Kamal Опубликовано 13 июня, 2018 Поделиться Опубликовано 13 июня, 2018 3 minutes ago, Peacemaker said: Они каракалпаки? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Peacemaker Опубликовано 13 июня, 2018 Поделиться Опубликовано 13 июня, 2018 Quote На северо-западе от Великого Тогара лежит озеро Манасаровар (Аральское море), на востоке и западе от него есть много людей, относящихся к Хор-Сог, под названием Хар-Халбаг (Каракалпакия). Люди там низкого роста, руки и ноги большие, они бреют голову и бороду, оставляют длинные волосы за ушами и на затылке, одежда почто такая же, как в Тогаре, вид как у Года, не имеют стыда, постоянно едят мясо. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Kamal Опубликовано 13 июня, 2018 Поделиться Опубликовано 13 июня, 2018 46 minutes ago, Peacemaker said: На северо-западе от Великого Тогара лежит озеро Манасаровар (Аральское море), на востоке и западе от него есть много людей, относящихся к Хор-Сог, под названием Хар-Халбаг (Каракалпакия). Люди там низкого роста, руки и ноги большие, они бреют голову и бороду, оставляют длинные волосы за ушами и на затылке, одежда почто такая же, как в Тогаре, вид как у Года, не имеют стыда, постоянно едят мясо. Какой эпохе это относится? Меня источник интересует. Фото выше это конец 19 начало 20 вв и явно не каракалпаки они. Насчет поедания мяса, мы почти вегетарианцы по сравнению с ближайшими соседями. И вообще, едим очень мало, работаем очень много, есть у нас такое качество, не вру. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 14 июня, 2018 Поделиться Опубликовано 14 июня, 2018 17 часов назад, Peacemaker сказал: Peacemaker как обычно прикалывается. Это не каракалпаки. Это "бачи" - дети и подростки сарты Ташкента, Самарканда, Ферганы, Сырдарьинской области. Фотографии которых дошли до нас благодаря фотографу начала 20 века Прокудину-Горскому. 2 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Kamal Опубликовано 14 июня, 2018 Поделиться Опубликовано 14 июня, 2018 6 hours ago, АксКерБорж said: Peacemaker как обычно прикалывается. Это не каракалпаки. Это "бачи" - дети и подростки сарты Ташкента, Самарканда, Ферганы, Сырдарьинской области. Фотографии которых дошли до нас благодаря фотографу начала 20 века Прокудину-Горскому. Прикол приколом, но ему, видимо, без разницы. Видно, что тюрки, значит и за каракалпака сойдет, если это в тему (длинные волосы, я имею ввиду). Просто опасаюсь, что он может залить эти фотки и на других форумах. Причем может дать пояснение - Хар-Халбаги (каракалпаки). Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Steppe Man Опубликовано 6 января, 2020 Поделиться Опубликовано 6 января, 2020 Khitan horsemen. (Yprpyqp/CC BY SA 4.0) Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Махамбет Опубликовано 18 марта, 2021 Поделиться Опубликовано 18 марта, 2021 В этом форуме были северные жагалбайлинцы. Интересно у них было ли традиция ''көрісу''? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 22 января, 2022 Поделиться Опубликовано 22 января, 2022 Давно забываю спросить братьев кыргызов, уйгуров, халха, бурятов и других. Вот у нас есть красивая традиция просить у маленьких мальчиков (примерно до 5-6 лет) дать "насыбай" (насыбайын искеу), то есть понюхать "табачку" (насыбай - изначально назывался нюхательный табак, позже - загубный). Все знают что это такое, дети тоже, и мальчик засовывает руку в штаны и как-бы вынимает оттуда "насыбай" и дает его понюхать просившему дяденьке - либо протягивая ему руку, либо демонстрационно как-бы бросая на лету. Взрослый нюхает и громко говорит "Аааап-чууу!" приговаривая "Насыбайың қандай ашты екен!" (Ух-ты какой ядреный у тебя табачок!). Традиция есть традиция, а потому и мне в далеком дестве приходилось "кидать насыбай". Это игра с детьми, балование мальчуганов, но все же, есть ли такое у других народов? Да и вообще, есть ли такое во всех регионах Казахстана? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Samatq Опубликовано 22 января, 2022 Поделиться Опубликовано 22 января, 2022 25 минут назад, АксКерБорж сказал: Давно забываю спросить братьев кыргызов, уйгуров, халха, бурятов и других. Вот у нас есть красивая традиция просить у маленьких мальчиков (примерно до 5-6 лет) дать "насыбай" (насыбайын искеу), то есть понюхать "табачку". Все знают что это такое, дети тоже, и мальчик засовывает руку в штаны и как-бы вынимает оттуда "насыбай" и дает его понюхать просившему дяденьке - либо протягивая ему руку, либо демонстрационно как-бы бросая на лету. Взрослый нюхает и громко говорит "Аааап-чууу!" приговаривая "Насыбайың қандай ашты екен!" (Ух-ты какой ядреный у тебя табачок!). Традиция есть традиция, а потому и мне в далеком дестве приходилось "кидать насыбай". Это игра с детьми, балование мальчуганов, но все же, есть ли такое у других народов? Да и вообще, есть ли такое во всех регионах Казахстана? Апчу берчи говорим, мальчик дает понюхать. Там далеко на насвай)) Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 22 января, 2022 Поделиться Опубликовано 22 января, 2022 1 час назад, Samatq сказал: Апчу берчи говорим, мальчик дает понюхать. Там далеко на насвай)) Апчу наверно современная интерпретация? Наши деды разве говорили "апчу"? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Samatq Опубликовано 22 января, 2022 Поделиться Опубликовано 22 января, 2022 1 час назад, АксКерБорж сказал: Апчу наверно современная интерпретация? Наши деды разве говорили "апчу"? Апчу и апчы апчы: хватать, цапать; жууркандан тартам деп, сакалын кошо апчыды стих. хотел дёрнуть одеяло, да вместе цапнул и его бороду; апчуу от апчы — алкымынан бир апчуу менен өлтүрөт он умерщвляет одной хваткой за горло. апчу берчи - дай лапу 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Steppe Man Опубликовано 22 января, 2022 Поделиться Опубликовано 22 января, 2022 4 hours ago, АксКерБорж said: Давно забываю спросить , халха Этот обычай называется просто Тамхи татах .. 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 23 января, 2022 Поделиться Опубликовано 23 января, 2022 15 часов назад, Steppe Man сказал: Этот обычай называется просто Тамхи татах .. Понятно даже по-казахски Тäмäкі тату .. курить. То есть у вас тоже означает "нюхать табак"? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Steppe Man Опубликовано 23 января, 2022 Поделиться Опубликовано 23 января, 2022 https://mq.kz/711/strannye-kazahskie-obychai-chast-1-paly-piromaniya-po-kazahski/ Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 29 апреля, 2022 Поделиться Опубликовано 29 апреля, 2022 В 23.01.2022 в 17:01, Steppe Man сказал: https://mq.kz/711/strannye-kazahskie-obychai-chast-1-paly-piromaniya-po-kazahski/ Это по-казахски "Өртен", по-русски "Пал". В прошлом, когда кочевали, это делалось для лучшей травы по весне, весной и осенью поджигали степь на оставленных летних и осенних пастбищах. Вторая цель - истребление личинок гнуса. Обе цели для пользы скота в следующем году. Даже сейчас когда выгорают большие участки степи (от искр из глушителей проезжающих авто, труб тепловозов или от рук нерадивых туристов, рыбаков) наглядно видно, что новая трава на местах пала отличается от других участков степи, трава становится ярко-зеленой и сочной. И мне интересно, что монгольский юзер Азбаяр удивляется этой древней казахской традиции, неужели монгольские скотоводы не знакомы с ней? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 29 апреля, 2022 Поделиться Опубликовано 29 апреля, 2022 Вспомнился еще один наш обычай. Первый вопрос принесшему новость "Қыз ба, ұл ма?" - "Девочка или мальчик?" Если хорошая весть, то тот отвечает - мальчик, если плохая весть - девочка. Есть ли подобное у других народов или в других регионах Казахстана? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 17 сентября, 2022 Поделиться Опубликовано 17 сентября, 2022 В прошлом у казахов была специальная обрядовая конская попона для коня невесты, по-казахски "келін атының жабуы" (?). Об этом красивом обычае казахи давно забыли, слава Аллаху что себя еще помнят (самокритика если что). Попробуйте загуглить "келін атының жабуы" и увидите не конскую попону, а белые платки. Она была характерной формы, орнамента и расцветок. И наверняка в них (в форму, орнамент и расцветки) изначально был вложен конкретный сакральный смысл, о котором мы сейчас конечно ничего не знаем. Из фондов музея МАЭ РАН (Кунсткамера), СПб, РФ. Собиратели Биркимбаев Л.Д., Имамбаев Х.И. Тургайская обл. Кон. 19 в. В раскрытом виде: Из фондов музея МАЭ РАН (Кунсткамера), СПб, РФ. Фото С.М. Дудина. Павлодарский уезд. 1899 год. У автора в подписи к фото него не "попона", а "чепрак". Из фондов музея МАЭ РАН (Кунсткамера), СПб, РФ. Фото К.Н. де-Лазари. Семиречье. Лепсинский уезд. 1897 год. Приезд невесты в дом (юрту) жениха. Красиво, эффектно и очень богато! Кстати на шее коня такая же накидка как на фото выше, а вот на круп коня накинута вроде как попона другого орнамента чем в Тургае и в Павлодаре, хотя аналогичной конструкции? Оцифрованное в цвете. 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Zerek Опубликовано 3 февраля, 2023 Поделиться Опубликовано 3 февраля, 2023 Сейчас стало модно после обряда разрезания пут выкладывать перед ребенком разные предметы типа книги, денег, табельного оружия и т.д. и наблюдать какой предмет ребенок возьмет. Я уверен, что это заимствование у корейцев, которые в свою очередь переняли этот обычай у китайцев, но многие почему-то уверены, что это наш обычай. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 5 февраля, 2023 Поделиться Опубликовано 5 февраля, 2023 В 03.02.2023 в 14:52, zerek сказал: Сейчас стало модно после обряда разрезания пут выкладывать перед ребенком разные предметы типа книги, денег, табельного оружия и т.д. и наблюдать какой предмет ребенок возьмет. Я уверен, что это заимствование у корейцев, которые в свою очередь переняли этот обычай у китайцев, но многие почему-то уверены, что это наш обычай. Надо смотреть этнографические труды, что делали казахи при обряде "тұсау кесу", раскладывали ли перед ребенком разные предметы - камчу, нож, стрелы, лук и пр. Может да, а может нет. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 5 февраля, 2023 Поделиться Опубликовано 5 февраля, 2023 В 17.09.2022 в 17:56, АксКерБорж сказал: В прошлом у казахов была специальная обрядовая конская попона для коня невесты, по-казахски "келін атының жабуы" (?). Об этом красивом обычае казахи давно забыли, слава Аллаху что себя еще помнят (самокритика если что). Попробуйте загуглить "келін атының жабуы" и увидите не конскую попону, а белые платки. Она была характерной формы, орнамента и расцветок. И наверняка в них (в форму, орнамент и расцветки) изначально был вложен конкретный сакральный смысл, о котором мы сейчас конечно ничего не знаем. Из фондов музея МАЭ РАН (Кунсткамера), СПб, РФ. Собиратели Биркимбаев Л.Д., Имамбаев Х.И. Тургайская обл. Кон. 19 в. В раскрытом виде: Из фондов музея МАЭ РАН (Кунсткамера), СПб, РФ. Фото С.М. Дудина. Павлодарский уезд. 1899 год. У автора в подписи к фото него не "попона", а "чепрак". Из фондов музея МАЭ РАН (Кунсткамера), СПб, РФ. Фото К.Н. де-Лазари. Семиречье. Лепсинский уезд. 1897 год. Приезд невесты в дом (юрту) жениха. Красиво, эффектно и очень богато! Кстати на шее коня такая же накидка как на фото выше, а вот на круп коня накинута вроде как попона другого орнамента чем в Тургае и в Павлодаре, хотя аналогичной конструкции? Оцифрованное в цвете. 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Zerek Опубликовано 5 февраля, 2023 Поделиться Опубликовано 5 февраля, 2023 4 часа назад, АксКерБорж сказал: Надо смотреть этнографические труды, что делали казахи при обряде "тұсау кесу", раскладывали ли перед ребенком разные предметы - камчу, нож, стрелы, лук и пр. Может да, а может нет. В вашем краю так делают/делали? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 5 февраля, 2023 Поделиться Опубликовано 5 февраля, 2023 В 03.02.2023 в 14:52, zerek сказал: Сейчас стало модно после обряда разрезания пут выкладывать перед ребенком разные предметы Я уверен, что это заимствование у корейцев, которые в свою очередь переняли этот обычай у китайцев А разве корейцы и китайцы обрезают детям путы? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Zerek Опубликовано 5 февраля, 2023 Поделиться Опубликовано 5 февраля, 2023 3 минуты назад, АксКерБорж сказал: А разве корейцы и китайцы обрезают детям путы? нет. Путы они не обрезают, но обычай выкладывать разные предметы, чтобы ребенок выбрал чисто китайский. https://en.wikipedia.org/wiki/Zhuazhou Цитата Zhuazhou (抓週 – literally, "pick" and "anniversary", meaning "one-year-old catch" ) is a Chinese ritual held at a child's first birthday party, when the child is 1 year, i.e. typically twelve months since birth (although variable reckonings as to what constitutes a year of age for entitlement for zhuazhou exist), old. The parents put various objects before the child. Parents will often put objects that symbolize career choices or personality traits. The child's choice is used to forecast its future. It is said that this custom can be dated back to the Northern and Southern dynasties (420-589). Yan Zhitui in his book Yanshi jiaxun 顏氏家訓 ("The Family Instructions of Master Yan") documented a custom that is very similar to Zhuazhou today.[1] The earliest written record of this custom can be traced back to the Song dynasty (960-1279).[2] It is portrayed in a well-known scene in the novel Dream of the Red Chamber. Цитата Чжуачжоу (抓週 - буквально "выбирать" и "годовщина", что означает "ловля годовалого ребенка") - китайский ритуал, проводимый на первом дне рождения ребенка, когда ему исполняется 1 год, т.е. обычно 12 месяцев со дня рождения (хотя существуют разные мнения о том, что считать годом возраста для получения права на чжуачжоу). Родители кладут перед ребенком различные предметы. Родители часто кладут предметы, символизирующие выбор профессии или черты характера. Выбор ребенка используется для предсказания его будущего. Говорят, что этот обычай восходит к Северной и Южной династиям (420-589). Янь Чжитуй в своей книге Yanshi jiaxun 顏氏家訓 ("Семейные наставления мастера Яня") описал обычай, очень похожий на тот, что существует в Чжуачжоу сегодня.[1] Самые ранние письменные упоминания об этом обычае относятся к династии Сун (960-1279).[2] Он изображен в известной сцене в романе "Сон в красном тереме". 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 5 февраля, 2023 Поделиться Опубликовано 5 февраля, 2023 В 05.02.2023 в 09:23, АксКерБорж сказал: Надо смотреть этнографические труды, что делали казахи при обряде "тұсау кесу", раскладывали ли перед ребенком разные предметы - камчу, нож, стрелы, лук и пр. Может да, а может нет. Пока что нашел этнографические данные Ш.М. Ибрагимов "Очерки быта киргизов": "... Если ребенок долго не ходит, то привязывают к правой ноге пестрый шнурок, и протянув его во всю длину, разом пересекают ударом ножа. Это делается всегда женщиной и называется тсау-кису (тсау – путо, кису отрезать), за это женщина получает подарок [8]. По мнению Киргиз, средство это весьма действительно. Иногда, чтобы помочь ребенку научиться ходить, устраивают на колесах ходули, как это делается и у нас. Ребенка долго не говорящего кормят остатками от пищи и обкусанными кусками говядины, поят его также остатками после питья богатых и знатных гостей. Когда ребенку минет два или три года, его начинают забавлять верховой ездой, устраивая на седле удобные ящики, называемые культурмачь или ачамай". Про раскладывание различных предметов перед ребенком в книге ничего нет. Но за то выясняются другие детали: - что обряд этот совершался только в том случае, если ребенок долго не начинает ходить (сейчас же казахи проводят этот обряд всем детям). - что пользовались ножом (сейчас же часто ножницами). - что путы резала обязательно женщина (сейчас хоть кто). 2 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Zerek Опубликовано 5 февраля, 2023 Поделиться Опубликовано 5 февраля, 2023 Про ножницы понятно, тогда они были редкостью, поэтому резали ножом. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться