Перейти к содержанию
rim

Фольк-хистори в Казахстане

Рекомендуемые сообщения

Опубликовано

А западные казаки ставили юрту входом в сторону Запада (захода) солнца что-ли? Потому что в западной стороне находились враги-Хальмгуды?

Верно. Это нормальные обычай кочевников увидеть врага побыстрее.

Или казахи всегда ставили караулы сзади каждой юрты? :D

Опубликовано

Казахи ставили ставили юрту входом в сторону Восхода солнца.Потому что во восточной стороне находились враги-Джунгары. :)

Ставить юрту входом в сторону Восхода солнца восходит корнями к Тенгрианству.

Опубликовано

Монголы применив компас, ставят юрту однозначно на юг - это не уж правдиво. В основном ставят приблизительно на юг. Но не везде и не всегда. В аймаке Баян хонгор есть река Байдраг. Есть юрты по обе стороны реки. Ставят юрты с обеих сторон чуть на течение байдраг. Такое бывает. Многие ставят юрту на юго восток. Потому, что ветер обычно от северо-запада.

Где то тут писал, что у монголов левая сторона юрты женская. В основном так. Но не везде так. Например в Өвөрхангайском аймаке у многих как раз наоборот.

Вообше у монголов неприсушны какие либо строгие догмы. Будь в религии и тд.

Опубликовано

в Өвөрхангайском аймаке у многих как раз наоборот.

У них странный акцент! Яга,ёго,.. :)

Опубликовано

Приведу тут основные тезисы статьи, которую надеюсь опубликовать:[/url] )[/b]s640x480

упс!!! так это же казах с казахской шапкой на голове

Опубликовано

По поводу найман. Более древнее название рода сегиз огуз (огур). Наименование найман действительно монгольское. Почему сменилось наименование не очень понятно. Хотя в казахском, ради фонетического благозвучия принимаются внешние (иностранные) слова. Например, вместо "катын" - хатун - женщина-госпожа, сменилось на арабское айел (женщина-наложница). Т.е. ради благозвучия закрепилось уничижитльное название женщин. Найман имеет более благозвучно, чем сегиз огуз.

Как ставились юрты? В военное и/или опасное время юрта предводителя аула ставилась в центре, и двери на Восток, а остальные юрты по кругу, и двери были направлены к центру, к юрте предводителя. Между юртами ставились телеги и другой скарб. В случае нападение врага такое расположение аула оказывалось выгодным: все внутри укрепленного аула, защищены. В случае необходимости в любом месте открывались "ворота" и конный отряд неожиданно устремлялся в атаку, и так же быстро мог вернуться в эту крепость. Таким образом, расположение диктовалось временем.

Опубликовано

Найман - майман одно и то же.

В Якутии много одноименных родов

Маймага, майаат, момогир... Они палеоазиаты

выходцы с Северо Востока Сибири как и монголи

Генетика тоже доказывает рождение монголов от

тунгусов

Опубликовано

Найман - майман одно и то же.

В Якутии много одноименных родов

Маймага, майаат, момогир... Они палеоазиаты

выходцы с Северо Востока Сибири как и монголи

Генетика тоже доказывает рождение монголов от

тунгусов

Ув. Урянхаец! По Вашему посту стало понятно что монголы-палеоазиаты, но в то же время Вы пишите что они(монголы) происходят от тунгусов. Итак, как я понял Ваше шежире представляет такую ветвь: палеоазиаты - тунгусы - монголы. Я вас правильно понял?

Опубликовано

Ну не все же. Амур и Маньчжурия сложная территория.

Там смешивались тюрки (байырку), монголы (хи и шивеи), тунгусы (увань?),

маньчжуры (мохэ)и палеоазиаты (большие шивеи?).

Доминирующим этносом на Амуре были появившиеся с территории Якутии палеоазиаты...

большие шивеи.

Опубликовано

Ну не все же. Амур и Маньчжурия сложная территория.

Там смешивались тюрки (байырку), монголы (хи и шивеи), тунгусы (увань?),

маньчжуры (мохэ)и палеоазиаты (большие шивеи?).

Доминирующим этносом на Амуре были появившиеся с территории Якутии палеоазиаты...

большие шивеи.

А не укажите ли, в какой период сие безобразие происходило?

Опубликовано

Ув. Урянхаец! По Вашему посту стало понятно что монголы-палеоазиаты, но в то же время Вы пишите что они(монголы) происходят от тунгусов. Итак, как я понял Ваше шежире представляет такую ветвь: палеоазиаты - тунгусы - монголы. Я вас правильно понял?

Ну не все же. Амур и Маньчжурия сложная территория.

Там смешивались тюрки (байырку), монголы (хи и шивеи), тунгусы (увань?),

маньчжуры (мохэ)и палеоазиаты (большие шивеи?).

Доминирующим этносом на Амуре были появившиеся с территории Якутии палеоазиаты...

большие шивеи.

Жамсаранова Р. Г. Концептосфера средневековой монгольской этнонимии

...Концептуальное значение ЭГИ (этнонимно-генонимного имени) чжурчжэнь, шивей и Тюмедъ/Тумат совпало с апеллятивным значением земля самодийских языков, в частности, селькупского...

...Определено, что семантика одного из наиболее древних этнонимов Северной Азии – шивэй –обнаруживает лексико-семантическую связь своей корневой основы с селькупским апеллятивом чи~чев III ~чимы ‘глина’, чвäч~чвэч~чвоҗэ~чвыч~чвэ~чвэч ~чвэччы~чвэчэ~чвэч ‘земля’; ‘место’; ‘берег’; ‘луг’; ‘лес’; ‘страна’; ‘мир’; ‘местность’...

...Семантическое начало ЭГИ шивэй, чжурчжэнь и Тумедъ/Тумат, восходящее к самодийскому апеллятиву чю/чу/чи/тю/ту ‘земля’, ‘глина’, ‘страна’...

...Сравнительно-сопоставительный анализ лексем со значением земля обнаружил типологическое сходство языковых данных монгольских и самодийских языков, где самодийские слова первичны...

...Примеры языковых соответствий титулярной терминологии социального устройства средневекового монгольского общества vs государства позволяют выявить влияние конкретных этноязыковых самодийских элементов. Система монгольской титулярной лексики, сложившаяся и имеющая лексико-семантические параллели с тюркскими, т.-ма., самодийскими апеллятивами, отражает не только смешанный в языковом отношении этнический состав господствующей верхушки монгольской аристократии, но и бесспорный факт диахронных межъязыковых связей...

...Таким образом, справедливость мнений тюркологов и монголоведов о роли внешнего влияния каких-то языков в области ослабления напряженности артикулирующих органов в монгольском и якутском языках, в частности, очевидна. Этими внешними языками, определяемыми как «какие-то» из т.-ма. языков могли оказаться, в первую очередь, палеоазиатские, прежде всего, юкагирский язык...

Опубликовано

Уважаемый Урянхаец!)))

Мне не вполне понятны ваши попытки отождествить монголов с тунгусо-манчжурами,вернее не понятно что вами движет. Надеюсь не всем извесное презрение к "оленеводам"? Даже если в монгольской крови течет примесь тунгусов-то это ни в коей мере не является чем-то постыдном. Династия Цин выросла из манчжур, да и в Бохай они имелись (тунгусы), они оставили огрмный след в Истории Востока.

Иногда читая ваши посты у меня закрадывается мысль что вас что-то гложет,что же "за собака порылась?" (с) в вашем этнологическом видении тюрков и монголов с тунгусами?

Опубликовано

Просто многие забывают тунгусский фактор. И маньчжуры и ханьцы.

Вот иностранные путешественники 16-18 вв. отдают должное тунгусам,

считая их благородными рыцарями странствующими в поисках приключений

подобно французам.

Опубликовано

Просто многие забывают тунгусский фактор. И маньчжуры и ханьцы.

Вот иностранные путешественники 16-18 вв. отдают должное тунгусам,

считая их благородными рыцарями странствующими в поисках приключений

подобно французам.

Есть такое.

Ты точно жунгар да? Из сомона Дорбельджин?

Я калмык,цорос.

Опубликовано

Я калмык,цорос.

Моголистанский Чорас имеет ли отношение к вам или нет?

Опубликовано

Я не испытываю к Моголстану родственных чувств. Но я не отрицаю возможного родства с ними.

Этноним дербет является монгольским наименованием древних хуннов, а их предполагаемое родство с цоросами можно объяснить тем, что и цоросы были хуннами, только названными персидским числительным "чоро", означающим "четыре", получившим монгольское оформление множественного числа.
:)
Опубликовано

Делает ли меня менее калмыком (монголоязычным) вероятность того что некоторые мои предки возможно были тюркоязычными? Конечно же нет, народы и рода в Истории как меняли языки так и будут менять, важно современное ощущение своей этничности.

Опубликовано

Делает ли меня менее калмыком (монголоязычным) вероятность того что некоторые мои предки возможно были тюркоязычными? Конечно же нет, народы и рода в Истории как меняли языки так и будут менять, важно современное ощущение своей этничности.

По моему калмыки-цоросы имеют отношение к моголистанским чорасам,кыргызским чоро или шоронам и алтайским шорцам.

Цоросы в монголизированном форме.

Опубликовано

Делает ли меня менее калмыком (монголоязычным) вероятность того что некоторые мои предки возможно были тюркоязычными? Конечно же нет, народы и рода в Истории как меняли языки так и будут менять, важно современное ощущение своей этничности.

Вот, правильное мышление!

Опубликовано

По моему калмыки-цоросы имеют отношение к моголистанским чорасам,кыргызским чоро или шоронам и алтайским шорцам.

Цоросы в монголизированном форме.

Я сейчас вам интересную вещь скажу - территория Номадистана (условно так назову) от Дона до Манчжурии характеризуется тем,что многие народы населяющие Степь в силу своего кочевого образа жизни состоят из совершенно разных племенных групп.Одно и то же племя (особенно древнее племя) может входить как один народ,так и в другой,и в третий - и ничего странного в этом нет. Мир кочевника был динамичен,а политических и экономических пертурбаций было выше крыши.

Просто вы как-то слишком уж линейно мыслите.)))

Гость
Эта тема закрыта для публикации ответов.


×
×
  • Создать...