Jump to content
Guest Торэмен

Древнетюркский язык и родина пратюркского языка

Recommended Posts

5 часов назад Baurchuk Art Tekin написал:

К языку древнетюркских памятников наиболее близко стоят уйгурский и киргизский языки. Высокий процент уйгурских и киргизских параллелей отмечается во многих тематических группах. Близость уйгурского языка к древнетюркскому выявляется в устойчивости структурных типов и лексических значений параллелей. В этом плане все показатели киргизского языка несколько уступают уйгурскому.

http://yakutiafuture.ru/2015/12/15/istoricheskoe-otnoshenie-yakutskogo-yazyka-k-drevnetyurkskim-vostochno-tyurkskim-i-mongolskim-yazykam/

я думал что огузские и особенно карлукские языки близки к языку ДТ памятников. а вот кыргызский относят то к отд. группе то к кыпчакской. но он явно отличается от ост. кыпчаксих своей "сибирскостью"

Link to comment
Share on other sites

1 час назад Идикут написал:

Что думайте о родине пратюркского языка - Ордос (Внутренняя Монголия КНР)?

 

Скрытый текст

1000px-China_Inner_Mongolia_Ordos.svg.pn

 

самые древние хуннские памятники ведь там? если докажем что хунну были тюркоязычнми то почему бы нет? тут на форуме читал версию что тюркские языки появились севернее (что то связанное с динлинами)

Link to comment
Share on other sites

46 минут назад Baurchuk Art Tekin написал:

Кыргызский язык можно назвать макро-огузским в своей основе. Несмотря на то что он был подвержен сильной кипчакизации в новое время, он всё-равно ближе к древнетюркскому чем "сибирские" якутский и тувинский языки. 

Сейчас он классифицируется как язык кипчакской группы.

недавно читал что в баширском тоже есть следы огузского

Link to comment
Share on other sites

32 минуты назад Baurchuk Art Tekin написал:

Как и в татарском))) (не путать с крымско-татарским)

вы, кстати, считаете чувашский производным от булгарского? и к каким языкам вы отнсите эпитафии 1 и 2 типа соответственно?

Link to comment
Share on other sites

5 hours ago, кылышбай said:

самые древние хуннские памятники ведь там? если докажем что хунну были тюркоязычнми то почему бы нет? тут на форуме читал версию что тюркские языки появились севернее (что то связанное с динлинами)

Необходимо еще принимать во внимание лингвистические аспекты пратюркского языка. Например слово 'гюрюч" обозначающее рис исходно тюркское - оно не заимствовано как другие сельскохозяйственные термины. Получается что пратюрки выращивали рис? :) Мне кажется пра-тюрки близко соседствовали с Китаем (много китайских заимствований, и у китайцев много тюркских заимствований) и не были номадами или по крайней мере имели смешанную экономику. А быт кочевников они переняли у скифов которые говорили на восточно-иранском языке. Как объяснить индоевропейские гаплогруппы в частности r1a в генофонде тюрков? Только перемешиванием пра-пра-тюрков со скифами. Скифов, сарматов и прочих пра-тюрки довольно быстро сместили. 

Link to comment
Share on other sites

5 часов назад Идикут написал:

Необходимо еще принимать во внимание лингвистические аспекты пратюркского языка. Например слово 'гюрюч" обозначающее рис исходно тюркское - оно не заимствовано как другие сельскохозяйственные термины. Получается что пратюрки выращивали рис? :) Мне кажется пра-тюрки близко соседствовали с Китаем (много китайских заимствований, и у китайцев много тюркских заимствований) и не были номадами или по крайней мере имели смешанную экономику. А быт кочевников они переняли у скифов которые говорили на восточно-иранском языке. Как объяснить индоевропейские гаплогруппы в частности r1a в генофонде тюрков? Только перемешиванием пра-пра-тюрков со скифами. Скифов, сарматов и прочих пра-тюрки довольно быстро сместили. 

Только из за слова "гюрюч" (рис) и гг  r1a такие глобальные выводы, что изначально тюрки не были номадами, а были земледельцами? 

Link to comment
Share on other sites

10 часов назад Идикут написал:

Необходимо еще принимать во внимание лингвистические аспекты пратюркского языка. Например слово 'гюрюч" обозначающее рис исходно тюркское - оно не заимствовано как другие сельскохозяйственные термины. Получается что пратюрки выращивали рис? :) Мне кажется пра-тюрки близко соседствовали с Китаем (много китайских заимствований, и у китайцев много тюркских заимствований) и не были номадами или по крайней мере имели смешанную экономику. А быт кочевников они переняли у скифов которые говорили на восточно-иранском языке. Как объяснить индоевропейские гаплогруппы в частности r1a в генофонде тюрков? Только перемешиванием пра-пра-тюрков со скифами. Скифов, сарматов и прочих пра-тюрки довольно быстро сместили. 

тяжело вериться что от земледелия можно бло перейти на кочевое скотоводство. разве что если пришлось (потеряли пригодные земли и пришли в степи)

5 часов назад Zake написал:

Только из за слова "гюрюч" (рис) и гг  r1a такие глобальные выводы, что изначально тюрки не были номадами, а были земледельцами? 

что то до номадизма ведь было. но скорее не земледелие. думаю сначала были охотниками-собирателями. а переняли коч. скотоводство или сами изобрели - это уже др. вопрос

Link to comment
Share on other sites

14 часов назад Идикут написал:

Получается что пратюрки выращивали рис?

Возможно пратюрки , не обязательно выращивая сами, дали этому злаку своё название.

Link to comment
Share on other sites

в контексте пратюрко-скифских связей (нужно учесть что тут про европейских скифова ведь были "скифоподобные" культуры и в ЦА):

На каком языке говорили скифы?

На основании новых лингвистических данных С.В.Куланда из Института востоковедения РАН предположил, что потомками скифов могут быть восточные афганцы.

Скрытый текст

 

В 1950 – 60-х годах осетинский исследователь В.И.Абаев доказал, что языки сармат, алан и осетин произошли от языка скифов. Его доказательства опирались на лингвистические параллели. Полстолетия назад научный мир безоговорочно принял эту теорию, согласно которой осетинский язык оказался реликтом скифо-сарматского ираноязычного мира.
 

Однако сегодня это утверждение подвергается сомнению. Кандидат исторических наук Сергей Викторович Куланда из Института востоковедения РАН, сопоставив новые лингвистические данные, пришел к выводу, что вопрос о происхождении скифов и скифского языка необходимо пересмотреть также как и вопрос о скифских корнях осетин. 
 

Сложность предмета состоит в том, что скифы не оставили следов письменности. А от самого скифского языка остались лишь имена собственные и, возможно, некоторые топонимы, сохранившиеся в греческих и переднеазиатских источниках. Аргументами в пользу отождествления скифского и иранских языков, на которые основывались все предыдущие исследования, были: переход иранского Д в скифское ЛЬ (хотя, как считает С.В.Куланда, это всего лишь ареальное явление, присущее разным языкам данного региона, не зависящее от генетической принадлежности); переход начального иранского ХЩ в С или Щ (однако в греческом языке есть только один вариант написания звука С и возможности другого его написания просто не было); и переход Щ в Д (в греческом языке этот звук передаётся только одним способом и не может учитываться как особенность именно скифского языка). Поскольку упомянутые переходы наблюдаются и в древнеперсидском языке, следовательно, тождественность иранского и скифского языка на этом основании вряд ли можно считать доказанной. 
 

Существуют версии, по которым скифский след нужно искать в тюркских языках. Однако до I в. н.э. существовал только прототюркский язык. В нём слова никогда не начинались на М и Л. Однако известны скифские имена, как Мадий и Липоксай. К тому же, в тюркских языках встречаются сочетания согласных, которые в скифском языке отсутствуют. Следовательно, по лингвистическим характеристикам скифский язык не принадлежал и к тюркской группе. 
 

Проанализировав написание скифских имён в различных языках, С.В.Куланда пришёл к выводу, что между скифами и западными греками, фракийцами, мидийцами и ассирийцами существовали тесные контакты. Первыми из греков со скифами познакомились не ионийцы, как считалось ранее, а дарийцы. Очевидно, скифы встречались с дарийцами на севере Балкан до переселения последних на Сицилию. А фракийцы переняли от скифов такие слова, как "кшатрай", "сайяй", правда, что они означают, неизвестно. В ассирийском, греческом и иранском языке от скифского сохранились такое слово как "сатрап". 
 

Изучив топонимы, С.Куланда выявил, что переход ХЩ в С в начальной позиции характерен только для скифского языка, но не для древнеперсидского. Однако известно имя мидийского царя Киаксар (625 до н.э. – 585 до н.э.), что может свидетельствовать о сильном скифском влиянии в мидийском обществе. 
 

Анализируя эти явления, учёный подошёл вплотную к ответу на вопрос о прародине скифов. Ему удалось выяснить, что в восточно-иранских языках сохранились заимствования из северокавказских языков, которых нет в западноиранских языках. На основе этих фактов С.Куланда выдвинул гипотезу о том, что восточно-иранские племена после отделения их от массива общеиранских племён находились в зоне контактов с северокавказскими племенами. Это серьёзный аргумент против традиционной теории, утверждающей, что скифская культура сложилась в Центральной Азии. Согласно другой теории, которую косвенно подтверждают выводы учёного, скифы происходят из восточноевропейских степей. 
 

С точки зрения С.В.Куланды, скифский язык относится, скорее, к восточно-иранской группе языков. Он родственен сарматскому и осетинскому языкам, но это родство более отдалённое, чем его связи с бактрийским (среднеиранским) и современными языками народов восточного Афганистана. Это позволяет предположить, что скифы – предки не осетин, а восточных афганцев. Дальнейшая разработка этой версии поможет точнее определить истинных потомков скифов. 

 

 

Link to comment
Share on other sites

4 hours ago, кылышбай said:

в контексте пратюрко-скифских связей (нужно учесть что тут про европейских скифова ведь были "скифоподобные" культуры и в ЦА):

На каком языке говорили скифы?

На основании новых лингвистических данных С.В.Куланда из Института востоковедения РАН предположил, что потомками скифов могут быть восточные афганцы.

  Reveal hidden contents

 

В 1950 – 60-х годах осетинский исследователь В.И.Абаев доказал, что языки сармат, алан и осетин произошли от языка скифов. Его доказательства опирались на лингвистические параллели. Полстолетия назад научный мир безоговорочно принял эту теорию, согласно которой осетинский язык оказался реликтом скифо-сарматского ираноязычного мира.
 

Однако сегодня это утверждение подвергается сомнению. Кандидат исторических наук Сергей Викторович Куланда из Института востоковедения РАН, сопоставив новые лингвистические данные, пришел к выводу, что вопрос о происхождении скифов и скифского языка необходимо пересмотреть также как и вопрос о скифских корнях осетин. 
 

Сложность предмета состоит в том, что скифы не оставили следов письменности. А от самого скифского языка остались лишь имена собственные и, возможно, некоторые топонимы, сохранившиеся в греческих и переднеазиатских источниках. Аргументами в пользу отождествления скифского и иранских языков, на которые основывались все предыдущие исследования, были: переход иранского Д в скифское ЛЬ (хотя, как считает С.В.Куланда, это всего лишь ареальное явление, присущее разным языкам данного региона, не зависящее от генетической принадлежности); переход начального иранского ХЩ в С или Щ (однако в греческом языке есть только один вариант написания звука С и возможности другого его написания просто не было); и переход Щ в Д (в греческом языке этот звук передаётся только одним способом и не может учитываться как особенность именно скифского языка). Поскольку упомянутые переходы наблюдаются и в древнеперсидском языке, следовательно, тождественность иранского и скифского языка на этом основании вряд ли можно считать доказанной. 
 

Существуют версии, по которым скифский след нужно искать в тюркских языках. Однако до I в. н.э. существовал только прототюркский язык. В нём слова никогда не начинались на М и Л. Однако известны скифские имена, как Мадий и Липоксай. К тому же, в тюркских языках встречаются сочетания согласных, которые в скифском языке отсутствуют. Следовательно, по лингвистическим характеристикам скифский язык не принадлежал и к тюркской группе. 
 

Проанализировав написание скифских имён в различных языках, С.В.Куланда пришёл к выводу, что между скифами и западными греками, фракийцами, мидийцами и ассирийцами существовали тесные контакты. Первыми из греков со скифами познакомились не ионийцы, как считалось ранее, а дарийцы. Очевидно, скифы встречались с дарийцами на севере Балкан до переселения последних на Сицилию. А фракийцы переняли от скифов такие слова, как "кшатрай", "сайяй", правда, что они означают, неизвестно. В ассирийском, греческом и иранском языке от скифского сохранились такое слово как "сатрап". 
 

Изучив топонимы, С.Куланда выявил, что переход ХЩ в С в начальной позиции характерен только для скифского языка, но не для древнеперсидского. Однако известно имя мидийского царя Киаксар (625 до н.э. – 585 до н.э.), что может свидетельствовать о сильном скифском влиянии в мидийском обществе. 
 

Анализируя эти явления, учёный подошёл вплотную к ответу на вопрос о прародине скифов. Ему удалось выяснить, что в восточно-иранских языках сохранились заимствования из северокавказских языков, которых нет в западноиранских языках. На основе этих фактов С.Куланда выдвинул гипотезу о том, что восточно-иранские племена после отделения их от массива общеиранских племён находились в зоне контактов с северокавказскими племенами. Это серьёзный аргумент против традиционной теории, утверждающей, что скифская культура сложилась в Центральной Азии. Согласно другой теории, которую косвенно подтверждают выводы учёного, скифы происходят из восточноевропейских степей. 
 

С точки зрения С.В.Куланды, скифский язык относится, скорее, к восточно-иранской группе языков. Он родственен сарматскому и осетинскому языкам, но это родство более отдалённое, чем его связи с бактрийским (среднеиранским) и современными языками народов восточного Афганистана. Это позволяет предположить, что скифы – предки не осетин, а восточных афганцев. Дальнейшая разработка этой версии поможет точнее определить истинных потомков скифов. 

 

 

Потомки скифов это тюрки. Пратюрки поглотили скифов и передали им свой язык. r1a-z93, z94, j2 - это все индоевропейские маркеры. 

Link to comment
Share on other sites

7 минут назад Идикут написал:

Потомки скифов это тюрки. Пратюрки поглотили скифов и передали им свой язык. r1a-z93, z94, j2 - это все индоевропейские маркеры. 

У тюрков видно сборная была изначально ,часть возможно с С3 ,О N гаплы имели ? Что скажете? 

Link to comment
Share on other sites

18 minutes ago, mechenosec said:

У тюрков видно сборная была изначально ,часть возможно с С3 ,О N гаплы имели ? Что скажете? 

У хунну найдены r1a, C, Q и N. Они были ярко выраженными монголоидами (10% европеоидной примеси). 

Link to comment
Share on other sites

20 минут назад Идикут написал:

У хунну найдены r1a, C, Q и N. Они были ярко выраженными монголоидами (10% европеоидной примеси). 

Про хунну всегда был уверен что часть из них были  ветвью протомонголов ,про тюрков говорил.

Link to comment
Share on other sites

В одном видео со скифских раскопок в России какой-то человек, по-ходу главный там, предположил, что потомки скифов скорее всего тюрки. И еще, на одной лекции о скифах с ютюба девушка лектор сказала, что генетически потомками скифов являются жители западного Кавказа и некоторые тюркские народы.

Link to comment
Share on other sites

Мой препод ИСЕА, как-то вскользь упоминал саков, и сделал ремарку "ваши прапрадедушки тюрки". Я тогда про себя хмыкнул, какие же саки тюрки? А оказалось, что препод то был недалек от истины.

Link to comment
Share on other sites

20 часов назад Le_Raffine написал:

Мой препод ИСЕА, как-то вскользь упоминал саков, и сделал ремарку "ваши прапрадедушки тюрки". Я тогда про себя хмыкнул, какие же саки тюрки? А оказалось, что препод то был недалек от истины.

В 16.03.2018 в 20:46 Идикут написал:

Потомки скифов это тюрки. Пратюрки поглотили скифов и передали им свой язык. r1a-z93, z94, j2 - это все индоевропейские маркеры. 

все это гипотезы. известно лишь что у причерн. скифов вероятнее язык был восточно-иранским. но были азиатские. они же наверное и растворились в тюрках

Link to comment
Share on other sites

 

В 20.03.2018 в 12:17 кылышбай написал:

а я выше скидывал цитату про Куланду

 

В 16.03.2018 в 13:31 кылышбай написал:

Сложность предмета состоит в том, что скифы не оставили следов письменности. А от самого скифского языка остались лишь имена собственные и, возможно, некоторые топонимы, сохранившиеся в греческих и переднеазиатских источниках.

Вы (с Куландой) действительно так уверены, что "от самого скифского языка остались лишь имена собственные" ??

Link to comment
Share on other sites

В 16.03.2018 в 13:31 кылышбай написал:

Сложность предмета состоит в том, что скифы не оставили следов письменности. А от самого скифского языка остались лишь имена собственные и, возможно, некоторые топонимы, сохранившиеся в греческих и переднеазиатских источниках.

Неужели один из ведущих скифологов России -- Куланда -- написал подобную чушь.?

Ув. кылышбай, ну, признайтесь, -- Вы решили опорочить честное имя С.В.Куланда из Института востоковедения РАН  перед нами ?

(Ведь ещё Геродот говорил, что “арима” у скифов значит единица, а “спу” – глаз. )

И вообще...

Link to comment
Share on other sites

Хотя....

... я, конечно, понимаю, что современные российские скифологи настолько увлечены "скифскими именами собственными" в ущерб "скифским словам", что репутация у них ,конечно, очень подмочена. Но....

Link to comment
Share on other sites

В 14.03.2018 в 14:16 Идикут написал:

Что думайте о родине пратюркского языка - Ордос (Внутренняя Монголия КНР)?

1000px-China_Inner_Mongolia_Ordos.svg.pn

Что я думаю?

Фигня всё это, я думаю.

В 21.03.2018 в 13:41 Ындыр написал:

А.А. Ковалев
Происхождение хунну согласно данным истории и археологии.

"

Первое определённое упоминание «сюнну» как отдельного племени воспроизведено в сочинении «Шо юань» (глава 1 «Цзюнь дао»): «Яньский Чжао-ван, спрашивая Го Вэя, сказал: «Мои земли утеснены, населения мало. Цисцы отобрали и уничтожили восемь [моих] крепостей, сюнну мчатся во весь опор на лоуфаней...» [Шо юань, с. 33; Сюн Цуньжуй, 1983, с. 112]. Приведённый отрывок взят из диалога Чжао-вана и Го Вэя, в котором Го Вэй предлагает вану созвать ко двору мудрецов со всех концов Поднебесной. Этот диалог традиционно относят к самому началу пребывания Го Вэя при яньском дворе, т.е. мы можем принять его датировку как 311-310 гг. до н.э.

"

1) Лоуфани - это те, кто жил на севере Ордоса до гуннов
2) Земли Лоуфаней (Ордос) заняли гунны в 311-310 гг. до н.э
3) к 100 годам до н.э. гунны были вытеснены из Ордоса китайцами.
4) ув. povodok говорит, что во 2-1 веках до н.э. гуннская археология появляется (в том числе) в Бурятии и Прибайкалье (посреди свиноводов, обогревающих дома "канами").

Гунны взялись от куда-то в Ордосе -- в готовом виде.

И были там всего 200 лет.

На пра-родину тюркского формирования вообще не тянет.

  • Одобряю 1
Link to comment
Share on other sites

11 часов назад Ындыр написал:

Неужели один из ведущих скифологов России -- Куланда -- написал подобную чушь.?

Ув. кылышбай, ну, признайтесь, -- Вы решили опорочить честное имя С.В.Куланда из Института востоковедения РАН  перед нами ?

(Ведь ещё Геродот говорил, что “арима” у скифов значит единица, а “спу” – глаз. )

И вообще...

В 21.03.2018 в 21:52 Ындыр написал:

Вы (с Куландой) действительно так уверены, что "от самого скифского языка остались лишь имена собственные" ??

я просто "не втеме" как вы и др. форумчане. читаю в нете всякое, везде так уверенно пишут что скифы ИЕ. а мне просто просто интересно:

1. ираноязычность сарматов доказана?

2. ираноязычность причерн. скифов доказана?

ваше мнение

Link to comment
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now


×
×
  • Create New...