Перейти к содержанию
asan-kaygy

Хунну - Сюнну - Гунны-2

Рекомендуемые сообщения

есть урочище Тору-айгыр на Иссык-Куле. От себя добавлю что есть еще селение на северном побережье Тору-айгыр, кроме того есть замечательная поэма "Олджобай менен Кишимджан" про кыргыз-кыпчаков из этого аила.

 

Конечно это совпадение, но у нас в Баянауле есть озеро Торыайгыр, наверняка есть и одноименное урочище с горой, а также с этими местами связано имя Олжабай батыра из рода суюндук этих же мест. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Руа 3, царь гуннов, решив вступить в войну 4 с амильзурами 5, итимарами, товосурами, бисками (BoioskiV) 6 и другими народами, жившими по Истру и прибежавшими под защиту римлян, посылает Эслу 7, обыкновенно служившего ему при распрях с римлянами, угрожая нарушить раньше заключенный мир, если они не выдадут всех перебежавших к ним. Римляне предположили послать посольство к уннам; быть послами выразили желание Плинта и Дионисий, из коих Плинта 8 был родом скиф, а Дионисий 9 — фракиец; оба oни предводительствовали войсками и исправляли у римлян консульскую должность.  (Приск)

 

не являются ли эти ИТИМАРЫ  ИТБАРАКАМИ?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Загатаи снабжают Московитян множеством шелковых тканей; Татары же, обитающие внутри земель, не доставляют им ничего, кроме быстрых лошадей и превосходных белых материй, не тканных, а сваленных из шерсти. Из них делаются [27] Фельтрийские епанчи, столь красивые и cтоль хорошо защищающие от дождя, У Московитян они берут в обмен только шерстяное платье и серебренную монету, пренебрегая прочим убранством и излишнею домашнею рухлядью. Им достаточно одних плащей для защиты от суровой погоды и однех стрел для отражения неприятеля. Впрочем, в случае набега на Европейские страны, предводители их покупают у Персов железные шлемы, брони и сабли.

 

http://www.vostlit.info/Texts/rus10/Iovij/text.phtml

 

Епанча́ (др.-русск. япанча́япончи́ца, от тур. япунча[1]тюрк. япынджа[2]) — широкий, безрукавный круглый плащ с капюшоном у мужчин, а у женщин — короткая, безрукавная шубейка (обепанечка). Завезена с арабского Востока.

Слово епанча (япончица) впервые в письменных источниках употребляется в Слове о полку Игореве («орьтъмами и япончицами, и кожухы начашя мосты мостити по болотомъ и грязивымъ мѣстомъ»), позднее в Домострое[3].

Епанчу носили во время дождя. Изготавливали из сукна или войлока и пропитывали олифой.

В конце XVII века в России стала торжественной придворной одеждой. Под подборобкой была драгоценная застежка. Широкий плащ на суконной подкладке с опушкой из камки. Украшалась нашивками в пяти местах по два гнезда. Нашивки — поперечные полоски по числу пуговиц. Каждая нашивка имела петлю для пуговицы, поэтому позднее нашивки стали называться петлицами. В подоле епанча могла достигать семи аршин.

В XVIII веке в Российской империи — форменная одежда солдат и офицеров, подобие современной плащ-палатки.

В Архангельской губернии было также слово епанца́ — женская нарядная, вроде мантильи, одежда, завязываемая у шеи шелковыми лентами; шили ее из штофа или иной узорчатой ярких цветов ткани, носили преимущественно при свадьбах[1].

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%95%D0%BF%D0%B0%D0%BD%D1%87%D0%B0

 

Татары чаще всего люди среднего роста, широкоплечие, с широкой грудью и некрасивые. Лица у них широкие с плоским носом, цвет кожи темный. Они сильны, смелы и легко переносят голод, холод и жару.

Верховой езде и стрельбе из лука они предаются с раннего возраста. Все свое возят с собой и, кочуя с места на место, живут в полях с женами, детьми и скотом. У них нет ни городов, ни сел, ни домов.

Насмехаясь над христианами, они говорят между собой: «Не сиди на месте, чтобы не быть в грязи, как христианин, и не гадить под себя». 46

Перед началом зимы, спасаясь от холода, они уходят к Каспийскому морю, где влияние моря умеряет температуру, а к лету возвращаются в свою область.

Некоторые из них распахивают и засевают просом одну две или три полосы длиною в три-четыре югера и больше. Из проса они готовят кушанья и баирам (bairam), то есть тесто. У них нет пшеницы, нет и никаких овощей, но много мелкого и крупного скота, а в особенности коней и кобылиц, служащих им и для езды и для пропитания. Они делают лошадям надрезы и раны, а кровь употребляют в пищу вместе с просом или отдельно. Мясо крупного и мелкого скота и конину они едят в полусыром виде. Лошадей, издохших накануне, просто или даже от болезни, они охотно употребляют в пищу, вырезав только зараженное место. Пьют воду, молоко и пиво, сваренное из проса. Воду турки и татары называют су: иногда татары говорят [60] сугa(suha), и это значит вода. Пиво же просяное или сделанное из проса они зовут буза (buza), а русские — брага (braha). Особенно они ценят молоко комиз (komiz), то есть кислое, потому что оно будто бы и укрепляет желудок и действует, как слабительное. На пирах и принимая гостей они пьют араку (araka), то есть перебродившее молоко, удивительно и быстро опьяняющее. 47

Они не воруют и не терпят воров в своей среде, но жить грабежом, разоряя соседей, для них — величайшее удовольствие и доблесть. 48 Они не знают ни ремесл, ни денег, а меняют вещи одни на другие. Впрочем, в Заволжской орде стали теперь входит в оборот аспры — серебряные турецкие оболы, а в Перекопской орде принимаются дукаты. В Ногайской орде обменивают вещи на вещи.

Татары хитры и вероломны с чужими, но между собой и со своими весьма честны.

Одежду они носят обычно из войлока и белой шерсти, грубо и просто сделанную. Больше всего они любят опончи, а в произношении этого слова в начале ставят и, говоря иопончи, а неопончи. Это — плотный белый несшивной плащ, очень удобный для дождей и на реке.

Страна их — равнина, без гор и деревьев, изобилующая лишь травой. Дорог у них нет, нет и лодок, а путь свой они считают днями. Так, земля заволжских татар, от реки Волги до Каспийского моря, простирается приблизительно на 30 дней самой быстрой верховой езды.

Верхом они проезжают в день 20 больших германских миль, а пешком не ходят и не путешествуют.

Звери, встречающиеся у них, это — олени, лани, козы и свак. Свак — это животное величиной с овцу, не попадающееся в других странах, с серой шерстью и двумя небольшими рогами, очень быстрое на бегу. Мясо его очень вкусно. 49 Когда стадо сваков замечено где-нибудь в траве в поле, хан или император татарский скачет туда верхом со множеством конных и они со всех сторон окружают скрывающихся в высокой траве животных. Начинают бить в бубны, 50 тогда испуганные сваки выбегают с разных сторон и всё мечутся от одного края облавы к другому, пока не обессилеют от усталости. Тут татары с криком бросаются на них и убивают. [61]

Глава седьмая. О границах владений заволжских татар.

Земля хана и заволжских татар ограничена с востока Каспийским или Гирканским морем, с севера — степями, тянущимися на большое расстояние вширь и вдаль; с запада — реками Танаисом и Волгой; с юга — частью морем Эвксинским или Понтом, частью высочайшими горами Иберии и Альбании. 51

Каспийское море русские зовут Хваленское море (Chwalenskee morze). Образовано оно не океаном, а реками, в него текущими. Многочисленные крупные реки стремительно вливаются в бассейн этого моря и, как бы прыгая с высоких берегов в середину его, оставляют под собой проход для едущих у берега. 52 Поэтому летом персы и мидяне ищут там прохлады, а зимой, вследствие испарения, климат там более умеренный. У этого моря и дальше к востоку, по словам русских, живут длинноволосые татары. Другие татары называют их калмуками или язычниками, так как они не соблюдают обряда магометова и не бреют головы, как все татары, у которых только юноши не выбривают головы до конца, оставляя две пряди волос, спускающиеся от правого и от левого уха к плечу, как признак неженатого или девственника. 53

С запада находятся реки Танаис и Волга. Танаис татары называют Дон. Он берет начало из княжества Рязанского (Rzesensko, Rzessensi), занятого князем Московии, и сначала течет на север, потом поворачивает к югу и тремя устьями впадает в Меотидские болота или вернее образует их. 54 Около Танаиса есть уже деревья, есть яблоки и другие плоды, есть кое-где пчелиные улья на дубах, а также, но реже, — на соснах. Оттого татары и называют Дон святым, что близ него они находят готовую пищу: плоды, мед и рыбу.

Река Волга, по татарски называемая Эдель, течет из Московии. Истоки ее лежат дальше к северо-западу, чем у Танаиса. Сначала она течет на север, огибая Танаис на большом от него расстоянии, затем сворачивает к востоку и югу и наконец, двадцатью пятью устьями или рукавами впадает в Эвксинское море. 55 [62]

 

http://www.vostlit.info/Texts/rus15/Mehovskij/frametext1.htm

 

300px-%D0%A7%D0%B0%D0%BF%D0%B0%D0%B5%D0%

 

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D1%83%D1%80%D0%BA%D0%B0

 

Танаис татары называют Дон.

 

значит не осетины. а татары называют "Дон" 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Воду турки и татары называют су: иногда татары говорят [60] сугa(suha), и это значит вода. 

 

 

как будет по-монгольски "вода"? 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ув-ые, Кынык и Kanter, не понимаю, зачем в этой теме "епанча", Василий Иванович, Бурабай и вода? Почему бы вам не писать про хунну?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ув-ые, Кынык и Kanter, не понимаю, зачем в этой теме "епанча", Василий Иванович, Бурабай и вода? Почему бы вам не писать про хунну?

если "епанча" есть и в "Слове о полку Игореве" может и гунны . и авары носили. поэтому хочется представить как они были одеты. 

 

"вода" на монгольском - ус. уһуун 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А Чапаев?  :)

Василий Иванович одет в бурку. может вид епанча. и он мой земляк   :D у нас многие называли своих детей "Чапай. Шапай". возможно от Шапиголла .моего нагашы Шапиголла называли Шапа

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Зачем Шапиголла или Шапа? По всему Казахстану распространено тюркское имя и производная от него фамилия Чапай - Шапай - Шабай, Чапаев - Шапаев - Шабаев. У нас участковый есть казах парнишка Чапаев.  :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Зачем Шапиголла или Шапа? По всему Казахстану распространено тюркское имя и производная от него фамилия Чапай - Шапай - Шабай, Чапаев - Шапаев - Шабаев. У нас участковый есть казах парнишка Чапаев.  :)

хотите сказать. что от слова "шабай"? 

 

и какой же смысл этого слова? жабай (дикий). шабу (скакать. рубить). шапан (халат). шабан - чопан (пастух) или медленный (шабан ат)?

 

Жабаев?  :rolleyes:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Жабаев не пойдёт , сейчас сразу каракалпаком станет  :az1:

почему каракалпаком ? у нас же есть Джамбул Джабаев. такие папахи носили и наши деды. может от ЖАБУ? :lol: 

каракалпаки входили и в Младший жуз

 

как писал Турсын Журтбай "как мы видим "варвары"."дикари" и .д. начинаем искать своих"  :lol:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

хотите сказать. что от слова "шабай"? 

и какой же смысл этого слова? жабай (дикий). шабу (скакать. рубить). шапан (халат). шабан - чопан (пастух) или медленный (шабан ат)?

Жабаев?  :rolleyes:

 

Нашел 2 версии, но обе не связаны с перечисленными вами словами:

 

1) Нашел в толковом словаре, что имя Чапай это старинное тюркское имя, состоящее из древнетюркского "чап" (слава) и аффикса "-ай".

 

2) Нашел объяснение от его брата Михаила Ивановича, что мол это кличка деда, который командовал рабочими, работавшими на реке на погрузке бревен и покрикивал на них "цепай, цепай!" (бери, бери!).

Но мне кажется, что дед Чапаева командовал бурлакам не "цапай", а именно "чапай", потому что рабочие доставали бревна из воды (на реке Итиль, Волге), а на древнетюркском "чап" это:  

 

6a2bd44de4b6.png

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

хотите сказать. что от слова "шабай"? 

и какой же смысл этого слова? жабай (дикий). шабу (скакать. рубить). шапан (халат). шабан - чопан (пастух) или медленный (шабан ат)?

Жабаев?  :rolleyes:

 

Нашел 2 версии, но обе не связаны с перечисленными вами словами:

 

1) Нашел в толковом словаре, что имя Чапай это старинное тюркское имя, состоящее из древнетюркского "чап" (слава) и аффикса "-ай".

 

2) Нашел объяснение от его брата Михаила Ивановича, что мол это кличка деда, который командовал рабочими, работавшими на реке на погрузке бревен и покрикивал на них "цепай, цепай!" (бери, бери!).

Но мне кажется, что дед Чапаева командовал бурлакам не "цапай", а именно "чапай", потому что рабочие доставали бревна из воды (на реке Итиль, Волге), а на древнетюркском "чап" это:  

 

6a2bd44de4b6.png

 

сколько изменении с древнетюркских времен. "чапай,чапай..." так же и судьба распорядилась, утонул, плывя... и слава ...

 

у нас "шапты" - скакал. рубил. атпен шапты. қылышпен шапты, отын шапты.

шап берді - схватил 

шап етті - 

может "чап-ай" - хватай?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Народы, которые тут живут, в [21] древности назывались киммерийцами, теперь же зовутся утигурами. Дальше, на север от них, занимают земли бесчисленные племена антов. Рядом с теми местами, откуда начинается устье «Болота», живут так называемые готы тетракситы; они немногочисленны и тем не менее не хуже многих других с благоговением соблюдают христианский закон. [Танаисом местные жители называют и то устье, которым начинается от Меотийского Болота Танаис и, простираясь, как говорят, на двадцать дней пути, впадает в Понт Эвксинский, и даже тот ветер, который дует тут, они называют Танаитой] 2. Принадлежали ли эти готы когда-нибудь к арианскому исповеданию, как и все другие готские племена

http://drevlit.ru/texts/p/prokopiy_got_41.php

 

 В древности великое множество гуннов, которых тогда называли киммерийцами, занимало те места, о которых я недавно упоминал, и один царь стоял во главе их всех. Как-то [22] над ними властвовал царь, у которого было двое сыновей, один по имени Утигур, другому было имя Кутригур. Кода их отец окончил дни своей жизни, оба они поделили между собою власть и своих подданных каждый назвал споим именем. Так и в мое еще время они наименовались одни утигурами, другие кутригурами

 

Я и сам думаю, что это было так, что амазонки шли походом вместе со своими мужьями, основываясь на том, что происходило фактически и в мое время: обычаи, дошедшие до позднейших потомков, являются сражением природных свойств и привычек предков. Так ведь гунны не раз делали набеги на Римскую империю и вступали в рукопашный бой с теми, кто выходил против них: конечно, некоторым из них приходилось здесь пасть убитыми. После удаления варваров, подбирая и осматривая тела убитых, римляне находили среди них н тела женщин. (Ср, Плутарх и Помпей, гл. 15). Ведь другого женского войска нигде, насколько известно, не было найдено ни в одном месте-ни в Азии, ни в Европе. Да и поскольку нам известно по слухам, и горы Кавказа никогда нe были лишены мужского населения. Вот что хотел я рассказать относительно мужского населения. Вот что я хотел рассказать относительно амазонок.

 

Случайно в этом войске римлян было несколько варваров из племени сабиров; находились они здесь по следующей причине. Сабиры являются гуннским племенем; живут они около Кавказских гор. Племя это очень многочисленное, разделенное, как полагается, на много самостоятельных колен. Их начальники издревле вели дружбу одни с римским императором, другие с персидским царем. Из этих властителей каждый обычно посылал своим союзникам известную сумму золота, но не каждый год, а по мере надобности. Так вот и тогда император Юстиниан, призывая своих сторонников из сабиров на войну и прося прислать союзные отряды, отправил к ним некоего человека с деньгами. В виду того, что враждебные им племена занимали все пространство между ними и римлянами и идти в Кавказские горы особенно с деньгами представлялось далеко не безопасным, этот человек, прибыв к Бессу в римский лагерь, где они находились, осаждая Петру, послал к сабирам людей с извещением, чтобы они возможно скорее прибыли к нему за получкой денег. Варвары, выбрав троих из своих начальников, с небольшим отрядом отправили их в область лазов. Прибыв туда, они вместе с римлянами приняли участие в этом нападении на стены Петры. Кода они увидали, что римляне при сложившихся обстоятельствах не знают, что делать, и попали в безвыходное [46] положение, они придумали такое приспособление (машину) какое ни римлянам, ни персам, никому от сотворения мира не приходило в голову, хотя и в том и в другом государстве было всегда, да и теперь есть, большое количество инженеров. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

 

 

6a2bd44de4b6.png

 

сколько изменении с древнетюркских времен. "чапай,чапай..." так же и судьба распорядилась, утонул, плывя... и слава ...

 

у нас "шапты" - скакал. рубил. атпен шапты. қылышпен шапты, отын шапты.

шап берді - схватил 

шап етті - 

может "чап-ай" - хватай?

каз:

шалп-шолп - всплеск

шалп-шулп - шлеп-шлеп

шалпыл - плеск (воды)

шалпылдату - вызвать плеск 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

 

 

Нашел 2 версии, но обе не связаны с перечисленными вами словами:

 

1) Нашел в толковом словаре, что имя Чапай это старинное тюркское имя, состоящее из древнетюркского "чап" (слава) и аффикса "-ай".

 

2) Нашел объяснение от его брата Михаила Ивановича, что мол это кличка деда, который командовал рабочими, работавшими на реке на погрузке бревен и покрикивал на них "цепай, цепай!" (бери, бери!).

Но мне кажется, что дед Чапаева командовал бурлакам не "цапай", а именно "чапай", потому что рабочие доставали бревна из воды (на реке Итиль, Волге), а на древнетюркском "чап" это:  

 

 

 

чап - слава. слава у нас "даңқ".     

у нас есть "шеп" - строй.   аллея славы - дорожка с цепью памятников или портретов

 

цепай. цепай - бери.бери.     шап беру - схватить. в смысле - брать

бери.бери - ал. ал или ұста,ұста (держи)

беру - отдавать.

алу - брать 

 

шалп-шолп - всплеск

шалп-шулп - шлеп-шлеп

шалпыл - плеск (воды)

шалпылдату - вызвать плеск 

 
 
когда и при каких условиях тюркизмы переходили в русский язык? при соседстве или при смешении?
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

 

ПЛЕМЕНА БОЗОК 

ДЕТИ ГЮН-ХАНА—САМОГО СТАРШЕГО ИЗ ВСЕХ СЫНОВЕЙ ОГУЗА-ХАНА 

1. Гайы (Кайи-Кият), т. е. могущественный; [его рода] тамга: онгон — белый сокол, доля мяса — правая лопатка. 

Представители этого этого туркменского племени стали основатели таких государств как Кимакский каганат, государство Газневидов, Османская империя. Часть племени переселилась в южно-русские степи, они известны в древнерусских летописях как каепичи и ковуи. По одной из версий, могли быть основателями г. Киев (Кайы - Киев) 

2. Баят (Байат-Баяут), т. е. богатый, полный благодати (106); [его рода] тамга: онгон — белый сокол (107), доля мяса — правая лопатка (108). 

Представители туркменского племени баят основали Государство Сефевидов. Часть племени переселилась в южно-русские степи, они известны в древнерусских летописях как боуты.

3. Агойли (Алкаравли), т. е. в каком бы месте он ни был, всегда удачливый и достигающий благоденствия; [его рода] тамга: онгон — белый сокол , доля мяса — правая лопатка. 

4. Гараойли (Кара-Ивли), т. е. по чернотропу прекрасно ездил; [его рода] тамга: онгон — белый сокол, доля мяса — правая лопатка

У монгольских джалайров существует запрет -не есть баранью правую лопатку .
Жич: Бага байх цагт эмээгийнд эрхлэхээр ороход баруун хананы нь толгойноос арьстай нь авсан хонины баруун хаа зүүгдэстэй байдагсан. Бүүр утаа нэг их сонирхдоггүй мэт санагддаг, чухам ямар хэрэгтэйгий нь ч асууж сонирдоггүй байж билээ. Нэлээн хожим тэр хааг хэн ч нэг их соонирхдоггүй мэт санагддаг, чухам ямар хэрэгтэйгий нь ч асууж сонирхдоггүй байж билээ. Нэлээн хожим тэр хааны учрыг ээжээс асуусан чинь Жалайрууд хонины хаа тахьдаг юм гэж тун товчхон хариулсан нь санаанд үлджээ. Одоо бодоход аав маань жалайр, ээж маань хиад овгийн Балдан гүнийхний удам байсан ажээ

Из книги  Л.Тудэв.

 

.http://show.mn/oyundari/2014/04/07/tudev-niit-bugd-suulih/

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

 

 

ПЛЕМЕНА БОЗОК 

ДЕТИ ГЮН-ХАНА—САМОГО СТАРШЕГО ИЗ ВСЕХ СЫНОВЕЙ ОГУЗА-ХАНА 

1. Гайы (Кайи-Кият), т. е. могущественный; [его рода] тамга: онгон — белый сокол, доля мяса — правая лопатка. 

Представители этого этого туркменского племени стали основатели таких государств как Кимакский каганат, государство Газневидов, Османская империя. Часть племени переселилась в южно-русские степи, они известны в древнерусских летописях как каепичи и ковуи. По одной из версий, могли быть основателями г. Киев (Кайы - Киев) 

2. Баят (Байат-Баяут), т. е. богатый, полный благодати (106); [его рода] тамга: онгон — белый сокол (107), доля мяса — правая лопатка (108). 

Представители туркменского племени баят основали Государство Сефевидов. Часть племени переселилась в южно-русские степи, они известны в древнерусских летописях как боуты.

3. Агойли (Алкаравли), т. е. в каком бы месте он ни был, всегда удачливый и достигающий благоденствия; [его рода] тамга: онгон — белый сокол , доля мяса — правая лопатка. 

4. Гараойли (Кара-Ивли), т. е. по чернотропу прекрасно ездил; [его рода] тамга: онгон — белый сокол, доля мяса — правая лопатка

У монгольских джалайров существует запрет -не есть баранью правую лопатку .
Жич: Бага байх цагт эмээгийнд эрхлэхээр ороход баруун хананы нь толгойноос арьстай нь авсан хонины баруун хаа зүүгдэстэй байдагсан. Бүүр утаа нэг их сонирхдоггүй мэт санагддаг, чухам ямар хэрэгтэйгий нь ч асууж сонирдоггүй байж билээ. Нэлээн хожим тэр хааг хэн ч нэг их соонирхдоггүй мэт санагддаг, чухам ямар хэрэгтэйгий нь ч асууж сонирхдоггүй байж билээ. Нэлээн хожим тэр хааны учрыг ээжээс асуусан чинь Жалайрууд хонины хаа тахьдаг юм гэж тун товчхон хариулсан нь санаанд үлджээ. Одоо бодоход аав маань жалайр, ээж маань хиад овгийн Балдан гүнийхний удам байсан ажээ

Из книги  Л.Тудэв.

 

.http://show.mn/oyundari/2014/04/07/tudev-niit-bugd-suulih/

 

что вы этим хотите сказать? там шла речь о доле мяса. чтобы они не передрались за дастарханом кому что положено. как сейчас у казахов. бас. жамбас - старшему. тос - зятью и т.д. баяту за дастарханом было положено правая лопатка. если у жалаиров был запрет есть лопатку . значит им было положено другая часть барана. может сначала переведете текст?

 

вот интересно насчет сокола. про сокола много разговоров на западе. кажется в Паннонии. потом русские князья это переняли. и у Чингисхана был предок Байсонкур. возможно идет от гуннов или аваров. а может еще древнее - со скифских времен . надо бы установить хронологию и географию этих соколов и кречетов

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Какому баяту ? Кажется, среди казахов баятов нет.

 

 

 

баяту за дастарханом было положено правая лопатка

 

я имею ввиду огузского Баята. хотя башкиры считают башкирского Байлар и казахского Байулы Баятами. которые есть и в Монголии. в 13 веке они были среди Канлы из Йемеков (Кимаки) 

 

http://drevlit.ru/texts/n/nasavi2.php

 

Упомянутая была из племени Байавут, а это одна из ветвей [племени] Йемек. Когда положение ее стало высоким, она получила лакаб Худаванд-и джахан, что означает «Властительница мира». Она была дочерью Джанкиши, одного из тюркских государей. Текиш, сын Ил-Арслана, взял ее в жены так, как государи женятся на дочерях государей. Когда власть перешла к султану Мухаммаду по наследству от его отца Текиша, к нему примкнули племена Йемек и соседние с ними из тюрок. Благодаря им умножились силы султана, и он воспользовался их силой. По этой причине Теркен-хатун и распоряжалась в государстве 15, и как только султан завладевал какой-нибудь страной, он выделял там для нее лично важную область.

Она была величественна и разумна. Когда к ней поступали жалобы, она разбиралась в них беспристрастно /52/ и справедливо и была на стороне притесненного против обидчика, однако она с легкостью отваживалась на убийство. Она делала много доброго и полезного для страны, и, если бы мы перечислили все, что видели из ее великих дел, наша речь бы затянулась. Ее секретарями (куттаб ал-инша') были семь человек из числа знаменитых, достойных людей и больших господ. Если от нее и от султана поступали два различных указа по одному и тому же делу, то внимание обращалось только на дату и во всех странах действовали по последнему из них.Тугра' ее указов была такова: «Добродетель мира и веры Улуг-Теркен, царица женщин обоих миров». Девиз ее: «Ищу защиты только у Аллаха». Она писала его толстым каламом, превосходным почерком, так что ее знак (девиз) было трудно подделать.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

 

§ 213. Потом сказал Чингис-хан Онгуру-кравчему: "Ты ведь был со мною одним куренем. Ты, Онгур, сын Мунгету-Кияна, со своими Чан-шиутами и Баяутами, да еще три Тохураута да пять Тархутов. Ты, мой Онгур, 

В туман не терял ты дороги, 

А в смуту был верен ты мне. 

Со мною ты мокнул в ненастье, 

Со мною в мороз коченел. 

["В туман - не терял дороги, в схватках не отставал ты. В мокроть - мокнул вместе со мной, в стужу - мерз вместе со мной ..."] 

Какую же ныне награду ты хочешь?" - "Если мне дозволено, - отвечал Онгур, - если мне дозволено выбирать, то дозволь мне собрать воедино братьев моих Баяутов, которые разбросаны и разметаны по всем концам". - "Хорошо - изволил он повелеть, - разрешаю тебе собрать твоих братьев Баяутов. Будь у них тысячником". И еще сказал Чингисхан: "Когда вы, двое моих кравчих Онгур и Бороул, так раздаете яства направо и налево, что не обнесены ни те, что сидят направо, ни те, кто сидит налево, тогда я спокоен душой и не першит у меня в горле. Теперь вы будете распределять всем пищу и в походное время. Занимая положенное вам место, внимательно наблюдайте за раздачею яств направо и налево от Великой винницы, сами же помещайтесь прямо напротив Толуна с его помощниками". И он сам указал им место.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

 

Какому баяту ? Кажется, среди казахов баятов нет.

 

 

 

баяту за дастарханом было положено правая лопатка

 

я имею ввиду огузского Баята. хотя башкиры считают башкирского Байлар и казахского Байулы Баятами. которые есть и в Монголии. в 13 веке они были среди Канлы из Йемеков (Кимаки) 

Байулы входит в состав алшынов. Лашын - означает "сокол".

 

 

ПЛЕМЕНА БОЗОК 

ДЕТИ ГЮН-ХАНА—САМОГО СТАРШЕГО ИЗ ВСЕХ СЫНОВЕЙ ОГУЗА-ХАНА 

2. Баят (Байат-Баяут), т. е. богатый, полный благодати; [его рода] тамга: онгон — белый сокол, доля мяса — правая лопатка. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

что вы этим хотите сказать? там шла речь о доле мяса. чтобы они не передрались за дастарханом кому что положено. как сейчас у казахов. бас. жамбас - старшему. тос - зятью и т.д. баяту за дастарханом было положено правая лопатка. если у жалаиров был запрет есть лопатку . значит им было положено другая часть барана. может сначала переведете текст?

 

вот интересно насчет сокола. про сокола много разговоров на западе. кажется в Паннонии. потом русские князья это переняли. и у Чингисхана был предок Байсонкур. возможно идет от гуннов или аваров. а может еще древнее - со скифских времен . надо бы установить хронологию и географию этих соколов и кречетов

Байсонкур. "Бай-богатый", "сонкур", сункар - сокол

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

 

 

ПЛЕМЕНА БОЗОК 

ДЕТИ ГЮН-ХАНА—САМОГО СТАРШЕГО ИЗ ВСЕХ СЫНОВЕЙ ОГУЗА-ХАНА 

1. Гайы (Кайи-Кият), т. е. могущественный; [его рода] тамга: онгон — белый сокол, доля мяса — правая лопатка. 

Представители этого этого туркменского племени стали основатели таких государств как Кимакский каганат, государство Газневидов, Османская империя. Часть племени переселилась в южно-русские степи, они известны в древнерусских летописях как каепичи и ковуи. По одной из версий, могли быть основателями г. Киев (Кайы - Киев) 

2. Баят (Байат-Баяут), т. е. богатый, полный благодати (106); [его рода] тамга: онгон — белый сокол (107), доля мяса — правая лопатка (108). 

Представители туркменского племени баят основали Государство Сефевидов. Часть племени переселилась в южно-русские степи, они известны в древнерусских летописях как боуты.

3. Агойли (Алкаравли), т. е. в каком бы месте он ни был, всегда удачливый и достигающий благоденствия; [его рода] тамга: онгон — белый сокол , доля мяса — правая лопатка. 

4. Гараойли (Кара-Ивли), т. е. по чернотропу прекрасно ездил; [его рода] тамга: онгон — белый сокол, доля мяса — правая лопатка

У монгольских джалайров существует запрет -не есть баранью правую лопатку .
 

 

Джалаиры предположительно омонголенные тюрки (яглакар-йологэ)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

 

 

Какому баяту ? Кажется, среди казахов баятов нет.

 

 

 

баяту за дастарханом было положено правая лопатка

 

я имею ввиду огузского Баята. хотя башкиры считают башкирского Байлар и казахского Байулы Баятами. которые есть и в Монголии. в 13 веке они были среди Канлы из Йемеков (Кимаки) 

Байулы входит в состав алшынов. Лашын - означает "сокол".

 

 

ПЛЕМЕНА БОЗОК 

ДЕТИ ГЮН-ХАНА—САМОГО СТАРШЕГО ИЗ ВСЕХ СЫНОВЕЙ ОГУЗА-ХАНА 

2. Баят (Байат-Баяут), т. е. богатый, полный благодати; [его рода] тамга: онгон — белый сокол, доля мяса — правая лопатка. 

 

Есть вид сокола-начин шонхор.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти



×
×
  • Создать...