rIVI.jpg

Камал где вы тут видите шляпы чёрные ?  только Кой Калпак .

 

одну лож на другую лепите .

Фото неправильные, надо было в темноте снимать и было бы полное КАРА.  :ph34r: 

  • Одобряю 1
Link to comment
Share on other sites

Отсутствие фото в калпаках не означает, что его не было. К 18 веку головной убор народа имел разные формы, а сами каракалпаки к концу 18 века фактически были на грани исчезновения, все произведственно-бытовое пришло в упадок. Калпак был известен издревле, потому и народ принял в качестве этнонима именно Каракалпак, а не Кара - малахай, борик, тельпек, папаха, шогирме, кураш, тахия и т.д.

В памяти народа из знаменитостей остался Маман бий - бий второго Арыса каракалпаков, который носил калпак. Его, память народа описывала именно в калпаке, бия Арыса Конрат (он же Ага бий) Айдоса, память народа описывала в чалме. То есть, уже не было однообразия, так как, народ прошел периоды совместного проживания с разными народами и племенами, прошел процесс культурного обмена и т.д. 

 

Маман бий.

 

rus20-1.jpg

Link to comment
Share on other sites

Отличное фото . Дэвид Ричардсон рисовал ? 
 

где фото Айдос Бия ?  Если Айдос Би ходил в чалме как вы пишите , а Маман би в  чёрном калпаке , получается название каракалпак в честь Маман бия назвали ? :)  
 

Link to comment
Share on other sites

Приходится с каждым казахом работать персонально, ну никак в толк не берут, когда каракалпак стал каракалпаком. 

Почти за 200 лет до Маман бия, каракалпаки уже определили свое самоназвание.

 

В «Мусаххир ал-билад» сообщается, что «после смерти Абдаллах-хана и Абд ал-Мумин-хана каракалпакский народ в Туркестане нарек Абд ал-Гаффаром человека, имевшего некоторое сходство с султаном Абд ал-Гаффаром, и посадил его на престол правления. Бахадур-хан и Ишим-хан, и казахские султаны, прибыв с войском из Ташкента и Сайрама, двенадцать дней сражались с Абд ал-Гаффар-султаном. На тринадцатый день казахи потерпели поражение, а Абд ал-Гаффар захватил в свои руки вилайет Туркестан и Сайрам, и Ташкент, и Ахсы-кент, и Андиган и сделал столицей Ташкент. В 1012 году, соответствующем году барса, осенью, он выступил. В 1013 году, соответствующем году зайца, весной, он оставил Ташкент и разбил шатер на поляне Кара-Камыш, находившейся в пол-фарсахе от ворот [города]. Бахадур-хан и Ишим-хан подошли из Ала-Тага к Ташкенту с большим числом мужей с целью [нападения] на Абд ал-Гаффара, захватив одного человека, они расспросили у него об обстоятельствах Абд ал-Гаффара, и он рассказал обо всем. После того они спешно поскакали и на рассвете нагрянули на его шатер в Кара-Камыще. Абд ал-Гаффар спал. От конского топота он проснулся и в испуге выбежал из шатра. В тот миг появился Йшим-хан и громадной саблей пронзил ему брюхо».

 

Link to comment
Share on other sites

 колбак -рукавица 

 

По-казахски рукавицы не "қолбақ", а "қолғап", которое состоит из слов "қол" (рука, руки) и "қап" (мешок, мешковина), букв. мешочек для рук. Это слово используется больше в южных регионах страны, но есть еще синоним "биялай" (рукавицы), которое используют в Сарыарке, на севере и северо-востоке.

 

А наш Kanter (кровь и пот) продолжает называть рукавички по-детски "қолбақ" (дети не могут выговорить слово правильно и, как правило, большинство называет их именно так).   :lol:

Link to comment
Share on other sites

Калпак - папаха, шляпа, можно тюбетейкой назвать, но при чем здесь КАРА -черная. 

Например, есть Караханиды- это черные ханы (правители-то)? 

Нет, их называют каганы- хан над ханами! - Великий Хан.

Поэтому КАРА, в данном случае, не черный (грязный, плохой, темный и тп.), а усиление (А. И. Кононов Семантика цветообозначения в тюркских языках. п.7) качества связанного с ним слова - колпак. Результат усиления качества можно передать словом - шлем. А шлем носили только воины, в частности тяжеловоруженная конница, элита войска того времени - гвардия.

 

У тюркской лексемы "кьара" очень большое количество значений, сужу на основе казахского языка, в котором его значений не меньше 20-ти!

 

Поэтому, по-моему, именно по отношению к головному убору прилагательное "кара" может нести только цветовой смысл. Ведь сущ. "калпак" в данном случае не этноним, не титул или еще что-либо, чтобы использовать другие значения слова.

 

Например, казахи стали называть кыргызов за их белые войлочные шляпы аккалпак.  :kg2:

 

И причем здесь туркменские головные уборы, ведь "калпак" это войлочная конусообразная широкополая шляпа с загнутыми вверх краями в различных вариантах. И он, если не считать искусственной окраски, мог быть только четырех натуральных цветов по цветам овечьей шерсти - черный, белый, серый и коричневый.

 

Хороший пример - из недавней своей поездки в Южно-Казахстанскую область обнаружил, что там бараны почти все черного цвета, у нас же черных меньшинство. И какими прикажете быть после этого калпакам-клобукам?  ;)

Link to comment
Share on other sites

ерБорж

У тюркской лексемы "кьара" очень большое количество значений, сужу на основе казахского языка, в котором его значений не меньше 20-ти!

Поэтому, по-моему, именно по отношению к головному убору прилагательное "кара" может нести только цветовой смысл. Ведь сущ. "калпак" в данном случае не этноним, не титул или еще что-либо, чтобы использовать другие значения слова.

 

Например, казахи стали называть кыргызов за их белые войлочные шляпы аккалпак.  :kg2:

 

И причем здесь туркменские головные уборы, ведь "калпак" это войлочная конусообразная широкополая шляпа с загнутыми вверх краями в различных вариантах. И он, если не считать искусственной окраски, мог быть только четырех натуральных цветов по цветам овечьей шерсти - черный, белый, серый и коричневый.

 

Хороший пример - из недавней своей поездки в Южно-Казахстанскую область обнаружил, что там бараны почти все черного цвета, у нас же черных меньшинство. И какими прикажете быть после этого калпакам-клобукам?  ;)

Ведь сущ. "калпак" в данном случае не этноним, не титул или еще что-либо, чтобы использовать другие значения слова.

 

Выше приводил примеры, что кара употребляется с разными понятиями, а не только с титулами и именами собственными.

Еще один пример:

 

Значение Кара-oйли — где бы ни остановился, [всюду] в палатке живет

Алка-oйли — соответствующий

93 У М. Кашгарского — Алка-бoлюк и Кара-бoлюк, у Рашид-ад-дина (т. I, кн. 1, стр. 76) — Алкыр-аули и Кара-уйли.

Абу-Л-Гази  Родословная Туркмен О значении имен

 

ojli (***) OJLI 'хозяин', 'отец семейства', 'семейный', 'женатый'; 'одно семейство', составляющее дом, кибитку, тягло' (Л. Будагов. Ср. словарь, т. I, стр. 163)

 

Кара-oйли - черный хозяин??

Уместнее здесь иное: крепкий, тогда вся фраза:

крепкий хозяин (бай?), где бы ни остановился, [всюду] в палатке живет.

 

 

Академик А.Н. Кононов, доказал, что у прилагательного «черный» есть около 20 дополнительных, переносных значений,  Другие авторы показывают, что у названия «черный» в казахском языке есть 23 вида переносных значений. (Семантика цвета в жизни разных народов Мажитаева Ш., Абдуов М.И., Рахимберлина С.А., Абдрахманова Г.Х., Каскатаева Ж.А )

 

А.Н. Кононов разбил все значения для названия «черный» на две группы.  В первой группе показаны следующие значения

1) черный, темный, мрачный, суровый, печальный, несчастный;

2) скот, толпа, народ, войско;

2) суша, земля:

4) холм, сопка, высокий бугор

Во второй группе показаны дополнительные значения қара в устойчивых словосочетаниях

1) Большой, крупный, обильный

2) Главный, могучий, сильный (в личной ономастике и титуле)

3) Сильный (о ветре, морозе и т. п.)

4) Чистый (без примеси)

5) Суша, земля, материк

6) Темная (северная) сторона небосклона, север

7) Скот, толпа, войско;  простолюдин, простой народ, чернь; раб, множество, масса в парном (синонимичном) сочетании

собирательности, множественности, неопределенного обобщения;

усилитель качества, свойства

 

Древнетюркский словарь (ДТС) приводит следующие значения QARA

QARA I

1. черный (о цвете);

2, темный, лишенный света, погруженный во мрак; в знач. сущ. тьма, мрак:

3. перен. злосчастный, злополучный; горестный, безрадостный; лихой, тяжелый, изнурительный:

4. перен. плохой, -о, скверный

5. перен, обыкновенный, для повседневных нужд, не парадный, простой; низкосортный, грубый:

6. грязь:

7, чернила, тушь: 

 

  • qara bas (~- qarabas) раб; слуга:
  • qara    jer    перен,     прах,    тлен
  • qara    juz    слуга
  • qara orun перен.    могила

Примеры односторонние. Но и здесь черный по смыслу не стыкуется с последующим словом

qara bas - (карабас- барабас)  -черная голова??? Негр что-ли?

qara  juz - черное лицо, от горя или от старости, может загорелый??, но причем слуга???

 

Слуга обязан господину почтением, верностью, скромностью и послушанием и должен посвящать все свое время и всю деятельность на его пользу и благо; обязан безропотно подчиняться домашнему, установленному господином порядку и не может без его дозволения отлучаться от дома; оказавшийся при работе непослушным и не знающим своего дела должен терпеливо переносить делаемые ему словесные выговоры и не имеет права искать об обиде, если бы даже господином были употреблены при сем жесткие выражения» (ст. 4200—4203 остзейского гражданского права, аналогичный прусским и друг. германским Gesindeordnungen).ЭСБЕ/Прислуга

 

 

Но еще есть BAS- 1. давить

3. подавлять

5. овладеть (женщиной)

(ДТС)

Особенно черный стыкуется с последним - 5 пунктом.

карабас можно интерпретировать как -подчиняющийся (Сильно подавленный)

 

То кара может играть роль приставки с потерей собственного значения.

Link to comment
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now


×
×
  • Create New...