Jump to content
rim

Фольк-хистори в Казахстане

Recommended Posts

А западные казаки ставили юрту входом в сторону Запада (захода) солнца что-ли? Потому что в западной стороне находились враги-Хальмгуды?

Верно. Это нормальные обычай кочевников увидеть врага побыстрее.

Или казахи всегда ставили караулы сзади каждой юрты? :D

Link to comment
Share on other sites

Казахи ставили ставили юрту входом в сторону Восхода солнца.Потому что во восточной стороне находились враги-Джунгары. :)

Ставить юрту входом в сторону Восхода солнца восходит корнями к Тенгрианству.

Link to comment
Share on other sites

Монголы применив компас, ставят юрту однозначно на юг - это не уж правдиво. В основном ставят приблизительно на юг. Но не везде и не всегда. В аймаке Баян хонгор есть река Байдраг. Есть юрты по обе стороны реки. Ставят юрты с обеих сторон чуть на течение байдраг. Такое бывает. Многие ставят юрту на юго восток. Потому, что ветер обычно от северо-запада.

Где то тут писал, что у монголов левая сторона юрты женская. В основном так. Но не везде так. Например в Өвөрхангайском аймаке у многих как раз наоборот.

Вообше у монголов неприсушны какие либо строгие догмы. Будь в религии и тд.

Link to comment
Share on other sites

в Өвөрхангайском аймаке у многих как раз наоборот.

У них странный акцент! Яга,ёго,.. :)

Link to comment
Share on other sites

Приведу тут основные тезисы статьи, которую надеюсь опубликовать:[/url] )[/b]s640x480

упс!!! так это же казах с казахской шапкой на голове

Link to comment
Share on other sites

По поводу найман. Более древнее название рода сегиз огуз (огур). Наименование найман действительно монгольское. Почему сменилось наименование не очень понятно. Хотя в казахском, ради фонетического благозвучия принимаются внешние (иностранные) слова. Например, вместо "катын" - хатун - женщина-госпожа, сменилось на арабское айел (женщина-наложница). Т.е. ради благозвучия закрепилось уничижитльное название женщин. Найман имеет более благозвучно, чем сегиз огуз.

Как ставились юрты? В военное и/или опасное время юрта предводителя аула ставилась в центре, и двери на Восток, а остальные юрты по кругу, и двери были направлены к центру, к юрте предводителя. Между юртами ставились телеги и другой скарб. В случае нападение врага такое расположение аула оказывалось выгодным: все внутри укрепленного аула, защищены. В случае необходимости в любом месте открывались "ворота" и конный отряд неожиданно устремлялся в атаку, и так же быстро мог вернуться в эту крепость. Таким образом, расположение диктовалось временем.

Link to comment
Share on other sites

Найман - майман одно и то же.

В Якутии много одноименных родов

Маймага, майаат, момогир... Они палеоазиаты

выходцы с Северо Востока Сибири как и монголи

Генетика тоже доказывает рождение монголов от

тунгусов

Link to comment
Share on other sites

Найман - майман одно и то же.

В Якутии много одноименных родов

Маймага, майаат, момогир... Они палеоазиаты

выходцы с Северо Востока Сибири как и монголи

Генетика тоже доказывает рождение монголов от

тунгусов

Ув. Урянхаец! По Вашему посту стало понятно что монголы-палеоазиаты, но в то же время Вы пишите что они(монголы) происходят от тунгусов. Итак, как я понял Ваше шежире представляет такую ветвь: палеоазиаты - тунгусы - монголы. Я вас правильно понял?

Link to comment
Share on other sites

Ну не все же. Амур и Маньчжурия сложная территория.

Там смешивались тюрки (байырку), монголы (хи и шивеи), тунгусы (увань?),

маньчжуры (мохэ)и палеоазиаты (большие шивеи?).

Доминирующим этносом на Амуре были появившиеся с территории Якутии палеоазиаты...

большие шивеи.

Link to comment
Share on other sites

Ну не все же. Амур и Маньчжурия сложная территория.

Там смешивались тюрки (байырку), монголы (хи и шивеи), тунгусы (увань?),

маньчжуры (мохэ)и палеоазиаты (большие шивеи?).

Доминирующим этносом на Амуре были появившиеся с территории Якутии палеоазиаты...

большие шивеи.

А не укажите ли, в какой период сие безобразие происходило?

Link to comment
Share on other sites

Ув. Урянхаец! По Вашему посту стало понятно что монголы-палеоазиаты, но в то же время Вы пишите что они(монголы) происходят от тунгусов. Итак, как я понял Ваше шежире представляет такую ветвь: палеоазиаты - тунгусы - монголы. Я вас правильно понял?

Ну не все же. Амур и Маньчжурия сложная территория.

Там смешивались тюрки (байырку), монголы (хи и шивеи), тунгусы (увань?),

маньчжуры (мохэ)и палеоазиаты (большие шивеи?).

Доминирующим этносом на Амуре были появившиеся с территории Якутии палеоазиаты...

большие шивеи.

Жамсаранова Р. Г. Концептосфера средневековой монгольской этнонимии

...Концептуальное значение ЭГИ (этнонимно-генонимного имени) чжурчжэнь, шивей и Тюмедъ/Тумат совпало с апеллятивным значением земля самодийских языков, в частности, селькупского...

...Определено, что семантика одного из наиболее древних этнонимов Северной Азии – шивэй –обнаруживает лексико-семантическую связь своей корневой основы с селькупским апеллятивом чи~чев III ~чимы ‘глина’, чвäч~чвэч~чвоҗэ~чвыч~чвэ~чвэч ~чвэччы~чвэчэ~чвэч ‘земля’; ‘место’; ‘берег’; ‘луг’; ‘лес’; ‘страна’; ‘мир’; ‘местность’...

...Семантическое начало ЭГИ шивэй, чжурчжэнь и Тумедъ/Тумат, восходящее к самодийскому апеллятиву чю/чу/чи/тю/ту ‘земля’, ‘глина’, ‘страна’...

...Сравнительно-сопоставительный анализ лексем со значением земля обнаружил типологическое сходство языковых данных монгольских и самодийских языков, где самодийские слова первичны...

...Примеры языковых соответствий титулярной терминологии социального устройства средневекового монгольского общества vs государства позволяют выявить влияние конкретных этноязыковых самодийских элементов. Система монгольской титулярной лексики, сложившаяся и имеющая лексико-семантические параллели с тюркскими, т.-ма., самодийскими апеллятивами, отражает не только смешанный в языковом отношении этнический состав господствующей верхушки монгольской аристократии, но и бесспорный факт диахронных межъязыковых связей...

...Таким образом, справедливость мнений тюркологов и монголоведов о роли внешнего влияния каких-то языков в области ослабления напряженности артикулирующих органов в монгольском и якутском языках, в частности, очевидна. Этими внешними языками, определяемыми как «какие-то» из т.-ма. языков могли оказаться, в первую очередь, палеоазиатские, прежде всего, юкагирский язык...

Link to comment
Share on other sites

Уважаемый Урянхаец!)))

Мне не вполне понятны ваши попытки отождествить монголов с тунгусо-манчжурами,вернее не понятно что вами движет. Надеюсь не всем извесное презрение к "оленеводам"? Даже если в монгольской крови течет примесь тунгусов-то это ни в коей мере не является чем-то постыдном. Династия Цин выросла из манчжур, да и в Бохай они имелись (тунгусы), они оставили огрмный след в Истории Востока.

Иногда читая ваши посты у меня закрадывается мысль что вас что-то гложет,что же "за собака порылась?" (с) в вашем этнологическом видении тюрков и монголов с тунгусами?

Link to comment
Share on other sites

Просто многие забывают тунгусский фактор. И маньчжуры и ханьцы.

Вот иностранные путешественники 16-18 вв. отдают должное тунгусам,

считая их благородными рыцарями странствующими в поисках приключений

подобно французам.

Link to comment
Share on other sites

Просто многие забывают тунгусский фактор. И маньчжуры и ханьцы.

Вот иностранные путешественники 16-18 вв. отдают должное тунгусам,

считая их благородными рыцарями странствующими в поисках приключений

подобно французам.

Есть такое.

Ты точно жунгар да? Из сомона Дорбельджин?

Я калмык,цорос.

Link to comment
Share on other sites

Я калмык,цорос.

Моголистанский Чорас имеет ли отношение к вам или нет?

Link to comment
Share on other sites

Я не испытываю к Моголстану родственных чувств. Но я не отрицаю возможного родства с ними.

Этноним дербет является монгольским наименованием древних хуннов, а их предполагаемое родство с цоросами можно объяснить тем, что и цоросы были хуннами, только названными персидским числительным "чоро", означающим "четыре", получившим монгольское оформление множественного числа.
:)
Link to comment
Share on other sites

Делает ли меня менее калмыком (монголоязычным) вероятность того что некоторые мои предки возможно были тюркоязычными? Конечно же нет, народы и рода в Истории как меняли языки так и будут менять, важно современное ощущение своей этничности.

Link to comment
Share on other sites

Делает ли меня менее калмыком (монголоязычным) вероятность того что некоторые мои предки возможно были тюркоязычными? Конечно же нет, народы и рода в Истории как меняли языки так и будут менять, важно современное ощущение своей этничности.

По моему калмыки-цоросы имеют отношение к моголистанским чорасам,кыргызским чоро или шоронам и алтайским шорцам.

Цоросы в монголизированном форме.

Link to comment
Share on other sites

Делает ли меня менее калмыком (монголоязычным) вероятность того что некоторые мои предки возможно были тюркоязычными? Конечно же нет, народы и рода в Истории как меняли языки так и будут менять, важно современное ощущение своей этничности.

Вот, правильное мышление!

Link to comment
Share on other sites

По моему калмыки-цоросы имеют отношение к моголистанским чорасам,кыргызским чоро или шоронам и алтайским шорцам.

Цоросы в монголизированном форме.

Я сейчас вам интересную вещь скажу - территория Номадистана (условно так назову) от Дона до Манчжурии характеризуется тем,что многие народы населяющие Степь в силу своего кочевого образа жизни состоят из совершенно разных племенных групп.Одно и то же племя (особенно древнее племя) может входить как один народ,так и в другой,и в третий - и ничего странного в этом нет. Мир кочевника был динамичен,а политических и экономических пертурбаций было выше крыши.

Просто вы как-то слишком уж линейно мыслите.)))

Link to comment
Share on other sites

Guest
This topic is now closed to further replies.


×
×
  • Create New...