АксКерБорж Опубликовано 9 марта, 2015 Поделиться Опубликовано 9 марта, 2015 Прочитал новость Синьхуа, правда устаревшую, что в 2009 году через пограничный город Маньчжоули из Монголии в Китай были импортированы 2000 голов лошадей стоимостью 300 тыс. долларов США. Импортированные лошади после убоя в Синьбаэрхуского хошуна города Хулунбуир подлежат отправке в Пекин, Шанхай и другие районы страны. В настоящее время на китайском рынке непрерывно повышается спрос на конину, а сопредельная Монголия богата ресурсами скотоводческой продукции." Крайне удивила цена за 1 голову лошади около 150 долларов США! У нас лошадь дороже в 10 раз, цена за голову в зависимости от возраста варьирует от 900 до 1600 долларов США. Непорядок! Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Шелдон Купер Опубликовано 28 апреля, 2015 Поделиться Опубликовано 28 апреля, 2015 http://forum-eurasica.ru/index.php?/topic/4821-tatarskaia-loshad-bakhmat/ А что в Монголии лошадей завоевателей совсем не осталось? Или завоеватели совсем не завоеватели, и лошади не те. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 1 мая, 2015 Поделиться Опубликовано 1 мая, 2015 Все гораздо проще - та Монголия была в другом месте. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 20 июня, 2015 Поделиться Опубликовано 20 июня, 2015 Ф. фон Шварц "Туркестан - ветка индогерманских народов": [Turkestan, Zweig der indogermanischen Volker. Nach funfzehnjahrigem Aufenthalt in Turkestan, Dargestellt von Franz v. Schwarz, vormals Astronom des Taschkenter Observatoriums und Leiter des Turkestanischen Meterologischen Instituts. — Freiburg: Herdersche Verlagshandlung., 1900. - S.51-125.] Опубликовано в: История Казахстана в западных источниках XII-XX вв. Том 5. Алматы, 2006.Разведение скота у киргиз-кайсаков: Лошади, чье количество намного больше, чем верблюдов, играют совершенно иную роль, чем у европейцев или других оседлых жителей Туркестана. Хотя их используют у киргиз-кайсаков также и для верховой езды, но это не является их основным предназначением, иначе бы киргизы не держали их в сотни или, по возможности, даже в тысячи раз больше того, чем их нужно для себя и семьи для верховой езды. Для киргиз-кайсаков лошадь нужна, прежде всего, из-за молока, из которого они готовят свой национальный напиток кумыс. Кроме того, мясо молодой лошади является для киргизов лакомством, без которого не обходится ни одно празднество, как сегодняшний бауэр не обходится без свиного мяса. В Туркестане имеется, в целом, семь различных пород лошадей: туркменские лошади, аргамаки, киргизские лошади, карабаиры, горные лошади, кашгарские лошади, калмыцкие лошади.Второе место по работоспособности после туркменской лошади занимает киргизская, это самая неприметная из всех туркестанских пород лошадей. С киргизскими лошадьми, очевидно, родственны русские лошади казаков, а последние, наверное, произошли от первых. Киргизская лошадь невысока ростом, приземиста, кряжиста, с лохматой шерстью и еще более лохматой и сильно развитой гривой. Голову и шею киргизские лошади не держат прямо, как туркменские и аргамаки, а горизонтально, с наклоном вперед, что еще больше подчеркивает их внешнюю неприглядность. Этот постав головы явно является следствием того, что киргизские лошади при поиске корма в степях со скудной растительностью должны держать голову постоянно опущенной и так постепенно привыкают к этой осанке. В отношении скорости киргизская лошадь уступает туркменской, но она почти такая же выносливая и неприхотливая. Она переносит палящую жару туркестанского лета и сорокаградусную стужу сибирской зимы, никогда не имея над собой крыши, удовлетворяясь зимой скудным кормом, который она выгребает из-под снега, глубиной с фут; часто при буране и гололеде она остается долгое время вообще безо всякого корма. Когда зимой родники и реки замерзают, она утоляет свою жажду снегом, а летом она в состоянии при самой большой жаре выдерживать 3-4 дня без воды. Она без труда проходит по 120 км в день, хотя ночью сама должна находить себе корм из скудной и сухой травы; ячменя и овса она никогда в жизни не видит. Киргизские курьеры на сменяющихся лошадях проделывают в день 300 км. Из всех названых в Туркестане местных пород лошадей киргиз-кайсаки в основном держат только киргизских. Лишь некоторые богатые султаны содержат в качестве предмета роскоши аргамаков или карабаиров.Можно было бы задать вопрос, почему киргизы так небрежно обращаются со своими стадами и не делают для них зимних запасов, чтобы всякий раз зимой не рисковать большей частью своих стад и тем самым всем своим существованием. Причина очень проста-условия не позволяют киргиз-кайсакам сделать заготовку корма на зиму На пастбищах, имеющихся в распоряжении киргиз-кайсаков в Киргизской степи, трава такая скудная, что невозможно ее скосить или как-то иначе собрать в большом количестве, и, кроме того, она полностью съедается стадами за лето. Кроме того, если бы даже условия позволяли, заготовка сена для такой огромной массы скота потребовала бы намного больше рабочих сил, чем имелось у киргизов. Скот киргиз-кайсаков, конечно же, не видит ячменя и овса, потому что при их образе жизни и нехватке возделываемой земли они сами для себя добывают недостаточно зерна. Зима даже при самых благоприятных условиях всегда является голодным временем для скота кочевников. Потому что зимой он зависит от скудных стебельков травы, которая должна пробиться сквозь снежный покров, а частично еще и быть выгреблена из-под снега. Поскольку верблюды и овцы неспособны на это, то киргизы используют следующий метод. Если выпал свежий снег, то сначала на пастбище выпускаются лошади, которые своими копытами, насколько это только можно, сгребают снег. Как только лошади съели верхушку короткой травы, туда выгоняют верблюдов, которые тоже съедают столько травы, сколько они могут достать. В заключение выпускаются овцы и козы, которые сжирают все до корней. Пока держится снег, у скота, конечно, совсем нет корма. Я никогда не видел более безутешной картины, чем табун лошадей, попавший под снежную бурю: голодные и замерзшие стоят эти бедные животные без крова и укрытия в открытой степи, тесно сбившись вместе, головами вовнутрь, отдаваясь на милость всем превратностям непогоды. Они не сдвинутся с места, даже если снежная буря продлится надолго. Еще намного хуже, чем снегопад и снежная буря, для стад кочевников гололед, т.к. тогда они, часто неделями, остаются без корма.Зимой, в лучшем случае, весь скот кочевников в значительной степени худеет, но с началом теплого времени года он быстро поправляется (АКБ: что отражалось и на самих людях - казахи зимой худели, но с наступлением первой весенней травы начинали поправляться вместе со скотом ежедневно наслаждаясь свежим кумысом, маслом и другими молочными продуктами!). Чтобы достать для скота как можно быстрее молодой корм, киргиз-кайсаки имеют обыкновение сжигать степь. Под снежным покровом оставшаяся с предыдущего года засохшая степная трава скатывается, как войлок, и это препятствует росту новой травы весной. Поэтому, как только растает снег, киргизы поджигают этот войлочный покров, и степь сгорает на больших участках. На удобренной пеплом почве уже через несколько дней пробивается молодая трава, и выгоревшие места покрываются за короткое время пышной растительностью, в то время как на невыжженных местах степи едва виднеется молодая трава.Об укрытии своего скота киргиз-кайсаки заранее не заботятся. Верблюды, лошади и овцы зимой и летом при любой погоде находятся под открытым небом. В лучшем случае они находят для своих стад такие места, где они могут укрыться в самый жестокий ветер: между песчаными холмами, в саксаульных лесах или в камышовых низинах. Крупный рогатый скот, который более чувствителен к холоду, киргиз-кайсаки загоняют в самый жестокий холод в открытые впадины глубиной около 5 футов. Типичная казахская степная порода лошади - небольшая мохнатая и с виду невзрачная, но выносливейшая и неприхотливая: Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 21 июня, 2015 Поделиться Опубликовано 21 июня, 2015 Автор как очевидец (кон. 19 века) перечисляет следующие породы лошадей в Средней Азии (у него - Туркестан): Туркменская Аргамаки (т.е. породистые рысаки) Киргизская (т.е. казахская) Карабаир Горная (т.е. собственно кыргызская) Кашгарская Калмыцкая (в китайских пределах, т.е. "джунгарская") Ни о какой "джабы" автор не знает! 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 21 июня, 2015 Поделиться Опубликовано 21 июня, 2015 Конское седло. Россия. 16 век. Государственная оружейная палата: Орнамент вышивки и тип седла практически идентичные казахским. 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Shahan Опубликовано 21 июня, 2015 Поделиться Опубликовано 21 июня, 2015 Автор как очевидец (кон. 19 века) перечисляет следующие породы лошадей в Средней Азии (у него - Туркестан): Туркменская Аргамаки (т.е. породистые рысаки) Киргизская (т.е. казахская) Карабаир Горная (т.е. собственно кыргызская) Кашгарская Калмыцкая (в китайских пределах, т.е. "джунгарская") Ни о какой "джабы" автор не знает! что скрывается под названием киргизская ? ведь там не написано казахская или найманская . Джабы лошадь существует , а вы тут отрицаете её существование . Такая же история как со словом Торай-поросёнок . Слово есть , но никто не знает как появилась , даже у халха монголов тоорой -поросёнок . Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Kamal Опубликовано 21 июня, 2015 Поделиться Опубликовано 21 июня, 2015 Автор как очевидец (кон. 19 века) перечисляет следующие породы лошадей в Средней Азии (у него - Туркестан): Туркменская Аргамаки (т.е. породистые рысаки) Киргизская (т.е. казахская) Карабаир Горная (т.е. собственно кыргызская) Кашгарская Калмыцкая (в китайских пределах, т.е. "джунгарская") Ни о какой "джабы" автор не знает! что скрывается под названием киргизская ? ведь там не написано казахская или найманская . Джабы лошадь существует , а вы тут отрицаете её существование . Такая же история как со словом Торай-поросёнок . Слово есть , но никто не знает как появилась , даже у халха монголов тоорой -поросёнок . О существовании породы Джабы (Йабы) нигде не говорится, по крайней мере каракалпакские лошади из карабаирской породы, в народе называют - Йабы. Скорее всего это обычное местное прозвище лошади. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Аrсен Опубликовано 22 июня, 2015 Поделиться Опубликовано 22 июня, 2015 Торайгыр и торай разные слова. Мое мнение - Торайгыр это сочетание двух слов Торы и Айгыр. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 22 июня, 2015 Поделиться Опубликовано 22 июня, 2015 что скрывается под названием киргизская ? ведь там не написано казахская или найманская . Чтобы понять что скрывается под названием "киргизская" вам надо прочитать записки Ф. фон Шварца, они доступны в интернете. Казахскую он называет киргизской, а кыргызскую лошадь - горной. Джабы лошадь существует , а вы тут отрицаете её существование . Где она существует? У вас? Такая же история как со словом Торай-поросёнок Интересно , если Торай это поросёнок то что означает фамилия Торайгыров ? Теперь из за поросёнка носители фамилии будут гадать ,причём тут Торай и гыр ,наверно на поросят охотились )) Ваш последующий оффтоп, связанный с вопросами ЕНТ и поросятами, будет скрываться, пожалуйста, соблюдайте сабж. Лучше приведите к нам за узду неведомую в степи джабы. И вам должно быть стыдно, если конечно вы казах, не знать родного языка и нести здесь околесицу оскорбляя память моего известного земляка, поэта Султанмахмута, отца которого звали красивым именем Торыайғыр - гнедой жеребец. 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 23 июня, 2015 Поделиться Опубликовано 23 июня, 2015 Сферы использования лошади казахами и монголами (для сравнения): Казахи: 1. Верховая езда; 2. Тягловая сила, упряжь; 3. Вьюк; 4. Доение; 5. Мясо; 6. Шкура, грива и хвост; Халха-монголы: 1. Верховая езда; 2. Вьюк; 3. Доение; 4. Шкура, грива и хвост; Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 23 июня, 2015 Поделиться Опубликовано 23 июня, 2015 В частности, отсутствие у монголов традиции использования лошади в качестве упряжного животного хорошо подтверждает историческое фото Стефана Passe, путешествовашего от Кяхты до Урги в 1913 году. Лошади не знают хомута и не приучены к телеге, поэтому монголы вынуждены тянуть бричку путешественника вот таким необычным образом (на дальнем плане, вероятно едущие в Кяхту русские лошади в телегах): Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 19 июля, 2015 Поделиться Опубликовано 19 июля, 2015 Киргизская (казахская) лошадь: Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
tatarbi Опубликовано 28 июля, 2015 Поделиться Опубликовано 28 июля, 2015 По поводу джебе. В татарском варианте эпоса "Идегей" есть упоминание об этом типе лошади (җәбә – ябага): Джанбай предлагает Тохтамыш-хану дать Норадыну обычную табунную лошадь джебе и отправить к отцу в Самарканд в надежде, что лошадь не выдержит такого перехода. Ему дали худшую лошадь, однако она справилась. Җанбай анда моны әйтте: – Норадынга кул салсаң, Идегәй сиңа яу булыр; Норадын башын буш куйсаң, Үз башыңа дау булыр. Аның башын алмагын, Йортыңда да тотмагын, Атаңа миннән кит, диеп, Исән-аман җит, диеп, Ябага тайга мендереп, Чүл-далага озаткыл; Сау калса үзеннән, Сау калмаса, синнән калмыйдыр. Җанбай алай дигәндә Азамат ир Туктамыш Унике биен чакыртты: – Алты айлык йортымны Бер каләмнән үткәргән Диван бием Байназар; [диван би – канцелярия башы] Тиң кордашым, кош бием, Кушагың алтын Кушназар, Норадындай баланың Киемнәрен сез бирең! Алаңгасар Алман би, [алаңгасар – илтифатсыз] Айбалталы Дөрмән би, Норадындай баланың Бар шайманын сез бирең! Кинегесле Кәрим би, [кинегес – ?] Уймавыттан Үмәр би, [уймавыт – ?] Норадындай баланың Дирбиясен сез бирең! Янгурадай йорт бием, Илтәрәстәй ил бием, Норадындай баланың Менәренә аты юк, Качса котылып китәрдәй, Куганда куып җитәрдәй Аргамак сайлап сез бирең! Әйткәнемне тиз бирең! Хан диваны Байназар, Хан кош бие Кушназар, Ягасы ярка ямау тун, [ярка – иләнмәгән] Колагы юк колакчын Норадынга апкилде. Алангасар Алман би, Айбалталы Дөрмән би Кынабы юк бер кылыч, Сабы чыккан бер чукмар Норадынга апкилде. Кинегесле Кәрим би, Уймавыттан Үмәр би, Киндер аел, бау камчы, Коешканы юкә җеп, [коешкан – иярнең арт башы] Өзәңгесез бер ияр Норадынга апкилде. Янгурадай йорт бие, Илтәрәстәй ил бие, Юкәле нукта кулга алып, Өер атны өркетеп, Яманына күз салды. Кабактай эче өрелгән, Таяктай муены сузылган, Тигәнәк сарган яллары Кочак-кочак тузгыган, Аяклары аерылган, Тояклары маерылган, [маерылган – борылган] Өер атка иярә алмый Бара торган ябага – Аңа нукта кидерде. Янгурасы җитәкләп, Илтәрәсе этәкләп, Хан кашына апкилде. Туктамыш хан анда әйтте: – Һай Норадын, Норадын, Алла бирсен морадың! Атаң икән Идегәй; Башлы урдамнан баш тартып, Башың алып киткәндә Башың исән калдырдым; Менәреңә ат бирдем, Кияреңә тун бирдем, Барыр юлың буш куйдым; Атың арык, үзең яшь, Ерак йортка җиләсең, Атаңа барып җиткәндә Бездән сәлам диярсең! Анда атка менгәндә Уңнан-сулдан “һай” салып, Хан янында ялчылар Ябага тайны органда Кузгалып китте Норадын, Чыгып китте каладан. Тибенгесен бер тибеп, Саурыга камчы органда Алып качты ябага. Өч көн үткән арада, Дүртенче көн булганда – Идегәй менгән Тим Чуарның Токымы икән бу Сарала! ..... В другом месте старый мудрец Субратай говорит хану о том, если уж тот решил одарить его конем, то пусть даст обычного джебе, т.к. тот мало потеет (?) а если решил дать девушку, то пусть это будет красаыица, чтобы легко могла найти себе мужа после смерти старика (хитрец этот Субратай Менмәгә бирсәң җәбә бир – [җәбә – ябага ат] Тибенгедән тир чыкмас; [тибенге – тир үтмәсен өчен ияр астына салына торган күн] Чөймәгә бирсәң карчыга бир – Канҗагаңны буш итмәс; [канҗага – иярнең арт ягындагы күн капчык] Кимәгә бирсәң кара бир – Эче тузмый тышы уңмас; Сөймәгә бирсәң сылу бир – Ак сарайга сөйкәнеп Елый калса, кем алмас? Җикмәгә бирсәң атан бир – [атан – печкән дөя] Арышы сынмый мыгаймас [арыш – тәртә, мыгаю – сыгылу, хәлдән таю] Саумага бирсәң кысрак бир – [кысрак – кысыр бия] Кукрайга тигән суыкка тими суалмас. [кукрай – үләнгә бай җир; суалмас – сөте кимемәс] . Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Кусаин Опубликовано 29 июля, 2015 Поделиться Опубликовано 29 июля, 2015 ..... В другом месте старый мудрец Субратай говорит хану о том, если уж тот решил одарить его конем, то пусть даст обычного джебе, т.к. тот мало потеет (?) а если решил дать девушку, то пусть это будет красаыица, чтобы легко могла найти себе мужа после смерти старика (хитрец этот Субратай Менмәгә бирсәң җәбә бир – [җәбә – ябага ат] Тибенгедән тир чыкмас; [тибенге – тир үтмәсен өчен ияр астына салына торган күн] На Московском ипподроме, если лошадь прихрамывает, ее снимают с заезда — А КАКОВ «процент отхода», потерь лошадей на скачках — смертей и травм, несовместимых с жизнью? — Могу назвать конкретные цифры. В летний сезон на Московском ипподроме выступают до 1500 лошадей. «Процент отхода» их в прошлом году был «ноль». В позапрошлом — одна лошадь, серьезная травма ноги. — Есть мнение, что лошадь не создана для того, чтобы пробежать больше 300 метров, — будто бы этого достаточно, чтобы убежать от хищника. И поэтому скачки — насилие над ее природой. — Это не так! Я лично был свидетелем скачки на 18 километров. Тип джабэ, казахская лошадь, и я был поражен — после столь продолжительного галопа она даже не тяжело дышала. директор Московского ипподрома полковник кавалерии Владимир ЖУКОВСКИЙ http://gazeta.aif.ru.../aif/1274/50_01 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 30 июля, 2015 Поделиться Опубликовано 30 июля, 2015 Ябага тайга мендереп Ябага тайны органда Что интересно, у казахов "ябага" (или джабага, жабағы) это название возрастной группы жеребят до 1 года, а "тай" - следующего за ним возраста. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 30 июля, 2015 Поделиться Опубликовано 30 июля, 2015 "Тургайская лошадь": Прим: здесь имеется в виду не современные границы бывшей Тургайской области, а северная часть одноименной административной области по терминологии 17-19 веков, нынче это Костанайская область, а значит и эта лошадь, названная "Кустанайской" и известная как искусственно выведенная путем смешения казахской степной лошади с заводскими породами (донской, калмыцкой и прочими), для чего были организованы государственные конюшни: в 1887 году Тургайская и Кустанайская, в 1890 году - Оренбургская. Я лично был свидетелем скачки на 18 километров. Тип джабэ, казахская лошадь, и я был поражен — после столь продолжительного галопа она даже не тяжело дышала. Это не большое расстояние и не рекорд для казахской лошади. Вот всего один пример. Гнедой жеребец данной породы 1946 г. рождения. В 1950 году на испытаниях в максимальном суточном пробеге и в скачке на 100 км., 100 км. проскакал за 4 часа 1 минуту 5 секунд, что намного превосходит мировой рекорд на эту дистанцию. Был неоднократно премирован на выставке достижений народного хозяйства ВДНХ в Москве: Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Кусаин Опубликовано 30 июля, 2015 Поделиться Опубликовано 30 июля, 2015 жабы одна из казахских простых пород лошадей; непородистая лошадьhttps://sozdik.kz/kk/dictionary/translate/kk/ru/%D0%B6%D0%B0%D0%B1%D1%8B/жабагы это маленький жабы . Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Кусаин Опубликовано 30 июля, 2015 Поделиться Опубликовано 30 июля, 2015 К. Скорино. Командировка за лошадьми // Разведчик, 1894 , № 218, 219. Оканчивая настоящее описание своей командировки, подведем всему виденному следующие итоги: 1) Действительно ли киргизская лошадь такова, как о ней мне рассказывали в Оренбурге и читал я в брошюре г. Хонтинского текст писем о лошади г. Кривенко? Обследовав Оренбургскую губернию и Тургайскую область, я в настоящее время могу смело сказать: да, действительно, киргизская лошадь — это лошадь отличная по складу и, кроме того, лошадь необыкновенно сильная своим духом, энергией. Эта отличительная черта ее характера явилась, пожалуй, вследствие своей уж чересчур суровой обстановки в степях, как зимой на тебеневках, так и летом, по недостатку в тех же местностях воды. Как доказательство справедливости вышесказанного, представляем здесь читателям два рисунка киргизской лошади и в действительности подтверждаем, что она такого именно склада, какою мы находим ее в атласе генерала Бильдерлинга и в брошюре майора Хонтинского, откуда мы эти три рисунка позаимствовали. 2) Может ли киргизская лошадь при всей щедрости Государственного коннозаводства для улучшения киргизской породы, да и вообще всего коневодства тех стран, дать ожидаемый рост от 2 до 4 вершков? Нет, не может; потому что опять-таки повторяем: для росту необходимо улучшить хоть сколько-нибудь обстановку жеребят,, а не держать жеребенка в первый же год его существования в степи, под сильными снежными буранами. На первое время, громадное улучшение для жеребят составило бы, например, то, если бы для жеребят хотя были в степи поставлены стоги сена, а для этого у нас есть сильное на все средство отдать приказ: чтобы именно так было, следовательно, киргизы, а в настоящее время и казаки и переселенцы, привлекутся к покосу сена сильнейшему, нежели они косят его теперь; жеребенок по крайней мере будет иметь и легкий, и обширный корм. Поверите ли, жаль смотреть на те невозделанные громадные поля, которые в степях из года в год покрываются высокою травою, она нескошенная усыхает и зимует под снегом. В таком засохшем виде я видел эту траву в апреле 1894 года на громадных обнаженных из-под снега степных пространствах; но без положительного приказа насчет сена — ничего не будет. У нас ведь во всем так; вот, например, хотя бы взять гор. Киев: помню, как несколько лет тому назад было предложено домовладельцам: не согласятся ли они посадить на улицах деревья? Отказались. Тогда явился приказ посадить, да еще какого роста, на какой улице. Посадили же, и теперь сами очень довольны и рады сему. Точно так же и в деле улучшения роста киргизских лошадей следует, кажется, в виду пользы для самого же киргизского народа и его богатства, заставить провести предлагаемую меру и сначала хотя бы только для жеребят иметь стоги во время тебеневок. 3) Стоит ли военному ведомству приобретать из столь отдаленной страны киргизских лошадей для военных целей? На этот вопрос я должен ответить в положительном смысле; киргизская лошадь, за исключением требуемого роста, обладает всеми качествами, присущими военным целям. Чтобы читателю не показалось мое убеждение голословным, то я попрошу обратиться к измерениям, произведенным в 1891 г. над киргизской лошадью ветеринарами гг. Койнарским и Чудиновым, а окончательный результат сих измерений высказан в брошюре майора Хонтинского, откуда мы эти интересные данные цитируем, как формулу: «Заметка о киргизской лошади северных уездов Тургайской области». Из сравнения соотношений отдельных частей тела нормальной верховой лошади к длине своего корпуса с подобными же соотношениями частей тела киргизской лошади верхового сорта (смотри рисунки) видно, что в размерах многих частей тела киргизская лошадь уклоняется от строения нормальной верховой лошади. Например, она несколько короче нормальной лошади в корпусе; голова ее больше, шире и глубже; ребро круче, грудь шире, ноги короче, высота в почке больше, равно как и превышение окружности грудной клетки над половиною роста (т. е. корпуса передней конечности) [Согласно правил распределения годных лошадей по сортам, длина спины верховой лошади должна составлять около ⅓ длины всего туловища; спина киргизской лошади, следовательно, подходит ближе под этот размер]... ........По мнению И. А. Хонтинского, да и невозможно не согласиться с его логическим доводом, что «уклонения эти не вредят качествам киргизской лошади как упряжной лошади вообще, а некоторые экстерьерные качества ее, как грудь, ребро и круп, даже безусловно необходимы ей для этой послуги». «Уклонения эти также не вредят ей как верховой лошади, если рассматривать последние не абсолютно: ибо если каждое из них, рассматриваемое в отдельности, неблагоприятно для лошади верхового сорта, то при сопоставлении каждого из них с другими, могущими компенсироваться между собою уклонениями в других частях ее же тела, их неблагоприятное действие в одних случаях ослабляется, в других остается безразличным. И в самом деле, тяжелая голова киргизской лошади при крупном мускулистом крупе и налитой почке не перемещает центра тяжести ее в переднюю часть корпуса. Если спина ее несколько короче спины нормальной лошади, то при более длинном крупе, удлиненном на счет седалищных костей, общая длина корпуса ее получает нужные размеры, а этим путем восстанавливается в ней мягкость движений, быстрота и поворотливость туловища, свойственная длиннокорпусным лошадям. Тот недостаток замаха на ходу, который замечается в киргизской лошади, вследствие ее малого роста и коротких конечностей, вознаграждается в ней сильным крупом, более высоким задом, благодаря наличности которых, она хотя и будет дробить ход и даже переходить в скач, при состязаниях с высокорослыми соперниками, но никогда не позволит оставить себя позади».длагая киргизскую лошадь к покупке для военных целей, мы предлагаем при этом принимать всегда в соображение время, необходимое для ее выездки в упряжь, а о самом способе выездки было мною рассказано выше. Нужно помнить, что первые несколько дней киргизская лошадь будет фыркать на предлагаемый ей овес, пока не привыкнет к нему; затем помнить, что каждый лишний день нахождения ее в войсках, т. е. при рациональном за ней уходе, сторицею окупается в пользу лошади, возвышая ее ценность и придавая еще большую крепость ее мускулатур, а потому смело высказываем свое убеждение, что киргизской упряжной лошади до начала военного похода надо пробыть в части для ее выездки и для приведения в надлежащий вид от полутора до двух месяцев, и, конечно, чем она пробудет в части дольше до похода, тем лучше для ее же пользы. Для выездки под верх на уздечке она потребует времени наполовину, т. е. дикая киргизская лошадь при ежедневной с ней работе совершенно будет терпеть всадника; а для приведения ее же в надлежащий вид при надлежащем уходе, она, конечно, потребует столько же времени, как и упряжная, т. е. до двух месяцев Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
tatarbi Опубликовано 30 июля, 2015 Поделиться Опубликовано 30 июля, 2015 Ябага тайга мендереп Ябага тайны органда Что интересно, у казахов "ябага" (или джабага, жабағы) это название возрастной группы жеребят до 1 года, а "тай" - следующего за ним возраста. Возможно, вы правы. Я сам думал почему это в одном месте дастана - җәбә, в другом ябага. Думал, что результат компоновки эпоса из разных источников. Да, заглянул в словарь Ахметьянова в татарском ябага - шерсть -линька весенняя, т.е. получается, что ябага ат - это молодая лошадь до/в стадии линьки. А Ябай (варианты -йабайы, җаба, җэбэ и т.д.) ат - это дикая лошадь, маленького роста, косматая, с особыми ушами, от которых, кстати происходит название совы - ябалак. Ахметьянов видит в этом слове заимствование с иранского йаwаи - в значении дикий. Возможно впрочем, что, напротив, это тюркизм в иранском. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Кусаин Опубликовано 30 июля, 2015 Поделиться Опубликовано 30 июля, 2015 КУСТАНАЙСКАЯ ENGLISH:МЕСТО ВЫВЕДЕНИЯ: Казахстан. РАСПРОСТРАНЕНИЕ: Казахстан. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ: Верховое, спортивное, легкоупряжное. Зарегестрирована в качестве самостоятельной в 1951 году. РОСТ: 154 – 156 (кобылы), 156 - 158 см (жеребцы)МАСТЬ: Рыжая, гнедая.НРАВ: Спокойный, чувствительный, выносливый, энергичный ИСТОРИЯ ПОРОДЫ: Северо-западные области Казахстана издавна славились животноводством и коневодством. Отсюда и особенно из бывшей Тургайской области в большом количестве лошади выводились в Приволжские и даже в центральные губернии России...................................................................... .... далее...... ЭКСТЕРЬЕР: По общему виду это массивная коротконогая лошадь, гармонически сочетающая ценные признаки чистокровной верховой, донской и казахской пород, с ярко выраженной степной основой. Конституция у нее сухая, крепкая; голова средних размеров, профиль прямой, часто с горбинкой, шея длинная, иногда кадыковатая; холка нормальная, спина и поясница очень прочные; круп иногда короткий и свислый; ноги сухие и почти без щеток.Кустанайсная лошадь довольно однотипна, имеет дельный склад и хорошее здоровье. Однако в пределах общего типа можно выделить три типа: • Основной. Наиболее ценные во всех отношениях лошади, наиболее полно соответствующие поставленным целям; • Верховой. Лошади несколько уклоняются в сторону чистокровной верховой породы; они более сухи, с несколько меньшим обхватом груди и пясти, более требовательны к условиям кормления и содержания; • Степной. В лошадях более ярко выражены признаки казахской и донской пород. Они попроще, массивнее, грубее, меньше ростом, очень крепкой конституции, прекрасно работают в упряжи; матки плодовиты, обильномолочны и хорошо выкармливают жеребят. Лошади этого, типа исключительно хорошо приспособлены к табунному содержанию в условиях Кустанайской области. Для селекционной работы все эти типы имеют большое значение. ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ЛИНИИ: В кустанайской породе выведено пять мужских линий: ЗЕВСА - ЗАБОЯ. Рыжий жеребец Зевс родился в 1935 году в кустанайском конном заводе от чистокровного Сон Алтесса и Зеркальной. Стал родоначальником собственной линии, которая успешно продолжалась через его сына Забоя (1943 гр чк Багор - Зирочка) и его потомков - Транзита, Закона, Зачёта. ДИКТОРА. Рыжий жеребец 1963 года рождения от чк Терека 2-го и Даши Кустанайского конного завода. Его линия продолжается через потомков Единобора и к ней относятся лучшие кобылы породы. ТРОСТНИКА. Рыжий жеребец 1941 года рождения Кустанайского конного завода от чк Смерча и Традиции. Принадлежал к основному типу, оценен классом элита. В 1955 году в 14 лет был признан Чемпионом ВДНХ в Москве. БУРЕЛОМА. Рыжий жеребец 1944 года рождения от Масштаба и Беды в кустанайском конном заводе. Линию продолжают его потомки - Базар, Билитёр, Биограф, Браслет 3-й. ГАЗОНА. ЗНАМЕНИТЫЕ ЛОШАДИ : ЧЕРВОНЕЦ. Гнедой жеребец 1946 года рождения в Майкульском конном заводе от Чернобыла и Маски.Записан в ГПК под номером 184. В 1950 году на испытаниях в максимальном суточном пробеге и в скачке на 100 км, 100 км проскакал за 4 часа 1 минуту 5 секунд, что намного превосходит мировой рекорд на эту дистанцию. Был неоднократно премирован на выставке достижений народного хозяйства ВДНХ в Москве. (С)Валентина ВИНОГРАДОВА Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 31 июля, 2015 Поделиться Опубликовано 31 июля, 2015 Кусаин, ваш холивар скрыт, не надо за кем-то искать запятые и вызывать не нужные склоки. Да, я пропустил "целое предложение", потому что оно к вопросу не относилось, я как вы не выкладываю копипаст целыми страницами. Просьба придерживаться темы. У меня такое чувство что вы клон Kanter'a, он тоже особо трепетно и взволнованно относился к теме о непородистой жабы. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 31 июля, 2015 Поделиться Опубликовано 31 июля, 2015 жабы одна из казахских простых пород лошадей; непородистая лошадь https://sozdik.kz/kk/dictionary/translate/kk/ru/%D0%B6%D0%B0%D0%B1%D1%8B/ Кусаин, этот вопрос уже выясняли. Название "жабы" диалектизм, употребляется лишь на малой части страны, в основном на юго-западе, весь остальной Казахстан этого названия и такой породы не слышал и в глаза не видел. В вашем онлайн словаре масса таких диалектизмов. жабагы это маленький жабы Вы не правы, а прав Tatarbi. Джабагы это никакая не жабы, а это название возрастной группы примерно от полугода до 1 года, когда шерсть у жеребят лохматая и свалявшаяся: https://sozdik.kz/kk/dictionary/translate/kk/ru/%D0%B6%D0%B0%D0%B1%D0%B0%D2%93%D1%8B/ Да, заглянул в словарь Ахметьянова в татарском ябага - шерсть -линька весенняя, т.е. получается, что ябага ат - это молодая лошадь до/в стадии линьки. А Ябай (варианты -йабайы, җаба, җэбэ и т.д.) ат - это дикая лошадь, маленького роста, косматая, с особыми ушами, от которых, кстати происходит название совы - ябалак. Ахметьянов видит в этом слове заимствование с иранского йаwаи - в значении дикий. Возможно впрочем, что, напротив, это тюркизм в иранском. В казахском также, ведь у нас близкородственные языки и культура. У нас "жабайы" - дикий, одичавший, применяется к животным, но к лошади, как правило, применяются синонимы "тағы" (заимствовано в монгольские языки как "тахъ" - дикая лошадь "Пржевальского") и "тарпан". Совсем недавно, до 20 века наши казахи дикую степную лошадь, которую ловили на мясо, называли "кертағы", что переводится как "дикая гнедая". Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Кусаин Опубликовано 31 июля, 2015 Поделиться Опубликовано 31 июля, 2015 жабы одна из казахских простых пород лошадей; непородистая лошадь https://sozdik.kz/kk/dictionary/translate/kk/ru/%D0%B6%D0%B0%D0%B1%D1%8B/ Кусаин, этот вопрос уже выясняли. Название "жабы" диалектизм, употребляется лишь на малой части страны, в основном на юго-западе, весь остальной Казахстан этого названия и такой породы не слышал и в глаза не видел. В вашем онлайн словаре масса таких диалектизмов. жабагы это маленький жабы Вы не правы, а прав Tatarbi. Джабагы это никакая не жабы, а это название возрастной группы примерно от полугода до 1 года, когда шерсть у жеребят лохматая и свалявшаяся: https://sozdik.kz/kk/dictionary/translate/kk/ru/%D0%B6%D0%B0%D0%B1%D0%B0%D2%93%D1%8B/ Да, заглянул в словарь Ахметьянова в татарском ябага - шерсть -линька весенняя, т.е. получается, что ябага ат - это молодая лошадь до/в стадии линьки. А Ябай (варианты -йабайы, җаба, җэбэ и т.д.) ат - это дикая лошадь, маленького роста, косматая, с особыми ушами, от которых, кстати происходит название совы - ябалак. Ахметьянов видит в этом слове заимствование с иранского йаwаи - в значении дикий. Возможно впрочем, что, напротив, это тюркизм в иранском. В казахском также, ведь у нас близкородственные языки и культура. У нас "жабайы" - дикий, одичавший, применяется к животным, но к лошади, как правило, применяются синонимы "тағы" (заимствовано в монгольские языки как "тахъ" - дикая лошадь "Пржевальского") и "тарпан". Совсем недавно, до 20 века наши казахи дикую степную лошадь, которую ловили на мясо, называли "кертағы", что переводится как "дикая гнедая". наши казахи ? а есть ещё не ваши казахи ? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 31 июля, 2015 Поделиться Опубликовано 31 июля, 2015 Это перевод казахского выражения "біздің қазақ", что означает "мы, казахи". Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться