Перейти к содержанию
asan-kaygy

Хунну - Сюнну - Гунны-2

Рекомендуемые сообщения

Цитируя Аммиана Марцеллина Гумилев Л.Н. «отмечает безбородость, считая, что она достигается искусственно, и коренастость» (Гумилёв Л.Н. История народа Хунну. М. 2004 стр. 264). Далее Гумилёв Л.Н. цитирует Аммиана Марцеллина: «Все они отличаются плотными и крепкими членами, толстыми затылками и вообще столь страшным чудовищным видом, что можно принять их за двуногих зверей или уподобить сваям, которые грубо вытесываются при постройке мостов. «Коренастость – признак монголоидных племён Евразии, свойственный более уграм, чем даже монголам. Очень знаменательно, что римский автор не упоминает о чисто монгольских чертах, скуластости, узких глазах. Эти черты не могли пройти незамеченными, если бы они имели место. Значит, дальневосточных монголоидов Аммиан Марцеллин не видел, а знал только хунно-угорских метисов.» (Гумилёв Л.Н. История народа Хунну. М. 2004 стр.264).

Позволим себе не согласиться с уважаемым Львом Николаевичем Гумилёвым. Описывая страшный и чудовищный вид Хунну Аммиан Марцеллин имел ввиду чисто монгольские черты лица – скуластость, узкие глаза, плоский нос и широкое лицо. На непривычный взгляд европейца, черты лица, делающие монголоподобных так непохожи на европейцев, что Аммиан Марцеллин описал Хунну как страшных и чудовищных.

Подобную картину описывает Прииск Панийский, который был у вождя Хунну Аттилы, в составе Византийского посольства в 448 г до н.э. Видел непосредственно Аттилу, т.е. ему можно доверять. Гумилёв воспроизводит увиденное Прииском: «Аттила был невысок, широкоплеч, с темными волосами и плоским носом. Борода у него была редкая. Узкие глаза его смотрели пронзительно, что все подходившие к нему дрожали, видя осознанную силу.» (Гумилёв Л.Н. История народа Хунну. М. 2004 стр. 644). 

Здесь описан типичный монголоид. Невысокий, волосы тёмные, плоский нос, борода редкая и узкие глаза. Лев Николаевич противоречит сам себе пересказывая Приска Панийского. Не было никакой всеобщей метизации, если сам хан остался через два века монголоидом. Современные археологические раскопки и исследования подтверждают правоту античных авторов. Европейские Хунну, перед исследованием как этнос, оставались монголоидами, то есть возражения американца Мэлчен-Хелфэна, опровергаются, как необоснованные, также необоснованно сомнение нашего Льва Николаевича Гумилева.

Гумилев почему-то очень старался хунну и тюрков сделать метисами

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Цитируя Аммиана Марцеллина Гумилев Л.Н. «отмечает безбородость, считая, что она достигается искусственно, и коренастость» (Гумилёв Л.Н. История народа Хунну. М. 2004 стр. 264). Далее Гумилёв Л.Н. цитирует Аммиана Марцеллина: «Все они отличаются плотными и крепкими членами, толстыми затылками и вообще столь страшным чудовищным видом, что можно принять их за двуногих зверей или уподобить сваям, которые грубо вытесываются при постройке мостов. «Коренастость – признак монголоидных племён Евразии, свойственный более уграм, чем даже монголам. Очень знаменательно, что римский автор не упоминает о чисто монгольских чертах, скуластости, узких глазах. Эти черты не могли пройти незамеченными, если бы они имели место. Значит, дальневосточных монголоидов Аммиан Марцеллин не видел, а знал только хунно-угорских метисов.» (Гумилёв Л.Н. История народа Хунну. М. 2004 стр.264).

Позволим себе не согласиться с уважаемым Львом Николаевичем Гумилёвым. Описывая страшный и чудовищный вид Хунну Аммиан Марцеллин имел ввиду чисто монгольские черты лица – скуластость, узкие глаза, плоский нос и широкое лицо. На непривычный взгляд европейца, черты лица, делающие монголоподобных так непохожи на европейцев, что Аммиан Марцеллин описал Хунну как страшных и чудовищных.

Подобную картину описывает Прииск Панийский, который был у вождя Хунну Аттилы, в составе Византийского посольства в 448 г до н.э. Видел непосредственно Аттилу, т.е. ему можно доверять. Гумилёв воспроизводит увиденное Прииском: «Аттила был невысок, широкоплеч, с темными волосами и плоским носом. Борода у него была редкая. Узкие глаза его смотрели пронзительно, что все подходившие к нему дрожали, видя осознанную силу.» (Гумилёв Л.Н. История народа Хунну. М. 2004 стр. 644). 

Здесь описан типичный монголоид. Невысокий, волосы тёмные, плоский нос, борода редкая и узкие глаза. Лев Николаевич противоречит сам себе пересказывая Приска Панийского. Не было никакой всеобщей метизации, если сам хан остался через два века монголоидом. Современные археологические раскопки и исследования подтверждают правоту античных авторов. Европейские Хунну, перед исследованием как этнос, оставались монголоидами, то есть возражения американца Мэлчен-Хелфэна, опровергаются, как необоснованные, также необоснованно сомнение нашего Льва Николаевича Гумилева.

Гумилев почему-то очень старался хунну и тюрков сделать метисами

 

Какие источники говорят о том, что при хунну существовали и ещё тюрки?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Хунны волка называли "чоно".

 

Д.Эрдэнэбаатар: Хүннүгийн хаадын булш Монголд л бий
-Хүннүчүүд хэдүүлээ байв. Тэд бидэнтэй орчин цагийн монгол хэлээр “ойлголцох” болов уу? 

-Унгар, Хятадын судлаачид “Хүннүгийн хэл бол өвөг монгол хэл байсан” хэмээн түүхэн баримтад түшиглэн хэлсэн. Өвөрмонголын профессор Учралт Хятадын түүхэн сурвалжид дурьдсан хятад галигаар бичсэн монгол үгсийг сэргээгээд “17 үг байна” гэж Монголд саяхан болсон хурлын үеэр илтгэлдээ дурьдлаа. 
-Ямар, ямар үгс байх юм? 
-Хөх тэнгэр, чоно, малгай, дээл гэх мэт олон үг байсан. Тухайн үед хятадууд хүннүчүүдийг тэгж хэлэхийг сонсоод хятад хэлнээ галиглахдаа буруу биччихсэн байгаа юм. Түүнийг л залруулж, монгол үг болохыг нь тогтоосон.

http://www.info.mn/news/5098/%D0%94%D0%AD%D1%80%D0%B4%D1%8D%D0%BD%D1%8D%D0%B1%D0%B0%D0%B0%D1%82%D0%B0%D1%80%3A-%D0%A5%D2%AF%D0%BD%D0%BD%D2%AF%D0%B3%D0%B8%D0%B9%D0%BD-%D1%85%D0%B0%D0%B0%D0%B4%D1%8B%D0%BD-%D0%B1%D1%83%D0%BB%D1%88-%D0%9C%D0%BE%D0%BD%D0%B3%D0%BE%D0%BB%D0%B4-%D0%BB-%D0%B1%D0%B8%D0%B9.htm

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Гумилев почему-то очень старался хунну и тюрков сделать метисами

 

Какие источники говорят о том, что при хунну существовали и ещё тюрки?

 

у Гумилева есть книга про Хунну, а также книга про древних тюрков (т.е. тюрков времен каганата)

Гумилев и тех, и тех старался показать метисами

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

The term[edit]

The reason 'Chanyu' is preferable to 'Shanyu' is to be found in the Guangyun, a dictionary compiled in 601 CE by Lu Fayan and completed during the Song dynasty from 1007 to 1011. It gives three readings for the first character of this title, [i.e., Chanyu]: dan, chan, and shan. The form chan is specifically mentioned as being used in the Xiongnu title Chanyu. The reading shan is used as a place or family name; the reading shan means 'immense' or 'sky.'[4][5][6] Certain Mongolian scholars[who?] think that the title "Chengli Gutu Chanyu" is equivalent to the Mongolian phrase "Tengriin Huhudu Chino" meaning "Heaven's Child Wolf". "Chino", also written "Chono", means wolf in Mongolian and it seems plausible that the Chanyu was seen as embodying the spirit of the tribal wolf totem. Irreverent use of the sacred name "Chino" was and is still seen as taboo by Mongols and substitutes such as "Tengriin Nogai" (Dog of Heaven) and "Kheeriin Bookhoi" (Steppe Bookhoi) are used instead when referring to wolves. There is also an uncanny resemblance between Modu Chanyu and the name of Genghis Khan's first ancestor "Borte Chino" (Grey Wolf). Genghis Khan refers to the time of Modu Chanyu as "the remote times of our Chanyu" in his letter to Daoist Qiu Chuji.

Пикемон , где перевод ?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

The term[edit]

The reason 'Chanyu' is preferable to 'Shanyu' is to be found in the Guangyun, a dictionary compiled in 601 CE by Lu Fayan and completed during the Song dynasty from 1007 to 1011. It gives three readings for the first character of this title, [i.e., Chanyu]: dan, chan, and shan. The form chan is specifically mentioned as being used in the Xiongnu title Chanyu. The reading shan is used as a place or family name; the reading shan means 'immense' or 'sky.'[4][5][6] Certain Mongolian scholars[who?] think that the title "Chengli Gutu Chanyu" is equivalent to the Mongolian phrase "Tengriin Huhudu Chino" meaning "Heaven's Child Wolf". "Chino", also written "Chono", means wolf in Mongolian and it seems plausible that the Chanyu was seen as embodying the spirit of the tribal wolf totem. Irreverent use of the sacred name "Chino" was and is still seen as taboo by Mongols and substitutes such as "Tengriin Nogai" (Dog of Heaven) and "Kheeriin Bookhoi" (Steppe Bookhoi) are used instead when referring to wolves. There is also an uncanny resemblance between Modu Chanyu and the name of Genghis Khan's first ancestor "Borte Chino" (Grey Wolf). Genghis Khan refers to the time of Modu Chanyu as "the remote times of our Chanyu" in his letter to Daoist Qiu Chuji.

Пикемон , где перевод ?

 

Не которые историки считают-шаньюй и чоно(волк) одно и то же слово.И Модун Шаньюй и Борте Чино тоже.

  • Like 1
  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Хотя Китайские источники четко прослеживают преемственность от хунну к тюркам.

Сохранившиеся тексты, говорят о тюркоязычности хунну.

 

 

Язык Хунну не тюркский вообще, а болгарский. Это особено хорошо видно из перевода прословутого Стишка про Пугу:

 

Of these peoples mention must first be made of the Huns. I imagine that all Turcologists accept Professor Pritsak's contentions in his recent book Die Bulgarischen Fürstenliste und die Sprache der Protobulgaren (Wiesbaden, 1955), that the Hsiung-nu of the Chinese histories were, broadly speaking, the ancestors of the European Huns, and the European Huns the ancestors of the Protobulgars. …modern Chuvash is a direct descendant of ancient Bulgar; Bulgar, in its turn, a later form of the European Hunnish; and that, in its turn, a later form of the language of the Hsiung-nu [2. S. 178-179].

Çin'in kuzeyinde Han sülalesi döneminde (İ.Ö. 206-İ.S. 220) yedi yüz yıl sürecek bir imparatorluk kuran Hsiung-nu'ların kimliği ve dili üzerine bugüne kadar 10 ayrı teori ileri sürülmüştür (Doerfer 1973: 2.4). Bu teorilerin biri ve en çok yandaş bulanı Hsiung-nu'ların Türk soyundan oldukları ve arkaik bir Türkçe konuştukları yolundaki teoridir.

lʹ > ş ses değişmesinin 4. yüzyıldan önce, örneğin Milat sıralarında gerçekleştiği düşünülüyorsa, 4. yüzyıl başlarında Doğu Huncanın konuşulduğu bölgelerde, özellikle kuzey Çin'de, z- ve ş- lehçeleri yanında Ana Çuvaşça ya da Ana Bulgarca tipinde r- ve l- lehçeleri de var olmuş olabilir [3. S. 9].

Bütün Hunların olmasa bile en azından Doğu Hunlarının Türkçesi bir l-r Türkçesi idi. Ş yerine l, z yerine r kullanılması daha sonraki Bulgar ve Çuvaş Türklerinin özelliğidir. Moğolca da bir l-r dilidir. Bulgar ve Çuvaşlar dışındaki bütün Türklerin dili ş-z Türkçesidir [4. S. 52-55].

 

ДВУСТИШИЕ ПРО ПУГУ – ПЕРВЫЙ И САМЫЙ РАННИЙ ТЕКСТ НА

ЦЕНТРАЛЬНО-АЗИАТСКИМ БОЛГАРСКОМ ЯЗЫКЕ

Резюме: Сюнну это китайское наименование центрально-азиатских гуннов. В действительности они являются болгарами, а их язык – болгарский. Перевод найденного в древнекитайских летописей и датированного 329-ого года Двустишия про Пугу следующий:

Если главнокомандующий поедет в поход,

То племя пугу будет побеждено.

Двустишие про Пугу является самым сильным и чрезвычайно важным свидетельством и доказательством того, что центрально-азиатские гунны по происхождению болгары и принадлежат к болгарским племенам и народам.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Хотя Китайские источники четко прослеживают преемственность от хунну к тюркам.

Сохранившиеся тексты, говорят о тюркоязычности хунну.

 

 

Язык Хунну не тюркский вообще, а болгарский. Это особено хорошо видно из перевода прословутого Стишка про Пугу:

 

Of these peoples mention must first be made of the Huns. I imagine that all Turcologists accept Professor Pritsak's contentions in his recent book Die Bulgarischen Fürstenliste und die Sprache der Protobulgaren (Wiesbaden, 1955), that the Hsiung-nu of the Chinese histories were, broadly speaking, the ancestors of the European Huns, and the European Huns the ancestors of the Protobulgars. …modern Chuvash is a direct descendant of ancient Bulgar; Bulgar, in its turn, a later form of the European Hunnish; and that, in its turn, a later form of the language of the Hsiung-nu [2. S. 178-179].

Çin'in kuzeyinde Han sülalesi döneminde (İ.Ö. 206-İ.S. 220) yedi yüz yıl sürecek bir imparatorluk kuran Hsiung-nu'ların kimliği ve dili üzerine bugüne kadar 10 ayrı teori ileri sürülmüştür (Doerfer 1973: 2.4). Bu teorilerin biri ve en çok yandaş bulanı Hsiung-nu'ların Türk soyundan oldukları ve arkaik bir Türkçe konuştukları yolundaki teoridir.

lʹ > ş ses değişmesinin 4. yüzyıldan önce, örneğin Milat sıralarında gerçekleştiği düşünülüyorsa, 4. yüzyıl başlarında Doğu Huncanın konuşulduğu bölgelerde, özellikle kuzey Çin'de, z- ve ş- lehçeleri yanında Ana Çuvaşça ya da Ana Bulgarca tipinde r- ve l- lehçeleri de var olmuş olabilir [3. S. 9].

Bütün Hunların olmasa bile en azından Doğu Hunlarının Türkçesi bir l-r Türkçesi idi. Ş yerine l, z yerine r kullanılması daha sonraki Bulgar ve Çuvaş Türklerinin özelliğidir. Moğolca da bir l-r dilidir. Bulgar ve Çuvaşlar dışındaki bütün Türklerin dili ş-z Türkçesidir [4. S. 52-55].

 

ДВУСТИШИЕ ПРО ПУГУ – ПЕРВЫЙ И САМЫЙ РАННИЙ ТЕКСТ НА

ЦЕНТРАЛЬНО-АЗИАТСКИМ БОЛГАРСКОМ ЯЗЫКЕ

Резюме: Сюнну это китайское наименование центрально-азиатских гуннов. В действительности они являются болгарами, а их язык – болгарский. Перевод найденного в древнекитайских летописей и датированного 329-ого года Двустишия про Пугу следующий:

Если главнокомандующий поедет в поход,

То племя пугу будет побеждено.

Двустишие про Пугу является самым сильным и чрезвычайно важным свидетельством и доказательством того, что центрально-азиатские гунны по происхождению болгары и принадлежат к болгарским племенам и народам.

 

:lol:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

 

Хотя Китайские источники четко прослеживают преемственность от хунну к тюркам.

Сохранившиеся тексты, говорят о тюркоязычности хунну.

 

 

Язык Хунну не тюркский вообще, а болгарский. Это особено хорошо видно из перевода прословутого Стишка про Пугу:

 

Of these peoples mention must first be made of the Huns. I imagine that all Turcologists accept Professor Pritsak's contentions in his recent book Die Bulgarischen Fürstenliste und die Sprache der Protobulgaren (Wiesbaden, 1955), that the Hsiung-nu of the Chinese histories were, broadly speaking, the ancestors of the European Huns, and the European Huns the ancestors of the Protobulgars. …modern Chuvash is a direct descendant of ancient Bulgar; Bulgar, in its turn, a later form of the European Hunnish; and that, in its turn, a later form of the language of the Hsiung-nu [2. S. 178-179].

Çin'in kuzeyinde Han sülalesi döneminde (İ.Ö. 206-İ.S. 220) yedi yüz yıl sürecek bir imparatorluk kuran Hsiung-nu'ların kimliği ve dili üzerine bugüne kadar 10 ayrı teori ileri sürülmüştür (Doerfer 1973: 2.4). Bu teorilerin biri ve en çok yandaş bulanı Hsiung-nu'ların Türk soyundan oldukları ve arkaik bir Türkçe konuştukları yolundaki teoridir.

lʹ > ş ses değişmesinin 4. yüzyıldan önce, örneğin Milat sıralarında gerçekleştiği düşünülüyorsa, 4. yüzyıl başlarında Doğu Huncanın konuşulduğu bölgelerde, özellikle kuzey Çin'de, z- ve ş- lehçeleri yanında Ana Çuvaşça ya da Ana Bulgarca tipinde r- ve l- lehçeleri de var olmuş olabilir [3. S. 9].

Bütün Hunların olmasa bile en azından Doğu Hunlarının Türkçesi bir l-r Türkçesi idi. Ş yerine l, z yerine r kullanılması daha sonraki Bulgar ve Çuvaş Türklerinin özelliğidir. Moğolca da bir l-r dilidir. Bulgar ve Çuvaşlar dışındaki bütün Türklerin dili ş-z Türkçesidir [4. S. 52-55].

 

ДВУСТИШИЕ ПРО ПУГУ – ПЕРВЫЙ И САМЫЙ РАННИЙ ТЕКСТ НА

ЦЕНТРАЛЬНО-АЗИАТСКИМ БОЛГАРСКОМ ЯЗЫКЕ

Резюме: Сюнну это китайское наименование центрально-азиатских гуннов. В действительности они являются болгарами, а их язык – болгарский. Перевод найденного в древнекитайских летописей и датированного 329-ого года Двустишия про Пугу следующий:

Если главнокомандующий поедет в поход,

То племя пугу будет побеждено.

Двустишие про Пугу является самым сильным и чрезвычайно важным свидетельством и доказательством того, что центрально-азиатские гунны по происхождению болгары и принадлежат к болгарским племенам и народам.

 

Вы что, олигофренией заболели, тогда обратитесь к врачу, не кo мне!

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Глава VIII. Классификационная характеристика булгарского и чувашского языков

Из сказанного в предыдущих главах вытекает, очевидно, также необходимость в пересмотре существующей системы классификации тюркских языков. Как известно, во всех ныне существующих системах классификации булгарский язык непременно рассматривается как ротацирующий и в этом смысле противопоставляется остальным тюркским з-языкам. Например, А. Н. Самойлович и Н. Н. Поппе в свое время подразделяли все тюркские языки на две группы: 1) на р-языки, включающие в себе древний булгарский и современный чувашский языки и 2) на з-языки, включающие в себе все остальные тюркские языки мира. Ныне, по классификации современных тюркологов (Баскакова, Менгеса, Бенцинга, Текина и др.), те же языки принято подразделять на огузские, кыпчакские и карлукские группы, но булгарский язык все равно относится к числу ротацирующих. В частности, по классификации Менгеса, древний булгарский и современный чувашский языки причисляются к 6-й или так называемой «F» группе языков, характеризующейся ротацизмом и ламбдаизмом. По классификации А. Н. Баскакова, считающейся ныне общепризнанной системой, языки эти тоже подразделяются на огузские, кыпчакские и карлукские группы, но кроме того выделяется еще и четвертая (по нумерации Баскакова — первая), так называемая «булгарская группа» p-языков, куда причисляются древний булгарский, древний хазарский и современный чувашский языки1. Однако в связи с тем, что булгар-

1 Баскаков Н. А. Введение в изучение тюркских языков. —М. -Л. 1960, с. 231.

146

ский язык, как уже сказано, не был ротацирующим, а представлял собой обычный тюркский з-язык, то при новой классификации он, естественно, отпадает от четвертой группы и переходит в группы огузских и кыпчакских з-языков. Притом в домонгольский период он принадлежал к группе огузских языков, а в послемонгольский период, и тем более ныне в качестве татарского языка, стал принадлежать к группе кыпчакских языков.

Что же касается четвертой группы или группы р-языков, то в ней после исключения булгарского и хазарского остается только один язык — чувашский. Другого ротацирующего языка в семье тюркских языков не было и нет. Правда, существует мнение о наличии среди обычно-тюркоязычных хазар и чувашеязычных хазар, которые образовались путем смешения монголоязычных и тюркоязычных племен. Если в некоторых языках, как, например, в караимском, азербайджанском или казанско-татарском, встречаются иногда эпизодические случаи проявления ротацизма, то их следует рассматривать как результат влияния финно-угров на тюркский язык, или результат влияния на них того же чувашского p-языка или же как результат контактов с монгольскими языками, которым тоже свойственны ротацизм и ламбдаизм, но сами тюркские языки все без исключения изначально были зетацирующими и такими остаются и поныне.

Однако к какой же группе тюркских языков можно отнести этот единственный в своем роде чувашский p-язык, и вообще можно ли считать его тюркским языком?

По мнению некоторых лингвистов, чувашский язык не может считаться подлинно тюркским, что он лишь формально причислен к семье тюркских языков, а фактически не входит ни в одну группу этой языковой семьи и не имеет сходства ни с одним тюркским языком мира. Поэтому некоторые лингвисты называют его «языком отюреченных нетюрков», имея в виду, что носители его когда-то говорили на особом своем нетюркском языке, а затем были отюречены разными племенами тюрков, но не окончательно, так как по ряду признаков он все же сохранил в себе нетюркские элементы2.

2 Мысль о нетюркском происхождении чувашей высказывали еще в XVIII веке И. Г. Георги (Описание всех в Российской державе обитающих народов. СПб, 1799), Г. Ф. Миллер (Описание живущих в Казанской губернии языческих народов. СПб, 1791), И. Г. Гмелин (Qmelin J. G. Reise durch Sibiren. Gottingen. 1751) и другие авторы. Но более аргументированно эту

147

Предполагают, что в начале нашей эры, может быть и намного раньше, предки чувашей жили на границе Китая, говорили на протомонгольском языке и входили в состав хунну или сюнну. Один из отрядов этих хуннов, изгнанный от китайской границы на северо-запад, вместе с другими монголоязычными и тюркоязычными племенами двинулся на запад, в Европу, где их всех называли гуннами. После распада гуннского союза, его племена составили подвластное население Хазарского каганата. Здесь монголо-тюркская смешанная группа гуннов, ot сновавшись среди финно-угроязычных предков марийцев, а также и среди тюркоязычных сюасов — предков казанских татар, входила с ними в хозяйственные, культурные и семейные контакты. В результате образовалась народность веда (суасламари), т. е. предки современных чувашей. Поэтому не далеки от истины те ученые, которые о предках чувашей высказываются следующим образом. Японский тюрколог и историк Широ Хаттори пишет: «Чувашские племена, возможно, являются одной из ветвей прямых потомков хуннов, давших толчок к 70-м годам IV в. к «великому переселению народов» и в конце V в. сошедших с исторической арены»3. Эту же мысль еще раньше высказал В. В. Бартольд словами: «Древнейшими историческими предками чувашей придется признавать хуннов, выступающих в истории

2 (продолжение) мысль выразил в прошлом веке В. В. Радлов, который, констатируя в чувашском языке тотальный переход палатальных звуков в гуттуральные и неуместное употребление многих тюркских лексем, пришел к заключению, что такого искажения языка могли допустить только нетюрки, не понимавшие его как следует и затруднявшиеся правильно воспроизводить тюркскую артикуляцию. «Чуваши — не тюрки по происхождению, — писал Радлов, — они мало-помалу, в несколько этапов усвоили себе тюркский язык, видоизменив его на почве собственного, ныне ими совершенно забытого языка». Этим забытым языком Радлов считал один из древних финно-угорских диалектов. Впоследствии это его предположение опроверг Н. Н. Поппе, который писал: «Никаких финских элементов, кроме новых черемисских заимствований, в чувашском языке нет и быть не может». «Чувашский язык— и не финский, и не тюркский, а составляет самостоятельное явление...», близкое к монгольским языкам. Этим самым Поппе по существу признал давнишнее мнение И. К. Аделунга, возводившего чувашский язык к монгольскому. Еще более конкретно о родстве чувашского языка с монгольским высказался венгерский лингвист Мункачи (Munkacsi В. Hunnische Sprachdenkmalerjm Ungarischen. — К. Sz., s. 193, 196). Однако сами чувашские лингвисты до последнего времени и слышать не хотели о восхождении своего языка к монгольским, не желая иметь «родства с монголами».

3 См. журн. Вопросы языкознания, 1980, № 3, с. 93-94.

148

Китая в III веке до нашей эры», а затем неоднократно менявших свой этноним4.

В сущности такого же взгляда придерживаются очень многие западные ученые, хотя они ошибочно приписывают предкам чувашей изначально тюркский язык. Это связано с появлением версии о тюрко-гуннском происхождении чувашей, что тоже сперва возникла на западе. Вслед за западными ориенталистами в 1896 году Н. А. Аристов тоже написал: «Чуваши — это потомки гуннов»5. Венгерский лингвист Б. Мун- качи тоже повторял, что «чуваши — это гунны», поскольку именно из чувашского языка переняли венгры тюркизмы6. В сущности Ашмарин тоже признавал гуннское происхождение чувашей, но промежуточным звеном между древними гуннами и нынешними чувашами он считал тюркоязычных булгар, а не часть хунно-хазар. Вслед за Ашмариным эту же ошибку повторили С. Е. Малов, М. П. Петров, В. Ф. Каховский, В. Д. Димитриев и многие другие автортл Даже известный знаток хазаро-булгарской истории М. И. Артамонов, не признавая среди хуннов и гуннов наличия монголо-тюрко- язычных (т. е. смешанно язычных) предков чувашей, писал, что в Хазарии «господствующее положение занял принесенный хуннами тюркский язык, осколком которого в настоящее время является чувашский»7.

Полагают, что настоящие предки чувашей, т. е. часть хуннов или сюннов были протомонголами. Об этом сообщают, во-первых, сами современники хуннов — древнекитайские хронисты, которые четко различают хуннов («хунну») от тюрков («тюркю»). Поэтому, по-видимому, исследователь древнекитайских хроник Н. Я. Бичурин (Иакинф) еще в прошлом столетии твердо высказался, что хунны были монголами, а не тюрками8. Кроме того, надо иметь в виду, что само название этого племени «хун» или «хюн» является монгольским словом, означающим «человек», люди». По значению оно соответствует китайскому gen/gyn, означающему

4 Бартольд В. В. Современное состояние и ближайшие задачи изучения истории тюркских народов. Ташкент. 1926, с. 5.

5 Аристов Н. А. Заметки об этническом составе тюркских племен и народностей. — Живая старина, в 3-4. СПб. 1896, с. 409.

6 MunkacsiB. HunnischeSprachdenkmalerimUngarischen. — Keletiszem- le, II. Budapest. 1901, s. 186, 189.

7 Артамонов М. И. История хазар. П., 1962, с. 37.

8 Иакинф Бичурин. Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена, т. I. СПб. 1851, отл. I, с. 2; он же. Записки о Монголии. СПб., 1828.

