Zake Опубликовано 12 февраля, 2021 Поделиться Опубликовано 12 февраля, 2021 23 минуты назад, Коралас сказал: Здравствуйте! Можете привести это подтверждение из Юань Ши? http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/China/XIV/1360-1380/Yuan_si_III/text1.htm "...Цзилицзисы [народ этот] ведет свое происхождение с тех пор, как 40 девушек земли Хань вступили в брачный союз с мужчинами Усы. По этому значению (сорок) и назвали свои земли..." Обсуждение темы было здесь https://forum-eurasica.ru/topic/6424-этимология-кем-кемджиут-усы-ханьхэна-солонкай-и-прочих-владений-и-топонимов-связанных-со-средневековыми-кыргызами/ Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Коралас Опубликовано 12 февраля, 2021 Поделиться Опубликовано 12 февраля, 2021 18 часов назад, Zake сказал: Но возможно и от жағу, т.е. "гореть" в том числе "разным пламенем". Мне кажется вы где-то рядом, уважаемый Заке. Конечно имена типа хищная птица-Жагалтай и прочее это романтично. Возможно это тотемные птицы. Но давайте опустимся на грешнюю землю и попытаемся объяснить все очень просто и банально. Как говорится все гениальное это простое. Ведь непосредственный быт оказывал влияние на людей больше чем романтическое созерцание за птицами, хищниками и т.д. Как показывает история названия родам, племенам и народам дают их соседи, которых те потом делают своими этнонимами. Сами же рода и племена сами себя на своем языке называют "люди, человеки". Например немецкое "дойче" означает "люди". Или называют себя по имени первопредка или мифического героя. Но есть еще один метод названия рода и племен, который указывает на их социальное положение или на какую-то социальную особенность. Такое явление существовало , например, по моему мнению, в среде народа ЧХ появился этноним "мангыт" от слова "мын" -тысяча, отсюда мангыт-тысячные. Это социальное название и означает войсковое подразделение. Или скажем Озбек- огузские беки или "свои беки" и т.д. Известно, что в древности целые рода составляли элиту или жреческую касту в социуме. Учитывая, что древние тюрки прошли через стадию огнепоклонства, зороастризма, то ничего не удивительного, что некий род мог быть жреческим родом следящим за горением вечного огня- шыракшы. ОГНЕПОКЛОНСТВО — обозначение ритуального почитания огня, встречающегося как элемент в религиях многих народов мира. Обычно огню приписываются очистительные магические свойства. Таким образом в названии Жаглакар, Жағалбайлы, Жағма и т.д. мы видим корень -жақ,жағу. Неудивительно, что из этих элитных жреческих родов могли происходит аристократы древнего тюркского общества. Что касается огнепоклонства, то встречает и другое слово" шир, сір- факел,огонь" которое также встречаем в корнях разных названий тюркских родов. Например среди казахов есть рода "Сіргелі", "Жайма (Ягма )" и т.д. В названии Жалайыр есть есть корневое слова Жал (жалын) - пламя, Жал/Жағ -пламя, айыр- менора, подставка, тренога, все вместе в значениии "факел, священный огонь". В Уйгурском каганате Жаглаайыр перешел в форму Жаглакар- Яглакар-носители священного огня т.е. жрецы огнепоклонства, божьи люди, избранные богом, помазанники. Когда написал последнее слово "помазанники" то пришло озарение, что на тюркском "мазать" означает "Жағу". Известно, что в древности когда царей короновали, то обмазывали голову маслом (май). Вот тепер понятно, что означает Жагалбайлы/Жагалмайлы Это мое скромное мнение, на абсолютность не претендую. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Джагалбайлы Опубликовано 12 февраля, 2021 Поделиться Опубликовано 12 февраля, 2021 Добрый день, уважаемые форумчане! Как можно вставить фото здесь? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Zake Опубликовано 12 февраля, 2021 Поделиться Опубликовано 12 февраля, 2021 4 часа назад, Rust сказал: Версия о "чик-иль" была высказана Л.Р. Кызласовым. Версия о среднеперсидском "chihil" - "сорок" высказана Ю.А. Зуевым, причем он считает, что "вначале это было обозначением манихейской школы в Аргу". Б.Б. Монгуш поддерживает версию Кызласова. Он приводит вполне закономерное объяснение — почему целый народ назвался именем манихейской школы? В поддержку версии Зуева Ю.А. добавлю, что среднеперсидский был языком литургии манихейских общин. https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Среднеперсидский_язык манихейский среднеперсидский — язык документов манихейских общин. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Admin Rust Опубликовано 12 февраля, 2021 Admin Поделиться Опубликовано 12 февраля, 2021 Известно, что манихейство пришло к чигилям от уйгуров. Почему тогда именно чигили приняли манихейский этноним? Первое упоминание народа чик/чиг фигурирует под 709 годом в надписи в честь Бильге-кагана. Получается чики приняли зачем-то персидский этноним чигиль, забыв свой "чик"? Выглядит неправдоподобно. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Zake Опубликовано 12 февраля, 2021 Поделиться Опубликовано 12 февраля, 2021 27 минут назад, Rust сказал: Известно, что манихейство пришло к чигилям от уйгуров. Почему тогда именно чигили приняли манихейский этноним? Первое упоминание народа чик/чиг фигурирует под 709 годом в надписи в честь Бильге-кагана. Получается чики приняли зачем-то персидский этноним чигиль, забыв свой "чик"? Выглядит неправдоподобно. Во первых, вы исходите из того, что чигиль раньше назывались чиками. Но это не факт, что чигиль=чик. Во вторых по Кашгари название "чигиль" было (необоснованно по его мнению) закреплено за огромным массивом тюрков на большой территории. Плюс Кашгари сам приводит персидский язык в качестве объяснения названия чигиль. http://www.vostlit.info/Texts/rus17/Machmud_Kasgar/text1.htm ...Позже это название распространилось. Гузы, когда страна их соприкасалась с этой областью, постоянно воевали с чигилями, так что вражда между ними осталась до наших дней. И назвали они (гузы) всех тех, кто одевается по-чигильски, то есть всех тюрок, (живущих) от Джейхуна до Верхнего Китая – чигиль, и это ошибка. Кстати, насчет "всех тех, кто одевается по-чигильски": " Чигильскую манеру одеваться, т.е. носить долгополую одежду (uzun tonluγ), по мнению Дж. П. Асмуссена, было тюркским названием всех манихеев" Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Zake Опубликовано 12 февраля, 2021 Поделиться Опубликовано 12 февраля, 2021 "Версия о среднеперсидском "chihil" - "сорок" высказана Ю.А. Зуевым, причем он считает, что "вначале это было обозначением манихейской школы в Аргу". Но непонятно почему именно chihil" - "сорок" ? По идее должна быть связь с "грязью" исходя из сведений Кашгари. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Admin Rust Опубликовано 12 февраля, 2021 Admin Поделиться Опубликовано 12 февраля, 2021 5 минут назад, Zake сказал: Во первых, вы исходите из того, что чигиль раньше назывались чиками. Но это не факт, что чигиль=чик. Во вторых по Кашгари название "чигиль" было (необоснованно по его мнению) закреплено за огромным массивом тюрков на большой территории. Плюс Кашгари сам приводит персидский язык в качестве объяснения названия чигиль. http://www.vostlit.info/Texts/rus17/Machmud_Kasgar/text1.htm ...Позже это название распространилось. Гузы, когда страна их соприкасалась с этой областью, постоянно воевали с чигилями, так что вражда между ними осталась до наших дней. И назвали они (гузы) всех тех, кто одевается по-чигильски, то есть всех тюрок, (живущих) от Джейхуна до Верхнего Китая – чигиль, и это ошибка. Кстати, насчет "всех тех, кто одевается по-чигильски": " Чигильскую манеру одеваться, т.е. носить долгополую одежду (uzun tonluγ), по мнению Дж. П. Асмуссена, было тюркским названием всех манихеев" Уч-Карлуки ранее жили в Сибири. В их составе и были чигили. Там же ранее жили чики. Поэтому вполне вероятно, что чики и стали чигилями. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Zake Опубликовано 12 февраля, 2021 Поделиться Опубликовано 12 февраля, 2021 Интересно то, что часть чигиль были христианами и они жили в местности Бай (Восточный Туркестан) Чигилбай?)) http://edq.kz/2018/08/16/неизвестные-сообщества-манихеи-не/ "...Среди чигилей было много христиан и они жили в местности Бай (около Кучи)..." Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Zake Опубликовано 12 февраля, 2021 Поделиться Опубликовано 12 февраля, 2021 13 часов назад, Rust сказал: Чигиль это чик+эль (иль), т.е. народ чиков. Известное племя, жившее в Саянах, южнее енисейских кыргызов. Название "чик" на тюркских означает "граница". Возможно отсюда названия чиклы-шекты и т.д. Т.е. "граничные", или пограничники. https://classes.ru/all-tatar/dictionary-tatar-russian-s-term-10318.htm ЧИК Перевод: сущ 1. грань, межа // межевой 2. граница // пограничный 3. предел, конец 4. перен рамки Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Jagalbay Опубликовано 12 февраля, 2021 Поделиться Опубликовано 12 февраля, 2021 10 часов назад, Джагалбайлы сказал: Добрый день, уважаемые форумчане! Как можно вставить фото здесь? наверное, загрузить на файлообменник, а потом вставить ссылку Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Коралас Опубликовано 13 февраля, 2021 Поделиться Опубликовано 13 февраля, 2021 12 часов назад, Zake сказал: Название "чик" на тюркских означает "граница". Возможно отсюда названия чиклы-шекты и т.д. Т.е. "граничные", или пограничники. https://classes.ru/all-tatar/dictionary-tatar-russian-s-term-10318.htm ЧИК Перевод: сущ 1. грань, межа // межевой 2. граница // пограничный 3. предел, конец 4. перен рамки Я заметил, что многие казахские рода Младшего жуза упоминаются в Орхоно -Енисейских памятниках, например, как Байырку (Бай Урығы/кы) - Байулы и т.д. Вокруг Алтая много топонимик и оронимов указывающих на присутствование Адаев, Шекты (те же чик) и т.д. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Коралас Опубликовано 13 февраля, 2021 Поделиться Опубликовано 13 февраля, 2021 9 часов назад, Jagalbay сказал: наверное, загрузить на файлообменник, а потом вставить ссылку а где найти файлобменник здесь на форуме Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Zake Опубликовано 13 февраля, 2021 Поделиться Опубликовано 13 февраля, 2021 11.02.2021 в 23:53, Samatq сказал: Мне кажется в этом мире только у американцев прозрачно, что от Америго. У всех остальных спорно Вопрос ко всем тюркояз. юзерам. На мой взгляд, в основе "жагал[май]"-"жагал[бай]"- " жагал[тай] стоит не сколько сам сокол (орел, сурикат и т.д.), а именно "жағал", т.е. пятнистость/пестрость. В этом случае аффикс аффикс "май"-"бай"-"тай" не несет особой смысловой нагрузки? Возможно может только уменьшит. -ласкат. значение? Кто как думает? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Zake Опубликовано 13 февраля, 2021 Поделиться Опубликовано 13 февраля, 2021 6 минут назад, Коралас сказал: Я заметил, что многие казахские рода Младшего жуза упоминаются в Орхоно -Енисейских памятниках, например, как Байырку (Бай Урығы/кы) - Байулы и т.д. Вокруг Алтая много топонимик и оронимов указывающих на присутствование Адаев, Шекты (те же чик) и т.д. Чик-шек распространенное родоплеменное название среди тюркских народов. Главное - это вопрос этимологии/семантики. 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Zake Опубликовано 13 февраля, 2021 Поделиться Опубликовано 13 февраля, 2021 12 минут назад, Коралас сказал: Я заметил, что многие казахские рода Младшего жуза упоминаются в Орхоно -Енисейских памятниках, например, как Байырку (Бай Урығы/кы) - Байулы и т.д. имхо байырку и байулы не связаны. По байулы у меня совершенно другое видение. Я вижу связь байырку - баргу (баргут) и напр "баргы" среди нынешних кыргызов. Плюс много осколков среди других народов. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Samatq Опубликовано 13 февраля, 2021 Поделиться Опубликовано 13 февраля, 2021 4 часа назад, Zake сказал: Вопрос ко всем тюркояз. юзерам. На мой взгляд, в основе "жагал[май]"-"жагал[бай]"- " жагал[тай] стоит не сколько сам сокол (орел, сурикат и т.д.), а именно "жағал", т.е. пятнистость/пестрость. В этом случае аффикс аффикс "май"-"бай"-"тай" не несет особой смысловой нагрузки? Возможно может только уменьшит. -ласкат. значение? Кто как думает? Есть логика. Как агатай, кишкинтой Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Jagalbay Опубликовано 13 февраля, 2021 Поделиться Опубликовано 13 февраля, 2021 8 часов назад, Коралас сказал: а где найти файлобменник здесь на форуме не, есть много сайтов, куда грузят картинки, а потом копируют ссылки - https://ru.imgbb.com Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Jagalbay Опубликовано 13 февраля, 2021 Поделиться Опубликовано 13 февраля, 2021 9 часов назад, Коралас сказал: Я заметил, что многие казахские рода Младшего жуза упоминаются в Орхоно -Енисейских памятниках, например, как Байырку (Бай Урығы/кы) - Байулы и т.д. Вокруг Алтая много топонимик и оронимов указывающих на присутствование Адаев, Шекты (те же чик) и т.д. фолк это Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Джагалбайлы Опубликовано 16 февраля, 2021 Поделиться Опубликовано 16 февраля, 2021 В Алшын шежиреси приводится информация, что ребёнок (?) по имени Саду пришёл к Алау и сказал что он из племени/земли Тайм и был усыновлен Алауом. В последствии от Саду пошёл род Жагалбайлы. Интересно это попытка возведения происхождения к арабам Курайшитам? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
ARS Опубликовано 16 февраля, 2021 Поделиться Опубликовано 16 февраля, 2021 58 минут назад, Джагалбайлы сказал: В Алшын шежиреси приводится информация, что ребёнок (?) по имени Саду пришёл к Алау и сказал что он из племени/земли Тайм и был усыновлен Алауом. В последствии от Саду пошёл род Жагалбайлы. Интересно это попытка возведения происхождения к арабам Курайшитам? У саудитов есть гг О Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Zake Опубликовано 16 февраля, 2021 Поделиться Опубликовано 16 февраля, 2021 1 час назад, Джагалбайлы сказал: В Алшын шежиреси приводится информация, что ребёнок (?) по имени Саду пришёл к Алау и сказал что он из племени/земли Тайм и был усыновлен Алауом. В последствии от Саду пошёл род Жагалбайлы. Интересно это попытка возведения происхождения к арабам Курайшитам? Говорит о мусульманском прошлом. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Джагалбайлы Опубликовано 19 февраля, 2021 Поделиться Опубликовано 19 февраля, 2021 https://www.elibrary.ru/item.asp?id=28949674 КАЗАХИ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ: КРАТКАЯ ЭТНОКУЛЬТУРНАЯХАРАКТЕРИСТИКА (К ПРОБЛЕМЕ ЭТНИЧЕСКОЙ САМОИДЕНТИФИКАЦИИ В ПОЛИЭТНИЧНОМ ОКРУЖЕНИИ) АТНАГУЛОВ ИРЕК РАВИЛЬЕВИЧ1 1 Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носов Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
asan-kaygy Опубликовано 19 февраля, 2021 Поделиться Опубликовано 19 февраля, 2021 Рахмет за ссылку Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Джагалбайлы Опубликовано 19 февраля, 2021 Поделиться Опубликовано 19 февраля, 2021 "Малатау" (М. Тынышбаев), "Манатау", "Баганам" (М. Гродеков), "Манатау" (Л. Мейер), "Елди-ай, Болды-ай" (М-Ж.Копейулы) По уранам Уран Жагалбайлы Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться