Перейти к содержанию
rim

Фольк-хистори в Казахстане

Рекомендуемые сообщения

Насчет девушек керейтов - Женитьба Толуя с керейткой была задумана, как политический ход Чингис-хана.

Выше приведенную казахскую поговорку я утрировал, буквально она звучит так:

«Құлын жатарына, бала нағашысына тартады»

(жеребенок походит на жеребца, а человек на родственников матери или наследует признаки и качества по материнской линии)

Вот примеры из истории, когда великие люди придерживались этой приметы:

Уйсуньский гуньмо женился на китайской принцессе.

Русские князья женились на принцессах половчанках и золотоордынских принцессах (часть из них перечислю: Рюрик Ростиславович, Олег Святославович, Святополк, Изяслав Давидович, Мстислав, Олег Ярославовчи, Всеволод Ольгович, Святослав Ольгович, сын Владимира Мономаха Андрей, другой сын Мономаха Георгий (более известный как Юрий Долгорукий и мн. др.)

А теперь про наших с вами предков и что это вовсе не был политический ход: :)

Прошу обратить внимание, что мать (возможно и бабушки), жены и невестки Чингизхана были исключительно из коныратов (хунгиратов/олхонутов), меркитов, кереев и татар, тогда из других племен (жалаир, ойрат, найман, онгут, дорбен/дурбет и прочих) почему-то жен чингизиды не брали:

Итак, поехали (имена в разных звучаниях): :)

Мать Чингизхана Улун/Оэлун/Хоэлун/Ауалун – из племени олконут (по другим данным - конырат/хунгират)

Жена Чингизхана Бөрте – конырат

Жена Чингизхана Құлан-хатун – меркит (считай что керей)

Жена Чингизхана Бисукат/Есукат – татар

Жена Чингизхана Кунджу-хатун – дочь китайского алтан-хана

Жена Чингизхана Бисулун/Есулун – татар (сестра Есукат)

Жена Чингизхана Абике-хатун – керей

Жены (2) старшего его сына Джучи – обе конырат

Жена старшего его сына Джучи Чаур-бике – керей

Жена старшего его сына Джучи Бектутмыш – керей

Жены третьего его сына Октая/Угетая, Тұрақын-хатун или Дорегене (?) – меркит (считай что керей)

Жена младшего его сына Төле/Толуя Сорқұқтан-бике – керей

Жена младшего его сына Төле/Толуя Тукуз-хатун – керей (после Толуя перешла по древнему казахскому обычаю к Хулагу) :)

Жена его внука Гуюка Оғұл-Қаймыш – меркит (считай что керей)

Жена его внука Бату Боракчин – татар

Жена его внука Бату Жұлдұз – кыпчак

Жены (3) его внука Орда-Есена/Эджена – конырат

Тогда как своих дочерей Чингизхан отдавал и за онгутов с ойратами:

Джиджкан/Чичиган-бике - ойратам

Алакай-бике - онгутам

Об этой древней казахской традиции :) говорится и в ССМ (отрывок в переводе на казахский язык приводится И.Кабышулы, на русский переведено мной):

«...На охоте Есукей батыр увидел парня-меркита Чиледу, который вез невесту. Девушка была настолько красива, что Есукей решился отобрать ее. Невесту звали Оэлун и была она из одного коныратских родов. В свое время Есукей батыр пленил двух татарских батыров Темирши и Карабука, именем первого из которых назвал своего родившегося сына. Когда Темирши было 9 лет он повез сватать его к родне Оэлун. В местности Жолай Шошак они повтречали коныратского Тай шешена, который молвил: Мы, коныраты никогда не зарились на чужую землю или чужое имущество, даже чужих невест не отбирали. Но зато наши девушки у всех ценятся благодаря детям наших дочерей (АКБ: жиен) в чужих племенах. Сказав эти слова он согласился сосватать свою дочь Борте за Темирши...»

"... Обычай свататься и жениться на родственников матери (нағашы) сохранился у казахов до наших дней. Монголы этой традиции не придерживаются. Потомки меркитов и коныратов живут и процветают в Казахстане..."

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Казахи это монголо-тюрки вот и весь ответ. Казахи потомки монгольских племен очень хорошо относятся к монголам. Казахи потомки тюркских племен наоборот не любят монголов и отрицают историю монгольского нашествия выдумывая фольк хистори. Казахские племена монгольского происхожденя это отюреченные монголы. Только надо понять всем, что монголы 13 века и современные монголы это совсем не одно и тоже. Современные монголы оманжурились и вообще очень много что не сходится.

Из монголохотетелей из казахов - это только АКБ. Но он самый активный форумчанин за всю историю форума (Посмотрите его число сообщений, в ближайшее время похоже его никто не догонит). Конечно успел навязать казахам монголоподобность.

  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Конечно успел навязать казахам монголоподобность.

Кстати ваш род "катынский" (племя невест и нагашы) :D А вы еще не хотели слушать про слово нагашы. :osman6ue:

861da4154cca.jpg

abe526046152.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Кстати ваш род "катынский" (племя невест и нагашы) :D А вы еще не хотели слушать про слово нагашы. :osman6ue:

Опять нагашы, еще не в тему приводите это слово :angry:

Связь казахских, узбекских и каракалпакских коныратов с монгольскими унгиратами очень мала, я неоднократно говорил об этом. :huh:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Опять нагашы, еще не в тему приводите это слово :angry:

Связь казахских, узбекских и каракалпакских коныратов с монгольскими унгиратами очень мала, я неоднократно говорил об этом. :huh:

Как раз таки в тему! Коныраты, из которого происходите вы, Алпамыс, не "тагайский" или "тайский" :( , а именно нагашинский или катынский род. :)

Как говрят русские, от себя не убежишь. :ozbek::D

И обратите внимание, что Зуев пишет о прямой преемственности "монгольских" племен и поздних казахских. А потому все ваши измышления "о тёзках" и о "двух параллельных мирах" бред сивой кобылы.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Смотрят на вас с небес Истеми и Чингисхан и угарают:D

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ясновидение? :o Тогда сообщите нам над кем на небесах угарают ираноязычные скифы и саки. :lol:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Скифы и саки еще не доугарались над персами. :lol:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

cb6ca1d3baf8.jpg

d60829f548ef.jpg

Если исходить из объяснения этнонима НОГАЙ с современных халхаского, буриатского, хальмгского и прочих родственных им языков, как это многие делают, т.е. от слова НОХОЙ – СОБАКА, то к месту приведенное старинное письменное упоминание КАЛКА ТАТАРов, т.е. ХАЛХА ТАТАРов, которые ездят ... на СОБАКАХ.

Нашел чуть отличающийся текст:

Татищев В.Н. Глава восемнадцатая. Остатки скифов, турки и татары:

6. Великая Тартария. Рычков. Ларуису географ. Татары. Каразань гр. Карабань. Зубы золоченые. Тяндюк. Саксар. Кукия гора. Киляк. Кимяк. Калка. Собачья орда. Нагаи. Что Великая Татария от европейцев названа, а они сами оного не употребляют, то я впредь ставлю к свидетельству любомудрого асессора оренбургского господина Рычкова,1 который, по требованию моему, все вышеобъявленное ученым ахунам бухаров и пр. показав, их изъяснения требовал, и что они ему письменно объявили, то, переведши, мне прислал, из которого нужнейшее выбрав, объявлю: "Что касается имени татар, от чего оно произошло и где начало имело, о том никому не ведомо, хотя ученых было довольно. По историям же турецким и персидским, как оренбургский ахун (епископ магометан), выписав, объявил, оный великий народ издревле жил за горами Имай (сие видно взято от древних европейских). Сии горы из всех азиатских почитают за величайшие. Они лежат от востока к западу и разделяются на три части. Первая лежит к северу, другая - на запад, третья - на юг. Первая именуется Алтау. Географ их славный Ларуису род татар производит от могулов. Объявленный ахун объявил мне из книг выписку семи народов, которым имя татар присвоено. Из оных: 1) Зовутся именно татары, живут в горах около града Каразань (думаю, Харасан) и непрестанные неприятели китаев. 2) Карабань татары живут на острове Соленого озера. Они как старейшие почитаются, имеют обычай зубы свои золотить, но почитаются за людей дичайших и глупых. 3) Тяндюк от китаев к полуночи. 4) Саксар на востоке близ океана у горы Кукия. 5) Там же к западу именуемые киляк (киляны, киляки при устье Амура, Страленберг, стр. 386). 6) Кимяк от Байкала к югу (сие конные тунгусы). 7) Калка татары в той же стране и ездят на собаках (сии по заливу Пеншинскому, именуемы Собачья орда). О нагаях рассказывают, что сие имя не старее 300 лет".

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Тюркский элемент в племенах, объединенных Чингисханом, несомненно был, но объявлять их тюрками слишком смело. Скорее всего, монгольские названия многочисленных казахских родов объясняются этнической принадлежностью монгольских тысячников. Чингисхан ведь перетасовал этническую карту Евразии, и многие прежние племенные названия исчезли. Новые племена стали формироваться как раз из монгольских "тысяч". Соответственно, войсковые подразделения часто назывались по племени военачальника, например тысяча такого-то наймана. В итоге такую тысячу называть стали просто найманами. Так случалось на протяжении всей истории, например османы - подданные и подчиненные Османа.

И потому средневековых монголов "древними казахами" называть не очень корректно.

Имхо, при существовавших и при существующих традициях казахского рода с непрерывной связью "род-родоначальник-деды-отец-сын" и категоричного недопущения включений в эту цепочку извне, такие объяснения по меньшей мере некорректны. B)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Как раз таки в тему! Коныраты, из которого происходите вы, Алпамыс, не "тагайский" или "тайский" :( , а именно нагашинский или катынский род. :)

Как говрят русские, от себя не убежишь. :ozbek::D

И обратите внимание, что Зуев пишет о прямой преемственности "монгольских" племен и поздних казахских. А потому все ваши измышления "о тёзках" и о "двух параллельных мирах" бред сивой кобылы.

С вами спорить бесполезно.

Не знаю что бредил там Зуев, но и дураку ясно, что составы племен бывших золотоордынских народов не совпадает.

Еше раз повторю, среднеазиатские коныраты и монгольские унгираты, казахские найманы и монгольские найманы, казахские жалаиры и монгольские джалаиры - не тезки, у них монгольские названия сохранились, но состав поменялся.

Что бы не говорили русские, это не про меня. Мне нужна лишь Истина!

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

С вами спорить бесполезно.

Не знаю что бредил там Зуев, но и дураку ясно, что составы племен бывших золотоордынских народов не совпадает.

Еше раз повторю, среднеазиатские коныраты и монгольские унгираты, казахские найманы и монгольские найманы, казахские жалаиры и монгольские джалаиры - не тезки, у них монгольские названия сохранились, но состав поменялся.

Что бы не говорили русские, это не про меня. Мне нужна лишь Истина!

Вот именно, дуракам и не ясно, что состав родов это не главное, он менялся постоянно, а вот название рода в родоплеменной структуре кочевых племен это и есть главное. И неужели вы считаете названия огузских родов (керей, меркит, конырат, жалаир, дулат и др.) монгольскими? Что они тогда означают, с чем связаны? :ozbek:

Даю ссылку на труд авторитетного казахского китаиста и тюрколога и вам следовало бы гордиться своим катынским родом, из которого брали жен чингизиды, а вы про бредни что-то несете.

Не понимаю вас. :(

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

http://www.vostlit.info/Texts/rus16/Rasidaddin_2/kniga1/framepred2.html

РАШИД-АД-ДИН

СБОРНИК ЛЕТОПИСЕЙ

КНИГА ПЕРВАЯ

ПЕРВОГО ТОМА «СБОРНИКА ЛЕТОПИСЕЙ» С ПОВЕСТВОВАНИЯМИ О ПОЯВЛЕНИИ ТЮРКСКИХ НАРОДОВ И ОБ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ ИХ РАЗДЕЛЕНИЯ НА РАЗЛИЧНЫЕ ПЛЕМЕНА; [РАВНО] О ПОДРОБНОСТЯХ ЖИЗНИ ПРЕДКОВ КАЖДОГО НАРОДА, [ИЗЛАГАЕМЫМИ] В ОБЩЕМ ВИДЕ

...Точно так же народы, которых с древнейших времен и до наших дней называли и называют тюрками, обитали в степных пространствах, в горах и лесах областей Дешт-и Кипчака, русов, черкесов, башкиров, Таласа и Сайрама 208, Ибира и Сибира 209, Булара и реки Анкары 210, в пределах областей, которые известны [под названиями] Туркестана и Уйгуристана; по рекам и горам в [областях] народа найман, как, например, Кок-Ирдыш [Синий Иртыш], Ирдыш 211, [гора] Каракорум 212, горы Алтая, [74] река Орган 213, в области киргизов и кэм-кэмджиутов 214, в местностях с многочисленными летовками и зимовками, известных под именем Могулистана [т.е. страны монголов, – А.С.] и принадлежащих народу кераит, как то: [по рекам и озерам] Онон, Кэлурэн, Талан-Балджиус, Буркан-Калдун, Кукана-наур, Буир-наур, Каркаб, Куйин, Эргунэ-кун, Калайр, Селенга, Баргуджин-Токум, Калаалджин-Элэт и Уткух 215, кои смежны с Китайской стеной. [Все народности] по настоящее время сидят и сидели [на всех этих местах] по [искони] обусловленному [древним обычаем] постановлению.

Благодаря [своей] силе, могуществу, власти и завоеваниям, они распространились по всем областям Китая [Чин], Индии, Кашмира, Ирана, Византии [Рума], Сирии и Египта, подчинив себе большую часть государств населенной части мира.

С течением времени эти народы разделились на многочисленные роды, [да и] во всякую эпоху из каждого подразделения возникали [новые] подразделения и каждое по определенной причине и поводу получило свое имя и прозвище, подобно огузам, каковой народ [75] теперь в целом называют туркменами [туркман], они же разделяются на кипчаков, калачей, канлы’ев, карлуков и другие относящиеся к ним племена; [или как] народы, которые в данное время славны под именем монголов, как джалаиры, татары, ойраты, меркиты и прочие, [равно] подобно некоторым другим народам, которые были похожи на монголов и из которых каждый имел [свое] государство, как кераиты, найманы, онгуты и [другие] подобные им, вроде народов, которые с древних времен до настоящего известны под именами: кунгират 216, куралас, икирас 217, элджигин, урянкат 218, килингут 219 и других, которых всех называют монголами – дарлекинами, [или вроде] народа нирунов, кои суть настоящие монголы, – все они и их подразделения будут [ниже] подробно описаны.

Хотя внешний вид, наречия и говоры [тюрков] близки друг другу, однако, сообразно различию характера и естественных свойств климата каждой [занимаемой ими] области, во внешнем облике и в наречии каждого тюркского народа наблюдаются небольшие основные различия. Несмотря на то, что до самого последнего времени никто не систематизировал в письменной форме перечня большинства ветвей [тюркского народа] и происхождения названий [их] в этом отношении не существует, особенно когда над [всем] этим прошло длительное время [и многое должно было бы утратиться из области познания тюркских народов], – однако [нижеприводимые сведения] изложены [пишущим это] согласно тому, что передали [ему] авторитетные повествователи и рассказчики каждого [тюркского] народа и что находится в некоторых книгах...

____________________________________

Планирую перечитать Рашид-Ад-Дина с привязкой этнонимов и наименований местности к Моголистану (Восточному Туркестану, а не ксовременной Монголии), горы Каракорум к хребту Каракорум в Восточном Туркестане, город Каракорум к Алтын-Эмелю в Алматинской области.

Тогда Найманы будут на своём месте в Восточном Казахстане, Кереи в Западной Сибири.

Будет понятно, зачем и как Чингизхан покорил Мангул-хана (Шара Туджи), то есть остатки каракиданей Елюй Даши в Семиречье (в Токмаке), когда еще не было разрыва с кераитами.

Почему вначале Чингизхан вступил в борьбу с Хорезмшахом, а только потом пошёл походом на Китай. Если бы первоначальные события разворачивались в современной Монголии, то перспективней вначале начать поход на Китай, а потом начать войну с империей Хорезмшаха, находящегося за Алтаем. Понятна и соперничество с кыпчаками, то есть с ближайшими соседями, до сих пор обитающими в Костанайской области. Уйгуры, в этом же случае находятся на своём месте в оазисах Турфанской впадины. Алшины, как и раньше находятся на краю "монгольских" племён на Западе Казахстана. Объясним и халха-монгольский элемент в войсках Чингизхана: это каракидани. Тогда ясна и быстрая "тюркоизация" каракидани это меньшинство среди всех тюркских племен. Отсутствует и необходимость в источниках по "миграции" "монгольских" племен - миграций не было, поэтому нигде и не указано, что жалаиры, коныраты, кереи и меркиты откочевали на запад.

Очень интересно то, что археологических подтверждений по ранней Монгольской империи нет, опора только письменные источники, то есть всем исследователям карты в руки.

С уважением,

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Модераторы
археологических подтверждений по ранней Монгольской империи нет, опора только письменные источники
Это из чего следует? Возьмите учебник по археологии - там довольно много рассказано.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Возьму чуть по-позже уважаемый Стас!

http://www.vostlit.info/Texts/rus16/Rasidaddin_2/kniga1/frametext2.html

Племя джалаир

...Говорят, что их юртом была [местность] Кима [кима] в Каракоруме; у них [столь] слепая преданность, что они давали масло [в пищу] самцам-верблюдам гур-хана, который был государем уйгуров...

_______________________

Жалаиры и сейчас живут южнее Балхаша, возле Алтын-Эмеля, то есть Каракорума. Если бы жалаиры жили бы в на территории современной Монголии, то им тяжело было бы давать масло самцам гур-хана, ведь гур-хан каракиданей дил в Семиречье и действительно был государём уйгуров.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

http://www.vostlit.info/Texts/rus16/Rasidaddin_2/kniga1/frametext3.html

…[В других монгольских книгах] такое нашлось, что Курджакуз-Буюрук-хан имел [свой] юрт в местности Орта-Балагасун 596; он дал Гурхану и Он-хану юрты в Яг-Ябгане 597, а Тай-Тимур-тайши и Юла-Магусу – в местности Карагас-Буругус 598. [Курджакуз] говорил: «Если они будут вместе, то не [будет] мира; после же моей смерти они не оставят улуса кераитов ни с ночи до утра, ни с утра до ночи!»…

…Гурханы, которые были государями в Мавераннахре и Туркестане, [происходят] из народа кара-хитай…

_____________________________

По этому отрывку тоже можно идентифицировать нахождение кераитов, вблизи гурхана, то есть каракиданей – вблизи Семиречья. На это же указывает наименование Орта-Баоагасун, то есть средний Баласагун.

http://www.vostlit.info/Texts/rus16/Rasidaddin_2/kniga1/frametext3.html

В то время татарские племена были весьма многочисленны и могущественны, однако постоянно выказывали покорность государям Хитая и Джурджэ...

_______________________________________

Относительно алчи-татар, видно что они высказывали покорность каракиданям и Джурджэ. Джурдже это Джурджан или Гиркания. То есть алчины находились примерно в тех же местах, что и сейчас.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

http://www.vostlit.info/Texts/rus16/Rasidaddin_2/kniga1/frametext3.html

...Сын [Он-хана], Сангун, с некоторым числом людей бежал из того места, где умертвили его [отца]. На границе Монгольской страны есть город под названием Исак 623. [Сангун] прошел там, удалился в область Тибета и хотел в ней обосноваться [на жительство]. Население Тибета прогнало его, его нукеры рассеялись и он бежал оттуда. В пределах Хотана и Кашгара есть страна, называемая Кусан 624. Там был султан, по имени Кылыч-Кара. Он отыскал Сангуна в той стране, в местности, называемой Чахар-Каха 625, и убил, а его жену и ребенка захватил. По истечении некоторого времени [Кылыч-Кара] отослал [их] к его величеству, Чингиз-хану, и подчинился ему. Из этого племени во времена Чингиз-хана и Он-хана было множество эмиров. У одного эмира было имя Убчиртай 626-Гурин-бахадур. Значение [слова] убчиртай – «красный плод»; в Монголии красное лицо уподобляется ему, а лицо того эмира было подобно красному плоду. Это тот эмир, который воспретил Джамукэ-сэчэну говорить о Чингиз-хане с досадою и с насмешками. Был еще другой эмир, по имени Кури 627-Силиун-тайши...

___________________________

Здесь Рашид-Ад_дин ясно указывает на место развития событий: Хотан, Кашгар, Куча - Моголистан или Восточный Туркестан, современный СУАР.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

http://www.vostlit.info/Texts/rus16/Rasidaddin_2/kniga1/frametext3.html

...Эти племена [найманов] были кочевыми 650, некоторые обитали в сильно гористых местах, а некоторые – в равнинах. Места, на которых они сидели, как упомянуто [?], таковы: Большой [Екэ] Алтай, Каракорум, где Угедей-каан, в тамошней равнине, построил величественный дворец, [137] горы: Элуй 651-Сирас и Кок-Ирдыш [Синий Иртыш], – в этих пределах обитало также племя канлы, – Ирдыш-мурэн, который есть река Иртыш, горы, лежащие между той рекой и областью киргизов и соприкасающиеся с пределами той страны, до местностей земель Могулистана, до области, в которой живал Он-хан, – по этой причине у найманов с Он-ханом постоянно была распря и вражда, – до области киргизов и до границ пустынь, соприкасающихся со страной уйгуров. Эти племена найманов и их государи были уважаемыми и сильными; они имели большое и хорошее войско; их обычаи и привычки были подобны монгольским...

___________________________________________________

Без комментариев: найманы, кереи, канглы и кыргызы.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

http://www.vostlit.info/Texts/rus16/Rasidaddin_2/kniga1/frametext3.html

...Рассказывают, что в стране Уйгуристан имеются две чрезвычайно больших горы; имя одной – Букрату-Бозлук, а другой – Ушкун 721-Лук-Тэнгрим; между этими двумя горами находится гора Каракорум. Город, который построил Угедей-каан, также называется по имени той горы. Подле тех двух гор есть гора, называемая Кут-таг. В районах тех гор в одной местности существует десять рек, в другой местности – девять рек. В древние времена местопребывание уйгурских племен было по течениям этих рек, в [этих] горах и равнинах 722. Тех [из уйгуров], которые [обитали] по течениям десяти рек, называли он-уйгур, а [живших] в [местности] девяти рек – токуз-уйгур. Те десять рек называют Он-Орхон 723, и имена их [следуют] в таком порядке: Ишлик 724, Утингер 725, [147] Букыз 726, Узкундур 727, Тулар 728, Тардар 729, Адар, Уч-Табин 730, Камланджу 731 и Утикан...

http://ru.wikipedia.org/wiki/%CA%E0%F0%E0%EA%EE%F0%F3%EC_(%E3%EE%F0%ED%E0%FF_%F1%E8%F1%F2%E5%EC%E0)

К северу от Каракорума находится восточный (китайский) Туркестан.

__________________________________________________

Река "Орхон" находится в Моголистане, то есть в Восточном Туркестане.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

http://www.vostlit.info/Texts/rus16/Rasidaddin_2/kniga1/frametext4.html

...Упоминание о тюркско-монгольских племенах, называемых дарлекин, кои суть колена и племена, происшедшие от рода [племен] нукуз и кият, ушедших на Эргунэ-кун и существовавших до времени Дубун-Баяна и Алан-Гоа

Согласно тому, что подробно изложено в предисловии к этой благословенной книге, монгольские племена были одной из групп общей массы тюркских племен, их облик и речь сходны между собою. Весь этот народ ведет [свой] род от Яфеса, сына пророка Нуха, – да будет над ним мир! – которого называют Булджа [Абулджа]-хан и который был общим предком тюркских племен. Но так как прошла отдаленная эпоха и [миновало] длительное время, а протяженность дней является причиной забвения обстоятельств, у тюрков же не было ни книг, ни письменности, то они не смогли записать летописи четырех-пяти тысяч лет и [потому] не имеют установленной и достоверной старой летописи, кроме нескольких сказаний, которые [будучи] ближе [всего] к настоящему времени, дошли до них путем изустной передачи, и они внушают их [своим] детям.

У этих племен – смежные друг с другом юрты [места кочевий] и местности, и определенно установлено, откуда и докуда был юрт у каждого племени.

Все их юрты простираются от пределов страны уйгуров до границ Хитая и Джурджэ 768 в тех областях, которые ныне называют Могулистан...

___________________________________________

Правильно названы пределы Казахстана: от каракиданей до восточного края Каспийского моря - Джурджании.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

http://www.vostlit.info/Texts/rus16/Rasidaddin_2/kniga2/frametext6.html

...Чингиз-хан и Он-хан остановились стойбищем на краю Арала, 784 что значит остров...

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

http://www.vostlit.info/Texts/rus16/Rasidaddin_2/kniga2/frametext7.html

...Когда это собрание и курилтай кончились, они выступили в поход против Буюрук-хана. Тот [в это время] охотился на птиц 1020 в пределах Улуг-така, 1021 в местности, которую называют река Сокау, 1022 и ничего не знал. Чингиз-хан и [его] войско, словно неизбежный рок, нагрянули на него и его уничтожили. Они забрали его владение и жилище [ханэ], жен и детей, табуны и стада. [Когда-то] его племянник по брату, Кушлук-хан, в то время когда убивали его отца, Таян-хана, бежал к своему дяде Буюрук-хану. Токтай-беки, государь меркитов, также, как это было раньше изложено, прибыл к нему. Они оба укрылись [151] в местности, название которой Ирдыш, 1023 на рубеже области найманов...

...В год дракона, начинающийся [с месяца] раджаба 604 г. х. [январь – февраль 1208 г. н.э.], когда Чингиз-хан вернулся после завоевания областей Тангут и киргизов и эмиры этих областей [ему] подчинились, – он расположился в своих жилищах [ханаха]. Там он провел конец лета и зимой счастливо выступил для отражения Токтай-беки и Кушлука, которые оба бежали после битвы к Буюрук-хану и прибыли в область [реки] Ирдыша...

____________________________

Иртыш - наиболее часто упоминаемая река, от современной Монголии через Алтай добираться не так удобно, а вот из Моголистана (Восточного Туркестана) легче.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

http://www.vostlit.info/Texts/rus16/Rasidaddin_2/kniga2/frametext10.html

...После завоевания страны тазиков, в год бичин, который является годом обезьяны, начинающийся с мухаррама 621 г. х. 24 января – 22 февраля 1221 г. н.э.], Чингиз-хан привел в исполнение свое] намерение вернуться к [своему] коренному становищу [макам] и к древнему [своему] юрту. Причиной поспешности в этом деле было прибытие известия о восстании жителей Тангута, которые вследствие продолжительности времени [его] отсутствия стали колеблющимися [в своих помыслах]. Он отправился по дороге [через] горы Бамиана, а обозу [угрук], который он [раньше] оставил в пределах Баглана, 1423 приказал сняться с места [и идти по указанному направлению]. Переправившись той зимой через Джейхун, он расположился в окрестностях Самарканда.

Когда Чингиз-хан выступил оттуда, он приказал Туркан-хатун, матери султана Мухаммеда, и его женам [харамха] выйти вперед и громко оплакивать государство [султана], пока монгольские войска не пройдут перед ними.

Когда оттуда [от Самарканда] он дошел до реки Бенакета [т.е. до Сыр-дарьи], все сыновья, за исключением Джочи, собрались к отцу и они устроили там курилтай. Затем, выступив из той местности, они шли медленно и спокойно от стоянки к стоянке, пока не дошли до своего коренного юрта и стойбища [макам]...

_________________________________________________________________

Коренной юрт Чингизхана был не так далеко от Сырдарьи.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

http://www.vostlit.info/Texts/rus16/Rasidaddin_2/kniga2/frametext10.html

...Когда он дошел до пределов своих орд, к нему вышли навстречу Кубилай-каан, которому было одиннадцать лет, и Хулагу-хан, которому было девять лет. Случайно в это время Кубилай-каан подбил зайца, а Хулагу-хан дикую козу в местности Айман-хой, 1437 на границе страны [230] найманов, близ Имил-Кучина 1438 по ту сторону реки Хилэ [?], поблизости от области уйгуров...

__________________________________________

Имил-Кучин, Имил современный Эмель, Кучин, скорее всего Кульджа. Хилэ, безусловно, Или. Местность и в настоящее время расположена на границе страны найманов, поблизости от области уйгуров!

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Гость
Эта тема закрыта для публикации ответов.


×
×
  • Создать...