149

«человек, люди» (отсюда же происходит и чувашское syn «человек, люди»), ибо в древности многие народы называли себя: «люди» или «настоящие люди». О принадлежности языка части хуннов к протомонгольскому свидетельствуют также многочисленные монголизмы, сохранившиеся в современном чувашском языке. В активном словаре современного чувашского языка насчитывают около 900 монгольских лексических схождений9. Среди них преобладают древнейшие термины кочевничества и скотоводства, такие, как: монг. daxa «жеребенок двухлетний» — чув. tixa «жеребенок»; монг. (бур.) buruu «теленок»— чув. рйги «теленок»; монг. йхег «бык, вол, крупный рогатый скот» —чув. vakar «бык»; монг. noxoj «собака»—- чув. пйха «собака»; Монг. omru «грудь лошади»— чув. amar «подгрудок»; монг. sams «носовой хрящ» —чув. samsa «нос»; монг. gagaj «свинина» —чув. kakaj «мясо»; монг. tarag «кислое молоко» —чув. turSx «кислое молоко»; монг. akarca «блин, лепешка» — чув. ikerce «блин, оладьи»; монг. хйргее «крупа» — чув. кёгре «крупна»; монг. talx «хлеб» — чув. tula «пшеница»; монг. йпее «корова» — чув. ёпе «корова»; монг. culuu (n) «камень» — чув. cul «камень»; монг. пииг «водоем» — чув. пйг «вода» и т. д.

Особенно много в чувашском языке протомонгольсках глаголов, поскольку глаголы сохраняются более устойчиво. В современном чувашском языке они обычно употребляются в усеченной форме, без монгольского аффикса инфинитива — ах/-ех. Например, чувашский глагол kala «говорить» восходит к монгольскому kelex/xelex «говорить»; чув. syr «писать» восходит к монг. zurax «рисовать, чертить»; чув. salat разобрать, развернуть» — к монгольскому salgax «отделять»; — чув. iik- kele/iipkele «упрекать» — к монг. iiglex «ворчать»; чув. хб- porte «радоваться» — к монг. хбгбх «радоваться»; чув. хап&х «привыкать» — к монг. xangax «удовлетворять»; чув. xarkas «ругаться» — к монг. хагах «ругаться». Некоторые из таких глаголов сохранили и прежний свой монгольский аффикс -ах/-ех; например: чув. tux «выходить» < монг. tuux «выгонять»; чув. рах «смотреть» < монг. Ьах «восхищаться, восхищение». Кроме того, аффикс -ах/-ех в чувашском языке широко используется для придания экспрессии глаголам повелительного наклонения, например: kal-ax «скажи непременно», syr-ax «пиши непременно», kaj-ax «иди непременно», kil-ex «приди непременно» и т. д.

9 Димитриев О последних этапах этногенеза чувашей. — В кн.:

Болгары и чуваши. Чебоксары. 1984, с. 29.

150

Но особенно примечательно то, что в чувашском языке сохранились все основные особенности монгольской фонетики, такие, как ротацизм, ламбдаизм, замещение анлаутного к > х и др. Еще более примечательно наличие в чувашском морфологических особенностей монгольских языков, а именно: наличие союза ра/ре «и, да» (соответствует монгольскому союзу ba-be «и, да») ; наличие лишительного аффикса -sar/-ser «без», соответствующего монг. -sar/-ser «без» (соответствует тюркскому -syz/-sez «без») и т. д.

Кроме непосредственных монголизмов, в чувашском языке сохранились также многие так называемые «общеалтайские» грамматические формы, восходящие к протомон- гольскому языку хуннского времени, которые ныне обнаруживают свои соответствия то в эвенкийском языке (например, местоимение es/esi «ты»), то в корейском языке (препозитивный формант отрицания an/ani «не, нет»), то в японском и корейском языках (местоимение ko/ku «этот»), то в маньчжурском и монгольском языках (местоимение bi/ebi «я»), то в камасинском языке (формант множественного числа -sag/ -sam/-sem). Сюда же относятся чувашские лексические схождения с теми же языками, например, ср.: чув. savar «рот» — корейск. agari «рот»; чув. imsam «лекарство, снадобье» —ко- рейск. insam «женьшень, снадобье»; чув. pavar «серый» —корейск. puru «серый»; чув. аша «мать, самка» — япон. ото «мать, кормилица»; чув. sava «коса» — эским. savi «нож» и т. д. Все эти восточноазиатские элементы в чувашском языке, по нашему мнению, восходят к древнему протомонголь- скому языку части хуннов.

Отюречивание этого древнего языка предков чувашей началось, по-видимому, еще в недрах хуннского, далее и гуннского племенного союза, то есть в начале н. э., когда основную массу населения этого союза составили местные, входившие раньше в киммерийский, затем скифский сарматский союз племен, а также и пришлые тюрки. Сами монголоязычные хунны были слишком малочисленны и поэтому уже в V в. сошли с исторической арены, уступив ведущую роль в движении тюркским вождям и передав их державе свой этноним «хунну» (в европейских источниках — «гунны»).

В результате перехода власти другим тюркоязычным племенам, вместо гуннского союза образовались аварские, тюркские, хазарские племенные союзы. Даже в период хазарского союза аборигенность многих тюрков подчеркивалась тем, что

151

их часто отождествляли с местными племенами. Так, хазар нередко называли акацирами, которые были отмечены еще Геродотом как племена Причерноморья VIII—IV вв. до н. э. И в «Географии» равеннского анонима, написанного около VII века, говорится, что хазарами стали называться те же прежние акациры10.

В недрах Хазарского каганата происходила дальнейшая тюркизация монголоязычной части хуннов, хотя некоторые путешественники признавали хазарский язык не совсем тюркским. Например, Аль-Истахри писал, что «язык хазар не сходен с языком турок и персов..,»п. Аль-Бекри тоже сообщает: «Язык хазар другой, чем язык турок и персов; это есть язык, который не согласуется ни с одним языком в мире»12. Абу-ль- Феда тоже подтверждает: «Хазары не походят на турок». Поэтому, очевидно, Махмуд Кашгари вообще не включал хазарский язык в семью тюркских языков, а само слово «хазар» истолковал как название страны. Абу Рейхан Бируни тоже в своих трудах не упоминает хазарского языка в числе тюркских. Якут ар-Руми не только не упоминает его в числе тюркских языков, но и самих хазар называет «яджуд и маджуд»13, то есть монголами. Хотя некоторые писатели (Ибн-Русте, Ибн-Хаукаль, Эль-Балхи) сравнивали хазарский язык с булгарским, что говорит о тюркоязычности хазар. Такое противоречие объясняется, по-видимому, существованием в Хаза- рии двух языков: хунно-хазарского p-языка, принадлежавшего простолюдинам или «черным хазарам» (караджур) и тюрко-хазарского з-языка, принадлежавшего тюркютам- аристократам или «белым хазарам» (сарашен). 3-язычные тюрко-хазары были иравителями и законодателями в стране, и, естественно, по их языку судили многие арабские писатели

о хазарском языке вообще14. Один из нынешних исследователей языковой ситуации в бывшем Хазарском каганате С. П. Толстой называет эти два языка «диалектами»: язык аристократии называет «западным к-диалектом и язык

10 Ravennati Anonimi Cosmographia. Ed. Pinder of Partley. Berolini. 1870,

s. 168.! 11'

11 Аль-Истахри. Книга путей и царств. — В кн.: Собрание материалов для описания местностей и племен Кавказа, вып. ~29. Тифлис. 1901, с. 45.

12 Известия Аль-Бекри и других авторов о Руси и славянах. СПб., 1878, с. 61.

13 Путешествие Ибн-Фадлана на Волгу. М., 1939, с. 171, прим. 1237.

14 Гаркави A. Hi Сказания мусульманских писателей о славянах и русах. СПб. 1870, с. 188, 216.

152

простолюдин — «восточным х-диалектом»15. Сами современники хазар, Табари и Балами, более конкретно называли носителей этих языков — «турками» и «гуннами (хайландур) «.

Многие исследователи древнего хазарского языка пытаются получить о нем представление по дошедшим до нас разрозненным хазарским словам — по их личным именам, чинам, титулам и т. д., — но так как в числе этих случайно собранных слов оказываются как хуннские, так и тюркские слова, то в результате такого метода не удается получить целостного представления об этом языке. Вот некоторый перечень наиболее известных в исторической литературе хазарских слов:

Саркел или Шаркил — название хазарской крепости на Дону;

Сенгилъ — название позднехазарского городка на месте бывш. Сарая-Берке;

Сарашен или Сарсин — название «белых хазар», а также название аристократического квартала в хазарской столице Итиле;

Саксин — название позднехазарского города на Нижней Волге;

Утта — хазарское название острова на Каспии;

Джур или Чора — «раб, невольник»; встречается в названии хазарской касты караджур й в названии дербентского невольничьего рынка Чора;

Каган или Хакан — титул верховного правителя Хаза- рии;

Кендер— название сановника в Хазарии; встречается в составе титула кендер-кагана;

Шад — феодальный титул, обозначавший обычно сына кагана;

Пех или Бег —- феодальный титул; в Хазарии употреблялся в составе звания хаган-бека, выполнявшего функции премьер- министра;

Алп — титул феодала-воина;

Тудун — «наместник», титул правителя провинции;

Тархан — титул феодала, осовобожденного от обязательных повинностей;,J!

Овчий — титул посла и мелкого сановника; встречается в составе должности «тархан-овчий»;

-НОМ

Толстой С. П. Речь на научной сессии отд. АН ССОР в 1946 г. —В кн.: Происхождение казанских татар. Казань. 1948, с. 139.

153

Чаушир — низший военный чин и звание сельского исполнителя;

Багатур — звание феодала-воина; встречается в составе титула «багатур-каган»;

Читар— «постельничий», феодальный титул ири кагане, встречается в составе чина «читар-тархан»;

Булан — личное имя или прозвище кагана;

Обадья — личное имя или прозвище кагана-реформатора; Ибузир — прозвище, встречающееся в составе имени кагана Ибузир-Глявана;

Гляван — прозвище, встречающееся в составе того же имени Ибузир-Гляван;

Катун или Хатан — «госпожа», титул жены кагана;

Чичак — имя хазарской царевны, вышедшей замуж за византийского императора Константина Капронима;

Субат — имя хазарской царевны, сосватанной в 798 году за арабского сановника Аль-Бармаки;

Акага — имя хазарской женщины, правившей страной в 767 году;

Кавар— «заговор, заговорщик», прозвище, данное хазарским повстанцам, бежавшим в IX веке к венграм;

Ман— «большой, великий»; встречается в составе ойкони- мов и топонимов «Ман-Кермен», Ман-гуп», Ман-гышлак» и др.

Как видим, некоторые хазарские слова из числа аристократической терминологии (феодальные титулы, должности, имена) имеют в основном тюркское происхождение. Сюда относятся слова «бег», «тудун», «чаушир», «алп», «шад», «Булан», «Чичак», «Аккага» и пр. А другие слова из той же серии восходят к монгольским языкам, такие как «ман», «хакан», «багатур», «тархан», «читар», «хатан» и др. Притом некоторые термины в разных диалектах произносились по-разному. Например, название хазарской крепости на Дону в одних документах сохранилось в монгольском фонетическом оформлении — «Шаркиль», а в других документах — в тюркском оформлении — «Саркел». Титул самого правителя Хазарии тоже в одних документах приводится в тюркской ферме «каган», а в других документах — в монгольской форме «хакан». Жена кагана в одних документах именуется по-тюркски «катун», а в других источниках — по-монгольски «хатан». Хазарские феодалы тоже в одних источниках названы «бег», в других источниках «пех» и т. д.

154

Чтобы иметь конкретное предстваление о характере главенствовавшего в Хазарии аристократического з-языка, можно обратиться, например, к текстам хазарских надписей на камнях Маяцкого городища и на баклажках из Новочеркасского музея. Например, на баклажке из Новочеркасского музея руническими знаками было написано: Elci jema Ama-ac jema Buka iicabi. «Элчи, еще Амач, еще Бука — трое их». А на другой баклажке, найденной близ станицы Кривлянской, написано: Kymyz,., As kymyz usa badiik avyzyka tuldyra ic. «Ky- мыз... кумыс, наполняя это большое отверстие, пей». На камнях Маяцкого городища на Дону такими же руническими знаками написаны словосочетания: Jsyg iigag «Теплый очаг»; Uma Anus atybyz. «Ума (и) Ануш —наши имена»; Usa Aru Ar- datti. «Это Ару (и) Ардату» и т. д. 16. Все эти тексты написаны на обычном тюркском з-языке огузского типа.

К сожалению, таких письменных памятников хунно-хаза- рского p-языка мы не имеем, но об особенностях этого языка можно судить по так называемым «чувашизмам» в венгерском языке, о которых уже говорилось в одной из предыдущих глав. Эти «чувашизмы» в венгерский язык перешли, по- видимому, из хазарского p-языка через посредство каваров, ушедших к венграм в 850-х годах, после междоусобной войны в Хазарии, а также через бесермен, поступивших к венграм на службу в качестве ландскнехтов после распада Хазарского каганата. Судя по характеру этих «чувашизмов», хунно-хаза- рский язык в IX—XII вв. был уже в основном отюречен и стал похожим на чувашский, но в нем еще было гораздо больше монгольских элементов, нежели в нынешнем чувашском языке. Поэтому перешедшие тогда в венгерский язык «чувашизмы» (или, вернее сказать, монголо-хуннизмы) оказались гораздо более близкими к своим монгольским архетипам, нежели к современным чувашским параллелям. Например, венгерское слово dermek «юношеский» сохранилось гораздо более похожим на своего монгольского архетипа germegei «юный», чем на чувашское samrak «юный». Венгерский «чу- вашизм» kolcon «заем, ссуда» гораздо больше сближается с монгольским kuliisiin «наем», чем с чувашским kivsen «заем». Венгерское borju «теленок» больше похоже на бурят-мон

16 Артамонов М. И. Надписи на баклажках Новочеркасского музея и на камнях Маяцкого городища; Щербак А. Несколько Слов о приемах чтения рунических надписей, найденных на Дону. — Советская археология, вып. XIX. М., 1954, с. 263-282.

155

гольское burn «теленок», чем на чувашское paru «теленок». Венг. бкбг «бык, вол» ближе к монг. iixer «бык, крупный рогатый скот», чем к чув. vakar «бык». Венг. ikrek «близнецы» ближе к монг. ikere «близнецы», чем к чув. jokor «близнецы» и т. д. Все эти сопоставления наглядно показывают, что хунно-хазарский язык был гораздо более «монголоидным», чем современный чувашский язык — он стоял гораздо ближе к своему предку — монгольскому языку.

Интенсивное отюречивание этого языка продолжалось после распада Хазарского каганата, когда бывшее население этой страны было раскидано по разным местам и оказалось в сплошном окружении сперва огузских, затем кыпчакских племен. Особенно сильное влияние оказал на него кыпчакский язык, поскольку, начиная с XI века, потомки хазар постоянно находились в окружении различных кыпчакских племен. Именно под доминирующим влиянием кыпчакского (а именно суасского) языка произошло окончательное превращение монголо-хунно-хазарского языка в старочувашский. Притом не избежал кыпчакского влияния и хазарский аристократический з-язык, который позже полностью сравнился с кыпчакским, а некоторые носители его сообразно своей религиозной принадлежности стали называться караимами и крымчаками.

В XIII—XIV веках, когда писались чувашеязычные «бул- гарские» надгробные эпитафии 2-го стиля, язык этот был уже з основном отюречен и стал, по существу, чувашским. В нем отсутствовали прежние термины монгольского происхождения, хотя сохранились монгольские фонетические особенности — ротацизм, ламбдаизм и переход к > х в анлауте. Поэтому слово kyz «дочь» в эпитафиях писалось xir, слово kyryk «сорок» — как хегех, слово sekiz «восемь» — как sakar, togyz «девять» — как toxyr, big «пять» — как bi (a) l и т. д.

Процесс дальнейшей тюркизации чувашского языка остановился уже после присоединения края к России. Окончательно отюречиться успел только язык исламизированных чувашей, который слился с татарским. Язык же остальных чувашей так и остался неполностью отюреченным. После появления в крае доминирующего влияния русского языка начался даже обратный процесс — некоторые ранее заимствованные тюркизмы стали заменяться русизмами. Одновременно подвергся оц и некоторому влиянию финно-угорских языков. В итоге всех этих процессов современный чувашский

156

язык оказался конгломератом нескольких разносистемных языков: он примерно на 15-16% состоит из монголизмов и элементов восточноазиатских языков, более чем на 50% состоит из тюркизмов, на 19-20% — из русизмов и по одному-два процента входят в него элементы персидского, арабского, древнееврейского, кавказских и финно-угорских языков. Притом в числе основного фонда его тюркской лексики примерно одну половину составляют огузские элементы, заимствованные, по-ви- димому, еще в гуннский и хазарский периоды, а другую половину составляют кыпчакизмы, заимствованные уже во втором тысячелетии н. э. Поэтому Д. X. Френ не без основания называл чувашский язык ein verbastertes Jdiom (помесью наречий), а Н. Я. Марр характеризовал его как «связывающее звено» всех яфетических языков Востока и Запада17.

Куда же можно теперь отнести этот смешанный чувашский язык по новой классификации? К монгольским языкам его нельзя отнести, поскольку монгольских элементов в нем осталось ничтожно малое количество. Учитывая, что основной словарный фонд и грамматический строй его стали тюркскими, очевидно, правильно будет оставить его в семье тюркских языков. Но к какой именно группе тюркских языков можно причислять его, если он не имеет сходства ни с огузскими, ни с кыпчакскими, ни с карлукскими языками? По всей видимости, следует выделить его в особую, четвертую группу семьи тюркских языков, куда, кроме него, можно будет причислить и другие отюреченные нетюркские языки, какими являются, например, якутский, долганский и др., хотя они и не имеют между собой близкого сходства.

* * *

Таким образом, в свете всего сказанного в предыдущих главах мы уже получили более или менее исчерпывающие ответы на все вопросы, поставленные в начале этой книги. Во-первых, оказалось, что данные лингвистики относительно потомков булгар нисколько не противоречат данным археологии, антропологии или этнографии, что все эти сведения в конечном итоге вполне согласуются между собой. Во-вторых, из всех этих данных, взятых вместе, вытекает тот вывод, что у волжских булгар был только один-единственный исторический преемник — это казанские татары, унаследовавшие от своих предков все их прежние национальные особенности —религиозные, языковые, антропологические, этнокультурные и т. д.

17 Марр Н. Я. Чуваши — яфетиды на Волге. Чебоксары. 1926.

157

 

http://xn--80ad7bbk5c.xn--p1ai/ru/book/export/html/881

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

 

Сами монголоязычные хунны были слишком малочисленны и поэтому уже в V в. сошли с исторической арены, уступив ведущую роль в движении тюркским вождям и передав их державе свой этноним «хунну» (в европейских источниках — «гунны»).
  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

The Huns were a group of nomadic people who, appearing from East of the Volga, migrated into Europe c. AD 370 and built up an enormous empire in Europe. Since De Guignes linked them with the Xiongnu who had been northern neighbours of China 300 years earlier to the emergence of Huns,[1] considerable scholarly effort has been devoted in investigating such a connection. However, there is no evidence for a direct connection between the dominant element of the Xiongnu and that of the Huns.[2] A contemporary mentions that the Huns had a language of their own; very little of it has survived and its relationships have been the subject of debate for centuries. According to some theories, it was a Turkic language.[3] Numerous other languages were spoken within the Hun pax including East Germanic.[4] Their main military technique was mounted archery.

https://www.princeton.edu/~achaney/tmve/wiki100k/docs/Huns.html

David Christian ""A History of Russia, Central Asia and Mongolia" v.1, Blackwell Publishers, 1998, 2000, 2001

c.203

"...Миграция в западном направлении гуннов была частью широкого процесса "тюркизации" степей Внутренней Евразии. Вначале в западной Монголии и Джунгарии, затем в Казахских степях, и наконец в южной Центральной Азии и в западных степях, ирано-язычные кочевники (pastoralists) были вытеснены группами говорящими на ранних формах тюркского или монгольского. К 500 г. н.э. тюркские языки доминировали в центральных и восточных степях, а к 1000 г. н.э. они доминировали также и на большей части Центральной Азии. Таким образом крах империи Хунну прогремел эхом по всем степям Внутренней Евразии. "

с.254

"...Хотя первоисточники не совсем ясно об этом говорят, мы можем быть уверены, что тюркские каганы, как Мотун и Аттила, имели личную свиту. Это вероятно включало тяжело вооруженных рыцарей известных тотемически как "волки", которые формировали главную ударную силу тюркских армий. Они (тюрки Тюркского Каганата - прим. А.) имели специальный храм к северу от Желтой реки (т.е. Хуанхэ) где они собирались, кормили своих коней и приносили жертвоприношения перед кампанией в Северный Китай..."

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Глава VIII. Классификационная характеристика булгарского и чувашского языков

Из сказанного в предыдущих главах вытекает, очевидно, также необходимость в пересмотре существующей системы классификации тюркских языков. Как известно, во всех ныне существующих системах классификации булгарский язык непременно рассматривается как ротацирующий и в этом смысле противопоставляется остальным тюркским з-языкам. Например, А. Н. Самойлович и Н. Н. Поппе в свое время подразделяли все тюркские языки на две группы: 1) на р-языки, включающие в себе древний булгарский и современный чувашский языки и 2) на з-языки, включающие в себе все остальные тюркские языки мира. Ныне, по классификации современных тюркологов (Баскакова, Менгеса, Бенцинга, Текина и др.), те же языки принято подразделять на огузские, кыпчакские и карлукские группы, но булгарский язык все равно относится к числу ротацирующих. В частности, по классификации Менгеса, древний булгарский и современный чувашский языки причисляются к 6-й или так называемой «F» группе языков, характеризующейся ротацизмом и ламбдаизмом. По классификации А. Н. Баскакова, считающейся ныне общепризнанной системой, языки эти тоже подразделяются на огузские, кыпчакские и карлукские группы, но кроме того выделяется еще и четвертая (по нумерации Баскакова — первая), так называемая «булгарская группа» p-языков, куда причисляются древний булгарский, древний хазарский и современный чувашский языки1. Однако в связи с тем, что булгарский язык, как уже сказано, не был ротацирующим, а представлял собой обычный тюркский з-язык, то при новой классификации он, естественно, отпадает от четвертой группы и переходит в группы огузских и кыпчакских з-языков. Притом в домонгольский период он принадлежал к группе огузских языков, а в послемонгольский период, и тем более ныне в качестве татарского языка, стал принадлежать к группе кыпчакских языков.

 

Полагают, что настоящие предки чувашей, т. е. часть хуннов или сюннов были протомонголами. Об этом сообщают, во-первых, сами современники хуннов — древнекитайские хронисты, которые четко различают хуннов («хунну») от тюрков («тюркю»). Поэтому, по-видимому, исследователь древнекитайских хроник Н. Я. Бичурин (Иакинф) еще в прошлом столетии твердо высказался, что хунны были монголами, а не тюрками8. Кроме того, надо иметь в виду, что само название этого племени «хун» или «хюн» является монгольским словом, означающим «человек», люди». По значению оно соответствует китайскому gen/gyn, означающему «человек, люди» (отсюда же происходит и чувашское syn «человек, люди»), ибо в древности многие народы называли себя: «люди» или «настоящие люди». О принадлежности языка части хуннов к протомонгольскому свидетельствуют также многочисленные монголизмы, сохранившиеся в современном чувашском языке. В активном словаре современного чувашского языка насчитывают около 900 монгольских лексических схождений9. Среди них преобладают древнейшие термины кочевничества и скотоводства, такие, как: монг. daxa «жеребенок двухлетний» — чув. tixa «жеребенок»; монг. (бур.) buruu «теленок»— чув. рйги «теленок»; монг. йхег «бык, вол, крупный рогатый скот» —чув. vakar «бык»; монг. noxoj «собака»—- чув. пйха «собака»; Монг. omru «грудь лошади»— чув. amar «подгрудок»; монг. sams «носовой хрящ» —чув. samsa «нос»; монг. gagaj «свинина» —чув. kakaj «мясо»; монг. tarag «кислое молоко» —чув. turSx «кислое молоко»; монг. akarca «блин, лепешка» — чув. ikerce «блин, оладьи»; монг. хйргее «крупа» — чув. кёгре «крупна»; монг. talx «хлеб» — чув. tula «пшеница»; монг. йпее «корова» — чув. ёпе «корова»; монг. culuu (n) «камень» — чув. cul «камень»; монг. пииг «водоем» — чув. пйг «вода» и т. д.

 

Но особенно примечательно то, что в чувашском языке сохранились все основные особенности монгольской фонетики, такие, как ротацизм, ламбдаизм, замещение анлаутного к > х и др. Еще более примечательно наличие в чувашском морфологических особенностей монгольских языков, а именно: наличие союза ра/ре «и, да» (соответствует монгольскому союзу ba-be «и, да») ; наличие лишительного аффикса -sar/-ser «без», соответствующего монг. -sar/-ser «без» (соответствует тюркскому -syz/-sez «без») и т. д.

 

Отюречивание этого древнего языка предков чувашей началось, по-видимому, еще в недрах хуннского, далее и гуннского племенного союза, то есть в начале н. э., когда основную массу населения этого союза составили местные, входившие раньше в киммерийский, затем скифский сарматский союз племен, а также и пришлые тюрки. Сами монголоязычные хунны были слишком малочисленны и поэтому уже в V в. сошли с исторической арены, уступив ведущую роль в движении тюркским вождям и передав их державе свой этноним «хунну» (в европейских источниках — «гунны»).

http://xn--80ad7bbk5c.xn--p1ai/ru/book/export/html/881

 

 

Все это очень неграмотно с точки зрения не только Тюркологии, но прежде всего, Болгаристики:

 

ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ПРИНЦИПЫ БОЛГАРИСТИКИ

 

1. Их называли по разному: китайцы звали их хунну/сюнну, из кит. ху ”инородец” (Боровкова), о-кут (огур), полюхан (болгар), пугу (булк), шан-ху; сасанидские персы - туран, торкан, эфталиты; древние армяне - болкар, булх, чены (китайцы), хунны; древние греки и римляне - хунны, скифы, варвары, тюрки, булгары, булгарос, вулгарос, оногуры, уногондуры; арабы - булган, бурджан, сакалиба; будисткие тибетцы и индусы - хуна,  уйгуры, но в действительности и в основном это были болгары, которые во всей мировой тюркологической науке хорошо известны больше как булгары (Н. Баскаков), а в современной болгарской науке - как прабългари.

 

2. Не считая тюркутов, которые действительно совершили масштабный по глубине, но все таки единственно и только боевой поход до Крыма, позднеантичные и раннесредневековые болгары по существу являются первыми и единственными тюрками, выходившими на историческую сцену в первой половине ІІ тыс. до Н.Э., и которые на протяжении 10-12 веков мигрировали, распространялись, общались, заселяли и владели многими территориями и народами с Алтая до Балкан и Рейна.

 

2.1. Болгары шли во главе Великого Переселения Народов; именно они являются первопричиной воздвижения Великой Китайской Стены; гораздо позднее, вытесняя восточные и западные римляне за Балканские Горы и Средний Дунай, подготовили гибели и участвовали в свержении Римской Империи, а таким образом и в свержении рабовладельческого строя и установления феодального строя в истории всемирного человечества.

 

5. Еще до конца ІV тыс. до н.э. прото-тюрки европеоиды с монголоидной примесью из области Саяно-Алтая разделились на огуро-тюркскую - ре-языковую ветви, с одной стороны, и с другой стороны - на огузо-тюркскую, зе-языковую ветви, где находятся будущие огузы, кыпчаки, уйгуры, карлуки. Первую ветвь, с внутренней точки зрения, можно назвать и былгарской (Bulgarian), а археологическим экспонентом былгарской ветви является Афанасьевская Культура (Golden 1980, 42-43), позднейшим приемником и продолжителем которой является Карасукская культура (Добрев; Юхас).

 

5.1. С течением времени былгарские племена консолидировались в Минусинской Котловине, именно которая область является и прародиной былгар (Bulgars) вообще и в частности болгар (Bolgars) - хунну/сюнну, туран, волжские, кавказские, кубанские, приднепровские, анатолийские, придунайские, македонские, трансильванские, панонские и др. В Минусинской Котловине ближайшими соседями былгаров были прото-огузотюрки, индоиранцы, небольшая группа из которых с течение времени инкорпорировалась в былгаров, а позднее – восточные иранцы, потом усуны, монголы, тунгусо-манджуры, финно-угры, кыпчаки, кит. динлин, китайцы, тохары, кит. юечжи и др. Индоиранцы Андроновской Культуры до конца ІІІ тыс. до н.э. приручили коня и таким образом совершили первую и важнейшую в истории человечества революцию, а болгары афанасьевцы в Минусинской Котловине были первыми, воспринявшими и позднее передавшими его и другим народам.

 

5.2. В своей прародине былгары были в основном номадами скотоводами, но дополнительно-подсобно занимались и землепашеством и по археологическим данным, еще в Бронзовой Эпохе к концу ІІІ и началу ІІ тыс. до н.э. они жнали бронзовыми серпами; строили и жили в постоянных деревянных домах, а во время выведения скота на яйлу пользовались и переносимыми шатрами, т.е. юртами; хоронили своих мертвых с вырисованными гипсовыми масками на лицах в гробах, болг. ковчег, раскрашенных росьписью; строили храмы и святилища со скульптурами и рисунками; долбили на каменных скалах изображения людей и животных; делали каменные фигуры с изображениями людей и животных [Артамонов 1973, 218-219; Крадин 2003, 151; Новгородова 1981, 203-231; Савинов 1981, 232-248; Юхас 1985, 26].

 

5.3. К середине І тыс. до н.э., на северозападе и севере Китая былгары (Bulgars) уже чувствительно дифференцировались в три сравнительно различные и самостоятельные группы племен:

-авары, кит. ухуан, позднее кажется эфталиты;

-болгары (Bоlgars), кит. Poluohan, Poliuhan, BuliuhanBuluojian, Bulugen (проф. Chen), в том числе и, как мы думаем, племя по имени булк, кит. поуку/пугу/боху, а так-же и сабиры, кит. сянби;

-хазары, кит. хэсе.

 

5.4. Немного до начала Новой Эры болгары создали, представляли базисно-доминантным этническим компонентам и руководили в Центральной Азии Восточно-хунской Империей, являющейся полиэтнической военно-племенной конфедерацией по имени Хунну/Сюнну, где еще были огузотюрки, иранцы, монголы, финно-угры и др., и первым руководителем которой был император Багатур, кит. Маотун, Мохедо, Моде и др., совр. турец. Мете.

 

6.3. При своем движении на запад былгарские племена создали, организовали и возглавили болгарскую Восточнохунскую Империю в Центральной Азии, болгарскую Западнохунскую Империю в Европе, Кавказскую Барсилию, приазовскую Великую Болгарию, Хазарский Хаганат, Волжскую Болгарию, придунайскую империю Первого Болгарского Царства, Аварский Хаганат, Керамисийскую Болгарию в Македонии, болгарское в своей основе и начале Венгерское Королевство, а в Древнем Китае были и полностью болгарские по происхождению монархические династии, при том самостоятельные болгарские княжества или жупанства образовались по всему пути миграции былгаров на запад, например, Дуглаты в сегодняшнем Казахстане, но их было немало и в Трансильвании и Панонии.

 

6.4. Болгары принесли европейским народам, в том числе и славянским, латную конницу с ее новой боевой тактикой, саблю, седло, стремя, штаны, подвесно-наборный пояс (Панченко 2007, 5-10), телегу, но прежде всего культурологически исключительно значимые и показательные слова ‘книга’ и ‘буква’, которые еще около Новой Эры они заимствовали у китайцев, при том фонетические формы последнего слова хорошо наблюдаются в венгерском и чувашском языках.

 

6.5. В разной степени и с разным вкладом былгары, и особенно болгары, приняли участие в этногенезисе бурят, монголов, китайцев, некоторых памирских иранских народов и афганцев, уйгуров, кыргызов, казахов, в формировании которых присутствует и болгарский род Дуло - Дуглаты в Шежире, башкиров, татаров – с чувствительно высоким удельным весом, довольно хорошо прослеживаемым даже на основе диалектной лексики, тюркменов, азеров, гагаузов, турков, балкарцев, осетинов, армянов, большей части кавказских народов, приуральских финно-угорских народов, русских, украинцев, белорусов, поляков, чехов, сербов, хорватов, румын – со сравнительно высоким удельным весом, венгров - с исключительно высоким удельным весом, италианцев, немцев - по линии баварцев (проф. Фрицлер), норвежцев, шведов и даже ирландцев.

http://bolgnames.com/Images/Principles.pdf

http://bolgnames.com/Images/Bolgar.pdf

http://bolgnames.com/Images/Names.pdf

http://bolgnames.com/Images/East.Bolgars.pdf

http://bolgnames.com/Images/Treasure_1.pdf

http://bolgnames.com/Images/Treasure_2.pdf

https://archive.org/details/GoldenTreasureOfBulgarianKhansFromAttilaToSimeon

http://bolgnames.com/Images/Osmanids_2.1.pdf

http://bolgnames.com/Images/Xiongnu.pdf

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

как вы думаете. болгарские города Батак и Шумен могут иметь отношение к тюркам ? Я искала историю своего рода. и оказалось подроды Байулы - Байбакты Батак. Жабагы (Ябагу). Кынык . Токсаба возможно карлукского происхождения

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

как вы думаете. болгарские города Батак и Шумен могут иметь отношение к тюркам ? Я искала историю своего рода. и оказалось подроды Байулы - Байбакты Батак. Жабагы (Ябагу). Кынык . Токсаба возможно карлукского происхождения

Кынык , у вас такое милое личико ... , что трудно вам отказать ... вы принцесса !  :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Спасибо. если вы искренны . так выглядим Байулы - Байбакты. я нашла много интересного. только истоки пока под вопросом. но все равно мне кажется родина тюрков Средняя Азия. отсюда шли и на восток. и на запад.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

у персов. у массагетов и у казахов было солнцепоклонство. об этом пишут Страбон (про массагетов. "массагеты богом считают только солнце и приносят в жертву коней".) . Прокопий Кесарийский в 6 веке про персов "персы поклонялись солнцу". когда они попали в теснину и царь эфталитов потребовал поклониться . персидскому царю посоветовали схитрить - дождаться восхода солнца и пасть  ниц перед солнцем. про казахов писал Рузбихан в 16 веке. казахи - мусульмане. но они поклоняются солнцу и идолам (балбалы). культ солнца на территории Казахстана древний - солнцеголовое божество . значит казахи в первую очередь потомки массагетов .

в 6 веке П.Кесарийский пишет про массагетов называемые теперь гуннами. которых возглавил Аттила. насчет болгар. мне кажется они вышли из района нынешней Киргизии - Илак. часть вышли из гор Балкан в Туркмении. в тех местах был населенный пункт Шоман (Шомаш. Шумен). а со стороны Илака пришли Батаки. В Турции карлуки - Батаки поселились в районе Антакия . недалеко от Искендерун . Антакию по словам Валиди  называли "Батак шахары" (Рашид-ад-дин "Огуз-наме" комментарии 59). потом там было государство Хатай. Батаки были во времена османов и недалеко от Австрии (Шараф-хан ибн Шамсаддин Бидлиси "Шараф-наме" год 936(1529-30)). род Сырыма Датулы  Шолан - Дат входит в состав Батак. что интересно в Индонезии у озера Тоба живут народ Батак. табгачи Тоба создали Царство Дай.

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Жабагы есть среди тюркских племен в 11 веке у М.Кашгари. Были Ябагу-халлук в Восточном Туркестане и на Алтае. река Карадарья в Киргизии Ферганской долине называлась Ябагу-суы (А.С.Гардизи "Украшение известий"). среди кыргызов есть Саруу-Жабагы (Т.Акеров "История кыргызов и Кыргызстана "). они были среди  карлуков Фараба. среди казахов у Байбакты. у Адай (Байбакты). Торткара (Жаншукур). Кердери. Ябагу (Йахабру) и Уйгур (Йухугур) перечисляются рядом с Блак (Илак). Тат (таты). хазары. кыпчаки. авары. кумыки и т.д в России (ногаи Ямбулуки) .(Иоанн де Галонифонтибус "Книга познания мира"). Ябагу. Кай.Кун.Сары ("В поисках родины-кыпчаки"). Татар - тогузгузы. из Кунов был Хорезмшах Икинджи ибн Кочкар (см.Басмылы).

в начале 20 века с 1925 года этнографические экспедиции выезжали на все регионы . и ими зафиксировано племя Деглатхунук рода Альп среди карлуков Таджикистана в Бальджуанском бекстве . Дангаринская долина.

Род Алп был среди волжских татар. на Кавказе.  это очень древнее племя по словам этнографов. Алп Ер Тунга - Афрасияб. Алп Арслан - сельджукид. из рода Кынык вышли сельджукиды. возможно Алпан(Албан). Дулат (Дулу.Дуло). Суан (Соан.Сван). Уйсун (Ушун. что интересно в монгольском языке "ушун" кажется - 9. что совпадает с Тогузгуз и Уйгур). Кыркар (гаргар. кыркыз). Уйгур и Байгур (Байсын). Байырку. байегу. Баргу. Баргузин. Баркын(подрод Байбакты от Итемген - Батак) .Вархониты(авары).Бай. Баян. Баят. Кай. Киян.Кият очень древние рода. в "Слове о полку Игореве" есть "мечи харалужные" (булатные. Булат. Булак - второе имя карлуков) . возможно связаны с аварами

в Бухарском ханстве седьмой по рангу чин назывался Токсаба. в Крыму был населенный пункт Токсаба (Тогуз Огуз). среди кыпчаков которые ушли в Венгрию есть Куны и Токсоба. кыпчаки делились на половцев - черкесов и кунов - токсобичей.

Алтеке (подрод Байбакты) возможно родственны с туркменами Теке и Ахалтеке (Ак алтеке). пишут что Батаки возможно связаны с Салорами. туркменский род Эрсары кажется связаны тоже с Салорами. Акберли (подрод Байбакты) . на Кавказе в Шемахе (Кемаха) есть Аквирли. среди Шахсеванов Бейбаглы . в Азербайджане есть Шихляр . Шихлы как и у казахов Младшего жуза. кто то их связывает с Ысык (даже с Зих). кто то с Чигиль (карлуки) . Шекти (казахи). чеклуу (кыргызы). Чик (туркмены).кто знает. может и с Щек (Киев) и Чех

часть Илак (Блак) с Паскатир в 13 веке еще жили в районе реки Жаик (Урал) (Рубрук). возможно степные реки Илек остались от них. как Иргиз возможно связаны с Киргиз. ведь кыргызы жили не только у Енесея. но и в Восточном Туркестане и в Семиречье. не зря Рубрук черкесов называл "киркис". и Танаид называли Гиргис. Тана (Фанагория) - племя в Младшем жузе. осетины черкесов - адыгов называют "казахами". Племя Адыг есть среди киргизов. возможно они кочевали юг - Восточный Туркестан. Семиречье и север - Байкал. Алтай. Западная Сибирь. соответственно Хорезм - Урал. дальше - Дунай.

Шеркеш - племя в Младшем жузе казахов. возможно касоги - черкесы. черкасы - запорожцы . где осели торки. черные клобуки и берендеи и наши шеркеши - печенеги (Редедя. Куря). а наши остались у озера Челкар в Западном Казахстане (Багрянородный. ибн Фадлан.Плетнева). Реки Черкиш. Алаша и Таз (тас. тат. тазик в Таджикистане. тат-жиг.тазик) есть и в Сибири. тамга Дуло IYI состоит от тамги Алаша. Найман и Чувашей (сувар) -  Y . и кыпчак - II. тамга огузского племени Кайыг - IVI. V- тамга Карасакал (Алимулы. Младший жуз). было племя Дулы - Кайы

в 6 веке П.Кесарийский писал. что готы (геты). визиготы. гепиды и вандалы - это сарматы и меланхлены. Вандалы жили у Меотиды. потом из-за голода ушли к германцам (франкам). франки говорят есть и среди чеченцев. Аланов он называл готским племенем. язык у них был готский (возможно современный кетский (кеты.коты.ассаны). енисейское племя. язык у них родственен с абхазским. чечено-ингушским. есть элементы китайского языка. Кесарийский ставит между готским и гуннским языком "или". "скифы кроме своего варварского языка говорят и на готском или гуннском". значит язык сарматов - готский (гетский. фракийцы?). возможно гунны Аттилы жившие среди сарматов взяли их язык. вопрос какой был язык скифов? готы смешались с германцами . стали германскими племенами. вандалы ушли в Испанию и в Африку. оставшиеся остались в Польше. в 13 веке говорили на славянском (Рубрук). М.Меховский в 16 веке готов называет "половцами". он и Иордан в 6 веке готов (гетов) связывает с массагетами. и Аттила возглавлял массагетов (гуннов) и другие скифские племена (П.Кесарийский). Приск в 5 веке гуннов называет "уннами".  Кете - казахское племя в Младшем жузе. были геты - тетракси... может древние Торткара. дурут. дурутоба? в Германии - Дортмунд

в древности юг Средней Азии делился на Илак и Чач. в области Чач были города Газак. Шомен. Вингирд и Вишгирд (аль-Истахри "Книга путей и государств"). известно. что в 10 веке Венгрию населяли турки (Багрянородный). часть которых савары - асфар... поселились недалеко от Персии. Газак - был летней столицей Мидии Атропатийской (Страбон)  

были огузы Казыгурт Кынык и Кырык Кынык. гора Казыгурт считается местом . где остановился Ной (Нух). Илак - его сын .Шомаш - подрод Кынык - Байбакты. что интересно Ханука - еврейский праздник. а Шомаш - самый верхний светильник в еврейской лампе. Шомаш. Шамаш - кажется бог солнца в Вавилоне. некоторые евреи считают. что евреи - евер - авар - переселившиеся . так где же остановился Ной? на горе Арарат или Казыгурт? приток реки Кура называется Алазонь (Ганых). в Осетии есть река Канук (Ескиль). среди каваров было племя Генах (Багрянородный) . среди карлуков Таласа и Мерке был Бириш. Бериш - племя в Младшем жузе. и у евреев кажется есть Бариша . в древности всегда путали Сырдарью (Окс. Огуз) с Араксом. Чеченцы считают себя Нохчи . от Ноя. чеченцы - аккинцы считают себя белыми гуннами - эфталитами. среди ингушей есть фамилия Жабагиев. и Шатойский район с ущельями Аргунь и рекой Шаро Аргунь возможно связаны с тюрками - шато. кимаки. татары (см.Басмылы). Куны были христиане - несториане как и эфталиты. Кынык (Канук) возможно связаны с Канлы. но возможно и с Кун (солнце). так как кын - ушкын  (искра) . таскын (потоп). трудно найти корень. хотя смысл слов канык (каз) и кынык (кирг) - насыщенный и насытиться похожи. Жун (ябагу) - рыжеволосые дьяволы :qazaq1:

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

видел одного толи грека , толи болгарина ... говорит путешествует по Казахстану ... считает , что обычаи и традиции казахов это их обычаи и традиции которые они позабыли ... вобщем клоунов хватает .  
 

 ещё записывает ... конспектирует ... :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

их не поймешь. когда им говоришь. что они вышли из территории Казахстана . говорят что они  фракийцы. то они жили у Китайской стены. есть фильм "Фракийцы". там говорят. что ахейцы и дорийцы вышли из Средней Азии. Страбон кажется пишет. что фракийцы - это геты. только они делятся на даков. родственны с даями и гетов. можно подумать. что они наши адай и кете. только я не пойму куда эти племена делись в средневековье. почти нет упоминаний о них до 18 века. казахи еще в 16 веке неплохо жили. в то время калмыки уже жили среди казахов. даже вместе в поход в Мавереннахр ходили. у А. Вамбери есть заметки о казахах "Путешествие в Среднюю Азию" . правда уже потеряли воинственность. хотя в 16 веке писали - "казахи самые неустрашимые во всем белом свете" . кажется Рузбихан. видимо близость России сказывалось. уже их законы работали. да и незачем было воевать. была торговля 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

их не поймешь. когда им говоришь. что они вышли из территории Казахстана . говорят что они  фракийцы. то они жили у Китайской стены. есть фильм "Фракийцы". там говорят. что ахейцы и дорийцы вышли из Средней Азии. Страбон кажется пишет. что фракийцы - это геты. только они делятся на даков. родственны с даями и гетов. можно подумать. что они наши адай и кете. только я не пойму куда эти племена делись в средневековье. почти нет упоминаний о них до 18 века. казахи еще в 16 веке неплохо жили. в то время калмыки уже жили среди казахов. даже вместе в поход в Мавереннахр ходили. у А. Вамбери есть заметки о казахах "Путешествие в Среднюю Азию" . правда уже потеряли воинственность. хотя в 16 веке писали - "казахи самые неустрашимые во всем белом свете" . кажется Рузбихан. видимо близость России сказывалось. уже их законы работали. да и незачем было воевать. была торговля 

 Как уже сообщалось, в Москве завершила работу международная научная конференция «Этногенез, история, язык и культура карачаево-балкарского народа», проведенная в Москве Институтом этнологии и антропологии им. Н.Н.Миклухо-Маклая Российской Академии Наук.

В работе конференции приняло участие около 400 человек из 16 стран, в том числе ученые из Азербайджана. На конференции были обсуждены важнейшие вопросы тюркской истории, особое внимание уделено истории тюркских народов Кавказа.

В заключительный день участники конференции единогласно проголосовали за резолюцию, представленную азербайджанским ученым, ведущим научным сотрудником Института археологии и этнографии Академии наук Азербайджана, доктором философии по истории Зауром Гасановым. Как отметил З.Гасанов в интервью АзерТАдж, в резолюции опровергается научно ошибочное мнение о том, что все скифы говорили только на одном иранском языке. Ученый сказал: «С точки зрения участников в составе скифской империи были племена, говорившие на разных языках, в том числе тюркских. Решение конференции является коллективной научной поддержкой мнения о том, что правившие огромной Скифской империей «царские скифы» были тюркским этносом.

 

 

ГЕОГРАФИЯ УЧАСТНИКОВ КОНФЕРЕНЦИИ

Россия 

1. Республика Алтай 

2. Республика Башкортостан 

3. Республика Дагестан 

4. Кабардино-Балкарская Республика 

5. Карачаево-Черкесская Республика 

6. Республика Калмыкия 

7. Республика Крым 

8. Республика Саха-Якутия 

9. РСО – Алания 

10. Республика Татарстан 

11. Республика Тыва 

12. Республика Хакасия 

13. Чеченская Республика 

14. Чувашская Республика 

15. Краснодарский край 

16. Ставропольский край 

17. Астраханская область 

18. Новосибирская область 

19. Ростовская область 

20. Саратовская область 

21. Тюменская область 

22. Челябинская область 

23. Московская область 

24. г. Москва 

25. г. Санкт-Петербург 

Зарубежные страны 

1. Азербайджан 

2. Армения 

3. Белоруссия 

4. Грузия 

5. Казахстан 

6. Кыргызстан 

7. Туркменистан 

8. Турция 

9. Узбекистан 

10. Украина 

11. Норвегия 

12. Болгария 

13. Венгрия 

14. США 

15. Япония 

16. Абхазия 

17. Южная Осетия 

18. Чехия 

19. Сирия

 

  • Одобряю 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

венгерский borju - теленок . борджоглы. бурзян. борджигин - может есть связь? или последние связаны с волком? Борджиа. тана. Фанагория - теленок. тана бука

sakar - сакараул . сегизогуз. найман

toxyr - тохары. уйсун. тогузогузы.уйгуры

xerex - керексуры. керкет. кыркар.кыргыз.кырк

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти



×
×
  • Создать...