Hooker Опубликовано 10 сентября, 2012 Поделиться Опубликовано 10 сентября, 2012 § I. О начале державы ТатарI. Есть некая земля среди стран Востока, о которой сказано выше и которая именуется Монгал. Эта земля имела некогда четыре народа: один назывался Йека-Монгал, то есть великие Монгалы, второй назывался Су-Монгал, то есть водяные Монгалы, сами же себя они именовали Татарами от некоей реки, которая течет чрез их страну и называется Татар; третий народ назвался Меркит, четвертый – Мекрит. Все эти народы имели одну форму лиц и один язык, хотя между собою они разделялись по областям и государям. Может это нынешняя река Халхын Гол ? Термины "Халха" и "Татар" связаны ли между собой ? http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A5%D0%B0%D0%BB%D1%85%D0%B8%D0%BD-%D0%93%D0%BE%D0%BB Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Hooker Опубликовано 11 сентября, 2012 Автор Поделиться Опубликовано 11 сентября, 2012 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Hooker Опубликовано 8 октября, 2012 Автор Поделиться Опубликовано 8 октября, 2012 Халхын гол дословно с монгольского-река народа халха.А если просто халх гол, то река шит. Халхи-СуМонголы(татары)? § 175. Между тем Чингис-хан, двинувшись с Далан-Нэмургеса вниз по течению Халхи, произвел подсчет войска. По подсчету оказалось всего 2600 человек. Тогда 1300 человек он отрядил по западному берегу Халхи, а 1300 человек Уруудцев и Манхудцев - по восточному берегу реки. По дороге продовольствовались облавами на дикого зверя. У Хуил-дара еще не зажила рана, и сколько Чингис-хан его не удерживал, он все продолжал скакать за зверем. Тут рана его снова открылась, и он скончался. Тогда Чингис-хан тут же и предал его прах погребению при реке Халхе на Орнаунском полугорье, в скалах. § 175. Tendeče Čiŋķis-qağan, Dalan-nemurķes-eče Qalqa huruu ķodolurun, too tooalalduba. Tooalaldubasu, qoyar miŋğaŋ ğurban ĵaut ĵirwaan ĵaut bolba. Niķan miŋğan ğurban ĵaut Čiŋķis-qağan Qalqa-in horoneĵi eteediyer nouuba. Niķan miŋğan ğurban ĵaut Qalqa-in doronoĵi eteediyer Uruut Maŋqut nouuba. Tein nouuĵu aisuqui-tur, ķunesun-e abalan yabuqui-tur, Quildar, yarasiyan anaai-uduuye, Čiŋqis-qağan itqaasu ulu bolun, ķoreesun-tur dobtulqu bolun, hukdereĵu nokčiba. Tende Čiŋķis-qağan Qalqa-in Ornau-in kelteķai qada-da yasun ino talbiulba. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Hooker Опубликовано 15 октября, 2012 Автор Поделиться Опубликовано 15 октября, 2012 Казахын зоригт баатрын хөшөө Халх голд сүндэрлэв . http://202.180.218.253/open-parliament/index.php?option=com_content&view=article&id=1011:2009-07-03-08-59-53&catid=381:2009-05-22-10-38-11&Itemid=681 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
enhd Опубликовано 16 октября, 2012 Поделиться Опубликовано 16 октября, 2012 Казахын зоригт баатрын хөшөө Халх голд сүндэрлэв . http://202.180.218.253/open-parliament/index.php?option=com_content&view=article&id=1011:2009-07-03-08-59-53&catid=381:2009-05-22-10-38-11&Itemid=681 Мазимын Экей - Экей сын Мазима, георически погиб в Халхинголе в 24-го Июля 1939 года при стычке с японскими милитаристами. Ему было 24 года, он служил начальником 4-го батальона, 15-го конного полка 6-ой дивизии. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Hooker Опубликовано 15 октября, 2013 Автор Поделиться Опубликовано 15 октября, 2013 http://agnuz.info/app/webroot/library/187/529/page17.htm 7. «РЕКА ТАРТАР».СРЕДНЕВЕКОВЫЕ ЭТИМОЛОГИИ ИМЕНИ «ТАТАР» (НТ, § 3) В оба донесения францисканской миссии 1245 г. включены сведения, согласно которым название «тартары» восходит к наименованию реки «Тартар». Каково происхождение этой этимологической конструкции? Привлечем для анализа все доступные материалы. Картина выглядит следующим образом. Эти сведения францисканцы получили на Востоке и не от русских информаторов. Однако другой путешественник, брат Юлиан, которому известна эта этимология, определенно ссылается на русский источник: «Один русский священник, выписавший нам сообщения о некоторых событиях из книги Судей, утверждает, что тартары - это мадианиты, которые одновременно с хетеями напали на сынов Израиля, но были побеждены Гедеоном, как о том повествуется в книге Судей. Бежав из тех мест, названные мадианиты поселились возле некой реки, по имени Тартар, почему и называются тар-тарами»106. Происхождение последнего пассажа не ясно. В пророчестве Мефодия Патарского, где повествуется о библейском Гедеоне, изгнавшем нечестивые племена в необитаемую пустыню, о реке ни говорится ни слова. Матфей Парижский фиксирует эту этимологию со ссылкой на известия, полученные от исмаилитского посольства107. Известно, что исмаилиты Ирана поддерживали тайные отношения с монголами, а караваны исмаилитских купцов являлись прикрытием для послов к монголам и переписки монголов с правителями Малой Азии и Сирии, которые вели переговоры за спиной у хорезмшаха108. В сербском пророческом сказании 1259 г., где также говорится о реке Тартар, указан источник этой конструкции: некие халдейские языки. Определенно можно утверждать, что существовало племя под названием су-монгалы или «водные монголы». Неясно, кому принадлежит попытка связать между собой два имени - су-монгалов и тартар, однако, кажется, именно с этой целью и придумана река Тартар. Возможно, что во всех перечисленных выше известиях отражена одна и та же ироничная этимология, сделанная по всем правилам, принятым у восточных филологов, и получившая в силу каких-то неясных причин широкое распространение. Основанием для этого предположения является то обстоятельство, что она включена в ту часть донесений францисканской миссии, где излагается «Роман о Чингис-хане». Дело в том, что роман построен на этимологических парадоксах. Очевидно, что многие средневековые авторы интересовались происхождением имени татар. Следовательно, не было недостатка в различных версиях, призванных дать объяснение этому имени. Интеллектуалам также было известно, что названия «монголы» и «татары» не связаны друг с другом. Например, Стефан Орбелиани, митрополит Сюнийский (XIII в.), пишет: «Народ стрелков, т. е. Мугал, называемых простолюдинами татар - народ без Бога и религии» (История монголов, с. 31). Широкое распространение получил этноним «татары» (см. коммент. 2), в то же время этноним «монголы», вследствие престижного характера, практически превратился в общеимперский политоним. Империя была открытой системой, ориентированной на включение и адаптацию новых групп. «Монголами» стали все, кто обрел свое место в новой иерархии власти. Причина этого стремления - величие и могущество монголов. «Ныне дошло до того, что монголами называют народы Хитая и Джурджэ, нангясов, уйгуров, кипчаков, туркмен, карлуков, калачей, всех пленных и таджикские народности, которые выросли в среде монголов. И эта совокупность народов для своего величия и достоинства признает полезным называть себя монголами» (Рашид ад-Дин. Т. 1.Кн. 1.С. 103). На этом фоне попытка поставить знак равенства между «татарами» и «монголами» выглядит крайне вызывающе. Но именно эти сведения мы находим в отчетах францисканской миссии. Кому могло принадлежать авторство интересующей нас этимологии? Не исключено, что это были сирийцы. Вот размышления ал-Бируни о происхождении слова «еврей»; ал-Бируни ссылается на книгу христианского автора Яхьи ибн ан-Нумана: «Евреи ["ибраниюн"]. Их название возводят к берегам реки, которая называется Эбер. Так [обстоит дело] со всеми названиями, под которыми известны различные народы» (ал-Бируни. Памятники минувших поколений, с. 215). По этому же принципу создана интересующая нас этимология. Западноевропейские средневековые авторы обыгрывали имя «тартары», сопоставляя его с «Тартаром» (Τάστασοζ, Tartarus - бездной ада), соответственно, тартары выглядели как выходцы из ада109, однако река не фигурирует в этих построениях. Возведение имени «тартары» к названию несуществующей реки Тартар удовлетворяет традиционным нормам восточной учености и одновременно обыгрывает названия су-монгалы (водные монголы) и йека-монгал (великие монголы), к последнему возводил свой род Чингис-хан. Согласно версии брата Иоанна: «В восточных краях есть некая страна, о которой рассказывалось выше и которая называется Монгал. В старину в этой стране было четыре народа: один из них назывался йека-монгал, то есть великие монгалы; второй - су-монгал, то есть водные монгалы; сами же они именовали себя называли тартарами по названию некоей реки, которая протекает через их землю и называется Тартар» (LT, V. 2). В версии брата Бенедикта содержатся дополнительные сведения: «Моал [по-тартарски] - земля, монголы - означает [имя] жителей земли. Однако сами [они] называют себя тартары от [названия] большой и стремительной реки, которая пересекает их землю и называется Татар. Ибо тата на их языке означает [по-латыни] 'тащить', а тартар - 'тянущий'110». Относительно этимологии этнонима татар Е. И. Кычанов пишет: «В чжурчжэньском языке был глагол tatambi - 'располагаться лагерем'. Причастие настоящего времени от этого глагола tatara - 'располагающиеся лагерем, стойбищем', на наш взгляд, может служить одной из рабочих гипотез для объяснения имени "татары"»111. Как уже сказано, сходная этимология (от названия реки) приводится и Матфеем Парижским: «Полагают, что они, именуемые тартарами (от [названия] реки Тар) [и] весьма многочисленные, обитая в северных краях, то ли с Каспийских гор, то ли с соседних [с ними], словно чума, обрушились на человечество»; «А называются они тартарами от [названия] одной реки, протекающей по горам их, через которые они уже прошли, именуемой Тартар, так же как река Дамаска именуется Фарфар112» (Английские источники, с. 136,138). Однако русскому архиепископу Петру, выступавшему на Лионском соборе, эта этимология, видимо, неизвестна (Английские источники, с. 151, 181). В послании 1241 г. император Фридрих II замечает: «И нам неизвестно, по месту или по происхождению называются они Тартарами». Фома Сплитский, со ссылкой на тех, «кто с особым вниманием исследовал этот предмет», сообщает: «Название же тартары не является собственным именем народа, но они зовутся так по названию какой-то реки, которая протекает в их краях; или же, как считают некоторые, тартар [по-монгольски] означает 'множество'» (Фома Сплитский. XXXVII). Сведения Фомы Сплитского, знакомого с донесениями францисканской миссии 1245 г., отражают ученые споры второй половины XIII в. В частности, он цитирует книгу брата Иоанна, когда пишет: «Их страна расположена в той части света, где восток соединяется с севером, и упомянутые племена на своем родном языке называют себя монголами» (Фома Сплит-скип. XXXVII). Вместе с тем Фома, кажется, осознает искусственный характер этимологии, привязанной к названию реки. В так называемом «Пандеховом пророческом сказании» 1259 г. (сербская рукопись начала XIV в.) приводится эта же этимология имени татар: «Тар'та река есть велия. Прему граду тому, име еи наричеть се Тар'та. Темь же хальдеисци езыци наричють се Тар'тарие. Два мьча и вьторымь изидуть на землю. Дващи бо имь изити на землю гневомь. Кумане нигдере не будуть и погибнуть. Руси вльчьки повиють и разидуть ее, люту Казань примуть, истають акы воскь от лица ог'ну» (Пандехово сказание, с. 164). В данном случае интересна ссылка на халдейские (сирийские? либо, более широко, восточные) источники. Итак, в четырех независимых друг от друга источниках (донесении брата Юлиана, хронике Матфея Парижского, отчетах францисканцев 1245г., сербском сказании 1259 г.) сообщается о том, что тартары получили свое название от реки Татар (Тар, Тарта). Источником сведений Матфея Парижского послужили письма, прибывшие с мусульманского востока. Сербское сказание прямо ссылается на халдейские источники. Что же касается францисканских версий, то они передают фрагмент «Романа о Чингис-хане», авторами которого, вероятнее всего, были восточные христиане. Пока лишь ясно, что этимологическая конструкция, в которой этникон восходит к названию реки, попала в европейские источники с Востока. Впоследствии, из польских источников, она вошла и «Скифскую историю» Андрея Лызлова: «Но от пятисот лет и больши, егда скифове народ, изшедши от страны реченныя их языком Монгаль, ея же и жители назывались монгаилы или монгаили, поседоша некоторый государства, измениша и имя свое, назвашася тартаре, от реки Тартар или от множества народов своих, еже и сами любезнее приемлют или слышат» (Лызлов, с. 9). Известны и другие средневековые этимологии имени татар. Армянский писатель XIII в. Григор Акнерци пишет: «Из смеси трех родов: Агари, Кетуры и Исава, под влиянием зла, возник безобразный народ татар, что означает: острый и легкий. Но Св. Нерсес называет их остатками родов Агари, смешанными с народами Гога, потомками Торгома, которые владеют Скифией, т. е. частью земли, заключенной между рекою Атилем, горою Имаусом и Каспийским морем. На этом пространстве живут 43 народа, которые на варварском языке называются Хуж и Дуж, т. е. народы, живущие отдельно. Главный из этих народов называется Бушх [Булх?], а другой - Тугары, которые, по моему мнению, и есть татары» (Григор Акнерци, с. 3). По мнению Патканова, армянские писатели XIII в. тугарами называли древних тохаров и отождествляли последних с татарами. Византийский писатель Георгий Пахимер также называет монголов тохарами113. В «Истории» армянского писателя Михаила Асори частично повторяется этимология, предложенная Григором Акнерци: «<...> ученые производят имя татар от этих слов [легкие и острые], или же может быть, оно произошло из слов тур и таг, т. е. бей и уноси, как бы татар, ибо они беспощадно уводили в неволю детей Сиона» (цит. по: Григор Акнерци, с. 58). В записках о монголах, составленных южносунским дипломатом Сюй Тином в 1237 г., сказано: «Государство черных татар <...> называется Великой Монголией. В пустыне имеется гора Мэнгушань, а в татарском языке серебро называется мэнгу. Чжурчжэни называли свое государство "Великой золотой династией", а потому и татары называют свое государство "Великой серебряной династией"» (Хэй-да ши-люе, с. 136). Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Hooker Опубликовано 15 октября, 2013 Автор Поделиться Опубликовано 15 октября, 2013 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Hooker Опубликовано 15 октября, 2013 Автор Поделиться Опубликовано 15 октября, 2013 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Урянхаец Опубликовано 30 декабря, 2013 Поделиться Опубликовано 30 декабря, 2013 Не татар а тата. В Якутии есть река Таатта от нее Таттинский улус 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 28 сентября, 2017 Поделиться Опубликовано 28 сентября, 2017 Ашина Шэни учит в случае невозможности отождествления этнонимов и топонимов активно пользоваться сопутствующими описаниями. Так послушаемся же его наконец, сколько можно ему перечить! Очевидец Ц. де Бридиа оставил нам ценные данные: "... И был же в этой [земле] некий муж из некоего знатного рода, но нравов жестоких, по имени Чингис, от которого тартары и повели [свое] начало. ... тогда он полностью подчинил своей власти всю землю, в которой он родился, то есть Моал. ... и, собрав войско, выступил в землю соседнюю, прилегающую к ним со стороны востока, которая ими же называется Су-Моал, то есть водные монгалы, ведь су по-тартарски означает на латыни aqua (вода). Моал [по-тартарски] — земля, монгали — означает [имя] жителей земли. Однако сами [они] называют себя тартары от [названия] большой и стремительной реки, которая пересекает их землю и называется Татар. Ибо тата на их языке означает на латыни trahere (тащить), а тартар — trahens (тянущий)." Аналогичную этимологию от названия реки приводит Матфей Парижский: "... А называются они тартарами от [названия] одной реки, протекающей по горам их, через которые они уже прошли, именуемой Тартар, так же как река Дамаска именуется Фарфар." Согласно этим подробным описаниям эта самая большая и стремительная река на родине Чингизхана и других татар, носившая тюркское название ТАРТАР (букв. тянущий), протекала вблизи: 1) Меркитов. 2) Кара-китаев. 3) Города Омыль, отстроенного Угетаем. 4) Уйгуров (гуиров). 5) Найманов. 6) Горы. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 28 сентября, 2017 Поделиться Опубликовано 28 сентября, 2017 Только что, АксКерБорж сказал: 1) Меркитов. 2) Кара-китаев. 3) Города Омыль, отстроенного Угетаем. 4) Уйгуров (гуиров). 5) Найманов. 6) Горы. Умозаключения: 1) Меркиты имели в то время кочевали и до сегодняшнего дня населяют в районе Эмиля, Кобука и Черного Иртыша (сейчас это уезды ИКАО СУАР КНР - Коктогай, Жеменей, Тарбагатай, Манас). 2) Земля Кара-китаев была здесь же по соседству, по Тарбагатаю. 3) Этот город, правда слегка под другим названием Имиль, принадлежал до этого Кара-китаям. 4) Земля уйгуров была и до сегодняшнего дня расположена чуть западнее от этих мест. 5) Улус Найманов был и до сегодняшнего дня Найманы населяют земли по соседству, севернее Тарбагатая. 6) Весь этот район гористый, это Тарбагатай, Саур, Музтау, Алтай. Версия - единственной рекой кандидатом на роль средневековой реки Татар по всем параметрам и по всем описаниям подходит только Черный Иртыш.: Перечисленные все описания (по пунктам) под реки современной Монголии не подходят. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Shamyrat Опубликовано 28 сентября, 2017 Поделиться Опубликовано 28 сентября, 2017 Судя по названию это река видимо была весьма быстротечной. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
кылышбай Опубликовано 28 сентября, 2017 Поделиться Опубликовано 28 сентября, 2017 на средневековых картах отчетливо показано где находится эта река: в Монголии или Забайкалье, далеко на северо-востоке от Монгольского Алтая Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться