Перейти к содержанию
Tengeribeki

Танец "Кара жорга" исконно кыргызский и казахский или заимстов

Рекомендуемые сообщения

Танец "би, бий, биелгээ" - был у монголов (ойротов или западных) и у алтайских тюрков, казахов в том числе. Этот танец делается внутри юрты в ограниченном пространстве, поэтому в основном двигаются только руки, голово, корпус тела.

 

А современный танец "кара жорга" у казахстанцев, просто модификация современного типа как казахстанский "гангнам стайл".

У казахстанцев сделали популярным или привезли этот танец, наверное оралманы из Монголии.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  В 04.12.2013 в 17:23, Zuungar сказал:

"Даже Ермолов писал, что, когда пришел на Кавказ, он прогнал чеченцев из Прикумья и Прикаспия, отняв у них около миллиона голов только мелкого рогатого скота. В одной из чеченских легенд "Об изгнании калмыков из Чечни" говорится о том, что калмыки, пришедшие на Северный Кавказ в XVI в., заняли почти всю чеченскую равнину, оттеснив ногайцев. Ставка известного калмыцкого Аюк-хана находилась в современном чеченском селе Элестанжи. В середине XVIII в. чеченцы решили избавиться от калмыков, но, рассчитав свои силы и убедившись в невозможности победить их в бою, пошли на то, что выдали за калмыцкого хана самую красивую девушку, чтобы Аюк-хан со своим кочевым народом ушел в Астраханские степи. Хан согласился наэтих условиях удалиться. "

 

В принципе, могу кинуть вам ссылку на расово кавказский кумыкский сайт. Статейка интересная ведь, наши (калмыко-дагские) взаимоотношение пока еще в тумане. Но радует то, что даги хоть что-то еще выискиывают. Нашим-то (калмыцким) историкам абсолютно пополам на тех кто живет южнее Кумы.

 

Ах вот оно что, Вы под кавказцами имели в виду калмыков, ногайцев? :) А я то грешным делом подумал что грузин, армян.   :az1:

 

И что? Не вижу никакой связанной мысли. А если Вы машете передо мной мужскими танцами у калмыков, кумыков и ногайцев, то это ерунда, потому что могу Вам ответить, что это влияние Кавказа.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  В 05.12.2013 в 03:15, Rust сказал:

 

  В 04.12.2013 в 07:23, АксКерБорж сказал:

 

  В 03.12.2013 в 18:52, arstanomar сказал:

АКБ признайся, что Zuungar тебя "убил". :)

И еще казахи говорят: жеңілген күреске тоймады - побежденный никак не насытится борьбой.

Пора остановиться!

 

Ув. Арсеке, я ему задал встречное предложение, если сможет оответить и тем самым обосновать свое "убийство" :az1: , то флаг ему в руки, а пока что судить о чем то рано. 

Сондықтан дауды доғарып тастауға ертерек деп ойлаймын.

 

 

АКБ - дайте перевод, иначе скрою пост.

 

Сондықтан дауды доғарып тастауға ертерек деп ойлаймын - Поэтому прекращать спор думаю рановато.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  В 05.12.2013 в 03:19, Rust сказал:

Насчет танцев у настоящих кочевников советую вспомнить так называемые половецкие пляски.

 

Не было никаких мужских плясок у половцев, это современная выдумка для оперной постановки. Кстати этот вопрос уже обсуждался в теме.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  В 05.12.2013 в 05:24, enhd сказал:

Танец "би, бий, биелгээ" - был у монголов (ойротов или западных) и у алтайских тюрков, казахов в том числе. Этот танец делается внутри юрты в ограниченном пространстве, поэтому в основном двигаются только руки, голово, корпус тела.

 

А современный танец "кара жорга" у казахстанцев, просто модификация современного типа как казахстанский "гангнам стайл".

У казахстанцев сделали популярным или привезли этот танец, наверное оралманы из Монголии.

 

Давайте послушаем знатока казаховеда-цаатана :) , он прав, за исключением того, что танцы были у казахов. А "Кара жорга" пришел из алтайских казахов, т.е. Синьцзяня КНР, а не из Монголии.    

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  В 05.12.2013 в 10:59, АксКерБорж сказал:

 

  В 05.12.2013 в 05:24, enhd сказал:

Танец "би, бий, биелгээ" - был у монголов (ойротов или западных) и у алтайских тюрков, казахов в том числе. Этот танец делается внутри юрты в ограниченном пространстве, поэтому в основном двигаются только руки, голово, корпус тела.

 

А современный танец "кара жорга" у казахстанцев, просто модификация современного типа как казахстанский "гангнам стайл".

У казахстанцев сделали популярным или привезли этот танец, наверное оралманы из Монголии.

 

Давайте послушаем знатока казаховеда-цаатана :) , он прав, за исключением того, что танцы были у казахов. А "Кара жорга" пришел из алтайских казахов, т.е. Синьцзяня КНР, а не из Монголии.    

 

Алтайские и китайские казахи - есть монгольские казахи они из одного края. Они как раз тесно уживались с монголами, и везде идут за монголами и живут рядом с ними.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  В 05.12.2013 в 12:03, enhd сказал:

Алтайские и китайские казахи - есть монгольские казахи они из одного края. Они как раз тесно уживались с монголами, и везде идут за монголами и живут рядом с ними.

 

Вы меня не поняли, поэтому пишите что попало. :)

 

Зря я использовал слово "Алтай", оно сбило Вас с толку. Уточню, что казахи под словом Алтай не имеют в виду сам Алтай, под этим названием понимают географический район в Синьцзяне (северной Джунгарии), населенный казахскими племенами. Казахи никогда не используют название "китайские", потому что в состав Китая этот район вошел по историческим меркам недавно, хотя казахские племена населяют этот район издревле.

 

А район западной Монголии, также населенный казахми, называют Кобда. Аналогично, казахи никогда не используют название "монгольские".

 

Между казахами Кобды (Монголии), казахами Алтая (Китая) и казахами Казак ели (собственно Казахстана) практически не было никаких связей с момента образования границ между СССР и КНР. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

түрік халқының Зейбек биі 2

түрік халқының Зейбек биі

Турецкий танец Зейбек. Видимо тоже слямзили у монголов? :)
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  В 20.12.2013 в 01:40, Polat сказал:

Если дальше так судит, то узбекский танец "андижанская полька" тоже танец монголов??? :lol:

"андижанская полька" по музыке и движениям напоминает татарский танец.

Учитывая, что слово полька происходит от Полония, Polska,  т.е. польский танец, видимо, такие танцы - наследие сарматского времени, распространившееся повсюду.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin

Думаю, что у всех оседлых ранее народов в культуре есть танцевальные традиции. У кочевников думаю, что тоже были свои танцы, в том числе и мужские.

 

Весь оффтоп, не относящийся к теме удален. Попрошу придерживаться темы.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Происхождение казахского танца «Кара-жорга»

( на основе исследовательских записей народного художника Казахстана Аубакира Исмаилова)
А.М.Исмаилова


«проживая мифы, мы выходим из
Времени хронологического и вступаем
в пределы качественно другого времени,
Времени Сакрального»
М.Эллиаде «Аспекты мифа» 



Танцевальная культура в кочевом мире насчитывает тысячелетия. Появившись как ритуально-религиозное действо, танец стал постепенно обретать характерные бытовые особенности, разделяясь на виды и специфические подвиды, а также , в зависимости от ареала распространения танца, приобретая особенные местные черты.
У казахского народа танец имеет огромное количество разновидностей: танцы воинственные, охотничьи, имитационные танцы (наподобие танцев буркут-коян), танцы с чучелом («ортеке-би»), танцы баксы, сольные танцы, носящие индивидуальный почерк народного исполнителя, танцы с элементами танцев других народов («калмакша би»). Каждый танец исполняется по-особенному в зависимости от территории и области, именно поэтому в казахском танце несколько стилей исполнения у каждого танца: карагандинский стиль исполнения, джетысуйский, западно-казахстанский, а также сыньзяно-уйгурский и монгольский стили исполнения казахских танцев.
Один из наиболее популярных танцев, на истории и происхождении которого мы хотели бы остановиться: казахский танец кара-жорга.
Как пишет в своих исследовательских записях Аубакир Исмаилов: «Кара-жорга - танец, воплощающий в себе различные оттенки, приемы, в нем соединились воинственность и скоморошество, мягкая колыбельность и мобильность, быстрота и спокойная грациозность».
Кара-жорга имеет в народе несколько названий: «жоргалау», «жорганы еликтеу». Аубакир Исмаилов после долгих поисков , наблюдений, а также диалогов с очевидцами исполнения кара-жорга отмечает несколько стилей исполнения этого танца , который исполнялся по-разному в разных областях Казахстана. Существовали такие виды кара-жорга как: «кос-жорга», «еркек-жорга», в Восточном Казахстане кара-жорга исполнялся как парный танец на манер «кызалу-кашу», а на Каспии , по сообщениям Керея Кодарова ,кара-жорга называли «шайтанкок».Кроме того, особая манера этого танца существовали в Алтайском округе, в Сары-Суме, а также в Тарбагатае.
Первые записи танца кара-жорга были произведены Аубакиром Исмаиловым в 1928 году от Актая Маманова, руководителя художественной самодеятельности интерната Казкомуны в Петропавловске. Отдельные элементы танца Аубакир Исмаилов внес в свои записи, наблюдая за исполнением народного исполнителя Дюсенбека, в народе бытовало его сценическое имя «аркасыбар дуйсенбек», проживавшего в ауле №6 Тельмановского района Карагандинской области, на родине Аубакира Исмаилова.
В том же 1928 году Аубакир Исмаилов вместе со своим другом художником А.Шегебековым исполнили кара-жорга на сцене Дома культуры в Петропавловске. В своих записях этого танца Аубакир Исмаилов отмечает особое исполнение этого танца такими народными исполнителями как: Бижыбай Исхак( семиреченский вид кара-жорга), а также Доскея Алимбая.
В исследовании этого танца Аубакир Исмаилов отмечает важное обстоятельство, раскрывающее корни происхождения кара-жорга : «танец этот исполнялся чаще всего во время обряда «шильдехана».Эти строки наводят на мысль о непростом происхождении танца, а точнее, о его сакраментальном значении .
В своей книге «аспекты мифа» культуролог Мирче Эллиаде приводит слова представителей индейских племен: «если мы не знаем, откуда идет танец, не будем об этом говорить. Если нам неизвестно происхождение танца , нельзя его исполнять»,- говорит шаман из племени нахо, и как бы подтверждая его слова, танцор из племени уитото сообщает: «это мифы нашего отца, его собственные слова. они есть, и поэтому мы танцуем, и если бы он нам их не дал, то не было бы никакого танца» .
Сакральность танца кара-жорга не вызывает сомнений, возможно , исследуя его корни объясняя причины возникновения, расшифровывая заложенный тайный смысл, появляется хотя бы минимальная вероятность проникновения в тот сакральный мир номадов, утерянный за тысячелетия, а также в то Сакральное Время начал. Через исполнения космогонических мифов, поэты возвращали реальность к ее истоку, через исполнение мифа в танце, происходило аналогичное свершение. Именно об этом постоянно пишет в своих записях Аубакир Исмаилов , акцентируя больше на происхождении танца, его символах.
Время исполнения танца кара-жорга: время первой инициации ребенка –это время первого Посвящения ребенка в Мир, в общество, в семью. Этот момент в кочевом мире играл самую важную роль наряду с инициацией, религиозным посвящением и погребальным обрядом. В это время заново исполняется главный миф тюрков, миф о сотворении Мира, о Тенгри.
«Каждое новое рождение представляет собой символическое воспроизведение космогонии о мифической истории племени. Это воспроизведение имеет целью ритуально приобщить младенца к сакраментальной реальности мира и культуры и таким образом подтвердить его существование в соответствии с мифическими парадигмами. Более того : ребенок, который только что родился, приобщается к целому ряду начал». (Мирче Эллиаде) .
Исполнение танца кара-жорга в самый важный период для ребенка , возможно, имело несколько значений. Во-первых, приобщение ребенка к миру номадов:он знакомился с образом жизни кочевника, всегда находящегося на коне. Темп танца пытался передать основной настрой жизненной реальности кочевника, он создавал главное направление будущей жизни новорожденного – направление вперед, несмотря на препятствия, направление конструктива, оптимизма и мобильности. Кроме того в кара-жорга присутствует очистительный момент, а также охранительный, одновременно для ребенка и для пришедших гостей.
В подтверждение к вышесказанному приведем цитату Мирче Эллиаде: «термин “kalusari”, означающий «колдовские пляски», на уровне лингвистики восходит к римскому «саl»- «конь»-по ритмам, мелодиям и движениям –к очистительному ритуалу тайных обществ. А конь наряду с птицей , является медиатором между мирами, погребальным животным»
Мистический опыт всегда подкрепляется реальной действительностью, и сакраментальность танца кара-жорга , имеющего кроме космологического и очистительного значения, также охранительный признак, все же несет в себе и бытовые, социальные особенности казахского народа. Именно поэтому в замечаниях к исполнению танца кара-жорга Аубакир Исмаилов особо подчеркивает манеру исполнения этого танца: «Кара- жорга -танец джигита-наездника, знающего мастерство верховой езды. Он рисует веселое, задорное настроение всадника со всеми его повадками танец имеет жизнерадостный, задорный, стремительный, азартный характер» .
Вследствие огромной смысловой и символической нагрузки танец кара-жорга на протяжении огромного времени постоянно исполнялся в народе, приобретая новые особенности и стили.
Мы можем отметить исполнение этого танца такими исполнителями как Бижыбай Исхак, Доскей Алимбай.В 1936 году на фестивале народного танца в Москве танец кара-жорга исполнялся Сарсембаевым.Х., Утегеновым.М., Болшакбаевым.
В 1934 году Аубакир Исмаилов поставил танец кара-жорга для актерской группы ГИТИСа, а в 1939 году танец появился в репертуаре ансамбля народного танца при Государственной Филармонии также в постановке Аубакира Исмаилова.
Элементы танца кара-жорга были использованы в постановке спектакля «Айман-Шолпан» в балетмейстерской редакции Али Ардобуса и Аубакира Исмаилова. Можно говорить об особой манере исполнения танца в постановке балетмейстера Али Ардобуса, который обогатил танец кара-жорга новыми элементами.
В 1943 году на сцене Театра Оперы и балета им.Абая была поставлена «Казахская танцевальная сюита»,где также исполнялся кара-жорга в постановке Аубакира Исмаилова.
В 1959году танец кара-жорга заворожил всех зрителей на выставке достижений в Монреале своим ритмом, особым настроем и удивительной энергетикой.
Профессиональная запись танца кара-жорга была воспроизведена Аубакиром Исмаиловым в соавторстве с Дауреном Абировым в их совместном труде «Казахские народные танцы» в 1961 году.
Следует отметить также несколько видов музыкального сопровождения танца «Кара-жорга»: кроме мелодии общепринятой ,танец исполнялся под «Бозайгыр», а также , как отмечает Аубакир Исмаилов в своем исследовании, существовал третий музыкальный вариант мелодии для кара-жорга, под которую исполнял свой танец народный исполнитель Бижыбай Исхак.
Свое небольшое исследовательское эссе о танце кара-жорга мы завершим словами Аубакира Исмаилова: «В казахском народном эпосе, в легендах встречаются прямые указания о танцах и плясках. Но много разных причин :религиозных, социальных, тяжелая жизнь казахского народа в течение многих веков, варварское отношение колонизаторов и феодалов к культуре, способствовали забвению чудесного, жизнерадостного искусства танца казахов…но все же много танцев дошло до нашего времени, с разными манерами их исполнения в зависимости от областей Казахстана, где они исполняются по-разному, своеобразно, самобытно.»
----------------------------------------------------------
Краткие данные об авторе: 
Айым Муратовна Исмаилова в 1997 году закончила филологический факультет Алматинского Государственного Университета им.Абая (отделение русской и мировой литературы).В 2007 году выпустила поэтический сборник «История нежности»(Франция, Париж).Печатается в журналах «Аполлинарий», «Казахстанский мир балета», «Евразия». Статьи , опубликованные в 2010 году: «Мгновения из жизни другого»(«Казахстанский мир балета»,№1\\ «Нижинский-клоун Бога»( «Казахстанский мир балета»,№2)\\ «Казахский национальный танец кара-жорга» («Казахстанский мир балета»,№3)\\ «Номадология синема» («Евразия» №1)

http://turkolog.narod.ru/info/kz-qara.htm

Қара жорға ойнаңдар, қой десе де қоймаңдарqazaq1.gifflag_kz.gif
 

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вот именно что, мнения диаметрально противоположные.

 

А где собственно были все эти новоявленные "хореографы - исследователи" мужского казахского танца до появления репатрианта казаха из Китая? 

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Казахские танцы с музыкой


Для АКБ и других, кто в танке.

Казахские танцы.

 

Если человек не хочет видеть и понять, то доказать невозможно!

  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  В 10.01.2014 в 05:55, arstanomar сказал:

 

 
Для АКБ и других, кто в танке.
Казахские танцы.
 
Если человек не хочет видеть и понять, то доказать невозможно!

 

 

Все эти танцы-шманцы (кара-жорга, камажай и т.п.), приведенная вами картинка (кстати на ней не изображены казаки) и т.п. были придуманы в Советские времена, когда формировались театры и прочий массово культурный досуг. Все это мистификация нашей истории.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  В 10.01.2014 в 06:36, Aiba сказал:

 

  В 10.01.2014 в 05:55, arstanomar сказал:

 

 
Для АКБ и других, кто в танке.
Казахские танцы.
 
Если человек не хочет видеть и понять, то доказать невозможно!

 

 

Все эти танцы-шманцы (кара-жорга, камажай и т.п.), приведенная вами картинка (кстати на ней не изображены казаки) и т.п. были придуманы в Советские времена, когда формировались театры и прочий массово культурный досуг. Все это мистификация нашей истории.

 

Да нет, это дореволюционные рисунки. 

Если человек сильно захотел во что упереться, то трудно отговорить от этого :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  В 10.01.2014 в 09:49, arstanomar сказал:

 

это дореволюционные рисунки. 

 

 

ссылку на дату изготовления этого рисунка и автора в студию плиз....

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  В 10.01.2014 в 05:55, arstanomar сказал:

Для АКБ и других, кто в танке.

Казахские танцы.
Если человек не хочет видеть и понять, то доказать невозможно!

 

Уважаемый Арсеке, ерунда этот рисунок, на нем казахи и казашки с правым запАхом халатов как халхи и маньчжуры, одно это уже вызывает подозрения, потом юрты какие-то чумовые, да и танцуют ведь женщины, если не считать пару захмелевших от кымыза киргиз-кайсаков.  :) 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Происхождение казахского танца «Кара-жорга»

( на основе исследовательских записей народного художника Казахстана Аубакира Исмаилова)
А.М.Исмаилова


«проживая мифы, мы выходим из
Времени хронологического и вступаем
в пределы качественно другого времени,
Времени Сакрального»
М.Эллиаде «Аспекты мифа» 



Танцевальная культура в кочевом мире насчитывает тысячелетия. Появившись как ритуально-религиозное действо, танец стал постепенно обретать характерные бытовые особенности, разделяясь на виды и специфические подвиды, а также , в зависимости от ареала распространения танца, приобретая особенные местные черты.
У казахского народа танец имеет огромное количество разновидностей: танцы воинственные, охотничьи, имитационные танцы (наподобие танцев буркут-коян), танцы с чучелом («ортеке-би»), танцы баксы, сольные танцы, носящие индивидуальный почерк народного исполнителя, танцы с элементами танцев других народов («калмакша би»). Каждый танец исполняется по-особенному в зависимости от территории и области, именно поэтому в казахском танце несколько стилей исполнения у каждого танца: карагандинский стиль исполнения, джетысуйский, западно-казахстанский, а также сыньзяно-уйгурский и монгольский стили исполнения казахских танцев.
Один из наиболее популярных танцев, на истории и происхождении которого мы хотели бы остановиться: казахский танец кара-жорга.
Как пишет в своих исследовательских записях Аубакир Исмаилов: «Кара-жорга - танец, воплощающий в себе различные оттенки, приемы, в нем соединились воинственность и скоморошество, мягкая колыбельность и мобильность, быстрота и спокойная грациозность».
Кара-жорга имеет в народе несколько названий: «жоргалау», «жорганы еликтеу». Аубакир Исмаилов после долгих поисков , наблюдений, а также диалогов с очевидцами исполнения кара-жорга отмечает несколько стилей исполнения этого танца , который исполнялся по-разному в разных областях Казахстана. Существовали такие виды кара-жорга как: «кос-жорга», «еркек-жорга», в Восточном Казахстане кара-жорга исполнялся как парный танец на манер «кызалу-кашу», а на Каспии , по сообщениям Керея Кодарова ,кара-жорга называли «шайтанкок».Кроме того, особая манера этого танца существовали в Алтайском округе, в Сары-Суме, а также в Тарбагатае.
Первые записи танца кара-жорга были произведены Аубакиром Исмаиловым в 1928 году от Актая Маманова, руководителя художественной самодеятельности интерната Казкомуны в Петропавловске. Отдельные элементы танца Аубакир Исмаилов внес в свои записи, наблюдая за исполнением народного исполнителя Дюсенбека, в народе бытовало его сценическое имя «аркасыбар дуйсенбек», проживавшего в ауле №6 Тельмановского района Карагандинской области, на родине Аубакира Исмаилова.
В том же 1928 году Аубакир Исмаилов вместе со своим другом художником А.Шегебековым исполнили кара-жорга на сцене Дома культуры в Петропавловске. В своих записях этого танца Аубакир Исмаилов отмечает особое исполнение этого танца такими народными исполнителями как: Бижыбай Исхак( семиреченский вид кара-жорга), а также Доскея Алимбая.
В исследовании этого танца Аубакир Исмаилов отмечает важное обстоятельство, раскрывающее корни происхождения кара-жорга : «танец этот исполнялся чаще всего во время обряда «шильдехана».Эти строки наводят на мысль о непростом происхождении танца, а точнее, о его сакраментальном значении .
В своей книге «аспекты мифа» культуролог Мирче Эллиаде приводит слова представителей индейских племен: «если мы не знаем, откуда идет танец, не будем об этом говорить. Если нам неизвестно происхождение танца , нельзя его исполнять»,- говорит шаман из племени нахо, и как бы подтверждая его слова, танцор из племени уитото сообщает: «это мифы нашего отца, его собственные слова. они есть, и поэтому мы танцуем, и если бы он нам их не дал, то не было бы никакого танца» .
Сакральность танца кара-жорга не вызывает сомнений, возможно , исследуя его корни объясняя причины возникновения, расшифровывая заложенный тайный смысл, появляется хотя бы минимальная вероятность проникновения в тот сакральный мир номадов, утерянный за тысячелетия, а также в то Сакральное Время начал. Через исполнения космогонических мифов, поэты возвращали реальность к ее истоку, через исполнение мифа в танце, происходило аналогичное свершение. Именно об этом постоянно пишет в своих записях Аубакир Исмаилов , акцентируя больше на происхождении танца, его символах.
Время исполнения танца кара-жорга: время первой инициации ребенка –это время первого Посвящения ребенка в Мир, в общество, в семью. Этот момент в кочевом мире играл самую важную роль наряду с инициацией, религиозным посвящением и погребальным обрядом. В это время заново исполняется главный миф тюрков, миф о сотворении Мира, о Тенгри.
«Каждое новое рождение представляет собой символическое воспроизведение космогонии о мифической истории племени. Это воспроизведение имеет целью ритуально приобщить младенца к сакраментальной реальности мира и культуры и таким образом подтвердить его существование в соответствии с мифическими парадигмами. Более того : ребенок, который только что родился, приобщается к целому ряду начал». (Мирче Эллиаде) .
Исполнение танца кара-жорга в самый важный период для ребенка , возможно, имело несколько значений. Во-первых, приобщение ребенка к миру номадов:он знакомился с образом жизни кочевника, всегда находящегося на коне. Темп танца пытался передать основной настрой жизненной реальности кочевника, он создавал главное направление будущей жизни новорожденного – направление вперед, несмотря на препятствия, направление конструктива, оптимизма и мобильности. Кроме того в кара-жорга присутствует очистительный момент, а также охранительный, одновременно для ребенка и для пришедших гостей.
В подтверждение к вышесказанному приведем цитату Мирче Эллиаде: «термин “kalusari”, означающий «колдовские пляски», на уровне лингвистики восходит к римскому «саl»- «конь»-по ритмам, мелодиям и движениям –к очистительному ритуалу тайных обществ. А конь наряду с птицей , является медиатором между мирами, погребальным животным»
Мистический опыт всегда подкрепляется реальной действительностью, и сакраментальность танца кара-жорга , имеющего кроме космологического и очистительного значения, также охранительный признак, все же несет в себе и бытовые, социальные особенности казахского народа. Именно поэтому в замечаниях к исполнению танца кара-жорга Аубакир Исмаилов особо подчеркивает манеру исполнения этого танца: «Кара- жорга -танец джигита-наездника, знающего мастерство верховой езды. Он рисует веселое, задорное настроение всадника со всеми его повадками танец имеет жизнерадостный, задорный, стремительный, азартный характер» .
Вследствие огромной смысловой и символической нагрузки танец кара-жорга на протяжении огромного времени постоянно исполнялся в народе, приобретая новые особенности и стили.
Мы можем отметить исполнение этого танца такими исполнителями как Бижыбай Исхак, Доскей Алимбай.В 1936 году на фестивале народного танца в Москве танец кара-жорга исполнялся Сарсембаевым.Х., Утегеновым.М., Болшакбаевым.
В 1934 году Аубакир Исмаилов поставил танец кара-жорга для актерской группы ГИТИСа, а в 1939 году танец появился в репертуаре ансамбля народного танца при Государственной Филармонии также в постановке Аубакира Исмаилова.
Элементы танца кара-жорга были использованы в постановке спектакля «Айман-Шолпан» в балетмейстерской редакции Али Ардобуса и Аубакира Исмаилова. Можно говорить об особой манере исполнения танца в постановке балетмейстера Али Ардобуса, который обогатил танец кара-жорга новыми элементами.
В 1943 году на сцене Театра Оперы и балета им.Абая была поставлена «Казахская танцевальная сюита»,где также исполнялся кара-жорга в постановке Аубакира Исмаилова.
В 1959году танец кара-жорга заворожил всех зрителей на выставке достижений в Монреале своим ритмом, особым настроем и удивительной энергетикой.
Профессиональная запись танца кара-жорга была воспроизведена Аубакиром Исмаиловым в соавторстве с Дауреном Абировым в их совместном труде «Казахские народные танцы» в 1961 году.
Следует отметить также несколько видов музыкального сопровождения танца «Кара-жорга»: кроме мелодии общепринятой ,танец исполнялся под «Бозайгыр», а также , как отмечает Аубакир Исмаилов в своем исследовании, существовал третий музыкальный вариант мелодии для кара-жорга, под которую исполнял свой танец народный исполнитель Бижыбай Исхак.
Свое небольшое исследовательское эссе о танце кара-жорга мы завершим словами Аубакира Исмаилова: «В казахском народном эпосе, в легендах встречаются прямые указания о танцах и плясках. Но много разных причин :религиозных, социальных, тяжелая жизнь казахского народа в течение многих веков, варварское отношение колонизаторов и феодалов к культуре, способствовали забвению чудесного, жизнерадостного искусства танца казахов…но все же много танцев дошло до нашего времени, с разными манерами их исполнения в зависимости от областей Казахстана, где они исполняются по-разному, своеобразно, самобытно.»
----------------------------------------------------------
Краткие данные об авторе: 
Айым Муратовна Исмаилова в 1997 году закончила филологический факультет Алматинского Государственного Университета им.Абая (отделение русской и мировой литературы).В 2007 году выпустила поэтический сборник «История нежности»(Франция, Париж).Печатается в журналах «Аполлинарий», «Казахстанский мир балета», «Евразия». Статьи , опубликованные в 2010 году: «Мгновения из жизни другого»(«Казахстанский мир балета»,№1\\ «Нижинский-клоун Бога»( «Казахстанский мир балета»,№2)\\ «Казахский национальный танец кара-жорга» («Казахстанский мир балета»,№3)\\ «Номадология синема» («Евразия» №1)

 

Источник: http://turan.info/forum/showthread.php?t=8035

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Казахская танцевальная культура

post33small1.jpgС музыкальным фольклором, свадьбой и сватовством, сопровождавшими их обрядовыми песнями, танцами, с играми-состязаниями, пантомимой непосредственно связана самобытная танцевальная культура казахского народа. Хотя многие канонические формы древних плясок не дошли до нас, в памяти народной остались их сюжетная тематика, традиционные увлечения многих поколений, идеалы танцевальной пластики, ибо этот вид искусства у казахов никогда не ограничивался определенной, раз и навсегда выработанной системой жестов, движений и «механикой» танца. Изучение фольклора, памятников материальной культуры, письменных источников, лексикона самого казахского языка дает основание утверждать, что танцы, будь это — шаманские, плясовые или игровые состязательные, сопровождали весь процесс развития казахского общества с глубокой древности до наших дней, обогащая его духовную культуру. Сохранились некоторые народные танцы, в которых прослеживаются мотивы жизненного уклада казахов в прошлом.

По сюжетной направленности, характеру и манере исполнения казахские танцы можно подразделить на следующие группы:

Ритуально-обрядовые — «Баксы ойыны», «Айкосак» (пляски баксы), «Жезтырнак» (пляска ведьмы), «Буынби» (танец суставов), «Жар-жар» (пляска с одноименной ритуальной песней), «Коштасу» (прощание невесты с подругами), «Айда, былпым» (танец молодухи), «Келиншек» (танец молодухи с парнем), «Шалкыма» (танец на каблуках);

Воинственно-охотничьи — «Сайыс» (поединок), «Акат» (танец по мотивам древней мужской пластики), «Клышпан-би» (танец с саблей), «Мерген» (танец с луком), «Коян-буркут» (заяц и беркут), «Кусбеги — дауылпаз» (танец с ловчей птицей и дауылпазом);

Бытовые подражательные — «Ормек-би» (танец ткачей), «Ортеке» (танец козла-прыгуна), «Каражорга» (бег иноходца), «Тепен-кок» (бег скакуна);

Массовые — «Алка-котан» (бок о бок), «Алтынай», «Кербез-би», «Ыргакты», «Каз-катар», «Балбраун», «Утыс-би», «Кокпар», «Косалка», «Шашу» и др.

post33small2.jpgНаиболее характерными особенностями казахского танца, исполняемого под аккомпанемент домбры, кобыза, дангры, являются экспрессивность исполнения, резкость движения, подвижность суставов, собранность корпуса в мужских танцах, гибкость талии, пластика рук — в женских. Специфичными были пляски на коне, доступные лишь более одаренному танцовщику, джигиту-наезднику, а также ночные хороводы вокруг костров у алтыбакана — переносных качелей и т. д. Не прибегая даже к историческим аргументам, в качестве доказательства против бытующего в среде некоторых специалистов мнения, что казахский народ в прошлом не имел своего танцевального искусства, можно указать прежде всего на наличие в казахском языке слов «би» — танец, «билеу» — танцевать, в арсенале музыкального фольклора так называемых «би-кюйев» — танцевальных ритмов. В этом отношении нельзя не согласиться с мыслью Л. Сарыновой о том, что «старинные народные пляски, следы которых удалось обнаружить не так давно, являлись не «зачатками примитивного танца», как часто называют их в наше время, и не «элементами танцевальности», а самобытным танцевальным искусством, выразительные средства которого определялись уровнем культуры патриархально-феодального общества». Искусством танца в прошлом владели в совершенстве многие певцы-импровизаторы, например, знаменитый певец Берикбол Копенов, прозванный Агаш-аяком (деревянной ногой), за умение танцевать на ходулях, Шашубай Кошкарбаев, Жунусбек Жолдинов, Карсак Копабаев и другие. Они были желанными на всех празднествах, ярмарках, где устраивались театрализованные танцы с пением, танцы-игры, показывающие силу и ловкость плясунов, представления, пронизанные пантомимой и шутками.

post33small3.jpgАвтору этих строк посчастливилось видеть выступление одного из старейших народных танцовщиков в 1966 году. В числе других на свадьбу сына одного из моих давних знакомых в Алма-Ате был приглашен и я. В разгар свадебного торжества, войдя в зал, в котором веселилась молодежь, обратил внимание на старика, наблюдавшего, прислонившись к стене, за «движениями-танцами» парней и девушек, исполнявших, кто как мог, рок-н-ролл и твист. В какое-то мгновенье, недовольный весьма непристойными, по его мнению, движениями танцующих, старик вышел в центр площадки и сам стал плясать, представляя публике какой-то незнакомый танец. Своими движениями и мимикой он изображал устремленный полет и охоту беркута — древнего символа мужества и благородства, его гордо посаженную голову, грозный взгляд, стальные когти, размах крыльев. Это был известный в павлодарском Прииртышье народный акын Жунисбек Жолдинов. Так я познакомился с этим удивительным человеком, талантливейшим представителем народных танцовщиков. В тот вечер он нам показал рисунки и основные движения таких старинных танцев, как «Айкосак», «Жезтырнак», «Клышпан-би», «Бала-буркут», «Казахско-калмыцкий танец», «Кусбеги», «Алка-котан» и др.

post33small4.jpgБолее того, в отличие от некоторых других мусульманских народов, казахи имели в прошлом парные танцы, исполняемые юношей и девушкой, например, «Келиншек», «Коян-буркут», плясовую песню «Кто знает, о чем вы» и др., хотя специальных школ по танцам в степях, разумеется, не было. Как свидетельствуют письменные источники, отдельные роды, племена имели своих мастеров-танцовщиков (кулар) на положении придворных шутов, забавников — комиков, трюкачей типа узбекских «маскорапазов». Мне довелось услышать однажды в Шимкенте, на вечере-диспуте из уст самого Мухтара Ауэзова об искусстве исполнителей народного танца «Ортеке», бытовавшего, по всей вероятности, у казахов и их предков с незапамятных времен и исполнявшегося странствующими танцовщиками — ортекешилер, изображавшими диких козлов, попавших нечаянно в овраг. Сюжетная линия этого танца прослеживается и на некоторых наскальных рисунках, в легендах и преданиях, дошедших до наших дней.

Узбекали Джанибеков

Источник: http://www.kazakhistory.ru/post33.php

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Танцевальная культура казахского народа известна с древних времен.


Народные танцы “Ормек би”, “Коян би”, показывающие жизнь охотников, шуточные, юмористические “Аю би”, “Насыбайшы”, “Ортеке”, “Каражора”, “Тепекок” — образцы древнего танцевального искусства.


Танец всесторонне раскрывает быт казахского народа, его любовь к искусству. В музыкальном фольклоре сохранилось исполнение на сцене песни, танца, песни в сопровождении танца и т.д. В народе широко распространены праздники по случаю окончания трудового года и его начала, другие торжества. На праздниках, тоях исполнители вступали в состязания и показывали зрителям свое танцевальное мастерство.


У казахов бытуют парные танцы девушки и джигита (“Коян-буркит”), редко встречающиеся у других восточных народов. Искусство танца передавалось из поколения в поколение, каждое племя имело своих мастеров. Казахские народные танцы не имели канонизированного вида. Чаще они исполнялись в форме импровизации. На танцевальных состязаниях эмоциональный жизнерадостный характер сочетался с хореографическими сценками. Эти особенности присущи танцу “Сылыма”.


Искусство танца верхом на коне имело свои особенности. Подчинить коня своему ритму могли только профессионалы.


Источник: http://www.vritme.kz/index.php?option=com_content&view=article&id=146&Itemid=115


Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Обсуждение о казахских народных танцах идет повсюду и активно. Вот, например,

Цитаты со страницы: http://www.kazakh.ru/talk/mmess.phtml?idt=47797

Самые красивые казахские танцы-Ногай-Кипчакские.Я видела как старик в Тургайской области плясал на деревяных досках.

Я знаю наш национальный танец (женский)с бубенчиками на запястьях,я знаю мужской танец кипчаков.

Кстати,в казахских танцах женщины танцевали на месте или становились в ряд,но двигались опять же не врозь,а рядно!Моя бабушка,посмотрев концерт по ТВ,заметила как-то,что казашки в танце никогда не носились как угорелые,никогда не скакали и не кокетничали.Главным в их танцах было достоинство!А вот мужчины-да!Они куражились так,что пыль стояла столбом!

До Голодомора у казахов было все.А теперь приходится по крупицам собирать утерянные сокровища.
Насчет \"кара-жорга\" вы ошибаетесь,называя его чужеродным.Там присутствуют элементы как монгольского,так и кипакского с выворачиванием ступней ,танцами на коленях и движениями рукой.Такие же элементы существуют и в уйгурском и узбекском и башкирском танцах.
Не забывайте,что этот танец принадлежал казахам юго-востока Казахстана,а мой кипчакский танец поинадлежит северо-западу и Центральному Казахстану!

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти



×
×
  • Создать...