АксКерБорж Опубликовано 8 ноября, 2012 Поделиться Опубликовано 8 ноября, 2012 ТЮБЕТЕЙКА - версии о происхождении, виды, названия. Однозначного ответа на вопрос о происхождении феномена тюбетейки нигде не найдете. Распространенной версией считается объяснение ее происхождения в связи с проникновением в тюркскую среду ислама (первоначально в районы средней и нижней Волги). Возникают вопросы, почему она связана именно с тюркской средой, а к примеру, не с арабской или персидской, если это напрямую касается ислама? И почему именно ислам и тюрки? Попытался прояснить для себя ситуацию и обнаружил, что ислам к тюбетейке не имеет никакого отношения. Прообразом или «прадедушкой» тюбетейки оказался обычный древнетюркский войлочный подшлемник боевого шлема, который впоследствии видоизменялся вместе с видоизменением самих тюркских номадов (в связи с оседанием их в земледельческих оазисах). Кстати даже тюрбан (чалма), которую мы видим у арабов, персов, индусов и у др., стала наматываться этими народами на тюбетейку, как шлем надевался на подшлемник-тюбетейку. Следует отметить, что у тюрков не было креплений внутри шлема в виде кожаных ремешков и поясков, так называемого «парашюта», исключающего необходимость ношения тюбетейки-подшлемника, как это было у поздних (и у ранних?) европейских народов (в т.ч. современные армейские и прочие каски). У народов, имевших шлем шарообразной формы (пример европейского) и подшлемник соответствовал этой форме: и войлочный: У тюрков подшлемник соответствовал конической, остроконечной форме шлема: Кстати, наша с ув. Атыгаем версия о тюркских монголах и тюркской Монголии 12-13 вв. подтверждается также формой боевого шлема так называемых татаро-монголов, который один в один общетюркский и, в частности, половецко-кыпчакский. Однако никаких тюбетеек повторяющих форму шлема современные монголоязычные народы не знают, как будто никогда не знали шлемов коническо-сферической остроконечной форм! Древнетюркские изображения тюбетеек и подшлемников: АН СССР, Сибирское отделение, Институт истории, филологии и философии. В. Д. Кубарев. Древнетюркские изваяния Алтая. Изд. "Наука" Сибирское отделение, Новосибирск-1984. Гл. 2. Типы головных уборов на изваяниях: I - половецкий шлем, 2 - алтайский головной убор - колпок, 3 - тюбетейка, 4 - кушанский шлем на скульптуре из Таксилы, 5 - кыргызский шлем, 6 - головной убор на персонаже из Варахши (бухарский Согд), 7 - маньчжурский шлем, 8 - головной убор на скульптуре Кюль-Тегина из Кошо-Цайдама (Монголия), 9, 10 - китайский головной убор-путоу, 11 - алтайская меховая шапка, 12 - налобная повязка на персонаже из Афрасиаба (Тохаристан-Чаганиан), 13 - облегающая шапочка на персонаже из Пенджикента, 14, 15 - шлемы на половецких статуях, 16 - скифский колпак на воине из Персеполя (Иран), 17 - трехрогая личина из Семиречья. Тип 1 Шапочки конической или сфероконической формы, плотно облегающие голову, являются одним из преобладающих видов уборов (изваяния 4, 37, 78, 93, 99, 120, 122, 132, 133, 194, 205, 234, 246, 255). По форме они напоминают наиболее распространенные у кочевников Центральной и Средней Азии тюбетейки 1. Их также можно сравнить (ввиду обобщенности очертаний и некоторой аморфности) со сфероконическими шлемами половецких изваянии 2. Такие металлические шлемы, конечно же, могли изображаться и на алтайских изваяниях воинов, так как они были широко распространены в древнетюркской армии. ВИДЫ: Как подчеркнул выше, основная масса современных тюбетеек является видоизмененными формами древнетюркского войлочного подшлемника, приспособленного в соответствии с традициями и культурой регионов, где оседали тюрки-номады. Попытаюсь вкратце подразделить на виды и перечислить названия у конкретных народов – обладательниц головного убора: - мужские и женские - круглые и квадратные - остроконечные, плосковерхие и сферические - низкие и высокие - по орнаменту (у таджиков, узбеков ( + уйгуров?) сочетание белого узора в виде четырех стручков перца "калампир" (миндалевидный орнамент) с чёрным фоном; у дунган, узбеков и уйгуров разноцветные, у нахских народов зеленые и т.д.) - по оформлению (расшитые бисером, с кисточкой на верху, со сборочками и пр.) НАЗВАНИЯ: Русское название «тюбетейка» - от татарского «tübətəy (түбәтәй)» (түбә – вершина) Татарское – такыя, тафья, tübətəy (түбәтәй) Узбекское – дўппи (do`ppi) - в Самарканде тюбетейка называется «калпок», «калапок», в других районах наиболее распространенным термином является «дуппи» (Ташкент, Ферганская долина, Хорезм и другие) Уйгурское - доппа или бөк Таджикское - тўппӣ (северный диалект), тоққӣ (южный диалект) Туркменский – tahýa (тахъя) – круглые или квадратные Азербайджанское – арахчын Карачево-балкарское – тахя, ракшын (см: азербайджанское – арахчын) Кыргызское – тебетей Казахское – тақия (такъя) В основе всех названий (кроме такыя-такъя) лежит тюркское слово «тобе/тюбе/топе», означающего вершину, верхушку горы, в перен. смысле вершину, макушку головы. Значениеже второго слова «тақъя» - это купол и именно сферической формы. Примеры: Тақъя тепе – гора, кажется в Крыму; аналогичной формы (букв: сферическая, остроконечная вершина, макушка) Такиядай төбе – маленький холм Тақия карын – сычуг Тақ – трон, престол (корона этой же формы?) Тақ – пришивать, нацеплять, надевать, прикалывать (отсюда и Тақа – каблук…) Кстати вершина – төөбө на других языках: Англ., датский - top Азери – täpä Карачаево-балкарский – тепе Крымско-татарский – töpe Казахский – töbö Изображения современных тюбетеек: Квадратная: Высокая: Высокая квадратная: Очень высокая: Татарская: Дунганская: С кисточкой: Нахские (чеченско-ингушские): Каракалпакская: Туркменская: Афганская: Кыргызская: Монгольская: Казахская: Хочу обратить внимание, что исконная форма древнетюркского боевого войлочного подшлемника сохранилась в казахской форме тюбетейки - круглая, остроконечная, почти без узоров и одного тона – повторяет форму боевого шлема, а также форму жилища степных номадов – юрты. И даже сейчас казахи продолжают одевать тюбетейку (тақия) под зимние меховые головные уборы малахай, тымак и др. Х/ф Ангел в тюбетейке: Эта форма была в моде в России до конца 60-х гг. 20 века, вот некоторые примеры: Х/ф Старик Хоттабыч: Х/ф Местро встречи изменить нельзя: Х/ф Кавказская пленница: 3 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 8 ноября, 2012 Автор Поделиться Опубликовано 8 ноября, 2012 Новомодные в 2000-х гг. в мусульманских республиках СНГ белые тюбетейки, почему-то считающиеся арабскими: Так ли это на самом деле? (кстати узбекские власти запретили их как чуждые своим национальным) Мое мнение, что тюркская пратюбетейка или подшлемник имела чрезвычайно широкое распространение, захлестнув Кавказ, Ближний Восток, Европу и др. регионы. К примеру, это: 1. Грузинская войлочная "сванка": 2. Арабские хлопковые "ихляс", "тааджийя", "куфийя" (никогда не видел арабов в тюбетейках, у них исключительно платки, наверное она у них все время под платком): "Ихляс" больше похож на вязанную шапочку: "Куфийя" - это вероятно искаженное тюркское "такъя-тахъя": 3. Еврейская "кипа": 4. Фанцисканская "Кардинальская шапочка": И т.д. 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Polat Опубликовано 9 ноября, 2012 Поделиться Опубликовано 9 ноября, 2012 Тюбетейка по каракалпакский – тақия. В народе ест общий название мужских головных уборов – телпек. Например: басыңдағы телпекпе я орамалма?, т.е. в смысле «ты мужчина или баба». Это статья про каракалпакских тюбетеек: Каракалпакские тюбетейки Республиканский смотр-конкурс тюбетеек. Центральный выставочный зал Академии художеств Узбекистана. Ярко оформленный стенд мастеров из Каракалпакии, постоянно окружен посетителями. Подойдем ближе. Что так заинтересовало всех? На низкой супе, покрытой полотнами с национальной вышивкой, миниатюрная юрта, повторяющая реальную, в мельчайших деталях. В нее даже можно заглянуть. Там, в глубине, миниатюрные перекрытия стянутые ткаными лентами, такими, же, какие украшают все пространство над экспозицией. Внутри под куполом подвешены разноцветные кисточки. Мастер из Каракалпаки поясняет нам, что каждая кисточка означает члена семьи, так, зайдя в каракалпакскую юрту можно узнать, сколько в семье мужчин, сколько женщин, сколько среди детей мальчиков и девочек. Юрта окружена рукотворными куклами в национальных каракалпакских одеждах. Рядом с юртой – россыпь тюбетеек. Именно черных. Ну на то и кора-калпак. «Кара» - черный, «калпак» - остроконечная шапка. Отсюда и название целого народа – каракалпаки. Хотя на каракалпакском языке шапка имеет совершенно другое название, как и впрочем тюбетейка. Такие каракалпакские круглые черные тюбетейки с орнаментом по околышу называются «тахия». Шьют их из бархата, велюра или из войлока. Каракалпакские тюбетейки делятся на женские и мужские по двум признакам: Женские тюбетейки имеют сбоку пышный помпон. Второй признак – в орнаменте. Один и тот же орнамент может быть со скругленными элементами или с острыми углами. Скругленные линии – на женских тюбетейках, ломаные линии – на мужских. Хотя со временем это деление перестало быть столь строгим. Вот например женская тюбетейка с узором «углами». Помпон – очень говорящий элемент. Если он слева, значит перед нами незамужняя девушка. Значит можно знакомиться и сватать. Если помпон справа – значит молодая женщина замужем, и знаки внимания со стороны мужчин недопустимы. Детские тюбетейки яркие, высокие с помпончиком сверху. Старики носят круглую белую тюбетейку уже не с помпоном, а с кисточкой сверху. Ну оно и понятно, за долгую жизнь помпон поистрепался, осталась от него лишь кисточка. Еще одна разновидность тюбетеек – из пестрой ткани классической каракалпакской формы и праздничные тюбетейки с плоским верхом. Но самое интересное в каракалпакских тюбетейках – это узор. В нем вся биография человека, и каждый элемент имеет свое значение. Вот, например, эта тюбетейка расскажет нам, что её владелец из семьи маслоделов. В рисунке его тюбетейки элементы обозначающие подсолнух. Зеленые витиеватые полоски по кругу – означают пшеницу. Значит семья не только подсолнечник растит, но и пшеницу. Род земледельцев значит. А человек, одевший такую тюбетейку – из рода скотоводов. Потому что тюбетейка покрыта орнаментом, обозначающим рожки баранов. Мастер продемонстрировала нам этот элемент на примере окантовки собственного костюма. Прикрыв часть узора рукой, показала, как похож элемент узора на бараньи рога. Эта тюбетейка предназначена для члена семьи садоводов. Яркие цветы обозначают цветущее урюковое дерево. Такую тюбетейку носит член семьи земледельцев. Её украшают символы пшеницы и перевернутый знак «бесконечность», символизирующий благополучие. А вот занятный круглый элемент на тюбетейке. Каракалпаки называют его «плевок царицы». Согласно легенде, в стародавние времена, одна царица увидела красивую работу вышивальщиц и плюнула, чтобы не сглазить. Вот этот царственный плевок и вписался в орнамент. Теперь он имеет значение оберега. Такая каракалпакская вышивка украшает не только тюбетейки, но и современную одежду каракалпаков. Мастерица попросила свою милую помощницу показать верх своего платья. По девочке можно определить, что она не замужем (помпон слева) и что её предки занимались разведением скота. Несколько моделей современной национальной одежды, выполненной мастером из Нукуса, были представлены здесь же. Сама мастер. Автор этих работ. В данный момент она рассказывает об устройстве каракалпакской юрты, элементы которой украшают экспозицию. Изящный деловой костюм на ней – собственная авторская работа. Он украшен вышивкой точно так, как положено оформлять женский каракалпакский костюм. Более удачный и гармоничный стиль для деловой женщины и придумать сложно. Мастер, воссоздавший всю эту красоту – Айзада Нурумбетова. Уже 10 лет занимается возрождением национальных традиций в современной каракалпакской одежде. Многие орнаменты, которые мы видим сегодня в её работах, уникальны и являются результатом долгого поиска Айзады в музеях и архивах. Удивительная женщина, энергичная, яркая, эмоциональная, удивительная рассказчица. Я увидела каракалпакские тюбетейки впервые в жизни, и для меня они стали открытием. Весь мой рассказ – эта малая толика того, что рассказала мастер Айзада Нурумбетова. Она влюблена в свое дело, великолепно знает его, и готова увлеченно рассказывать о нём. Одна из тюбетеек просто запала в душу. Я её примерила (игриво, помпоном налево) и поняла, что тюбетейка просто предназначена мне судьбой. Спросила Айзаду, можно ли заказать такую, … и такой костюм, и такое платье-тунику… Айзада рассмеялась. Объяснила, что конечно можно, и что их мастерская в Нукусе в основном работает под заказ. И что находятся они в здании Нукусского университета, и что их очень поддерживает Комитет Женщин Узбекистана. Мы еще много разговаривали, обменялись телефонами. Их мастерской очень нужно помочь выйти в Сеть. Потому что то, что они делают – уникально. Обыщите весь Интернет, вы не найдете ни одной каракалпакской тюбетейки. А здесь такой богатый пласт! Низкий поклон мастеру Айзаде Нурумбетовой, за её неустанный труд, за золотые руки, за гордость прошлым своей древней и такой многострадальной земли. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Polat Опубликовано 9 ноября, 2012 Поделиться Опубликовано 9 ноября, 2012 Тюбетейка по каракалпакский – тақия. В Каракалпакстане ест город энергетиков Тақиятас (республиканский подченение). 1953 году начали стройку ГРЭС и город Тақиятас (город получил свое название от местность Тахияташ, то есть «камни как тюбетейки»). Недалеко от города в Дашховском вилояте (Туркменистан) железно дорожный станция Тахияташ. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Nurlan5 Опубликовано 9 ноября, 2012 Поделиться Опубликовано 9 ноября, 2012 Дорогие Мырзалар, Нам всем понятно, что тюбетейка служит прежде всего для практических целей - Защиты головы или самого уязвимого места- Темя от прямого попадания Солнечных лучей. Гораздо интереснее Узнать почему узоры на тайка меандром или огурцом это также не просто орнаменты эти узоры имеют назначение или сакральный смысл. Меня более интересует вапрос почему казахские Серы носили Уку тайка - тюбетенйку с султаном из перьев Филина или Совы? Волосы у тюркских народов, считалось содержат информацию о человеке и если завладеть ими можно овладеть духом этого человека. Возможно это обстоятельство или еще какое-то верование предопределят смысл всего разнообразия головных уборов. Например, казахский Колпак, Киргизский колпак высокие и остроконечные - Зачем, ведь это не функционально. Nurlan5 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
eleri Опубликовано 9 ноября, 2012 Поделиться Опубликовано 9 ноября, 2012 наши девушки тоже носят до замужества тюбетейку с перьями филина. наверное что-то связано с женским началом. например, говорят, когда женщина трудно рожает, приносили филина и заставляли его гугать - хотя я не представляю как они это делали. Афина всегда с совой. хотя иногда мне кажется, что их просто было поймать поэтому. но в любом случае была ведь какая-то магия. может такая логика ночная птица - ночной страж - страж от темных сил либо вероятнее - ночь как символ женщины (черная земля) в дополнение к дневным птицам солнца - символам мужчин - соколов, орлов - небо. это догадки конечно. может у рожениц глаза как у филина Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 9 ноября, 2012 Автор Поделиться Опубликовано 9 ноября, 2012 Дорогие Мырзалар, Нам всем понятно, что тюбетейка служит прежде всего для практических целей - Защиты головы или самого уязвимого места- Темя от прямого попадания Солнечных лучей. Гораздо интереснее Узнать почему узоры на тайка меандром или огурцом это также не просто орнаменты эти узоры имеют назначение или сакральный смысл. Меня более интересует вапрос почему казахские Серы носили Уку тайка - тюбетенйку с султаном из перьев Филина или Совы? Волосы у тюркских народов, считалось содержат информацию о человеке и если завладеть ими можно овладеть духом этого человека. Возможно это обстоятельство или еще какое-то верование предопределят смысл всего разнообразия головных уборов. Например, казахский Колпак, Киргизский колпак высокие и остроконечные - Зачем, ведь это не функционально. Nurlan5 Ув. Нурлан5, создав эту тему я хотел бы услышать версии о происхождении тюбетейки, свою я выссказал. Вопрос практического применения тюбетейки в позднее время и в современных условиях (от солнца, снега, дождя, ветра и т.д.) я перед собой не ставил. Под словами "узоры меандром или огурцом" что Вы имели в виду? Узоры в виде стручкового перца на тюбетейках квадратной формы узбеков, таджиков и уйгуров? Перья филина (уку) у казахов считаются ведь оберегом от злых духов, их использовали в качестве навершия на головных уборах (детских, женских и мужских), на музыкальные инструменты (на гриф домбры),на детскую люльку (беск) и др., а сейчас и в качестве амулета в автомашинах, подвешанного к зеркалу в салоне автомобиля. 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Nurlan5 Опубликовано 10 ноября, 2012 Поделиться Опубликовано 10 ноября, 2012 Ув. Нурлан5, создав эту тему я хотел бы услышать версии о происхождении тюбетейки, свою я выссказал. Вопрос практического применения тюбетейки в позднее время и в современных условиях (от солнца, снега, дождя, ветра и т.д.) я перед собой не ставил. Под словами "узоры меандром или огурцом" что Вы имели в виду? Узоры в виде стручкового перца на тюбетейках квадратной формы узбеков, таджиков и уйгуров? Перья филина (уку) у казахов считаются ведь оберегом от злых духов, их использовали в качестве навершия на головных уборах (детских, женских и мужских), на музыкальные инструменты (на гриф домбры),на детскую люльку (беск) и др., а сейчас и в качестве амулета в автомашинах, подвешанного к зеркалу в салоне автомобиля. АскКерБорж, Огурец (Перец) -это плод (земледельческая культура), который приносит счастье. Меандр - непрерывная извилистая линия с циклическим узором по периметру Тюбетейки или Юрты (внутри Здания) символизирует периодичность и цикличность и непрерывность времени. Nurlan5 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 10 ноября, 2012 Автор Поделиться Опубликовано 10 ноября, 2012 АскКерБорж, Огурец (Перец) -это плод (земледельческая культура), который приносит счастье. Меандр - непрерывная извилистая линия с циклическим узором по периметру Тюбетейки или Юрты (внутри Здания) символизирует периодичность и цикличность и непрерывность времени. Nurlan5 Я считаю, что тюбетейка изначально боевой атрибут одежды тюрков степняков, а потому артрибутов земледельческой культуры нести она не могла, это поздние явления и осмысления (видоизменения). Вот Вам пример - добавьте к ней козырек и будет бейсболка. Не станем же мы здесь выяснять семантическую составляющую козырька, как Вы думаете? 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Hooker Опубликовано 11 ноября, 2012 Поделиться Опубликовано 11 ноября, 2012 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Бахтияр Опубликовано 11 ноября, 2012 Поделиться Опубликовано 11 ноября, 2012 вообще всегда считал этот головной убор тюрко-мусульманским, а не иранским и пр. т.к. они его вообще не носят. та тюбетейка что с типа "перцами" у узбеков и таджиков, на самом деле это орех-миндаль, баддам на уйгурском, и она называется у нас баддам-доппа, у нас есть народная легенда о ее появлении, ее придумал лекарь вылечивший человека ханского рода лекарством из миндаля. а перец вообще недавно появившаяся культура в ЦА (американская культура). так что с калампирами лажа. вообще те таджики которые мало контактировали с тюрками ее не носят, у них чалма и беретка. потом у уйгуров по этому летнему головному убору можно было определить юрт и сословие человека его носящего. простолюдин не мог носить доппа знатных людей. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
eleri Опубликовано 11 ноября, 2012 Поделиться Опубликовано 11 ноября, 2012 мне кажется S -образные линии идут от звериного стиля и обозначают Жизнь. Миндалевидные формы тоже оттуда - у нас этот узор называется - булак - источник, родник. Надо я думаю искать разгадки узоров в древности. Все остальное - народная поздняя этимология. Лично я отказался от мифологий и сказок + Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 13 ноября, 2012 Автор Поделиться Опубликовано 13 ноября, 2012 Специально для Eleri. Космогония тюбетейки: http://www.sanat.orexca.com/rus/archive/3-4-05/cosmogony.shtml 2 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 13 ноября, 2012 Автор Поделиться Опубликовано 13 ноября, 2012 НАЗВАНИЯ: Русское название «тюбетейка» - от татарского «tübətəy (түбәтәй)» (түбә – вершина) Татарское – такыя, тафья, tübətəy (түбәтәй) Узбекское – дўппи (do`ppi) - в Самарканде тюбетейка называется «калпок», «калапок», в других районах наиболее распространенным термином является «дуппи» (Ташкент, Ферганская долина, Хорезм и другие) Уйгурское - доппа или бөк Таджикское - тўппӣ (северный диалект), тоққӣ (южный диалект) Туркменский – tahýa (тахъя) – круглые или квадратные Азербайджанское – арахчын Карачево-балкарское – тахя, ракшын (см: азербайджанское – арахчын) Кыргызское – тебетей Казахское – тақия (такъя) В основе всех названий (кроме такыя-такъя) лежит тюркское слово «тобе/тюбе/топе», означающего вершину, верхушку горы, в перен. смысле вершину, макушку головы. Значениеже второго слова «тақъя» - это купол и именно сферической формы. Примеры: Тақъя тепе – гора, кажется в Крыму; Название горы в Крыму полностью подтверждает предложенные объяснения двух основных названий головного убора - ТАҚЪЯ (сферический, остроконечный купол) и ТӨБӨ (вершина): Такья-Тепе - куполообразная голая вершина; вост. склон лесистый с полянами, юж. ступенчатый, обрывистый. Ю-вост. оконеч. хр. Кара-Тау, в 4,5 км. к ССВ от нп Генеральское (Алушт.) тюрк. такья - тюбетейка, ермолка - по форме вершины 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 13 ноября, 2012 Автор Поделиться Опубликовано 13 ноября, 2012 Шапка Мономаха, не правда ли на тюбетейку? 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 13 ноября, 2012 Автор Поделиться Опубликовано 13 ноября, 2012 Название горы в Крыму полностью подтверждает предложенные объяснения двух основных названий головного убора - ТАҚЪЯ (сферический, остроконечный купол) и ТӨБӨ (вершина): Русская ТАФЪЯ:Объяснения по этимологическии и толковым словарям:Тафья́ "шапочка, шапка опричника" (Стоглав и Опись имущ. Бориса Годунова; см. Срезн. III, 928). Через *тахья из тур., тат. takja "шапка", чув. tохjа от араб. ṭāḳijа – то же (Радлов 3, 789 и сл.); см. Корш, AfslPh 9, 672; ИОРЯС 8, 4, 13; Локоч 157. Ср. такья́.Старинная маленькая шапочка, похожая на тюбетейку, существовавшая на Руси со времён татаро-монгольского ига. В 16 веке её не снимали даже в церкви.Устар. маленькая круглая шапочка, которую носили в старину (обычно под шапкой).Сугубо русский мужской домашний головной убор привилегированных сословий. Регулярное упоминания в летописях 16 веков.Этот головной убор был заимствован у тюркских народов, произошел от азиатской тюбетейки.Сейчас у казахов есть головной убор "такия" по русски называемая тюбетейка. 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 13 ноября, 2012 Автор Поделиться Опубликовано 13 ноября, 2012 Даже в Индии и в Непале у мужчин существует головной убор ТОПИ, похожий на тюбетейку. Национальный мужской головной убор в Непале – шапочки из хлопчатобумажной ткани характерной расцветки, называемые «топи» ("Непали топи"). Бхактапур - родина "топи", отсюда пошло и название шапочек – их историческое имя «Патгаули топи» (что происходит от старого названия города). В Бхактапуре традиционно изготавливают ткань для шапочек – ее прядут на машинах, на непальском языке называемых «таан»: Гималаи: Топи (Индия) - этот головной убор имеет явный индийский колорит и происходит из долины Ганга. Индийский стиль достигается замысловатыми узорами вышивки в виде т.н. "турецких огурцов", а также многочисленным бисером. Такие шапочки носят преимущественно подростки и молодые люди, в то время как более консервативные поколения предпочитают либо менее броскую белую такыю, надеваемую на молитву, либо дополнительно укрывать голову платком: Синдхи: Химачал прадеш: 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 13 ноября, 2012 Автор Поделиться Опубликовано 13 ноября, 2012 Как считал Н.И.Воробьев, настоящая татарская тюбетейка была полусферическая такья, которая развивалась возможно из подшлемника средневековых воинов. Покрой «мирных» головных уборов в эпоху средневековья почти всегда имитировал боевые наголовья. По такому принципу кроилась вся одежда. Популярные в те времена колпаки (клобуки) служили прекрасными подшлемниками для сфероконических шлемов. Позже, когда шлемы приобрели низкие куполообразные очертания, их заменили тюбетейки. Знаменитый треух имеет нащёчники и назатыльник, как у настоящего шлема. Надетый на него железный шлем автоматически превращал эту шапку в защитное снаряжение. Такыя, сшитая из отдельных клиньев, относится к наиболее старинным видам. Как считают исследователи, происхождением своим она обязана подшлемнику древнего воина. 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 13 ноября, 2012 Автор Поделиться Опубликовано 13 ноября, 2012 Половецкие головные уборы - подшлемники/такъя? 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 13 ноября, 2012 Автор Поделиться Опубликовано 13 ноября, 2012 Как следствие монгольского влияния в русском костюме остались некоторые предметы восточного обихода: тюбетейка (тафья) , пояса (кушаки), откидные рукава, армяк, башлык, башмаки прочее. 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
eleri Опубликовано 13 ноября, 2012 Поделиться Опубликовано 13 ноября, 2012 Специально для Eleri. Космогония тюбетейки: http://www.sanat.orexca.com/rus/archive/3-4-05/cosmogony.shtml рахмет бауырым, очень интересно я не одиноки во вселенной. чудикиса случаются Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Aldar-Kose Опубликовано 14 ноября, 2012 Поделиться Опубликовано 14 ноября, 2012 Если основным назначением тюбетейки было - подшлемник, то почему тогда на нее стали цеплять перья, веревочки, даже девушки носили. Мне кажется, что у тюбетейки изначально была функция обычного головного убора, который весьма кстати оказалось удобным использовать как подшлемник. Ведь металл стали обрабатывать позже чем войлок. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Аrсен Опубликовано 14 ноября, 2012 Поделиться Опубликовано 14 ноября, 2012 уйгурская допа шиман Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 15 ноября, 2012 Автор Поделиться Опубликовано 15 ноября, 2012 Если основным назначением тюбетейки было - подшлемник, то почему тогда на нее стали цеплять перья, веревочки, даже девушки носили. Я считаю это поздними дополнениями. Это подтверждается, к примеру, тем, что имеются древние изображения подшлемника в форме круглой и остроконечной тюбетейки, но нет изображений древних изображений тюбетейки в узком смысле слова. Заметьте еще, что тюбетейки видоизмененные от эталона (подшлемника), а это плоские, купольные, с кисточками и перьями и т.д. присутствуют у народов, не имевших в древности металлические конусообразные боевые шлемы или имевших их очень давно. Напротив, у народов имевших такие шлемы в недавнем прошлом тюбетейки сохранили форму и вид подшлемника. Ведь металл стали обрабатывать позже чем войлок. Не думаю. 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Вольга Опубликовано 15 ноября, 2012 Поделиться Опубликовано 15 ноября, 2012 \\Как следствие монгольского влияния в русском костюме остались откидные рукава, армяк, башлык, башмаки\\ Многоуважаемый АксКерБорж, вот тут вы явно погорячились . Длинные откидные рукава известны на Руси задолго до нашествия монголов, а башмаки и сапоги были основной обувью. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться